Сербский Патриарх Порфирий официально провозгласил автокефалию Македонской Православной Церкви
Священный Синод Сербской Церкви единогласно удовлетворил просьбу «Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии» о признании её автокефалии
24 мая 2022 года, после Божественной литургии в праздник святых Кирилла и Мефодия в Кафедральном соборе святого Климента Охридского в Скопье, Предстоятель Сербской Православной Церкви выступил с торжественной речью. В своём выступлении Патриарх Порфирий сообщил, что Священный Синод Сербской Церкви единогласно откликнулся на просьбу «Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии» и признал статус автокефалии, сообщает «Союз православных журналистов».
«Совсем недавно я увидел радость и любовь в глазах каждого из вас! Я чувствую обязанность и долг, как для себя, так и для иерархов Сербской Церкви, и это означает, что мы преодолели искушение и теперь едины. Сейчас я хочу сообщить вам радостную новость! Священный Синод Сербской Церкви ответил на просьбу Македонской Церкви и единогласно решил признать её автокефальный статус», — цитирует Патриарха Порфирия Romfea.gr.
После объявления Патриарха Порфирия зазвонили колокола Кирилло-Мефодиевского собора.
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви уполномочил Священный Синод в сотрудничестве с Македонской Церковью проработать технические детали, после чего будет объявлено решение с соответствующим текстом автокефалии. После этого другие Поместные Церкви будут проинформированы об этом решении.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл отметил своё тезоименитство
В Москве состоялся приём по случаю Дня славянской письменности и культуры и Патриарших торжеств
24 мая 2022 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялся приём по случаю Дня славянской письменности и культуры и тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл разделил трапезу с участниками торжеств.
С приветственными речами на приеме выступили митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин.
В слове за трапезой Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл коснулся, в частности, темы строительства храмов в российской столице.
«Особые слова благодарности хотел бы обратить в адрес Владимира Иосифовича Ресина, человека высочайшей профессиональной компетенции. Многие годы именно он был главным строителем Москвы; это он и его команда и строили, и украшали Москву. И то, что Владимир Иосифович стал советником Патриарха, очень помогло мне в решении всех вопросов, связанных со строительством храмов в городе Москве», — сказал Святейший Владыка.
«Благодарю Вас сердечно, Владимир Иосифович, и всю Вашу команду — всех тех, кто вместе с Вами работает. Но думаю, что даже Вашего таланта и моих немощных сил не хватило бы, если бы эта программа не была востребована, если бы она была навязана сверху, если бы это был некий популизм. На самом деле то, что мы делаем, востребовано народом», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
«Действительно, Божие чудо, чтобы в европейском мегаполисе строилось столько храмов, это просто немыслимо. Когда мне приходилось об этом рассказывать моим европейским собеседникам, я по глазам видел, что они не вполне понимают, о чём речь: везде храмы закрываются, переоборудуются в культурные, спортивные и прочие учреждения, а в Москве строятся! Что же это за феномен? О чём он свидетельствует? В первую очередь — о вере нашего народа. О том, что люди, которые еще вчера не осознавали себя православными, потому что воспитывались в советское время, в душе всегда хранили веру. И они стали вносить свой вклад в укрепление церковной жизни, когда появилась такая возможность», — констатировал Предстоятель Русской Церкви.
«В связи с этим хотел бы обратиться к братьям-архипастырям: никогда не бойтесь делать то, что нужно делать, даже если это кажется вам не вполне реальным и даже фантастическим. Ибо если это дело Божие, то оно, несомненно, осуществится», — добавил Святейший Патриарх Кирилл.
«Бывает, что человек не так уж часто в храм ходит, но живёт верой и при любой возможности помогает Русской Православной Церкви. Таких очень много во власти, в Вооруженных силах, в среде нашей интеллигенции. И, может быть, главная наша задача заключается в более глубоком воцерковлении этих людей, особенно в нынешнее непростое время», — подчеркнул Святейший Владыка.
