Сегодня Великий Понедельник
Началась Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Господа Иисуса Христа
Сегодня, после завершения Великого поста, у православных христиан началась Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. В эти дни соблюдается особенно строгий пост. Богослужения Страстной седмицы особо величественны и торжественны, песнопения особенно красивы и умилительны, службы Страстной не только самые печальные, но и самые красивые службы всего церковного года. В Страстную седмицу все дни называются Великими: по причине великих воспоминаний, совершаемых Церковью.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали за двадцать сребреников в Египет, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. В Египте его купил царедворец Потифар, и благодаря данной ему Богом мудрости Иосиф вскоре возвысился при дворе фараона, сумел предотвратить голод в этой стране, так что однажды его братья пришли к нему купить хлеба. Они не узнали проданного ими брата, он же принял их, был щедр, ни словом не упрекнул их за давнее зло. Иосиф, проданный за двадцать сребреников, стал прообразом Христа. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают черты Лика Христова. Наконец, история его мнимой смерти и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя.
В понедельник Страстной седмицы Святейший Патриарх обычно также совершает молитвы на начало чина мироварения, который происходит только раз в году. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Чин освящения бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. В ветхозаветную пору миром помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Крещения, его же употребляют и для освящения новых престолов в храмах.
В Великий вторник Христос пришёл в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Великую среду на Литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Вечером среды оканчивается великопостное богослужение, в песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души и наступают дни иного плача — плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. На вечерней службе совершается таинство исповеди: в этот день все православные стараются исповедаться.
В четверг Страстной седмицы вспоминается важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг, называемым в народе «Чистым четвергом» все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин. На Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд омовения ног, который воскрешает в памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).
День Великой пятницы посвящен воспоминанию осуждения Спасителя на смерть, Его Крестных страданий и распятия. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей — 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. Утром в Великую пятницу служатся Царские часы. Это день строгого поста (до выноса плащаницы не вкушается пища) и великой скорби. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой — плат с изображением положения Спасителя во гроб, после чего читается канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В ночь с субботы на воскресения Церковь торжественно празднует Воскресение Христово.
Русская линия
Верующих Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга лишили Пасхи
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла и ряда правящих архиереев все храмы для верующих в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге будут закрыты
В связи с продолжающимся распространением коронавирусной инфекции в России российские чиновники отдали распоряжение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и ряду других архиереев Русской Церкви закрыть храмы для верующих на дни Страстной Седмицы и Пасху, и Предстоятель Русской Православной Церкви послушно исполнил это указание, благословив прекратить пускать верующих в храмы.
В связи с этим 11 апреля 2020 года первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий издал следующее Циркулярное письмо:
«Преосвященным архиереям, управляющим викариатствами г. Москвы, наместникам и игумениям ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области
В последние недели Первопрестольный град и Московскую область посетило вредоносное поветрие, губящее здоровье и уносящее жизни людей. Врачи, предпринимающие многие усилия для победы над болезнью, подчеркивали и подчеркивают, что главным средством против ее распространения и, как следствие, гибели или тяжелых последствий для здоровья множества людей, является «социальная изоляция», то есть неотлучное пребывание в своих домах и квартирах.
В этих условиях, в заботе о жизни и здоровье людей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с болью в сердце призвал православных христиан, исполняя предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву, а также участвуя в богослужениях при их видеотрансляции.
К сожалению, санитарные власти сообщают, что в московском регионе ситуация продолжает ухудшаться. На 10 апреля 2020 г. прирост числа заболевших составляет 17%, а в общей сложности болеет почти десять тысяч человек. Дальнейшее сохранение подобной динамики может, по свидетельству врачей, привести к катастрофическим последствиям.
Болезнь постигла и священнослужителей нескольких московских храмов. Богослужение в таковых было временно приостановлено, а их клир направлен на обязательную самоизоляцию.
