Протоиерей Дмитрий Смирнов: Такие бандиты, как Сталин, давно лежат на дне преисподней, и нам пора перестать о них вспоминать
Глава Патриаршей комиссии удивлён, зачем некоторые верующие искусственно поднимают подобные темы
Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства протоиерей Дмитрий Смирнов в эфире радио «Радонеж» выразил своё удивление по поводу того, почему некоторые православные люди до сих пор поднимают вопрос отношения к Сталину и его деяниям, когда и так понятно, что такие бандиты, как Джугашвили, давно находятся на дне преисподней. Так священник отреагировал на вопрос одной из радиослушальниц: «как простить Сталина за его преступления против русского народа?».
«Когда я родился, Сталин был ещё жив, но такого вопроса (простить — не простить) передо мной не стоит. Понимаете, такое же отношение у меня к Наполеону Бонапарту, который у Новодевичьего монастыря храм взорвал. Да мало ли что бывало в истории, какие злодеяния. То, что это (правление Сталина — РЛ) злодейство натуральное, это и так ясно, но эта же трагедия не ваша, это трагедия вашей мамы, ваших дедушек и бабушек, этот вопрос стоял перед ними, когда они были живы. А мы рассматриваем Сталина, как персонаж истории. Да, в нашей русской истории была вот такая отчаянная страница, когда бандиты захватили власть, никто их не выбирал, они сами захватили и устроили всё это», — заявил отец Дмитрий.
В связи с этим священник посоветовал радиослушальнице оставить для себя этот во многом искусственный вопрос. «Такие люди лежат на дне преисподней, мы никак не повлияем ни своим прощение, ни своим непрощением на их загробную участь, участь их решена ими самими. Каждый человек решает сам свою судьбу в вечности. Когда Господь говорил о прощении, Он говорил не о каком-то историческом прощении или примирении, это всё демагогия. А речь идёт вот о чём: когда вас обвесили на рынке, то не надо себе терзать печень обидой на торгаша, который снял с тебя лишние 50 рублей, как раньше у нас говорили, да Бог с ним. Потому что мне состояние моего сердца гораздо дороже. Вот о каком прощении идёт речь».
«А так, пожалуйста: а Стенька Разин, а Емельян Пугачев, а Иван Болотников, да мало ли каких бандитов было. Что сейчас вот будем прощать Емельку Пугачёва? Странно, это совсем не наше дело, зачем в это дело вперять свой взор, когда они дааавно все в преисподней. Христианин он живёт Пасхой, а не злодействами каких-то уродов, рябых, сухоруких, усатых. Это удел историков и учителей», — заключил отец Дмитрий.
Русская линия
В Москву принесут часть мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
Доступ к святыне будет открыт в Донском монастыре столицы всю ночь с 1 по 2 апреля
Донской монастырь Москвы будет открыт круглосуточно для всех желающих помолиться перед мощами святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Святыню доставят в Большой собор монастыря из Крыма проездом в Грецию примерно в 14:00 1 апреля. Проводы состоятся в полдень 2 апреля, сообщает Интерфакс-Религии.
Часть мощей святителя Луки в специальном ковчеге 2 апреля доставят в греческий город Патры. Святыня будет находиться в кафедральном соборе Андрея Первозванного в течение десяти дней. Патрская митрополия организует приезд паломников из других регионов Греции для поклонения мощам.
Ранее с просьбой о доставке мощей обратился митрополит Патрский Хризостом.
Архиепископ Лука (в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), хирург, профессор медицины, родился в Керчи в 1877 году. Окончив гимназию, решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», и выбрал медицину, а позже стал священником. В разные годы был епископом Ташкентским и Туркестанским, епископом Елецким, викарием Орловской епархии, архиепископом Красноярским и Енисейским, архиепископом Тамбовским и Мичуринским, архиепископом Симферопольским и Крымским.
Поскольку его служение пришлось на советский период, оно оказалось сопряжено с многочисленными трудностями: святитель прошел через аресты, пытки и провел в ссылке в общей сложности 11 лет. С 1946 по 1961 годы был правящим архиереем Крымской епархии. В 1946 году удостоен Сталинской премии за книгу по гнойной хирургии.
Скончался 11 июня 1961 года, в День всех святых, в земле Российской просиявших. В 1995 году был канонизирован в Украинской церкви, а в 2000 году причислен к лику новомучеников Московским патриархатом. В 1996 году состоялось обретение его святых мощей, которые хранятся в Троицком кафедральном соборе Симферополя.
В Греции уже более 40 новых храмов освящены в честь этого русского святителя. Греческие врачи и, в частности, военные медики считают его своим небесным покровителем.
Русская линия
Раскольники в Ровенской области перекрыли международную автомагистраль
Несмотря на все решения суда, конфликт вокруг храма УПЦ в селе Птичья не ослабевает
Свои требования активисты изложили в письме от имени, якобы, всей общины села. В обращении говорится: «В храм постоянно приезжают неизвестные лица, которые выносят собственность, уничтожают помещения храма. Просим защитить храм от разрушения и хищения», — цитирует документ сайт Союза православных журналистов.
Настоятель общины УПЦ протоиерей Николай Сисонюк назвал эту информацию ложной и вымышленной. «Более двух лет мы вынуждены терпеть несправедливость. Церковь, которая принадлежит нам по закону, закрыта. Мы осуществляем богослужения в гараже, который временно обустроили для этого. Зато сторонникам Киевского Патриархата отдали дом на территории храма, который нам также принадлежит. Они там служат, пользуются газом, за который, кстати, платит наша община. Более того, когда умирает верующий УПЦ, то занести его на территорию храма, чтобы отпеть, мы не можем, зато Киевский Патриархат беспрепятственно там осуществляет чин погребения. Так от кого нужно защищать церковь?», — подчеркнул священнослужитель.
Для урегулирования ситуации на место приехал недавно назначенный начальник полиции Дубенского района Сергей Волков. В разговоре с протестующими он заявил о том, что у него есть все полномочия для того, чтобы опечатать храм. На вопрос верующих УПЦ о том, какие для этого есть основания, представитель полиции промолчал.
После переговоров с раскольниками, которые перекрыли дорогу, их удалось уговорить освободить проезд для автомобилей. Однако, спустя несколько минут они снова заблокировали трассу, в результате чего образовался многокилометровый затор из сотен машин. Только уже ближе к ночи протестующие покинули трассу, и движение было восстановлено.
Русская линия
Минкульт Украины заявил об отказе регистрировать уставы УПЦ
Тем временем, в Синодальном юридическом отделе УПЦ заявляют, что никаких отказов от чиновников министерства они не получали
Украинские власти продолжают оказывать всяческое административное давление на каноническую Украинскую Православную Церковь с целью ослабить её позиции на Украине и предпринимают новые шаги в этом направлении.
Не успели ещё утихнуть споры по поводу исключения Киевсоветом храмов УПЦ из списка религиозных организаций, имеющих льготы на землю и недвижимое имущество, и демонстративной передачи украинским минкультом Малой Софии раскольникам, как против УПЦ были воздвигнуты новые претензии.
На сей раз чиновники от культуры распространили в СМИ информацию о том, что Украинской Православной Церкви было отказано в регистрации 12 уставов, так как они противоречат закону. Учредительные документы религиозных организаций, принадлежащих к УПЦ, вернули на доработку, заявили чиновники в интервью РИСУ.
Однако, председатель Синодального юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов в комментарии для Информационно-просветительский отдел УПЦ отверг подобные заявления, поскольку они абсолютно не соответствуют действительности.
По его словам, «ни один из 12-ти уставов, находящихся на регистрации, не были возвращены на доработку, и документы и дальше находятся в министерстве культуры».
«Никаких официальных сообщений с замечаниями о несоответствии законодательству к нам не поступало, — отметил священник. — А о том, что наши уставы противоречат закону, я узнал из комментариев чиновников, которые появились в СМИ 29 марта 2016 года».
При этом председатель Синодального отдела подтверждает, что устные замечания у чиновников были. «Но они были учтены и устранены до 15 июля 2015 года. После этого в августе пришло письмо датировано апрелем, что уставы рассматривает Экспертный совет. Ни одного сообщения больше не поступало», — пояснил отец Александр.
«Мы открыты для взаимодействия, и как никто заинтересованы в регистрации наших уставов. Но до сих пор мы не получили четкой и аргументированной позиции ни Минкульта, ни Экспертного совета — в чем же уставы УПЦ противоречат закону?», — заключил священник.
Русская линия
Гаагский трибунал оправдал Воислава Шешеля по всем статьям
11 лет, проведенные лидером сербских радикалов без приговора в гаагской тюрьме, навсегда останутся чёрным пятном на репутации этого суда
Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) признал лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля невиновным по всем пунктам обвинения и объявил об его официальном освобождении. Соответствующее решение огласил председательствующий судья Жан-Клод Антонетти, сообщает РИА Новости.
Суд МТБЮ в Гааге огласил приговор Воиславу Шешелю за преступления во время вооруженных конфликтов на Балканах в 1991 — 1993 годах. Всего обвинение включало девять пунктов, касающихся преступлений против человечности, нарушений законов или обычаев войны в Боснии и Герцеговине, Хорватии и автономном крае Воеводина (Сербия).
Суд счел предоставленные обвинением доказательства недостаточными, Антонетти постоянно отмечал противоречия и недостатки в тексте обвинительного заключения. Приговор не является окончательным и позже может быть обжалован.
Вынесение приговора прошло без Шешеля, который сейчас находится в Белграде — в 2014 году он был отпущен из МТБЮ по состоянию здоровья. Он отказался возвращаться в Гаагу, несмотря на требования трибунала.
Прокуратура требовала для него 28 лет тюрьмы. Шешель категорически отрицал свою вину, но, ссылаясь на свои источники, ожидал, что получит 25 лет заключения. Лидер сербских радикалов заявлял, что суд в Гааге носит политический, а не юридический характер и что большинство сербов, которые там содержатся, невиновны.
Стоит отметить, что невозможность доказать вину Шешеля и вынужденное признание этого факта таким ангажированным судом, как Гаагский трибунал, навсегда оставит чёрное пятно на и без того запятнанной репутации этого учреждения. Невиновный Шешель провёл в гаагской тюрьме 11 лет, и вот теперь оказалось, что для этого не было никаких оснований.
Помимо этого, лидер Сербской радикальной партии уже заявил, что намерен потребовать от Гааги компенсации в размере 14 миллионов евро. Об этом Шешель заявил на пресс-конференции в Белграде после вынесения приговора.
«Я уже подал в 2012 году требование о выплате мне компенсации в 12 миллионов евро. Сейчас я бы мог, может быть, дополнить это требование еще двумя миллионами евро, потому что все эти годы в ожидании приговора я ощущал глубокие страдания», — сказал политик.
Он добавил, что во время пребывания в тюрьме трибунала в Гааге с 2003 года у него появились новые заболевания, что было бы достойно компенсации.
Если средства будут выплачены, то, по его словам, он их потратит на финансирование своей партии, благотворительность и издание книг сербской классической литературы.
Русская линия
Издержки толерантности
С 1 апреля в учебных заведениях штата Колорадо начнут распространять сатанинскую литературу
США, считающие своей главной ценностью полную толерантность и совершенную свободу, вполне закономерно столкнулись с «издержками» этой же самой свободы. Страна, в которой себя вольготно чувствуют сотни христианских деноминаций, наконец, дошла не только до легализации сатанизма, но и до пропаганды этой лжерелигии в учебных заведениях. Как стало известно, с 1 апреля руководство школьного округа в штате Колорадо займётся обеспечением средних школ и вузов штата Колорадо сатанинской и атеистической литературой.
Данная литература будет поступать от «Фонда свободы от религии», «Организации атеистов и вольнодумцев» и «Храма Сатаны» — в исполнение решения суда по иску этих организаций. «Школьный округ графства Делта мог бы уладить этот вопрос, если бы запретил всем другим религиозным группам доступ в свои школы. Но поскольку руководство округа проявило упрямство, нам не оставалось ничего другого, как дать свой ответ пропаганде религии», — заявил лидер местных атеистов, президент «Фонда свободы от религии» Дан Баркер.
Ранее атеисты подали иск в суд в ответ на раздачу бесплатных Библий по школам, согласному которому школы выплатили им 90 тыс. долларов компенсации и теперь принуждены принимать любую литературу для распространения, сообщает Седмица.Ru.
Вместе с тем, аналитик по вопросам образования «Семейного фонда» в городе Колорадо-Спрингс Кэнди Кушман считает, что решение о выдаче такой литературы учащимся должно быть пересмотрено. «Оно противоречит другим нормам преподавания, которые призывают к ограждению школьников от непристойных изображений и откровенно оскорбительных и унижающих текстов», — сказала она. Так что у нас пока сохраняется слабая надежда на то, что решение суду по делу сатанистов и атеистов все же будет пересмотрено.
