Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий: «Мы уверены, что Вы будете заботиться о нашей епархии, потому что Вы — человек верующий, православный»
В Санкт-Петербурге отслужили благодарственный молебен в честь избрания губернатором города Александра Беглова
В день перенесения мощей святого Александра Невского, 12 сентября, после Крестного хода митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры благодарственный молебен по случаю избрания Александра Беглова губернатором города, сообщает «Вода живая».
За молебном правящему архиерею Санкт-Петербургской епархии сослужили епископы Рашско-Призренский Феодосий, Выборгский и Приозерский Игнатий, Муромский и Вязниковский Нил, наместник обители Кронштадтский Назарий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Армавирский и Лабинский Игнатий, Петергофский Силуан, братия монастыря и духовенство митрополии.
«Несколько дней назад петербуржцы избрали вас руководителем города, — сказал владыка, обращаясь к Александру Беглову после молебна. — Люди знают вас по прежней работе и доверили свою жизнь в ваши руки, зная, что вы будете вести нас по духовному пути, заботясь обо всех жителях Санкт-Петербурга в силу возможностей и тех даров, которыми Господь вас наградил. Мы, духовенство и верующие, хорошо знаем вас, потому что вы часто ходите в храмы, присутствуете на церковных мероприятиях, заботитесь о храмах и монастырях не только в России — у вас было много послушаний и за пределами нашей страны, и вы с ними блестяще справились».
«Теперь мы вместе с Вами будем заботиться о том, чтобы город стал лучше, чтобы возрождались и реставрировались порушенные храмы, чтобы в новых микрорайонах строились новые. Они востребованы, храмов в городе не хватает, а верующего народа с каждым годом становится всё больше. Мы уверены, что Вы будете заботиться о нашей епархии, потому что Вы — человек верующий, православный, и Вам небезразличны наши нужды и просьбы», — отметил митрополит Варсонофий.
«Мы сегодня молились всей полнотой нашей митрополии, чтобы Господь сделал успешным Ваше служение и Ваш Небесный покровитель святой князь Александр Невский помогал Вам, потому что без помощи Божией трудно справляться с теми задачами, которые предстоит Вам решать», — заключил архипастырь, вручив градоначальнику образ его Небесного покровителя — святого князя Александра Невского.
В ответном слове глава города поблагодарил духовенство за молитвенную помощь и поздравил верующих с праздником. «Уверен, что молитвами святого князя Александра Невского наш город и дальше будет процветать, а я буду его помощником. Всем — Божией помощи и милости!» — сказал Александр Беглов.
Русская линия
Митрополит Пирейский Серафим: Признав украинских раскольников и самосвятов, Патриарх Варфоломей совершил серьёзную ошибку
Известный иерарх Элладской Православной Церкви предостерег своих собратьев-архиереев от признания «ПЦУ»
Митрополит Пирейский Серафим предостерёг священноначалие Элладской Православной Церкви от признания «ПЦУ», что станет нарушением православных канонов и приведёт Православие к великому расколу. Соответствующую статью владыка опубликовал на греческом портала «Ромфея» 9 сентября 2019 года, передает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Архиерей Элладской Церкви обратил внимание на выводы Синодальной комиссии по догматическим и каноническим вопросам и указал на «очевидную ошибку Вселенского Патриархата».
Ещё в официальном заявлении, опубликованном 21 января 2019 года, митрополит Пирейский Серафим объяснял, что: «Томос об автокефалии был дан в день Богоявления 2019 года Вселенским Патриархом Варфоломеем новому раскольническому образованию (во главе с новоизбранным» митрополитом" Епифанием), которое появилось в результате так называемого объединительного собора, состоявшегося 15 декабря 2018 в Киеве. Вселенский Патриархат не принял во внимание горячие призывы и просьбы многих Поместных Православных Церквей, которые указали, что единственным возможным путём решения украинской проблемы является диалог и созыв Собора с всеправославным участием всех Поместных Церквей".
Иерарх отметил, что Русская Православная Церковь прервала Евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, а Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прекратил поминать Константинопольского Патриарха Варфоломея. «Теперь уже очевидно, что мировое Православие после одностороннего решения Вселенского Патриархата предоставить статус автокефалии» церкви", которая является ни чем иным, как собранием запрещённых и саморукоположенных раскольников, идёт быстрыми шагами к новому великому расколу, возможно, второму великому расколу, подобному тому, который произошёл в 1054 году, с непонятными церковными последствиями для всеправославного единства и к большой радости его врагов", — заявил митрополит Серафим.
По его словам, предоставление автокефалии «ПЦУ» является прецедентом, который не имеет аналогов в истории Православной Церкви, причём это произошло при том, что была проигнорирована воля канонической УПЦ во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, которые не просили об автокефалии.
Владыка считает показательным, что УПЦ представляет 4/5 населения украинского народа. А об автокефалии просили, с одной стороны, руководство страны во главе с президентом Петром Порошенко, а с другой стороны — маленькая группа запрещённых и саморукоположенных «епископов», которые стали реальными получателями автокефалии.
