Русская линия
<< Полная сводка новостей от 18 апреля 2016 >>

В Санкт-Петербурге прошло заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
В числе его важнейших решений — постановление в отношении встречи Патриарха Кирилла и папы Франциска и ряд кадровых вопросов

Заседание Св.Синода в Петербурге

16 апреля 2016 года в историческом здании Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, в ходе которого были рассмотрены основные проблемы церковной жизни на канонической территории Русской Церкви и принят целый ряд важных кадровых решений.

Одним из важнейших итогов прошедшего Синода стало постановление в отношении встречи Патриарха Кирилла и папы Франциска, которое призвано поставить точку в развернувшейся в последнее время в церковной среде дискуссии на этот счет. В документе ещё раз подчеркивается, что текст совместной декларации Патриарха и папы не затрагивает богословских, догматических и экклезиологических вопросов, но обращен к острым социальным, политическим и нравственным проблемам современности.

«Признать делом особой важности защиту христиан в тех регионах, где они подвергаются гонениям. Отметить, что Совместное заявление Патриарха Кирилла и Папы Франциска способствовало достижению перемирия на земле Сирии и тем самым помогло спасти тысячи жизней. Считать важным адресованный международному сообществу призыв, прозвучавший в Совместном заявлении, к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока и к употреблению всех возможных усилий», — сказано в документе.

Члены Св. Синода особо отметили сделанное Патриархом и папой заявление о том, что «метод „униатизма“ прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства». Они выразили сожаление в связи с реакцией руководства Украинской греко-католической церкви на эти слова и заявление в целом. В постановлении подчеркивается, что уния остается незаживающей раной в православно-католических отношениях.

Кроме того, Синод постановил образовать в административных границах Воркутинского, Вуктыльского, Интского, Усинского городских округов, а также Ижемского, Печорского и Усть-Цилемского районов Республики Коми ― Воркутинскую епархию, выделив ее из состава Сыктывкарской епархии. Правящим архиереем Сыктывкарской епархии был утверждён епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим с возведением его в сан архиепископа. Епископом Воркутинским и Усинским избран игумен Иоанн (Руденко), клирик Шуйской епархии. Вопрос о создании митрополии на территории Республики Коми будет решён позднее.

Викарием Новгородской епархии с титулом «Юрьевский» члены Синода избрали иеромонаха Арсения (Перевалова), клирика Новгородской епархии. Председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами был назначен исполняющий обязанности главы этого отдела протоиерей Сергий Привалов.

Решением Синода Омское епархиальное духовное училище преобразовано в Омскую духовную семинарию. Ректором новообразованной семинарии стал митрополит Омский и Таврический Владимир.

Синод имел суждение о назначении заместителей председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации. По рассмотрении данного вопроса члены Синода постановили назначить первым заместителем председателя указанного отдела Александра Щипкова, а заместителями — Вахтанга Кипшидзе и Игоря Мещана.

Рассмотрев обращение игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Иеремии (Алехина), Синод включил в месяцеслов Русской Православной Церкви имя преподобного Илариона Грузина, Святогорца, с установлением дня памяти 14/27 февраля. Помимо этого, были утверждены тексты службы иконе Божией Матери «Черниговская Гефсиманская», тропаря, кондака и молитвы святому праведному Павлу Таганрогскому, нового акафиста преподобным Иулиании и Евпраксии, основательницам Зачатиевския обители, и акафиста преподобной Елисавете Константинопольской, чудотворице.

В заключении архипастыри приняли решение о формировании рабочей группы по подготовке общецерковной программы памятных мероприятий в связи с 100-летней годовщиной убиения первых новомучеников Церкви Русской, а также заявили о необходимости упорядочить систему экспертной оценки искусствоведческих, архитектурных и реставрационных проектов общецерковного и епархиального масштаба.

Русская линия


В русские обители возвращаются утраченные святыни
В Александро-Свирский монастырь возвращена старинная чудотворная икона прп. Александра Свирского

Сотни и тысячи бесценных православных русских святынь были уничтожены или проданы за рубеж в советскую эпоху гонений на Церковь. В лучшем случае, они оказывались в запасниках музеев, заполучить откуда их по сей день практически невозможно. В этом отношении участь святынь, оказавшихся за рубежом — проданных советским режимом, или вывезенных французскими или немецкими захватчиками — несколько более благоприятна. Меценаты и благотворители все чаще стали выкупать их и возвращать своим законным владельцам.

