Русская линия
<< Полная сводка новостей от 5 октября 2017 >>

Патриарх Иерусалимский Феофил: Наилучшим способом решения раскола на Украине является возвращение раскольников в Московский Патриархат
Глава Иерусалимского Патриархата подчеркнул, что без примирения с Матерью-Церковью украинские раскольники останутся вне Вселенского Православия

Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий и Патриарх Иерусалимский ФеофилПредстоятель Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейший Патриарх Феофил привёл в качестве желаемого примера выхода из церковного раскола на Украине историю с провозглашением автокефалии Элладской Православной Церкви, когда греческое духовенство, самовольно провозгласившее автокефалию, раскаялось в этом и восстановило свои отношения с Константинопольским Патриархатом, сообщает официальный сайт УПЦ.

«Раскол — величайший грех в Церкви, это раскол тела Церкви. И здесь я должен сказать, что мы прилагаем все усилия, делаем всё возможное, чтобы восстановить единство Церкви. Я как духовный иерарх и Патриарх Иерусалимский всегда полагал и полагаю, как и мои духовные отцы, что наилучший способом решения церковного раскола на Украине является восстановление единства Украинского Православия с Московским Патриархатом», — заявил Патриарх Феофил.

Только после того, как украинские раскольники раскаются и вернуться в каноническую Украинскую Православную Церковь, которая является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви, возможен диалог о дальнейшей судьбе Украинской Церкви и её статусе, считает глава Иерусалимского Патриархата.

В связи с этим Блаженнейший Патриарх напомнил, что в своё время Элладская Православная Церковь также самовольно провозгласила свою автокефалию, но спустя 17 лет греческое духовенство нашло в себе силы покаяться в этом и восстановить единство с Константинопольским Патриархатом. И лишь затем состоялись обстоятельные переговоры о судьбе Элладской Церкви.

29 июня 1850 года Томосом Патриарха Константинопольского Анфима IV Православная Церковь в Элладе была признана автокефальной. При этом Константинопольский Патриархат, как Матерь-Церковь, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус Вселенской Патриархии в Элладе.

Русская линия


Мединский уволил главу Общественного совета при Минкульте из-за критики фильма Учителя
Павел Пожигайло активно выступал с критикой кощунственного кино и в итоге поплатился должностью

Павел ПожигайлоНастроение у министра культуры Владимира Мединского в последнее время, мягко говоря, не очень хорошее. Он не в духе не только по тому, что его хотят лишить звания доктора истории из-за обнаруженного в его работе плагиата, но и потому, что в самом Минкульте немало людей, которые выступают с критикой отстаиваемого им фильма Учителя «Матильда».

Сам по себе факт того, что два этих события — возможное лишение министра научного звания и выход антиисторического и кощунственного фильма о Царе-Мученике Николае II — совпали, весьма символичен. Мединский ещё до вступления в должность всегда представлялся как историк, но на деле оказалось, что он сторонник исторического фэнтази, причём весьма пошлого свойства.

Так что нет ничего удивительного в том, что сейчас он пребывает в ужасном состоянии. А опыт показывает, что в такой ситуации люди обычно ищут виноватых отнюдь не в себе, а среди окружающих. Именно по этому пути пошёл и министр Мединский.

Переломить ситуацию с премьерой «Матильды» в российских кинотеатрах ему пока не удалось — несмотря на весь административный ресурс, который применил министр, крупнейшие коммерческие сети до сих пор не желают пересматривать своё решение об отказе в показе фильма Учителя.

В связи с этим Мединский организовал показ фильма в Общественном совете при Минкульте, однако многие члены совета заявили, что кино им не понравилось, фильм оказался откровенно слабым и малоинтересным.

Вскоре после этого последовали кадровые выводы. Глава Общественного совета Павел Пожигайло, наиболее активно выступавший против фильма «Матильда», по настоянию Мединского вынужден был оставить свой пост. Его преемником был избран более лояльный фильму Учителя главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков.