В своём обращении от 9 сентября митрополит Пирейский Серафим подчеркнул, что «решение канонического восстановления запрещенных в служении, анафематствованных и нерукоположенных членов двух раскольнических структур Украины, предшествовавших предоставлению Томосу об автокефалии, является недействительным, а значит решение о предоставлении автокефального статуса для несуществующей церкви, состоящей из канонических нарушителей, является недействительным».
Пирейский митрополит отметил, что в нынешних условиях необходимо срочно созвать Всеправославный Собор «для того, чтобы решить этот очевидно сложный вопрос» и «избежать большой опасности раскола церковного общения Православных автокефальных Церквей с непредсказуемыми последствиями для Святой Единой Православной Соборной и Апостольской Церкви».
Наконец, обращаясь к Синодальной Комиссии по догматическим и каноническим вопросам, иерарх задал вопрос, почему приведенные аргументы были ими проигнорированы.
Русская линия
«Ради Бога, разве можем мы, Элладская Церковь, признать самосвятов?»
Священники, монашествующие и миряне Элладской Православной Церкви выступили с открытым письмом по украинскому вопросу
179 игуменов, священников, монахов и мирян обратились к Предстоятелю и епископату Элладской Православной Церкви с открытым письмом, в котором выразили обеспокоенность и тревогу по поводу неканонического предоставления автокефалии украинским раскольникам. Текст письма приводит Служба коммуникации ОВЦС и в нём в частности говорится:
«Мы как члены Православной Церкви и по духу сыновья, подлежащие Вашей епископской и отцовской ответственности, ощущаем необходимость обратиться к Вам, нашим духовным и церковным отцам, чтобы выразить свою обеспокоенность и тревогу по поводу неканонического предоставления украинской автокефалии.
1) Мы разделяем Вашу обеспокоенность и серьезные канонические и экклесиологические опасения и сомнения, выраженные явно или даже молча, в духе свойственного Вам пастырского рассуждения. Мы осознаем и то давление, которое испытывает Элладская Церковь и ее архиереи, чего не должно было бы быть, со стороны разных церковных и нецерковных факторов. Мы хотим верить, что здравые духовные антитела наших епископов смогут справиться с нападениями чуждых.
2) Естественно, мы чтим и уважаем Вселенский Константинопольский престол как имеющий преимущества чести и первой кафедры среди Православных Церквей. Несомненно, предоставленное Вселенскими Соборами первенство чести остается неумалимым навсегда.
3) Преимущества чести Константинополя существуют и осуществляются исключительно в рамках духовной соборно-иерархической системы общения Поместных Православных Церквей, а не вне ее или над ней: они состоят главным образом в координации деятельности Православных Церквей в важнейших вопросах, представляющих межправославный интерес, в председательстве на межправославных и всеправославных встречах и Соборах, а также в выражении и реализации решений, принятых в результате всеправославного обсуждения.
4) Трансграничное вмешательство-вторжение на территорию чужой юрисдикции без согласия и, тем более, вопреки единодушному мнению других Поместных Церквей даже для разрешения серьезной проблемы не может быть основано на православной трактовке преимуществ чести, являя собой ни что иное, как их искажение и перетолкование. Возможная попытка навязать такую трактовку будет иметь, к сожалению, очень серьезные экклесиологические последствия и непосредственную утрату почетного права быть первопрестольной кафедрой. Пример знаменитого Ветхого Рима, имевшего в древней Церкви права первой кафедры, указывает на серьезность этого вопроса. Перетолкование и попытка превратить преимущества чести в первенство власти искажают православную экклесиологию и ведут ее к папизму с пагубными последствиям.
5) Как греки по происхождению мы чтим и уважаем Патриархат греческой нации, когда он говорит правду с любовью. Мы опечалены, потому что сегодня видим, как из-за ложного выбора его руководства, он подвергается опасности оказаться в изоляции и утратить свою координирующую роль в межправославных отношениях, в выражении и реализации воли Поместных Православных Церквей. Дальнейшее упорство в ложном выборе будет иметь для этого престола лишь еще более неблагоприятные последствия.
6) Вселенский Патриархат имеет право предоставлять автокефалию, а Церковь любого народа имеет право возвышения до уровня автокефальной только при наличии ясных и строгих условий, которые выдвинуло церковное Предание и которые соответствуют Православной экклесиологии и каноническому порядку, и каковые в данном случае не были соблюдены.
7) Мы не можем разделить прозвучавшее мнение о том, что возможный отказ от признания автокефалии на Украине поставит под сомнение автокефалии XIX и XX веков. Это утверждение не имеет под собой никакого канонического или исторического обоснования. Нет ни малейшей схожести украинской автокефалии с прочими каноническими автокефалиями других церквей, поскольку:
а) Признанная всеми Православными Церквями, в том числе и Вселенским Патриархатом, Автономная Церковь Украины во главе с Митрополитом Онуфрием, насчитывающая девяносто епископов, двенадцать тысяч приходов, двести пятьдесят монастырей, пять тысяч монахов и монахинь и миллионы верующих, автокефалию не просила. Каноническая церковь, имевшая на это полное право, не просила и не приняла автокефалию. Разве можно силой навязывать ей ее или наказывать за то, что она не приняла ее?
б) В то время как все, и даже Вселенский Патриархат, признают присутствие Митрополита Онуфрия и девяноста епископов (нет никакого канонического акта об их низложении, или извержении из сана, или запрете в священнослужении), наряду с существующей с канонической точки зрения, создается параллельная церковная структура. Мы по праву осуждаем наличие параллельных юрисдикций в диаспоре, а сейчас сами создаем их в границах Церквей?
