Исаакиевский собор становится центром церковной жизни Санкт-Петербурга
В День православной молодёжи вокруг храма состоялся Крестный ход, в котором приняли участие от 8 до 12 тысяч человек
Несмотря на то, что ряд антицерковных движений и некоторые местные политики не оставляют своих попыток помешать возвращению в пользование Русской Православной Церкви Исаакиевского собора, этот храм в последние дни становится центром церковной жизни Санкт-Петербурга, сообщает Патриархия.Ru.
Величественный собор, предназначенный для особо торжественных церковных праздников, 19 февраля 2017 года вместил в себя тысячи верующих, принимавших участие в праздновании Дня православной молодёжи.
Торжества открылись Божественной литургии, которую возглавил ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий. Владыка Амвросий ежегодно возглавляет богослужение в день этого молодежного праздника. Перед началом Литургии у входа в собор архиерея встречала заместительница директора музея Исаакиевского собора Т.Г. Бартова-Грозовская.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики Санкт-Петербургской епархии и Антиохийского Патриархата. За Литургией пели несколько академических хоров, сводный молодежный хор епархии, детско-юношеский хор преподобного Иоанна Дамаскина при Владимирском соборе.
В богослужении приняли участие не только молодые люди и девушки из Петербурга, но также из Украины, Белоруссии, Сирии, Эстонии, Литвы, Грузии, Германии, США, Швеции, Канады, Кипра, Индии, Польши, Сербии, Южной Кореи, Китая, Лаоса, Японии, Казахстана, Никарагуа, Пакистана, Филиппин и других стран. Студенты-иностранцы предварили начало Литургии чтением часов на своих национальных языках: сирийском, греческом, английском, хинди, арабском, грузинском и церковнославянском.
В сугубую ектению были включены прошения из молебна об умножении любви и искоренении всякой злобы. После ектении архиепископ Амвросий прочитал молитву о прекращении кровопролития и воцарении мира на Украине.
По завершении Литургии вокруг Исаакиевского собора прошёл Крестный ход, в котором по разным оценкам приняло участие от 8 до 12 тысяч человек.
Перед началом Крестного хода архиепископ Амвросий выступил с проповедью, в которой призвал сторонников и противников передачи собора относиться друг другу с любовью и уважением. «За последние годы в Исаакиевском соборе проходили миссионерские литургии, собиравшие тысячи верующих, это молодежные богослужения, красные ходы, торжественность и чинность их и сегодняшнего богослужения несомненная заслуга клира, мирян и сотрудников музея. От всего сердца спасибо всем тем, кто трепетно и заботливо трудится здесь, кто хранит и восстанавливает этот дом», — сказал архиепископ. Он также отметил, что за прошедшие недели многие были несдержанны в словах и мыслях, думая, что защищают свою позицию и Церковь, на самом деле забыв, что все люди и церковь едины перед Богом, нет «своих» и «противников».
В Крестном ходе приняли участие члены патриотических и спортивных организаций, представители казачества, студенты, дети и молодежь из воскресных школ и православных гимназий.
После православного шествия в Синем зале епархиального управления состоялись молодежная встреча, посвященная семейным ценностям, концерт классической музыки и другие мероприятия Дня православной молодежи.
Русская линия
В петербургском Новодевичьем монастыре помянули репрессированных сталинским режимом священников и монахов
В ночь на 18 февраля 1932 года сотни представителей городского духовенства были арестованы, а затем бесследно исчезли в тюрьмах и лагерях
Безбожная сущность советского режима с особой силой проявлялась в его отношении к священнослужителям и монашествующим. Иначе как крайней степенью беснования не объяснить ту нечеловеческую жестокость, которую проявляли чекисты к тихим монахам, чья вина состояла только в верности Богу и Православию. Навсегда в народной памяти должны остаться имена насельников обителей и священников, арестованных в Ленинграде в ночь на 18 февраля 1932 года. В этот день в минувшую субботу в храме преподобного Силуана Афонского петербургского Новодевичьего монастыря была совершена Божественная литургия.