«Мы обсудили ситуацию с министром, приняли решение, что так будет лучше для министерства, совета. Это было предложение министра. И мне будет больше возможности выражать свою позицию как члену совета, не занимаясь дипломатией. На совете сегодня я просил проголосовать за это решение, большинство приняло мою отставку. Мне кажется это правильно — ротация руководителей нормальный подход», — сказал Пожигайло «Интерфаксу» в среду.

Он заметил, что на заседании совета прошёл показ «Матильды», на нём присутствовали Мединский, секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев, министр РФ Михаил Абызов, кинематографисты и другие. По утверждению Пожигайло, большинству присутствующих «Матильда» не понравилась, «по многим причинам, в частности, потому что это неинтересный слабый фильм».

Русская линия


Владимир Легойда: Научный статус богословия соответствует мировой академической практике
Нежелание некоторых российских учёных признавать богословие наукой — это атавизм советской атеистической системы, заявил глава Синодального отдела

Владимир ЛегойдаПредседатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда вынужден был обратить внимание на явное нежелание некоторых членов образовательного и научного сообщества России включать богословие в систему научного знания, хотя Миноборнауки уже признало теологию научной дисциплиной.

Противостояние богословию во многом связано с установкой богоборческих советских властей на полное исключение Церкви из учебного и воспитательного процесса подрастающего поколения, и антицерковная и атеистическая пропаганда до сих пор прочно держится в головах многих людей, которые называют себя учёными.

В связи с этим Владимир Легойда в интервью, опубликованном на сайте проекта «Россия будущего», напомнил, что преподавание теологии в вузах соответствует мировой практике, а сопротивление этому процессу является пережитком прошлого.

«Я считаю проблему легализации богословия в нашей академической среде атавизмом советского периода. Генетику признали, а богословие до сих пор „и хочется, и колется“. Мы все прекрасно понимаем, что научный статус богословия соответствует мировой академической практике», — заявил В. Легойда.

«Мне кажется, что в протестах против богословия мы видим проявления догматически-антинаучного понимания гуманитарных дисциплин, которое встречается, прежде всего, у некоторых учёных-естественников», — добавил он.

Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ напомнил, что при интеграции теологии в систему научного знания наиболее значимой методологической проблемой является разграничение областей религии и науки.

«Основная проблема, как всегда было со времен Галилея — демаркация религии и науки. Да и внутри науки тоже. Сейчас ввели новую дисциплину, нужно провести демаркационную линию: здесь религиоведение, здесь философия, здесь богословие. Методологически это простая и понятная вещь», — отметил он.

Представитель Церкви допустил, что утверждение богословия в науке будет способствовать пробуждению общественного интереса к этой области знания. «Богословие в диалоге с другими науками сможет привлекать внимание не только верующей части населения нашей страны и расширять кругозор всех думающих людей», — заключил В. Легойда.

Русская линия


Архиерейский Синод РПЦЗ временно отстранил архиепископа Михаила от управления Западно-Европейской епархией
Причиной такого решения стало письмо прихожан кафедрального собора, которые пожаловались на владыку из-за его нежелания учитывать мнение верующих

Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков)2 октября 2017 года в Нью-Йорке состоялось экстренное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, на котором была рассмотрена жалоба прихожан Крестовоздвиженского кафедрального собора в Женеве на архиепископа Женевского Михаила и принято решение временно отстранить от управления епархией владыку Михаила, у которого возник конфликт с главой Бюро Общества Русской Церкви Франсуа Мозером и рядом прихожан, сообщает официальный сайт Архиерейского Синода РПЦЗ.

Временное управление Западно-Европейской кафедрой на время расследования было возложено на Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона. Местом пребывания владыки Михаила на время расследования Архиерейский Синод определил русский женский монастырь преподобномученицы Елизаветы в Бухендорфе (Германия).

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион и архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл направили в связи с возникшим конфликтом архипастырское послание клиру и пастве Крестовоздвиженского кафедрального собора, в котором сообщили о принятом решении.