Управлением Московской Патриархии по городу Москве было сегодня получено предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой, включающее следующее требование:
«1. Принять решение о введении с 13 апреля 2020 г. по 19 апреля 2020 г. с возможным дальнейшим продлением срока с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, в рамках которых необходимо:
1.1. принять меры к недопущению проведения массовых мероприятий с большим количеством людей;
1.2. обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений".
В связи с изложенным по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятелям приходов и подворий, наместникам и игумениям ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области, надлежит:
1. Исполнить вышеуказанное предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве и в установленные им сроки совершать богослужения только при участии клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо. О принятии данного указания к исполнению надлежит доложить рапортом на мое имя до вечера 13 апреля 2020 г., направив таковой рапорт в канцелярию викариатства (для ставропигиальных монастырей — в канцелярию Синодального отдела по монастырям и монашеству).
2. По окончании Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим сообщить прихожанам о поступившем предписании главного государственного санитарного врача по городу Москве и утешить их отеческим словом.
3. Выдержку из предписания главного государственного санитарного врача по городу Москве разместить на дверях храмов и входных калитках или воротах храмовой территории (образец объявления прилагается).
4. В общении с прихожанами и в публикациях на приходских информационных ресурсах призывать всех, кто вынужден оставаться в своих домах, продолжать совершать молитву, присоединяясь к телетрансляциям Патриарших богослужений на телеканалах «Спас» и «Союз», а также видеотрансляциям приходских и монастырских богослужений, или используя публикуемые на официальном сайте Русской Православной Церкви последования для домашнего совершения богослужений. Упомянутые последования рекомендую также размещать на приходских информационных ресурсах. В ближайшее время будут опубликованы рекомендации по благословению пасхальных снедей.
В переживаемое ныне тяжелое время, когда все мы — архиереи, священники, диаконы, монашествующие, миряне — лишены возможности вместе пребывать в храмах за страстными и пасхальными богослужениями, нам следует усилить молитву, принимая постигшее нас испытание как путь к укреплению верности Богу и любви друг ко другу.
Важно разъяснять прихожанам, что временные ограничения на пребывание в храме не лишают их возможности приобщаться день за днем к великим событиям Страстей и Воскресения Господа нашего через чтение Священного Писания, через соучастие в богослужениях при их трансляции, через домашнее чтение богослужебных последований.
Передаю всем вам благословение Святейшего Патриарха, который постоянно молится о всем клире и людях, да минует нас вскоре пришедшая скорбь и да сохранит нас Господь.
Желаю всем нам в эти дни мужества и крепости в молитве, с надеждой на скорую встречу Пасхи Господней, радость от которой превыше любых временных скорбей.
С любовью о Господе
+Дионисий, митрополит Воскресенский, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси"
Вскоре подобные же письма распространили по своим епархиям митрополит Коломенский Ювеналий и митрополит Санкт-Петерубургский Варсонофий. Кто ещё из архиереев Русской Православной Церкви решится не пустить верующих в храмы на Пасху станет известно в ближайшее время.
Русская линия
Митрополит Саратовский Лонгин: «Ни перед кем не закроют дверей храмов и никого из них не выгонят»
Глава Саратовской митрополии пообещал не закрывать храмы в Саратове в преддверии Страстной седмицы и Воскресения Христова
Глава Саратовской митрополии митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, несмотря на решение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла закрыть на Пасху храмы для верующих в Москве и Подмосковье, не стал следовать этому примеру и пообещал, что саратовцы встретят Воскресение Христово в храмах, а не дома.
Владыка Лонгин отметил, что «пост — это всегда время не только подвига, но и искушений». «Сегодня искушение это коснулось каждого из нас. В связи с эпидемией коронавируса мы все живём в условиях ограничений, введённых властями, что затруднило для многих посещение храмов».
«И в грядущие святые дни многие из вас будут вынуждены остаться дома. В первую очередь, это касается тех, кто находится в так называемой группе риска, и тех, кто ощущает недомогание. Я призываю вас, дорогие братья и сестры, ответственно отнестись к своему здоровью и здоровью окружающих. Давайте спокойно и терпеливо перенесём эти временные лишения ради наших ближних», — призвал архипастырь.
