«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины..»
Сегодня Русская Православная Церковь отмечает день Святого Духа
Сегодня Русская Православная Церковь отмечает праздник Святого Духа, который также называют «Духов день». Духов день наступает на пятьдесят первый день после Пасхи, то есть в первый понедельник после праздника Святой Троицы и является особым церковным праздником в честь третьего Лица Троицы — Святого Духа, почитаемого наравне с Богом-Отцом и Богом-Сыном.
В этот день вспоминается основание Церкви Христовой на земле. После того как Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени, они обрели «дар языков», получив возможность проповедовать веру Христову по всему миру. Апостолы начали свидетельствовать об Иисусе как воскресшем Христе, Царе и Господе. Ученики Христовы обратились к жителям Иерусалима с первой проповедью, и первые последователи Господа и Спасителя стали членами Церкви Христовой.
В богослужении праздника сошествие Святого Духа отмечается вместе с явлением людям Святой Троицы, потому что в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества, Его самооткровение и самоотдача Своему творению.
В православном Предании Пятидесятница часто называется Троицей, и даже в центр храма в этот день выносится икона Святой Троицы, в виде трех ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Каноническая же икона сошествия Святого Духа изображает огненные языки над двенадцатью апостолами, которые восседают в единстве, окружая символический образ «космоса"-мира. Это и есть первый образ апостольской Церкви.
На богослужении в день Пятидесятницы в первый раз после Пасхи пелись молитвы «Царю Небесный» и «Видехом Свет Истинный», призывая Святого Духа «приити и вселитися в ны». На Великой Вечерне читались молитвы, во время которых верующие, в первый раз после Пасхи, преклонили колена. В этот праздник храмы украшаются цветами и летней зеленью в знак того, что Дух Божий приходит как «жизни Податель», чтобы обновить всю тварь.
До 1918 года День Святого Духа наряду с другими двунадесятыми праздниками был в России неприсутсвенным (выходным) днём.
Русская линия
Животный страх сковал Европу
В Лондоне вновь произошёл теракт, в Турине же люди в панике начали давить друг друга из-за провокации подростков
Поздно вечером 3 июня в Лондоне произошёл очередной крупный теракт. Причём преступление было совершено таким же образом, как и 22 марта 2017 года, когда на Вестминстерском мосту рядом со зданием британского парламента от наезда автомобиля, которым управлял исламист, погибло 4 человека, и было ранено как минимум 40. Тогда ответственность за этот теракт взяла запрещенная в России террористическая структура «Исламское государство». Особых сомнений в том, что и на этот раз преступление совершили исламские фундаменталисты, ни у кого нет и сейчас: слишком похожи способы совершения этих терактов.
Как сообщает РИА Новости, в минувшую субботу трое мусульман, также используя автомобиль, совершили наезд на пешеходов в британской столице в районе Лондонского моста. Затем они доехали до ближайшего рынка Боро-маркет, где выскочили из машины и с ножами стали нападать на прохожих.
Полиция сообщила, что все они были убиты прибывшими на место происшествия вооруженными стражами порядка. Медицинские службы в Лондоне утром в воскресенье сообщили о последствиях ночной террористической атаки: погибли 7 человек, 48 госпитализированы.
Полиция долго не подтверждала ни факт задержания подозреваемых, ни их ликвидацию. Около шести утра 4 июня по Москве правоохранители подтвердили, что все нападавшие убиты, и опасность миновала. В полиции также сообщили, что на нападавших были муляжи поясов смертников, однако их национальная принадлежность держится пока в интересах следствия в тайне.
Тем временем Италия также столкнулась с печальными последствиями террористических атак исламистов, из-за нападений которых на Европу многие европейцы перестали чувствовать себя в безопасности и легко поддаются панике.
В минувшую субботу на площади Сан-Карло в Турине посмотреть матч «Ювентус» — «Реал» на большом экране собралось около 20 тысяч болельщиков. После третьего гола «Реала» в толпе началась паника, люди стали убегать с площади, в образовавшейся давке пострадало около 1500 человек. Трое находятся в критическом состоянии, включая семилетнего ребёнка.