Интересная судьба в этом смысле оказалась у иконы преподобного Александра Свирского (1448−1533), которая была написана по заказу святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси (1482−1563). Икона эта находилась в покоях у святителя Макария до самой его смерти в 1563 году. В 1571 году она была передана в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь с драгоценной ризой (окладом) от царя Ивана IV Грозного и почиталась как чудотворная наравне с иконами Божией Матери Владимирской, Смоленской, Тихвинской и «Знамение» Новгородской.

Икона прп. Александра СвирскогоВ 1811 году, в период очередного ремонта Троицкого собора монастыря, икона была отправлена в Москву. После событий 1812 года местонахождение иконы было не известно, и только в 2010 году икона была найдена и выкуплена благотворителем В.Н. Жимировым у коллекционеров. А вчера произошло знаменательное событие: по окончании Богослужения в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре Предстоятель Русской Православной Церкви передал эту икону в дар обители.

Передавая святыню, Патриарх Кирилл отметил, что икона была написана вскоре после преставления преподобного Александра Свирского. «Он был прославлен так быстро после своей смерти, как ни один другой святой Русской земли, потому что все знали, что он святой человек. При жизни святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, был написан этот образ святого преподобного Александра Свирского, а святитель Макарий лично знал Александра Свирского. Поэтому мы можем с уверенностью говорить о том, что в иконописной традиции здесь запечатлен реальный облик преподобного Александра», — цитирует Предстоятеля портал Патриархия.Ru.

«Эта икона была утеряна в лихолетье, оказалась за границей. Вадим Николаевич Жимиров выкупил этот образ», — заключил Патриарх Кирилл, выразив признательность благотворителю.

Русская линия


Церковь настаивает на соблюдении закона в вопросе принадлежности Исаакиевского собора
В Синодальном информационном отделе дали понять, что поддерживают законные действия Санкт-Петербургской епархии по данному вопросу

Исаакиевский соборВ Русской Православной Церкви считают незаконным отказ властей Санкт-Петербурга в возвращении верующим отобранного у них в советские годы Исаакиевского собора и призывают местные власти действовать в правовом поле при рассмотрении данной ситуации. Об этом заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Судьба Исаакиевского собора, в передаче которого Санкт-Петербургской епархии ранее отказали петербургские власти, должна решиться с учетом всех существующих точек зрения на этот вопрос, однако законные права верующих при этом должны быть также учтены, заявил представитель Церкви.

«Церковь не должна игнорировать существующие точки зрения, они разные, и необходимо прийти к какому-то консенсусу, найти какой-то баланс», — сказал он, комментируя сложившуюся ситуацию вокруг Исаакиевского собора. В тоже время Владимир Легойда добавил, что позиция Русской Православной Церкви «заключается в том, что все должно происходить в существующем правовом поле».

Таким образом, в Церкви обращают внимание на незаконность решения петербургских властей о невозвращении храма верующим. Ведь согласно действующему законодательству все отобранные у Церкви храмы должны быть возвращены верующим. Для этого необходимо лишь письменное обращение истинного владельца церковного строения, получив которое органы власти обязаны урегулировать все спорные вопросы и вернуть храм верующим.

Согласно закону, в случае, если в храме располагается какое-либо государственное учреждение или музей, максимальный срок для его переезда на новое место и освобождение церковного строения составляет не более 6 лет. Никаких исключений при этом для каких-либо храмов, имеющих мировое культурное значение, закон не предполагает, и поэтому рано или поздно Исаакиевский собор должен быть передан Церкви.

Русская линия


В России могут запретить секту «Свидетели Иеговы»
Правоохранительные органы фиксируют огромное количество экстремистских материалов в литературе сектантов

Осторожно: секта!Генеральная прокуратура России предупредила тоталитарную секту «Свидетелей Иеговы» о возможной ликвидации данной организации по обвинению в осуществлении экстремистской деятельности. Об этом в пятницу заявила пресс-служба сектантов, сославшись на полученное от надзорного ведомства предупреждение, передаёт газета «Известия».