«В то же время хочу сказать вам, что все наши храмы будут открыты, и в них будут совершаться все положенные богослужения. Те из вас, кто сочтёт для себя невозможным остаться дома и придут в церкви, смогут принять участие в службах. Ни перед кем не закроют дверей храмов и никого из них не выгонят. При этом прошу всех иметь при себе защитные медицинские маски и соблюдать в храме между собой рекомендованную дистанцию. Мы постараемся снабдить такими масками тех, кто сам не сможет их приобрести», — отметил митрополит Лонгин.
«Как известно, по традиции множество людей на Пасху посещают кладбища, поминая своих усопших сродников. Обращаюсь ко всем вам с просьбой отказаться от посещения кладбищ в это время. Дни особого поминовения усопших Церковь установила несколько раз в году. Следующее такое поминовение будет совершаться в Троицкую родительскую субботу, которая в этом году приходится на 6 июня. Будем надеяться, что к этому времени ситуация нормализуется, и мы сможем спокойно посетить на кладбищах дорогие для нас могилы наших близких», — добавил владыка.
«Дорогие братья и сестры! Несмотря ни на что Пасха — это праздник. Первое слово, с которым воскресший Христос Спаситель обратился к Своим ученикам, было „Радуйтесь!“. Давайте и мы не будем забывать о пасхальной радости, о том, что праздник наш есть победа жизни над смертью. Я желаю всем вам помощи Божией, сил, здоровья и терпения в преодолении постигших нас испытаний. Ничего не бойтесь, только веруйте (ср.: Мк. 5, 36)», — говорится в послании митрополита Лонгина.
Русская линия
В Екатеринбургской епархии отвергли претензии губернатора Куйвашева
Попытки властей Свердловской области обвинить Церковь в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований во время богослужений в храмах не имеют под собой никаких реальных оснований, заявили в епархии
В пресс-службе Екатеринбургской епархии вынуждены были выступить со специальным заявлением после того, как губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев выступил с обвинениями в адрес Церкви по поводу несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований в храмах Екатеринбурга во время богослужений.
Куйвашев, в частности, опубликовал в своём личном «Инстаграм» фотографию с богослужения в храме Целителя Пантелеимона, на которой, по его мнению, верующие стоят слишком близко друг к другу и нарушают таким образом санитарно-эпидемиологические требования.
В Екатеринбургской епархии заявили:
«Пресс-служба Екатеринбургской епархии, в очередной раз сообщая, что в храмах епархии соблюдаются все необходимые санитарно-эпидемиологические требования, усиленные с введением в регионе карантина, считает необходимым дать разъяснения по ситуации.
Прискорбно, что тот, кто сегодня готовил фотоиллюстрацию для «Инстаграм» Евгения Владимировича, не заметил всех мер безопасности, принятых и исполняемых в храмах, но сосредоточился лишь на единственном фрагменте сегодняшнего масштабного церковного богослужения.
Так, например, и вчера, и сегодня, в день Вербного воскресенья, все, кто счёл необходимым прийти в храм, получали маски, дезинфицирующие средства, стояли на расстоянии друг от друга согласно разметке.
Если бы такие меры предпринимались в городских общественных местах (в общественном транспорте, в магазинах и др.), думается, сегодня в нашем обществе была бы менее тревожная, менее нервозная обстановка. Также всем жителям области и Екатеринбурга было бы спокойнее, если тест-лаборатории, определяющие наличие коронавируса, дежурили бы не только у Храма на Крови, но и на других улицах города. И полезно было бы также раздавать людям бесплатно маски, чтобы они не покупали их из-под полы втридорога.
Согласитесь, имея открытыми магазины, детские сады, парикмахерские и др., странно говорить о закрытии храмов, где меры санитарно-эпидемиологической безопасности соблюдаются неукоснительно.
