Русская Православная Церковь ведёт переговоры о созыве собрания Предстоятелей Поместных Церквей. Владимир Путин и Си Цзиньпин запустили газопровод «Сила Сибири». Греция превращается в антироссийский рупор на Балканах. Cергиевское подворье в Париже перешло в юрисдикцию Московского Патриархата
Обзор событий прошедшей недели во внешней политике России, а также политической и экономической жизни в США, Европе и на Ближнем Востоке
Иерусалимский Патриарх Феофил, будучи в Москве, призвал Предстоятелей Поместных Православных Церквей собраться для обсуждения украинской проблемы и кризиса мирового Православия в Иордании, однако ни о каких реальных шагах главы Иерусалимского Патриархата в этом направлении пока неизвестно.
Тем временем, глава церковной дипломатии Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион, а также руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям митрополит Корсунский Антоний по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла посетили уже несколько Предстоятелей Поместных Православных Церквей.
28 ноября 2019 года в Никосии состоялась встреча митрополита Антония с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II, сообщает Патриархия.ru. В ходе беседы иерарх передал Предстоятелю Кипрской Православной Церкви братские пожелания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Митрополит Антоний рассказал Его Блаженству о ходе строительства русского храма святителя Николая Чудотворца в Лимассоле и с благодарностью отметил внимание Кипрской Церкви к духовным нуждам проживающих на острове русскоязычных верующих.
В ходе беседы обсуждались вопросы, стоящие на повестке дня межцерковных отношений.
По завершении встречи, в которой приняли участие также настоятель русского Николаевского прихода в Лимассоле протоиерей Павел Поваляев и сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Григорий (Соколов), состоялся обмен памятными подарками.
В тот же день митрополит Антоний имел встречу с представителем Иерусалимского Патриархата на Кипре митрополитом Вострским Тимофеем, а также посетил Тамасосскую митрополию, где был тепло принят митрополитом Тамасосским и Оринийским Исаией.
29 ноября 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Православную Церковь Чешских земель и Словакии, сообщает Патриархия.ru. В поездке иерарха сопровождали секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и иподиакон В. Ли.
В Прешове председатель ОВЦС посетил кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского. Затем состоялась встреча митрополита Илариона с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом.
В ходе беседы, прошедшей в теплой атмосфере братской любви и взаимопонимания, Блаженнейший Митрополит Ростислав и митрополит Волоколамский Иларион выразили удовлетворение имеющимся высоким уровнем двусторонних отношений между Московским Патриархатом и Православной Церковью Чешских земель и Словакии, обсудив пути и перспективы их дальнейшего развития, в частности, в сферах духовного образования и православного паломничества.
30 ноября 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей прибыл в Варшаву. В польской столице председатель ОВЦС посетил храм преподобного Иоанна Лествичника, поклонился его святыням, вознёс заупокойную молитву на могилах погребенных возле храма Предстоятелей Польской Православной Церкви, а также почившего в 2017 году архиепископа Вроцлавского и Щецинского Иеремии.
В здании Варшавской митрополии состоялась встреча председателя ОВЦС с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой. Во встрече принимали участие архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков, епископ Гайнувский Павел и секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.
Никаких подробностей состоявшихся переговоров не приводится, однако очевидно, что церковные дипломаты из Москвы осуждают с Предстоятелями Поместных Церквей возможность проведения общего собрания в Аммане, к чему призвал Иерусалимский Патриарх Феофил.
После того, как в Европе заговорили о диверсификации газовых поставок из России и откровенно дали понять «Газпрому», что он вскоре может быть оттеснён с европейского рынка, в России задумались о диверсификации газовых поставок, и сегодня российские власти начали поставлять газ не только в ЕС, но и в Китай.
Пуск трубопровода «Сила Сибири», по которому газ с российских Чаяндинского и Кавыткинского месторождений, будет поступать как на внутренний рынок, так и в соседний Китай осуществили лично президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. Также в церемонии принял участие глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Максимальная экспортная производительность «Силы Сибири» — 38 млрд м³ газа в год. На такую мощность «Газпром» планирует выйти к 2025 году, а пока он будет поставлять в Китай минимум 5 млрд м³ газа в 2020 году, 10 млрд м³ газа — в 2021 году и 15 млрд м³ газа — в 2022 году. Всего за 30 лет, на которые заключен контракт, китайские потребители получат более 1 трлн м³ газа, уточнил глава российской компании Алексей Миллер.
Общая сумма контракта составила около $ 400 млрд. Строительство газопровода длилось пять лет и стоило 1,1 трлн рублей.
Также стороны уже обсуждают возможное увеличение мощностей трубопровода. Ещё в 2015 году «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили соглашение о развитии «западного маршрута» трубопроводных поставок газа («Сила Сибири 2»).
Совокупный объём добычи двух месторождений составит около 50 млрд м³ газа в год. Кроме экспорта газа в Китай, это позволит также обеспечить внутренние потребности Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В Bloomberg назвали «Силу Сибири» страховкой России на случай ухудшения отношений с Европой и допустили, что после того, как газ пойдёт на Восток, европейским потребителям, возможно, придётся платить больше. Но противопоставлять этот газопровод европейскому направлению некорректно, отмечают эксперты.
Объёмы поставок российского газа в Китай пока не идут ни в какое сравнение с поставками в Европу, куда в 2018 году «Газпром» направил больше 200 млрд м³ газа против 5−15 млрд планирующихся в Китай.