в) Церковь Украины в каноническом отношении подчиняется Патриархату России, а не Вселенскому. Все автокефалии Константинополя до сего дня предоставлялись регионам, находившимся в его юрисдикции.
г) Почти все Поместные Церкви имеют серьезные сомнения относительно каноничности и законности архиерейских хиротоний новой церкви. А около пятнадцати из ее пятидесяти епископов ведут свое «архиерейское» происхождение от самосвятов! Нигде не было такого прецедента!
д) Ни одна Православная Церковь не признала предоставленную таким образом автокефалию, событие беспрецедентное в истории Церкви!
8) Крайне печально констатировать тот факт, что если раньше, вопреки политическим интересам и чрезвычайно сложным временам, Вселенский Престол и его святые Патриархи боролся за единство народов России под единым духовным и церковным управлением, то сегодня он поддается соблазнам и трансатлантическому давлению, пытается насильственно разделить их, впутывая Православную Церковь в геополитические интересы и превращая Церковь Христову в часть геополитических формирований и проблем. Возможное признание автокефалии одной лишь Элладской Церковью без всеправославного решения вовлечет и нашу Поместную Церковь в игру на геополитической шахматной доске.
9) Регион Украины (в церковных источниках в основном упоминается как Малороссия) с 988 г. по Р.Х. до 1686 г. по Р.Х. подчинялся Вселенскому престолу. Патриаршим Деянием Патриарха Дионисия IV он был передан в каноническое подчинение Московского Патриархата. Сам Вселенский Патриархат 332 года трактовал Патриарший акт как полное подчинение Русской Церкви! Уверенность в этом по-разному выражалась самим Вселенским Патриархатом и была самым официальным образом зафиксирована в Типиконах XVII века, в Синтагматиях 1797 (Свт. Григория V), 1829, 1855, 1896, 1902 г. г., вышедших из печати в «Патриаршей типографии в Константинополе», и в Патриарших календарях-ежегодниках вплоть до 2018 г. В этих официальных Патриарших изданиях Вселенский Престол без каких-либо оговорок признавал, что Украина находится в каноническом подчинении Московского Патриархата! Ту же самую уверенность отразили и сотрудники Вселенского Престола (архивариус К. Деликанис, профессора митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) (Оксфорд), протопресвитер Феодор Зисис (Салоники), Василий Ставридис (Халки), Григорий Ларендзакис (Вена), Власий Фидас (Афины-Шамбези), а также сам Вселенский Патриарх Варфоломей как письменно, так и в своей официальной речи в Киеве. Именно так сам Вселенский Патриархат в течение 332 лет толковал Патриарший акт 1686 года!
10) И самое главное: так трактует Патриарший акт в течение 332 лет всеправославное церковное сознание! От знаменитого Синтагматия Иерусалимского Патриарха Хрисанфа (Нотараса) 1715 г. вплоть до 2019 г. все Типиконы-Календари-Ежегодники всех Поместных Православных Церквей считали Украину частью Русской Церкви. Кто с легким сердцем может пренебрегать всеправославной церковной традицией и опытом? Кто имеет право встать выше всеправославного сознания?
11) Мы выражаем нашу крайнюю обеспокоенность, поскольку не последовало убедительного ответа касательно ничтожного с канонической точки зрения «священства» новой церкви. Несомненно, при соблюдении строгих условий Церковь по икономии может принять хиротонии, совершенные в расколе и ереси. Но что говорит об этом наша Православная Церковь? На Востоке у нас нет папского престола, который бы один выносил решение, а другие бы подчинялись! Но Поместные Церкви на Соборе под председательством Константинопольского Патриарха должны принять решение об уврачевании раскола и по икономии признать хиротонии! Однако когда все Поместные Церкви отказались признать такое «священство», по какому каноническому праву Константинопольский патриарх может утверждать, что в качестве Первого он выражает мнение Церкви и по икономии принимает хиротонии раскольников? Константинопольский Патриарх не выше общего мнения всех без исключения Поместных Церквей. Он не папа, который ex cathedra выражает взгляды Православной Церкви, не учитывая мнения других своих собратьев-Предстоятелей.
12) К сожалению, хиротонии новой Церкви происходят не только от изверженного из сана и преданного анафеме Филарета, извержение и анафему которые в течение двадцати шести лет признавал весь Православный мир (даже сам Вселенский Патриарх), но и от самосвята бывшего дьякона, никогда не имевшего ни священнического, ни епископского рукоположения, мошенника и уголовника Виктора Чекалина. Ради Бога, разве можем мы, Элладская Церковь, признать самосвятов? Ведь до сего дня мы хвалимся о Господе апостольским преемством православных епископов. Разве сможем мы и после признания чекалинских «хиротоний» продолжать проповедовать апостольское преемство православных архиереев?
