Патриарх Кирилл возглавил празднование Царских дней в Екатеринбурге. В. Путин и Д. Трамп встретились в Хельсинки. Состоялось заседание Св. Синода РПЦ. Израиль провозгласили сугубо еврейским государство. Македонские власти возобновили гонения на архиепископа Иоанна (Вранишковского)
Обзор событий в мире, на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье, а также внутриполитической и общественной жизни нашей страны за минувшую неделю
В ночь c 16 на 17 июля 2018 года, в сотую годовщину расстрела Царской семьи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на помосте перед Храмом-памятником на Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. Помост был установлен на площадке перед вратами нижнего храма, где находится «Царская комната» — придел в честь святых Царственных страстотерпцев, возведенный на месте убиения Царской семьи.
Богослужение на месте мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг стало кульминацией Царских дней в Екатеринбургской митрополии, посвященных столетию трагических событий. Святые Царственные страстотерпцы: император Николай Александрович, императрица Александра Феодоровна, цесаревич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия приняли мученическую кончину 100 лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, в подвале Ипатьевского дома. В 2000—2003 годах на месте снесённого в 1977 году Ипатьевского дома был построен Храм-памятник на Крови.
Верующие во время Царских дней в ЕкатеринбургеЗа Литургией молились жители Екатеринбурга и многочисленные паломники, прибывшие в столицу Урала из различных регионов России, а также из зарубежных стран — Азербайджана, Австралии, Австрии, Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Германии, Казахстана, Киргизии, Китая, Литвы, Молдавии, Новой Зеландии, Сербии, США, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины, Франции, Эстонии, Южной Кореи, Японии. Недалеко от храма был организован палаточный городок для питания и отдыха паломников.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознёс молитву о мире на Украине.
Святейший Патриарх Кирилл возглавил Царский Крестный ходВ заупокойную ектению было включено прошение: «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих на месте сем убиенных Иоанна, Алексия, Анны и всех в годину лютых гонений от безбожников убиенных; в лагерях, в темницах и в узах от ран, болезней и глада скончавшихся; в горьких работах умученных и всех в подвиге исповедническом подвизавшихся и о еже проститися им всякому прегрешению вольному же и невольному».
Перед причащением мирян Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Святейший Владыка передал в дар Храму на Крови выносной крест, для других храмов Екатеринбургской епархии — 15 напрестольных Евангелий.
Царский Крестный ходПо завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил традиционный Царский крестный ход от места мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма.
В шествии приняли участие свыше 100 тысяч человек.
Святейший Патриарх Кирилл прошёл весь 21 километровый маршрут Крестного хода. Утром 17 июля Крестный ход во главе с Предстоятелем Русской Православной Церкви прибыл к монастырю святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. В обители, перед Поклонным крестом у шахты № 7, Святейший Владыка совершил молебен святым Царственным страстотерпцам.
Ночная Божественная литургия и крестный ход на Ганину Яму стали последними мероприятиями в программе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Кирилла в Екатеринбургскую митрополию, приуроченную к 100-летию расстрела Царской семьи.
16 июля 2018 года в Хельсинки завершились первые полноценные переговоры президента России Владимира Путина и главы США Дональда Трампа. Саммит в официальной резиденции финского главы государства Саули Ниинистё начался с 50-минутной задержкой из-за опоздания президента России, но это не помешало лидерам России и США проговорить с глазу на глаз вместо 1,5 запланированных часа 2 часа 10 минут.
Выйдя после разговора с Путиным, глава Белого дома заявил: «Я думаю, что это хорошее начало. Очень, очень хорошее начало для всех».
Затем началась встреча в расширенном составе, на которой помимо президентов присутствовали посол США в России Джон Хантсман, госсекретарь Майкл Помпео, глава аппарата Белого дома Джон Келли, советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон и эксперт по России и советник Трампа Фиона Хилл.
Российскую сторону представляли пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, глава МИД России Сергей Лавров, помощник президента Юрий Ушаков, посол РФ в США Анатолий Антонов, переводчик Владимира Путина Сергей Чудинов.
