Закрывать храмы в России из-за новой волны пандемии пока не планируется
Введённые российскими властями нерабочие дни в ноябре никак не повлияют на порядок богослужений, заявили в Церкви
Новых мер в связи с ростом заболеваемости коронавирусом и введения нерабочих дней в ноябре в храмах Русской Православной Церкви принимать не будут, однако настоятели должны внимательнее следить за соблюдением существующих санитарных правил, заявил РИА Новости замуправделами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов).
«В отличие от светских учреждений, с лета прошлого года противоэпидемические меры в храмах оставались неизменными, не принимались решения об их ослаблении, затем вновь устрожении. Новых решений не требуется. Так же, как и светская власть сейчас будет следить более внимательно за соблюдением, например, масочного режима, так и настоятелям следует сейчас быть более требовательными, чем в иное время к соблюдению предписанных мер», — сказал епископ Савва, отвечая на вопрос, не планируют ли в РПЦ, а также вводить новые противовирусные ограничения в связи с введением нерабочих дней в начале ноября.
Русская линия
Надо быть готовыми к тому, что Патриарх Варфоломей создаст много новых проблем
В Москве в рамках фестиваля «Вера и слово» прошла панельная дискуссия «Действия Фанара на Украине: отражение в медиапространстве»
20 октября 2021 года в рамках IX Международного фестиваля «Вера и слово», который проходит в подмосковном пансионате «Клязьма» 18−22 октября, состоялось главное международное мероприятие — панельная дискуссия «Действия Фанара на Украине: отражение в медиапространстве».
В обсуждении приняли участие секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, главный редактор журнала «Фома в Украине» протодиакон Александр Карпенко, В.С. Анисимов, представитель Православной Церкви Молдовы, главный редактор журнала «Алтарь веры» протоиерей Октавиан Мошин, представители Поместных Православных Церквей и иностранные журналисты. В ходе своих выступлений эксперты затронули наиболее проблемные аспекты межправославных отношений последних лет.
Предваряя выступление, протоиерей Игорь Якимчук огласил приветствие фестивалю «Вера и слово» от митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира. Отец Игорь назвал основные средства массовой информации, освещающие как официальную позицию Русской Православной Церкви, так и Константинопольского Патриархата, посвященные интерпретации украинского вопроса, а также назвал наиболее дискуссионные темы, поднимаемые в информационном пространстве в связи с легализацией Константинополем представителей раскольничьих сообществ.
Протодиакон Александр Карпенко отметил, что православные СМИ на Украине остаются единственными информационными ресурсами, которые рассказывают о фактах захватов и незаконной перерегистрации храмов, нарушениях прав духовенства и верующих.
Василий Анисимов назвал проведение т.н. объединительного собора на Украине «преступлением без наказания». «Наряду с объяснением исторического контекста и антиканоничности деяний Константинополя, сегодня крайне важно добиваться со стороны государства и общества правового, законного решения вопроса. Крайне важно используя государственные механизмы восстанавливать справедливость, а журналистика должна помочь распространить достоверную информацию», — подчеркнул В. Анисимов.
Представитель Сербской Православной Церкви протоиерей Никола Пейович представил короткометражный фильм «До Христовой победы», посвященный истории важнейших эпизодов стояния православных сербов Черногории за православные святыни и традиционные ценности. «Я уверен, что правда Божия победит на Украине так же, как она победила в Черногории, но для этого нужно приложить много усилий», — отметил протоиерей Никола Пейович.
Журналистка Янина Алексеева, руководительница Православного просветительского общества Болгарии, в своем выступлении затронула историю взаимоотношений Болгарской Церкви с Константинопольским Патриархатом, а также познакомила с новыми академическими изданиями, посвященными украинскому вопросу, перевод которых на русский язык еще предстоит.
Журналистка из Греции П. Доку выступила с комментарием: «Хотела бы отметить, что в моей стране греческие СМИ занимают позицию Патриарха Константинопольского Варфоломея. И большинство из них не хотят по-настоящему разобраться, что же происходит на Украине. С другой стороны европейские СМИ вообще не знакомы с украинским вопросом. Большинство из них к нам достаточно враждебны. Позвольте мне поделиться личным мнением, потому что я как раз живу там, в том месте, которое относится к юрисдикции Патриарха Варфоломея: я думаю, что он не изменит своего решения. Он не верит в диалог, все должны это понимать. Надо быть готовыми к тому, что он создаст много новых проблем. Он не хочет принимать тот факт, что совершает ошибки. И Русская Церковь должна, прежде всего, оказать влияние на общественное мнение по этому вопросу, поскольку созданный раскол также создал проблемы между Россией и Грецией во многих вопросах».
Завершая дискуссию, протоиерей Игорь Якимчук подчеркнул единодушие собравшихся относительно сложившейся ситуации в межправославных отношениях. «Мы сегодня имели возможность убедиться, что нашу точку зрения разделяют и в других православных странах. А это значит, что наши усилия, направленные на то, чтобы доносить правду Божию до максимального числа людей, приносят свои плоды», — заключил представитель ОВЦС.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл приветствовал участников IX фестиваля «Вера и слово»
Состоялась онлайн-встреча Предстоятеля Русской Церкви с делегатами форума, которые собрались в Храме Христа Спасителя
21 октября 2021 года состоялась онлайн-беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегатами IX Международного фестиваля «Вера и слово» «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации», сообщает Патриархия.Ru.
По традиции, встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с делегатами этого форума проходят в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве в формате диалога, в рамках которого участники фестиваля — священнослужители, представители епархий, сотрудники светских и православных медиа, православные добровольцы и другие делегаты — могут лично задать вопросы Предстоятелю Русской Православной Церкви.
В этот раз Святейший Патриарх Кирилл принял участие во встрече дистанционно. Святейшего Владыку от имени всех участников фестиваля приветствовал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Легойда. В своем слове он отметил, что в Зале церковных соборов находятся участники фестиваля из 177 епархий Русской Православной Церкви, а также гости из Поместных Православных Церквей.
Святейший Патриарх Кирилл благословил участников форума и обратился к собравшимся в Зале церковных соборов со словом.
Затем Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы участников фестиваля «Вера и слово».
По окончании продолжительной беседы председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ от лица участников встречи сердечно поблагодарил Святейшего Владыку за выступление и общение.
Как сообщил В. Легойда, к этому фестивалю и в преддверии 75-летия Святейшего Патриарха Кирилла подготовлена к изданию на английском и греческом языках книга «Говорить Божию Правду» с высказываниями Его Святейшества о медиа.
В завершение встречи по благословению Святейшего Патриарха Кирилла состоялось награждение председателя Российской ассоциации защиты религиозной свободы С. Мельникова. Указ о награждении огласил сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ диакон Захария Бегдаш, награду вручил заместитель председателя указанного отдела В. Кипшидзе. Во внимание к поддержке церковно-общественных инициатив и в связи с 50-летием со дня рождения С. Мельников был удостоен ордена благоверного князя Даниила Московского III степени.
Русская линия
Епископ Барышевский Виктор: «Патриарх Варфоломей больше стремится к диалогу с католиками, чем со своими православными братьями»
В УПЦ считают, что оценку действиям главы Фанара на Украине должен дать Собор Поместных Церквей, поскольку надежды на то, что он образумится, уже практически не осталось
Викарий Киевской митрополии, глава Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор (Коцаба) обратил внимание, что Константинопольский Патриарх Варфоломей скорее готов к диалогу с католиками, чем с православными.
Такой вывод владыка сделал, комментируя в своем Телеграм-канале слова греческой журналистки Пегги Доку, которая считает, что Патриарх Варфоломей «не изменит своего решения» относительно ПЦУ, так как «он не верит в диалог и не хочет принимать тот факт, что совершает ошибки», сообщает СПЖ.
«Действительно ли Патриарх Варфоломей не готов к диалогу? Скорее всего, да. Он неоднократно заявлял об „окончательности“ и „неоспоримости“ своего решения по ПЦУ», — напомнил владыка.
Архипастырь также отметил, что «сослужение с представителями ПЦУ, попытки вовлечь в орбиту своего влияния другие Поместные Церкви говорят об одном — Патриарх Варфоломей больше стремится к диалогу с католиками, чем со своими православными братьями».
Владыка Виктор подчеркнул, что глава Фанара «не хочет обсуждать свою позицию по ПЦУ, а „единство“ в его понимании означает только одно — безусловное согласие с любым его решением». «В таком случае, Православным Церквям не остается ничего другого, кроме работы над созывом Собора, который и должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея», — подытожил архиерей.
Русская линия
Англиканская «программа 200» наоборот
Более 350 англиканских храмов могут быть закрыты или снесены к 2026 году из-за нехватки средств для их содержания
Пока в Москве активно реализуется «Программа 200» по строительству новых православных храмов в Англиканской церкви готовятся закрыть или снести более 350 храмов из-за того, что немногочисленные прихожане не могут их финансово содержать. Об этом сообщает СПЖ со ссылкой на сайт Сhristian Рost.
Благотворительная организация «Friends of Friendless Churches has warned» основываясь на докладе, опубликованном в июле 2021 года считает, что от 131 до 368 церквей, включая исторические здания, могут быть проданы или снесены из-за материальных проблем связанных, в том числе, с COVID-19.
«Значительной стратегической проблемой для церкви. в результате COVID-19 является то, что пандемия окажет негативное влияние на инфраструктуру, которая поддерживает церкви открытыми. Если многие церкви не смогут возобновить работу, то скорее рано, чем поздно, может потребоваться ещё больше закрытий», — говорится в докладе.
Несмотря на то, что 368 закрытых храмов — это «наихудший сценарий», данная цифра основана на результатах опроса, в котором представителей различных епархий просили дать оценку количества храмов, которые могут закрыть в ближайшие пять лет.
Двенадцать епархий ответили, что каждая из них «планирует небольшое количество закрытий» — до пяти, девять — от шести до 12, а пять — до 40.
«Четыре епархии в нашем опросе предположили, что могут закрыть 152 церкви в среднесрочной перспективе (пять лет), что представляет собой значительное увеличение по сравнению с недавним периодом», — сказано в документе.
На данный момент Англиканская церковь насчитывает 16 тысяч храмов (в 1941 году их было более 18 тысяч). В 1990-е годы закрывалось от 20 до 25 храмов в год, либо потому, что деревенские общины считались слишком маленькими, либо потому, что больше не могли поддерживать расходы на содержание храма.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти священномученика Димитрия, архиепископа Можайского
Cвященномученик Димитрий, архиепископ Можайский, (в миру Иван Иванович Добросердов) родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где трудился до 1889 года. 6 мая 1889 года Иван Иванович был рукоположен в сан священника в Николаевской церкви села Мамонтове Тамбовской губернии и был назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы.
Вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети. Оставшись один, он уехал из Тамбовской губернии и в 1894 году поступил в Московскую Духовную академию. По окончании её в 1898 году со степенью кандидата богословия он был назначен законоучителем 4-й Московской гимназии. 10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии. В декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведён в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Кремле.
В 1909 году архимандрит Димитрий был назначен наблюдателем послушнических школ ставропигиальных монастырей. 18 мая 1914 года в Успенском соборе Кремля архимандрит Димитрий был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, и назначен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. С того же года он стал исполнять обязанности заведующего богословскими педагогическими курсами в Москве. Тогда же на него было возложено главное руководство и наблюдение за изданием научного художественно иллюстрированного описания Патриаршей ризницы. В 1921 году Преосвященный Димитрий был назначен епископом Ставропольским. Обновленцы в Ставропольской епархии одержали почти полную победу над православными, которые лишились большинства приходов. Одной из причин этого было массовое уничтожение духовенства в эпоху гражданской войны в 1918—1921 годах. Под натиском обновленцев епископ Димитрий был вынужден покинуть епархию и переехать в Москву.
В 1922 году православные Тамбовской епархии вели упорную борьбу с обновленцами. На первых порах обновленцам в некоторых городах удалось захватить большинство храмов. В городе Козлове к обновленцам отошло четырнадцать храмов, только два храма остались православными. Православный народ, однако, обновленческие храмы не посещал, а ходил в мужской Троицкий монастырь, расположенный в трёх километрах от города. После освобождения в 1923 году Патриарха Тихона из заключения Епархиальный совет города Козлова направил в Москву своих представителей с просьбой назначить к ним православного архиерея.
26 сентября 1923 года Преосвященный Димитрий был назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии, и временно управляющим Тамбовской епархией. После приезда владыки Димитрия в город обновленцы принесли покаяние, и все храмы за исключением одного перешли к православным. Преосвященный Димитрий служил во всех храмах города; он был прекрасным проповедником. С течением времени его популярность среди православных всё более возрастала.
Великим постом 1925 года епископа Димитрия стали часто вызывать на допросы в ОГПУ. Иногда после допросов он сразу шёл в храм, где его ждали, чтобы начать богослужение. Власти настаивали, чтобы владыка покинул Козлов, но он отказывался. Ему стали угрожать заключением. В конце концов, он, ссылаясь на болезнь сердца, попросил власти отпустить его в Египет для лечения. Ему был выписан заграничный паспорт, и он отправился в английское посольство в Москве, чтобы получить разрешение на въезд в тогдашнюю английскую колонию. Благополучно оформив все документы, Преосвященный Димитрий на следующий день отправился в Сергиев Посад, чтобы попрощаться с Александром Дмитриевичем Самариным, бывшим когда-то обер-прокурором Святейшего Синода, с которым владыка был в дружеских отношениях. На пути к дому Самарина его остановил верховой, и епископ был арестован. Из тюрьмы в Сергиевом Посаде он был отправлен в тюрьму на Лубянку в Москве, где пробыл неделю, а затем был освобождён. В Козлове его арестовали и препроводили в Тамбов. В Тамбове епископ Димитрий был освобождён из тюрьмы и уехал в Москву, где ему довелось на Всенощной накануне празднования памяти великомученицы Екатерины сослужить Местоблюстителю митрополиту Петру. Для Местоблюстителя это была последняя служба, через три дня он был арестован.
В 1926 году епископ Димитрий служил в московских храмах и в Подмосковье. В июле 1926 года владыку вызвал к себе уполномоченный ОГПУ Тучков и потребовал, чтобы он покинул столицу. Сославшись на больное сердце, владыка сказал, что уедет в Кисловодск. Перед отъездом епископ Димитрий пошёл к заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), который ввиду чрезвычайных обстоятельств по управлению Церковью в условиях беспрестанных гонений разделил Ставропольскую епархию на две и поручил епископу Димитрию управление новосозданной Пятигорской епархией.
Владыка поселился в Кисловодске, где снимал комнату в районе, который назывался Рябова Балка, на окраине города за железнодорожным вокзалом, неподалеку от Пантелеимоновской церкви, в которой он часто служил. 14 апреля 1932 года епископ Димитрий был возведён в сан архиепископа. 23 марта 1934 года он был назначен архиепископом Можайским, викарием Московской епархии. В Москве владыка поселился в сторожке при Ильинской церкви на Большой Черкизовской улице, где и жил до ареста.
Архиепископ Димитрий был арестован 29 сентября 1937 года и заключен в Бутырскую тюрьму. Вместе с архиепископом Димитрием были арестованы архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, инокиня Татьяна (Бесфамильная), миряне Николай Рейн, Василий Ефимов, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич. 17 октября 1937 года тройка НКВД приговорила арестованных к расстрелу. 21 октября архиепископ Димитрий (Добросердов), архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, инокиня Татьяна (Бесфамильная) и миряне Николай Рейн, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле.
Русская линия