Тем не менее, всем понятно, что теперь «Газпром» может чувствовать себя более уверенно. Даже если европейцы решатся отказаться от существенной части российского газа в пользу американского СПГ, для России такой поворот событий не станет чем-то трагическим, как это было прежде.
Для российского «Газпрома» сегодня открылся весьма перспективный китайский рынок и этого не следует недооценивать.
В Греции видят в России угрозу и союзника враждебной Турции, а в США — своего защитника и того, кто может защитить Афины от Эрдогана. Об этом свидетельствуют необычно резкие антироссийские заявления греческих политиков самого высокого ранга, от которых ранее они старались воздерживаться.
Греция сегодня — это не та страна, которая может играть серьёзную роль в мировой политике. С экономической точки зрения — это государство, которое оказалось в кабале у западных кредиторов. Тем не менее, греки имеют влияние в регионе, они быстро сориентировались и теперь стараются вести дела не столько с Германией (как лидером ЕС), а с США (по примеру Польши).
Быть союзником такой державы, как США весьма выгодно. Однако, во главе Вашингтона сегодня стоит прагматичный президент Дональд Трамп, который не будет давать никому денег и делать преференций, если Америка не станет получать за это что-то взамен. А что могут предложить Афины США, кроме признания «украинского томоса»? Антироссийскую риторику на Балканах.
Как сообщает OrthodoxTimes.com, 7 января 2020 года президент США Дональд Трамп согласился принять у себя премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса. Визит Мицотакиса «будет свидетельствовать о сильных экономических, охранных и культурных связях между Соединенными Штатами и Грецией, важным союзником Организации Североатлантического договора», — говорится в заявлении пресс-секретаря Белого дома.
Президент Трамп и премьер-министр Мицотакис «обсудят пути продвижения давних стратегических интересов двух стран в укреплении стабильности, процветания и сотрудничества на Балканах и в Восточном Средиземноморье». «Президент США также подчеркнёт важность телекоммуникационной безопасности, особенно связанной с 5G, противодействием пагубному влиянию в регионе и продвижением религиозной свободы во всем мире», говорится в сообщении Белого дома.
Таким образом, США предельно чётко обозначили свою позицию — им нужен союзник на Балканах, который будет вести борьбу с «пагубным влиянием» России в этом регионе. В ответ на это Афины тут же откликнулись. Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис за целый месяц до визита в США заявил, что «был и будет» обеспокоен «вмешательством» России в дела западно-балканских стран.
«Я беспокоился, беспокоюсь и продолжу беспокоиться. Именно поэтому я считаю, что решение, принятое (Европейским) советом, нужно пересмотреть в 2020 году», — сказал премьер в интервью изданию, отвечая на вопрос о «российском вмешательстве» в страны Западных Балкан.
Ранее сообщалось, что премьер назвал ошибкой решение ЕС отложить на более поздний срок переговоры о присоединении Северной Македонии и Албании и призвал начать их в следующем году.
Печально, но православная Греция превращается в антироссийский рупор на Балканах.
30 ноября 2019 года общее собрание Свято-Сергиевского подворья Русского Экзархата в Западной Европе проголосовало за выход из-под юрисдикции Константинопольского Патриархата и переход в Русскую Православную Церковь.
Вопрос о выборе юрисдикции возник среди прихожан подворья после того, как 27 ноября 2018 года Синод Константинопольского Патриархата, без предварительного согласования с духовенством Архиепископии принял решение о её упразднении.
23 февраля 2019 года на своей Генеральной Ассамблее клир и миряне Архиепископии подавляющим большинством проголосовали за сохранение епархии как отдельной церковной структуры. А после большинство делегатов Архиепископии высказалось за присоединение к Московскому Патриархату.
Сергиевское подворье как православный приход существует с 1924 года. В 1925 году при нём открылся Православный институт, в котором сформировалась «Парижская школа» русского богословия ХХ века.
Русская линия
Патриаршая комиссия по вопросам семьи призвала законодателей отказаться от принятия законопроекта «о профилактике семейно-бытового насилия». В Мордовии открыли памятник адмиралу Федору Ушакову. Портал Богослов.Ru возобновил свою работу
Обзор событий в нашей стране за минувшую неделю
29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Ознакомившись с его текстом, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступила со специальным заявлением, в котором указала на недопустимость принятия данного закона, как направленного против прав граждан и целых семей:
1. По нашему мнению, законопроект содержит целый ряд правовых дефектов, что делает его принятие недопустимым. Его нормы:
— противоречат общепризнанным правовым принципам разумности, справедливости и равенства, а также общеизвестному принципу «разрешено всё то, что не запрещено законом», вступая тем самым в противоречие с основаниями российского права;
— нарушают конституционное требование правовой определенности, что создаёт «возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит — к нарушению принципов равенства и верховенства закона»;
— при применении на практике могут привести и приведут к грубому и массовому нарушению прав граждан и семей, защищаемых Конституцией Российской федерации, нормами российского и международного права, таких как:
право на неприкосновенность жизни, личную и семейную тайну;
право на защиту информации о частной жизни граждан (и семей);
право на частную собственность и свободу пользования ею (включая право не подвергаться лишению собственности иначе, чем по решению суда);
право на жилище (включая право не подвергаться произвольному лишению жилища);
право на конституционную презумпцию невиновности;
право на конституционную защиту семьи, материнства и отцовства (включая конституционную презумпцию добросовестности родителей);
право на свободное воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и национальными традициями;
право на уважение к семейной жизни и т. п.