Богослужение началось в полночь, его возглавил клирик монастыря иерей Дионисий Харин. «В истории Русской Церкви помнят этот день как „страстную пятницу“ русского монашества. Множество священников и монахов бесследно исчезли в лагерях и тюрьмах, дальнейшие их судьбы неизвестны. Но безвозвратными они стали лишь для этого мира. Страшная ночь стала для них светлой дорогой к Жениху — Христу, Которому они посвятили жизнь, до последнего вздоха возвещая благую весть. Нельзя просто восхищаться мученическим подвигом наших братьев и сестер. Надо спросить себя, являемся ли мы достойными учениками Христа, светится ли Его имя в наших делах или словах. Пусть Всемилостивый Господь по молитвам мучеников научает нас подлинной христианской жизни, где главное место отводится жертвенной любви, готовности служить Христу даже до крестной смерти», — цитирует священнослужителя сайт Петербургской митрополии.
Во время заупокойной ектении были поименно помянуты все известные на данный момент репрессированные священники, монахи и миряне Ленинграда. Список имен был составлен комиссией по канонизации под руководством ее председателя и настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина.
Напомним, что в нынешнем году исполняется 85 лет с того дня, когда сотни ни в чем не повинных христиан были арестованы и отправлены в ссылки и лагеря. В связи с отмечаемым в 2017 году 100-летием революционных событий в России комиссии по канонизации провела работу по установлению имен всех пострадавших для поминовения за Божественной литургией. Выявлено 346 имен.
Русская линия
В Кремле жёстко ответили на экономическую блокаду Донецка и Луганска
Владимир Путин подписал указ о временном признании паспортов и прочих документов Донецкой и Луганской народных республик
Экономическая блокада Донбасса со стороны украинских националистов, с которыми не могут (или не хотят) справиться украинские власти, вызвала крайне резкую реакцию Кремля, который в этих условиях решил временно признать документы, выдаваемые населению властями Донецка и Луганска.
В подписанном президентом России Владимиром Путиным указе говорится о том, что это вынужденная временная мера «на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании минских соглашений».
Согласно указу, «признаются действительными документы, удостоверяющие личность, документы об образовании и (или) о квалификации, свидетельства о рождении, заключении (расторжении) брака, перемене имени, о смерти, свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки транспортных средств».
Обладатели указанных документов с настоящего времени получают возможность въезжать в Россию и выезжать из неё без виз. Правительству поручено принять необходимые меры по практической реализации этого указа.
Указ вступил в силу с момента подписания, и теперь политологи гадают, что это означает для разрешения конфликта на Донбассе. Одни говорят о том, что Москва устала ждать от Киева выполнения политической части Минских соглашений и теперь встала на путь заморозки конфликта и превращения Донецка и Луганска в новое Приднестровье.
Другие заявляют о том, что подобные шаги могут означать скорое начало полномасштабных боевых действий вокруг Донецка и Луганска с целью распространения власти самопровозглашённых республик на всю территорию Донецкой и Луганской областей и потенциалом признания этих территорий независимыми государствами.
Третьи указывают на то, что это некий сигнал украинским властям, который должен побудить их к выполнению политической части Минских соглашений, а четвёртые заявляют о попытке дестабилизации подконтрольных Киеву территорий на Донбассе с целью поднятия здесь волнений и выступлений против украинских националистов и властей.
Версии разнятся. Но все они сходятся в одном — выполнение Минских соглашений зашло в тупик, а это провоцирует рост напряженности вокруг Донецка и Луганска, жители которых вновь оказались на грани возобновления полномасштабных боевых действий.
Русская линия
Украинцы разочарованы результатами «революции достоинства» и хотят мира на Донбассе
Согласно последним соцопросам, за три года после майдана в украинском обществе стали преобладать разочарование, недоверие и пессимизм
Вчера в Киеве отмечали третью годовщину победы майдана и «революции достоинства», однако торжества получились далеко не праздничные. Результаты свержения президента Януковича и подписания договора о евроассоциации не превратили Украину в процветающую европейскую державу, и поэтому украинцы крайне разочарованы в новых революционных властях. Об этом на своих страницах пишет «Немецкая волна» со ссылкой на украинских социологов.
Так, по данным социологической службы Центра Разумкова, 73,5 процента украинцев считают сегодня, что общая ситуация в стране за последний год изменилась в худшую сторону и лишь 3 процента полагают, что в стране есть улучшение.