«Именно сейчас мы должны с особой серьёзностью обратиться к нашей пастве, но самое главное — мы, архипастыри, должны подавать пример. Мы должны жертвенно трудиться. Мы должны совершать наше дело не покладая рук. Действительно, время особенное, но мы как верующие люди обращены вперед, и наш возглас — это возглас святого Иоанна Богослова, которым завершается книга Откровения: „Ей, гряди, Господи Иисусе!“ (Откр. 2:20)», — сказал Предстоятель Русской Церкви.
В завершение Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил всех собравшихся за поздравления, молитвы и слова поддержки.
Русская линия
«Я сегодня особенно молюсь о том, чтобы силы зла не поколебали единство нашей Церкви»
Предстоятель Русской Православной Церкви заявил, что верит в преодоление церковного раскола на Украине каноническим путём
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день своего тезоименитства молился о единстве Русской Православной Церкви и выразил уверенность в том, что церковный раскол на Украине будет преодолен и сделано это будет исключительно каноническим путём, сообщает Интерфакс.
«Практически вся история Церкви, связанная с появлением расколов и разделений, она оттуда, от внешних врагов Церкви, которые непременно находили себе адептов и сторонников внутри Церкви и таким образом приносили губительные последствия для жизни православия. Но по милости Божией все это преодолено и отторгнуто. Верим, что точно так же будет и на украинской земле», — сказал Патриарх в проповеди после службы в храме Христа Спасителя по случаю дня памяти святых Кирилла и Мефодия.
Он признался, что каждый день молится о том, чтобы Господь дал украинскому духовенству и пастве сохранить верность церковному единству и способность сопротивляться внешнему давлению, «а в самый трудный момент вспомнили бы, как все мы сопротивлялись самым опасным внешним давлениям во времена атеизма, и выдержали, и сохранили непорочной Церковь нашу от всяких искушений».
«Я сегодня особенно молюсь о том, чтобы силы зла не поколебали единство нашей Церкви, а это означает и то, чтобы эти силы не смогли поколебать верность народа нашего вере Христовой и способность сохранять единство и сплоченность в недрах Церкви Православной», — сказал Патриарх Кирилл.
Русская линия
В России запретят продавать детей иностранцам
Госдума одобрила в I чтении запрет услуг суррогатного материнства для иностранных граждан. Полностью запрещать эту постыдную практику власти не стали
Предусматривается, что суррогатной матерью может быть только гражданка России. Запрет не будет распространяться на случаи, когда в зарегистрированном браке состоят гражданин РФ и иностранный гражданин «в целях не допустить дискриминацию прав гражданина России, исходя из гражданства супруга», сказал соавтор инициативы, глава комитета по безопасности Василий Пискарев, сообщает Интерфакс.
Он также сообщил, что «за последние несколько лет даже по самым приблизительным подсчётам вывезено за рубеж около 45 тысяч детей, рожденных суррогатными матерями в интересах иностранцев».
В пояснительной записке отмечается, что в настоящее время одним из наиболее важных факторов высокой степени латентности преступлений против детей в данной сфере является то, что дети, рождённые на территории России в результате применения суррогатного материнства, не приобретают гражданство РФ, поскольку оба лица, являющиеся генетическими родителями ребёнка и записанные родителями в свидетельстве о его рождении, не являются гражданами России.
Законопроект предлагает ввести обязательное получение указанными детьми гражданства РФ, если они рождены или вынашивались суррогатной матерью на день вступления в силу запрета на суррогатное материнство для иностранных граждан и лиц без гражданства. Это касается случаев, когда потенциальные родители или одинокая женщина, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Также предусматривается, что ребёнок получит российское гражданство, если потенциальные родители или одинокая женщина утратили гражданство РФ на день государственной регистрации рождения.
Указанные нововведения не будут препятствовать выезду ребёнка со своими родителями в страны их проживания, а направлены лишь на создание дополнительных механизмов защиты прав несовершеннолетних граждан РФ, в том числе пострадавших от преступлений за пределами России, говорится в пояснительной записке.
Введение обязательного получения гражданства России указанными детьми позволит российским компетентным органам осуществлять необходимый контроль за дальнейшей судьбой вывезенных детей, считают авторы законопроекта.
В Русской Православной Церкви ранее неоднократно призывали полностью запретить эту постыдную практику продажи детей за деньги. Однако, российские власти решились пока только на некоторые ограничения в этом вопросе в отношении иностранцев.