— содержат положения явно коррупциогенного характера (коррупциогенные факторы в смысле, определенном ст. 1 ч. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»), что «создает условия для проявления коррупции».
Фактически, законопроект направлен на создание новой системы правовых норм, параллельных существующим нормам уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях (защищающим граждан от реального противоправного насилия).
Эта новая система правовых норм предполагает существенное поражение граждан в их правах (в том числе семейных), сравнимое с ограничениями, налагаемыми на преступников и людей, совершающих административные правонарушения, и даже их превосходящее. При этом она исходит из фактической презумпции виновности лиц, объявляемых «нарушителями», не предполагает для них никаких процессуальных гарантий, стандартов доказывания предполагаемой вины. Это представляется совершенно недопустимым.
В силу неопределенности норм законопроекта практически любое нормальное человеческое действие может быть признано «семейно-бытовым насилием», любой совершеннолетний человек может быть произвольно объявлен «нарушителем» и подвергнуться «мерам профилактики» имеющим откровенно репрессивный характер.
2. Наряду с этими правовыми дефектами, законопроект содержит серьёзные концептуальные дефекты, делающие его несовместимым с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями.
В частности, он имеет явную антисемейную направленность, умаляя права и свободы людей, избравших семейный образ жизни, рождение и воспитание детей в сравнении с остальными. Несправедливо обременяя семейных людей и родителей, законопроект, тем самым, фактически вводит особое «наказание за семейную жизнь».
Такой подход выглядит крайне странным в ситуации, когда на государственном уровне делаются заявления о необходимости решения демографических проблем, повышения рождаемости, защиты и укрепления семьи, возрождения традиционных семейных ценностей.
Законопроект создаёт условия для разжигания внутрисемейных конфликтов, в частности «бракоразводных войн» (в которых положения аналогичных законов широко используются в зарубежных странах). Предлагаемые им подходы и его расплывчатые нормы неизбежно поведут к уничтожению нормальных семейных и родственных отношений, природа которых предполагает опору на взаимное доверие и уважение.
Создаётся ситуация, когда каждый сможет в любой момент, без реальных оснований, воспользоваться возможностями системы «профилактики семейно-бытового насилия» против своих близких. В такой ситуации межличностными отношениями начинают править не доверие и взаимопомощь, не любовь и уважение, а взаимный страх и подозрительность. Всё, что сказано или сделано в семье, между близкими людьми в любой момент может быть использовано ими друг против друга. Такая ситуация разрушительна для семейного образа жизни и традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей.
Помимо этого, в сочетании с уже существующими нормами российского законодательства (некоторые из которых далеко не совершенны), законопроект создает новые возможности для произвольного отстранения родителей от воспитания детей, разлучения детей и родителей.
Положения законопроекта противоречат основам российского семейного права, а также Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года и Концепции семейной политики в РФ на период до 2025 года, которые указывают на необходимость укрепления семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, повышения авторитета родителей в семье и обществе.
Это крайне опасно, поскольку, как справедливо отмечает Конституционный Суд РФ, «семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства».
3. Особую озабоченность вызывает то, что многие соавторы и сторонники законопроекта добиваются его принятия, широко используя заведомую ложь. Наш народ убеждают, что российская семья — это просто мрачный застенок и пыточная камера для женщин и детей. Чтобы создать это впечатление, распространяются данные, которые выдаются за статистику, но, в действительности, не имеют под собой никаких реальных оснований.
Нас пытаются уверить, что в России 40% тяжких преступлений совершаются в семьях, что ежегодно 14 тысяч женщин убивают мужья, что каждый год от семейного насилия страдают 16 миллионов женщин и т. п. Но при внимательном изучении оказывается, что эти данные слабо или вообще никак не связаны с реальностью.
С помощью подобных ложных утверждений неблагонамеренные люди манипулируют общественным мнением, воздействуя на эмоции доверчивой публики. Они старательно создают у общества впечатление, что брак и семья — это зло, источник угрозы и опасности для женщин и детей. Между тем хорошо известно, что это неправда. Реальные статистические данные убедительно показывают, что брак и основанная на нем семья — это основная защита женщин и детей от всех реальных угроз, с которыми они могут столкнуться.
Добиваясь принятия закона о профилактике именно «домашнего» или «семейно-бытового насилия», эти люди игнорируют реальные причины настоящего насилия. Между тем, они хорошо известны — это кризис нравственного сознания, невнимание к традиционным семейным и духовно-нравственным ценностям (и пропаганда, откровенно направленная против них), потребительское отношение к жизни, а также связанные со всем этим эрозия семейного образа жизни, алкоголизм и наркомания. Повышают риски реального насилия и стрессовые факторы — такие, как стесненные жилищные условия семей и экономические потрясения.
Вместо решения реальных проблем общественность убеждают, что источник насилия — дом и семья. Собственно именно ради этого исторически понятия «домашнего» и «семейного насилия» и были сконструированы представителями радикальных антисемейных идеологий, таких, как феминизм, которые сознательно ставили перед собой цель деконструкции семьи, семейной жизни и всех связанных с ними традиционных ценностей. Использование подобных понятий лишь затрудняет понимание и анализ реальных причин социальных проблем.