Ранее ряд местных религиозных организаций уже были ликвидированы судами, а сектанты привлечены к уголовной ответственности.

В предупреждении, в частности, говорится, что российские суды признали экстремистскими 88 «информационных материалов, издаваемых организацией «Свидетели Иеговы». Все они включены в федеральный список экстремистских материалов. Кроме того, прокурорами ряда регионов выносились предупреждения о недопустимости экстремистской деятельности секты.

«Несмотря на принимаемые превентивные меры, в деятельности структурных подразделений Управленческого центра ["Свидетелей Иеговы"] продолжают выявляться признаки экстремизма, что приводит к ликвидации местных религиозных организаций», — указывается в документе.

Заместитель генпрокурора Виктор Гринь предлагает «Свидетелям Иеговы» в двухмесячный срок (предупреждение подписано было 2 марта) «принять конкретные организационные и практические меры, направленные на недопущение в дальнейшем нарушения федерального закона, а также устранение причин и условий, им способствовавших».

В противном случае, предупреждает замгенпрокурора, а также «при выявлении новых фактов, свидетельствующих о наличии признаков экстремизма, религиозное объединение подлежит ликвидации».

Русская линия


Декоммунизация в украинском Кировограде пошла по русскому пути
Власти этого украинского города оказались в крайне непростом положении — горожане отвергли новое патриотическое название города и попросили вернуть им царский Елизаветград

Герб ЕлизаветградаОбъявленная после очередного майдана на Украине декоммунизация принесла немало положительных изменений в топонимику украинских городов. С реализацией этого закона Украина, наконец, смогла совершенно законно избавиться от многих истуканов Ленина и прочих советских вождей, виновных в убийстве тысяч ни в чём неповинных русских людей.

Однако, как оказывается, не обошлось тут и без подводных камней. Дело в том, что украинские власти теперь крайне озабочены тем, что вместо коммунистических и большевицких названий на Украине появляется всё больше русских наименований, данных топонимам ещё во времена Российской империи, а эта страница истории сегодня крайне непопулярна среди украинских чиновников.

Весьма говорящий случай, высвечивающий двоякий подход украинских властей к истории, произошёл не так давно в украинском Кировограде, власти которого задумались о переименовании города, названного большевиками в честь Кирова. В царской России данный город носил имя святой Елизаветы и назывался Елизаветград. Именно за это название выступило большинство горожан. Однако власти отказались прислушиваться к их мнению.

В итоге Комитет Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления рекомендовал переименовать город в Кропивницкий, что вызвало негодование жителей Кировограда.

В ответ на действия властей они заявили о готовности начать массовые акции протеста, сообщает УНИАН со ссылкой на совместный опрос КМИС и Социологической группы «Рейтинг».

42,7% жителей города совсем не поддерживают переименование Кировограда, еще 24,6% «скорее не поддерживают». Поддерживают переименование города 27,7%, 4,9% затруднились с ответом на вопрос, говорится в пресс-релизе КМИС.

Среди возможных вариантов названия города большинство жителей поддерживают нынешний вариант «Кировоград». В случае отсутствия в списке названий варианта «Кировоград» большинство населения (55%) выбирают вариант «Елисаветград». Вариант «Кропивницкий» выбирают 8%.

Если бы жителям нужно было выбирать между двумя вариантами — «Елисаветград» и «Кропивницкий» — то «Елисаветград» выбрали бы 68%, «Кропивницкий» — 13%.

Чем закончится это противостояние властей и горожан, сказать сложно.

Русская линия


Патриарх Константинопольский Варфоломей, Архиепископ Афинский Иероним и Папа Римский Франциск выступили за прекращение кровопролития на Ближнем Востоке
Глава Ватикана посетил православную Грецию, чтобы на месте ознакомиться с проблемами решения миграционного кризиса

Патриарх Варфоломей, Архиепископ Иероним и папа Римский Франциск подписывают декларацию по мигрантам16 апреля 2016 года папа Римский Франциск по приглашению Предстоятеля Элладской Православной Церкви Архиепископа Иеронима и греческого правительства прибыл на остров Лесбос, который в последнее время фактически стал местом гуманитарного кризиса, вызванного наплывом мигрантов и беженцев, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на информационное агентство «Ромфея».