«История повторяется. Так при президенте Ющенко в 2005 году, затем за Януковича в 2010 и теперь при президенте Порошенко с 2014 года: сначала всплеск доверия к власти, затем при отсутствии ощутимых результатов — уровень доверия критически падает», — прокомментировал итоги опроса директор социологической службы Центра Разумкова Андрей Быченко. При этом он отметил, что на данный момент Петру Порошенко доверяет всего лишь 23,8 процента украинцев, не доверяет же — 69 процентов.
Социологи отмечают, что главной причиной разочарования украинцев стало отсутствие улучшений и прогресса в проведении реформ. По данным независимой аналитической платформы VoxUkraine, индекс мониторинга внедрения реформ указывает, что положительных сдвигов в этом направлении почти не происходит.
За период с 23 января по 5 февраля 2017 года значение индекса составило + 0,4 балла (из -5.0 до +5.0 возможных). Аналитики VoxUkraine отмечают, что такой низкий индекс из-за того, что были приняты лишь точечные меры в отдельных отраслях.
Одной из главных проблем, которая сегодня волнует украинское общество, остаётся вооружённый конфликт на Донбассе. Консенсуса в видении государственной политики по отношению к Донецку и Луганску в обществе нет, но подавляющее большинство украинцев хотели прекращения войны.
Согласно результатам опроса Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива, 27 процентов украинцев выступают за возвращение к довоенному статус-кво. Признать территории «оккупированными» и максимально ограничить связь с ними хотят 17 процентов граждан Украины. 14 процентов опрошенных согласны на особый статус, преференции, самоуправление ради прекращения конфликта в Донбассе. Ещё 14 процентов считают, что государство должно сохранять нынешнюю политику, а каждый четвертый респондент не имеет ответа на эти вопросы.
«Сейчас людей больше волнует мир в Донбассе, рост экономики и их благосостояния. Но нигде нет улучшения. Даже если правительство заявляет о росте на 1−2 процента ВВП, никто не видит позитива, потому что в 2014 году украинская экономика рухнула», — заявила глава Фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина.
Отсюда и происходят разочарование и пессимизм.
Русская линия
Лукашенко перегнул палку
Введение «налога на тунеядство» спровоцировало митинги протестов в Белоруссии
Сегодня в Белоруссии истекает срок уплаты налога гражданами, которые не участвовали в финансировании госрасходов. Новый побор был недавно введён декретом президента Александра Лукашенко № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», сразу прозванным в народе «налогом на тунеядцев». Сбор за 2015 год составляет немалую для белорусов сумму — 360 белорусских рублей (около 10 тыс российских). Несмотря на суровое наказание — штраф, либо арест за его неуплату — те белорусы, кто получили соответствующие извещения из налоговой инспекции, с деньгами расставаться не спешат. Пока сбор выплатила лишь десятая часть «тунеядцев».
Этот налог оказался не таким безобидным, как казалось сначала, и ударил по наиболее незащищенной части населения страны. Известно, к примеру, что потеряв работу в 50−55 лет, и в России, и в Белоруссии, найти новое достойное место крайне сложно.
Под действие нового налога также подпадают многочисленные белорусы, годами не живущие в своей стране, и находящиеся на заработках, например, в России. У них также вполне законно встает вопрос: о каком социальном иждивенчестве в их случае может идти речь, если они практически не бывают у себя на родине, которую покинули из-за невозможности найти работу?
Недовольные этим декретом граждане Белоруссии вышли в минувшие выходные на марши протеста по всей стране. В Гомеле — втором по величине городе Белоруссии — на марш протеста собрались более 1,5 тыс. человек. Люди прошли по центру города, от площади Восстания до площади Ленина, скандируя «Нет декрету номер 3! Лукашенко, уходи!», «Я не тунеядец» и «Лукашенко, уходи!», сообщает РИА Новости. Лидеры марша пообещали властям общереспубликанскую акцию протеста, если президент не отменит свой декрет.
В областных городах Могилеве и Витебске, по сообщениям правозащитников, на митинги протеста вышли по 200−250 человек. Протестные акции не были согласованы с властями. Однако, милиция не препятствовала собравшимся для протестов гражданам. В Минске протестные акции собрали около 2 тысяч человек.
Русская линия
Рассуждать о Холокосте в Европе опасно
53-летнюю австрийку приговорили к условному сроку и штрафу за пост в Интернете, в котором она усомнилась в Холокосте
53-летняя гражданка Австрии, которая посмела усомниться в официально утверждённой в Европе версии Холокоста, стала очередной жертвой суровых послевоенных законов Европы, согласно которым сомневаться в исторических фактах гонений на евреев является уголовным преступлением.
Женщина, имя которой пресса не называет, опубликовала лишь один комментарий в социальной сети Facebook и в результате оказалась на скамье подсудимых. На странице немецкой футбольной команды, где рассказывалось о годовщине со дня освобождения Освенцима, она усомнилась в подлинности данных фактов, сообщает NEWSru.co.il.
В результате по анонимному доносу пользователей соцсети она была арестована, а в её доме произведён обыск. В ходе обыска полицейские смогли найти доказательства её вины — на двери ванной комнаты висела табличка с шуточной фразой, которая гласила: «Эта гитлеровка нуждается в чистой уборной».
Адвокат подсудимой пытался обратить внимание суда на то, что его клиентка простая домохозяйка, которая ничего не знала о существовании закона, запрещающего сомневаться в исторических фактах Холокоста.
Сама же она в ходе судебного заседания выразила сожаление по поводу своих слов и утверждала, что была дезинформирована неким документальным фильмом, который показывался по местному ТВ.
В результате только благодаря раскаянию 53-летней женщине удалось избежать реального тюремного срока — она была признана виновной в нарушении антинацистского закона и приговорена к условному сроку — какому СМИ не сообщают. Помимо этого её обязали выплатить штраф в размере 1.200 евро.
Такое решение принял суд города Фельдкирх федеральной земли Форарльберг, расположенный на западе Австрии. Этот факт следует учесть российским туристам, если они соберутся съездить отдохнуть в Австрию и захотят завести между собой диспут на исторические темы. Рассуждать о Холокосте в Европе опасно.
Русская линия
Февральская революция привела к крушению Российского государства и страшному кровопролитию, которое не должно больше повториться
В Храме Христа Спасителя состоялась научная конференция, приуроченная к столетию февральской революции
18 февраля 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялась научная конференция «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 год», сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
Конференция открылась докладом митрополита Илариона. Как отметил председатель ОВЦС, история России в ХХ столетии показала, что неверие, а тем более богоборчество, ведет к ошибкам в политической и общественной жизни. «Именно вера многие века определяла пути развития нашего народа, а любовь к родной земле объединяла людей в мощную силу», ― констатировал владыка Иларион.
Обратившись к событиям, вековая годовщина которых отмечается ныне, иерарх напомнил: «Те, кто стоял за февральской революцией, не смогли удержать полученную власть. Это обстоятельство подготовило приход в октябре 1917 года к власти в России большевиков, которые не пощадили и своих предшественников, уничтожив их либо изгнав из страны. Октябрьский переворот, чудовищная расправа над Царской семьей, братоубийство, террор и массовые репрессии ― все это стало огромной трагедией для нашего народа. Россия потеряла множество людей из всех сословий. Это были трудные годы преследований, поразивших пастырей и рассеявших овец (Мк. 14:27) Русской Православной Церкви по всему миру».
По свидетельству митрополита Илариона, Русская Церковь на протяжении столетий была и всегда будет со своей паствой: «Духовенство разделяло участь народа в лютые годы ордынского ига и смутные времена начала XVII века, в годы наполеоновского нашествия и в окопах Первой мировой войны, во времена красного террора и в застенках НКВД, в годы Великой Отечественной войны, во дни распада единого Отечества и во времена тяжелых экономических потрясений. На этом мы стоим, укрепляемы Господом, и стоять будем».
Затем прозвучало выступление министра культуры РФ, председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского. Рассказывая о предпосылках, причинах и уроках февраля 1917 года, министр отметил: «Февраль ― это не просто смена формы правления. Февраль ― это снесение государства как института легитимной, веками признанной народом формы организации общества. Сегодня необходимо глубоко изучать причины исторического взрыва 1917 года и не стремиться ни демонизировать, ни, не дай Бог, идеализировать революцию. Она случилась столетие назад. Прошлого не изменить, но мы должны извлекать из него уроки. Главный урок февраля заключается в том, что сто лет назад трагедией для России стало нежелание умных, образованных, ярких, талантливых людей, представлявших разные политические силы, исповедовавших разные мировоззрения, имевших разные взгляды на будущее страны, подчинить свои частные амбиции интересам России и рука об руку вместе работать на ее благо, решая очевидные системные проблемы. В результате общественный диалог был подменен резней, кровопролитием, гражданской войной. Это сценарий политического противостояния вместо общественного диалога».
Очень важно сделать так, чтобы год столетия революции не стал годом раздрая в общественном сознании, поскольку в российском обществе нет единых оценок событий вековой давности, уверен председатель оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года, ректор МГИМО А.В. Торкунов. Он указал на то, что следствием происшедших тогда событий стало разрушение исторической преемственности в развитии российской цивилизации: «Была разорвана многовековая линия истории России, вектор которой определялся двумя важнейшими началами: государством и христианством. В периоды революционных потрясений срывается стоп-кран запретов, гарантировавших ранее более или менее стабильное существование общества, разрушается мораль, утрачивается ценность человеческой жизни, на поверхность вырываются самые темные инстинкты, неконтролируемое насилие становится формой разрядки накопившейся энергии всеобщего отрицания. Результатом революции и гражданской войны стало разительное сокращение населения. Страшным последствием была дегуманизация общественного сознания, утрата устойчивых моральных принципов и ориентиров».
Председатель президиума Международного совета российских соотечественников, ректор Парижской консерватории имени Сергея Рахманинова граф П.П. Шереметев, выступая на конференции, констатировал: «Сто лет тому назад в России произошел переворот, в результате которого на этой земле и по всему миру пострадали буквально все. Мы должны подумать о десятках миллионах невинных жертв с одной или с другой стороны, которых арестовали, убили, замучили, заключили».
Далее прозвучала речь научного руководителя Института всеобщей истории РАН, президента Государственного академического университета гуманитарных наук А.О. Чубарьяна. «Фактически это первое большое мероприятие, которое связано с событиями 100-летия российской революции. Я думаю, символично, что оно проходит в Храме Христа Спасителя, ― сказал ученый. ― Это дает всему предстоящему году идею примирения». Российская революция стала трагедией для общества, но трагедия ― тоже часть истории, часть исторического опыта, напомнил А.О. Чубарьян, подчеркнув: «Нужна прививка против революции, а прививка ― это исторические уроки, осознание того, что принесла наша российская революция».
Выступая перед собравшимися в Зале церковных соборов, исполнительный президент ассоциации «Франко-российский диалог», председатель ассоциации «Общество памяти императорской гвардии» князь А.А. Трубецкой задал вопрос: а нужна ли была революция? Подробно рассказав о достижениях дореволюционной России в различных сферах жизни общества, он отметил: «Революционные перевороты принесли деструктивную систему взамен исторической культуры и главное ― духовных ценностей, на которых строилось величие России».
Директор Института российской истории РАН, член президиума Российского исторического общества Ю.А. Петров засвидетельствовал: «Каждая революция ― это глубокая рана на теле нации. Эта рана долго заживает, и какой срок нужен для полного заживления, пока неизвестно». Подробно остановившись на различных аспектах событий февраля 1917 года и выводах, которые могут сделать для себя те, кто живет век спустя, он сказал: «Главная наша задача сегодня ― хотя бы немного повысить уровень консолидации общества. Это совершенно необходимо для того, чтобы избежать даже внешнего повторения событий столетней давности. Россия получила хороший урок, что распад государства есть исчезновение народа. Я думаю, что мы его усвоили».
Геноцидом русского народа назвал революционные события 1917 года председатель «Союза русских дворян» князь Д.М. Шаховской. «В этом геноциде мы потеряли не только элиту, но самое драгоценное сословие, на котором строилась Россия, ― русское крестьянство», ― засвидетельствовал выступавший.
Кандидат исторических наук Л.П. Решетников рассказал, как восприняло столетие назад революционные события население Российской империи, о жертвах среди разных сословий в ходе февральской революции. «Мы должны для нашей молодежи, для всех нас сделать вывод: любая революция ведет к погибели, она ведет страну к тяжелейшим потрясениям. Революционеры у нас не могут быть героями», ― уверен Л.П. Решетников.