«Продолжая изучение сложных вопросов, связанных с управлением Крестовоздвиженским кафедральным собором в Женеве, Архиерейский Синод на своём недавнем заседании постановил временно освободить архиепископа Михаила от его архипастырских послушаний в Западной Европе, предоставив Его Высокопреосвященству отпуск. При этом временно исполняющим обязанности как настоятеля собора, так и администратора Западно-Европейской епархии назначен протоиерей Павел Цветков, один из старейших священнослужителей нашей Русской Зарубежной Церкви. В своей деятельности отец Павел будет подчиняться особой Синодальной комиссии, образованной на Архиерейском Соборе, состоявшемся в Германии в июне с.г. Архиерейский Синод призывает духовенство и прихожан помогать отцу Павлу в его служении, проявляя ему доверие и послушание (с понедельника, 19 сентября/2 октября, управление Западно-Европейской епархией возложено на митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона — ред.)», — говорится в послании.

В документе особо подчёркивается, что, несмотря на принятое решение, «Архиерейский Синод никого не обвиняет в сложившейся ситуации». «Единственная цель нашего решения заключается в том, чтобы, всесторонне изучив положение, восстановить богозаповеданный мир в дорогом нашим сердцам соборном приходе в Женеве, — отмечается в послании. — Первым шагом в нашей совместной работе станет обще-приходское собрание, имеющее быть в воскресенье, 15 октября. Председательствовать на нём будет архиепископ Берлинский и Германский Марк, постоянный член Архиерейского Синода».

Окончательное решение о дальнейшем управлении Западно-Европейской епархией будет принято на Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви, которое запланировано на 2 декабря 2017 года. В связи с этим архиепископ Михаил уже получил соответствующее приглашение принять участие в заседании Синода.

Русская линия


В Санкт-Петербурге помянули жертв теракта в метро
3 октября исполнилось ровно полгода с того момента, как исламисты взорвали вагон петербургского метрополитена

Панихида по жертвам теракта в Санкт-Петербурге3 октября 2017 года, спустя ровно полгода с момента теракта в петербургском метро, в соборе Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге была совершена панихида по всем невинно убиенным в результате этой варварской атаки исламистов, сообщает «Вода живая».

Богослужение началось в 14:30 — примерно в то самое время, когда произошёл теракт: сработало взрывное устройство в вагоне поезда метро, следовавшего от станции «Сенная площадь» к станции «Технологический институт». В результате взрыва погибли пятнадцать человек, о упокоении душ которых и молились на панихиде.

Богослужение совершил клирик собора протоиерей Георгий Антонов. Отец Георгий отметил, что в церковной традиции не принято отмечать полгода с момента трагического события, но молиться об упокоении душ усопших родственников всегда необходимо, и поэтому по просьбе родственников «сегодня будет совершена панихида».

Почтить память погибших в этот день в храм, помимо родственников, пришли глава комитета по социальной политике Александр Ржаненков, а также представители общественной благотворительной организации «Прерванный полёт», созданной родственниками погибших пассажиров самолета «Когалымавиа» (Metrojet), взорванного террористами над Синайским полуостровом в октябре 2015 года.

В память о жертвах теракта 3 апреля петербуржцы возложили цветы у входа на станцию метро «Технологический институт».

Троице-Измайловский собор — ближайший к станции метро «Технологический институт», его клирики служили панихиды на 9-й и 40-й день после гибели людей в метро, помогали родственникам жертв теракта пережить трагедию.

Русская линия


Западная пресса пророчит, что Путин вскоре может всерьёз взяться за борьбу с абортами
Издание Foreign Policy опубликовало статью, в которой выражает мнение, что такое развитие событий было бы логичным в свете «великодержавной политики» Кремля

Американский журнал Foreign PolicyТо, как видят российские события на Западе, нередко вызывает улыбку. Представления европейцев и американцев о жизни в нашей стране частенько носят поверхностных характер и имеют совсем мало общего с реальностью. Однако, что касается общих тенденций развития России, то в данном случае к мнению западных экспертов стоит прислушаться. «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», и поэтому европейские политологи нередко понимают тенденции развития России гораздо яснее, чем все россияне вместе взятые.

О чём же сегодня пишет иностранная пресса, наблюдая за «великодержавной политикой» Путина на международной арене? Пишет она о многом, но между прочим и о том, что продолжая нынешнюю политику, Путин рано или поздно должен прийти к тому, чтобы не только запретить в России гей-парады, но и всерьёз начать борьбу с огромным количеством абортов, которые совершаются в стране каждый год.