Главу Ватикана в аэропорту Лесбоса приветствовали премьер-министр Греции Алексис Ципрас, Константинопольский Патриарх Варфоломей и Архиепископ Афинский Иероним, с которыми папа Римский имел краткую беседу в аэропорту острова. «Я горжусь отношением греческого народа к беженцам», — сказал папа Франциск.

Затем он проследовал на встречу с беженцами, которые прибыли вплавь на территорию Греции. По итогам этого визита Предстоятели Константинопольской и Элладской Православных Церквей подписали с папой Римским совместную декларацию следующего содержания:

«Мы, Папа Франциск, Вселенский Патриарх Варфоломей и Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним, встретились на греческом острове Лесбос для того, чтобы выразить нашу глубокую озабоченность по отношению к трагическим условиям, в которых находятся многочисленные беженцы, мигранты и просители убежища, которые прибыли в Европу, бежав от конфликта и, в большинстве случаев, от угроз их жизням. Мировое сообщество не может игнорировать гигантский гуманитарный кризис, вызванный распространением насилия и вооруженным столкновением, преследованием и перемещением религиозных и этнических меньшинств, а также уничтожением их семей и домов, нарушением их человеческого достоинства, их фундаментальных прав человека и их свобод.

Трагедия миграции и вынужденного перемещения затрагивает миллионы людей. Этот фундаментальный гуманитарный кризис вызывает ответ солидарности, сострадания, великодушия и скорейшего практического обеспечения ресурсами. С Лесбоса мы призываем международное сообщество, встретившись лицом к лицу с этим массовым гуманитарным кризисом и его нижеуказанными причинами, ответить с мужеством дипломатическими, политическими и благотворительными инициативами, а также усилиями по сотрудничеству одновременно на Ближнем Востоке и в Европе.

В качестве руководителей наших соответствующих Церквей, мы едины в нашем стремлении к миру и в нашем намерении способствовать решению конфликтов через диалог и примирение. Признавая уже предпринятые усилия по оказанию помощи беженцам, мигрантам и просителям убежища, мы призываем всех политических руководителей использовать все средства для того, чтобы помочь отдельным людям и объединениям, в том числе христианским, остаться в своих странах и пользоваться фундаментальным правом жить в мире и в безопасности. Широкий международный консенсус и программа помощи срочно необходимы, чтобы поддержать право на защиту основных прав человека в этой невыносимой ситуации, для защиты меньшинств, борьбы с торговлей людьми, устранения путей, которые являются небезопасными, например, через Эгейское и Средиземное моря, а также разработать безопасные процедуры переселения. Таким образом мы сможем оказать помощь этим странам и непосредственно обеспечить нужды многих наших многострадальных братьев и сестер. В частности, мы выражаем нашу солидарность с греческим народом, который, несмотря на свои собственные экономические затруднения, великодушно отозвался на этот кризис.

Вместе мы торжественно выступаем за прекращение войны и насилия на Ближнем Востоке, за достижение справедливого и прочного мира и достойное возвращение тех, кто был вынужден покинуть свои дома. Мы призываем религиозные общины активизировать свои усилия для оказания помощи и защиты беженцев всех вероисповеданий; и пусть религиозные и гражданские службы помощи стремятся скоординировать свои инициативы. До тех пор, пока продолжает существовать необходимость, мы призываем все страны продлить временное убежище, предложить статус беженца тем, кто имеет на это право, активизировать свои усилия по оказанию помощи и работать со всеми мужчинами и всеми женщинами доброй воли в направлении прекращения продолжающихся конфликтов.

Европа сегодня столкнулась с одним из самых серьезных гуманитарных кризисов с момента окончания Второй мировой войны. Для решения этой серьезной проблемой мы призываем всех последователей Христа помнить слова Господа, которыми мы однажды когда-нибудь будем судимы: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне «(Мф 25: 35−36.40).

Со своей стороны, повинуясь воле Господа нашего Иисуса Христа, мы твердо намерены безоговорочно активизировать наши усилия по содействию полному единству всех христиан. Мы вновь подтверждаем нашу убежденность в том, что «следует стремиться к примирению (между христианами), чтобы содействовать социальной справедливости среди всех народов .. Мы хотим вместе способствовать тому, чтобы мигранты, беженцы и просители убежища достойно были приняты в Европе «(Экуменическая хартия, 2001). Защищая фундаментальные права человека применительно к беженцам, просителям убежища и мигрантам и всем маргинализированным элементам в нашем обществе, мы стремимся выполнить миссионерское служение Церквей для мира.

Наша сегодняшняя встреча призвана помочь принести надежду и мужество тем, кто ищет убежище, и всем тем, кто принимает и помогает им. Мы призываем международное сообщество сделать защиту человеческой жизни одной из приоритетных задач и поддержать ее на всех уровнях, включая политический, распространив ее на все религиозные общины. Участь всех людей, пострадавших от этого гуманитарного кризиса, в том числе многих из числа наших христианских братьев и сестер, взывает к нашей постоянной молитве.

Лесбос, 16 апреля, 2016 г."

Русская линия


Страны-экспортеры нефти не смогли договориться о заморозке добычи
Провал переговоров в Катаре сразу же вызвал резкое падение цен на Лондонской бирже

ОПЕКНе проходит и дня, чтобы цены на нефть не упали или не поднялись более, чем на 2%. В последние недели наблюдалась тенденция к их росту. В середине минувшей недели стоимость нефти достигла максимального значения с конца ноября. Это произошло благодаря тому, что крупные нефтедобывающие страны вновь предприняли попытку ограничить объемы добычи и остановить её бесконтрольную добычу. Однако, вчерашняя встреча министров стран-экспотеров нефти в столице Катара Дохе, которая длилась более 10 часов сверх запланированного времени, завершилась без заключения соглашения по заморозке нефтедобычи. Неспособность участников договориться уже привела сегодня утром к очередному обвалу — почти на 7% – цен на нефтяном рынке.

Нефть — это «политическое сырье», цену на которое определяет не только спрос и предложение, но и геополитические расчеты. И здесь надо отметить, что картель ОПЕК в действительности больше не контролирует энергетические рынки. Его члены слишком разобщены для того, чтобы влиять на уменьшение или увеличение объемов добычи. К примеру, в нынешней встрече в столице Катара Тегеран участие не принимал. И здесь Иран можно понять: слишком долго нефть этой страны находилась под запретом свободной продажи. Это решение Тегерана ставит саудовцев в трудное положение: если они согласятся «заморозить» свою добычу, то потеряют рыночную долю, которая отойдет к их «заклятым врагам». Поэтому в Дохе Саудовская Аравия кардинально изменила свой курс и предложила новый проект соглашения по нефти, который предполагает участие всех стран ОПЕК — в том числе Ирана.

Тем не менее, нефтяные министры пока настроены оптимистично. Министр нефти Катара Мухаммед ас-Сада, комментируя итоги встречи, заявил, что ситуация на рынке нефти улучшилась по сравнению с февралем этого года, когда Россия, Саудовская Аравия, Венесуэла и Катар выступили с инициативой по заморозке добычи, передает Интерфакс. Он также выразил надежду, что цены на нефть будут реагировать на фундаментальные факторы, а не на итоги встречи. «Фундаментальные факторы рынка улучшаются, и эта тенденция связана со снижением добычи нетрадиционной нефти и сокращением инвестиций», — добавил он.

Министр нефти Нигерии Ибе Качикву сообщил, что следующая встреча в том же формате может состояться ближе к лету. «Вероятно, мы продолжим консультацию в июне в Вене. Думаю, ОПЕК должен сначала решить свои внутренние проблемы. Встреча в Вене сначала пройдет с участием стран ОПЕК, а потом к ней присоединятся другие производители», — отметил он.

Глава российского Минэнерго Александр Новак, комментируя итоги переговоров, заверил, что сорванные переговоры по заморозке не несут угрозы для российской экономики. По его словам, рынок нефти сбалансируется самостоятельно к середине 2017 года, а заморозка добычи лишь ускорила бы этот процесс на три месяца. При этом он добавил, что «дверь не закрыта», и возможности сотрудничества по заморозке добычи нефти остаются, но «оптимизма на успех теперь меньше».

Русская линия


Раскольники пытаются выселить из дома семью ещё одного священника УПЦ
Церковных рейдеров не останавливает то, что священнослужитель прописан в этом доме с супругой и детьми уже более 18 лет

Буквально недавно РЛ сообщала, что 5 апреля 2016 года Локачинский районный суд Волыни по требованию раскольников киевского «патриархата», захвативших храм канонической Церкви в селе Угринов Гороховского района Волынской области Украины, выселил священника Украинской Православной Церкви протоиерея Ростислава Сапожника и его жену Наталию Сапожник из церковного дома, в котором супруги прожили 18 лет. Самое интересное в этом вполне бредовом деле явилось то, что несовершеннолетние дети по решению того же суда остались проживать в доме. Как, в такой ситуации, родители должны исполнять свои родительские обязанности — суд не разъяснил.

Протоиерей Игорь МаргитаИнициатором выселения семьи стали сторонники лже-патриарха Филарета Денисенко, которые незаконным путём приватизировали данное строение, пытаясь таким образом заставить священнослужителя оставить каноническую Церковь и прекратить совершение богослужений. После последовавшего отказа с его стороны, они через суд начали добиваться выселения семьи отца Ростислава из дома.

Похожая ситуация складывается теперь в другой деревне Волынской области – Грибовице — где раскольники, создав прецедент в Угринове, пытается выселить из дома ещё одного священника УПЦ. 16 апреля вечером в дом настоятеля местной общины протоиерея Игоря Маргиты пришли представители сельского совета и киевского «патриархата». Они выдвинули требование, чтобы священник УПЦ и его жена выписались из дома, где проживают уже более 18 лет. Об этом сообщает сайт Союза православных журналистов. Священнослужитель не пустил их в дом, объяснив, что имеет право проживать по месту прописки. В доме также приписаны несовершеннолетние дети отца Игоря. По словам священника, представители Киевского Патриархата, захватившие храм зимой 2015 года, намерены приватизировать участок и дом — имущество, которое пока что находится на балансе сельсовета. После визита делегации местной власти и раскольников, священник вызвал представителей правоохранительных органов, которые зафиксировали инцидент.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем годовщину «Ледового побоища», а также чтим память адмирала Д.Н.Сенявина и консервативного публициста С.Н.Глинки

Ледовое побоище«Ледовое побоище» — под таким названием вошло в историю сражение, которое состоялось 5 апреля 1242 г. В этот день Св. блгв. Великий Князь Александр Ярославич Невский разгромил войско немецких рыцарей на льду Чудского озера. Сражение состоялось в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы.

Александр Невский расположил русскую рать в узкой южной части Чудского озера юго-западнее озера Вороний Камень и навязал врагу сражение в избранном месте, прикрывавшем пути на Великий Новгород и Псков. Войско противника — ливонские рыцари, рыцари и кнехты Дерптского и других епископств, датские крестоносцы — выстроилось «клином».

Александр, ударив по неприятелю сбоку, смешал их ряды и разгромил. Русские войска одержали решительную победу: было убито 400 рыцарей и взято в плен 50, гораздо больше пало на поле сражения кнехтов, а также воинов из чуди и эстов. Разбитые рыцари бежали на запад; русские воины преследовали их по льду озера.

Немцы вынуждены были отказаться от всех завоеваний в пределах коренных русских земель. На льду Чудского озера героические русские воины «остановили надвигавшуюся на Русь волну немецко-рыцарской агрессии, остановили многовековой немецко-рыцарский Drang nach Osten, приведший ранее к покорению и порабощению ряда народов Центральной и Восточной Европы». Победа Александра Невского навсегда спасла северные исконные русские области от вторжения католицизма.

Решающий удар, нанесенный крестоносцам русскими войсками, отозвался во всей Прибалтике, потряс до основания Ливонский орден. Только вмешательство немецких правителей, папской курии, а также отсутствие единства среди русских князей спасли захватчиков от полного разгрома. В 1253 г. крестоносцам удалось подавить восстание пруссов и основать на побережье крепость Кёнигсберг, закрыв устье реки Преголи.

Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

Дмитрий Николаевич СенявинСегодня мы также чтим память выдающегося русского флотоводца и дипломата адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина.

Он родился 6 августа 1763 г. в селе Комлево Боровского уезда Калужской губернии. Окончив Морской шляхетный кадетский корпус, Сенявин в 1777 г. был произведен в гардемарины. В 1782 г. подающего надежды офицера назначили на средиземноморскую эскадру, но перед выходом вместе с 15 другими мичманами откомандировали на Азовскую флотилию. В 1786 г. офицера назначили командиром пакетбота «Карабут», доставлявшего в Константинополь дипломатическую почту для российского посла в Турции. Положение командира специального судна связывало его с князем Г. А.Потемкиным, который вскоре включил опытного моряка в свою свиту, сделав офицером по особым поручениям и своим генеральс-адъютантом.

В годы очередной Русско-турецкой войны, в 1789 г. Сенявин, командуя кораблем «Полоцк» и отрядом вооруженных судов, уничтожил у берегов Анатолии 11 турецких транспортов, нападал на турецкие порты, сжег склад на берегу, взял пленных, за что получил орден Св. Георгия 4-й степени. А в марте следующего года Сенявина в сражении при Калиакрии, по словам святого праведного адмирала Ф.Ф.Ушакова, вновь «оказал храбрость и мужество». В составе эскадры Ушакова Сенявин участвовал во всех боевых действиях на Средиземном море. За взятие крепости Св. Мавры он получил орден Св. Анны 2-й степени. «Св. Петр» обстреливал одну из батарей острова Видо при взятии Корфу. После возвращения эскадры на Родину Сенявин в 1800 г. был произведен в капитаны генерал-майорского ранга и возглавлял Херсонское адмиралтейство и порт, затем получил чин контр-адмирала и был переведен главным командиром порта в Севастополь.

С началом войны против Франции осенью 1805 г. Сенявин во главе эскадры отправился на защиту Ионических островов на Корфу, став главнокомандующим всеми русскими силами в Средиземном море. Вице-адмирал активными действиями против французов помешал им захватить Бокка-ди-Катарро и Ионические острова. Особенно ярко флотоводческий талант Сенявина проявился во время Второй Архипелагской экспедиции 1807 г., когда русская эскадра разгромила турецкий флот в Дарданельском и Афонском сражениях.

Однако в силу ряда причин талантливый флотоводец попал в опалу при Императоре Александре I и только когда на престол взошел Государь Николай I, о заслугах моряка вспомнили вновь. Царь назначил Сенявина своим генерал-адъютантом, наградил орденом Св. Александра Невского, выдал пособие в 36 тыс. рублей и назначил сенатором. В августе 1826 г. Сенявина произвели в адмиралы. Он доставил на Средиземное море эскадру Л.П.Гейдена, которая отличилась в Наваринском сражении. За победу при Наварине адмирал получил алмазные знаки ордена Св. Александра Невского.

В 1830 г. адмирал тяжело заболел и вынужден был уйти в отставку. Скончался он в 1831 году. Император организовал торжественное погребение Сенявина в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры и лично командовал выделенными войсками.

Сергей Николаевич ГлинкаСегодня мы также вспоминаем консервативного литератора и журналиста Сергея Николаевича Глинку, скончавшегося в 1847 г.

Он родился 5 июля 1776 в селе Сутоки Смоленской губернии в патриархальной дворянской семье. Окончив Сухопутный шляхетский корпусе, он до 1800 г. служил в гвардии, а затем вышел в отставку в чине майора. Некоторое время Глинка работал в театре в звании «переводчика и сочинителя», став автором ряда драм и опер патриотического содержания. Под впечатлением позорного для России Тильзитского мира 1807 г. Глинка приступил в 1808 г. к изданию журнала «Русский вестник», в котором выразились основные идеи национально-консервативного направления того времени.

Журналист стремился пробудить в обществе интерес к отечественной культуре и истории, критиковал русское дворянство за галломанию, ратовал за «русское воспитание». Отечественная война 1812 г. стала временем наибольшей популярности Глинки и его журнала. За «любовь к отечеству», «доказанную сочинениями и деяниями», литератор был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и по повелению Императора Александра I получил 300 тысяч рублей на издательскую деятельность, которые он вернул в казну по окончании кампании.

В 1816 г. Глинка начал публиковать свою «Русскую историю в пользу семейного воспитания», имевшую определенный успех в свое время, но враждебно встреченную историками за свою излишнюю мифологизированность. Однако литератора поддержали такие известные консервативные деятели как А.С.Шишков и Н.М.Карамзин, который находил, что «Русская история» Глинки «по изложению происшествий и по нравственной цели заслуживает быть классической книгой». В «Русской истории» Глинки в полной мере проявились его «русскость», национализм и монархизм. Его общественно-политические и философские взгляды базировались на христианском миропонимании, которое предполагало жесткое следование принципам православной морали. Глинка выдвинул триединую формулу «Бог. Вера. Отечество». «Записки» Глинки, которые публиковались частями с 1830-х гг. по праву считаются одним из лучших мемуарных произведений того времени.

В этот день, 5 апреля 1797 г., Государь Император Павел I Петрович опубликовал Закон о престолонаследии и Учреждение об Императорской Фамилии. Это произошло в день священного коронования Государя. До тех пор вопросы престолонаследия регулировались указом Петра Великого, который был издан в 1722 г. и давал монарху право самому выбирать себе наследника. Новый закон призван был устранить недостатки Петровского указа, дабы теперь «Наследник был назначен всегда законом самим» и «дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать». Закон устанавливал порядок наследования престола от отца к сыну в порядке старшинства. «Учреждение об Императорской Фамилии» определяло ее состав и очередность в праве на Престол. Устанавливались титулы: Наследник Престола, Великий Князь, Князь Императорской Крови, определялись размеры содержания для членов Императорского Дома. В Законе и Учреждении впервые вводилось понятие равнородности брака. Основным требованием Закона о Престолонаследии было обязательная принадлежность Российского Государя к Православной Церкви.

Храм-памятник русской народной скорби на Ходынском полеВ этот же день 5 апреля 1909 г. в Москве был торжественно освящен Храм-памятник русской народной скорби на Ходынском поле, построенный для увековечения памяти Великого Князя Сергея Александровича и всех жертв революционного террора и освященный во имя Ватопедской иконы Божией матери, именуемой «Отрада и Утешение». Храм был построен по инициативе и на средства участника монархического движения предпринимателя И.А.Колесникова, который таким образом хотел отблагодарить воинов, защитивших Москву в декабре 1905 г. (им в «отраду» и в «утешение»), и почтить память всех царских слуг, павших жертвами террора, в особенности московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Предполагалось, что прихожанами храма будут расквартированные рядом казаки 1-го Донского казачьего генералиссимуса Суворова полка и солдаты 1-й Гренадерской графа Брюса артиллерийской бригады. Закладка храма состоялась 29 апреля 1907 г., в день рождения великого князя Сергея Александровича, в торжестве приняли участие делегаты 4-го монархического съезда, проходившего в эти дни в Москве. Храм был построен в византийском стиле по проекту архитектора В.Д.Адамовича, по внешнему виду напоминал церковь Двенадцати Апостолов в Солуни. Главной достопримечательностью храма были мемориальные доски из белого мрамора с именами должностных лиц, крамолой убиенных в 1904−07 гг. Они располагались по внутренним стенам церкви, а над ними крупными буквами было начертано «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Этот скорбный синодик открывало имя великого князя Сергея Александровича, для поминовения были также вписаны имена царских слуг, павших от рук террористов: 52 офицеров и 258 солдат, 6 казачьих офицеров и 79 казаков, 2 адмиралов, 27 флотских офицеров и 6 матросов, а также 1413 гражданских лиц и чинов полиции, в т. ч. 40 высших должностных лиц.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 18 апреля 2016 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика