Владимир Легойда: Создатели фильма «Матильда» должны прислушаться к мнению православной общественности
Глава Синодального отдела осудил угрозы в адрес режиссёра Алексея Учителя, но не увидел ничего удивительного в столь острой реакции на его провокационную картину
В Русской Православной Церкви внимательно следят за дискуссией, которая развернулась в связи с возможным выходом в прокат провокационного фильма Алексея Учителя, посвящённого последнему русскому Государю Николаю II и его семье и содержащему непристойные сцены и прочие измышления на счёт романа будущего царя и балерины Ксешинской.
Сам сценарий этого фильма вызвал протест среди православных верующих, почитающих святого царя страстотерпца Николая и его святую семью, расстрелянных большевиками в 1918 году под Екатеринбургом. Однако Алексей Учитель категорически отказался учитывать мнение православной общественности и заявил, что фильм выйдет в прокат, несмотря ни на что.
В результате это привело к обострению ситуации до такой степени, что со стороны одной из неизвестных ранее православных организаций в адрес режиссёра и руководителей кинотеатров стали поступать угрозы с требованием не допустить показа фильма. Положение стало крайне напряжённым, и в этот вопрос вынуждены были вмешаться власти и Церковь.
Комментируя в эфире радио «Вера» возникший скандал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда отметил, что свободный в своем творчестве художник должен уважать в том числе свободу зрителя высказывать своё отношение к произведениям искусства, сообщает Патриархия.Ru.
«В подобных ситуациях, когда есть некое возбуждение в обществе по поводу тех или иных произведений искусства, касающихся острых тем, мы всегда подчеркиваем два момента: первое — человек имеет право на реакцию, если его что-то задевает, второе — общественный протест должен находиться в правовом поле», — заявил В. Легойда.
Председатель Синодального отдела напомнил слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который в своем Рождественском интервью подчеркнул, что он выступает «за свободу творчества, за отсутствие цензуры, но и за взаимное уважение, за борьбу как с вандализмом, так и с провокациями».
Как отметил В.Р. Легойда, цена провокации может оказаться очень высокой. При этом, по его словам, важно понимать, что если бы не было провокации, то не было бы и реакции. «Художник имеет право на вымысел, это природа искусства. Но вспомните возмущение ветеранов некоторыми фильмами о Великой Отечественной войне, разве они не имели права на возмущение? Художник должен быть к этому готов», — подчеркнул представитель Церкви.
По мнению председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, очень важным для художника должно быть понимание того, что своим произведением он может задеть чьи-то чувства.
«Жизнь последнего российского императора хорошо известна и задокументирована, поэтому встает вопрос: если искажаются факты, для чего это делается? Есть такие вещи, к которым художник должен подходить с особым тактом и вниманием», — заключил В. Легойда.
Со своей стороны пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что доходить в возникшей дискуссии до угроз «абсолютно недопустимо». «Естественно, это дорога с двусторонним движением, здесь должна быть взаимная ответственность. Одна сторона должна чётко разъяснять отсутствие в своих намерениях оскорбить чьи-то чувства, а другая сторона должна избегать каких-либо попыток оказывать давление на культуру, на СМИ», — заявил чиновник.
Русская линия
Пастырь добрый
Десятилетие кончины протоиерея Василия Ермакова отметили в Санкт-Петербурге
В десятую годовщину со дня смерти выдающегося петербургского пастыря протоиерея Василия Ермакова, 3 февраля, его память почтили в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, где священник служил с 1981 года до конца дней. Первые годы служения этого воистину доброго пастыря пришлись на тяжелые годы хрущевских гонений, и отец Василий в полной мере испытал все их на себе, когда не только Крестные ходы, но и сам колокольный звон был запрещён, и чудом уцелевшие после безбожных пятилеток храмы стали вновь закрываться. Тем не менее, благодаря именно таким пастырям как о. Василий, русскому народу удалось пронести свечу веры даже через такие трудные испытания.
Божественную литургию в этот памятный день возглавил настоятель протоиерей Николай Коньков в сослужении клириков епархии. Помолиться об отце Василии съехалось множество верующих — храм с трудом вмещал молящихся. «Мы должны батюшку всё время молитвенно вспоминать: и дома, и в храме, и у него на могиле, — сказал в проповеди отец Николай. — В чём заключаются наша любовь, наше уважение к нему? В том, чтобы хранить о нём память и передать её тем, кто не видел отца Василия и мало знает о нем, в первую очередь, нашим близким. Мы должны показать, что мы его духовные чада не только словами, но и всей жизнью. Конечно, мы знаем, что он стоит перед престолом Божиим. Но всегда собираемся в день его кончины и в храме, и на могиле, и молимся, чтобы Господь простил какие-то его незначительные человеческие недостатки, потому что нет людей абсолютно безгрешных. Мы молимся об упокоении его души, а батюшка молится за нас».
После богослужения огромная толпа двинулась к могиле пастыря, расположенной недалеко от алтарной части храма. Там была отслужена панихида, завершившаяся пением пасхального тропаря.
Традиционный вечер памяти протоиерея Василия Ермакова состоялся в этот же день вечером в ДК имени Горького. Его вели клирик подворья Валаамского монастыря игумен Парфений (Шапанов) и народная артистка России Нина Усатова. Начался вечер с показа видеозаписи с участием о. Василия, сделанной в Серафимовском храме в празднование Пасхи. Затем на сцену с пением пасхального тропаря вышел сводный хор духовных чад отца Василия под управлением Марины Бутто.
«Мы помним счастливое время, когда рядом с нами был отец Василий, — сказал игумен Парфений. — Для многих встреча с ним стала духовным рождением и воскресением. Это была Пасха нашей души, мы знали: где батюшка — там искренняя молитва и проявление великой милости Божией».
Поющие духовные чада о. Василия выступали в составе хора и соло. Популярные песни, романсы, арии исполнили солист театра «Санкт-Петербург опера» и певчий Серафимовского храма Сергей Алещенко, сестры Мария и Мирослава Лазурко, диакон Серафимовского храма Антоний Малаховский, клирик храма святого апостола Петра в Веселом поселке диакон Владимир Гришин, солистка Михайловского театра Ирина Неклюдова.
Почтили память священника выступлением исполнитель романсов Олег Погудин, артисты балета Натэла Ториашвили и Юрий Андреев, солист легендарной группы «Поющие гитары» Валерий Ступаченко (он рассказал о встречах с о. Василием) и его музыканты. Народный артист России Александр Панкратов-Черный прочитал свои стихи. Воспоминанием о войне — детство и отрочество отца Василия пришлись на военные годы — прозвучало исполнение заслуженным артистом России Александром Завьяловым главы из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин». Композитор и певец Александр Шевченко спел несколько своих песен — «Будет все, как ты захочешь», «Зимний сон», «Два сердца».
Выступление хора духовенства митрополии под управлением Юрия Герасимова тоже было отнюдь не случайным: среди поющих священников есть несколько клириков Серафимовского храма. Прозвучали произведения «С нами Бог» Павла Чеснокова, «Вечерний звон» Александра Алябьева, русский военный марш «Взвейтесь, соколы, орлами».
Вечер завершился выступлением актрисы и певицы из Орла Александры Семеновой, тоже духовного чада о. Василия. Она исполнила песни «Спас на любви» на стихи поэта из Карелии Марата Тарасова и «Крымская весна» на слова болховского поэта Владимира Быкова (Болхов Орловской губернии — родина о. Василия). Гостья рассказала, что песню «Спас на любви» впервые исполняет в этом зале, а при жизни пастыря спела ее ему в Болхове. Ее пение фоном звучит в фильме об о. Василии «Небо на земле».
В фойе была развернута выставка фотографа Серафимовского храма Александра Сетракова, запечатлевшего о. Василия во время богослужений и в жизни.
Русская линия
В Киеве почтили память священномученика Владимира (Богоявленского)
Жестоко убитый чекистами прямо у стен Лавры, владыка стал первым из новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея
Практически сразу после захвата власти в 1917 году большевики проявили свое звериное лицо, начав уничтожение исторического наследия нашего народа, и, в первую очередь, православной веры. В её главных носителях — священнослужителях и епископах — советская власть видела своих основных идеологических врагов, и расправлялась с ними часто без суда и следствия.
Первый из новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея стал митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Он возглавил сонм святых, запечатлевших исповедание Христа своей кровью, и стал одним из первых небесных молитвенников за Церковь в годы жесточайших гонений. 25 января 1918 года вооруженные красноармейцы ворвались в покои престарелого митрополита, и, после издевательств над ним, вывели его за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Найденное братией его тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.
Честные мощи священномученика Владимира, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Память священномученика Владимира празднуется 25 января старого стиля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
В день памяти священномученика Владимира (Богоявленского), Митрополита Киевского и Галицкого, в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры были совершены торжественные богослужения, сообщает сайт Лавры. Божественную литургию в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских возглавил ректор Киевских духовных школ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. А накануне вечером в том же храме владыка Антоний совершил всенощное бдение в сослужении епископа Ирпенского Климента, епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии Николая (РПЦЗ), братии монастыря в священном сане.
После чтения Евангелия митрополит Антоний обратился к прихожанам и многочисленным паломникам со словом проповеди: «Господь Иисус Христос говорит каждому из нас, что самое главное, что определяет нашу жизнь, — это человеческое сердце. Господь любит его чутким, открытым. Сердце всегда подсказывает, что для человека является его ориентиром. Человек может обманывать окружающих, обманывать самого себя, но он никогда не сможет обмануть свое сердце», — цитирует владыку сайт Киево-Печерской Лавры.
Рассказал владыка Антоний также и о чествуемом святом священномученике Владимире, о его жизни и мученическом подвиге, который он понес 99 лет назад, будучи уже весьма немолодым человеком, указывая на то, какой героический пример святитель Владимир показывает каждому из нас. По окончании Богослужения был совершен молебен священномученику Владимиру.
Русская линия
На те же грабли
Спикер Верховной Рады Андрей Парубий потребовал от депутатов Верховной Рады выступать только на украинском языке
Украинские политики, пришедшие к власти в результате революции в Киеве, продолжают делать те же ошибки что и прежде и пытаются силой заставить русскоязычное население Украины говорить на украинском языке.
Так было, когда «украинская мова» силой навязывалась жителям Крыма, и это в итоге способствовало отделению полуострова от Украины, так происходило после «революции гидности», когда революционеры отменили закон о региональных языках, и тогда против этого восстал Донбасс. Так происходит и теперь, когда спикер Верховной Рады Андрей Парубий требует от депутатов выступать только на украинском языке.
К чему приведёт такая языковая политика, догадаться несложно. Украинцы — народ терпеливый и пока идут боевые действия против Донецка и Луганска, они, скорее всего, будут терпеть все эти нововведения. Однако, стабильности такие решения Украине не прибавляют.
Более того, очевидно, что Парубий со товарищи своими действиями закладывают бомбу замедленного действия под украинское государство, и в Кремле могут лишь похлопать ему в ладоши, понимая, что лучшего способа разделить украинцев на своих и чужих и не придумаешь.
Впрочем, сам спикер Верховной Рады этого не понимает и с упорством, заслуживающим лучшего применения, настаивает, чтобы депутаты говорили только на украинском языке. При этом его не убеждает даже пример целого ряда европейских стран, где пошли другим путём и напротив разрешили как можно большее количество языков.
После того, как целый ряд депутатов отказались выступать только на украинском языке, Парубий зарегистрировал в Верховнов Раде законопроект об использовании исключительно государственного языка во время заседаний парламента, сообщает УНИАН.
Соответствующий проект № 6059 от 08.02.2017 г. был обнародован на сайте парламента. Как отмечается в пояснительной записке, документ направлен на максимальное гарантирование соблюдения конституционного статуса государственного языка при осуществлении законодательной власти.
«Перевод выступлений глав иностранных государств, глав парламентов иностранных государств, глав дипломатических представительств иностранных государств, других официальных лиц иностранных государств и официальных лиц международных организаций на государственный язык, в случае необходимости, обеспечивает аппарат Верховной Рады», — говорится в документе.
Автор отмечает, что действующее законодательство Украины обязывает применять государственный — украинский язык как язык официального общения должностных и служебных лиц при исполнении ими служебных обязанностей, в работе и в делопроизводстве органов государственной власти и местного самоуправления.
«Следовательно, несмотря на продолжающееся конституционное производство по делу о конституционности Закона Украины „Об основах государственной языковой политики“, этот законопроект разработан и подаётся с целью обеспечения соблюдения при осуществлении своих функций Верховной Радой и её органами тех конституционных положений прямого действия, которые непосредственно касаются деятельности законодательного органа государственной власти», — отмечается в документе.
Русская линия
В Киеве заявили о невозможности отказа от Бандеры
Украинские власти ответили отказом на призыв Ярослава Качиньского не героизировать участников УПА
Польско-украинские отношения оказались под вопросом после того, как новые украинские власти наряду с провозглашением проевропейского вектора развития начали героизировать участников запрещенной в России Украинской повстанческой армии и Степана Бандеру, которого в Польше считают виновником гибели сотен тысяч мирных польских жителей, сообщает газета «Взгляд».
В связи с этим лидер польской правящей партии Ярослав Качиньский заявил, что отношение Польши к Украине будет зависеть от трактовки Киевом роли УПА, совершившей «ужасающие преступления против поляков».
Качиньский также заявил, что «на Украине создан культ человека, виновного в геноциде поляков». «Я ясно сказал Порошенко, что с Бандерой они в Европу не пройдут», — сказал польский лидер.
Однако, украинские власти в ответ на это заявили, что не собираются отказываться от Украинской повстанческой армии (запрещена в России), и никакого культа Бандеры в стране нет.
Более того, в планах Киева «информационно-образовательная кампания» к 75-летию УПА, в ходе которой будут показаны и «тёмные страницы» истории УПА, в том числе акции против поляков на Волыни и в Восточной Галиции, сообщил директор Института национальной памяти страны Владимир Вятрович в интервью польским СМИ.
По его словам, УПА (запрещена в России) является «неотъемлемой частью истории» страны, организация «боролась за свободу Украины в очень сложных условиях», противостояла сразу двум тоталитарным режимам.
«Эта история нужна нам особенно сейчас, когда мы снова боремся за независимость — и боремся, понимая, что мир вокруг нас часто равнодушен к этой борьбе», — заявил Вятрович.
«Требования и шантаж, которые украинцы слышат со стороны Ярослава Качиньского и других политиков на тему отречения от этой составляющей истории, позволяют предположить, что эти политики не хотят, чтобы Украина была сильной и свободной страной», — заявил Вятрович.
Таким образом, ни о каком союзе или даже просто нормальных отношениях между Польшей и Украиной говорить теперь не приходится.
Русская линия
Американская «партия войны» намерена саботировать ряд инициатив Дональда Трампа
Сенаторы США разработали законопроект, который должен помешать новому американскому президенту снять санкции с России
Находящие поддержку у простых американцев новые указы Дональда Трампа, тем не менее, встречают активное сопротивление у ряда представителей американских элит. В частности, его недавний указ, приостанавливающий на 120 дней приём мигрантов из семи мусульманских стран, встретил активное противодействие со стороны генеральных прокуроров нескольких штатов, которые решили подать судебный иск на своего президента.
Не лучшим образом обстоят дела и в американском сенате, где активно формируется группа противников нового американского президента. Эта группа является поборницей антироссийских санкций и выступает категорически против намерения Трампа наладить отношения с Москвой и снять с России запретительные меры. Шесть американских сенаторов во главе с республиканцем Линдси Грэмом и демократом Беном Кардином подготовили законопроект, который должен усилить контроль конгрессменов над администрацией президента США Дональда Трампа и, в частности, воспрепятствует его решению отменить санкции против России, сообщает РИА Новости.
В случае принятия закон потребует от Белого дома предоставить подробный отчёт о том, по какой причине отменяются санкции, затем в течение 120 дней Конгресс проголосует за или против этого решения. В разработке документа принимали участие член Комитета по иностранным делам Сената Марко Рубио, а также демократы Клэр Мак Кэскилл, Шеррод Браун и республиканец Джон Мак Кейн. Упомянутые политики озабочены возможностью восстановления отношений Вашингтона с Москвой. Сенаторы считают, что этот закон позволит нейтрализовать угрозу отмены санкций, пока Россия не пойдёт на уступки США.
Напомним, что Трамп в январе поставил условием снятия санкций сокращение Россией ядерного арсенала, после чего в США появилась информация о готовом проекте указа, отменяющего санкции. Западные газеты, анализируя высказывания Трампа о российском президенте Владимире Путине, делают вывод, что новый американский президент готов смириться с присоединением Крыма, и соответственно продолжать диалог с Москвой, как будто ничего не произошло.
Между тем Евросоюз обещает сохранить санкции, вопреки пожеланиям Трампа. ЕС, как заявили министры иностранных дел ЕС на своем заседании в минувший понедельник, сохранит санкции в отношении России, пока Москва не прекратит поддерживать ополченцев на востоке Украины. Брюссель на этот раз решил выступать единым фронтом для достижения целей внешней политики и расходится c Трампом в ряде вопросов, включая Иран, Китай и роль НАТО.
Однако европейские дипломаты опасаются, что любой шаг США в сторону смягчения санкций в отношении России усложнит для ЕС задачу их сохранения.
Русская линия
Боевики ИГИЛ атаковали Израиль
Последние антиарабские выпады евреев заставили исламистов обратить внимание на Тель-Авив
Израиль является естественным врагом боевиков запрещённого в России «Исламского государства», однако до последнего времени мы ничего не слышали ни о том, чтобы евреи хоть как-то пытались вмешаться в борьбу с ИГИЛ (запрещено в России), ни о том, чтобы исламисты говорили о каком-либо джихаде против евреев. И на то есть свои причины.
Дело в том, что на первом этапе главными врагами исламистов, пожелавших вернуться к временам пророка Мухаммеда и вновь объединить арабов в единое целое, воссоздав исламский халифат, были, очевидно, не христиане и иудеи (как пытаются представить сегодня некоторые российские эксперты), а те мусульмане, которые отказались признавать «Исламское государство» (организация запрещена в России как экстремистская) и начали отстаивать свою независимость.
Именно по этой причине «война против неверных» была развернута сторонниками «Исламского государства» (организация запрещена в России как экстремистская) не в Европе и даже не на Святой Земле, а именно в Сирии и Ираке — исламских странах, находившихся в наиболее нестабильном внутриполитическом состоянии и казавшихся наиболее уязвимыми для захвата и подчинения. Захватив их, исламисты могли бы напасть на Саудовскую Аравию и Турцию, и только потом объявить войну Израилю и Европе.
В Тель-Авиве, судя по всему, всё это прекрасно понимали, и пока арабы воевали друг с другом, старались не обращать на себя их внимание, сохраняя полное молчание.
В результате складывалась странная ситуация — пока весь мир в ООН говорил об угрозе ИГИЛ (президент США Обама собирал антиигиловскую коалицию, а глава России Владимир Путин вводил войска в Сирию), евреи, на границах которых происходило это противостояние, спокойно наблюдали за тем, как арабы бьют друг друга и продолжали заниматься своими делами.
При этом они демонстрировали большее желание напасть на воюющий с игиловцами Иран, чем начать бомбардировки исламистов, как будто те были их союзниками, а не врагами. И надо признать до недавнего времени это практически так и было. Ведь игиловцы играли на руку евреям и ослабляли те мусульманские страны, которые считались их извечными врагами.
Более того, понимая, что мусульмане сейчас заняты войной между собой, евреи решились ужесточить свою позицию в палестино-израильском конфликте и вопреки резолюции ООН санкционировали активное строительство еврейских поселений на захваченных ранее палестинских территориях.
Однако, этот шаг не остался незамеченным у исламистов, и вчера они впервые за последние годы произвели ракетную атаку на еврейский курорт Эйлат. Причём сделано это было со стороны Египта, и теперь стоит вопрос о том, смогут ли египетские власти адекватно отреагировать на данную провокацию и что предпримут в ответ на это евреи.
В распространенном заявлении запрещённого в России «Исламского государства» прямо говорится «о начале войны против израильского врага». Так, что ситуация на Ближнем Востоке становится всё более напряжённой.
Русская линия
Церковные школы Англии стремительно исламизируются
В настоящее время число учащихся здесь мусульман уже превышает количество христиан
Любопытная ситуация сложилась сейчас в церковных школах Англии, получающих кстати финансирование из государственной казны. По данным последних отчетов, среди их учащихся уже больше мусульман, чем христиан. К примеру, школа при англиканской церкви Святого Томаса в районе Уэрнет города Олдем в графстве Большой Манчестер уже на 100 процентов укомплектована мусульманскими учениками, а детей из христианских семей в ней нет вообще, сообщает центральная английская газета The Times.
В отчете другого подобного церковного учебного заведения, Стейнклиффской начальной школы в городе Бэтли в Восточном Йоркшире, указывается, что 98 процентов ее учеников — выходцы из мусульманских семей.
По подсчетам Англиканской церкви, примерно в 20 её школах численность учеников-мусульман уже превышает численность учеников-христиан, а в последнем отчёте Службы католического обучения указано, что в 15 её школах большинство принадлежит мусульманам, причём в одной из школ их примерно 90 процентов. Этот факт объясняется в отчёте усиленной миграцией мусульманского населения в те области страны, которые ранее были населены преимущественно христианами.
Некоторые церковные школы уже вносят соответствующие изменения в свои учебные программы — в начальной церковной школе Всех Святых в Брэдфорде даже организована продажа хиджабов для её учениц. В учебных программах этих учебных заведений одинаково почитаются дни христианских и мусульманских праздников, в частности, учеников отпускают из школы в дни праздника разговения Ураза-байрам.
Тем не менее, в школах чувствуется напряженность, поскольку церковные школы — как англиканские, так и католические — по своим уставам обязаны проводить ежедневные христианские богослужения, а этого не могут терпеть мусульмане. «По давней исторической традиции, Англиканская церковь занимается начальным обучением в нашей стране, но её традиционные учебные программы уже неприемлемы для мусульманских учеников, которых становится всё больше и больше в этих школах, — говорит профессор Алан Смизерс, директор центра обучения при Букингемском университете. — При этом жалкие горстки христианских учеников в этих школах всё более чувствуют себя в меньшинстве и изоляции. И потому представляется вполне логичным, чтобы эти школы были преобразованы в светские учебные заведения».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем русского мыслителя И.С.Аксакова и героический бой крейсера «Варяг»
Иван Сергеевич Аксаков родился 26 сентября 1823 г. в семье известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Образование получил в элитном Императорском Училище правоведения, которое закончил в 1842 г. На государственной службе пробыл недолго, в 1851 г. вышел в отставку и занялся литературным трудом. Однако уже первый неудачный проект предопределил всю его литературную судьбу. В 1852 г. Аксаков выступил редактором славянофильского «Московского сборника», в котором цензура обнаружила «неприличные насмешки» над обществом, и в 1853 г. сборник был запрещен. В дальнейшем он был издателем-редактором газет «Парус» (1859), «День» (1861−65), «Москва», «Москвич» (обе 1867−68), «Русь» (1880−86), столь часто преследовавшихся цензурой и закрывавшихся, что Аксакова шутливо называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений».
Во время Крымской войны Аксаков вступил в Серпуховскую дружину в составе московского ополчения, дошел до Бессарабии, но в боях не участвовал. В конце 50-х гг. сблизился с московским купечеством, в 1869 г. стал одним из инициаторов создания Московского купеческого общества взаимного кредита (с 1878 г. председатель совета его правления). В 1872−74 гг. председатель Общества любителей российской словесности. Зять (с 1866 г.) и почитатель Ф.И. Тютчева, автор биографического очерка о нем. Жена Аксакова, Анна Федоровна (1829−1889), мемуаристка, фрейлина Великой княгини Марии Александровны и гувернантка детей Императора Александра II, слыла «неумолимой громовержицей» (И.С. Тургенев) московских салонов.
Сам Аксаков, человек мягкий в общении, был непримиримым врагом либерализма, заявляя: «Нет русского либерального направления, может быть только истинное и ложное, здоровое и вредное, направление русское и антирусское»; «либерализм — это пена взбаламученной мысли».
В 1858−78 гг. возглавлял Московский Славянский комитет. Пик его популярности пришелся на время Русско-турецкой войны 1877−78 гг. К пламенным речам Аксакова, выражавшим настроения патриотической части русского общества, прислушивались в России и на Западе. Он выступал за освобождение славян от турецкого ига, организовал мощную кампанию в поддержку южных славян. Его популярность в славянских странах была так велика, что его выдвигали даже кандидатом на болгарский престол. Недовольный результатами Берлинского конгресса, предательской тактикой европейских государств и уступками русской дипломатии, Аксаков 22 июня 1878 г. на заседании Славянского комитета произнес ставшую знаменитой речь. «Ты ли это Русь-победительница, сама добровольно разжаловавшая себя в побежденную? Ты ли на скамье подсудимых, как преступница, каешься в святых, поднятых тобою трудах, молишь простить твои победы?» — восклицал Аксаков. За эту горькую речь, вызвавшую дипломатический скандал, Аксаков был выслан из Москвы, а Славянский комитет закрыт. Оказавшись не у дел, Аксаков с 1880 г. возобновил свою журналистскую деятельность и стал издавать газету «Русь».
В 1882 г. через графа Н.П.Игнатьева пытался осуществить старый славянофильский замысел — созыв Земского Собора, однако этой затее помешал К.П.Победоносцев. Скончался И.С.Аксаков 27 января 1886 года.
27 января 1904 года, произошел героический бой броненосного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой контр-адмирала Уриу близ Чемульпо (Инчхон). «Варяг» (командир — капитан 1 ранга В.Ф.Руднев) и «Кореец» (командир — капитан 2 ранга Беляев) с 1903 г. находились на территории Кореи в распоряжении русского посланника и в день нападения на корабли японской эскадры еще не знали о разрыве дипломатических отношений с Японией и начале войны. На совещании офицеров русского крейсера единодушно было решено выйти в море и, ведя бой с превосходящим противником, стремиться прорваться. В случае же если это не удастся, то взорвать крейсер, дабы он не попал в руки врага. Такое же решение было принято и на «Корейце». Под звуки оркестра «Варяг» и «Кореец» снялись с якоря и двинулись на встречу врагу. Бой русских моряков с 6 японскими крейсерами и 8 миноносцами продолжался около часа. Израсходовав все снаряды, потеряв половину своей артиллерии, четверть личного состава (был ранен и контужен командир крейсера Руднев), и, получив пять пробоин «Варяг» и «Кореец», не сумев прорваться вернулись обратно в бухту. Японцы в результате героического сопротивления русских моряков потеряли один миноносец, три крейсера получили повреждения. Чтобы не оставлять корабли врагу, русские моряки взорвали «Корейца» и потопили «Варяг».
27 января 1906 г. в Петербурге террористами была взорвана харчевня «Тверь» в Прогонном переулке за Невской заставой. Харчевня была излюбленным местом сбора рабочих-монархистов Семянниковского (Невского) завода. Вечером, когда в харчевне было многолюдно, были брошены две бомбы. На месте были убиты 40-летний Василий Никифорович Королев и 18-летний Алексей Васильевич Барабанов. Одиннадцать человек получили серьезные ранения: Николай Филиппов 24 лет, Василий Смирнов 23 лет, Кузьма Петров 19 лет, Осип Половков 21 года, Александр Белоухов 18 лет, Прокопий Харитонов 18 лет, Марк Пастов 33 лет, Иван Комаров 27 лет, Михаил Иринеев 29 лет, Алексей Поляков 29 лет и Василий Петров 27 лет. Шестеро из них были ранены тяжело, много было легкораненых. Убитый Василий Королев и шестеро раненых во время теракта рабочих были членами Союза Русского Народа. Современники обращали внимание на особенный смысл теракта. Редактор крупнейшей монархической газеты «Русское знамя», присяжный поверенный П.Ф.Булацель отмечал, что день 27 января «останется памятен в истории русского государства. До сих пор шайка негодяев, науськивавшая из-за угла убийц против министров, честно служивших Царю и Родине, уверяла, что революционеры ведут борьбу только против правительства. Теперь ясно, что война объявлена всему русскому народу. Русская кровь пролилась. Вызов русскому народу брошен».
Русская линия