На Донбассе прошёл рождественский обмен пленными. Патриарха Кирилла пригласили посетить Молдавию. Украинские епископы Константинополя не оставляют надежд объединить денисенковцев и автокефалистов. Число приходов УПЦ по-прежнему растёт
Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России
27 декабря 2017 года состоялся самый масштабный за время конфликта на Донбассе обмен пленными: Киеву передали 73 человека, самопровозглашённым Донецкой и Луганской народным республикам —233 человека.
Первоначально предполагалось, что Украина вернёт 306 человек, а самопровозглашенные республики — 74 человека. Однако участвовать в обмене решили не все — около 20 человек заявили, что не хотят возвращаться в Донецк и Луганск, один человек — в Киев, а ещё несколько десятков, уже отбывшие наказание на Украине и освобождённые из-под стражи, на место обмена не явились.
К этому процессу готовились почти полтора года, он неоднократно оказывался на грани срыва, постоянно возникали разногласия, в том числе по спискам тех, кто подлежит обмену.
Прогресса удалось достичь после того, как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился в Даниловом монастыре с главами Донецка и Луганска и лидером общественного движения «Украинский выбор — право народа» Виктором Медведчуком. По итогам встречи стала известна дата обмена: 27 декабря.
Процедура проходила на нейтральной территории между подконтрольным Киеву посёлком Майорск и донецкой Горловкой. За ней наблюдали представители Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ и Международного комитета Красного Креста.
По итогам обмена Блаженнейший Митрополит Онуфрий выразил полную уверенность, что освобождение украинских военнопленных является шагом к перемирию. «Мы считаем, и я надеюсь, — отметил Предстоятель, — что это является первым шагом вообще к прекращению войны на востоке Украины».
Главным условием дальнейшего всецелого освобождения пленников с обеих сторон вооруженного конфликта являются добрая воля и милосердие — подчеркнул Блаженнейший владыка. «Если милосердия не будет, — сказал он, — то мы не добьёмся успеха».
«Мы должны простить друг друга, — добавил архипастырь, — обнять друг друга, и это будет залогом того, что все будут освобождены, все пленные вернутся в свои семьи, и воцарится мир в нашем государстве».
По поводу того, когда может быть следующий и окончательный этап освобождения военнопленных Блаженнейший митрополит сказал: «Мне трудно назвать сроки, но верю, что это будет скоро».
«Первый шаг, очень важный шаг, уже сделан, — пояснил Предстоятель. — А когда первый шаг сделан — уже пробита стена, которая стояла между нами, украинцами, и делила нас на две части. Думаю, что эта стена уже пробита и, дай Бог, чтобы она совсем была уничтожена».
25 декабря 2017 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Молдавии Игорем Додоном, совершающим рабочий визит в Россию.
Приветствуя молдавского лидера, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что его сердцу очень близок благочестивый молдавский народ, который живёт «с глубокой верой в сердце». Молдова является страной с самым высоким процентом православного населения, напомнил Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Знаем также, что Молдова претерпевает не самые простые времена в своём историческом развитии, — продолжил Святейший Владыка. — Что же может сделать в этой ситуации Церковь? Церковь призывает к тому, чтобы все политические процессы осуществлялись мирно, чтобы не допускалось никакое насилие, чтобы люди не страдали».
«Поэтому дай Бог, чтобы политическое развитие Молдовы опиралось на реальное волеизъявление людей, в том числе в выстраивании отношений между Молдовой и Россией, между Молдовой и другими православными странами. Рад сказать об этом Вам как главе государства во время Вашего пребывания в Москве», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
«Ваше Святейшество, большое спасибо за возможность в конце этого года, очень непростого, встретиться с Вами, обменяться мнениями и поделиться некоторыми планами на следующий год, — сказал, в свою очередь, Игорь Додон. — Поверьте, народ Молдовы очень ценит Ваше внимание. Более 98% граждан Республики Молдова — это православные, и по всем опросам Церкви в Молдове доверяют больше, чем кому бы то ни было. Православные люди верят, что с надеждой и с любовью к Богу можно пройти через все трудности».