13) Как же тогда было «уврачевано» «священство» самосвятов? Разве может Константинопольский Патриарх единолично собственным актом уврачевать отсутствие апостольского преемства? Оправдания, которые приводят сторонники автокефалии, настолько противоречивы и опровергают сами себя, что не только не убеждают в наличии канонического рукоположения у самосвятов, но и подтверждают отсутствие законного апостольского преемства. После всего этого с какой совестью епископ может признавать такие «хиротонии»? Речь идет не о сомнении в нравственной чистоте некоторых лиц, но об онтологическом отсутствии самого что ни на есть внутреннего стержня архиерейства; мы на всеправославном уровне имеем дело не с «нравственным», но с онтологическим «осквернением» Тела епископата.
14) Мы не можем понять, как без совместного решения всех Поместных Церквей сборище низверженных, анафематствованных самосвятов, раскольников без покаяния одним актом было восстановлено, собрано на «объединительный собор» и одновременно получило «автокефалию», в то время как канонические епископы, которые входят в состав канонического Синода, выражающего мнение канонической Церкви, полностью игнорируются.
15) Руководство новой автокефальной церкви не внушает доверия, серьезности и гарантий того, что следует церковной этике (см. заявления «предстоятеля» Епифания о США, о правах ЛГБТ (движение гомосексуалистов и т. д.), о сотрудничестве с униатами, о его участие в открытии памятника самосвяту «митрополиту Киевскому» Василию Липковскому и т. д.). Отпадение «почетного Патриарха» Филарета и некоторых «епископов» от новой церкви и его серьезные жалобы самым трагическим образом указывают на неудачу во врачевании украинского раскола, потому что не было раскаяния раскольников — самого необходимого условия для уврачевания расколов.
16) Мы никоим образом не можем оправдать предоставление автокефалии в качестве наказания Московского Патриархата за «высокомерие», «антицерковные действия», «беспорядок», «обмирщение» и т. п. Невозможно использовать автокефалию в качестве наказания непослушных, потому что пренебрежение к священным канонам и их нарушение не приводит к настоящим и долговечным решениям церковных проблем. В конечном итоге, какая бы проблема ни была у Константинополя с Москвой, как он врачует (?) ее, объявляя целый Синод из девяноста епископов неканоничным? Как он пренебрегает целой Церковью, где двенадцать тысяч приходов и миллионы верующих? Разве Вы, архиереи, не сослужили с Блаженнейшим Онуфрием и его Священным Синодом, когда ездили в Киев? Разве не его Вы признавали единственным и каноническим Митрополитом Киевским? Так как же теперь Вас призывают вычеркнуть его и вместо него признать кого-то другого? Какая каноническая основа под этими требованиями?
17) Мы питаем глубокое уважение и выражаем полное сочувствие и поддержку миллионам членов канонической Православной Церкви на Украине, которые претерпевают скорби и гонения за то, что хотят оставаться в той Церкви, в которой родились и выросли. Организованные акции и гонения государственных и окологосударственных органов против канонической Церкви на Украине, дабы заставить духовенство и верующих перейти в новую церковь, доказывают провал автокефалии и то, что, в итоге верующий народ ее не просил. Как же тогда Элладская Церковь вместо того, чтобы поддержать гонимых верующих, признает то, что отвергло подавляющее большинство православных украинцев?
18) Наконец, самое тревожное — то, что церковная проблема Украины из проблемы канонической структуры переходит в серьезную экклезиологическую проблему, когда предпринимаются упорные усилия по превращению преимуществ чести Вселенского Патриархата в первенство власти по папскому образцу:
а) К сожалению, в случае с украинской автокефалией Вселенский Патриарх отказывается от своей признанной традицией координирующей роли, предполагающей выражение и реализацию соборных решений Поместных Православных Церквей, а потому и отказывается созывать Всеправославный Собор или Собор Предстоятелей.
б) Напротив, он как папа:
i) действует трансгранично на территории чужой юрисдикции, которая подчиняется Русской Церкви, как сам же до недавнего времени и признавал;
ii) принимает суверенные и независимые решения или вопреки мнению не только самой Церкви Украины, но и Поместных Православных Церквей;
iii) утверждает, что остальные православные епископы всего мира обязаны принимать его любые решения;
iv) считает, что его решение не нуждается в одобрении другими Церквями и не может быть оспорено или отозвано;
v) претендует на трансграничное вмешательство в дела Вселенской Православной Церкви даже «по собственной инициативе и исходя из долга», «не только в отношении догматов, священных традиций и канонических церковных положений или общих вопросов, касающихся всего Тела Церкви, но и во все относительно важные частные вопросы, относящиеся к интересам той или иной Поместной Церкви» (Письмо Вселенского Патриарха Варфоломея Архиепископу Албанскому Анастасию от 22.2.2019). Эта фразеология Патриарха напоминает знаменитый Dictatus Papae (1075 г.) папы Григория VII, который требовал, чтобы все «causae majores» (серьезные вопросы) вселенских Церквей подавались для решения папе!".
Более чем очевидно, что если вдруг, не дай Бог, возобладает такой подход, то в нашей Православной Церкви произойдут серьезнейшие и печальные события.