Антисемейная пропаганда не поможет решить эти проблемы, снизить количество насильственных преступлений и правонарушений в быту, в том числе и семейном, по-настоящему защитить их жертвы. Напротив, она содействует росту уровня насилия в обществе, подрывая его основу — семью. Такого рода пропаганда безнравственна, разрушительна и опасна не только для общественной жизни, но и для национальной безопасности.
4. На этом фоне не вызывает удивления тот факт, что предлагаемый законопроект активно поддерживают организации, связанные с радикальными антисемейным идеологиями («ЛГБТ"-идеология, феминизм), а также значительное количество организаций, официально получающих иностранное финансирование. В его поддержку также активно выступают некоторые средства массовой информации и международные структуры, не скрывающие антироссийского характера своей деятельности.
При этом представители множества организаций, работающих в сфере защиты семьи и прав родителей, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспокоены этим законопроектом и считают недопустимым его принятие. Считаем, что законодателям следует обратить внимание на их позицию.
5. Как отмечают специалисты, предлагаемые законопроектом меры неэффективны в предотвращении реального противоправного насилия. Опыт зарубежных стран показывает, что они едва ли способны предотвратить преступные действия, одновременно приводя к массовому нарушению прав невиновных, законопослушных граждан.
Действительно существующие в обществе проблемы, связанные с реальными насильственными преступлениями и правонарушениями, необходимо решать совершенно иными методами. Эти методы должны соответствовать принципам справедливости и разумности, традиционным российским семейным и духовно-нравственным ценностям, нашей культуре. Они должны быть свободны от влияния антисемейных идеологий, не наносить вреда семье и не нарушать основополагающие права родителей.
Учитывая все сказанное, очевидно, что законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» неприемлем как с правовой, так и с концептуальной точки зрения. Патриаршая комиссия просит законодателей отказаться от его рассмотрения и принятия.
5 декабря 2019 года в старейшем городе Мордовии Темникове состоялось торжественное открытие и освящение памятника непобедимому адмиралу, святому праведному воину Федору Ушакову. Монумент установлен Российским военно-историческим обществом в рамках реализации национального проекта «Культура».
В торжественной церемонии открытия приняли участие советник председателя Российского военно-исторического общества Ростислав Мединский, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, глава Мордовии Владимир Волков, представители общественности, духовенства, Морского собрания Республики Мордовия, учебных заведений, почетные гости.
«Находясь сегодня на славной земле Республики Мордовия, с особым чувством сознаешь, что его имя неразрывно связано с вашим краем. Адмирал Федор Федорович Ушаков, современник Суворова, был одним из основоположников знаменитой Черноморской школы выучки. <…> Свойственные адмиралу Ушакову качества: величие духа, огромное личное мужество, душевная доброта — являются нравственными ориентирами для всех нас, примером верного служения своему Отечеству. Сегодня нашим молодым людям следует помнить, что каждая новая победа русского оружия обязана той, которая была одержана вашими предшественниками. В этой связи, создание и открытие памятника адмиралу Ушакову, несомненно, будет способствовать укреплению нравственных ценностей, воспитанию патриотизма», — сказал на открытии монумента Ростислав Мединский.
Глава Мордовии Владимир Волков, поздравляя жителей республики с открытием памятника, отметил, что идея его установки возникла три года назад, в преддверии 200-летия памяти флотоводца. Региональное отделение Российского военно-исторического общества обратилось за помощью к министру культуры РФ, председателю РВИО Владимиру Мединскому, и ответ не заставил себя долго ждать.
Глава Мордовии выразил благодарность Российскому военно-историческому обществу и лично Владимиру Мединскому за поддержку инициативы республики и реальную помощь в реализации проекта.
«Федор Ушаков является символом мужества и стойкости, непобедимости Российского флота, образцом праведности. Он — подлинный герой. И именно на таких примерах должно воспитываться наше подрастающее поколение, — подчеркнул Владимир Волков. — Для жителей Мордовии Федор Федорович особенно близок. Именно мордовскую землю он выбрал для последних лет своей жизни. На свои средства открыл в Темникове госпиталь, сделал много пожертвований во время Отечественной войны 1812 года. Похоронить себя Ушаков завещал в Санаксаре, на мордовской земле. Поэтому мы с гордостью называем легендарного адмирала своим земляком».
Чин освящения памятника небесному покровителю Мордовии совершил митрополит Саранский и Мордовский Зиновий.
В августе 2001 года в Темникове прошли торжества, связанные с канонизацией адмирала Ушакова. В них тогда приняли участие более 7 тысяч человек, церемонию возглавил нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Менее чем через два года будет отмечаться 20-летие этого события.
«Сейчас мы прилагаем усилия, чтобы темниковская земля, места, связанные с Ушаковым, вошли в туристический кластер „Арзамас — Дивеево — Саров“, одобренный Президентом России, — отметил Владимир Волков. — Это позволит направить в Темников большое количество туристов, привлечь средства на развитие района».
В завершение торжественной церемонии к подножию памятника Федору Ушакову были возложены цветы. Почетные гости в этот день также посетили Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь и возложили цветы на могилу Федора Ушакова.
4 декабря 2019 года в Актовом зале Сретенской семинарии прошла презентация обновленного научно-богословского портала Богослов.Ru. На презентации присутствовали ректор Сретенской семинарии архиепископ Верейский Амвросий, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва, председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов, глава Синодального отдела по взаимоотношениям со СМИ и обществом Владимир Легойда и многие другие.