В ходе дальнейшей беседы состоялось обсуждение широкого круга вопросов, представляющих взаимный интерес. «Говорили о необходимости защиты и укрепления традиционных семейных ценностей в странах православного мира. Это крайне важно именно сегодня, когда традиционные христианские ценности подвергаются девальвации. Подчеркнул, что Молдова сегодня является форпостом православного мира, авангардом борьбы за христианские ценности. Православная Церковь — наиболее авторитетный институт молдавского общества», — написал Игорь Додон в своём Facebook.
В завершение встречи президент Молдавии пригласил Патриарха Кирилла посетить Кишинёв с Первосвятительским визитом. По словам Игоря Додона, Предстоятель Русской Православной Церкви принял это приглашение и намерен приехать в Кишинёв для участия во Всемирном конгрессе семей, который пройдёт в 2018 году в Молдавии. Помимо этого Его Святейшество посетит Гaгaузию и Приднестровье.
В свете последних решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о создании церковной комиссии для переговоров с украинскими раскольниками по вопросу возможного их возвращения в лоно канонической Украинской Православной Церкви, сочувствующие раскольникам украинские епископы Константинопольского Патриархата не оставляют своих надежд на возможное объединение так называемого «Киевского патриархата» и УАПЦ.
Представители КП и УАПЦ уже неоднократно пытались объединиться, но все эти попытки остались безуспешными, хотя никаких политических и идеологических разногласий между представителями двух этих раскольничьих течений не существует. Более того, их объединение давало бы повод говорить Киеву о том, что на Украине существует своя Украинская поместная церковь, которую исключительно по политическим мотивам не хочет признавать Украинская и Русская Православная Церковь.
Такое объединение серьёзно укрепило бы позиции раскольников на переговорах с канонической УПЦ и давало бы им повод лишний раз апеллировать к Константинопольскому Патриарху Варфоломею о необходимости признания «единой Украинской церкви» со стороны Константинополя.
Это прекрасно понимают сочувствующие раскольникам украинские епископы Константинопольского Патриархата в лице епископа УПЦ в Канаде Илариона (Рудыка) и представителя УПЦ в США епископа Даниила (Зелинского), и поэтому они не оставляют своих неканонических поездок на Украину, даже несмотря на неоднократные протесты священноначалия канонической УПЦ.
Так, за последние недели украинские представители Константинопольского Патриархата провели на Украине ряд встреч с руководителями КП и УАПЦ, сообщает портал «Религия в Украине». 15 декабря епископ Даниил (Зелинский) провёл переговоры с лже-патриархом Филаретом Денисенко, о чём 22 декабря доложил Константинопольскому Патриарху Варфоломею.
Во время короткого рабочего визита на Фанар архиепископ Даниил обсудил с Патриархом Варфоломеем «важнейшие вопросы церковной жизни, касается Соединенных Штатов Америки, а также Украины», говорится на официальном сайте УПЦ в США.
26 декабря 2017 года официальный сайт украинских раскольников из УАПЦ также сообщил о встрече главы автокефалистов митрополита Макария с главой УПЦ в Канаде епископом Иларионом (Рудыком).
Встреча состоялась в Киеве, в помещении УАПЦ. Владыка Иларион — епископ Эдмонтона и Западной епархии Украинской Православной Церкви в Канаде (Константинопольского Патриархата) обсудил с раскольниками «вопросы объединения украинского Православия и другие важные темы, которые могут быть полезными для Украины», отмечается на сайте УАПЦ.
Однако, о чём смогли договориться украинские представители Константинополя с раскольниками из КП и УАПЦ остаётся неясным.
Несмотря на постоянные нападки со стороны украинских националистов, клевету в СМИ и нападения на храмы раскольников, каноническая Украинская Православная Церковь продолжает активно развиваться, о чём свидетельствует статистика, приведённая на этой неделе управляющим делами УПЦ митрополитом Бориспольским Антонием за 2017 год.
