Русская линия
<< Полная сводка новостей от 2 августа 2017 >>

Страшно впасть в руки Бога Живаго
Верующие в Москве собрались, чтобы помолиться о милости к России, осмеивающей своих святых

Верующие и обличённые духовным саном люди естественным образом более чутко относятся к духовной жизни и её законам, чем те, которые живут интересами мира сего и думают только о том, как их слова и дела отзовутся на их карьере или положении в современном обществе.

Известная поговорка гласит, что «сытый голодного не разумеет», а Христос в Евангелии предупреждал о том, что в последние дни века сего всё будет, как обычно: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и пришёл потоп и погубил всех» (Лк. 17:26−27).

Так и ныне. Сколько бы не предостерегали верующие представителей российских властей и деятелей культуры о том, что высмеивать на всю страну своих святых, как это происходит в кощунственном фильме «Матильда», да ещё и делать это в год 100-летия революции и накануне 100-летия расстрела Царской семьи, — дело не только само по себе постыдное, но отнюдь небезопасное, они не верят.

Русская история начала XX века красноречиво свидетельствует, что Бог долго ждёт, но больно бьёт, однако наши чиновники не умеют делать выводы из прошлого, а христианами они так и не стали. Поэтому никаких особых надежд на то, что кинорежиссёр Учитель или высокопоставленные российские мужи в Кремле прислушаются к голосу Церкви и остановят свой смех над святыми, у верующих уже практически не осталось.

Протоиерей Александр Салтыков во время стояния против кощунственного фильма МатильдаА что делать христианину, когда он знает, что за такие дела нас всех ждёт расплата, но остановить этого не может? Правильно — усилить свои молитвы.

Вот и решили православные москвичи не взывать больше к президенту Путину и оставить в покое горе-режиссёра Учителя, а обратить свои просьбы к Богу, чтобы Он не наказал Россию, претерпевшую в начале XX века за свои грехи революцию и кровавую Гражданскую войну, освободившуюся от 70-летнего ига советской безбожной власти, но так и не научившуюся почитать и уважать своих святых.

Молитвенное стояние прошло вчера на территории московского храма Воскресения Христова в Кадашах и собрало по разным оценкам от полутысячи до двух тысяч человек. Но не в числе дело, а в том, что верующие решили обратить свои просьбы к Богу, а Он и ради десяти праведников обещал пощадить целый согрешивший город (Бытие 18:23−33).

«Где молиться будем? В храме или на улице?» — спрашивает один прихожанин другого, заходя на территорию Воскресенского храма, диалог которых передаёт РИА Новости.

«А как Бог даст. Если нас немного соберётся, то в храме, а если много, то на улице», — отвечает другой.

Стояние в Кадашах в связи с кощунственным фильмом МатильдаСначала православные хотели собраться на одной из городских площадей, но мэрия Москвы им в этом отказала, поэтому пришлось ограничиться территорией храма, отмечает агентство. Вскоре стало ясно, что храм всех желающих вместить не сможет: люди заполонили практически всю территорию вокруг здания.

Наконец, вокруг храма начался Крестный ход, который возглавили два десятка священнослужителей во главе с настоятелем Воскресенкого храма протоиереем Александром Салтыковым. Вновь прибывающие люди постепенно вливались в движущееся православное шествие. В итоге, по оценке РИА Новости, около тысячи человек медленно переместились в сторону заднего двора храма, где и состоялся молебен.

Высокую стену, отделяющую территорию храма от стройки, завесили плакатами с фотографиями семьи последнего российского Императора и надписями «За веру, за Отечество, за Царя!».

Молились верующие Богу и святой Царской семье, чтобы Господь вразумил российские власти, остановил поругание памяти невинных страдальцев и не наказывал Россию за этот хамов грех.

Русская линия


Дмитрий Напара: В вопросе возвращения чудотворной Табынской иконы Божией Матери и останков атамана Дутова необходима активная совместная работа МИД РФ и Церкви
Частные инициативы на уровне губернатора Оренбургской области важны, но проблему они не решат, считает известный военный китаист

Атаман Александр ДутовСовсем недавно в российских средствах массовой информации появились сообщения о том, что в Россию из Китая могут вернуться останки атамана Оренбургского казачьего войска времён Гражданской войны, известного деятеля белого движения, соратника и подчинённого генерала от кавалерии графа Келлера Александра Дутова. Верующие чают, что в Россию вернётся и особо почитаемая в Приволжье чудотворная Табынская икона Божией Матери, о необходимости возвращения которой давно говорит Уфимская митрополия.