Такое мнение с тревогой высказывает американский журнал Foreign Policy, предрекая серьёзное «ущемление прав» российских женщин, сообщает InoPressa.Ru.

«В последние месяцы российское движение против абортов набирает обороты: активисты — обычно благочестивые прихожане влиятельной РПЦ — стали упоминать о демографическом кризисе в стране как о резоне срочно запретить эту практику, — говорится в статье американского издания. — Они также начали ссылаться на новое стремление России занимать более передовую позицию на международной арене — от войн в Сирии и на Украине до дипломатического кризиса вокруг Северной Кореи. Как представляется, оба довода рассчитаны на то, чтобы понравиться Путину, который, несмотря на все более тесный альянс с Церковью (которую, как утверждают критики, он использует в качестве продолжения своей администрации), пока не высказался о диспуте об абортах, охватившем страну. Но, возможно, скоро он будет вынужден занять ту или иную позицию».

По предположению автора, то, что Путин воздерживается от комментариев по этому поводу, может объясняться финансовыми соображениями. «Запрет абортов введёт государство в расходы; министерство здравоохранения утверждает, что среди его последствий возможен рост осложнений в результате подпольных и непрофессиональных прерываний беременности», — говорится в статье. Автор полагает, что Путин, возможно, опасается и снижения своей популярности. Согласно прошлогоднему опросу ВЦИОМ, 72% россиян против запрета абортов.

«Но, хотя активисты, выступающие против абортов, прибегают к гиперболам, есть основания полагать, что роль абортов в российской культуре нуждается в определенной коррекции. Многие россиянки прибегают к аборту как к единственному средству регулирования рождаемости», — говорится в статье. По словам автора, в наше время в России вдвое меньше абортов, чем в 1995 году, и в семь раз меньше, чем в СССР в 1965 году, но в пересчете на душу населения оно намного выше, чем в других европейских странах или в США.

«Также, хотя прямую связь с абортами установить нелегко, в России, несомненно, есть серьезные демографические проблемы», — пишет автор. По некоторым прогнозам, к середине XXI века население России может уменьшиться на пятую часть.

Путин регулярно говорит о демографии, его правительство предлагает позитивные стимулы к деторождению, пишет автор, упоминая о «материнском капитале».

«В то же самое время Путин редко останавливается перед тем, чтобы приносить женщин или другие маргинализированные группы населения в жертву социально-консервативной повестке дня. Диспут об абортах начался в период, когда свободы российских женщин сужаются», — говорится в статье.

Русская линия


Выгонять из Госдумы за защиту Царской семьи всё же не будут
Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков опроверг информацию телеканала «Дождь» о возможном лишении Натальи Поклонской мандата депутата

Наталья ПоклонскаяСил открыто признать, что совершили откровенную глупость и допустили серьёзную ошибку, решив в год 100-летия революции показать во всех российских кинотеатрах откровенно издевательский и провокационный фильм Учителя о Государе Николае II, в российском правительстве нет. А это значит, что виновницей всех проблем, связанных с выходом этого постыдного кино, наши чиновники постараются сделать Наталью Поклонскую.

На этом фоне нет ничего удивительного, что телеканал «Дождь» на днях распространил информацию о том, что вскоре Поклонская якобы может покинуть Государственную Думу, поскольку в Кремле крайне недовольны всей этой историей с «Матильдой». При этом никто из истинных виновников возникшего скандала наказан не будет — чиновники, принявшие решение о выделении государственных средств на этот фильм, останутся на своих местах.

Такое развитие событий вполне вероятно, но если это, действительно, произойдёт, можно будет открыто сказать, что никакого даже подобия парламента в России не существует. Ведь в своём стремлении защитить честь Государя Николая II Поклонская поднимает отнюдь не политические, а нравственные вопросы, и они находятся вполне в рамках её компетенции. Затыкать ей рот на такие темы — это для Кремля всё равно, что уничтожать любое подобие парламентаризма на корню.

То, что наши власти на такое способны, ни у кого нет никаких сомнений. Но пойдут ли они на это в данном случае — вопрос открытый.

