Сегодня Радоница
Во вторник Фоминой недели во всех православных храмах совершается особое пасхальное поминовение усопших
Сегодня православные верующие отмечают особый день поминовения усопших — Радоницу. Согласно канонам Православной Церкви, посещение кладбища в день Христова Воскресения не предусмотрено. Для этого существует специальный праздник Радоница (Радуница) — девятый день по Пасхе.
Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь творит в определенные дни года поминовения всех умерших по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто, настигнутый внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Творится это поминовение с тем благочестивым намерением, чтобы, по совершении светлого семидневного торжества Воскресения Христова, разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного воскресения, радость которого возвестил Сам Господь, сойдя во ад с вестью о победе над смертью. Эта весть радостная, отсюда и Радоница, слово древнеславянское, означающее «радующаяся».
Предание гласит, что однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры вместе с диаконом на Пасху пошел покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос Воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину Воскресе!»
Во вторник Фоминой недели во всех православных храмах совершается особое пасхальное поминовение усопших, после которого верующие идут на кладбище, чтобы символически похристосоваться с умершими близкими. В этот день также принято приводить в порядок могилы усопших, причём не только могилы своих родственников, но и те, которые по какой-либо причине оказались забытыми и неухоженными.
Весьма полезно на Радоницу и в другие памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молитв об усопшем. Во всех храмах существуют особые панихидные столы-каноны, на которые кладут жертвуемую служителям церкви снедь. Вкушая ее, они поминают тех, за кого была принесена эта жертва.
Русская линия
В Русской Православной Церкви отметили День Победы молитвой о погибших
9 мая во всех православных храмах России, Украины и Белоруссии совершались панихиды по воинам Великой Отечественной войны
Наряду с широкими торжествами в связи с окончанием Великой Отечественной войны и военными парадами, которые прошли 9 мая во многих странах СНГ, в Русской Православной Церкви молитвенно почтили память всех погибших во время этой ужасной войны, унесшей жизни миллионов воинов и мирных жителей.
7 мая 2016 года, в преддверии празднования 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у Кремлевской стены.
После возложения венка Предстоятель и духовенство Русской Православной Церкви возгласили «Вечную память» «вождем и воинам, жизнь свою за веру и Отечество положившим» и пропели тропарь праздника Пасхи «Христос воскресе из мертвых».
«Если бы не было той победы, то не было бы народа нашего в том смысле, как мы сегодня понимаем наш народ, не было бы сегодня и этого торжества. Поэтому хранить нужно благодарную память о всех, кто не убоялся грозного врага и кто силой духа и оружия победил его», — сказал Патриарх Кирилл.
9 мая 2016 года, в сам день праздника, Его Святейшество посетил торжественный прием в Московском Кремле по случаю 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов, где собравшихся приветствовал Президент России Владимир Путин.
В свою очередь, Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Киевский Онуфрий 9 мая принял участие в церемонии возложения цветов к Вечному огню и могиле Неизвестного солдата в парке Вечной Славы в Киеве.
На памятном мероприятии, которое возглавил президент Украины Пётр Порошенко также присутствовали ветераны.
Предстоятель Украинской Православной Церкви вместе с главой государства и всеми присутствующими прошел в мемориальном шествии по Аллее Павших Героев, где расположены 34 могилы воинов, погибших в годы Второй мировой войны.
Днем ранее, 8 мая, митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил заупокойную литию по погибшим в Великой Отечественной войне.
9 мая 2016 года на Площади Победы в Минске состоялась торжественная церемония возложения венков к монументу Победы. Церемонию возглавил Президент Белоруссии Александр Лукашенко.
От Белорусского экзархата венок в память о подвиге народа в Великую Отечественную войну к монументу возложил митрополит Минский и Заславский Павел.
В Казахстане в День Победы глава Православной Церкви Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возложил венок к мемориалу «Родина-Мать» в Астане.
Перед посещением мемориала в Успенском кафедральном соборе Астаны митрополит Александр совершил заупокойную литию по «всем Победы ради потрудившимся». За богослужением молились клирики Астанайского благочиния и делегаты V Съезда православной молодежи Казахстана.
В посещении мемориала приняли участие: благочинный приходов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев), делегаты V Съезда православной молодежи Казахстана, священнослужители и прихожане храмов казахстанской столицы, ветераны Великой Отечественной войны, сотрудники Астанайского епархиального управления.
Перед возложением венка и цветов была возглашена «Вечная память» «вождям и воинам, на поле брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным и всем Победы ради потрудившимся». Совершив заупокойную молитву духовенство пропело пасхальные тропари, после чего митрополит Александр обратился к собравшимся со словами поздравления с Днем Великой Победы.
Русская линия
В Дагестане освящен храм в честь Святого равноапостольного князя Владимира
Он возведен на месте собора, уничтоженного советской властью в 1953 году
Обращаясь к собравшимся, Рамазан Абдулатипов охарактеризовал открытие храма как восстановление исторической справедливости. Некогда на главной площади Махачкалы, где ныне располагается комплекс правительственных зданий, стоял собор в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, уничтоженный в 1953 году богоборцами. Как сообщил Р. Абдулатипов, некоторое время назад в республике было принято решение открыть храм в пасхальные дни, а мечеть — перед началом месяца Рамадан. По словам главы республики, строительство храма и мечети символизирует единение народов, исторически проживающих на одной земле. Глава Дагестана особо отметил вклад епископа Варлаама в дело строительства храма и развитие духовно-нравственных традиций и вручил Его Преосвященству Почетную Грамоту Республики Дагестан.
В ответном слове архипастырь выразил благодарность Главе Дагестана от имени живущих в республике православных христиан и выразил надежду на то, что уже в ближайшем будущем в новом храме начнут совершаться богослужения. «Сегодня мы открываем великолепный храм, который будет посвящен князю Владимиру — прародителю Александра Невского. Надеюсь, что историческое событие, которое происходит сейчас, позволит нам всем осознать главную истину: все мы являемся детьми Единого Бога, у нас один Отец Небесный, а мы Его дети», — подчеркнул владыка Варлаам, выразив надежду, что в Дагестане будут построены не только храмы, но и школы, детские сады, различные предприятия.
«Надеюсь, что мы будем вместе созидать во благо нашей общей родины — России. Мы все проживаем на одной территории, которая называется Дагестан, и наша душа, говоря по-славянски, „прилепилась“ к этой земле», — цитирует архиерея сайт Махачкалинской епархии.
В заключение перед гостями выступили Государственный Кизлярский Терский ансамбль казачьей песни и воспитанники воскресной школы Успенского собора Махачкалы.
Русская линия
В Истре освящен Воскресенский собор Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря
Чин великого освящения этого храма, и первую Литургию в нем возглавил Патриарх Кирилл
Как известно, Воскресенский собор, является копией Воскресенского собора в Иерусалиме, и даже имеет копию Кувуклии, где находится величайшая святыня всего христианского мира — Гроб Господень. В этом грандиозном соборе пять престолов: Воскресения Христова; Рождества Пресвятой Богородицы; Успения Пресвятой Богородицы; Небоявленного Креста Господня; святых равноапостольных Константина и Елены. После их освящения в главном приделе собора — Воскресения Христова — состоялась Божественная Литургия
По окончании Богослужения предстоятель РПЦ обратился к собравшимся в храме с первосвятительским словом. «Мы сегодня празднуем особенное событие — освящение Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре. Это был замысел великого Патриарха Никона, который по стечению сложнейших политических обстоятельств и многих других факторов не сумел, к сожалению, довести до конца дело строительства этой обители. Патриарх пожелал, чтобы русские люди имели возможность, не подвергая себя огромным опасностям, с которыми в ту пору было связано путешествие в Иерусалим, прикоснуться здесь, на московской земле, к иерусалимским святыням, — войти в Храм Воскресения, в Кувуклию Гроба Господня, приложиться к Камню Помазания, пройти в храм Константина и Елены, где в Иерусалиме был обретен Крест. Патриарх хотел, чтобы вся эта местность вокруг Ново-Иерусалимского монастыря стала образом Святой Земли. Ему и его последователям это отчасти удалось», — сказал глава Русской церкви.
«Но история, как говорят, была очень жестока с этим местом. Еще в XIX веке некоторые строения монастыря начали разрушаться, и требовалась масштабная реставрация, к которой собирались приступить в XX веке. Что-то начали делать уже тогда, но началось революционное лихолетье, а затем страшное испытание Великой Отечественной войной. Здесь на несколько недель задержались немецкие войска, вокруг обители разразился страшный бой, и монастырь был полуразрушен», — цитирует Предстоятеля портал Патриархия.Ru.
«Даже в трудное послевоенное время, осознав архитектурную и историческую важность этого места, монастырь начали постепенно восстанавливать. Но мы можем сказать, что по-настоящему восстановление началось с 2011 года. До того времени мой блаженнопочивший предшественник Святейший Патриарх Алексий II и тогдашний президент, ныне премьер Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, здесь присутствующий, создали Попечительский совет. Начались изыскательские и проектные работы, а в 2011 году — беспрецедентная, широкомасштабная реставрационная работа, которая завершилась за рекордные четыре года, — как, собственно говоря, на том историческом заседании Попечительского совета, мы и запланировали», — напомнил Патриарх.
Присутствовавший на церемонии премьер-министр России Д.А.Медведев сказал: «Я испытываю чувство гордости за то, что тогда, в XVII веке, наши предки приняли сложное решение создать в России Новый Иерусалим. И несмотря на то, что происходило в нашем многострадальном Отечестве на протяжении веков, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря восстановлен и освящен. Близок тот час, когда закончится восстановление всего монастыря. Это наша с вами общая победа», — заключил Медведев.
Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году Патриархом Никоном (1605−1681). Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины.
В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории в 1920 году открылся музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден. Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались уже в 1942 году, особенно интенсивно они велись в 1960−80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная жизнь.
Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 года, перед реставраторами была поставлена задача закончить реставрацию собора до конца 2015 года. Несмотря на внушительные объемы работ, эта задача была реализована. Напряженный ритм работ позволил завершить реставрацию Воскресенского собора всего за 4 года.
Воскресенский собор — уникальный памятник русской архитектуры, состоит из четырех взаимосвязанных частей: непосредственно к собору Воскресения Христа с восточной стороны примыкает подземная церковь святых Константина и Елены, с юга? колокольня, с западной части собора? ротонда, возведенная над часовней Гроба Господня.
Были проведены работы по сохранению дошедшего до наших дней трехъярусного изразцового иконостаса XVII века в церкви Всех святых (на колокольне), фрагменты которого чудом сохранились после взрыва 1941 года. Также специалистами были проведены консервационно-реставрационные работы по сохранившимся до наших дней памятникам XVII века — Голгофскому Кресту и Красным вратам Воскресенского собора.
Наряду с сохранением и воссозданием исторического облика монастыря, его архитектуры и интерьеров, стояла задача по приспособлению объектов к регулярной богослужебной жизни. Воскресенский собор никогда не отапливался, и богослужения проводились в нем только в теплое время года. Сейчас для поддержания температурного режима в целях создания комфортных условий для сохранности конструкций памятника, его внутреннего интерьера и для людей во время богослужений в соборе проведены современные коммунальные сети для круглогодичного отопления.
Особое место в соборе занимает воссозданный трудами современных иконописцев двенадцатиметровый монументальный иконостас.
Русская линия
Абэ посетил Сочи
Премьер Японии встретился с Владимиром Путиным, чем вызвал раздражение в США
В минувшую пятницу в Сочи прошли переговоры Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ, которые длились больше трех часов. Лидеры двух стран договорились об интенсивном политическом диалоге, подтвердили нацеленность на развитие торгово-экономических и инвестиционных связей. В завершение Абэ предложил российскому лидеру трижды встретиться в этом году «на полях» многосторонних саммитов, сообщает газета «Взгляд».
Одним из главных вопросов российско-японских отношений традиционно является тема Курил. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя итоги переговоров в Сочи Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ, отметил, что эта тема «поднималась в весьма конструктивном ключе». «Контакты будут продолжены на уровне министерств иностранных дел», — добавил он.
Вторая тема, которая тесно связана с первой и всегда фигурирует в повестке дня российско-японских переговоров, — заключение мирного договора между странами — также поднималась в Сочи.
Японский премьер после встречи заявил, что предложил Москве новый подход к решению проблемы и вместе с Владимиром Путиным пришел к согласию в этом вопросе. При этом до сих пор неизвестно, в чем суть данных предложений.
Так или иначе, этот неофициальный визит в Россию японского лидера наделал много шума на Западе, где сочли, что Токио вышел за рамки допустимого в диалоге с Москвой и пробил брешь в негласной политике по изоляции российского руководства.
Дело дошло до того, что в США вынуждены были напомнить японцам о необходимости соблюдения политики санкций в отношении России. Однако, на фоне регулярных контактов представителей США и России по Сирии и другим вопросам, эти заявления оказались не очень убедительны для Японии, для которой тема Курил до сих пор является номером один во внутренней и внешней политике.
Вряд ли Токио станет отменять антироссийские санкции, но то, что японцы готовы пойти на сближение с Москвой очевидно.
Русская линия
Для Сербской Церкви Косово остаётся сербским
Синод Сербской Православной Церкви постановил провести открытие Архиерейского Собора в столице края Приштине
Заявления сербских политиков о том, что они никогда не смирятся с отделением сербского края Косово и будут всегда стремиться вновь интегрировать его в состав Сербского государства, стали давно привычными в Сербии, однако на фоне евроинтеграционного курса нынешних сербских властей подобные высказывания вызывают всё меньше доверия.
Косово уже несколько лет живёт своей отдельной жизнью, и едва ли не единственным сербским представительством в этом крае остаётся Сербская Православная Церковь, которая по-прежнему не на словах, а на деле считает этот край сербским и не собирается покидать его, несмотря ни на какие трудности.
Более того, чтобы поддержать свою паству в Косово Священный Синод Сербской Православной Церкви принял решение провести открытие очередного Архиерейского Собора 14 мая 2016 года в Печской Патриархии на территории столицы Косово.
С подобной инициативой на Синоде выступил Святейший Патриарх Сербский Ириней, и его предложение получило поддержку членов Синода, сообщает Седмица.Ru.
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви начнется я в субботу, 14 мая 2016 года с торжественной Литургии с чином Призывания Святого Духа, которая состоится в церкви Святых Апостолов в Великой Лавре Печской Патриархии.
На следующий день, в воскресенье 15 мая 2016 г., епископы, прибывшие для участия в Архиерейском Соборе, примут участие в Божественной Литургии, которая пройдет в соборе святого Великомученика и Победоносца Георгия в Призрене.
Также архиереи — участники Собора будут участвовать в освящении восстановленных зданий Семинарии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Учителей Словенских, в Призрене.
Рабочие сессии Архиерейского Собора начнутся 16 мая 2016 г., в 17 часов, в зале Архиерейских Соборов на Патриаршем дворе в Белграде.
Русская линия
Мэром Лондона впервые в истории стал мусульманин
Инаугурация Садика Хана прошла в католическом Саутворкском соборе
На минувшей неделе в Великобритании произошло знаковое событие: впервые в истории английской столицы мэром Лондона стал мусульманин. Многие российские СМИ усмотрели в этом факте чуть ли не апокалиптические предзнаменования или, как минимум, подтверждение того факта, что мусульмане постепенно вытесняют христиан из Европы. Однако вряд ли для этого есть веские основания.
Западная система управления государством на редкость устойчива к «личному фактору», и не допускает особых колебаний курса. Тому свидетельство, например, правление американского президента — мулата. Если кто-то заметил какие-либо отличия его курса от всего того, что делали его предшественники, то для этого он использовал очень большой микроскоп. Так что очевидно, что в западных странах, по большому счету, нет особой разницы, кто управляет городом или страной — стабильная демократическая система сдержек и противовесов все подкорректирует.
Тем более, что новый мэр Лондона получил отличное образование в Оксфорде, где изучал право. Затем он стал адвокатом по правам человека. В правительстве Гордона Брауна он был министром по делам общин, а затем по делам транспорта, где проявил себя как профессионал. Его коллег здесь меньше всего волновало то, что он родился в семье пакистанских мигрантов и был 4-м из 8-ми детей в семье.
Набравший почти 60% голосов Садик Хан дал присягу 7 мая в католическом Саутворкском соборе. На церемонии присутствовал кардинал Винсент Николс, архиепископ Вестминстерский, который «заверил его в своих молитвах». Новый мэр принес присягу в ходе многоконфессиональной церемонии, на которой, в частности, присутствовал англиканский лондонский епископ Ричард Чартрз. Хан пожелал, чтобы инаугурация состоялось именно в Саутваркском соборе, среди лондонцев различных вероисповеданий, чтобы показать свое намерение представлять все общины города.
«Я сегодня здесь потому, что наш город протянул мне руку. И, обращаясь к этому переполненному собору, я хочу сказать, что готов протянуть ту же руку вам», — заключил новый мэр Лондона.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Благоверного Царя Феодора Алексеевича и замечательного русского художника Андрея Рябушкина
Царь Феодор Алексеевич родился 30 мая 1661 г. и был сыном Государя Алексея Михайловича «Тишайшего» от первого брака с Марией Ильиничной Милославской. С детства он был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником Престола. Получил блестящее образование, знал латынь, древнегреческий, польский. Его учителем был знаменитый церковный деятель и писатель Симеон Полоцкий. Царь разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поезии и изрядные вирши складывал», сделал стихотворный перевод нескольких псалмов для «Псалтири» Полоцкого.
После смерти отца, 18 июня 1676 г. 15-летним Феодор был венчан на царство в Успенском соборе Кремля. В краткий период его царствования было отменено местничество (решением Земского Собора 1682 г.) — правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу. В нее вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.
Также были изданы распоряжения для устранения злоупотреблений и запутанности в делах по владению вотчинами и поместьями; уничтожен институт губных старост; уничтожены откупы на винную продажу и на таможенные сборы; все уголовные дела соединены в Разбойном приказе. Царем была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение, была сделана попытка смягчить уголовные наказания, в частности, было отменено отрубание рук за воровство. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами. В 1681 г. было введено воеводское и местное приказное управление — важная подготовительная мера для губернской реформы брата и крестника Царя Феодора — будущего Императора Петра Великого. При Царе Феодоре также готовился проект о введении в России чинов — прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти.
Церковный собор в царствование этого Государя (1682) принял меры для поднятия нравственности среди духовенства и для борьбы с расколом. Царь Феодор в 1681 г. повелел вернуть из ссылки Патриарха Никона, но тот умер в пути. Во внешней политике главное место занимал малороссийский вопрос, вызвавший два чигиринских похода. Крупной внешнеполитической акцией Царя Феодора стала успешная Русско-турецкая война 1676−1681 гг., закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией.
Однако частная жизнь Царя была несчастливой. Первый брак с Агафьей Семеновной Грушецкой (1680) закончился через год — Царица умерла в родах вместе с новорожденным сыном. Бездетный Царь женился через полгода на Марфе Матвеевне Апраксиной, но через два месяца после свадьбы, Государь скоропостижно скончался в Москве на 21-м году жизни (27 апреля (по старому стилю) 1682 г.), не оставив наследника. Царями были провозглашены два его брата — Иоанн и Петр Алексеевичи. Похоронили Феодора в Архангельском соборе Московского Кремля.
Андрей Петрович Рябушкин родился 17 октября 1861 г. в селе Станичная Слобода, Воронежской губернии в семье крестьянина-иконописца. Оставшись четырнадцати лет сиротой, отрок, проявивший художественные и музыкальные способности, благодаря счастливому случаю оказался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в котором обучался у В.Г.Перова. Позже Рябушкин продолжил свое обучение в Петербургской Академии художеств.
Его работы неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину «Снятие с креста» (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом Академией художеств эскиза. Расстроенный художник уже намеревался уничтожить огромный холст на части, но посетивший его мастерскую известный меценат П.М.Третьяков купил картину, а президент Академии художеств Великий Князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам.
Объехав на полученные деньги древние русские города, Рябушкин написал целый ряд этюдов церквей, зарисовал фрагменты древних фресок и орнаментов, изучил старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. Тема Святой Руси всецело поглотила художника. Рябушкин еще со студенческой скамьи постоянно публиковал в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из русской истории и бытовые зарисовки из жизни русской деревни.
Художник вошел в историю русской живописи как талантливый мастер историко-бытового жанра и тонкий бытописатель современной ему крестьянской жизни. Среди наиболее известных картин художника «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891), «Сидение Царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893), «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Русские женщины XVII века в церкви» (1899), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901).
В последние годы жизни Рябушкин увлекся созданием иллюстраций к русским былинам и деревенскими темами («За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втерся парень в хоровод..» (1902), «В деревне. К обедне» (1903).
Скончался Рябушкин от туберкулеза легких 27 апреля (по старому стилю) 1904 г. в возрасте сорока трех лет. Хрупкий и болезненный, по свидетельству Михаила Нестерова «словно носящий в себе какую-то тайну», Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.
Русская линия
В Царском Селе открылась выставка «Сестры милосердия Первой мировой»
Экспозиция приурочена к годовщине создания «Общества попечения о раненых и больных воинах» основанного императором Александром II
В годы Первой мировой войны сам образ сестры милосердия поднимал патриотический дух. Недостатка в желающих посвятить себя этому благому делу не было: на службе Красного Креста в 1917 году состояло 20 тысяч сестер милосердия.
За мужество и самоотверженность при спасении пострадавших на полях сражений приказами по войскам медалями святого Георгия с надписью «За храбрость» были удостоены многие сестры милосердия, а единственной женщиной, награжденной орденом святого Георгия, стала Римма Иванова.
Именно этим, исполнившим завет Христа женщинам посвящена выставка «Сестры милосердия Первой мировой», открывшаяся 6 мая в Ратной палате Царского Села. Ее основу составили открытки, почтовые карточки 1914−1918 годов, предметы из коллекции ГМЗ «Царское Село» и эскизные модели памятника сестрам милосердия, который будет открыт в Москве в июне этого года.
Авторские открытки выполнены Михаилом Нестеровым, Сергеем Ягужинским, Петром Геллером, Тимофеем Мозговым, Мстиславом Добужинским и их современниками. Художники отразили образ сестры милосердия на передовых позициях при оказании помощи раненым, выносе их из огня, выхаживании в лазаретах, санитарных поездах, госпиталях.
Выставленные многочисленные фотографии представляют реальные эпизоды деятельности женской медицинской службы на фронтах войны. Также в экспозиции можно увидеть уникальные открытки дореволюционных благотворительных обществ. Среди раритетов — фотокарточки сестер милосердия с дарственными надписями родным и близким, а также открытки, отправленные по почте.
Выставка продлиться до конца мая. Вход на экспозицию с 10 до 18.00.
Русская линия