Владимир Путин отказался выносить труп Ленина из мавзолея
Президент России назвал Ульянова-Ленина разрушителем российской государственности, но заявил, что мавзолей трогать не нужно
Глава России Владимир Путин, как и обещал, дал более развёрнутую оценку действий Ульянова-Ленина в истории России, и, отвечая на вопросы журналистов в ходе «прямой линии», заявил, что Ленин «был не государственным деятелем, а революционером», который по сути был разрушителем, а не созидателем.
«Наше государство было строго централизованным, унитарным. Ленин фактически предложил конфедерацию. Этносы были привязаны к конкретным территориям и получили право выхода из страны. Но даже территории были нарезаны так, что не всегда соответствовали традиционным местам проживания. Сразу возникли болевые точки. Две тысячи таких точек. Стоит отпустить на секунду — мало не покажется», — пояснил свою мысль Путин.
Он отметил, что «Сталин был против такой организации, но в конечном итоге принял ленинскую формулу». «И что получилось? В ходе создания Советского Союза исконно русские территории, которые к Украине не имели отношения, были переданы Украине со странной формулировкой „для увеличения процентного соотношения пролетариата на Украине“. Это всё наследие государственного строительства Ленина. Они связали будущее страны со своей собственной партией. Как только партия затрещала, за ней начала рассыпаться и страна», — заявил президент России.
При этом, отвечая на вопрос о том, не пришло ли время убрать труп разрушителя России из центра столицы, Владимир Путин повторил то, что твердят последние годы все российские чиновники, — этот вопрос «не нужно трогать». «На мой взгляд, это не нужно трогать. Во всяком случае, до тех пор, пока есть, а у нас есть очень много людей, которые с этим связывают свою собственную жизнь, свою судьбу, достижения советских лет», — сказал Путин.
По его словам, в тему перезахоронения тела Ленина «лучше не забираться», а идти вперед и «развиваться активно».
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион: Всеправославное совещание в Иордании может состояться, даже если на него соберутся не все Предстоятели Поместных Церквей
Глава ОВЦС МП рассказал учащимся Московских духовных школ о ситуации в православном мире
17 декабря 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил перед учащимися Московской духовной академии и семинарии с лекцией, в которой рассказал о ситуации в сфере межправославных отношений в связи с антиканоническими действиями Константинополя на Украине, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП.
«В уходящем году, — отметил архипастырь, — мы столкнулись с вторжением Константинопольского Патриархата на нашу каноническую территорию, и именно этим вторжением была обусловлена не только тональность отношений между Московским Патриархатом и Константинопольским Патриархатом, но и вообще ситуация в православном мире, потому что признание или непризнание того, что совершил Патриарх Варфоломей, является сейчас доминантой межправославных отношений во всём их многообразии и во всей их комплексности. И каждая Поместная Православная Церковь вынуждена так или иначе позиционировать себя по отношению к этой проблеме».
Председатель ОВЦС подробно остановился на предыстории вопроса. Делая обзор событий, последовавших после антиканонического вмешательства Константинополя в церковную жизнь на Украине, владыка упомянул о давлении, которое оказывалось на Поместные Православные Церкви Патриархом Варфоломеем и определенными политическими кругами с целью заставить их вступить в общение с раскольнической «ПЦУ», о том, как спустя продолжительное время этому давлению поддались сначала Предстоятель Элладской Церкви, а впоследствии — Патриарх Александрийский.
«Когда эта тема обсуждалась на Архиерейском Соборе Элладской Церкви, не было допущено голосование по данному вопросу — ни тайное, ни открытое. Просто было заявлено, что эта Церковь присоединяется к решению Патриарха Варфоломея. Часть епископата Элладской Церкви открыто заявила о своём непризнании раскольников. Поэтому мы, когда реагировали на решение Элладской Церкви, сказали о том, что сохраняем евхаристическое общение со всеми её иерархами, которые не будут сослужить с раскольниками и не будут признавать раскол в той или иной форме», — отметил председатель ОВЦС.
«На ближайшем заседании Синода Русской Православной Церкви предстоит принять решение о нашей реакции на действия Александрийского Патриарха, — продолжил он. — Не могу предвосхищать будущие решения, поскольку они всегда являются результатом свободной дискуссии членов Священного Синода, но хотел бы отметить, что действия Предстоятеля Александрийской Православной Церкви не были основаны на соборно выраженной воле её епископата — это было единоличное решение. Не было ни Архиерейского Собора, ни заседания Синода — просто Патриарх Феодор провозгласил, что признаёт действия Вселенского Патриарха и присоединяется к его решению».
«Этот год для межправославных отношений был очень трудным, но я думаю, что главным его итогом для нас является не разрыв евхаристического общения с Константинополем, не приостановка евхаристического общения с теми иерархами других Церквей, которые признали или признают украинский раскол. Главный для нас итог — это сохранение единства нашей Церкви», — подчеркнул владыка Иларион.
Председатель Отдела внешних церковных связей констатировал, что Украинская Православная Церковь, которая сохраняет молитвенную, каноническую связь с Московским Патриархатом, пережила колоссальное давление, в том числе со стороны политической власти. «Но она не дрогнула, не сломилась. Количество предателей оказалось ничтожным — из 90 епископов только двое пошли на разбойничий собор, — напомнил он. — Епископат явил свою сплочённость вокруг Блаженнейшего митрополита Онуфрия, и несмотря на угрозы, посулы, захваты храмов, колоссальное давление, которое было применено по отношению к Украинской Православной Церкви, она выстояла и сохранила своё единство».
Рассказывая о том, какими побуждениями руководствуется Священноначалие Русской Церкви, принимая решения в нынешней кризисной для всего православного мира ситуации, митрополит Иларион отметил: «Нам говорят некоторые греческие братья: зачем же было разрывать общение с Константинополем, ведь вы закрыли дверь для диалога. Мы не делали этого, но лишь последовали церковным канонам, которые запрещают евхаристическое общение с теми, кто вступает в общение с раскольниками. А как иначе мы могли реагировать? Неужели мы могли сохранять общение с Константинополем, когда он вторгся в канонические пределы нашей Церкви?»
Действия Московского Патриархата продиктованы стремлением поддержать братьев на Украине, подчеркнул архипастырь: «Епископат Украинской Православной Церкви проголосовал за сохранение единства, а в такой ситуации наш священный долг — помогать нашим украинским братьям не подклоняться под политическое давление и сохранять, крепить то единство, которому уже более тысячи лет и которое, как мы считаем, не должны разрушить никакие политические обстоятельства, никакое давление со стороны».
Иерарх также обратил внимание на то, что «томос», данный Константинополем так называемой Православной церкви Украины, вовсе не предполагает самостоятельности этой структуры: она не может сама канонизировать святых, а должна представлять материалы для их прославления в Константинополь, миро следует получать из Константинополя, «ПЦУ» также не может заниматься пастырским окормлением своей диаспоры — все ее приходы за пределами Украины должны подчиняться Константинополю. Наконец, Константинополь, согласно «томосу», является верховным арбитром во всех спорных ситуациях внутри этой структуры.
«С нашей точки зрения, это не автокефалия — это такая степень зависимости, которая, по сути, превращает „ПЦУ“ в вассальную структуру Константинопольского Патриархата. Мы видим из этих действий, что Патриарху Варфоломею хотелось бы перестроить по таким лекалам всю систему автокефальных Поместных Церквей, чтобы они не были полностью самостоятельны, чтобы в той или иной степени все они зависели от Константинополя и чтобы Константинопольский Патриарх играл роль своего рода „римского папы“ для восточного христианства», — отметил митрополит Иларион.
Затем архипастырь ответил на вопросы студентов Московских духовных школ. В частности, по просьбе слушателей он рассказал об инициативе провести в Иордании всеправославное совещание — с таким предложением недавно выступил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III. «Мы готовы были к этому диалогу и до того, что произошло, мы готовы к нему и сейчас, — отметил митрополит Иларион. — Мы с благодарностью воспринимаем эту инициативу Иерусалимского Патриарха. Однако понимаем, что на Поместные Церкви будет оказываться давление, дабы они туда не ехали, поскольку Константинопольский Патриарх считает, что только он имеет право созывать всеправославные совещания. Глава Элладской Церкви, встретившись в очередной раз с американским послом, уже поспешил заявить о том, что поедет только на ту встречу, которая будет инициирована Вселенским Патриархом. Как отреагируют другие Поместные Церкви, нам предстоит увидеть в ближайшем будущем. Я не исключаю возможность такой встречи, даже если на неё соберутся не все Поместные Церкви. Думаю, что она будет носить консультативный характер. Но в нынешней ситуации лучше вести диалог таким образом, чем не вести никакого диалога».
Русская линия
Россия, Украина и Еврокомиссия смогли прийти к «принципиальному» соглашению по транзиту российского газа
Подробности достигнутых договорённостей не разглашаются, но известно, что речь идёт о пакетном соглашении, на чём настаивал Кремль
Россия и Украина при посредничестве ЕК достигли на консультациях в Берлине принципиального соглашения по транзиту газа, но детали нужно будет ещё проработать, заявил бывший заместитель председателя ЕК по делам Энергосоюза Марош Шефчович, который продолжает курировать этот вопрос, сообщает ТАСС.
«Это были интенсивные переговоры», — подчеркнул он. «Я рад сказать, что сегодня мы достигли принципиального соглашения, детали будут обсуждать завтра в столицах», — добавил Шефчович. По его словам, это «положительные новости для Европы, России, Украины и для газового рынка».
Еврокомиссия рассчитывает, что финальные договоренности по транзиту российского газа через Украину будут достигнуты до конца 2019 года. Для этого Россия и Украина должны согласовать окончательные позиции в своих столицах. «Да, мы в это верим», — сказал Шефчович, отвечая на соответствующий вопрос.
«Сейчас осталось только согласовать двум делегациям [достигнутые результаты] в их столицах», — заключил он.
Переговоры по газовому контракту в Берлине приблизили Россию и Украину к финальному решению, сообщил министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель.
«Мы очень качественно отработали конечный договор решения, который приближает нас к финальному подписанию», — заявил он. Оржель выразил уверенность, что в ближайшее время стороны достигнут позитивных результатов.
Украинский министр также поблагодарил организаторов встречи в Берлине.
Переговоры о транзите российского газа в формате Россия — Украина — ЕС до конца 2019 года пройдут ещё один раз, так как сторонам необходимо согласовать с главами государств достигнутые на встрече в Берлине предварительные договоренности.
Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко подчеркнул, что в четверг речь шла и об объёмах, и о сроках контракта. «Мы пока не разглашаем деталей. У нас пакетное соглашение, нам нужно всё согласовать в соответствующих столицах государств», — заключил он.
Русская линия
Реставрация Храма Гроба Господня будет продолжена
В Иерусалиме представили проект второго этапа реставрации главной святыни Святой Земли
Проект второй стадии реставрации храма Гроба Господня был представлен 10 декабря в Иерусалиме. Презентация прошла во францисканском монастыре Христа Спасителя при участии главы Иерусалимского Патриархата Патриарха Иерусалимского Феофила III, представителя Католической церкви кустода Святой Земли священника Франческо Паттона, а также священника Армянского патриархата Иерусалима о. Самуила Агояна, сообщает Благовест-инфо.
Проект представили специалисты двух итальянских организаций — Центра консервации и реставрации культурных памятников дворца «Венария Реале» (Турин) и археологического факультета римского университета «Сапиенца».
Работы второй фазы реконструкции будут проходить по четырём направлениям: консервация и реставрация полов базилики, оценка стабильности и укрепление кувуклии (часовни над местом погребения Христа), установка технических коммуникаций (канализация, электричество, противопожарная система) и археологические исследования.
По словам президента «Венарии Реале» Стефано Трукко, в рамках работ над полами храма Гроба Господня будет создана подробная карта каждого камня с тем, чтобы их можно было безопасно удалить на время работ, а затем вернуть на место. После этого специалисты смогут провести исследование всех структур, находящихся под полом базилики, на предмет необходимости их реставрации.
«Под руководством профессора из „Сапиенцы“ мы сможет провести археологические раскопки и понять, что находится под полом базилики, потому что мы этого не знаем», — заявил Трукко.
Исследование полов будет проводиться по частям. На время работ базилика не будет закрываться, в ней будут проходить богослужения, а паломники смогут поклоняться главным святыням храма.
По словам археолога Карлы Бенелли, работы в рамках проекта будут финансироваться за счёт пожертвований в размере 500 тысяч долларов.
Русская линия
Ещё один Порошенко
Премьер Черногории Маркович отказался отозвать антицерковных законопроект, который предполагает силовой захват храмов Сербской Православной Церкви
Премьер-министр Черногории Душко Маркович твердо идёт по пути поддержки черногорских раскольников и категорически отказывается отзывать из парламента законопроект о религиозных объединениях, который вызвал резкую критику Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, сообщает РИА Новости.
Глава черногорского правительства участвовал в среду в дебатах по поводу законопроекта с оппозиционными депутатами. Представители нескольких партий так же, как ранее Патриарх Сербский Ириней, призвали власти Черногории отозвать законопроект с рассмотрения, назначенного на 24 декабря.
«Мы не отзовём законопроект, он направлен парламенту на рассмотрение и утверждение, и правительство стоит за своим предложением. Посмотрим, что покажет парламентская дискуссия», — заявил после обсуждения Маркович.
В Сербской Православной Церкви опасаются, что после утверждения соответствующего закона в Черногории начнётся изъятие сербской церковной собственности. В частности, согласно положениям законопроекта, государство может объявить своими все религиозные объекты, на которые Церковь не имеет документов о праве собственности (фактически на все, построенное до 1918 года), а затем передать их раскольникам из «Черногорской церкви».
В связи с этим митрополия Черногорско-Приморская призвала верующих Черногории принять участие в массовом молитвенном стоянии 21 декабря в городе Никшич.
В настоящее время правящая Демократическая партия социалистов и её союзники занимают 42 из 81 мест в парламенте, и не исключено, что новый антицерковный законопроект будет принят. Тогда Черногорию ожидают массовые попытки властей силой отобрать храмы Сербской Православной Церкви и передать их раскольникам.
Русская линия
Святейшего Патриарха Кирилла вновь пригласили в Молдавию
Соответствующее приглашение передал Предстоятелю молдавский лидер Игорь Додон, побывавший в Москве
Президент Молдавии Игорь Додон в очередной раз пригласил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла посетить Молдавию с Первосвятительским визитом, сообщает Интерфакс.
«В ходе рабочего визита в Москву провёл встречу со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Очень тепло пообщались с Предстоятелем нашей Церкви, частью которой является Молдавская митрополия», — сообщил он на своей странице в «Фейсбуке».
Игорь Додон поздравил Патриарха Кирилла с праздником Святителя Николая Чудотворца и пригласил Его Святейшество посетить Молдавию в наступающем году.
«Заверил Патриарха Кирилла, что наш народ и дальше будет сохранять верность нашей Церкви, а все ветви власти страны в своей деятельности будут уделять пристальное внимание сохранению наших традиционных ценностей и укреплению статуса семьи в нашем обществе», — подчеркнул Додон.
Патриарх Кирилл планировал приехать с визитом в Молдавию и в октябре прошлого года. Кроме Кишинева, в программу визита было включено посещение Гагаузской автономии на юге Молдавии и крупнейшего после Кишинёва города Бельцы на севере республики. Однако из-за сложной ситуации в межправославных отношениях визит был отменён за несколько дней до его начала.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память одного из самых почитаемых на Руси святых — Святителя Николая Чудотворца
Великий чудотворец Святитель Николай, чью память ныне чтит Святая Церковь, — один из самых почитаемых на Руси святых. Так повелось издревле, еще со времен Киевской Руси. Преподобный Нестор Летописец свидетельствует, что первая церковь во имя Святителя Николая была построена в Киеве еще до крещения Руси в 882 г.
Примечательно, что тогда же имя Николая Чудотворца прочно увязалось с державным строительством на Руси, ибо церковь эта была построена на могиле князя Аскольда. Согласно преданию, братья князья Аскольд и Дир, убиенные Олегом, после одного из походов на Византию, когда их набег был отражен чудесной помощью Божией Матери православным грекам, приняли крещение, и Аскольд получил имя Николай в честь Святителя. Таким образом, первый русский христианин-князь носил имя великого Угодника Божия. Николай — первое христианское имя на Руси. В 1866 г. на «Аскольдовой могиле» в Киеве торжественно праздновали 1000-летие крещения князя Аскольда.
Еще один достойный внимания факт нашей истории — первым русским князем принявшем иночество был Никола Святоша, Черниговский, Печерский (память 14 (27) октября). Сын Черниговского князя Давида, в миру носивший имя Святослав, был Луцким князем, его дочь была замужем за св. блгв. князем Всеволодом Мстиславичем Новгородским, сыном и внуком Великих Князей Мстислава Великого и Владимира Мономаха. В 1106 г. князь Святослав принял постриг, он подвизался в Киево-Печерской Лавре. Святой князь преставился ко Господу в 14 октября 1143 г.
В дальнейшей истории России Святитель Николай не раз оказывал помощь русским князьям, строителям Державы Российской. Известен пример исцеления Угодником в 1108 г. в Новгороде уже упомянутого отца св. блгв. князя Всеволода Мстиславича Великого Князя Мстислава Владимировича. Однако до XIX в. имя Николай не было распространено среди русских государей. И только в последнее столетие существования Российской Империи два русских Царя были тезоимениты Святителю (Николай Павлович и Царь-Мученик Николай Александрович), носили имена в его честь и многие великие князья.
Великий Угодник Божий был очень любим и русскими православными патриотами начала ХХ столетия. Благодаря усердию ряда правых государственных деятелей и лидеров монархического движения в начале века было начато строительство Подворья и православного храма в итальянском городе Бари, где почивают мощи Святителя. Непосредственное участие в этом деле принимали заместитель председателя Православного Палестинского общества (строительством храма и Подворья занималось Палестинское общество) князь А.А.Ширинский-Шихматов, который возглавлял комиссию по сооружению зданий, и князь Н.Д.Жевахов, руководивший на месте Строительным комитетом. Деятельное участие в подготовке строительства принимал лидер московских монархистов сщмч. протоиерей И.И.Восторгов.
Довольно распространенной в патриотическом движении начала ХХ в., особенно в Союзе Русского Народа, была традиция называть монархические отделы именами почитаемых святых, к чьему небесному заступничеству прибегали союзники. Много было отделов Георгиевских (в память св. Георгия Победоносца), Михайловских (в память Архистратига Божия Михаила), Алексеевских (в память свт. Алексия и в честь Наследника Цесаревича), Гермогеновских (в память свт. Патриарха Гермогена), Серафимовских (в память прп. Серафима Саровского) и, конечно, Николаевских. И святой Угодник Божий и Чудотворец Николай был скорым помощником русским монархистам в их борьбе против революции, о чем есть немало благочестивых преданий.
Русская линия