Об этих планах стало известно в ходе заседания регионального совета по делам казачества, в ходе которого губернатор Оренбургской области Юрий Берг рассказал о результатах своей поездки в Китай, где ему, в том числе, удалось передать высокопоставленным должностным лицам КНР два письма, сообщила «Российская газета».

Первое — с просьбой оказать содействие в возвращении чудотворной иконы, вывезенной в Китай в годы Гражданской войны и предположительно хранящейся сегодня в запасниках одного из музеев КНР. Во втором речь шла о могиле атамана Дутова, которая, по некоторым сведениям, находится на одном из старых кладбищ. Хотя уверенности в том, что могилу сумеют обнаружить у серьёзных историков, глубоко исследовавших этот вопрос, нет. В письме содержалась просьба от оренбургских казаков перенести его останки на православный погост. «В свою очередь мы получили предложение перезахоронить останки Дутова у нас», — отметил губернатор.

«Русская линия» попросила прокомментировать эти новости известного российского военного китаиста, активного участника поисков останков генерала Каппеля в Китае и возвращения его праха для торжественного перезахоронения в Москве Дмитрия Напару.

Табынская икона Божией Матери«Перенести останки атамана Дутова в Россию — дело абсолютно реальное, если и когда они будут обнаружены. Но и это станет возможным только в том случае, если инициаторы этой идеи будут идти официальным путём через МИД, потому что на иные контакты китайская сторона не реагирует. Конечно, у них может быть какая-то переписка на уровне губернаторов, возможны какие-то личные контакты и встречи, но официальные запросы и согласования должны всё равно вестись через Министерство иностранных дел России. В противном случае эти встречи будут идти годами, на местном уровне китайская сторона будет обещать, что всё будет сделано, но ничего не сдвинется с места.

Причина этого проста. Китай — огромная по населению страна и поэтому у них чётко отлажена система управления. Такие вопросы они решают только на официальном уровне через МИД, и если оренбургские казаки и губернатор Оренбуржья Юрий Берг не учтут этого факта, все их усилия могут оказаться тщетными. К тому же необходимо учитывать исторически сложившееся восприятие китайской стороной понятия «русское казачество», что находит своё отражение даже в текстах китайских школьных учебников. Российской стороне обязательно надо вести работу по двум линиям — первое: через МИД, второе: на местном уровне (очень аккуратно) и при помощи своих контактов в Китае. Только тогда будет результат, это я вам говорю по опыту возвращения останков генерала Каппеля.

Помимо этого, есть и ещё один существенный момент. Нужно точно знать, где похоронен атаман Дутов. В нашем случае с Каппелем мы это место знали. После всех согласований власти Харбина нам разрешили раскопки, сказав: «хорошо, копайте, но только один раз». То есть всё было очень строго. Ошибись мы с местом раскопок хоть на несколько метров, и этот вопрос мог быть закрыт на долгие годы.

Что же касается Табынской иконы Божией Матери, то этот вопрос чуть проще. Здесь хотя бы предположительно известно, где она может находиться, и никаких раскопок вести не надо. Но без активного участия в этом вопросе представителей ОВЦС, которые имеют контакты опять же с МИД России, эту проблему не решить.

Зимой этого года, несмотря на свою занятость, глава Уфимской митрополии митрополит Никон принял меня для обсуждения этого вопроса. Вместе с Аксаковским фондом в Уфе в итоге была образована рабочая группа, от которой пошли письма в МИД РФ, в Министерство культуры, в секретариат Совета безопасности России и так далее с просьбой инициировать и поддерживать в этом вопросе «напряжение» у китайской стороны. В эту рабочую группу вошли представители МИД РФ, правительства Республики Башкортостан, Уфимской митрополии, ОВЦС и т. д.

Центром всех работ по возвращению иконы, конечно, является Уфимская митрополия, которая давно старается вернуть Табынскую святыню на родину. Здесь уже есть сильная рабочая группа, открытая для сотрудничества, и поэтому не стоит создавать никаких параллельных структур. Нужно действовать через владыку Никона, который в свою очередь, будет стараться заручиться поддержкой высокопоставленных федеральных чиновников, МИД РФ и ОВЦС. То есть надо объединять усилия, а не плодить инициативные группы. Тогда, Бог даст, и будет результат. В любом случае, я готов оказать любую посильную помощь в этом благородном деле".