Печально именно в нашем регионе наблюдать особое стремление закрыть храмы под предлогом распространения вируса. При том, что молитва не мешает борьбе с вирусом — о чем сегодня сказал в своём обращении к пастве митрополит Кирилл, призвав уральцев усугубить молитву и усилить все возможные санитарно-эпидемиологические меры, особо следить за чистотой храмовых помещений, где сегодня по благословению Святейшего Патриарха, о котором уральская паства неустанно молится, священники продолжают служить литургию.
Что до ощущения тревоги, о котором упоминается в означенном посте, то его в Церкви действительно нет, потому что это территория Евангельской любви, а, значит, свободы от страха. В стенах Божиих домов возносятся молитвы к Тому, кто изгоняет не только страх и тревогу, но и малодушие, и всякую нечистоту, всякую болезнь и напасть.
Но при том, повторимся, это территория высокой гражданской, социальной ответственности.
Уважаемые представители масс-медиа, просим в предстоящие дни Страстной седмицы с пониманием отнестись к чувствам верующих, сопереживающих в эти дни Христу. Неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении — особо чтится Церковью. По своей духовной значимости она даже превосходит Святую и Великую Четыредесятницу, завершившуюся на днях.
Всем нам в предстоящую неделю важно постараться создать условия для покаянной соборной молитвы, которая будет звучать и в домах, и в храмах, где продолжат богослужения наши архипастыри и клирики.
Пусть эта сердечная молитва и доброе, благородное и бережливое отношение к ближнему своему станут нашим «пропуском» к святой Пасхе Христовой, к которой подойдём достойно и радостно, славя Господа Иисуса Христа Воскресшего и смертию смерть поправшаго.
Чтобы праздник праздников, день великой победы жизни над смертью, положил конец нынешнему времени тревог и нестроений, и открыл новый этап жизни нашего общества — с любовью, взаимным пониманием и уважением к чувствам друг друга и духовно-нравственным ценностям нашего отечества.
P. S. Кстати, настоятель храма во имя Целителя Пантелеимона, фотография из которого выложена в «Инстаграме» Евгения Владимировича Куйвашева, архимандрит Димитрий (Байбаков) прокомментировал событие в следующем русле:
«К сожалению, представленная фотография, как это бывает с фразами, вырванными из контекста, не отражает реального положения вещей. Если бы в этот день автор поста посетил храм Пантелеимона Целителя, он бы увидел на службе порядка 50 человек в масках (исключительно постоянные прихожане), разместившиеся согласно разметке на расстоянии 1,5 метров друг от друга. На снимках, сделанных сверху, прекрасно видно, что дистанция соблюдается».
Отметим, настоятель храма архимандрит Димитрий (Байбаков) — врач, несколько лет проработавший на кафедре вирусологии, потому, по его словам, к соблюдению санитарных норм и правил на этом приходе особое отношение".
Русская линия
В УПЦ разъяснили ситуацию с заражением коронавирусом монахов в Киево-Печерской Лавре
От пневмонии в обители скончался архимандрит Нектарий (Коваленко). Однако пробы на вирус у него были отрицательные
В связи с сообщением Киевской городской государственной администрации от 13 апреля 2020 года относительно большого количества положительных результатов на заболевание вирусной инфекцией COVID-19 среди насельников Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры руководство обители ввело дополнительные карантинные ограничения, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
С 5 апреля доступ верующих на территорию Лавры полностью прекращён. В корпусах регулярно проводится дезинфекция. Все монахи прошли медицинское обследование и, при необходимости, получают медицинскую помощь. Несколько монахов находятся на стационарном лечении в больницах Киева.
По сообщению Информационного отдела Лавры, 12 апреля умер один из насельников обители архимандрит Нектарий (Коваленко), который возрождал монастырь с первых дней его открытия в 1988 году. В больнице, где лечился отец Нектарий, сообщили, что он имел много хронических заболеваний и скончался от пневмонии. При этом обе пробы на коронавирус у него не подтвердили наличия этой инфекции.
