США потребовали от России закрыть генконсульство в Сан-Франциско. СБ ООН принял заявление с осуждением ракетных испытаний в КНДР. Православные в России и СНГ продолжают протестовать против показа кощунственного фильма Учителя
Обзор событий в мире, на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье, а также внутриполитической и общественной жизни нашей страны за минувшую неделю
Главной новостью минувшей недели, которая получила наибольшее освещение, как в России, так и за границей, стало продолжение «дипломатической войны» между Москвой и Вашингтоном.
На протяжении последнего года практически каждый месяц мы получали сообщения об ухудшении российско-американских отношений. Но если ранее взаимные санкции касались небольшого круга чиновников и бизнесменов, а также различных сфер экономики, то теперь отношения России и США всё более и более стало напоминать состояние «холодной войны».
29 декабря прошлого года из США были высланы 35 российских дипломатов и члены их семей. Кроме того, был закрыт доступ к загородным дачам постпредства России в Нью-Йорке и посольства в Вашингтоне. В МИД РФ тогда заявили, что Белый дом в нарушение международного права пошёл на фактическую экспроприацию российской госсобственности. В то же время Путин заявил, что Россия пока воздержится от зеркальных мер.
Тем не менее, 28 июля 2017 года российские власти объявили о решении в ответ на принятый конгрессом США законопроект о новых санкциях против РФ, сократить численность сотрудников американской дипмиссии в России до 455 человек, а также закрыть доступ к даче в Серебряном Бору и складу на Дорожной улице. Позже президент Владимир Путин объявил, что Россию покинут 755 американских дипломатов.
В ответ на это власти США резко сократили работу в российских консульствах и сосредоточили всю выдачу краткосрочных виз в Москве. Из-за этого запись на собеседование, обязательное для получения американской визы, осуществляется сейчас лишь на декабрь. В дальнейшем этот срок может быть ещё более увеличен.
Следующим шагом американских властей, стало требование в двухдневный срок, до 2 сентября, закрыть Генеральное консульство РФ в Сан-Франциско, а также один из отделов посольства в Вашингтоне и один из дипломатических объектов в Нью-Йорке.
В связи с этим с российской стороны уже звучат предложения симметрично закрыть в России одно из американских консульств и также дать американцам на выезд всего два дня, как это было сделано с российскими дипломатами в Сан-Франциско.
Таким образом, ждать скорого окончания «войны дипломатов» не стоит. Как известно, в СССР существовало лишь одно посольство США — в Москве. Очевидно, что сейчас ситуация развивается именно в этом направлении, и если ни одна из сторон не проявит благоразумия и сдержанности и не прекратит отвечать симметрично, то российско-американские отношения окончательно скатятся к временам американо-советского противостояния.
Ещё одной новостью, которая вызвала на этой неделе немало тревоги среди представителей мирового сообщества, стало продолжение ракетных испытаний Северной Кореей. 29 августа КНДР провела очередной запуск баллистической ракеты, которая перелетела через японский северный остров Хоккайдо и, по сведениям властей Японии, упала в Тихий океан в 1180 км к востоку от мыса Эримо. По данным специалистов, ракета преодолела расстояние примерно в 2,7 тысяч км, а высота её траектории достигала 550 км. До американской военной базы на острове Гуам от Пхеньяна 3,3 тысячи км, что уже сейчас делает возможным поражение целей корейскими ракетами в этом тихоокеанском регионе.
Всё это не могло не вызвать реакции мировой общественности, в силу того, что в случае конфликта в него могут оказаться втянуты Китай, Япония, Южная Корея и, разумеется, США. По этой причине реакция Совета Безопасности ООН по итогам закрытых консультаций на этой неделе была быстрой и единогласной: СБ принял заявление с осуждением проведенного КНДР последнего запуска ракеты.
В заявлении члены СБ не стали угрожать введением в отношении Северной Кореи новых санкций, хотя перед началом заседания постоянный представитель Великобритании при ООН Мэтью Райкрофт не исключал такой возможности.
Как отмечается в документе, СБ ООН «решительно осуждает» проведенное испытание, а также серию пусков баллистических ракет, которые были произведены 25 и 29 августа. Совбез ООН «требует, чтобы КНДР немедленно прекратила такие действия, которые представляют угрозу не только для региона, но и для всех государств — членов ООН», а также выполнения принятых ранее резолюций.