Русская линия


В Дивеево прошли Саровские торжества
В праздновании дня памяти преподобного Серафима в Дивеевском монастыре приняли участие около 6 тысяч человек

Саровские торжества в Дивеево в 2017 году1 августа 2017 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялись торжества, посвященные 114-й годовщине со дня прославления преподобного Серафима Саровского. На Соборной площади обители перед Преображенским собором была совершена праздничная Божественная литургия, которую возглавил управделами РПЦ митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, сообщает официальный сайт Нижегородской митрополии.

На площади собралось более пяти тысяч паломников из разных уголков страны, которые вместе с многочисленными архиереями Русской Православной Церкви прибыли в Дивеево, чтобы почтить память батюшки Серафима.

На праздничной литургии в Дивееве присутствовали губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, глава Нижнего Новгорода Елизавета Солонченко, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и многие другие.

По окончании богослужения митрополит Варсонофий поздравил сослужащую братию, настоятельницу с сестрами и паломников с праздником и передал поздравление Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Преподобный Серафим 240 лет назад пришёл в саровские края. Он, наверное, не предполагал, что на этом месте вырастет монастырь — один из самых значимых в нашей Церкви. Наставляемый саровскими старцами, укрепляемый Божественной благодатью, он под руководством Божией Матери основал эту замечательную святую обитель, которая с каждым годом преображается, всё более украшаясь. Преподобный Серафим в конце жизни принимал много людей, старался возжечь в их сердцах пламень любви к Богу, но и по своей кончине он слышит все наши молитвы и все призывы о помощи и помогает каждому в его нужде. Помогает и через наставления, которые мы можем почерпнуть из бесед с людьми, которые обращались к нему. Все его поучения очень просты и доступны каждому православному христианину, их надо знать как таблицу умножения. Преподобный Серафим говорил, что целью своей жизни мы должны поставить стяжание благодати Святаго Духа, и что лучше всего эту благодать черпать молитвой. Поэтому святой старец учил непрестанно молиться. Батюшка призывал читать Евангелие, потому что Слово Божие просвещает нас и должно стать руководством в жизни. Преподобный просил чаще причащаться Святых Тела и Крови Христовых. Вот такие простые истины мы должны помнить. Если будем им следовать, то вместе с преподобным Серафимом наследуем Царствие Божие», — сказал владыка Варсонофий.

По окончании богослужения настоятельница обители игумения Сергия (Конкова) от имени всей монашеской семьи поблагодарила архипастырей за совершение праздничной Литургии большим сонмом архиереев. «Пусть Господь всех прибывших в нашу святую обитель почтить память батюшки Серафима, обретение его мощей, укрепит в несении трудов, каждого на своем поприще, и одарит благодатью Духа Святаго, которую Батюшка сам стяжал в своей жизни», — пожелала она.

Затем владыка Варсонофий поблагодарил митрополита Георгия за приглашение посетить обитель в дни торжеств и преподнёс ему на память о богослужении крест с панагией, изготовленный в память 1950-летия кончины святых апостолов Петра и Павла. Матушке Сергии владыка вручил крест в знак уважения за труды, которые она несёт в обители.

Большую помощь в организации дивеевских торжеств оказали волонтеры — молодые прихожане храмов Нижегородской и других епархий.

Богослужение из Дивеева транслировалось в прямом эфире Нижегородской государственной областной телерадиокомпании ННТВ, телеканала «Союз». В сети интернет эту Божественную литургию можно было увидеть на сайтах Русской Православной Церкви, ННТВ, Нижегородской митрополии.

В этот же день прошли торжества и в самой Саровской пустыни, где Божественную литургию впервые возглавил епископ Лысковский и Лукояновский Силуан. Богослужение было совершено в первом в мире храме, освященном в честь преподобного Серафима Саровского во время его канонизации в 1903 году. Этот храм был построен над кельей батюшки Серафима.

Наместник Саровского монастыря игумен Никон (Ивашков) поблагодарил епископа Силуана за совместную молитву и преподнес ему в подарок список келейной иконы преподобного Серафима, созданный в иконописной мастерской Саровского монастыря.