На пресс-конференции по окончании встречи Путин заявил, что переговоры прошли в откровенной и деловой атмосфере и были полезными. По его мнению, трудности в двусторонних отношениях не имеют объективных причин. Он указал, что Россия и США сталкиваются с такими глобальными вызовами, как опасная разбалансировка международной безопасности, расползание угроз терроризма, нарастание проблем мировой экономики, экологические и другие риски. Несмотря на разногласия, у России и США есть точки соприкосновения и в Москве готовы работать в этом направлении.
Разногласия известны, но России и США следует сосредоточиться на тех сферах, которые представляют их общие и интересы, подтвердил в своем выступлении Дональд Трамп.
«Конструктивный диалог между Россией и США может принести стабильность в этот мир. Как президент, я всегда хочу сделать лучшее для Америки и американцев. Сегодня я обсудил с Путиным вмешательство России в наши выборы», — отметил Трамп, заверив в том, что получил необходимые ответы от Путина.
В своём выступлении президент РФ заявил, что ему пришлось ещё раз объяснить Трампу, что Москва не вмешивалась в американские выборы. По его словам, Россия готова к совместному расследованию, если США предоставят конкретные факты.
Путин также заявил, что Россия может разрешить следователям из комиссии спецпрокурора Мюллера присутствовать на допросах российских граждан, которых США подозревают во вмешательстве в выборы. Однако, заявил он, тут должен действовать принцип взаимности, то есть российские следователи должны быть допущены к допросам в США по тем делам, которые затрагивают интересы Москвы.
Трамп в ответ на вопрос, кому он верит в вопросе вмешательства в американские выборы — своим следователям или Путину, заявил, что истина находится где-то посередине.
Что касается Украины и Крыма, то президент России сообщил, что эти вопросы они также осуждали на переговорах. В связи с этим Владимир Путин призвал своего американского коллегу настраивать украинские власти на добросовестную реализацию Минских договоренностей. «США могли бы решительней настаивать на этом и настраивать украинское руководство на эту работу», — сказал Путин.
Относительно Крыма Россия не допустит никаких обсуждений, заявил президент. «Позиция президента Трампа известна — он её придерживается, он говорит о незаконности присоединения Крыма к России. У нас другая точка зрения. Мы считаем, что мы провели референдум в строгом соответствии с международным правом, с уставом ООН. Для нас, для России, этот вопрос закрыт. Всё», — сказал Путин.
Сам Трамп о Крыме не сказал ни слова, и лишь касаясь темы «Северного потока-2» упомянул об Украине. Он заявил, что сомневается, выиграет ли Германия от строительства газопровода, при этом Украина может потерять транзит, да и у США имеется много ресурсов, позволяющих обеспечить поставки газа в Европу.
В свою очередь Путин сообщил, что две крупнейшие нефтегазовые страны могли бы и взаимодействовать для регулирования энергетического рынка, так как ни России, ни США не выгодны чрезмерно низкие или чрезмерно высокие цены.
Отвечая на слова Трампа о том, что новый газопровод приведёт к исчезновению транзита газа через Украину, Путин заверил, что Россия готова сохранить транзит и продлить контракт, если хозяйствующие субъекты урегулируют споры в Стокгольме.
Одним из направлений совместной работы Москвы и Вашингтона могло бы стать установление мира в Сирии, указал Путин, подчеркнув, что для этого есть все необходимые слагаемые. Он специально отметил, что на Голанских высотах необходимо развести сирийские и израильские войска, чтобы надёжно обеспечить безопасность государства Израиль.
Трамп назвал вопрос Сирии сложным, но одновременно подчеркнул, что собирается и дальше сражаться с террористами из запрещённого в России «Исламского государства».
Одним словом, ничего нового данные переговоры не принесли, позиции Москвы и Вашингтона по тем или иным вопросам давно известны и много раз озвучивались. Главным здесь было то, что президенты России и США, наконец, смогли встретиться и нормально поговорить. Как метко отметил Трамп, начало положено, и хотелось бы верить, что американский и российский президенты в итоге смогут уйти от конфронтации.
14 июля 2018 года в Екатеринбурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, в ходе которого члены Синода приняли «Послания архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси», а также переместили и избрали ряд архиереев.
Синод включил в состав Высшего Церковного Совета председателя Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту епископа Североморского и Умбского Митрофана, а также удовлетворил прошение митрополита Тверского и Кашинского Виктора о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия.