Русская линия
В «ПЦУ» началась подготовка к захвату Киево-Печерской лавры
Украинские раскольники создали свою «Лавру» и под этим предлогом требуют передать им один из храмов обители
23 мая 2022 года «Синод» раскольнической структуры «ПЦУ» под руководством Епифания Думенко заявил о создании религиозной организации с названием «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь) Украинской Православной Церкви (Православной церкви Украины)», что знаменует собой начало подготовки попытки силового захвата Киево-Печерской лавры, сообщает Православие.Ru со ссылкой на сайт раскольнической структуры.
В частности, «Синод ПЦУ» просит главу Думенко обратиться в Кабинет министров Украины с просьбой о получении храма в Верхней части Киево-Печерской Лавры «для совершения богослужений и ведения монастырской деятельности Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры УПЦ (ПЦУ)».
Более того, раскольники подчеркнули, что Лавра «неканонично» подчиняется УПЦ. Поэтому, как заявили в «ПЦУ», они хотят создать свою религиозную организацию с названием «Киево-Печерская лавра» с прямым подчинением Думенко.
В Синодальном юридическом отделе УПЦ подчеркнули, что этим решением «Синод ПЦУ» фактически дублирует название находящегося мужского монастыря УПЦ, действующего в настоящее время в Киево-Печерской Лавре. Более того, данное решение подтверждает захватническую политику церковного мародёрства на уровне «Синода ПЦУ», которая заключается в незаконном захвате храмов Украинской Православной Церкви.
«Практика создания параллельных церковных структур с подобным или одинаковым наименованием была введена еще при Филарете (Денисенко) с целью рейдерского захвата имущества религиозных общин», — заметили в Юридическом отделе.
Усилиями верующих и монахов мужского монастыря УПЦ Киево-Печерской Лавры, начиная с 1990-х годов, были восстановлены храмы, возобновилась богослужебная жизнь в монастыре.
Как добавили в УПЦ, согласно статистическим данным Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести (ДЭСС), по состоянию на 1 января 2021 года сеть монастырей «ПЦУ» составляет 79 монастырей, в которые входят 233 монаха, что в совокупности составляет 2,9 человека на один монастырь.
«Эта информация свидетельствует о том, что на сегодня „ПЦУ“ не нуждается в образовании дополнительных монастырей, поскольку в „ПЦУ“ практически нет желающих жить монашеской жизнью, а подавляющее большинство монастырей „ПЦУ“ существует только номинально на бумаге», — обратили внимание в Юридическом отделе УПЦ и подытожили: «В связи с этим склонны заключить, что решение синода „ПЦУ“ об образовании мужского монастыря является очередной попыткой образования искусственного монастыря, не имеющего целью организации монашеской жизни, но создает потенциальную угрозу вражды на религиозной почве».
Напомним, что в настоящее время Нижняя лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви, а Верхняя лавра — в ведении Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Ранее сторонники «ПЦУ» уже неоднократно размещали на сайте Президента Украины электронные петиции о передаче Киево-Печерской Лавры «ПЦУ», истинная цель которых — «найти лазейку», чтобы отобрать Святую Лавру у Украинской Православной Церкви. Ныне структура Думенко вновь решила «воспользоваться случаем» в меркантильных целях, прикрываясь политическими лозунгами
Русская линия
В храме Гроба Господня в Иерусалиме замироточили иконы
Мироточение икон в иерусалимском храме зафиксировали в ночь на 24 мая, в день, когда Церковь празднует память святых Кирилла и Мефодия
Иерусалимский Патриархат изучает мироточение четырёх икон в храме Гроба Господня и планирует дать этому официальную оценку и разъяснение, сообщает «Союз православных журналистов».
В настоящее время Интернете уже появилось видео с мироточащими иконами в храме Гроба Господня Иерусалима на Святой Земле. Запись с фотографиями также опубликована в различных соцсетях.
Мироточение четырёх икон в приделе Лонгина и приделе Бичевания заметили в ночь на 24 мая 2022 года, в день, когда Православная Церковь празднует память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Отметим, что накануне трагических событий на Украине и начала полномасштабных военных действий на Донбассе, в Волгоградской области также начали мироточить многочисленные иконы. Причём через некоторое время это миротечение сменилось кровотечением.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, мы вспоминаем русского патриота дьяка Тимофея Осипова и академика А.И.Соболевского
Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий, происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (в иночестве — Кирилл) — самым младшим.