В заявлении подчеркивается, что Северная Корея «должна отказаться от всех ядерных вооружений и существующих ядерных программ полностью, безвозвратно и поддающимся проверке способом», «не проводить в будущем ядерных испытаний и не осуществлять каких-либо провокаций, а также отказаться от всего оружия массового уничтожения».
«Совет Безопасности вновь заявляет о важности сохранения мира и стабильности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии в целом, выражает стремление к мирному, дипломатическому и политическому решению проблем и приветствует усилия членов СБ ООН, а также других государств содействовать мирному и всеобъемлющему урегулированию через диалог», — говорится в документе.
В общественно-религиозной жизни России и всего постсоветского пространства главной темой на этой неделе оставалась дискуссия в связи с возможным выходом на экраны кощунственного фильма Алексея Учителя «Матильда».
В связи с этим ставропольские верующие и представители ряда общественных движений Ставропольского края обратились к членам правительства и депутатам края с просьбой последовать примеру властей Чечни, Дагестана и Ингушетии и дать должную оценку этому печально известному фильму.
В обращении верующие пытаются достучаться до губернатора Ставрополья Владимира Владимирова, надеясь, что показ «Матильды» будет отменен. «Именно так поступили руководители Чечни, Дагестана, Ингушетии, которые не позволили очернять память российского самодержца и его семьи», — заявил глава регионального отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» Иван Белашов.
Верующие обращают внимание, что даже трейлер фильма является оскорблением памяти российских новомучеников. О недопустимости показа говорят и архиереи Русской Православной Церкви, часть из которых смогли посмотреть фильм в ходе закрытых показов.
«Особое удивление и тревогу вызывает тот факт, что средства на создание фильма были выделены из государственного бюджета», — отмечается в обращении.
На этот же момент на этой неделе обратил внимание и глава Белорусской Православной Церкви митрополит Минский Павел, который выступил с резкой критикой скандального фильма.
«Вы обратите внимание, этот фильм приурочен и основной показ его будет 25 октября нынешнего года, то есть в тот день, когда началась Октябрьская революция. Неслучайно выбран и день, и год, и сюжет. Вы знаете, я просто поражён тем, что происходит сегодня. Вот такая идёт, знаете, вакханалия — обливают грязью Наталью Поклонскую, обливают грязью верующих людей. На самом деле, идёт надругательство. Обратите внимание, за счёт государственных средств снят этот фильм, и такая пощечина всему государству, оплеуха, унижение государства. Унижается император, который 23 года правил страной, и неплохо правил страной», — заявил архипастырь.
В связи с этим владыка Павел решил напрямую обратиться к чиновникам Министерства культуры России и открыто спросить: «Чем мы лучше французского журнала Charlie Hebdo, который глумится над тем, что дорого людям? Над теми чувствами, которые переживают люди, утратившие близких, или над теми, у кого произошла какая-то катастрофа. Они смеются над всем. И сегодня попытка вновь в этот трагический день надсмеяться над Россией очень печальна».
Продолжая анализировать происходящее, глава Белорусского Экзархата обратил внимание, что, как это ни постыдно, но только на мусульманском Кавказе сегодня в России ещё понимают, что такое честь и достоинство, ведь только мусульманские руководители вступились за Царскую семью, а православные чиновники все, как один, молчат. «Вот у кавказских народов сохраняется чувство национального достоинства, любовь к Отечеству, любовь к старшим. Рамзан Кадыров, действительно, правильно возмутился: сегодня мы надругаемся над Императором Николаем II, а завтра над другими и так далее. Всё государственное сегодня пытаются осмеять. И чем мы лучше этого журнала Charlie Hebdo? Да ничем! Мы сегодня глумимся над своей историей».
Говоря о том, как следует себя вести в этой ситуации простым верующим Русской Православной Церкви, когда власти сами открыто глумятся над своей историей и не хотят видеть в этом ничего постыдного, владыка Павел указал, что «в этом случае каждый человек, кто любит свою родину, кто любит свою историю, должен голосовать ногами — не ходите на этот фильм, просто не ходите, это глумление».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем игумена Арсения (Алексеева) и Б.В.Штюрмера, а также день закладки Феодоровского Государева Собора в Царском Селе
В этот день в 1909 г. Государь Император Николай II лично заложил знаменитый Феодоровский Государев Собор в Царском Селе, ставший приходским храмом Святых Царственных Мучеников. Торжественный молебен совершил епископ Ямбургский Преосвященнейший Феофан, а первый закладной камень был положен лично Царем. Спустя три года в этот же день 1912 г. Феодоровский Государев Собор был освящен. Храм был построен в старорусском стиле, в обсуждении проекта строительства и внутреннего убранства принимали участие знатоки русской старины В.М.Васнецов, князь А.А.Ширинский-Шихматов, князь М.С.Путятин, профессор Н.В.Покровский, граф А.А.Бобринский и др. Пещерный храм, в котором любила молиться Царская Семья, был освящен в память прп. Серафима Саровского (в храме была специальная «царская комната»), а верхний — в память Феодоровской иконы Божией Матери, фамильной святыни Династии Романовых. Святыней храма была мантия преподобного Серафима, подаренная прмц. великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестрой Государыни. Существует предание, что в дни Великого поста Государь оставался молиться в храме до глубокой ночи.
После революции храм был закрыт, онa сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Ныне собор передан Русской Православной Церкви, и в нем совершаются богослужения. Рядом с собором установлен первый в России памятник св. Царю Николаю.
Сегодня также день памяти вдохновителя создания Союза Русского Народа игумена Арсения (Алексеева), скончавшегося на Афоне в 1913 г.
Он родился в 1837 г., о его рождении, детстве и юности нет достоверных сведений, известно лишь, что в возрасте 14 лет он оставил мир и ушел на Святую Гору Афон. В 1863 г. был пострижен в монашество с именем Арсений, а с 1866 г. началась его миссионерско-проповедническая деятельность, он служил миссионером в Самарской и Кавказской епархиях, где получил известность как борец с сектантством. В конце XIX в. по инициативе обер-прокурора Св. Синода К.П.Победоносцева он был вызван с Афона в Петербург, назначен Синодальным миссионером и настоятелем Воскресенского миссионерского монастыря под Петербургом в сане игумена. Вскоре он применил свои знания и опыт на ниве борьбы с ересью. На рубеже веков в России в среде образованного общества вошли в моду сочинения английского протестанта Фр.Фаррара. Внимательно изучив сочинения англичанина, о. Арсений пришел к выводу, что тот является «решительным врагом Церкви Божией и всей Христианской Святыни» и открыл в Михайловском манеже публичные собеседования, направленные на изобличение еретического духа сочинений Фаррара. Влиятельные поклонники Фаррара обвинили игумена Арсения в богословском невежестве и фанатизме. В ответ он написал брошюру «Обличение на книгу Фаррара, именуемую «Жизнь Иисуса Христа», которую смог издать только в Москве. Враги нанесли новый удар — о. Арсений был лишен звания Синодального миссионера.
В начале войны с Японией игумен Арсений послал на фронт 2 иеромонахов и 9 иноков с походной церковью во имя Св. блгв. вел. кн. Александра Невского, в храмах Воскресенского монастыря ежедневно совершалась молитва о живых и погибших воинах и о победе над врагом. Однако вскоре грянула новая беда — революция. С началом революционных беспорядков о. Арсений стал публиковать краткие послания, в которых пытался вразумить русских людей, вставших на путь борьбы со властью. Вместе с А.И.Дубровиным, А.А.Майковым и И.И.Барановым (которые, видимо, были его духовными чадами) игумен Арсений стоял у истоков Союза Русского Народа. После создания СРН 23 декабря 1905 г. Государь принял депутацию Союза, в составе которой был и о. Арсений. В ходе Высочайшего приема он поднес Государю икону Архистратига Михаила, а также, воспользовавшись случаем, передал свою брошюру «Выписи тяжких ересей, от которых погибает Церковь и Государство наше». В брошюре он обличал столичных фарраровцев, называл их «нечестивцами» и заявлял, что только «ради их грехов и изливает Бог свои фиалы на нашу Россию». Такой дерзости ему простить не могли, и в январе 1906 г. последовал указ Св. Синода об увольнении игумена Арсения от управления Воскресенским монастырем и ссылке в Соловецкий монастырь. Из Петербурга его провожала многотысячная толпа последователей, многие плакали, полагая, что прощаются с ним навсегда, московский СРН поднес ему икону московских святителей с надписью «Союз Русского Народа отцу игумену Арсению во дни гонения его за верность Православию и Русскому Самодержавию из Петрограда в Соловецкий монастырь».
Благодаря хлопотам его почитателей летом 1906 г. ссылка была отменена. Осенью 1906 г. он прибыл в Киев на 3-й Всероссийский монархический съезд. В своем выступлении на съезде он заявил, что «перед русскими людьми стоит теперь задача и долг спасать Самодержавие, спасать и Церковь. Если мы не спасем Церкви, не спасем и России». В 1907 г. игумен Арсений стал организатором паломничества русских патриотов на Святую Землю, которое мыслилось им как начало крестового похода против революции. Он составил специальную покаянную молитву Русского Народа, чтобы сугубо помолиться на Голгофе и у Гроба Господня о спасении Отечества. 1 июля 1907 г. паломники вернулись в С.-Петербург со святыней — иконой Воскресения Христова с вделанной в нее частицей Гроба Господня, которой благословил Русского Царя Вселенский Патриарх. В 1911 г. о. Арсений был возведен в сан архимандрита и назначен в тесно связанный с его родным Афоном Драндский Успенский монастырь Сухумской епархии. В это время на Святой Горе разгорелись прения об Имени Божием. По поручению Св. Синода архимандрит Арсений был направлен туда для борьбы с имяславием. Сначала он обличал имяславие, но вскоре, сделав вывод о православности движения имяславцев, стал одним из его вождей, организовав Союз Исповедников Имени Господня во имя Св. Архистратига Михаила. Имяславцы предали анафеме Константинопольского Патриарха и некоторых российских архиереев, которых считали масонами. Как известно, движение имяславцев было жестоко подавлено войсками, действиями которых руководил тоже активный участник патриотического движения архиепископ Никон (Рождественский). Он писал, что ко времени его прибытия на Афон архимандрит Арсений был разбит параличом. В этом главный гонитель имяславия видел свершение Суда Божия над одним из вождей движения. Однако есть сведения, что архимандрит Арсений, заболев лихорадкой, по ошибке лекаря, принял вместо хины яд. 20 августа 1913 г. он скончался в Андреевском скиту и по распоряжению архиепископа Никона был погребен в лесной чаще как еретик, без отпевания.
В этот день, в 1918 году, находясь в заточении в Петропавловской крепости был замучен видный правый государственный деятель председатель Совета министров Российской Империи Борис Владимирович Штюрмер. Он родился 15 июля 1848 г. в семье отставного ротмистра в Тверской губернии. Образование получил на юридическом факультете Петербургского университета, с 1872 г. состоял на государственной службе, был Ярославским губернатором, директором департамента общих дел Министерства внутренних дел, членом Государственного совета. В январе 1916 г. назначен председателем Совета Министров и министром внутренних дел. Дружил с Г. Е.Распутиным, из-за чего подвергался ожесточенным нападкам со стороны врагов Самодержавия, был зачислен в состав «темной силы». Активно поддерживал деятельность монархических организаций, сам был членом Русского Собрания, а его брат состоял членом Совета и казначеем этой старейшей монархической организации. Защищал монархистов от нападок военных и местных гражданских властей, будучи премьером. Был хозяином правого салона в Петербурге, где обсуждались в неформальной обстановке пути и способы борьбы с революцией. После февральского переворота был арестован одним из первых и заточен в Петропавловскую крепость, где подвергался постоянным избиениям, издевательствам и глумлению со стороны революционной черни. Родным и близким не позволили даже попрощаться с умиравшим стариком.
В этот же день в 1918 г. по делу «Каморры народной расправы» были расстреляны ЧК активные участники патриотического движения: художник Лука Тимофеевич Злотников, председатель Николаевского отдела Союза Русского Народа Иосиф Васильевич Ревенко, основатель Союза русских патриотов Леонид Николаевич Бобров, один из основателей Русского Национального Клуба Александр Львович Гарязин, лидер Петроградского отдела Отечественного Патриотического Союза Николай Александрович Ларин и предприниматель Василий Петрович Мухин.
Сегодня также день памяти активного участника монархического движения в Киеве священника Василия Матвеевича Кудрицкого, расстрелянного в 1938 г.
В этот день мы вспоминаем также выдающего ученого, видного государственного деятеля, активного члена Русского Собрания и Союза Русских Людей графа Алексея Александровича Бобринского, скончавшегося в изгнании в 1927 г.
Сегодня также день памяти известного подвижника Православия иеромонаха Серафима (Роуза), скончавшегося в 1982 г.
Русская линия