Место пребывания митрополита Виктора назначена Тверь с материальным содержанием от Тверского епархиального управления. Преосвященным Тверским и Кашинским, главой Тверской митрополии был избран епископ Воскресенский Савва, викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, с сохранением за ним должности первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии.
На освобождённую владыкой Саввой должность наместника Новоспасского ставропигиального монастыря в Москве Синод назначил викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Домодедовского Иоанна.
Помимо этого, члены Синода имели суждение о замещении должности ректора Московских духовных школ и председателя Учебного комитета в связи с избранием Собором Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Преосвященного Евгения митрополитом Таллинским и всея Эстонии.
Заседание Священного Синода РПЦ, 14 июля 2018 годаПредседателем Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви был назначен протоиерей Максим Козлов. Ректором Московских духовных школ стал архиепископ Петергофский Амвросий с освобождением им должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ. Преосвященному Амвросию было поручено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Ректором Санкт-Петербургских духовных школ Синод избрал викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Люберецкого Серафима, освободив его от должности Председателя Синодального отдела по делам молодежи. Владыке Серафиму поручено быть викарием Санкт-Петербургской епархии с титулом Петергофский.
Исполняющим обязанности Председателя Синодального отдела по делам молодежи был назначен клирик Московской областной епархии протоиерей Кирилл Сладков.
Члены Синода имели суждение о поданном прошении епископа Ванинского и Переяславского Савватия о почислении его на покой по состоянию здоровья. В результате прошение было удовлетворено, местом пребывания владыки Савватия на покое был определён Николо-Шартомский мужской монастырь Шуйской епархии.
Преосвященным Ванинским и Переяславским был избран викарий Хабаровской епархии епископ Николаевский Аристарх.
Викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Егорьевский» стал архиепископ Анадырский и Чукотский Матфей с освобождением его от управления Анадырской епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды.
Преосвященным Анадырским и Чукотским избран клирик Анадырской епархии иеромонах Ипатий (Голубев).
Викарием Екатеринодарской епархии с титулом «Туапсинский» поручено быть епископу Касимовскому и Сасовскому Дионисию, с освобождением его от управления Касимовской епархией и выражением благодарности за понесённые архипастырские труды.
Временное управление Касимовской епархией было поручено митрополиту Рязанскому и Михайловскому Марку.
Наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь Синод назначил епископа Уржумского и Омутнинского Леонида, освободив его от управления Уржумской епархией с выражением благодарности за понесённые архипастырские труды.
Епископу Леониду поручено иметь титул «Можайский», викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Преосвященным Уржумским и Омутнинским был избран викарий Псковской епархии епископ Гдовский Фома.
Члены Синода постановили освободить епископа Городищенского Феоктиста, викария Волгоградской епархии, от должности заместителя председателя Издательского совета, выразив ему благодарности за труды, понесённые на этой должности.
По прошению митрополита Псковского Тихона (Шевкунова) Синод освободил архимандрита Тихона (Секретарёва) по состоянию здоровья от должности наместника Успенского Псково-Печерского монастыря города Печоры Псковской области с выражением ему благодарности за понесённые труды и назначил митрополита Псковского священноархимандритом и игуменом указанной обители.
Синодом была освобождена от должности настоятельницы Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря города Пскова игумения Татиана (Пашкова), митрополит Псковский Тихон утверждён в должности священноархимандрита Благовещенского Никандровского монастыря села Любовец Дубровенской волости Порховского района Псковской области.
Помимо кадровых вопросов члены Синода рассмотрели и целый ряд других проблем текущей церковной жизни.
Члены Синода причислили к лику святых для местного почитания в Пензенской митрополии блаженного Ивана Поташева с установлением ему память 12/25 июня в день его преставления ко Господу. Честные останки блаженного Иоанна Кочетовского, в случае их обретения, Синод постановил считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
Синод напомнил епархиальным Преосвященным о необходимости придерживаться норм, принятых Архиерейским Собором и Священным Синодом и касающихся требований к образованию духовенства и кандидатов в клир. Однако, в связи с тем, что в своих годовых отчётах ряд епархиальных Преосвященных отмечает кадровый дефицит во вверенных епархиях и пишет о затруднениях в преодолении этого дефицита в условиях строгого соблюдения образовательного ценза для кандидатов в клир, члены Синода посчитали возможным временное смягчение для отдельных епархий требований к таковому цензу.
Перечень епархий, для которых возможно упомянутое смягчение требований к цензу, ежегодно будет отныне формировать Управление делами Московской Патриархии на основании объективных данных епархиальной статистики и представлять на утверждение Патриарху Московскому и всея Руси. Информация о включении епархии в упомянутый перечень будет направляться индивидуально епархиальному архиерею таковой епархии.
Для епархий, включённых в перечень, Синод установил, что:
a. диаконские хиротонии в порядке исключения могут быть совершены над лицами, имеющими полное высшее светское образование, после окончания одного заочного курса бакалавриата семинарии при условии принятия на себя ставленником письменного обязательства завершить обучение в семинарии в течение четырёх лет. До окончания обучения воспрещается переход в иные епархии.
b. пресвитерские хиротонии в порядке исключения могут быть совершены над лицами, имеющими полное высшее светское образование, после окончания двух заочных курсов бакалавриата семинарии при условии принятия на себя ставленником письменного обязательства завершить обучение в семинарии в течение трёх лет. До окончания обучения воспрещается переход в иные епархии.
Члены Синода также утвердили Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения, тексты тропаря и кондака священномученикам Александру Сахарову и Иоанну Тихомирову Шатурским и тексты служб мученику Алексию Елнатскому; преподобному Амфилохию Почаевскому; преподобному Василиску Сибирскому и благоверному князю Олегу Брянскому.
Синод имел суждение о направлении паломнической группы Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон к празднику святого великомученика и целителя Пантелеимона 27 июля (9 августа) сего года.
В результате в группу были включены митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл — глава делегации; епископ Бобруйский и Быховский Серафим; епископ Барышевский Виктор; Д.И. Петровский, сотрудник Отдела внешних церковных связей.
В ночь 19 июля 2018 года Кнессет Израиля принял во втором и третьем чтении закон о национальном характере государства Израиль, что означает окончательное вытеснение арабов из некогда арабо-израильского государства. 62 депутата высказались за, 55 — против, ещё двое парламентариев воздержались.
Речь идёт о первом в истории Израиля законодательном акте, в котором декларируется статус Израиля как государства сугубо еврейского народа. Идея принятия этого закона появилась в 2011 году, но парламентские противники проекта несколько лет блокировали его прохождение.
В окончательной редакции принятый закон говорит о том, что «государство Израиль является национальным государством еврейского народа, где он осуществляет своё естественное религиозное, культурное и историческое право на самоопределение». В документе отмечается, что еврейскому народу принадлежит исключительное право на национальное самоопределение в государстве Израиль.
«Единый и неделимый Иерусалим является столицей государства Израиль», — говорится в законе. Поскольку данный закон имеет силу Основного закона, этот параграф ставит дополнительное препятствие перед возможностью раздела города в случае политического соглашения.
Статусом государственного языка, в соответствии с этим законом, обладает исключительно иврит. При этом арабский язык имеет статус особого языка. Местные СМИ отмечают, что параграф, касающийся статуса арабского языка, вызвал особо острую дискуссию.
В параграфе под названием «Еврейское поселенчество» оговаривается, что государство «считает поселенчество национальной ценностью, и будет действовать с целью создания населенных пунктов, их развития и укрепления». Этот пункт также вызывал ожесточенные дискуссии. Изначально параграф предусматривал предоставление права на создание населенных пунктов на основе национального критерия. Но затем он был изменен на фоне критики со стороны общественных деятелей и юридических структур.
Шаббат и еврейские праздники объявляются официальными днями отдыха в Израиле. За неевреями сохраняется право использовать другой день для отдыха.
Всё это говорит о том, что арабо-израильский конфликт окончательно зашёл в тупик, и выхода из него нет. Израиль отказывается идти на какие-либо уступки в переговорах с арабами и силой пытается переломить ситуацию в свою пользу. А это значит, что ближневосточный конфликт будет продолжаться.
Архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский) на ВалаамеМакедонские власти, сумевшие договориться о переименовании страны с Грецией и почувствовавшие в связи с этим поддержку европейских лидеров, желающих принять Скопье в ЕС и НАТО, возобновили гонения на единственного на территории страны канонического архиерея и исповедника архиепископа Иоанна (Вранишковского), который является главой Охридской архиепископии Сербской Православной Церкви.
У пограничного поста Меджитлия, около Битола, сотрудники министерства внутренних дел Македонии конфисковали паспорт архиепископа Охридского и митрополита Скопского Иоанна (Вранишковского). Это было сделано без какого-либо объяснения со стороны чиновников 9 июля 2018 года.
Данный инцидент способен ещё более осложнить напряжённые отношения, сложившиеся между непризнанной Церковью Македонии и каноническими Православными Церквями, в особенности — Сербской, к юрисдикции которой принадлежит возглавляемая архиепископом Иоанном (Вранишковским) Охридская архиепископия.
Это также чревато непредсказуемыми последствиями для самих македонцев, так как в настоящее время Константинопольская Патриархия подняла вопрос о каноническом признании Македонской церкви в качестве автокефальной, а ранее неканоническая Церковь Македонии пыталась заручиться поддержкой Болгарской Православной Церкви.
Православная Охридская архиепископия под управлением архиепископа Иоанна в 2002 году приняла решение вернуться из раскола и восстановить отношения с Сербской Православной Церковью, что вызвало негодование у македонских властей и раскольников. В связи с этим архиепископ Иоанн позднее был заключён властями Македонии в тюрьму, где провёл несколько лет, будучи обвинённым в «возбуждении национальной, расовой и религиозной ненависти, расколе и нетерпимости». Он неоднократно попадал в изоляцию во время заключения, но не прекращал исповедовать каноническое Православие.
Архиерей был освобождён из тюрьмы только 2 февраля 2015 года, однако спустя некоторое время против него были открыты новые судебные тяжбы.
В своей недавней декларации по поводу последнего провокационного инцидента Охридская архиепископия пишет, что такие дискриминационные меры без какого-либо объяснения характерны для государства, в котором нет правового строя. «С одной стороны, македонское правительство объявляет себя справедливым по отношению ко всем, — отмечают в Охридском архиепископстве, — но в действительности, оно нарушает религиозные свободы».
В Охридской архиепископии предполагают, что в данном случае у властей Македонии есть намерение воспрепятствовать празднованию тысячелетия Охридского архиепископства. Македонская православная церковь (раскольническая), которая является доминирующей конфессией в стране, уже организовала свои собственные торжества по случаю этой годовщины. Болгарская Православная Церковь, которая поддерживает дружеские отношения с неканоническими македонскими иерархами, тем не менее, недавно отказалась принимать участие в праздновании, организованном раскольниками.
Охридское архиепископство в своём заявлении также добавляет, что власти Македонии одновременно нарушают конституцию страны и различные международные соглашения, которые они подписали, «продолжая, таким образом, практику предыдущего правительства, которая недавно была осуждена Европейским судом по правам человека в Страсбурге, присудившим возместить убытки Охридскому православному архиепископству».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день явления Казанской иконы Божией Матери, мы вспоминаем поэта Г. Р.Державина
В октябре 1552 года трудами Государя Иоанна Грозного и Покровом Пресвятой Богородицы русские войска покорили татарскую Казань. С тех пор Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики — святые Петр и Стефан. Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием и святителем Германом. Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы, написанной, и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
Сегодня день памяти выдающегося русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина, скончавшегося 8 июля 1816 г. Он родился 3 июля 1743 г. в семье офицера. Учился в Казанской гимназии, которую не закончил, поскольку был призван на военную службу, служил в Преображенском полку в Петербурге. В 1783 г. опубликована его ода «Фелица», которая имела большой успех и понравилась Государыне Екатерине II. Державин был Олонецким (1784) и Тамбовским (1785) губернатором, смело боролся с неправдой и лихоимством. В 1791−92 гг. состоял личным кабинет-секретарем Императрицы, с 1794 г. — президентом Коммерц-коллегии. По поручению Императора Павла I исследовал еврейский вопрос в России, по итогам своей работы составил знаменитую записку на сей счет. В царствование Императора Александра I был министром юстиции (1802−03). В 1803 г. вышел в отставку. В 1808 г. вышли четыре тома сочинений Державина. С 1811 г. в его петербургском особняке происходили заседания общества «Беседа любителей русского слова», защищавшего традиции классицизма. Скончался в своем имении Званка.
Русская линия