Полиция после анализа записей с камер видеонаблюдения определила двух молодых людей, один из которых поднял руки и начал что-то кричать, сразу после этого люди стали разбегаться в разные стороны, что и вызвало давку. По мнению правоохранителей, подростки решили неудачно пошутить и, бросив петарду, громко крикнули «бомба» — это и спровоцировало массовую давку. Кто были эти молодые люди пока неизвестно. Но нельзя исключать, что среди них были и сторонники исламистов.
В любом случае, ясно только одно — европейское общество оказалось не готово к противостоянию исламистам, которым теперь не обязательно даже устраивать вооружённые нападения, а достаточно лишь спровоцировать панику в толпе и европейцы, обезумевшие от страха, сами начнут давить друг друга.
Если так продолжится и дальше, они добьются своего, чего допустить ни в коем случае нельзя. В связи с этим европейцам и всем нам пора бы уже научиться преодолевать свой животный страх и вести себя достойно даже тогда, когда нам угрожает опасность. А сделать это без возвращения к христианским ценностям и вере не удастся. Ведь исламист всегда окажется сильнее любого представителя общества потребления, живущего только ради своего живота.
Как бы кому-то этого не хотелось, но нам необходимо признать, что террористы-мусульмане — это верующие люди, которые готовы пойти ради своих религиозных представлений на смерть, и испугать их ужесточением антитеррористических законов не удастся. Противостоять таким людям могут только другие верующие люди — христиане, которые с давних времён всегда готовы были жертвовать собой ради ближних и Бога. Такую Европу исламистам не победить, но для этого европейцы должны забыть о толерантности и вспомнить о своих христианских корнях.
Русская линия
В Вятской митрополии начался Великорецкий крестный ход
В этом году в молитвенном шествии принимают участие 28 тысяч человек
3 июня 2017 года в Вятской митрополии начался Всероссийский Великорецкий крестный ход ― торжественное шествие с Великорецким образом святителя Николая Чудотворца на берег реки Великой. Обретение этого образа произошло в 1383 году. Крестьянин Агалаков из деревни Крутицы обнаружил эту икону на берегу реки Великой, отсюда пошло его название — Великорецкий.
Около 1400 года образ был отправлен в город Хлынов, названный затем Вяткой (позже переименованный большевиками в Киров). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. До 1777 года Крестный ход совершался водным путём по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.
В XVI веке по приказу Царя Ивана IV образ был доставлен из Хлынова в Москву. По пути следования от него исцелялись больные, и происходили чудеса. По указу Царя один из приделов строящегося в то время храма Василия Блаженного был освящён в честь Великорецкой иконы святителя Николая. С этого времени почитание Великорецкого образа начинается по всей Руси. Второй раз чудотворная икона была принесена в Москву в XVII веке по приказу Царя Михаила Федоровича. День празднования иконы (6 июня по новому стилю) был установлен в 1668 году.
В 1935 году при разрушении кафедрального собора в Вятке чудотворная икона была утрачена. Великорецкий крестный ход был запрещён советской властью в 1930-х годах и официально восстановлен лишь в 1989 году. Теперь вместо утраченной иконы верующие несут один из её списков. В 2000 году Святейший Патриарх Алексей II присвоил Крестному ходу статус всероссийского.
В этом году православное шествие традиционно предварила Божественная литургия в Успенском кафедральном соборе Вятки, которую возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Уржумский и Омутнинский Леонид, епископ Яранский и Лузский Паисий и духовенство Вятской митрополии.
По окончании богослужения на площади возле Успенского собора перед Великорецким образом святителя Николая был совершён молебен с акафистом, после чего к верующим обратился митрополит Марк: «Вновь и вновь мы собираемся на Вятской земле и на несколько дней вручаем себя на попечение святителя Николая Чудотворца. В этом году Крестный ход особенный: в это время нашу Святую Русь посещают мощи святителя Николая, впервые Божественную литургию на берегу реки Великой возглавит Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Конечно, если бы мы не получали сугубую благодать и пользу от соприкосновения со святыней, то Крестный ход не увеличивался бы с каждым годом, включая в свои ряды всё больше и больше новых паломников. Желаю с пользой для души провести время паломничества и с духовной радостью завершить Крестный ход. Бог всем в помощь!», — цитирует владыку сайт Вятской митрополии.