Ваше Блаженство,
Затруднение, с которым столкнулся Постоянный Священный Синод ушедшего периода, состоявшее в том, чтобы по-быстрому, с применением сокращенных процедур «закрыть» вопрос по такой проблемной автокефалии, и Ваше последующее заявление о том, что и Вы «не можете» взять на себя ответственность за такое решение, указывают на благоразумие и на величину смирения наших церковных лидеров, свидетельствуя нам параллельно и о том, что в сознании греческих архиереев еще свежи клятвы, которые они перед Богом и Его Церковью давали при епископской хиротонии, обещая, что будут соблюдать священные каноны и церковный порядок, равно как и единство Вселенской Православной Церкви.
Мы полагаем, что насилие над священным институтом автокефалии, который вместо того, чтобы служить единству и благостоянию Святых Божиих Церквей, тяготеет взорвать единство в истине нашей Православной Церкви, делая ее посмешищем в глазах ее врагов, не может быть узаконено в том числе и Архиерейским Собором Элладской Церкви. Интересно, почему Элладская Церковь в одностороннем порядке должна первой взять на себя такую ответственность, вступая в противоречие с церковным сознанием всех Поместных Церквей ради удовлетворения ошибочного и неудачного выбора Фанара? Зачем она должна соблазнять души миллионов православных украинцев, которые, претерпевая лишения и гонения, борются за то, чтобы оставаться верными своей церковной традиции? Почему, в конце концов, она должна смущать души миллионов верующих из всех Поместных Православных Церквах, которые высоко ценят в своем сознании Элладскую Церковь, считая ее своим ориентиром? Мы считаем, что не сослужит она добрую службу ни себе, ни Вселенскому Престолу, ни Вселенскому Православию.
Мы уверены, что наши духовные отцы не разочаруют нас и продемонстрируют нам православную экклесиологию и канонический порядок как единственные критерии для решения украинской проблемы".
Далее следуют подписи духовенства, монахов, мирян (всего 179 человек), среди которых архимандрит Максим (Каравас), игумен монастыря Св. Параскевы Милохори, Птолемаида; архимандрит Хризостом (Пихос), игумен монастыря Животворящего Источника Ланговардас, Парос; архимандрит Григорий (Хаджиниколау), игумен монастыря Святой Троицы, Ано Газеа, Волос; архимандрит Хризостом, игумен монастыря преп. Никодима Пендалофу, Килкис; архимандрит Григорий (Папасотириу), духовник пустыни св. Иоанна Предтечи в Метаморфоси, Халкидики; архимандрит Афанасий (Анастасиу), бывший игумен монастыря Великих Метеор, Каламбака и многие другие.
Русская линия
Митрополит Винницкий Варсонофий посетил Святую Гору Афон
Представитель УПЦ из первых уст рассказал афонским монахам о гонениях на верующих канонической Церкви на Украине
Митрополит Винницкий и Барский Варсонофий (Столяр), которому досталась кафедра ушедшего в раскол митрополита Симеона (Шостацкого), посетил с паломническим визитом Святую Гору Афон и в общении с братией Свято-Пантелеимонового монастыря из первых уст рассказал монашествующим о ситуации на Украине и продолжающихся притеснениях верующих Винницкой епархии сторонниками «ПЦУ», сообщает СПЖ.
«После богослужения пообщался с игуменом и братией Пантелеимонова монастыря. Я рассказал о своей епархии, о захватах храмов, которые происходили в этом году, незаконной нерегистрации меня как руководителя епархии и другом давлении на верующих УПЦ, а также об искренней вере паствы Подолья, которая не поддержала новую церковную структуру и осталась верной УПЦ», — написал владыка на своей странице в Фейсбук.
В свою очередь отец Евлогий и братия поддержали владыку, и сказали, что «молятся о мире на Украине и пастве Винницкой епархии».
Архипастырь сообщил, что поднялся на вершину Святой Горы, где вознес молитвы об Украине. «Помолился на вершине Горы Афон, где находится храм Преображения, о мире в нашей стране, о пастве Винницкой епархии, о возвращении захваченных соборов и епархии», — сообщил владыка Варсонофий.
Ранее в ходе своей паломнической поездки на Афон группа Одесской епархии УПЦ во главе с митрополитом Одесским Агафангелом посетила монастырь Ватопед. Перед святынями обители — поясом Пресвятой Богородицы, иконами Божией Матери «Алтарница», «Антифонитрия», «Всецарица», главой святителя Иоанна Златоуста — иерарх УПЦ вознёс молитвы о мире на Украине.
Русская линия
Вадим Новинский вновь вступился за верующих УПЦ
Депутатом разработал два законопроекта, направленные на защиту прав верующих, и подал их в парламент Украины
Два законопроекта, направленные на защиту прав верующих, подала в Верховную Раду Украины группа народных депутатов IX созыва во главе с Вадимом Новинским, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Проект Закона № 1104 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности религиозных организаций» и проект Закона № 1107 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно установления уголовной ответственности за препятствование деятельности религиозных организаций» зарегистрированы на сайте парламента 29 августа 2019 года, 5 сентября направлены для рассмотрения Комитетом по вопросам гуманитарной и информационной политики и Комитетом по вопросам правоохранительной деятельности.
В пояснительной записке к законопроекту № 1104 сказано, что новые правила регистрации и перерегистрации уставов (положений) религиозных общин, введенные Законом № 2673-VIII, противоречат требованиям ОБСЕ, и, «несмотря на это, был введен целый ряд значительных обременений для религиозных общин, связанных с регистрацией новой редакции устава (положения) и/или внесения соответствующих изменений в устав (положение) религиозной общины, большинство из которых прямо описаны как запрещенные в Руководящих принципах».
Предлагается внести ряд изменений, в том числе в правила определения принадлежности члена религиозной общины в соответствии с положениями, изложенными в уставе религиозной общины. Принадлежность к общине, считают авторы законопроекта, должна определяться постоянным активным участием её члена в уставной деятельности, а голосование за переход в ту или иную юрисдикцию возможно только в том случае, если в организации предусмотрено фиксированное членство.
В пояснительной записке к законопроекту № 1107 сказано: «В последнее время началось давление на представителей Украинской Православной Церкви Московского патриархата, в частности, происходят силовые вторжения в помещения Епархиальных управлений для оказания давления на епископов, организуются пикеты возле её зданий, происходит незаконный сбор персональных данных из закрытых баз данных государственных органов власти и т. п.». В связи с этим, «возникла необходимость в принятии данного законопроекта, которым предлагается ввести уголовную ответственность за препятствование деятельности религиозных организаций».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти священномученика Михаила Косухина
Отец Михаил родился 7 января 1858 года в селе Яренском Калязинского уезда Тверской губернии в семье священника. Окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. В храм села Дымцево Максатихинского уезда он был назначен в 1907 году и прослужил здесь до своего ареста.
До 1929 года о. Михаил имел хозяйство, состоявшее из лошади, коровы, трех десятин земли и пятидесяти семей пчел, но в том году все хозяйство и имущество было изъято, дом был отобран, и они с дочерью поселились в церковной сторожке. Самого священника власти тогда не арестовали и не выслали, полагая, что поскольку священнику уже за семьдесят лет, то он сам вскоре умрет или не в силах будет служить, и тогда храм все равно будет закрыт.
Этого, однако, не случилось — священник продолжал служить, а его преклонный возраст и близость смерти придавали ему еще более решимости и дерзновения. И он не упускал ни одной возможности для проповеди. Власти, видя решимость и непреклонность отца Михаила, начали его преследовать. Пользуясь тем, что церковная сторожка, где жил о. Михаил, стояла за пределами церковной ограды, районный и областной исполкомы постановили выселить священника, отобрать у храма здание сторожки для размещения в нем ветеринарной лечебницы. Но о. Михаил всякий раз отвечал, что ни при каких обстоятельствах не покинет церковного здания.
Тогда в воскресенье 25 марта 1936 года председатель сельсовета велел выставить рамы в сторожке, и так как в это время на улице было еще очень холодно, то он надеялся, что священник сам уйдет из дома. Но о. Михаил не ушел из церковной сторожки; прихожанам он говорил: «Я из дома никуда не пойду, я стар и ничего не боюсь». Выселить его из церковной сторожки насильно местные власти не посмели, и он с тем же бесстрашием продолжал служить и проповедовать. К Пасхе того же года за исправную службу он был награжден наперсным крестом. Только через год, при наступлении повсеместных гонений, о. Михаил был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Незадолго перед этим священнику исполнилось 79 лет; он тяжело болел и в течение нескольких месяцев не вставал с постели. 2 августа следствие было закончено, и дело направлено на рассмотрение Тройки НКВД, которая 10 августа приговорила священника Михаила Косухина к расстрелу.
Однако вскоре оказалось, что у священника сломано левое бедро, и он не может добраться до места расстрела. 16 августа по распоряжению администрации тюрьмы о. Михаил был переведен в Бежецкую городскую больницу, где прожил, приговоренный к расстрелу, 29 дней и 13 сентября 1937 года скончался.
Русская линия
В Санкт-Петербурге начался фестиваль «Трезвая волна»
I Санкт-Петербургский фестиваль «Трезвая волна», посвященный Дню трезвости, начался 11 сентября с общегородского молебна «О страждущих недугом винопития и наркомании» в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Об этом сообщает пресс-служба Санкт-Петербургской епархии.
Этот храм для был воздвигнут усилиями участников всероссийского Александро-Невского братства трезвости и являлся одним из центров трезвеннического движения в дореволюционной России.
Молебен отслужил руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму епархиального ОЦБСС протоиерей Максим Плетнев в сослужении клириков храма Воскресения Христова и священнослужителей — руководителей православных братств и обществ трезвости Санкт-Петербургской митрополии: протоиереев Георгия Пименова и Игоря Илюшина, иереев Евфимия Добрянского, Феодора Кузнецова, Игоря Хлынова, диакона Сергия Учанейшвили.
Собралось около сотни молящихся — членов обществ трезвости, зависимых и их близких.
Фестиваль «Трезвая волна» продолжится 20 сентября в Синем зале епархиального управления, где состоится «круглый стол» на тему «Взаимодействия епархиальных и государственных структур, профильных, общественных, социальных организаций и бизнес-сообществ для актуализации проблемы алкоголизма и наркомании в городе и совместной работе по ее решению».
21 сентября в 16:00 в концертном зале завода АТИ (Цветочная ул., 16) пройдет спектакль «Поллианна» в постановке благотворительного театра «С миру по нитке».
22 сентября в Московском парке Победы состоится большой семейный праздник с концертной программой. Он откроется молебном перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В этот день в парке можно будет анонимно пройти экспресс-тестирование на ВИЧ (мобильный пункт будет работать с 10:00 до 12:00).
Запланирована выставка программ и проектов в помощь алко- и наркозависимым в Санкт-Петербурге и Ленобласти.
Русская линия
В Арзамасе в день Усекновения главы Иоанна Предтечи открылся Музей трезвости
По благословению благочинного города Арзамаса Нижегородской епархии протоиерея Игоря Медведева 11 сентября, в день Усекновения главы святого Пророка и Предтечи Господа Иоанна Крестителя, к которому приурочен государственный День трезвости, в культурно-просветительском центре Арзамаса, состоялось открытие Музея трезвости, сообщает сайт Нижегородской митрополии.
На церемонии присутствовали благочинный города Арзамаса и Арзамасского района протоиерей Игорь Медведев, заместитель главы городской администрации по экономическому развитию и туризму Александр Матвеев, депутат арзамасской городской думы Сергей Карпов, профессор Международной академии трезвости Александр Маюров, волонтеры организации содействия здоровому образу жизни «Здоровое поколение» и активисты Общероссийского народного фронта.
Директор «Здорового поколения», основатель Музея трезвости в Арзамасе Дмитрий Ленин отметил, что заведение создано для того, чтобы довести до людей подробную информацию о вреде, который причиняет употребление алкоголя.
Важность события отметил и протоиерей Игорь Медведев, поддержавший эту инициативу. «Отрадно, что открытие музея состоялось в день Усекновения главы святого Пророка Иоанна. Ведь всем известно, что произошло это страшное событие как раз в пьяном угаре, во время пира. В наше время из-за пьянства распадаются семьи, в состоянии алкогольного опьянения также совершаются преступления, от чрезмерного употребления алкоголя ухудшается здоровье нации, снижается рождаемость», — привел печальную статистику священнослужитель.
«Музей — это новый формат профилактической работы с молодежью, — пояснил отец Игорь. — Надеюсь, что благодаря интересным экскурсиям и просветительским беседам у нас получится сеять в души и умы нашей молодежи доброе семя».
Вдоль стен выставочного зала размещены фигуры и информация о русских правителях, рассмотренная через призму борьбы с пьянством. Перед входом в учреждение посетители могут увидеть коллекцию антиалкогольных картин, а непосредственно в самом зале — экспонаты, показывающие негативное влияние алкоголя на организм и рассудок человека. Организаторы музея обещают постепенно расширить коллекцию и добавить новые экспонаты и научную литературу.
Русская линия
В Берлине прошла международная конференция «Святые Германии первого тысячелетия»
12 сентября 2019 года, в Российском доме науки и культуры в Берлине состоялась международная научно-практическая конференция «Святые Германии первого тысячелетия», сообщает пресс-служба Берлинско-Германской епархии. Организатор форума — Берлинско-Германская епархия Московского патриархата при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Мероприятие прошло в рамках программы «Дни духовной культуры России в Германии».
Участие в конференции приняли священноначалие и духовенство Берлинско-Германской епархии Московского Патриархата и Германской епархии РПЦЗ, богословы, историки, искусствоведы из Германии и России, представители общественности.
С приветственным словом к собравшимся обратился управляющий Берлинско-Германской епархией архиепископ Подольский Тихон.
Участников конференции приветствовал архиепископ Берлинский и Германский Марк, который подчеркнул, что конференция имеет большое значение для пастырской работы в Германии. Владыка Марк выразил надежду, что итоги форума будут способствовать распространению почитания древних германских святых в местной православной среде, но в то же время указал на сложность выявления среди представителей формально неразделенной вероучительными разногласиями Церкви, лиц, отвечающих православным критериям прославления в лике святых.
Далее с докладом о существующей практике почитания западных святых в Православной Церкви выступил иеромонах Венедикт (Шнайдер), настоятель прихода св. Архангела Михаила г. Гёттингена.
Тема, поднятая архиепископом Марком, получила продолжение в докладе профессора Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова) «Осуждение Filioque в IX веке: к вопросу о временной границе почитания западных святых». Докладчик остановился на ключевых моментах в истории богословских споров между Востоком и Западом по вопросу о Filioque до 1054 года, обратив особое внимание на определения Четвертого Константинопольского (Софийского) собора 879−880 гг., проходившего под председательством патриарха Фотия. Среди прочего участники Собора подтвердили текст Никео-Цареградского Символа веры, призвав хранить его, «ничего не отнимая, ничего не прибавляя, ничего не заменяя, ничего не подделывая». Игумен Дионисий подчеркнул преемство решений Софийского собора с предшествующей соборной и святоотеческой традицией и отметил их влияние на характер последующей антилатинской полемики.
О миссионерском аспекте почитания германских святых рассказал протоиерей Андрей Сикоев, настоятель прихода Покрова Пресвятой Богородицы в г. Берлине.
Доклады участников конференции, выступивших во второй части конференции, были посвящены персоналиям наиболее известных подвижников Церкви первого тысячелетия. Среди них — святой Маврикий и мученики Фиванского легиона (руководитель паломнического центра апостола Фомы Тимофей Китнис, г. Трир), святитель Максимин Трирский (чтец Томас Бродель, г. Трир), преподобный Северин Норикский (протоиерей Илья Лимбергер, г. Штутгарт), священномученик Бонифаций Майнцский (игумен Евфимий (Моисеев), ректор Тульской духовной семинарии), святитель Ансгарий Гамбургский (иерей Томас Диц, г. Мюнхен). Член правления общества немецкоязычного православия в Центральной Европе в честь Архангела Михаила Корнелия Делькескамп-Хейс указала на важность почитания общехристианских реликвий и назвала основные паломнические пункты на карте Германии, где хранятся мощи святых первого тысячелетия.
Иконописец Александр Столяров (г. Вупперталь) и искусствовед Ирина Языкова (г. Москва) раскрыли тему традиционной и новой иконографии древних святых Германии. Ирина Языкова также рассказала о выставке работ современных иконописцев «Святые неразделенной Церкви», которая в последние два года была с успехом представлена в разных городах России и европейских стран.
Далее состоялась подиумная дискуссия.
В завершение конференции к ее участникам обратился архиепископ Подольский Тихон:
«Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые докладчики! Дорогие отцы, братья и сестры!
В заключение нашей конференции я хотел бы выразить сердечную благодарность Министерству культуры Российской Федерации, руководству Русского дома науки и культуры в Берлине за содействие в проведении данной конференции. Благодарю также членов литургической комиссии и докладчиков, многие из которых преодолели большой путь, приехав в Германию, чтобы принять участие в конференции, за подготовку и содержательные доклады.
Я хотел бы вновь подчеркнуть, что тема нашей конференции и проблемы, поднятые сегодня, имеют очень важное значение для всех нас. Общецерковное почитание древнегерманских святых эпохи неразделенной Церкви являет собой объединяющую ценность для верных чад Русской Православной Церкви. Особенно это актуально сегодня, когда секулярное общество не имеет духовного и нравственного единства.
Промыслительным образом проведение нашей конференции совпало с годом культуры России в Германии. Полагаю, что избранная нами тема послужит для укрепления отношений между нашими народами.
Благодарю всех за внимание, желаю помощи Божией в делах на благо Матери-Церкви! Благословение Божие да пребудет со всеми Вами!"
По результатам конференции был принят итоговый документ.
Русская линия
В Москве стартует новый сезон молодежных квестов, организуемых Синодальным отделом по делам молодежи
15 сентября 2019 года в Москве стартует новый сезон квестов, организуемых Синодальным отделом по делам молодежи при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи. Первая игра сезона будет посвящена Дню города и московским традициям. Об этом сообщает Синодальный отдел по делам молодежи.
Квест начнется в 13.00 на смотровой площадке Воробьевых гор. Маршруты и задания теперь доступны на веб-платформе, там же можно получить подсказки и отправить ответы.
Продолжительность игры около четырех часов. Участие бесплатное, необходима регистрация. Начало регистрации команд с 12.00.
Дополнительная информация по телефону +7 (916) 734-72-62.
Русская линия
Выставка, посвященная бытовому укладу монашеской жизни рубежа XIX—XX вв.еков, откроется в Антониево-Сийской обители
Выставка, посвященная бытовому укладу монашеской жизни рубежа XIX—XX вв.еков, откроется в Антониево-Сийской обители. Вернисаж приурочат к 500-летию монастыря, сообщает пресс-служба Архангельской епархии.
В экспозицию войдут старообрядческие артефакты. «Это киотные и нательные кресты, большие праздничные створы, иконы, украшенные многоцветной эмалью, отлитые в губерниях центральной России. Самые ранние памятники датированы XVIII веком. Также после несложной реставрации будут выставлены медные рукомойники, братыни, ковши», — сообщили в пресс-службе Сийского монастыря.
Отметим, что над изучением и атрибуцией собрания старообрядческой пластики и медной утвари работали сотрудник музея «Малые Корелы» Денис Данилов и мастер крестечного ремесла Андрей Горюнов.
Напомним, Антониево-Сийский монастырь отметит 500-летие в 2020 году. Обитель расположена в 160 километрах от Архангельска, на полуострове Большого Михайлова озера.
Основатель монастыря — святой Антоний — происходил из семьи богатого земледельца. Он получил образование и выучился иконописи. Лишившись родителей, пришел в Новгород и поступил на службу к местному боярину. После пяти лет службы женился, но через год овдовел и принял решение уйти в монастырь. Святой раздал имущество и прибыл на реку Кену в Пахомиеву пустынь, где принял монашеский постриг с именем Антоний.
Склонный к уединению, он, вместе с двумя монахами оставил пустынь и поселился на речке Шелексе на Черных порогах, где провел семь лет, пока не был изгнан местными жителями. После этого святой с семью учениками поселился на Большом Михайловом озере. В 1520 году построил здесь часовню, постепенно на этом месте образовалась Сийская обитель. Антоний стал ее первым игуменом. Скончался преподобный в 1556 году, ему было 79 лет.
В XVI—XVII вв.еках обитель была одним из крупнейших духовных и культурных центров Русского Севера. В XX веке монастырь закрыли, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено.
Современная история монастыря началась в 1992 году с момента возвращения его Церкви. Ансамбль обители — Троицкий собор, Благовещенская церковь с трапезной и Сретенская церковь — объекты культурного наследия народов России.
Русская линия