Во всяком случае, пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков уже опроверг сообщение «Дождя» на сей счёт. Он назвал такие предположения просто «глупостями».

Такую же позицию заняли и в «Единой России». «Председатель Госдумы Вячеслав Володин неоднократно подчеркивал, что каждый депутат имеет право на свою точку зрения и своё понимание общественного блага», — заявили «Дождю» в Госдуме.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем русского писателя и этнографа В.И.Даля

Сегодня день памяти знаменитого русского писателя и этнографа, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, скончавшегося 22 сентября 1872 г.

Владимир Иванович ДальОн родился 10 ноября 1801 г. в Луганске в семье врача. Будучи по рождению по отцу датчанином, по матери французом, Даль стал самым русским из русских. Он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу принадлежит. Я думаю по-русски». В 1819 г. закончил Морской кадетский корпус в Петербурге, служил на Черноморском флоте и в Кронштадте. В 1826 г. вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. В марте 1829 г. досрочно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора наук и отправился на русско-турецкую войну, где прославился как виртуозный хирург. Участвовал в подавлении польского мятежа в 1831−32 гг., получил известность не только как врач, но и как инженер, под его началом был сооружен мост через Вислу спасший от истребления большой русский отряд. В 1832 г. Даля переводят в Петербург на должность ординатора Военно-сухопутного госпиталя.

Еще с молодости Даль собирал лингвистические и фольклорные материалы. И в 1832 г. он издал обработанные им «Русские сказки. Пяток первый», в 1833−39 гг. выходят в 4 книгах «Были и небылицы». В 30-е гг. он начинает публиковать очерки в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский. В 1833 г. из-за конфликта с начальством Даль оставляет занятия медициной и становится чиновником особых поручений при военном губернаторе Оренбургского края Перовском. Там произошла его встреча с Пушкиным, который приехал собирать материал к «Истории пугачевского бунта». Они подружились, впоследствии Даль дежурил у постели смертельно раненного поэта. Знаменательно, что после кончины Даля было написано иконописное изображение, на котором Пушкин и Даль были представлены в виде св. бессребреников Косьмы и Дамиана. В Оренбурге он увлекся флорой и фауной края и в 1838 г. был избран членом-корреспондентом Петербургской АН по отделению естественных наук за собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края. В 1841 г. Даль переводится в Петербург, служит управляющим канцелярией при министре иностранных дел, чиновником особых поручений при министре внутренних дел. В последней должности он прославился двумя важными исследованиями, по результатам которых составил две записки в 1844 г. «Исследование о скопческой ереси» и «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их».

Помимо служебной деятельности Даль продолжает заниматься наукой и литературой, в 1847−49 гг. издает учебники по зоологии и ботанике. По четвергам он собирает у себя известных деятелей науки и культуры, у него бывали: хирург Пирогов, мореплаватели Врангель и Литке, натуралист Бэр, актер Щепкин, поэт Шевченко, писатель Одоевский и др. На одном из четвергов было фактически учреждено Русское географическое общество, что позволило организовать сбор географических, геологических, топографических сведений и фольклора, организовать экспедиции по всему миру. В 1848 г. он переводится в Нижний Новгород управляющим Удельной конторой. Наконец, в 1859 г. Даль выходит в отставку и поселяется в Москве, где возобновляет давние дружеские связи со славянофилами. Здесь он завершает главное дело своей жизни. В 1861−62 гг. выходит плод многолетнего труда Даля — сборник «Пословицы русского народа», включивший более 30 тыс. пословиц, поговорок, прибауток. А с 1863 по 1866 гг. Даль издает четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», над которым трудился еще с 1819 г. Словарь, содержавший около 200 тыс. слов, получил широкое признание. В 1869 г. Академия Наук присудила автору Ломоносовскую премию и избрала его своим почетным членом. От Русского Географического общества он получил золотую медаль, премию от Дерптского университета, был избран почетным членом Общества любителей российской словесности.

В последние годы жизни Даль занимался переложением для детей сюжетов из Священного Писания и продолжал трудиться над своим главным детищем — словарем, готовя его второе издание (оно вышло уже после смерти Даля, в 1880−82 гг.).

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 5 октября 2017 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика