Комиссия Священного Кинота Святой Горы Афон просит доработать отдельные документы Критского Собора
Афонские монахи обратили внимание, что в принятых соборных текстах допущены формулировки, которые могут быть истолкованы как одобрение экуменизма
Комиссия Священного Кинота Святой Горы Афон заявила о необходимости доработки итоговых документов Критского Собора. Соответствующий документ был направлен членам Священного Кинота ещё в ноябре 2016 года, но обнародован только сейчас, сообщает Agionoros.Ru.
Доклад был составлен иеромонахом Хризостомом Кутлумушским, иеромонахом Лукой Григориатским, игуменом Ксиропотама архимандритом Иосифом, игуменом Симонопетры архимандритом Елисеем и игуменом обители Ставроникита архимандритом Тихоном и содержит следующие основные тезисы:
1. Среди позитивных сторон Критского Собора названа возможность свободно высказать своё мнение и «образцовое ведение» заседаний Константинопольским Патриархом Варфоломеем.
2. Большинство епископов прибыли на Собор для того, чтобы «выразить самосознание Единой Святой Вселенской и Апостольской Церкви, а не для того, чтобы приветствовать и поддержать экуменистическую позицию».
3. «Мы не можем не отметить блестящую попытку улучшить соборные документы, предпринятую Предстоятелями и членами соборных делегаций».
4. Вместе с тем отдельные положения текста «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» по-прежнему «допускают двоякое прочтение и ожидают более правильного формулирования, дабы воссияла правда, верующие получили утешение, а споры и противоречия прекратились».
Далее в тексте приводится значительное число поправок к тексту «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», предлагаемых комиссией Священного Кинота Святой Горы Афон.
5. Афонские монахи подчёркивают, что сегодняшнему разделению и противоречиям внутри Церкви «без сомнения способствуют допускающие двоякое толкование тексты Критского Собора. Неясность этих документов создаёт предпосылки для истолкования их в экуменическом духе и как следствие ведёт к угрозе единству Церкви».
В заключение комиссия Священного Кинота подчеркивает, что «документы Критского Собора должны преодолеть свою односторонность, которая обусловлена игнорированием богословской традиции, начертанной современными богоносными старцами и авторитетными богословами, которые рассматривали ход экуменического диалога как экуменическое отклонение от истины. Не только так называемые „зилотские“, но и здравые голоса ищут слова правды, дабы убедиться и найти упокоение».
6. Святогорцы называют прекращение поминовения церковного священноначалия в связи с сомнительностью принятых на Критском Соборе текстов «на данный момент необоснованным», поскольку эти документы и «содержат неточности и недостатки», в Крите «не было подписано унии как в Лионе или Флоренции, ни один православный епископ не впал в ересь, признанную Церковью». Поэтому стремление к массовому непоминовению архиереев «обрадует только врагов Церкви».
7. «Мы с надеждой смотрим на дальнейшую богословскую доработку и более достоверное формулирование соборных документов», — говорится в итоговом положении комиссии Священного Кинота.
Русская линия
Российская национальная библиотека вернёт Церкви здание библиотеки Духовной академии в Санкт-Петербурге
Для переезда фондов библиотеки сейчас ведётся строительство отдельного здания, которое должно завершиться к марту 2017 года
С приходом на Санкт-Петербургскую кафедру управляющего делами Русской Православной Церкви митрополита Варсонофия в деле возвращения верующим отобранных у них в советские годы храмов и других зданий церковного назначения произошли разительные перемены.
Благодаря активной позиции петербургского духовенства, а также конструктивному подходу местных властей и музейного сообщества Церкви удалось вернуть целый ряд святынь.
В настоящее время активно обсуждается вопрос о возвращении Санкт-Петербургской епархии Исаакиевского собора. Однако, в тени этого процесса остаётся ещё одно знаменательное событие — Российская национальная библиотека готовится освободить бывшее здание библиотеки Духовной академии на Обводном канале.
Как сообщает РИА Новости, окончательно здание церковной библиотеки может быть возвращено верующим уже в сентябре 2017 года.
«Здание передается Русской Православной Церкви. потому что это здание раньше принадлежало Церкви. Есть распоряжение правительства: передать здание в течение пяти месяцев с момента ввода в эксплуатацию второй очереди нового здания. К 1 сентября мы должны здание передать», — сообщил генеральный директор РНБ Александр Вислый.
Он добавил, что строительство второй очереди нового здания РНБ на Московском проспекте должно завершиться к 31 марта, и если не подведут строители в РНБ настроены на то, чтобы освободить церковное строение в течение 5 месяцев после этого.
Здание на Обводном канале, где раньше находилась библиотека Духовной академии, было построено в конце XIX века. В 2015 году Росимущество приняло решение о возвращении здания Санкт-Петербургской духовной академии, поскольку этого требовал закон.
Русская линия
С молитвой о невинноубиенных жертвах Гражданской войны
В РПЦЗ намерены отметить 100-летие большевицкой революции и воссоединения Русской Православной Церкви паломничеством к русским святыням
Делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом совершит паломничество по святыням России, в том числе Крымского полуострова.
Оно приурочено к 100-летию большевицкой революции и 10-летию воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Русской Православной Церковью в Отечестве, сообщает пресс-служба Архиерейского Синода РПЦЗ.
Паломничество начнётся 8 июля и продлится 18 дней. Группа посетит Троице-Сергиеву лавру, храмы Москвы, Рязани, Мурома, Переславля-Залесского (Годеново), Оптинскую и Вышинскую пустыни, Дивеевский монастырь, святыни Симферополя, Бахчисарая, Севастополя и Ялты.
«Наши паломничества начались ещё в те, не так уж давно прошедшие дни, когда наша единая Русская Православная Церковь страдала ещё узами разъединения по историческим, печально сложившимся обстоятельствам, — говорится на сайт Синода РПЦЗ по этому поводу. — Глядя назад на наши первые скромные паломнические труды — наши скромные начинания послужили, отчасти, катализатором в неудержимом — никем и ничем, процессе исцеления израненного тела нашей Страдалицы — Церкви Русской. Верим мы — что по молитвам — Великого Собора Русских Святых — особенно — Святых Новомучеников и Исповедников Российских — наша возлюбленная Мать — Русская Церковь — восстала из пепла безбожия и измены нашим священным традициям и, наконец, славно и чудесно — воссоединилась».
«Вечная и блаженная память нашим блаженнопочившим иерархам — Святейшему Патриарху Алексию II и Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру — столь жертвенно и всецело послужившим сему святому делу — воссоединению двух разрозненных частей Русской Церкви», — отмечается в программе паломничества.
Русская линия
Минфин выступил против предложений Путина
В ведомстве считают, что нужно не понижать, а повышать минимальную розничную цену на водку
Советники президента России Владимира Путина, предложившие ему идею понижения цены алкогольной продукции в стране в ответ на массовое отравление спитросодержащим лосьоном «Боярышник», поставили главу государства в откровенно дурацкое положение.
Пытаясь продвинуть интересы алкогольного лобби, эти эксперты, очевидно, подставили президента, который опрометчиво озвучил предложенные ими странные инициативы. Ведь для всех очевидно, что отравление лосьоном не имеет никакого отношения к цене на водку.
Чтобы не писали наши СМИ о провинции, среднестатистический россиянин ни при каких обстоятельствах не станет пить вместо алкоголя какой-то одеколон, лосьон или антифриз. На такое идут далеко не все даже среди самых опустившихся слоёв населения и страдающих алкоголизмом людей.
Отравление спиртосодержащим лосьоном — удел немногих. Об этом свидетельствует сама статистика смертности от «Боярышника» — на 140 млн человек, проживающих в России, число отравившихся этим средством составило не более 100 человек, то есть приблизительно 0,0001%.
Зато массовая шумиха вокруг этой истории стала поводом, чтобы торговцы алкоголем потребовали от властей снизить акцизы на алкогольную продукцию по всей России.
Впрочем, среди наших чиновников есть далеко не только те, кто решает проблемы торговцев алкоголем, но и те, кто по долгу службы обязан просчитать, во сколько такие меры, как снижение акцизов, обойдутся государственной казне.
Вот почему Минфин России, вопреки недавним заявлениям Владимира Путина, предлагает не снижать цены на водку, а напротив, повысить минимальную розничную цену на этот продукт на 15% — с текущих 190 рублей до 219 рублей за 0,5 литра. Проект приказа министерства опубликован на сайте regulation.gov.ru, планируемый срок вступления в силу — июнь 2017 года, сообщает РИА Новости.
Необходимость такой меры объясняется ростом ставок акциза, а также повышением других составляющих цены: тарифов на электроэнергию, стоимости федеральных специальных марок, затрат на производство, налогов.
Минимальная розничная цена на водку является инструментом борьбы с дешевым контрафактным алкоголем на рынке. В августе 2016 года Минфин предложил повысить минимальную цену водки до 197 рублей за 0,5 литра, однако это предложение принято не было, и цена осталась прежней.
Есть надежда, что на сей раз в правительстве всё же учтут замечания финансистов.
Русская линия
По всей Ярославской области на один день запретили аборты
Инициатором этой акции выступила Русская Православная Церковь
Вопреки позиции российских чиновников, отказавшихся выводить аборты из ОМС, Русская Православная Церковь не устаёт привлекать внимание общественности к теме абортов, число которых в нашей стране продолжает оставаться катастрофическим. Все мы, хоть и косвенно, но продолжаем оплачивать уничтожение человеческой жизни в утробе матери. Поэтому нельзя не приветствовать хоть и локальную, но надо надеяться, действенную акцию, которая прошла вчера в Ярославской области: здесь по инициативе священноначалия на один день запретили аборты.
Такая акция на Ярославщине проводится впервые. Тем не менее, в Ярославской епархии надеются, что в 2017 году осуществится несколько подобных акций. Их целью станет привлечение внимания общественности к проблеме массовых абортов в России и необходимости их ограничения.
Глава Епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению иеромонах Агафангел (Шкуранков) уточнил, что участие в нынешней акции принимают все государственные медицинские учреждения, так как инициатива была поддержана правительством региона. Также он сообщил, что епархия совместно с областным департаментом здравоохранения ведёт постоянную работу по профилактике абортов. «Идет тенденция на снижение количества абортов в целом по области», — цитирует священнослужителя РИА Новости.
Напомним, что в сентябре Патриарх Кирилл подписал обращение, призывающее запретить аборты на территории России, что вызвало острую общественную дискуссию. Предстоятель также неоднократно заявлял о том, что Церковь считает целесообразным вывод абортов из системы обязательного медицинского страхования и прекращение их финансирования за счёт налогоплательщиков.
В то же время глава здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что Минздрав очень осторожно относится к этой идее, а средства, которые могли бы высвободиться из ОМС в случае вывода оттуда абортов, невелики. Впрочем, 4 млрд рублей — это совсем не малая сумма, которую государство тратит на совершение 600 тысяч абортов в год. Эти деньги вполне могли бы быть использованы на расширение поддержки многодетным семьям, создание десятков центров для помощи женщинам в критической ситуации. Было бы только желание. Однако, именно оно у наших руководителей медицины пока явно отсутствует.
Русская линия
Не храм при музее, а музей при храме
Епископ Егорьевский Тихон ещё раз напомнил, что Исаакиевский собор передается не в собственность, а в пользование Русской Православной Церкви
Решение о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви в целом вызвало положительную реакцию в среде петербургской общественности. Против этого решения выступили только некоторые представители местных маргинальных движений и ряд СМИ, попытавшихся раздуть по этому поводу искусственный скандал.
Большинство политиков и общественных деятелей России поддержали это решение, тем более, что музей в Исаакиевском соборе никто закрывать не собирается.
При этом противники возвращения собора Церкви попытались представить дело таким образом, что Исаакий якобы передаётся Санкт-Петербургской епархии в собственность. В связи с этим несколько молодых людей никому неизвестного до селе движения «Весна» растянули на колоннаде собора протестный баннер: «Не РПЦ».
Антицерковные СМИ тут же подхватили этот лозунг и наперебой стали сообщать об этой акции. Но поразительно другое — в Церкви также разделяют мнение тех, кто растянул указанный плакат. Ведь, как заявил глава Патриаршего совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов), Исаакиевский собор передаётся верующим лишь в пользование, и он остаётся собственностью государства.
Так что Исаакий — это уж точно не РПЦ, и попытки представить это иначе — целенаправленная провокация.
Суть же происходящих перемен состоит лишь в том, что ранее в отобранном у верующих соборе незаконно располагался музей, а храм был при нём. Теперь же собор вполне законно станет храмом, при котором продолжит существовать музей. Что могут возразить против этого противники Церкви? Да, ничего. Не будут же они, в конце концов, утверждать, что Исаакий был построен русскими людьми для того, чтобы там подвесили маятник Фуко.
«Не нужно строить баррикады и вновь пытаться устраивать революцию. Мы это прошли и слишком дорого за это заплатили, — обратился по этому поводу член Патриаршего совета по культуре протоиерей Леонид Калинин. — Я думаю, что общими усилиями мы сможем показать всему миру, что мы не только умеем друг с другом драться и стрелять друг в друга, но и можем вместе делать добрые дела».
По его словам, музейные функции собора после его передачи Церкви не пострадают. «Я уверен в том, что поменяются только акценты местами. Если сейчас, прежде всего, это музей, а потом храм, то будет сначала храм, а уже потом музей», — заявил священник. Передача же собора верующим даст больше возможностей показывать памятник культуры и величественный храм «и верующим людям, и неверующим людям, и иностранным туристам».
«Опираясь на международный опыт, мы сможем поднять значение Исаакиевского собора на ещё более высокую планку и представить его нашим соотечественникам, независимо от их вероисповедания, отношения к вере, максимально качественно, с добрым сердцем», — цитирует протоиерея Леонида Калинина портал Лента.Ru.
Таким образом никаких реальных причин для возмущения по этому поводу быть не может. А то, что противники Церкви в России есть, и они всё же найдут к чему прицепиться — всем понятно. Только вряд ли стоит предавать этому какое-то значение.
Русская линия
США наращивают военное присутствие у границ с Россией
Выигрывает от этих действий только Минобороны РФ, которому теперь будет легко бороться с российским Минфином, желающим сократить военные расходы
Как известно, после присоединения Крыма к России и эскалации напряженности на Донбассе, в НАТО была принята специальная программа, направленная на сдерживание возможной агрессии со стороны России. В рамках этой программы численность воинского контингента в сопредельных с нашей страной странах должна быть резко увеличена. Однако жесткая реакция Москвы, многократно протестовавшей против такого наращивания, до самого последнего времени немного охлаждала пыл натовских генералов. Тем не менее, сегодня стало известно, что первые танки и бронемашины из США и свыше 3000 американских военных, которые будут обслуживать эту технику, прибыли в Польшу, сообщает РИА Новости.
Бригада, постоянно дислоцированная в штате Колорадо, перебрасывается в рамках операции «Атлантическая решимость» на девять месяцев. По мнению США, такая передислокация войск служит целям «обеспечения мира и стабильности в регионе на фоне российской интервенции на Украину».
Эта военная техника прибыла за несколько дней до инаугурации избранного американского президента Дональда Трампа, который неоднократно высказывал намерение улучшить отношения с Москвой. Избрание Трампа поставило под вопрос, будет ли эта военная концепция поддерживаться новой администрацией.
Всего армия США планирует перебросить в Польшу порядка 3,5 тысячи военнослужащих и двух тысяч единиц техники. Это крупнейшее военное усиление Европы Америкой за последние десятилетия. Более 80 боевых танков и сотни бронемашин уже прибыли в Германию морем в порт Бремерхафен и теперь перевозятся в Восточную Европу — Польшу и страны Балтии — по автомобильным и железным дорогам.
По информации немецкой газеты Tageszeitung, выгрузка первых прибывших из Бремерхафена самоходных гаубиц с железнодорожных платформ в польском городе Дравско-Поморске началась еще в понедельник, а переброска техники вызвала критику сразу из нескольких политических лагерей в Германии. «В России это будет воспринято как реальная подготовка к войне», — заявила глава фракции Левой партии в бундестаге Сара Вагенкнехт.
Заместитель председателя партии «Альтернатива для Германии» Александр Гауланд сказал о «бряцании оружием» и росте конфронтации. Премьер-министр федеральной земли Бранденбург Дитмар Войдке уверен: «Нам не поможет тот факт, что по обе стороны от границы будут ездить танки».
С февраля отдельные батальоны будут отправляться в государства Балтии, Болгарию, Румынию и на американскую военную базу в немецком Верхнем Пфальце. Спустя девять месяцев бригада будет выведена, и на ее место прибудет другое соединение. Целью ротации являются учения по переброске больших воинских контингентов.
В Кремле размещение военной техники в Польше расценили как угрозу российским интересам и безопасности. «Мы смотрим на это как на угрозу для нас. Это действия, которые угрожают нашим интересам, нашей безопасности», — цитирует пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова Интерфакс. «Тем более, что речь идет о том, что третья страна наращивает свое военное присутствие у наших границ в Европе», — заявил пресс-секретарь президента. По его мнению, любая страна будет воспринимать наращивание иностранного военного присутствия у своих границ негативно.
Российские эксперты полагают, что ответных шагов со стороны Кремля на это не последует и непосредственной военной угрозы для РФ действия НАТО не несут, однако «американская» угроза может стать для Минобороны РФ хорошим аргументом в битве с Минфином, который хочет сократить военные расходы.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти святителя Макария, митрополита Московского, а также архиепископа Никона (Рождественского)
Митрополит Макарий родился около 1482 г. в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий и что мать его приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. При крещении он был наречен во имя Михаила, Архистратига Небесных Сил. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий (+ 1515; память 9 сентября).
Монашество будущий святитель принял в конце XV века в Пафнутиево-Боровском монастыре. В Боровской обители инок Макарий духовно возрос и воспитался. Непродолжительное время, в 1523—1526 гг., он был настоятелем Можайского Лужецкого монастыря, а затем архиепископом Великого Новгорода и Пскова. В лице нового владыки новгородская паства получила мудрого архипастыря, талантливого организатора и устроителя. При нем велись большие работы в главной святыне Великого Новгорода — Софийском соборе.
В 1542 г. архиепископ Макарий был избран на первосвятительский престол Московской митрополии. 16 января 1547 г. святитель впервые на Руси совершил венчание на царство Иоанна IV Грозного. Царское венчание явилось завершением развития самосознания московской государственности. С этих пор святитель Макарий станет первым помощником и соратником Государя. В 1551 г. он принимает участие в созыве знаменитого Стоглавого Собора, который был призван искоренить различные недостатки в русской церковной и общественной жизни всего Московского государства. В 1552 г. митрополит предрек Иоанну успешность похода на Казань, во время которого в Коломне Царь молился перед чудотворным Донским образом Пресвятой Богородицы.
Современники святителя Макария видели в нем святого мужа и подвижника, почитая его за добродетельную жизнь. Они чтили его при жизни и поклонялись ему после его блаженной кончины. Канонизован митрополит Макарий был 6 июня 1988 г. в дни великого юбилея — празднования 1000-летия Крещения Руси.
Сегодня день памяти выдающегося церковного деятеля Царской России, активного участника монархического движения архиепископа Никона (Рождественского).
Владыка Никон родился в многодетной семье (22 ребенка) бедного причетчика в Московской губернии, в миру звался Николаем Ивановичем. Уже в детстве он проявлял редкостные способности. В 1874 г. окончил первым учеником Московскую духовную семинарию, но вместо академии поступил послушником в монастырь. В 1880 г. принял иноческий постриг в Троице-Сергиевой Лавре, с которой была связана вся его дальнейшая жизнь. Он написал книгу о преподобном Сергии, которая до сих пор считается лучшей, на рубеже веков издавал знаменитые на всю Россию нравоучительные «Троицкие листки».
В 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии, но вскоре был переведен в Московскую епархию, где встретил смуту 1905−1906 гг. В это время он стал одним из вдохновителей создания монархических союзов в Москве, публично призывал русских людей сплотиться и дать отпор врагам Царя и Отечества. Был близок к организатору Русской монархической партии, редактору влиятельной газеты «Московские ведомости» В.А.Грингмуту (день памяти 11 октября). В апреле 1906 г. назначен на Вологодскую кафедру, где стал почетным председателем местного отдела Союза Русского Народа. В 1908 г. он стал членом Св. Синода и членом Государственного Совета от Синода. Часто бывая в Петербурге, владыка принимал активное участие в деятельности старейшей монархической организации Русского Собрания (РС), был избран членом Совета РС, а затем и почетным членом Собрания. В 1913 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен председателем Издательского Совета при Св. Синоде. Он продолжал поддерживать монархистов, благословляя их начинания. В 1915 г. присутствовал при открытии Петроградского совещания монархистов. Лейтмотивом всех его выступлений был призыв к единству, в одном из обращений он писал: «Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов. Иначе придут языцы в достояние Божие, придут иудеи и возобладают казни. И будут тогда последняя горше первых: плен иудейский горше плена татарского».
В 1916 г. согласно прошению владыка был уволен от всех должностей и перебрался в родную Троице-Сергиеву Лавру, где издавал накануне революции известную книгу С.А.Нилуса «Близ есть, при дверех». Здесь он и скончался 12 января 1919 г.
Русская линия
От конфликта к активному сотрудничеству
В Новосибирском оперном театре, прославившемся провокационной постановкой оперы «Тангейзер», в этом году состоялась премьера оперы «Рождество»
Новосибирский театр оперы и балета, прославившийся в 2015 году провокационной постановкой оперы «Тангейзер» Вагнера, решил в минувшем году резко поменять репертуарную политику и начал активно сотрудничать с местной епархией. В результате этого плодотворного сотворчества на сцене НГАТОБ были осуществлены постановки спектаклей «Заступник земли Русской», посвященной преподобному Сергию Радонежскому, и «Святой Владимир — Креститель Руси», приуроченной к 1000-летию со дня кончины святого князя Владимира.
Новый проект, осуществленный к Рождеству Христову, получил одноименное с этим великим праздником наименование. Премьера оперы «Рождество» с большим успехом прошла в столице Сибири 10 января. В постановке приняли участие более 200 артистов — солисты театра, два хора — детский и взрослый, оркестр, балет, миманс, приглашённые актеры. Для оперы были сделаны отдельные декорации, видеооформление, костюмы. Работа велась на протяжении полугода.
Композитор оперы «Рождество» — Ираида Сальникова. В основу либретто оперы лег евангельский сюжет о Рождестве, а хор во время постановки исполняет произведения на стихи русских поэтов. «Рождество» — не первая постановка Ираиды Сальниковой в этом театре. В прошлом году она представляла публике ораторию о князе Владимире.
«Мы живём в интересное время, когда православные традиции возвращаются в нашу жизнь. 70 лет мы жили в атеистическом обществе, где религия была под запретом, всё подавлялось, что касалось духовности. Традиционные праздники, которые всегда отмечались, надо нести современному человеку, зрителю. Поэтому творческая группа молодых людей сама составила сценарий, сочинила музыку. Конечно, они спрашивали, консультировались у нас. Получилась современная театральная постановка, которую можно каждый год в Святки, или день Рождества Христова, или в Новый год показывать», — заявил по этому поводу митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, высоко оценивший постановку.
Русская линия