В Украинской Православной Церкви по состоянию на конец года — 12 тысяч 69 приходов, что на 52 религиозные общины больше, чем год назад, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
В 53-х епархиях канонической Церкви Украины служит 12 тысяч 283 представителя духовенства. Это на 249 клириков больше, чем в 2016 году.
В 251 монастыре подвизаются 4 тысячи 412 монахов и монахинь (в прошлом году — 4 тысячи 315).
В 17-ти высших духовных учебных заведениях УПЦ на стационаре учится 1 тысяча 333 студента.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что все попытки раскольников и нынешних украинских властей снизить влияние канонической Церкви на Украине при помощи клеветнической кампании в СМИ и обвинений в работе на российские спецслужбы с треском провалились.
При попустительстве украинских властей раскольники и униаты смогли захватить около 40 храмов УПЦ, но представить это как массовый и добровольный переход верующих канонической Церкви в унию или раскол им не удалось. Более того, нападки и агрессивное поведение раскольников только сплотили верующих УПЦ вокруг своего священноначалия.
Видимо, это и полный провал силовой политики захвата храмов и заставили лже-патриарха Филарета Денисенко написать письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви с просьбой начать переговоры по уврачеванию украинского раскола. Силой захватить храмы УПЦ раскольникам не удалось, и теперь они решили пойти на диалог.
Русская линия
Синод РПЦ принял ряд кадровых решений. Теракт в Санкт-Петербурге. Минкульт поддержал передачу Исакиевского собора верующим. Уральскому священнику пригрозили штрафом за сохранение храма
Обзор внутриполитических событий в нашей стране за минувшую неделю
28 декабря 2017 года в зале заседаний Священного Синода Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось последнее в уходящем 2017 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
По представлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси члены Синода произвели целый ряд кадровых перестановок архиереев за рубежом.
Управляющим Берлинско-Германской епархией был назначен епископ Подольский Тихон, который был освобождён от управления Венско-Австрийской и Будапештско-Венгерской епархиями, с временным сохранением за ним титула «Подольский».
Управляющим Венско-Австрийской и Будапештско-Венгерской епархиями с титулом «Венский и Будапештский» стал епископ Звенигородский Антоний, с сохранением за ним должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.
Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон был освобождён от временного управления Гаагско-Нидерландской епархией. Преосвященным Гаагским и Нидерландским был избран архиепископ Сурожский Елисей, которого освободили от управления Сурожской епархией. Преосвященным Сурожским стал епископ Богородский Матфей, освобождённый от управления приходами Московского Патриархата в Италии.
Временное управление приходами Московского Патриархата в Италии было поручено епископу Венскому и Будапештскому Антонию.
По просьбе Святейшего Патриарха Кирилла викарием Московской епархии с титулом «Домодедовский» был назначен епископ Воркутинский и Усинский Иоанн, который оставил управление Воркутинской епархией. На его место правящим архиереем Воркутинской епархии члены Синода избрали клирика Шуйской епархии иеромонаха Марка (Давлетова).
Согласно рапорту председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия, Синод постановил включить протоиерея Христофора Варфоломеева и священника Павла Кушникова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской с последующим утверждением этого решения на будущем Архиерейском Соборе. Помимо этого, в месяцеслов Русской Православной Церкви было решено включить имя грузинской преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) с определением празднования её памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Православной Церкви.
В свете грядущих праздников, президентских выборов и Чемпионата мира по футболу, который пройдёт в 2018 году в России, российские власти опасались называть произошедший на этой неделе взрыв в развлекательном комплексе «Гигант Холл» на первом этаже в районе камер хранения магазина «Перекресток» в Санкт-Петербурге терактом и заявляли о возбуждении уголовного дела по факту покушения на жизнь двух и более лиц. При этом всё указывало на то, что это именно террористический акт.
Данный факт вскоре признал президент России Владимир Путин, который не стал наводить тень на плетень и заявил, что исламисты понесут суровое наказание. «Вы знаете, что вчера в Петербурге был совершён террористический акт», — заявил президент в ходе встречи с офицерами-участниками военной операции в Сирии.