По предварительным оценкам МВД в Крестный ход отправились 28 тысяч человек. Один из самых продолжительных и древних Крестных ходов в России пройдёт в этом году через поселок Макарье, сёла Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт ― село Великорецкое, где совершаются молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и посёлок Мурыгино и 8 июня прибывают в Вятку. Тысячи паломников из разных городов и сёл России проходят 180-километровый путь. На богослужения в селе Великорецком собираются более 50 тысяч человек.
В настоящий момент в селе Великорецкое возрождается созданный в XVIII—XIX вв.еках архитектурно-храмовый комплекс «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская церковь (1739 г.), Никольская церковь (1822−1839 гг.), Илиинская колокольня (1860 г.), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для причта и школы (XIX в.).
Русская линия
В Орле помянули генерала Алексея Ермолова
Завтра исполняется 240 лет со дня рождения выдающегося русского военачальника и завоевателя народов Северного Кавказа
В последние дни в Орле достаточно скромно, но сердечно отметили 240-летие со дня рождения выдающегося русского полководца, генерала от инфантерии и артиллерии, героя Отечественной войны 1812 года и покорителя Кавказа Алексея Петровича Ермолова.
На месте упокоения семьи Ермоловых — в Свято-Троицком храме города Орла, в канун юбилея прославленного полководца, протоиереем Андреем Михалёвым была отслужена лития, на которой присутствовали представители различных патриотических и православных объединений и организаций Орла.
К очередному юбилею в Орловском краеведческом музее были выставлены для постоянного экспонирования подлинные предметы, связанные с генералом и его семьёй. В общественном же музее генерала Ермолова открылись две диорамы, рассказывающие орловцам о «Бое за батарею Раевского» и «Ермолове как герое Бородино».
В экспозиции, посвящённой Бородино, на переднем плане располагается картина Александра Аверьянова «Бой за Багратионовы флеши», и изображение как бы перетекает в предметный стол, создавая эффект присутствия. Слева его же картина «Кутузов перед битвой», а справа — картина Анатолия Шепелюка «Кутузов на командном пункте в день сражения». Справа от великого полководца возвышается Алексей Ермолов, сообщает Vorle.ru.
Малая диорама «Бой за батарею Раевского» небольшая по размеру, но фигурки крохотных оловянных солдатиков выполнены настолько детально, искусно, что рассматривать экспозицию можно долго.
Местом сбора многих почитателей покорителя Кавказа сегодня в Орле является его памятник в центре города рядом с Александровским мостом в одноименном сквере. Его установили в рамках подготовки к празднованию 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года в 2012 году на средства жителей города и общественных организаций.
Алексей Петрович Ермолов родился 24 мая (6 июня по новому стилю) 1777 г. в Москве в небогатой дворянской семье офицера. Получив образование дома и в Благородном пансионе при Московском университете, Ермолов в 1792 г. начал действительную военную службу в Нежинском драгунском полку в звании капитана. В 1794 г. он принимал участие участвовал в войне против Польши и был отмечен А.В.Суворовым орденом св. Георгия 4-й степени. В 1796 г. Ермолов воевал в Персии и вскоре был произведен в подполковники. Увлекшись в это время идеями французских республиканцев, молодой офицер был арестован и после недолгого заключения в Петропавловской крепости сослан «навечно» в Кострому. Однако вскоре Ермолов был прощен и возвращен в строй. В кампаниях против Франции 1805 — 1807 гг. он командовал артиллерией авангарда, проявив мужество и умение. В Отечественной войне 1812 г. Ермолов, уже произведенный в генералы, участвовал во всех крупных сражениях, особо отличившись в битвах при Смоленске, Бородине, Малоярославце и Березине. Во время заграничного похода русской армии Ермолов был начальником всей артиллерии и отлично дрался при Дрездене, Лейпциге, Кульме. Спрошенный Императором Александром I, благоволившим тогда к иностранцам, о желаемой награде, Ермолов ответил: «Произведите меня в немцы, Государь!», чем вызвал восторг патриотично настроенных офицеров.
В 1816 г. Ермолов был назначен командиром отдельного Грузинского корпуса, главнокомандующим гражданской частью на Кавказе и одновременно чрезвычайным и полномочным послом в Иране. В этих должностях генерал приобрел славу завоевателя народов Северного Кавказа, начавшего долгую, но успешную для России Кавказскую войну 1817 — 1864 годов. Ермолов проводил твердую имперскую политику, справедливо считая, что «проконсул Кавказа жестокость здешних нравов не может укротить мягкосердечием». В течение 11 лет Ермолов твердой рукой управлял Кавказом, действуя планомерно и расчетливо, соединяя жесткость и суровость с уважительным отношением к мирному населению. «Штурм Кавказа будет стоить дорого, — считал он, — так поведём же осаду». Свою политику на Кавказе главнокомандующий определил так: «Я медленно спешу». Ермолов провёл ряд военных операций в Чечне, Дагестане и на Кубани, построил новые крепости (Грозная, Внезапная, Бурная), усмирил беспокойства в Имеретии, Гурии и Мингрелии, присоединил к России Абхазию, Карабахское и Ширванское ханства. Он поощрял развитие на Кавказе торговли и промышленности, улучшил Военно-Грузинскую дорогу. При нем создавались лечебные учреждения на минеральных водах, был основан Пятигорск, а из крепости Кислой вырос город Кисловодск. В 1827 г. Ермолов был отправлен в отставку с назначением членом Государственного Совета. «Подвиги Ваши — достояние Отечества, и Ваша слава принадлежит России», — писал о Ермолове А.С. Пушкин. Скончался А.П.Ермолов 11 апреля 1861 г. Похоронен в Троицкой церкви Орла.
Русская линия
Игорь Додон: Недавний горький опыт Молдавии заставляет нас вновь обратить взор в сторону России
По словам президента Молдавии, евроинтеграция и зона свободной торговли с ЕС привела к уничтожению остатков молдавской экономики
Президент Молдавии Игорь Додон, выступивший на Петербургском международном экономическом форуме, считает, что решение молдавского правительства выслать российских дипломатов из Молдавии — это одна из последних и отчаянных попыток прозападных молдавских политиков помешать наметившейся тенденции нормализации российско-молдавских отношений и отходу Кишинёва от сугубо прозападной политики.
По мнению Игоря Додона, у такой политики нет никаких перспектив, поскольку «время, когда единые правила и стандарты, разработанные в одной стране, должны были быть приняты всеми другими, ушло в прошлое». «Это раньше, буквально недавно, было модно считать, что-то, что хорошо для определённой державы, к примеру для Соединённых Штатов, то это великолепно для всего мира» — заявил молдавский лидер.
Как отметил Игорь Додон, Молдавия на своём собственном опыте убедилась, что попытка искусственно оторвать страну от такого большого соседа, как Россия, и развернуть её только в сторону ЕС и США приводит к крайне печальным экономическим и социальным последствиям, в связи с чем он считает, что чем раньше Кишинёв восстановит доверительные отношения с Москвой, тем лучше.
«Согласно прописанным принципам глобализации буквально несколько лет назад, в 2014 году, Молдова подписала кабальное, по сути, соглашение об ассоциации с ЕС и создала зону свободной торговли. Причём были созданы асимметричные условия в пользу производителей из Европейского союза. Нам обещали молочные реки и кисельные берега. Прошло три года. Вот результат: наводнили молдавский рынок европейскими товарами, потеряли две трети российского экспорта, в несколько раз упали иностранные инвестиции, существенно выросла коррупция. Получилось так, как говорят обычно в народе: „Было гладко на бумаге, да забыли про овраги“. А нам по ним ходить пришлось», — заявил президент Молдавии.
Своей целью он назвал отход от этой губительной политики и стремление выстраивать более тесные отношения с теми, кто ближе молдавскому народу по истории, менталитету и вере. В связи с этим он обратил внимание, что у Молдавии и России «общая Православная Церковь, общая вера». «98 процентов граждан Республики Молдова — православные. У нас общая победа в Великой Отечественной войне, и никому у нас этого не отнять», — подчеркнул Игорь Додон.
При этом он выразил уверенность, что Москва и Кишинёв преодолеют ту инерцию и нежелание прозападных молдавских политиков что-то менять. «Мы будем последовательно отстаивать свои интересы, возвращать стратегическое партнёрство, укреплять государственность Молдовы на условиях нейтралитета, объединять страну и решим приднестровскую проблему. Принципиально важно уйти от глобализации, в которой Молдове не место, нас просто сотрут в порошок: и нашу экономику, и наши традиции, и нашу веру. Но нужно перейти к локализации, быть вместе в тех региональных объединениях, с теми странами, с которыми у нас общие интересы, общая история и общее будущее», — заявил молдавский лидер.
«Мы будем строить нашу страну, наше будущее, исходя из наших национальных интересов, интересов наших граждан и экономических агентов. Будем торговать и дружить со всеми: и с Западом, и с Востоком, — но не вместе с кем-то против кого-то. Любые санкции и фобии контрпродуктивны. Молдова не должна и не будет строить отношения с теми, кто хочет навязать нам то, что нам не нужно. Приходите в гости! Мы — гостеприимный народ, но не надо нас заставлять принимать ваши законы и ценности. Мы готовы дружить и готовы торговать, но по-братски, не по-барски», — сказал Игорь Додон.
В заключение он обратился к прозападным молдавским политикам с призывом опомниться и прекратить «играть роль пешек в геополитических шахматных баталиях». «Не давайте себя использовать как региональное пушечное мясо для решения геополитических затей», — заключил президент.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобной Евфросинии Полоцкой
Преподобная Евфросиния Полоцкая, до пострига носившая имя Предслава, была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и дочерью Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича. С детских лет она овладела грамотой, читала Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги. Любовь к книжному чтению сочеталась у нее с усердной молитвой, и уже тогда Предслава стяжала «плод молитвы». Мудрости ее «чудился» не только отец и близкие: слава о ней разошлась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала, желая стать монахиней, несмотря на несогласие родителей.
Отвергнув все предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг.
Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, — место будущей обители, — подвижница взяла только святые книги — «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени.
Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь. Воспользовавшись родством с Византийским императором Мануилом Комнином, она обратилась к нему, а также к патриарху Константинопольскому Луке с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь — Ефесскую икону Божией Матери, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой. Евфросиния отправила им дары, и в 1162 г. икона прибыла на Русь вместе с благословенной патриаршей грамотой Полоцкой игуменьи. Икону везли через Корсунь (Херсонес), где по просьбе жителей она пробыла около года, получив название Корсунской, и наконец прибыла в Полоцк. В 1239 г. дочь Полоцкого князя Брячислава — Александра, выходя замуж за великого князя Александра Невского, взяла икону как благословение и подарила ее городу Торопцу, где состоялось венчание княгини.
Незадолго до смерти преподобная Евфросиния отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину в 1173 года. Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь.
По земному своему рождению преподобная принадлежит Белой Руси. Но, принадлежа земному своему отечеству, преподобная Евфросиния стола воистину членом Православной соборной церкви Великой России и, наконец, Вселенской Православной Церкви, знамением чего стала ее кончина и погребение во Святом Граде. Преподобная Евфросиния Полоцкая соединяет невидимыми духовными узами Великую Россию, Малую Россию и Белую Россию, не позволяя раздирать единую Церковь Русскую Православную.
Сегодня также день открытия на Знаменской площади столицы Российской Империи — Санкт-Петербурга — памятника Царю-Миротворцу, Императору Александру III.
Русская линия