В проповеди иерей Владимир Лапшин говорил о чуде, свидетелями которого являются верующие Сарова. Враг рода человеческого так возненавидел великого угодника Божия Серафима, что захотел стереть с лица земли те места, где он подвизался, и всякую память о нем. В безбожное время все делалось для того, чтобы жители города забыли этого святого: были разрушены ближняя и дальняя пустыньки преподобного, часовня над его могилой, монастырские храмы, неоднократно бетонировался святой источник Иоанна Богослова. До неузнаваемости изменился облик монастыря, а в храме над кельей батюшки Серафима находился театр. Но сегодня шаг за шагом Саровская обитель возрождается. «Стоя в храме над кельей преподобного Серафима, мы благодарим милосердного Бога, который воссоздает из праха и погибели дивные родники духовные, подкрепляющие нашу веру. Будем молиться батюшке Серафиму, чтобы он и впредь не оставлял нас своими молитвами», — сказал отец Владимир.

Русская линия


В Москве почтили память жертв и героев Первой Мировой войны
К монументу героям Великой войны на Поклонной горе были возложены цветы

Возложение венков к памятнику героям Первой мировой войны в МосквеВ день годовщины вступления России в Первую мировую войну в нескольких городах России прошли акции памяти в честь забытых жертв Великой войны. В Москве на Поклонной горе состоялась торжественная церемония возложения венков к подножию памятника Героям Первой мировой, сообщает официальный сайт РВИО.

В мероприятии приняли участие делегация Российского военно-исторического общества, представители Музея Победы, активисты из общественных и молодежных организаций, оркестр и рота почетного караула 154-го Отдельного комендантского Преображенского полка.

«Сегодня мы вспоминаем солдат и офицеров Российской армии, отдавших свои жизни в сражениях Первой мировой войны. Эта война стала страшной трагедией для народов Европы. Миллионы людей погибли в боях, стали жертвами голода и болезней. Сегодня не только в России, но и в других странах Европы проходят памятные мероприятия», — заявил начальник Научного отдела РВИО Юрий Никифоров.

«Мы отдаём дань памяти нашим предкам, ставшим на защиту своей Родины в 1914 году, когда Германия напала на нас. Сегодня мы отдаём дань уважения воинам, которые сражались против армии агрессивной коалиции Германии, Австро-Венгрии, Турции, одержали много побед и не пустили врага вглубь России. Сегодня мы восхищаемся благородством этих людей, которые бросились на помощь своему французскому союзнику, кто воевал в составе иностранного легиона», — отметил представитель РВИО.

Первая мировая война 1914 — 1918 года стала одним из наиболее кровопролитных и масштабных конфликтов в человеческой истории. Россия вступила в вооруженный конфликт 1 августа 1914 года, после того как Германия официально объявила войну Российской империи. В вооруженном конфликте, продолжавшемся 4 года, с одной стороны стоял Четверной союз — Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция (Османская империя), с другой — блок Антанта, который составляли Россия, Франция, Англия и союзные страны (Италия, Румыния и многие другие).

Начало Первой мировой войны было спровоцировано убийством наследника австрийского престола Эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены членом сербской националистической террористической организации. Убийство, совершенное Гаврилой Принципом, спровоцировало конфликт Австрии с Сербией. Германия поддержала Австрию и вступила в войну. После в конфликт было втянуто 38 государств.

Победа в этой войне досталась союзным войскам Антанты, но из-за революции Россия досрочно подписала сепаратный мирный договор с Германией, фактически предав своих союзников. Все многочисленные жертвы русских войск, таким образом, оказались напрасны. В советские годы о героях Великой войны предпочитали не говорить, а память жертв Первой Мировой старались предать забвению. И только сейчас в российском обществе вновь начали вспоминать о тех, кто ценой жизни и невероятных усилий служил России.

Однако, и сейчас в нашей стране сохраняются советские традиции поминания русских воинов. Все мемориальные торжества по тому или иному случаю в России нередко, к сожалению, ограничиваются лишь возложением венков и цветов. А вот помолиться об упокоении душ героев и совершить панихиду по тем, кто сложил свою голову за Веру, Царя и Отечество, до сих пор некому. Печально, но по-настоящему чтить память наших предков мы до сих пор так и не научились. Как будто бы им, действительно, нужны наши цветы, а не молитва.