Презентацию открыл архиепископ Верейский Амвросий. «Сегодня вечером у нас особое событие. Второе дыхание и новую жизнь получает портал Богослов.Ru, и мне приятно, что на московской площадке происходит второе открытие этого уникального для нашей богословской жизни, жизни духовных учебных заведений и вообще богословской мысли не только в Русской Православной Церкви проекта».
Богослов.Ru — крупнейший интернет-портал Русской Православной Церкви, публикующий материалы на тему православного богословия, церковной истории, философии и гуманитарных наук. После годичного перерыва обновлённый сайт возобновляет работу.
Во время своей работы портал Богослов.Ru входил в 30 самых читаемых религиозных ресурсов Рунета, а по статистике Яндекса занимал 50 место среди наиболее цитируемых ресурсов раздела «Общество».
Протоиерей Павел Великанов, главный редактор портала Богослов.Ru, рассказал об истории проекта, а также поблагодарил людей, которые приняли активное участие в возобновлении деятельности портала, в частности епископа Сергиево-Посадского Парамона и епископа Бронницкого Фому. Отец Павел рассказал также и об изменениях, которые внесены в его работу.
За последний год портал существенно изменил свой дизайн, стал более простым и понятным для пользователя. Переработана рубрикация сайта: удалены невостребованные разделы, добавлены новые, например, «тема недели». Появились новые функции, а уже привычные возможности усовершенствованы.
Новый дизайн с оптимизированной структурой, разделами и цветовой дифференциацией по типу материалов позволит более комфортно и быстро ориентироваться на сайте. С обновлением дизайна не пропали старые материалы, они сохранены в архиве. Функционал личного кабинета расширен, а алгоритм комментирования материалов переработан и улучшен.
К важным особенностям портала Богослов.Ru можно отнести равноудаленность от всех официальных и иных научных и учебных организаций и внебюджетную модель финансирования, включая краудфандинг.
Богослов.Ru построен на принципах неидеологичности, академичности, дружелюбия и уважения к другим точкам зрения.
Протоиерей Павел Великанов рассказал про возможность дискуссии на портале и свободу высказывания разных точек зрения:
«Уважение к иным точкам зрения — то, в чем заключается одна из наших задач. Научить наше церковное сообщество не просто называть всё, что происходит вокруг, черным и белым — если не „наши“, тогда — „враги“; а учиться прислушиваться к другим мнениям. Дискуссия, которая была у нас по поводу документа о подготовке верных к таинству Евхаристии, показала, что мы можем не только декларировать те или иные подходы, но и прислушиваться друг к другу и вносить определенные коррективы в официальные документы церковной власти, которые обсуждаются на портале».
Разнообразность и полнота материалов достигается благодаря отслеживанию публикаций в 83 российских журналах, а также 31 журнале на английском языке, 6 журналах на греческом языке, 6 журналах на французском языке, 2 журналах на немецком языке и 1 журнале на итальянском языке. На портале также представлены книги от 111 отечественных и зарубежных издательств.
На то, что материалы портала Богослов.Ru доступны даже для людей без богословского образования, обратил внимание глава Синодального отдела по взаимоотношениям со СМИ и обществом Владимир Легойда.
«Жизнь всё время нас ставит в такие ситуации, когда мы должны уметь ответить на богословские вопросы не только для самих себя, но и для тех, кто в богословии не разбирается. Насколько мы сейчас готовы к этому? В этом смысле я очень рассчитываю и на ваш портал, ведь это действительно важно», — отметил глава Синодального отдела.
Помимо текстовых материалов на сайте представлены образовательные аудиоподкасты для студентов семинарий и богословских факультетов высших учебных заведений, авторские подкасты преподавателей и профессоров МДА и Сретенской семинарии, аудиокниги по богословию. Возобновлено производство аудио- и видеоконтента, планируются прямые трансляции научных мероприятий из МДА и Сретенской семинарии в рамках сетевого взаимодействия, а в видеоподкастах будут представлены обзоры книжных новинок.
В планах команды портала Богослов.Ru — возобновление работы иноязычных версий (английской, новогреческой, испанской, немецкой, сербской), воссоздание иностранных редакций в Великобритании, Германии, Италии, Франции и США, девиртуализация сообщества и создание клуба «Друзья Богослова», а также проведение ежегодных конференций Богослова.
В конце презентации к гостям обратился епископ Зеленоградский Савва, который был в числе организаторов проекта в 2007 году. С речью о современном богословии и его роли в жизни человека выступил профессор Московской духовной академии Олег Давыдов.
Председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов подвел итоги презентации и рассказал про значение сайта в своей жизни:
«Я вспоминаю 2007 год. Богослов стал одним из знаков того времени, как уникальная площадка, где стало вдруг возможным вести с одной стороны очень серьезные, а с другой стороны формальные дискуссии.
Всегда его с радостью читал. Это был один из сайтов, которые я открывал каждый день, которые я открывал всегда, и надеюсь, что он сейчас таким опять станет. Я желаю Богослову соединить академическую свободу, которая несомненно нужна богословскому порталу, с церковным послушанием. Я думаю, что если это произойдет, то Богослов займет свое заслуженное место".
Доступ к порталу Богослов.Ru появился 2 декабря 2019 года.
Русская линия
Св. Синод УПЦ высказался относительно последних событий в сфере межправославных отношений. Блаженнейший Митрополит Онуфрий поддержал мирные инициативы Владимира Зеленского. Зеленский заявил, что без диалога с Путиным мир на Донбассе невозможен
Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России
6 декабря 2019 года в Киеве под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось последнее в этом году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, на котором было принято специальное заявления в связи с вступлением Элладской Православной Церкви и Александрийского Патриархата в общение с украинскими раскольниками.
Священный Синод Украинской Православной Церкви, обсудив последние события в сфере межправославных отношений, заявляет:
1. Вынуждены констатировать, что вследствие антиканонических действий Константинопольского Патриархата на Украине, а также в связи с принятием в общение Предстоятелями Элладской и Александрийской Православных Церквей раскольнической «Православной Церкви Украины», ситуация в мировом Православии значительно ухудшилась, и разделение между Поместными Православными Церквами углубилось не только на административном, но и на духовном уровне — то есть на уровне общения в Таинствах.
2. Стало очевидным, что этот кризис является не только проблемой двусторонних отношений между Константинопольским и Московским Патриархатами, а касается всего мирового Православия — всех Поместных Православных Церквей, поскольку разрушает сами основы жизни и миссии Церкви Христовой. Эта проблема носит не административный, а экклезиологический характер. Наружу вышла новая концепция первенства Константинопольского Патриарха как «первого без равных» в мировом Православии, которой никогда не знала Православная Церковь, и которая фактически является нарушением принципа соборности Церкви и следствием неправильного понимания природы Церкви вообще и роли отдельной Поместной Церкви в Теле Христовой Церкви в частности. Кроме того, Константинопольский Патриархат начал допускать до сослужения лиц, не имеющих священного сана, что является кощунством и надругательством над Евхаристией.
3. Учитывая это, прекращение Украинской Православной Церковью евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом и с Церквями и иерархами, которые признали раскольников, является не злоупотреблением Евхаристией или тем более шантажом Евхаристией, как кое-кто иногда говорит, а наоборот является защитой Евхаристии и сохранением канонической и духовной чистоты и непорочности Церкви. Ведь Господь наш Иисус Христос, по словам святого апостола Павла, «возлюбил Церковь и отдал Себя за нее .., чтобы представить ее себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-то подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25−27).
4. Именно по этим причинам лживыми и манипулятивными являются обвинения в адрес Украинской Православной Церкви в том, что якобы она движется к самоизоляции, прекращая евхаристическое общение с теми, кто вступил в общение с нераскаянными раскольниками. На самом деле мы отстаиваем чистоту канонического предания Церкви, защищаем Церковь от кощунства. Иначе, если к священнослужению допускаются лица, не имеющие законных хиротоний, если раскол объявляется Церковью, а настоящая Христова Церковь игнорируется или называется расколом, то возникает опасность подмены Церкви. Кроме того, такими антицерковными действиями стирается грань между Церковью и расколом. В результате создается новая «церковь», основанная людьми, вместо той, которую основал Господь наш Иисус Христос, приобретя ее Себе Кровию Своею (см. Деян. 20:28).
5. Один из базовых принципов канонического права Православной Церкви заключается в том, что тот, кто вступает в евхаристическое общение с отлученным, сам отлучается от общения с Церковью. В связи с этим, принятие некоторыми Поместными Церквями в общение лиц, которые совершили раскол в других Поместных Церквях, не принесли за это покаяние и не имеют истинного священного сана, автоматически ставит перед ними вопрос относительно того, не является ли дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с раскольниками соучастием в этом грехе и нарушением приведенного выше канонического принципа?
6. Считаем, что единственным способом выхода из этого кризиса является всеправославное соборное обсуждение и решение всего комплекса этих проблемных вопросов. Осознавая все сложности, связанные с созывом такого Всеправославного совещания, иного выхода из кризисной ситуации мы пока не видим. А поэтому приветствуем инициативу Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофила III о созыве Всеправославного совещания в Иордании. В тяжелые времена истории нашей Церкви уже был случай помощи Иерусалимского Патриархата, когда в 1620 году Патриарх Иерусалимский Феофан в Киеве возобновил православную иерархию на замену тех, кто ушёл в унию под давлением тогдашней польско-литовской власти. Одобряем, благодарим и с надеждой смотрим на подобные призывы к созыву Всеправославного совещания от Предстоятелей и иерархов других Поместных Православных Церквей, которые начали всё чаще и сильнее звучать в течение последнего времени.
7. Констатируем, что, к большому сожалению, в жизнь мирового Православия начали грубо вмешиваться геополитические и политические факторы. Вследствие этого отдельные Поместные Церкви начали принимать церковные решения под влиянием этих факторов, вопреки церковным канонам и многовековой традиции Церкви. Мы понимаем, что каждая Поместная Церковь совершает своё служение в рамках того или иного государства, а иногда и нескольких или многих государств. Часто тот или иной православный народ исторически очень тесно связан как с собственным государством, так и со своей Поместной Церковью. Однако, по нашему глубокому убеждению, каждая Поместная Церковь в своем служении Богу должна быть выше национальных, государственных или политических границ и интересов и не поддаваться внешнему давлению, помня, что Царство Божие, которое мы проповедуем, есть не от мира сего (см. Др. 18:36). Если каждая Поместная Церковь будет ассоциировать себя исключительно с интересами собственного государства, мировое Православие не сможет быть единым, ведь бывает, что государства конфликтуют или воюют между собой, но Церковь должна сохранять единство и примирять людей, а не становиться стороной или средством противостояния. Выражаем надежду, что Святая Православная Церковь с Божьей помощью найдёт силы преодолеть эти вызовы и сохранить своё единство, поднявшись выше национальных и государственных границ и интересов, ведь во Христе нет «ни эллина, ни иудея, .. варвара, скифа .. но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
8. Обращаемся к архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам нашей Украинской Православной Церкви. Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Не без промысла Божьего так случилось, что именно по Украине и по нашей Церкви в рамках мирового Православия сегодня пролегает граница между Церковью и расколом. В этой ситуации мы должны сохранить чистоту канонического строя и учения Церкви. Нас пугают самоизоляцией. Но когда мы живём в истинной вере, то самоизоляции не может быть, как говорил светлой памяти Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «С Христом не бывает самоизоляции». Фактически, сегодня наша Украинская Православная Церковь, переживая разнообразные испытания, отстаивает единство всего мирового Православия. Не бойтесь! Вы находитесь в истинной Церкви! Любите Церковь, берегите Церковь и себя в Ней, потому что через Нее Господь нас спасает. А всё остальное оставьте на волю Божью. Помните, что не люди управляют Церковью, а Сам Господь. Будем же молиться, чтобы Господь Духом Своим Святым исправил все ошибки человеческие, очистил нас от всякой скверны и спас души наши!
4 декабря 2019 года, накануне саммита в Нормандском формате, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий принял участие во встрече представителей религиозных конфессий и организаций Украины с Президентом Владимиром Зеленским.
Глава государства поблагодарил за совместное обращение иерархов к жителям временно оккупированных территорий, а также за работу, которую проводят религиозные лидеры для украинцев. В связи с переговорами лидеров стран Нормандского формата Президент призвал поддержать мирные инициативы украинской стороны.
«Мы — разные, у нас разные конфессии, церкви, мечети, синагоги и тому подобное. И это нормально, потому что у нас большая, очень красивая, иногда со сложностями, но наша дорогая страна. Очень верю в вас», — отметил Владимир Зеленский.
Президент подчеркнул, что через три года блокирования встречи «Нормандской четверки» появилась возможность начать диалог.
Глава государства подчеркнул, что ему важно услышать советы. «Тогда буду чувствовать, что все мы вместе», — сказал он.
Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий поддержал мирные инициативы украинских властей. «Жизнь человека ничем не может быть оправдана или выкуплена. Она самое дорогое во всём мире. То, что вы начали эту миссию миротворчества, — мы вам за это благодарны и понимаем, что это сложный процесс. Но его надо было начать — процесс не может иметь успеха, если кто-то его не запустит», — отметил Блаженнейший Владыка. По его словом, конфликт на Донбассе необходимо решать путём диалога.
В свою очередь, представители «ПЦУ» и УКГЦ пожелали Зеленскому в первую очередь соблюдать интересы Украины при заключении мирных договорённостей по Донбассу. Мир любой ценой для украинских раскольников и униатов не приемлем. И они об этом дали понять президенту Украины.
Помимо этого, бросилось в глаза, что Зеленский не пригласил на состоявшуюся встречу лже-патриарха Филарета Денисенко, которого ранее так высоко чествовали украинские власти и о существовании которого теперь решили окончательно забыть.
При этом первую роль во встрече Администрация Президента Украины постаралась предоставить именно Епифанию Думенко, который говорил больше всех и которого в отличие от других пространно цитировали авторы сообщения, выложенного на официальном сайте Зеленского.
8 декабря 2019 года, в воскресенье, накануне заседания «нормандской четвёрки», во всех храмах Украинской Православной Церкви по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и согласно решению Священного Синода УПЦ от 6 декабря 2019 года (Журналы № 28, № 29), будут возноситься за богослужением сугубые молитвы об успешной реализации миротворческого процесса и наступления мира на востоке Украины, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Также после богослужения будет оглашен текст Заявления Священного Синода Украинской Православной Церкви.
Соответствующий циркуляр был послан всем Преосвященным епархиальным владыкам 6 декабря 2019 года.
ПРОШЕНИЕ НА СУГУБОЙ ЕКТЕНИИ
Еще молимся Господу Богу нашему, о еже благословить доброе намерение рабов Своих, правителей народа нашего, яко да без препятствия благоуспешно сотворят намерение свое, во еже укрепити и утвердить мир в стране нашей; рцем вси: Всемилостивый Господи, услыши и помилуй.
МОЛИТВА
Господи, Иисусе Христе, Боже наш, средостение вражды разрушивый, истинный мир людем Твоим даровавый и миротворцев блаженными сынами Божиими нарекий! Молим Тя: благослови ищущих истиннаго мира и трудящихся сего совета. Просвети умы и сердца всех, приступающих к богоугодному творению мира. Умудри власти предержащия, укрепи волю правителей народа нашего, просвети разум их, да с мудростию, рассуждением и велиим попечением о благе потрудятся в созидании вожделеннаго мира.
Благодатию Пресвятаго Твоего Духа сотвори, да не усты токмо глаголется, но и самым делом мир творится во всех народех, да утешатся сироты и вдовицы, да не восплачут более, но да возрадуются, мир чаемый видяще. Умягчи сердца ожесточенных, сотвори, да и тии в кротости взыщут согласия и любви. Благослови всякаго человека, и научи разумети и творити волю Твою, яже есть спасение, любовь, мир и единение всех людей. Послы Небесное благословение стране нашей Украине, властем, воинству и всему народу ея, предстательством Преблагословенныя Твоея Матере и всех Твоих святых. Ты бо еси Царь мира и мира Твоего несть предела и Тебе слава, и благодарение, и поклонение да возсылается, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Как бы не ругали Президента Украины Владимира Зеленского за его нерешительность и неопытность, следует отдать ему должное — несмотря на огромное давление со стороны националистов и «украинских патриотов», он, в отличие от Петра Порошенко, старается сохранять свою принципиальную позицию по ряду важнейших вопросов.
Главным из этих вопросов остаётся завершение конфликта на Донбассе, и Зеленский проявляет здесь решительную настойчивость. Об этом свидетельствует его последнее обращение к украинским гражданам, в котором он открыто заявил, что намерен вести прямые переговоры с Кремлём, чтобы положить конец войне.
«На этой неделе мы начинаем действительно подготовку к встрече в „нормандском формате“. Эта встреча — уже победа для нас. Это большая возможность начать этот диалог, потому что именно он может привести к возвращению наших людей. Хочется прекратить огонь и предоставить возможность закончиться этой войне. Важно решить вопрос наших территорий, и быть одной страной», — сказал он.
При этом Зеленский обратился к украинцам с призывом не обращать внимание на лозунги отдельных политиков, которые «играют на эмоциях людей». Не сложно догадаться, кого имел в виду Президент Украины. Это, конечно, Пётр Порошенко.
«Я хочу, чтобы вы не обращали внимание на представителей некоторых политических сил, которые уже как политики умерли, а как люди они совсем не рождались. Я хочу, чтобы вы не реагировали на их лозунги, на какую-то фейковую „зраду“. О них никто не помнит, и это единственная возможность у них поймать этот хайп. Но это не та тема, на котором ловят хайп, потому что ежедневно мы теряем наших людей. Вы мне доверили, никакой „зрады“ не будет», — отметил Зеленский.
«Не верьте никому, войной никто никуда не хочет идти, терять ещё сотни тысяч людей, мы не можем этого себе позволить. Поэтому — только дипломатия. А если не будет этого диалога, как там говорят: „Какой может быть диалог у Зеленского с Путиным?“. Вы знаете, без этого диалога можно, но это как бег на беговой дорожке. То есть ты бегаешь, калории теряешь, но ты на месте. Мы не хотим стоять на месте», — отрезал Зеленский.
В этой связи остаётся только один вопрос: сможет ли Президент Украины не только вести переговоры, но претворить в жизнь то, о чём он договорится с Кремлём?
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем священника-героя Василия Васильковского
Сегодня мы вспоминаем героя Малоярославецкого сражения, первого священника — кавалера ордена св. Георгия о. Василия Васильковского, скончавшегося 24 ноября 1813 года. Пастырь-герой родился в 1778 г., окончил Севскую семинарию и в 1804 г., в 26 летнем возрасте был рукоположен во иерея и определен к служению в Ильинскую церковь г. Сумы. Вскоре Вдовый батюшка перебрался с сынишкой в Старо-Харьковский монастырь на жительство, но вскоре Господь указал ему путь трудного, опасного и ответственного служения. В 1810 г. он был назначен священником 19-го Егерского полка. Уже через полгода шеф полка полковник Т.Д.Загорский отмечал порядочность, рассудительность и прекрасное владение искусством красноречия о. Василия, а также его образованность — знание математики, физики, географии и истории, владение иностранными языками — латынью, греческим, немецким и французским. О. Василий пользовался вполне заслуженным уважением в полку, с которым встретил Отечественную войну 1812 г.
Докладывая о действиях полка в боях под Витебском, полковник Вуич отмечал бесстрашие полкового священника, вдохновлявшего егерей и поддерживавшего их боевой дух в сражении, несмотря на то, что был ранен, а потом и контужен от удара пули в его наперсный крест. Этот кипарисовый крест в серебряной с позолотой ризе долгие годы хранился в церкви 19-го Егерского полка. За проявленное мужество в бою под Витебском где о. Василий «по искреннему < > усердию находился < > впереди с крестом, благословил полк, потом в самом жарком огне, поощряя всех на побеждение неприятеля», был представлен к награждению камилавкой, как знаком отличия белого духовенства.
Но особо отличился пастырь в бою под Малоярославцем. Полковой священник с крестом в руке воодушевлял идущих в атаку егерей. «Священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову», — отмечал в своем донесении генерал Дохтуров.
По ходатайству М.И.Кутузова Император Александр I повелел наградить мужественного батюшку за неустрашимость и ревностную службу орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4 ст. Это был первый в истории ордена и православного духовенства случай награждения военного священника орденом Святого Георгия. 17 марта 1813 г. орден был вручен о. Василию.
В юбилей этого памятного награждения газета «Русский инвалид» напомнила своим читателям: «Геройское мужество священника Васильковского, находившегося при 19-м Егерском полку, < > заслуживает признательность соотечественников. Сей достойный и ревностный служитель алтаря во время бывших при Малом Ярославце и Витебске сражений, неся пред воинством святой крест, личным примером своим поселил в воинов вещую храбрость, поощрял их на праведную брань с полною уверенностию, что под сению честного и животворящего креста они прославятся победою над врагами. В первом из сих сражений священник Васильковский ранен пулею в голову, а во втором — в ногу».
Русская линия