Святой Мефодий около 10 лет был византийским воеводой в славянском княжестве Славинии, бывшею под греческой державой. По особому усмотрению, Божию Мефодий хорошо изучил славянский язык и стал располагать свою волю к отречению от всего земного. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.
Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним Императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа. По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан Императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.
Вскоре Император вызвал обоих братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились в Корсуни, где чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского. Там же в Корсуни святой Константин нашел человека, говорящего по-русски, и стал учиться у него читать и говорить на его языке. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь.
Вскоре Император призвал святого Константина и приказал идти просвещать славян в Моравии. В 863 году с помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Затем братья отправились в Моравию и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов и они подали жалобу в Рим. Однако по прибытии братьев в Вечный город папа Римский Адриан утвердил богослужение на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград.
В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.
Сегодня вспоминаем подвиг русского патриота дьяка Тимофея Осипова, принявшего мученическую смерть 11 мая 1606 года.
История не сохранила для нас биографии этого мужественного русского человека. Известно лишь, что в Смутное время, после захвата власти в Москве Лжедмитрием I на Тимофея Осипова была возложена обязанность торжественно объявить жену самозванца Марину Мнишек царицей, после чего должно было последовать принесение ей присяги. Готовясь к этому дню, дьяк Тимофей Осипов наложил на себя пост и двукратно причастился Святых Таин. Затем, когда настало время, он, ничего не сказав жене, предстал перед Лжедмитрием и в присутствии всех громогласно начал свою речь словами: «Велишь себя писать в титулах и грамотах цезарь непобедимый, а то слово по нашему христианскому закону Господу нашему Иисусу Христу грубо и противно: а ты вор и еретик подлинный, расстрига Гришка Отрепьев, а не царевич Димитрий». Мужественный дьяк объявил затем, что не желает присягать иезуитке, царице-язычнице, оскорбляющей своим присутствием московские святыни, и хотел продолжать свою речь дальше, но был тотчас же убит сторонниками самозванца и выброшен из окна.
В день, когда Святая Церковь прославляет равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, просветителей славянства, мы чтим память выдающегося русского ученого и общественного деятеля, товарища председателя Главного Совета Союза Русского Народа (СРН) академика Алексея Ивановича Соболевского, скончавшегося в 1929 г.
Он родился 26 декабря 1857 года в Москве в семье чиновника. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета. Защитив в 1884 г. докторскую диссертацию по истории русского языка, был профессором Киевского и Санкт-Петербургского университетов, в 1900 г. избран академиком Академии наук. Соболевский внес неоценимый вклад в собирание русского фольклора, издал 6 томов «Великорусских народных песен».
Академик Соболевский был активным участником славянского движения, членом первой русской национальной организации Русское Собрание (РС), принимал участие в монархических съездах, на которых выступал с докладами. Особенно заметной была его роль в СРН. Во время раскола в Союзе поддерживал А.И.Дубровина, из-за чего был выведен из состава руководящего органа СРН. В 1910 г. за его монархические выступления и публикации был обвинен либеральной профессурой и студентами в клевете, ему пришлось судиться, и хотя суд оправдал Соболевского, он вынужден был уйти из Петербургского университета и перебрался в Москву. Здесь с 1911 г. он некоторое время возглавлял Союз Русских Людей (СРЛ). В конце 1916 г. назначен Государем к участию в Государственном Совете, но приступить к обязанностям не успел.
К февральскому перевороту академик Соболевский отнесся крайне негативно. После захвата власти большевиками совсем отошел от политической деятельности. Однако летом 1918 г. был арестован, от расправы его спасло только заступничество ученых. Однако «дело Соболевского» продолжало числиться за ревтрибуналом. Есть сведения, что Соболевский подвергался репрессиям и незадолго до своей кончины.
Сегодня также празднуется память обновления (основания) Константинополя — столицы Византийской империи (330). Сегодня празднуется память освящения храма Святой Софии в Киеве (960).
Русская линия