По словам главы государства, после взрыва он указал директору ФСБ Александром Бортникову, что при задержании подозреваемых нужно действовать в рамках закона. «Но при угрозе жизни и здоровью наших сотрудников, наших офицеров, действовать решительно, в плен никого не брать, ликвидировать бандитов на месте», — подчеркнул Путин.
В среду вечером в камере хранения в магазине «Перекресток» сработало взрывное устройство, начиненное поражающими элементами. Его мощность составила двести граммов в тротиловом эквиваленте. В результате пострадали тринадцать человек. Шесть остаются в больницах, некоторые находятся в состоянии средней тяжести.
Террорист, который оставил взрывное устройство в магазине, попал на записи камер видеонаблюдения. В настоящее время его разыскивает полиция.
Ответственность за теракт взяли на себя исламисты из Сирии.
Российское культурное ведомство не против возвращения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в пользование Русской Православной Церкви и считает, что чиновники обязаны исполнять закон и возвращать верующим отобранные у них храмы, но что касается таких величественных соборов, как Исаакий, власти должны заранее обговорить все нюансы его дальнейшего содержания. Об этом в интервью программе «Действующие лица» на телеканале «Россия 1» заявил на этой неделе Владимир Мединский.
«Важно не кто будет содержателем здания, а, важно, на каких условиях Церковь готова это здание содержать: какой будет договор, будет ли вход туда бесплатным, как во все храмы, или там будут платные экскурсии, кто будет платить за реставрацию, кто будет оплачивать дальнейшее содержание, расширится или уменьшится время работы Исаакиевского собора, станет ли это удобно не только для верующих, но и вообще для всех посетителей. Надо просто деликатно подходить к этому вопросу», — заявил Владимир Мединский.
Глава Минкульта считает, что государство только выиграет о того, что вернёт Русской Православной Церкви тысячи храмов, которые ранее были отобраны у верующих и многие из которых ныне просто заброшены и разрушаются. «Мне кажется, было бы разумно в целом передать это Церкви, если есть приход, если есть служба, если Церковь готова взять этот храм на обслуживание, содержание, восстановление. Тем более, таких разрушенных храмов по стране у нас тысячи и тысячи», — сказал он.
Таким образом, в дискуссии вокруг Исаакиевского собора сегодня очень много ненужного ажиотажа и политики, хотя на самом деле это вопрос, который во многом носит технический характер, и при желании его можно решить с соблюдением интересов, как Церкви, так и музейного сообщества.
Вопиющий случай чиновничьего произвола произошёл на этой неделе в Свердловской области, где местные чиновники из Управления Госохраны объектов культурного наследия многие годы не замечали разрушения храма Рождества Христова в селе Липовском, признанного памятником культурного наследия, но пригрозили штрафом тем, кто хоть как-то пытался защитить все эти годы строение от дождя и снега.
Местные верующие во главе со священником Сергеем Слепухиным не смогли спокойно смотреть, как из-за равнодушия чиновников продолжает разрушаться их храм, построенный в 30-е годы XIX века, и своими силами стали защищать его от разрушения.
Пять лет назад в храме фактически не было крыши и пола, стены приходили в полную негодность из-за дождей и снега, а чиновники в местном управлении Госохраны объектов культурного наследия не могли выделить средств даже на консервацию церковного строения.
В результате верующие своими силами смогли собрать 2 млн рублей и при молчаливом согласии чиновников от культуры остановили разрушение храма, отремонтировали крышу, постелили плитку и практически с нуля восстановили иконостас.
«Для того, чтобы сохранить первоначальный облик, архитекторы даже отыскали архивы 1904 года», — заявили на приходе.
Все последние пять лет чиновники закрывали глаза на то, что реконструкция началась без проекта строительных работ, поскольку бюджетных денег на это у них не было. Однако несколько месяцев назад в управлении Госохраны объектов культурного наследия сменился начальник, и в храм с проверкой пришла комиссия.
«Объект без нашего разрешения восстанавливать запрещено. Работы ведутся собственными силами — это грубейшее нарушение», — заявила заместительница начальника управления Госохраны объектов культурного наследия Свердловской области Алевтина Моисеева. Вопрос только, где была эта чиновница ранее, когда храм превращался в руины?
В итоге священнику, сохранившему строение от окончательного разрушения, в управлении Госохраны пригрозили штрафом в 200 тысяч рублей. А чтобы это не вызвало большого возмущения у селян, чиновники пообещали, наконец, выделить деньги на реставрацию и даже восстановить храм за государственный счёт к 2022 году.
Правда, верующие очень сомневаются, что чиновники, которым было наплевать на Рождественскую церковь все последние годы, действительно, выполнят своё обещание.
Русская линия
На Западе встретили Рождество Христово. В Вашингтоне предложили разделить Храмовую гору на три части. Земли христианских церквей в Иерусалиме могут быть конфискованы евреями. Болгарский Патриархат раскалывает мировое Православие
Обзор событий прошедшей недели во внешней политике России, а также политической и экономической жизни в Европе, США и на Ближнем Востоке
25 декабря по новому стилю в странах Западной Европы, на Ближнем Востоке, а также в США христиане встретили Рождество Христово. Праздник, который в России принято называть «католическим Рождеством», на самом деле отмечается не только католиками и протестантами, но и целым рядом Поместных Православных Церквей, перешедших с юлианского на новоюлианский стиль, согласно которому Пасха отмечается по старому стилю, а все остальные праздники по новому.
Несмотря на то, что только пять из пятнадцати Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская Православные Церкви, а также Святая Гора Афон) до сих пор живут по старому стилю и строго придерживаются юлианского календаря, по количеству верующих они многократно превосходят те десять Православных Церквей, что живут по новоюлианскому календарю и празднуют Рождество Христово 25 декабря.
Поэтому в сознании многих рождественские торжества на Западе по-прежнему остаются католическими, ведь число католиков в мире насчитывает более миллиарда человек, в то время как общее количество всех православных около 300 млн, и лишь меньшая часть из них празднует Рождество в конце декабря.
Тем не менее, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл традиционно направляет свои поздравительные послания Предстоятелям Поместных Православных Церквей, а также папе Римскому, главе Англиканского содружества, председателю Совета Евангелической Церкви в Германии и другим. Не стал исключением и этот год.
Белый дом выступил на этой неделе с предложением к палестинскому движению ХАМАС перенести столицу Палестины в пригород Иерусалима — Абу-Дис, и разделить район Храмовой горы на три части — христианскую, иудейскую, и мусульманскую.
«Недавнее решение США в отношении Иерусалима является частью непрерывных попыток решить палестинский вопрос в рамках так называемой «сделки века», — заявил глава политбюро ХАМАС Исмаил Хания.
По его словам, план США предусматривает организацию столицы в Абу-Дисе и соединение его мостом с районом Храмовой горы, чтобы гарантировать беспрепятственный доступ мусульман к Иерусалиму.
Таким образом, американцы обещают не допустить уничтожения на Храмовой горе мечети Аль-Аксы, которая мешает иудеям восстановить свой храм Соломона, уничтоженный римлянами в I веке по Рождестве Христовом.
Абу-Дис расположен возле восточной части города, где находятся основные святыни, как христиан, так и иудеев и мусульман — расстояние от его центра до Храмовой горы составляет чуть более километра.
Предполагается, что сам район Храмовой горы будет разделен на три части — для мусульман, иудееев и христиан.
Хания добавил, что комплексное предложение США включает налаживание ситуации в секторе Газа путём проведения там политических реформ.
Согласны ли на эту сделку в ХАМАС, остаётся неизвестным, однако, судя по протестам мусульманских стран, они не верят американцам и будут продолжать бороться за Иерусалим.
В Великобритании крайне обеспокоены намерением еврейских властей принять новый законопроект, который даёт право чиновникам конфисковать церковные земли в Святом Граде, и готовы оказать всю возможную поддержку Предстоятелю Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшему Патриарху Феофилу III в его противостоянии с еврейскими властями по этому вопросу.
Патриарх Феофил III посетил Великобританию в рамках своей поездки по странам мира с целью сплочения церковных сил против последних антицерковных инициатив еврейских властей. Его Блаженство выступает против законопроекта о церковных землях, уже подписанного 40 членами израильского Кнессета, который позволяет правительству Израиля проводить конфискации церковных земель в случае их сдачи в аренду третьей стороне.
Во время своего визита в Великобританию, Патриарх Феофил III встретился с принцем Чарльзом и государственными министрами Алистаром Бартом и Рори Стюартом, бывшим архиепископом Кентерберийским Роуаном Уильямсом и многочисленными парламентариями.
Лидеры церквей Великобритании единодушно поддержали Иерусалимского Патриарха. Так, глава Британской епархии Коптской церкви архиепископ Ангелос заявил: «Право собственности и свобода вероисповедания являются краеугольными камнями любой демократии. Предлагаемый законопроект посягает на оба этих ключевых права. Я поддерживаю Патриарха Иерусалимского и лидеров христианских церквей в Святой Земле в их требованиях к светским властям, которые обязаны неукоснительно соблюдать договор о статус-кво на Святых земле».
В свою очередь, президент Объединения церквей Англии Хью Осгуд отметил: «Предлагаемый законопроект представляет собой неприемлемое посягательство на освященный веками договор и порядок „статус-кво“, определяющий законные права церквей на Святой земле, и его следует признать тем, чем он является, а именно попранием законных прав христианских общин на свою собственность. Мы призываем церковных и политических лидеров Соединенного Королевства и всего мира объединиться и решительно выступить против этого посягательства на права религий, иначе может возникнуть опасный прецедент, позволяющий попирать права всех религий на Святой ЗЕМЛЕ».
Нынешний архиепископ Кентерберийский и глава Церкви Англии Джастин Уэлби также заявил, что «присоединяется к другим лидерам христианских церквей и призываю все стороны соблюдать статус-кво в Святых местах и не допускать никаких посягательств на этот порядок». «Я считаю, что полноправное присутствие христианских церквей в Святой Земле имеет для неё великое значение», — заявил он.
Проблемы распоряжения церковными землями давно уже тревожат Патриарха Феофила III и омрачают его патриаршество. Они начались после того, как помощник его предшественника Патриарха Иринея I (низложенного в мае 2005 года) воспользовался юридической доверенностью и продал часть церковной земли у Яффских Врат группе иудейских поселенцев в 2004 году.
В связи с этим Иерусалимская Православная Церковь с тех пор ведёт судебные тяжбы, пытаясь аннулировать незаконную сделку, поскольку она заложила прецедент для дальнейшего выдавливания христианских церквей из Старого Города, но пока не добилась успеха в судах. В настоящее время рассматривается апелляция Православной Церкви по этому делу, поданная в Верховный суд Израиля.
Болгарская Православная Церковь не обращает внимания на протесты Сербской и Элладской Православной Церквей, раскритиковавших решение болгарского Синода о восстановлении евхаристического общения с отколовшейся от Сербской Церкви Македонской православной церковью в случае, если она согласится признать Болгарский Патриархат Матерью-Церковью.
Во исполнение решения Синода Болгарской Церкви от 27 ноября созданная Синодом комиссия по диалогу с македонскими раскольниками 21 декабря посетила Скопье, где провела переговоры с представителями самопровозглашённой Македонской церкви, сообщает Седмица.Ru.
В комиссию вошли митрополит Старо-Загорский Киприан (председатель комиссии), митрополит Ловечский Гавриил, митрополит Пловдивский Николай, митрополит Варненский и Велико-Преславский Иоанн, митрополит Неврокопский Серафим, митрополит Врачанский Григорий.
Со стороны МПЦ присутствовали архиепископ Македонии Стефан, администратор епархии Австралии и Новой Зеландии митрополит Преспский и Пелагонский Петр, администратор епархии Сиднея митрополит Дебарский и Кичевский Тимофей и епископ Ираклийский Клемент (секретарь комиссии).
Члены обеих комиссий провели собеседование о положении Православной Церкви в Македонии и её каноническом статусе. «В единогласии, доброй воле и братских отношениях» они выработали программу действий, призванных реализовать на практике решение Синода Болгарской Православной Церкви от 27 ноября этого года, в соответствии с которым Болгарский Патриархат должен быть признан «Церковью-Матерью» со стороны Македонской Православной Церкви.
Таким образом, действия болгарского священноначалия могут привести к разрыву евхаристического общения Болгарской Церкви как с Сербской, так и Элладской Православными Церквами.
Представители этих Поместных Церквей уже обвинили Болгарский Патриархат в нарушении церковных канонов, однако не исключено, что к ним присоединятся и целый ряд других Поместных Церквей. Результатом этого может стать не уврачевание македонского раскола, а раскол мирового Православия.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти друга Царской Семьи крестьянина Г. Е.Распутина-Новых
Григорий Ефимович Распутин родился 10 января 1869 г. в селе Покровском Тобольской губернии в крестьянской семье. Много лет, не бросая занятий крестьянским трудом, он странствовал по православным монастырям и святым местам, чем приобрел славу подвижника, Божьего человека. В 1904 г. прибыл в Петербург, чтобы испросить разрешение на строительство церкви Покрова Божией Матери в родном селе Покровском. Здесь познакомился с представителями высшего света, в том числе с семьями великих князей Николая и Петра Николаевичей. В октябре 1905 г. Распутин впервые был представлен Государю. Осознав свое предназначение посвятить свою жизнь служению Царю, он оставляет странствование, живет подолгу в Петербурге, собирая вокруг себя верных Государю людей, а главное, он — всегда рядом с Цесаревичем, ведь его молитва за Наследника престола была угодной Богу. Известно несколько достоверных фактов спасения Распутиным Цесаревича от верной смерти, когда лучшие врачи в бессилии разводили руками. Наиболее известные: в 1912 г. в Спале, в 1915 г. в Царском Селе. Сближение Царской Семьи с Распутиным носило глубоко духовный характер, в нем увидели старца, продолжающего традиции Святой Руси, и одновременно настоящего русского крестьянина — представителя народа. Сестра Государя великая княгиня Ольга Александровна говорила, что Царь и Царица «видели в нем крестьянина, искренняя набожность которого сделала его орудием Божиим». Государь был уверен, что Распутин — «хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно».
Примерно с 1910 г. против Распутина в печати начинается организованная кампания клеветы: обвинения в конокрадстве, принадлежности к секте хлыстов, распутстве и пьянстве. Государь приказывал произвести расследование, ни одно из этих обвинений не нашло подтверждения. Тем не менее клевета в печати не прекращалась, поскольку это была целенаправленная кампания с целью дискредитации царя. Как справедливо отмечал царский врач Е.С.Боткин: «Если бы не было Распутина, противники Царской Семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вырубовой, не будь Вырубовой — из меня, из кого хочешь». Против Распутина были организованы несколько покушений. В 1914 г. за несколько недель до начала Первой мировой войны, противником которой был Распутин, подосланная расстригой Илиодором Труфановым бесноватая женщина Хиония Гусева в Покровском тяжело ранила Распутина ножом. В начале 1916 г. министр внутренних дел А.Н.Хвостов пытался организовать новое покушение, однако дело получило огласку и Хвостов был отправлен в отставку. Наконец, в декабре 1916 г. Распутин был предательски заманен в дом Ф. Юсупова и зверски убит заговорщиками. В убийстве Распутина помимо Юсупова принимали участие великий князь Дмитрий Павлович, один из лидеров правых Пуришкевич, поручик Сухотин и врач Лазоверт. В организации заговора принимал участие видный масон и один из руководителей партии кадетов В.А.Маклаков.
Распутина отпевал епископ Исидор (Колоколов), умученный большевиками, его похоронили в Царском Селе на территории строившегося А.А.Вырубовой монастыря. В феврале 1917 г. одним из первых дел Временного правительства стало осквернение могилы Распутина, гроб с его телом был вырыт, а затем по приказу Керенского сожжен.
Русская линия