Русская линия


Межпарламентская ассамблея Православия серьёзно обеспокоена притеснениями канонической УПЦ на Украине
Попытки украинского парламента узаконить вмешательство в дела Церкви вызвали возмущение у православных депутатов

Межпарламентская Ассамблея Православия27 июля 2017 года участники 24-ой сессии Межпарламентской Ассамблеи Православия в Риме обнародовали резолюцию по результатам обсуждения темы «Христианское измерение глобального кризиса и пути его преодоления», в которой, помимо прочего, коснулись и темы притеснения верующих канонической УПЦ на Украине, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Среди глобальных проблем, которые были затронуты во время дискуссий в здании Итальянского парламента, участники МАП обозначили «факты государственного вмешательства в вопросы религиозной жизни ряда стран мира». Подобные действия «нацелены на нарушение церковного канонического порядка и препятствуют свободному удовлетворению религиозных чувств и культовых потребностей верующих», — отмечается в резолюции.

В документе подчёркивается, что «члены МАП выразили серьёзную озабоченность в связи с внесением на утверждения парламента Украины законопроектов, легализующих государственное вмешательство в вопросы церковного мира и ставящих под угрозу конституционные права миллионов украинских верующих».

В связи с серьёзностью украинской проблемы Секретариату МАП было поручено вести постоянный мониторинг религиозной ситуации на Украине, что говорит о том, что европейские депутаты полностью разделяют мнение архиереев Поместных Православных Церкви о необходимости постоянной поддержки канонического Православия на Украине и отныне будут более оперативно реагировать на антицерковные действия украинских чиновников.

Русская линия


Греческие депутаты отказались отменить высокие налоги для Святой Горы Афон
Парламентарии провалили голосование по законопроекту об освобождении от налогов афонские монастыри

АфонГреческие власти считают, что афонские монастыри, которые совершенно бесплатно круглый год принимают и кормят тысячи паломников со всего мира, должны платить налоги на недвижимое имущество на уровне прибыльных домов, клубов и кафе и отказываются облегчить бедственное положение обителей, многие из которых из-за высоких выплат вынуждены ограничивать свою деятельность.

В ходе очередной сессии греческого парламента обсуждалось предложении об изменении порядка налогообложения афонских монастырей, но парламентарии провалили это голосование, сообщает Agionoros.Ru.

Законопроект, предложенный тремя депутатами партий СИРИЗА, «Независимые Элины» и «Союз Центристов» предусматривал освобождение от налогов всех объектов недвижимости афонских монастырей (на Святой Горе и за её пределами). Однако, предложение об отмене налога на большие объекты недвижимого имущества не получило нужного количества голосов.

Это означает, что финансовая удавка на шее афонского монашества будет оставаться и впредь, сковывая их просветительскую и благотворительную деятельность.

Проблема высоких налоговых ставок для афонских обителей в настоящее время является одной из главных тем двусторонней дискуссии между греческим правительством и правлением Святой Горы Афон.

Причиной конфликта стало принятое в 2012 году правительством Греции новое налоговое законодательство. Среди прочего, оно предусматривает налогообложение подворий афонских монастырей, находящихся за пределами Святой Горы на территории Греции.

Стоимость этих активов оценивается в несколько миллионов евро, а значит, выплата налогов за недвижимое имущество ложится тяжёлым бременем на плечи братии афонских монастырей.

Особую остроту проблеме придаёт то обстоятельство, что недвижимое имущество афонских обителей за пределами Афона даёт возможность монашествующим ежегодно принимать тысячи паломников, и их продажа или закрытие представляется невозможным.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем героя Отечественной войны 1812 г. Я.П. Кульнева, а также русского публициста и консервативного мыслителя М.Н. Каткова

Яков Петрович Кульнев

Сегодня очередная годовщина гибели русского героя генерал-майора Я.П.Кульнева, павшего смертью храбрых 20 июля 1812 года.

Яков Петрович Кульнев родился 22 июля 1763 г. в г. Люцине Витебской губернии в семье небогатого дворянина. Окончив Сухопутный Шляхетный кадетский корпус с большой серебряной медалью в 1785 г. Кульнев был произведён в поручики. В составе Санкт-Петербургского драгунского полка, он принял участие в Русско-турецкой войне 1787 — 1791 гг. Уже в первых боях, особенно при осаде крепости Бендеры, молодой офицер отличился отчаянной храбростью и хладнокровием. Затем в составе Переяславского конно-егерского полка Кульнев проявил себя в боях против Польши, обратив на себя благосклонное внимание А.В.Суворова.

В 1807 г. в составе Гродненского гусарского полка подполковник Кульнев принял участие в войне с Францией и вновь отличаясь мужеством и героизмом. Во время одной из атак его полк в пылу боя прорвался так глубоко, что был окружен французами. Однако Кульнев со своими гусарами бесстрашно бросились на врага, сумев пробиться сквозь ряды численно превосходящего неприятеля, за что был возведён в полковники и получил орден св. Анны 2-й степени. «Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда где-нибудь да дерутся!», — любил повторять бравый гусар.

Три раза в течение Русско-шведской войны 1808 г. Кульнев прошёл в непрерывных боях Финляндию. За взятие г. Якобштадта он получил в награду золотую саблю, в бою при Иппери его отряд смял противника, захватив в плен начальника шведского авангарда генерала Левенгельма. Император Александр I наградил храброго гусара орденом св. Георгия 3-й степени и пожаловал ему 5 тысяч рублей, а Денис Давыдов, прославленный партизан и верный друг Кульнева, посвятил ему такие строки:

Поведай подвиги усатого героя,

О муза! Расскажи, как Кульнев воевал,

Как он среди снегов в рубашке ночевал

И в финском колпаке явился среди боя.

Пускай услышит свет

Причуды Кульнева и гром его побед.

Вновь отличился полковник Кульнев летом 1808 года в боях под Перхо и Купртики, за что был представлен к чину генерал-майора.

После завершения войны со Швецией генерал-майор Кульнев был направлен на юг, где уже четвертый год шла Русско-турецкая война 1806−1812 гг., где за сражение при Ватине ему жалуется сабля с алмазами и надписью «За храбрость».

Начавшуюся Отечественную войну 1812 года Кульнев прикрывал отступление корпуса графа П.X.Витгенштейна, постоянными стычками с неприятелем задержав продвижение вражеских войск. Умело действуя против наседавших французов, Кульнев нанёс им ряд ощутимых поражений. 18−19 июля у Клястиц и Якубово он разгромил авангард французского корпуса маршала Удино, захватив девятьсот пленных и большой обоз противника. 20 июля Кульнев вновь атаковал французов и опрокинул их. Увлекшись преследованием, отважный генерал не заметил подхода главных сил французского корпуса, обрушивших на его отряд сильный артиллерийский огонь. Прорываясь назад, Кульнев замыкал отступление своего отряда, и в этот момент неприятельское ядро сразило отважного генерала. Картечью ему оторвало обе ноги выше колен. Последние слова умирающего героя были обращены к собратьям по оружию: «Друзья, не уступайте врагу ни шага родной земли. Победа вас ожидает!»

Своими нравственными качествами и ратными подвигами генерал-майор Я.П.Кульнев снискал славу народного героя. Эту славу ещё более упрочила его смерть — первого русского генерала, павшего в Отечественной войне 1812 г. На памятнике, поставленном на месте кончины Кульнева в 1830 г., были помещены стихи В.А.Жуковского:

Где Кульнев наш, рушитель сил,

Свирепый пламень брани?

Он пал, главу на щит склонив

И стиснул меч во длани.

Где жизнь судьба ему дала,

Там брань его сразила;

Где колыбель его была,

Там днесь его могила!..

Михаил Никифорович Катков Сегодня также мы вспоминаем видного русского публициста и издателя, консервативного мыслителя, идеолога национально-патриотического движения Михаила Никифоровича Каткова, скончавшегося 20 июля 1887 г.

Он родился в Москве 1 февраля 1818 г. в семье мелкого чиновника. Детство и юность прошли в бедности, учился в Преображенском сиротском училище, 1-й Московской гимназии и в частном пансионе. Окончил с отличием в 1838 г. словесное отделение философского факультета Московского университета, в студенческие годы был участником кружка Н.В.Станкевича, увлекался гегельянством. В 1840 г. отправился в Европу с целью завершить образование, в течение полутора лет слушал лекции в Берлинском университете и, по собственному признанию, испытал влияние «философии откровения» Шеллинга, с которым был знаком лично.

Первоначально Катков критически относился к славянофилам, но после возвращения в Россию происходит его сближение со славянофильским лагерем, и в первую очередь с А.С.Хомяковым. В 1845 г. Катков защитил магистерскую диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка». В 1845−49 гг. читал лекции по философии в Московском университете. В 1850 г. вышло распоряжение, по которому философию могли преподавать только профессора богословия, Катков стал редактором университетской газеты «Московские ведомости». С 1856 г. стал редактором журнала «Русский вестник», благодаря умелому подбору сотрудников и хорошей постановке беллетристического отдела журнал стал пользоваться большим успехом. В 1859 г. Катков посетил Великобританию и стал англоманом, увидев в Англии наилучший в Европе образец сочетания консервативных и прогрессистских элементов, считая английское право классическим институтом, который необходимо изучать наряду с правом римским и применять в российской общественной жизни. В своей публицистике отстаивал принцип «постепенности» любых преобразований.

Перелом в мировоззрении Каткова наступил во время польского восстания 1863 г. В 1863 г. Катков вместе с профессором П.М.Леонтьевым возглавил ставшую общероссийской газету «Московские ведомости». В это же время началось восстание в Польше. Катков жестко выступал против политики уступок полякам, выражая настроение общества, требовал твердых мер по подавлению мятежа, поддерживал жесткие действия по усмирению восстания, которые проводил граф М.Н.Муравьев-Виленский. При этом он требовал «не подавления польской народности, а призвания ее к новой, общей с Россией политической жизни».

Страстные статьи Каткова, соответствующие патриотическим чувствам общества, сделали его ведущим публицистом России. После польского восстания консервативно-охранительные элементы в позиции Каткова усиливаются. Чем ощутимее была революционная атмосфера, тем все более «правым» становился Катков. Он много писал об экономических проблемах, пропагандируя усиленное промышленное развитие, полагая, что таким образом Россия сможет укрепить военную мощь, утвердиться на мировом рынке и сохранить целостность империи. Большую роль Катков отводил образованию, полагая, что правильная воспитательная система сможет противодействовать развивающемуся «нигилизму».

В 1868 г. совместно с П.М.Леонтьевым организовал в Москве русское национальное учебное заведение — Лицей Цесаревича Николая, ставший настоящей «кузницей патриотических деятелей» (питомцами Лицея были Патриарх Алексий (Симанский), лидер правой фракции 3-й Государственной Думы граф В.Ф.Доррер, член Государственного Совета, председатель Совета Русского Собрания князь А.Н.Лобанов-Ростовский, Томский вице-губернатор, один из лидеров правого движения С.А.Володимеров и др.), после кончины Леонтьева Лицей возглавляя будущий вождь Черной Сотни В.А.Грингмут. Катков был последовательным сторонником гимназической реформы.

В 1870−80-е гг. Катков — последовательный противник и критик не только радикализма, но и породившего его либерализма. Он восстает против русской интеллигенции вообще и чиновничьей в особенности. «Как только заговорит и начнет действовать наша интеллигенция, мы падаем», — восклицал он, самым решительным образом осуждая и суд, и печать. После убийства Императора Александра II Катков стал одним из главных идеологов курса контрреформ Императора Александра III. «Не парламентаризму ли должны мы завидовать, этой пошлой доктрине, везде потерявшей кредит доверия, которая может быть годна только как средство постепенного ослабления власти и перемещения ее из рук в другие», — писал Катков, обосновывая мысль, что Самодержавие является единственно возможной властью в России.

Каткова ненавидели не только революционеры и либералы, но и многие сановники, которых он задевал в своих публикациях. Так, он писал, что «истинный корень мятежа не в Париже, Варшаве или Вильне, а в Петербурге», в деятельности тех лиц, «которые не протестуют против сильных влияний, способствующих злу». В отношении катковских изданий не раз применялись репрессивные меры. В 1866 г., получив три предостережения, газета «Московские ведомости» была приостановлена на два месяца. Только вмешательство Императора Александра II позволило возобновить издание. В 1870 г. и в 1886 г. последовали новые предостережения. Умер Катков в селе Знаменское Подольского уезда Московской губернии. Его смерть была воспринята как государственное событие, и в церквах всей России служили панихиды по усопшему.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 2 августа 2017 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика