Митрополит Гортинский Иеремия: Вслед за владыкой Александром греческим властям придётся привлечь к суду всех архиереев Элладской Православной Церкви
Судебное преследование против митрополита Мантинийского Александра за его критику содомии может привести к непредсказуемым последствиям, предупредил владыка
Греческие власти, попытавшиеся привлечь к ответственности митрополита Мантийского Александра за его слова о содомии, как о грехе и болезни, могут столкнуться с непреодолимым для себя препятствием. В случае, если это дело не будет закрыто, греческим чиновникам придётся начать преследование каждого архиерея Элладской Православной Церкви, поскольку ничего нового владыка Александр о грехе содомии не сказал и любой греческих архиерей может с чистой совестью повторить его слова, так как они полностью соответствуют учению Православной Церкви. Об этом заявил митрополит Гортинский Иеремия, комментируя этот возмутительный факт, передаёт Agionoros.Ru.
«Куда мы докатились! Вместо того чтобы подняться против безобразной содомии, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную мораль, на суд вызван архиерей Бога Вышняго за то, что он назвал вещи своими именами. Владыка назвал гомосексуализм «душевным заболеванием» и как добрый пастырь выразил сожаление и боль о страдающих от этого недуга братиях. В чем же тогда его вина? В том, что назвал гомосексуализм «душевным заболеванием»? Но так оно и есть. В Священном Писании любой грех назван болезнью, а грешники «больными», — заявил владыка.
В связи с этим он сообщил, что разделяет каждое слово владыки Александра и на этом основании требует от властей также привлечь его к ответственности. «Мы благодарим его за прекрасный образец пастырского слова. Все мы, архиереи и священники, должны действовать так же. В этом и состоит наша пастырская миссия, наш долг. Следовательно, судебный процесс против владыки Александра — это суд над всеми архиереями. Я хочу сообщить начавшим судебный процесс против владыки Александра, что я полностью разделяю его позицию и присоединяюсь к его словам. Предлагаю им привлечь меня к судебной ответственности», — заявил митрополит Иеремия.
Таким образом, не исключено, что уже в самое ближайшее время греческие власти вынуждены будут с позором закрыть это дело, так как заявления о том, что содомия — это грех и болезнь могут получить в Греции массовое звучание. Причём произносить их будeт далеко не только архиереи Элладской Церкви, но и простые священники и миряне. Что тогда предпримет правительство Ципраса, начнёт сажать всех за это в тюрьмы?
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион: За 28 лет в России открылось 29 тысяч храмов
Глава ОВЦС считает, что в России никогда не было такого роста религиозной веры, как в последние три десятка лет
Начавшая в 1985 году в СССР «перестройка» коренным образом изменила формат взаимоотношений церкви и государства. Если в 70-е годы прошлого века, за привоз в страну Библии можно было оказаться в тюрьме, то к 1988 году — юбилейной дате 1000-летия Крещения Руси — коммунистическое руководство советской России решило изменить свою тактику, и стало более лояльным в религиозных вопросах. Впервые, после многих лет гонений, люди вздохнули свободно, и смогли посещать храмы без боязни быть уволенными с работы. В это время впервые после октябрьского переворота стали открываться монастыри, и возвращаться принадлежащие церкви храмы. Естественно, что после падения коммунистического режима в 1991 году эти процессы ещё более ускорились.
Об этом интересном времени, о вере в России, ее истории и возрождении в последние десятилетия глава Отдела внешних церковных связей, митрополит Волоколамский Иларион рассказал 11 октября 2016 года на встрече с группой профессоров и 250 учащихся из Италии. В мероприятии приняли участие профессора и учащиеся школ Рима, Милана, Неаполя, Турина и Палермо, руководимых католическим Обществом Иисуса.
«С 1988 года в нашей Церкви началась эпоха, которую мы называем „вторым Крещением Руси“. В конце 80-х — начале 90-х годов у нас началось массовое крещение населения. Сегодня у нас 35 тысяч храмов, то есть за 28 лет мы открыли 29 тысяч храмов, в год открывая больше тысячи, или по три храма в день. У нас было три духовных школы, сегодня их более пятидесяти», — цитирует владыку сайт ОВЦС.
Как считает митрополит Иларион, в истории России никогда не было такого роста религиозной веры, какой мы наблюдаем за последние 28 лет. «Более того, я вообще не знаю подобного прецедента где-либо и когда-либо в истории человечества. Мы знаем, что эпоха Константина Великого в IV веке была временем, когда повсюду строились храмы, были массовые крещения, но у нас нет статистики по этой эпохе, а по нашей эпохе статистика есть, — добавил он.
Заметив, что сегодня часто можно услышать, что общество живет в постхристианскую эпоху, представитель Русской Церкви заявил, что в России это совершенно не ощущается. «Мы увидели своими глазами силу христианства, которая сегодня позволяет нам открывать по три храма в день. Мы увидели, как христианство преображает жизнь людей, насколько актуальным остается Христос, как и Его проповедь», — заключил митрополит Иларион.
Русская линия
11 октября станет ещё одним днем поминовения преподобномученицы княгини Елизаветы
По благословению Патриарха Кирилла в этот день будет почитаться обретения её мощей
Память о невинно убиенных святых Царственных Мучениках, членах великокняжеского Дома Романовых, а с ними и десятков тысяч безвинно пострадавших от богомерзкой коммунистической власти священнослужителей, военных, чиновников, простых верующих, с каждым годом становится предметом все более широкого почитания среди верующего народа и Русской Церкви. Особенно это ощущается в дни поминовения святой Царской фамилии, когда в Екатеринбург и Алапаевск стекаются тысячи паломников со всей России. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с будущего года в месяцеслов вносится новая памятная дата — день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. Праздник будет отмечаться 11 октября, сообщает телеканал Союэ.
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. После долгих раздумий Великая княгиня избрала Православие. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна старалась помогать фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.
В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Таин в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.
Желая полностью посвятить свою жизнь Господу через служение людям, Елисавета Феодоровна решила создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, а также больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; +1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной Литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир. но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».
В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность».
С начала Первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день Святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в Марфо-Мариинской обители. С Великой княгиней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в уральский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.
Ночью 5 июля 1918 года узников повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!»
Елисавета Феодоровна и Великий князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15-и метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку Великому князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине ее звучала Херувимская песнь — это пели мученики.
В октябре 1918 года армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, и тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения — так были обретены мощи этой святой княгини.
После отступления Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Русская линия
Западная дипломатия пытается активизировать урегулирование конфликта на Донбассе
Ангела Меркель инициировала телефонные переговоры между главами Германии, Франции и России по ситуации на Украине
Европейские политики публично представили своё видение процесса выполнения Минских соглашений и теперь предпринимают активные шаги, чтобы побудить все стороны конфликта на Донбассе к выполнению подписанных договорённостей.
С этой целью вчера по инициативе германской стороны состоялся телефонный разговор президента России Владимира Путина с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Француа Олландом, сообщает Интерфакс.
«Обсуждалась ситуация на Украине, в частности, перспективы дальнейшего международного содействия урегулированию внутриукраинского конфликта путем неукоснительного выполнения минских договоренностей от 12 февраля 2015 года», — говорится в сообщении пресс-службы Президента РФ.
Президент России подчеркнул безальтернативность этих договоренностей как основы для разрешения кризиса, сообщили в Кремле, добавив, что собеседники условились «активизировать консультации в различных форматах».
Между тем в Елисейском дворце в среду сообщили, что президент Олланд, Меркель и Путин обсудили перспективы организации в скором времени саммита по Украине в «нормандском формате».
«Они согласились с тем, что подобная встреча должна быть конструктивной и полезной для решения кризиса на востоке Украины», — отмечается в документе.
«Основные параметры для этого известны. На местности речь идет о прочном прекращении огня, ускорении операций по отводу войск и о беспрепятственном доступе наблюдателей ОБСЕ к районам вплоть до границы. В политическом отношении нужно, чтобы местные выборы прошли в соответствии с украинским законодательством и со стандартами ОБСЕ», — подчеркнули в Елисейском дворце.
«Требуется дальнейшая работа советников с тем, чтобы создать предпосылки для возможной встречи глав государств и правительств так называемого «нормандского формата», — заявил официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт после переговоров, передает «Немецкая волна».
Тем не менее, пока Меркель, Олланд и Путин не смогли договориться о встрече. В четверг Олланд и Меркель намерены провести переговоры с президентом Украины Петром Порошенко, и тогда станет ясно, когда соберётся «нормандская четвёрка».
Русская линия
Хилари Клинтон хочет заставить Католическую церковь признать аборты и содомию
Wikileaks опубликовал данные о планах штаба Клинтон посеять «семена революции» в Ватикане
В результате утечки сообщений электронной почты выяснилось, что Джон Подеста и другие лица, организующие избирательную президентскую кампанию Хиллари Клинтон, работают над тем, чтобы посеять «семена революции» в Католической церкви, чтобы «положить конец средневековой диктатуре», сообщает Седмица.Ru.
Сообщения электронной почты, обнародованные Wikileaks, показали, что либеральные демократы были вовлечены в создание, по меньшей мере, двух организаций, которые лоббировали изменения в церковном вероучении и защищали политиков-католиков, которые поддерживали аборты и однополые «браки» вопреки позиции церковного руководства. Речь идет о группах «Catholics in Alliance» и «Catholics United».
Обмен мнениями по электронной почте, данные которого обнародованы Wikileaks, также показывают полнейшее презрение лидеров избирательной кампании Клинтон к церковному учению, несмотря на то, что Джон Подеста, руководитель кампании, и Дженнифер Пальмиери, директор по коммуникациям этой кампании, идентифицируют себя как католики.
Католические группы, не связанные с избирательной кампанией Клинтон, осудили ее отношение к Католической церкви и призвали Хиллари Клинтон отказаться от попыток вмешательства в церковную жизнь в политических целях, сообщили издания The Hill и Catholic Herald.
Тем не менее, очевидно, что Ватикан по-прежнему является одним из главных идеологических противников американских демократов в вопросах нравственности и легализации содомии, и в случае победы Клинтон на президентских выборах в США, американские власти предпримут всё, чтобы ещё сильнее ослабить влияние Католической церкви.
Русская линия
В Нидерландах хотят легализовать самоубийство
От эвтаназии тяжело больных голландцы решили перейти к убийству вполне здоровых людей
Вслед за легализацией эвтаназии власти Нидерландов естественным образом пришли к мысли о необходимости легализовать и убийства вполне здоровых людей. Ведь если можно по желанию убивать тяжело больных, то почему нельзя убивать тех, кто сам об этом просит, будучи вполне здоровым.
Такая сатанинская логика возникает тогда, когда люди решают, что христианская заповедь «не убий» ничего не значит. А Нидерланды давно идут по этому пути. Именно поэтому министр здравоохранения этой страны Эдит Схипперс, который, казалось бы, должен заботиться о здоровье пациентов, озабочен тем, как легализовать убийство своих клиентов.
Именно этот чиновник со своими коллегами из министерства юстиции направил в парламент письмо, в котором предлагает разработать законопроект, по которому граждане, считающие, что «их жизнь завершена», смогут прибегнуть к «помощи при самоубийстве», даже если они не являются неизлечимо больными, сообщает РИА Новости.
«(Людям), которые пришли к обдуманному решению о том, что их жизнь завершена, должно быть позволено, при наличии строгих и точных критериев, окончить свою жизнь способом, который они считают достойным», — говорится в письме.
Предполагается, что к работе над документом, который могут принять к концу 2017 году, власти привлекут врачей и «экспертов в области этики», которые должны подвести идеологическую базу под это нововведение.
Русская линия
«Основы православной культуры» становятся в Москве все популярнее
За прошедшие 5 лет этот «модуль» родители столичных школьноков стали выбирать в четыре раза чаще
С большим трудом введенные пять лет назад «Основы православной культуры», по крайней мере, в столице, доказывают свою жизнеспособность, чему лучшим подтверждением является все возрастающий интерес родителей московских школьников к этому предмету. Напомним, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) включает несколько направлений: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Какой именно модуль будет осваивать ребенок в школе, выбирают его родители на собрании в конце третьего класса.
Эксперты Московского института открытого образования (МИОО) обследовали 120 образовательных организаций из всех округов Москвы. Выяснилось, что конфессиональные модули стали значительно популярнее, и в основном это произошло за счет «Основ православной культуры». Представители РПЦ объясняют это тем, что люди избавились от предрассудков и убедились, что детей никто не принуждает читать молитвы в школе. Однако светские эксперты в области образования полагают, что успех религиозных модулей обусловлен не выбором родителей, а возрастающими возможностями религиозных объединений.
«Можно точно сказать, что присутствует тенденция к увеличению частоты выбора модуля «Основы православной культуры», — говорит заведующая международной кафедрой МИОО Елена Омельченко. Как показал мониторинг, в 2016 году на 69% собраний, посвященных выбору модуля ОРКСЭ, выступали представители религиозных организаций.
Председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский) напомнил, что ОРКСЭ стал обязательным в 2012 году, тогда модуль «Основы православной культуры» выбрали около 11% родителей учеников. За четыре года это количество увеличилось почти в четыре раза. По данным мониторинга МИОО за 2016 год, «православие» предпочли 41% родителей.
«Преподавание православной культуры и других конфессиональных культур проходит в рамках просвещения и изучения традиционных культурных ценностей. Люди увидели, что никто не занимается навязыванием религиозных догм, не принуждает к молитвам. Дети на уроках узнают об аспектах, которые помогут им лучше понять особенности творчества и полемики русских писателей, и для многих родителей это является определяющим фактором», — цитирует священнослужителя газета «Известия».
Рост популярности «уроков православия» также связан и с активной позицией епархии. Сейчас в каждом округе города работают специальные методические кабинеты, где представители Церкви обсуждают с педагогами урочную деятельность, организацию совместных экскурсий, конкурсов и круглых столов. «Мы стараемся использовать все методы соприкосновения в общении со школами и родителями учеников, и это находит отклик», — заключил отец Онисим.
Русская линия
Обострение противостояния в Алеппо грозит России новыми санкциями
Уже 17 ноября в Брюсселе могут принят новый комплекс запретительных мер в отношении Москвы
С каждым днем надежда на скорое завершение кровавого сирийского конфликта становится все более призрачной: осада огромного города Алеппо может затянуться на многие месяцы, так как боевики окопались буквально в каждом доме северной части города. Единственное, что остается армии Асада в такой ситуации, это каждый день при поддержке наших ВКС утюжить Алеппо бомбами, превращая его в руины. Пожалуй, со времен Второй Мировой Войны мир не знал столь масштабной битвы за столь крупный город, тем более, что проходит она на фоне беспрецедентной информационной войны, которую ведут российские и западные СМИ.
Запад и Москва уже неоднократно обвиняли друг друга в уничтожении мирного населения и жилых зданий. Действительно, даже при самой современной технике трудно рассчитать попадание бомбы, когда расстояние между объектами составляет десятки метров. Однако, пока никто не хочет брать на себя ответственность за гибель невинных людей.
Тем временем страны Евросоюза из-за обострения ситуации в Алеппо собираются на следующей неделе обсудить возможное введение новых санкций против России. Об этом сообщает авторитетное издание Уол стрит джорнал со ссылкой на высокопоставленный дипломатический источник в ЕС. Собеседник издания отметил, что 17 октября во время заседания министров иностранных дел стран ЕС утверждение каких-либо санкций не планируется. Но если бомбардировки Алеппо продолжатся и ситуация ухудшится, вопросу санкций на встрече будет уделено «серьезное внимание», подчеркивает источник.
По данным журнала, расширение антироссийских санкций коснется чиновников из России, которых внесут в черный список Евросоюза. В проекте совместного заявления по итогам заседания 17 октября планируется осудить режим президента Сирии Башара Асада и его союзников за атаки на мирное население, говорится в статье. Брюссель не исключает, что к моменту принятия документа формулировки по обвинениям в адрес России будут ужесточены.
Отметим, что ранее глава Евросовета Дональд Туск заявил, что считает необходимым продлить действующие санкции против России. О том, что Германия рассматривает возможность введения новых санкций против РФ из-за обострения ситуации в Сирии, заявил глава комитета бундестага по внешним делам, член партии «Христианско-демократический союз» (ХДС) Норберт Реттген.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти святителя Михаила, первого митрополита Киевского, мы вспоминаем Императрицу Марию Федоровну
Святитель Михаил, первый митрополит Киевский, по Иоакимовской летописи, родом сириец, по другим летописным сообщениям — серб. В 989 году он прибыл из Корсуни вместе с другими священнослужителями к святому равноапостольному князю Владимиру, незадолго до этого принявшему Крещение.
На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Святое Евангелие, крестя и поучая новообращенных людей, основывая первые храмы и духовные училища.
Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царяграда монахам — основание монастыря Киево-Межигорского. В Ростове владыка основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Святитель Михаил был мудрым и тихим, хотя и строгим иерархом. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником.
Преставился святитель Михаил в 992 году и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года при святом игумене Феоктисте, мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 г. в Великую Печерскую церковь. В связи с этим память его установлена на 30 сентября, а также 15 июня — в день преставления. Ранее память его отмечалась также 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими.
До XIII века митрополиты жили постоянно в Киеве. Опустошение этого города заставило их перенести престол митрополии во Владимир на Клязьму, а потом, в начале XIV века, в Москву, где и правили они российскою церковью, до установления патриаршества (1589 г.). Митрополиты Всероссийские именовались сперва Киевскими и всея России. По установлении патриаршества Киевские митрополиты, по причислении их к Российской иерархии, занимали первое место после Патриархов.
В этот день, в 1928 г. в изгнании в Дании скончалась вдовствующая Императрица Мария Федоровна, супруга Императора Александра III, мать Царя-Мученика Николая.
Мария-София-Фредерика-Дагмара родилась 14 ноября 1847 г. в семье будущего датского короля Христиана IX, впоследствии прозванного «тестем» Европы. Среди ее братьев и сестер были будущий король Дании Фредерик VIII, будущий король Греции Георг I, а также будущая королева Англии Александра.
В 1866 г. принцесса Дагмар вышла замуж за наследника российского Престола Великого Князя Александра Александровича, с 1881 г. ставшего Царем Александром III. В связи со своим замужеством принцесса Дагмар приняла Православие и была наречена Марией Федоровной. Она родила шестерых детей, в том числе последнего русского Царя-Мученика Николая II.
Императрица Мария Федоровна на протяжении всей своей жизни активно занималась благотворительной деятельностью и внесла значительный вклад в совершенствование системы образования в России. В годы Первой мировой войны Государыня вела большую работу на посту главы Российского общества Красного Креста.
Прожив в России более 50 лет, пережив революцию, стоившую жизни двум ее сыновьям и пяти внукам, вдовствующая Императрица в 1919 г. покинула Россию на борту английского дредноута «Мальборо».
После непродолжительного пребывания у своей сестры, вдовствующей королевы Англии Александры, Мария Федоровна вернулась в Данию. Скончалась Государыня в Видёре 13 октября 1928 года. Отпевание состоялось в православном соборе св. благоверного князя Александра Невского в Копенгагене, а упокоение тела было совершено в Роскильдском соборе. В сентябре 2006 года прах Императрицы был перевезен в Россию и перезахоронен в императорской усыпальнице — Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.
Русская линия