О значении подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, в частности, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, говорила председательница наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество», руководительница международного центра «Благотворительность в истории» Института всеобщей истории РАН А.В. Громова. По ее мнению, «необходимо бросить все силы на то, чтобы историческая правда восторжествовала, чтобы объективная историческая правда дошла до каждого человека, который любит свою страну ― Россию, верен ее истории и исторической памяти».
Теме подвига новомучеников было посвящено и выступление председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды. «XX век ― это век двух самых страшных войн, век крушения идеологий. И, пожалуй, единственный бесспорный итог прошлого столетия ― это святые мученики за веру христианскую. Это дар, который нам оставил XX век», ― засвидетельствовал он. В. Легойда подчеркнул: «Извлекая уроки истории и воспитывая наших детей в правде и в знании фактов того, что происходило, мы обязаны воспитать их так, чтобы разделения прошлого не стали их наследством».
Подводя итоги конференции, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, в частности, сказал: «Ни в одной стране мира ни одна революция не наносила столь жестокий и кровавый удар по Церкви, как это было сделано в 1917 году в нашей стране. Били по культуре, по идеологии, по нравственным началам. Это самый серьезный урок, который мы должны вынести из событий 1917 года. Второй урок ― это недооценка властью своего народа и его истинного положения, его истинных настроений. Это один из серьезных вызовов и уроков для любой власти. Сегодняшняя конференция и обращение к событиям вековой давности ― не просто воспоминание об истории. Здесь, в Храме Христа Спасителя, мы должны осознать: ненависть ослепляет, опустошает, разъединяет духовные устои и опоры личности и общества. Это чувство не дает осмысления исторических событий и масштабов и не может быть оправдано никакими фактами истории. Революция ― это трагедия».
В тот же день в рамках памятных мероприятий была открыта выставка «Памяти погибших за веру Христову» и состоялись спектакль-реквием, премьера документального фильма в сопровождении симфонического оркестра.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем выдающихся русских первопроходцев Е.П.Хабарова и С.И.Дежнева
Точная дата кончины выдающегося русского первопроходца, исследователя Восточной Сибири Ерофея Павловича Хабарова, к сожалению неизвестна. Мы знаем лишь, что он отошел ко Господу в начале февраля 1671 года.
Он родился между 1605 и 1607 годами в семье крестьян-поморов. Зимой 1628 г. он добрался до реки Хетты, и в течение двух лет служил сборщиком пошлины в Хетском зимовье. В 1632 г. Хабаров прибыл в окрестности реки Лены, где до 1639 г. ходил по ее притокам, охотясь на соболей. Во время своих скитаний Хабаров собирал сведения о Лене, ее притоках, о живущих здесь народах, о полезных ископаемых края. Он стал первооткрывателем соляных источников в устье Куты и обнаружил там «угожие земли» под пашню. К весне 1641 г. он стал первым в этом краю землепашцем, а также построил первую в Восточной Сибири соляную варницу, наладил продажу соли и завел лошадей для перевозки государственных грузов в Якутск. Когда до Хабарова дошли слухи о богатствах амурских земель, он свернул свое прибыльное дело, собрал ватагу «охочих людей» и в марте 1649 г. отправился в новое путешествие. Осенью 1650 г. Хабаров прибыл на Амур и энергично стал осваивать край, за что в 1654 г. первопроходец был пожалован в «дети боярские».
Дата кончины другого замечательного русского землепроходца и полярного исследователя Семена Ивановича Дежнева тоже точно неизвестна. До нас лишь дошли сведения, что скончался он в начале 1673 года.
Родился он около 1605 года в одном из сел на Пинеге или в Великом Устюге в семье крестьян-поморов. Службу свою Дежнев начал рядовым казаком в Тобольске. В начале 1640-х гг. с отрядом казаков он перешел в Енисейск, затем — в Якутск. В поисках «новых землиц» Дежнев добрался до Колымы, где прослужил до лета 1647 г., а затем присоединился к промысловой экспедиции Федота Попова, в ходе которой Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова. Дежневу и его отряду «холодны и голодны, наги и босы» удалось добраться до берега Анадыря и обогнуть всю Чукотку. За 40 лет пребывания в Сибири Дежнев участвовал в многочисленных боях и стычках, получил не менее 13 ранений. Он отличался надежностью и честностью, выдержкой и миролюбием.
Исследовав новые земли, Дежнев отправился в Москву, до которой добрался осенью 1664 г. За службу и промысел (Дежнев доставил 289 пудов моржовых клыков) казак получил чин атамана и был назначен приказчиком (собирал ясак на реках Оленек, Яна и Вилюй). Во время второго приезда в Москву в 1671 г. Дежнев доставил в столицу груз соболиных мехов, но заболел и умер в начале 1673 года.
Русская линия
В Москве открылась выставка «Памяти погибших за веру Христову»
Уникальная экспозиция повествует о жизни Церкви в годы советских гонений и судьбах пострадавших за исповедание веры
Трагические события столетней давности, коренным образом изменившие сам модус бытия русской цивилизации, стали предметом научной конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917», которая прошла 18 февраля в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании этого мероприятия здесь же была открыта выставка «Памяти погибших за веру Христову», которая содержит массу интереснейших материалов о жизни Церкви в тяжелейшие годы сталинских гонений на верующих и их пастырей.
Выступая на церемонии открытия этой экспозиции, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион приветствовал собравшихся от имени Предстоятеля Русской Православной Церкви. В архипастырском слове к присутствующим владыка отметил:
«Сам Храм Христа Спасителя своими стенами свидетельствует о том, что наша страна и наша Церковь прошли долгую и трагическую историю. Мы знаем, что этот храм строился на народные средства в память о героях Отечественной войны 1812 года. И мы знаем, как поступила с этим храмом большевистская власть, — как он был взорван, как на этом месте пытались построить Дворец советов со статуей Ленина наверху, как ничего не вышло из этой безбожной стройки, потому что „Если Господь не созиждет дом, то напрасно трудятся строящие его“ (Пс. 126:1), как потом на этом месте был плавательный бассейн. Я еще застал тот бассейн и не раз проходил мимо него. Мы знаем, как потом Храм Христа Спасителя возрождался, и вот сейчас находимся в его стенах. Эти стены отражают все, что происходило с Отечеством в трудном XX веке. То был трагический век для нашей страны: две мировых войны, две революции, массовые репрессии. Обо всем этом мы сегодня говорили на конференции. Об этом свидетельствует и выставка, которую мы открываем, где с фотографий на нас смотрят спокойные умиротворенные взоры людей из прошлого ― людей, которых мы не хотим забывать, потому что они отдали свои жизни за Россию и за веру», — цитирует владыку сайт Православие.Ru.
«Когда сейчас говорят о примирении, важно понимать: это очень важное для стабильности общества понятие, оно нужно, чтобы люди жили в мире, но примирение не означает, что мы должны вычеркивать из истории какие-то имена или „замыливать“ те или иные вопросы истории. Были репрессии? Были. Были миллионы невинно убиенных людей? Да. Мы должны об этом говорить прямо. Церковь дала свою оценку XX веку в 2000 году, когда канонизировала новомучеников и исповедников. Мы поименно канонизировали более 1700 человек, но Церковь прославила тогда и всех тех, чьи имена, возможно, никогда не будут известны. Речь идет о десятках, наверное, о сотнях тысяч человек, которые пострадали за веру. Я хотел бы пожелать, чтобы события, подобные тем, что произошли сто лет назад, никогда больше не повторились в истории. Желаю помощи Божией всем нам», — сказал митрополит Иларион.
«Сегодня на конференции говорилось, что у России на протяжении веков были две опоры: сильная власть и сильная Церковь. Всем, кто сегодня хочет расшатать эти два опорных столпа, на которых стоит наша страна, хотел бы сказать: не делайте этого. А тем, кто им сочувствует, я скажу: не думайте, будто последствия могут быть иными, чем последствия того, что произошло сто лет назад», — заключил глава ОВЦС.
На открытии выставки также выступили председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, руководитель Фонда Людвига Нобеля А.В. Яковлева, председатель «Союза русских дворян» князь Д.М. Шаховской, председатель президиума Международного совета российских соотечественников, ректор Парижской консерватории имени Сергея Рахманинова граф П.П. Шереметев.
Русская линия