Сегодня в больнице также скончался ещё один монах Лавры, обстоятельства смерти которого ещё неизвестны.
Общее количество инфицированных коронавирусом уточняется, поскольку все обследования проводятся государственными медицинскими учреждениями.
Русская линия
В Греции судят архиерея за совершение Литургии и причащение мэра Керкиры
Греческие прокуроры возбудили уголовное дело на митрополита Керкиры Нектария и городских чиновников, участвовавших в Литургии на Пальмовое воскресенье
Прокуратура Керкиры (о. Корфу) завела уголовное дело на митрополита Керкиры и Диапонтийских островов Нектария, мэра центральной части Керкиры Меропи Идреу, председателя муниципального совета Димитриса Металлиноса и лиц, которые «незаконно» присутствовали на Литургии в соборе св. Спиридона 12 апреля, сообщает Orthodox Times.
Прокурор Дионисиос Ламбридис обвинил владыку и чиновников в нарушении предписаний властей и указаний Священного Синода Элладской Православной Церкви.
Дело было возбуждено после того, как утром 12 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в собор города Керкира — кроме священнослужителей, певчих и алтарников, которые имели на это право — пришли представители городских властей и ещё ряд мирян. Трое присутствующих — два мужчины и женщина — приступили к Причастию. Это и сочли прокуроры уголовным преступлением.
Утром 13 апреля митрополит Нектарий побывал в суде, где ему сообщили, что слушания по его делу назначены на 25 мая.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Святителя Ионы, святого благоверного Великого князя Ивана Калиты, вспоминаем адмирала С.О.Макарова, художника В.В.Верещагина и архиепископа Варнаву (Накропина)
Святитель Иона родился в последней четверти XIV в. недалеко от Солигалича в Костромской земле. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. В 1431 г. за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви святой Иона был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в его епархии.
В 1432 г. был избран в митрополиты всея Руси. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416−1439 гг.) в Константинополь, чтобы принять постановление на митрополию, то оказалось, что незадолго до этого уже был посвящен на русскую митрополию зломудренный Исидор. Недолго пробыв в Киеве и Москве Исидор отправился на Флорентийский Собор (1438 г.), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III (1445−1450 гг.) впервые совершено русскими архиереями в Москве 15 декабря 1448 г. Святитель Иона, вступив на митрополию, с архипастырской ревностью стал заботиться о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы, рассылая учительные грамоты.
Во время осады Москвы ногайскими татарами в 1451 г. святитель Иона совершил крестный ход по стенам Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана. За свою святую жизнь получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Получив извещение о своей кончине, мирно почил 31 марта 1461 г. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления.
В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля. Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память. В 1596 году Патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в соборе других Московских Святителей, 5 октября.
Сегодня день памяти собирателя земли Русской святого благоверного Великого князя Ивана I Даниловича Калиты, скончавшегося 31 марта 1340 года (в 2001 г. решением Святейшего Патриарха Алексия II причислен к лику местночтимых святых г. Москвы).
Он был сыном святого благоверного московского князя Даниила (память 17 марта). Начал княжить в Москве с 1325 г. после гибели своего брата Юрия, в 1328 г. получил ярлык на великое княжество Владимирское.
Восемнадцать лет его правления были эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами. Главным средством к этому усилению было особенное умение Ивана ладить с ханом. Он часто ездил в Орду и вскоре заслужил расположение и доверие Узбека. В то время как другие русские земли страдали от татарских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими, находились в цветущем состоянии. «Перестали поганые воевать русскую землю, — говорит летописец, — перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».
В его правление митрополит Петр покинул Владимир и переехал в Москву, сделав ее своей резиденцией, что означало превращение Москвы в духовный центр Руси. По словам летописца, Иван Данилович избавил Русскую землю от татей и разбойников, всегда чинил правый суд, помогал бедным и нищим, защищал вдов от насильников. В княжение Ивана Даниловича в Москве был построен дубовый Кремль.
Свое прозвище Калита Великий Князь получил, как считают, от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту») с деньгами для раздачи милостыни. Он построил в Кремле Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, в Переяславле-Залесском Иван I основал Горицкий (Успенский) монастырь. Умер, приняв схиму с именем Анания.
Сегодня день памяти выдающегося русского флотоводца и ученого Степана Осиповича Макарова, погибшего 31 марта 1904 г.
Он родился 27 декабря 1848 г. в г. Николаеве в семье прапорщика флота. Образование получил в Николаевском-на-Амуре морском училище. Макаров участвовал в Русско-турецкой войне 1877−78 гг., в ходе которой впервые в мире применил торпеды против турецких броненосцев и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».
Его научные труды были удостоены премий Академии наук. Макаров прославился как основоположник теории непотопляемости корабля, над которой затем он работал в течение всей своей службы, непрерывно совершенствуя и обогащая ее новыми положениями и практическими предложениями, направленными на повышение боеспособности броненосного флота. В 1897 г. Макаров также выдвинул идею исследования Арктики с помощью ледоколов. По его проекту был построен первый мощный ледокол «Ермак», на котором Макаров дважды ходил среди льдов у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. С началом Русско-японской войны в 1904 г. адмирал был назначен командующим флотом в Тихом океане.
Погиб адмирал Макаров на командирском мостике флагманского броненосца «Петропавловск» под Порт-Артуром. Флагман флота наскочил на мину, взрыв пришелся в район погребов боезапаса. Артиллерийские снаряды и мины заграждения сдетонировали, буквально разорвав корабль пополам. Через две минуты мощный броненосец исчез под водой. Вместе с вице-адмиралом Макаровым погибли начальник его штаба контр-адмирал Молас, художник-баталист Василий Васильевич Верещагин, 27 офицеров и 652 нижних чина. Спастись удалось только 30 морякам, среди них был и Великий князь Кирилл Владимирович.
В один день с адмиралом С.О.Макаровым погиб выдающийся русский художник-баталист Василий Васильевич Верещагин. Он родился 14 октября 1842 г. в Череповце в семье помещика. Свое образование Василий начал в Петербургском морском кадетском корпусе, где и увлекся рисованием, проявив в нем большие способности. Блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи, однако Верещагин упорно продолжал заниматься живописью. Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.
В 1867 г. художник уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. В Средней Азии художнику довелось не только стать свидетелем войны, но и ее непосредственным участником. В 1868 г. в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира, был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. Итогом нескольких поездок в Туркестан также стала большая серия картин о Средней Азии.
Вспыхнувшая в 1877—1878 годах Русско-турецкая война вновь привела его на фронт. Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не погиб.
«Выполнить цель, которой я задался, — писал Верещагин, — дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то».
Картины Верещагина Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы Русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Среди наиболее известных из них — «На Шипке все спокойно» (1878−1879) и «Шипка-Шейново» (1878−1879).
С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен».
Русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и, по выражению Репина, «полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. Однако уже 31 марта 1904 г. Верещагин вместе с адмиралом С.О.Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.
Сегодня также день памяти подвижника благочестия, члена Русского Собрания архиепископа Тобольского и Сибирского Варнавы (Накропина), скончавшегося в 1924 г.
Он родился в 1859 г. в крестьянской семье в Олонецкой губернии, в миру звался Василием. С молодых лет был пламенным ревнителем Православия, в 1897 г. принял постриг, был настоятелем нескольких монастырей, в 1911 г. хиротонисан во епископа. Владыка был другом Г. Е.Распутина, за что претерпел немалые гонения и поношения. Уже 8 марта 1917 г. он был удален с Тобольской кафедры. При большевиках в 1918 г. был арестован, стал узником Бутырской и Таганской тюрем, но через несколько месяцев был освобожден. Скончался в Москве, отпет Патриархом Тихоном.
Русская линия