Русская линия
В Конституции Абхазии закрепили запрет абортов
Согласно основному закону страны, жизнь ребенка будет теперь охраняться с момента зачатия
Этим законом глава 2 Основного закона Абхазии дополняется еще одной статьей, в которой говорится: «Абхазия признает ценность и неприкосновенность семейной жизни, принимает меры по защите и укреплению семьи как основного и независимого института. Государство в равной степени защищает жизнь матери и нерожденного ребенка», — цитирует документ Интерфакс.
Ранее — 9 февраля 2016 года — Р. Хаджимба подписал закон о запрете абортов в республике. Закон о поправке к Конституции был принят парламентом Абхазии 21 марта. Инициатором поправки к Конституции стал депутат Саид Харазия. Он считает что аборты существенно сокращают численность и без того небольшого населения Абхазии. По информации депутата, с 1993 года в Абхазии было сделано 11,9 тыс. абортов.
Главный акушер-гинеколог Абхазии Рита Трапш утверждает, что за 2015 год в Абхазии было сделано около 700 абортов, из них по медицинским показателям только около 15 (на 240 000 человек населения — РЛ). Большинство абортов, по словам врача, женщины делают из-за социальных проблем.
Отметим, что в процентном отношение такое число абортов в маленькой Абхазии существенно меньше, чем в России, где, как известно, на 140 миллионов населения каждый год убивается порядка миллиона детей. Однако наши депутаты пока не очень торопятся не только запрещать аборты, но даже не хотят выводить их из системы ОМС. Видимо такая статистика их устраивает.
Русская линия
Десоветизация по-польски
В бывшей соцстране хотят снести 500 памятников, установленных в эпоху социализма
Вслед за соседней Украиной, где полным ходом идет десоветизация страны, власти Польши готовятся к массовому сносу советских памятников. Однако, так же как и в случае с соседней нам братской православной страной, здесь не обойдется без перегибов, не говоря уже о проблемах с памятью, с которой у поляков, видимо, возникли проблемы.
Дело в том, что памятники Ленину, и другим одиозным деятелям коммунистической эпохи в Польше, в отличии от России, уже давно снесены, и здесь остались, в основном, монументы советским воинам, которые многими тысячами отдавали свои жизни за освобождение этой страны от немецких захватчиков. Однако бдительные идеологи современной Польши усматривают даже в таких памятниках «руку Москвы».
С инициативой сноса монументов советской эпохи выступил государственный Институт национальной памяти. По мнению главы учреждения Лукаша Каминьского, советские памятники символизируют «господство коммунистической системы над Польшей». «Их сохранение является последствием незавершения в Польше перемен начала 90-х. Это было фатальной ошибкой, которая много лет является поводом, используемым в пропаганде и провокациях против нашей родины», — цитирует Каминьского портал Onet. pl.
Проект сноса монументов институт направит органам местного самоуправления в ближайшие недели. Как пишет портал, речь идет о более чем 500 памятниках, установленных в общественных местах «в благодарность СССР». «В большинстве случаев эти памятники устанавливались представителями Красной армии, а не самими поляками», — отмечает Каминьский. После сноса монументы будут помещены в музеи, где «станут свидетельством трудных времен».
Помимо памятников «в благодарность СССР», в Польше имеется еще ряд советских монументов, установленных на могилах советских солдат. Их планируется не трогать. Государство по-прежнему будет заботиться о кладбищах, где лежат советские воины.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти первого русского Царя Иоанна IV Васильевича Грозного
Царь Иоанн Грозный родился 25 августа 1530 г. и был старшим сыном Великого Князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской.
«Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью ее течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.
В 1547 году сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины. Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа — как народа-богоносца, русской государственности — как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания — как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения — как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения.
Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения. В делах царя ближайшее участие принимали его любимцы — иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во главе «Избранной Рады» — узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней политики. В 1552 году успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. Тогда же он обрел прозвище «Грозный» — то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России.
Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. У изголовья умирающего Иоанна бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еще жив. Наперсники царские — Сильвестр и Адашев — из страха ли, или по зависти, отказываются присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя — князь Владимир Андреевич. Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития.
Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 году русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование. «Избранная Рада» воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу она настаивала на продолжении войны против татар — на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но царь на этот раз проявил характер. Он порвал с «Избранной Радой», отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра — в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской.
С высылкой предводителей боярской партии интриги не прекратились. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна — кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли серьезные опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя, приписывая этому влиянию неблагоприятное (для бывших царских любимцев) развитие событий. Кроме того, смерть царицы должна была по замыслу отравителей положить конец и высокому положению при дворе ее братьев, в которых видели опасных конкурентов в борьбе за власть. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к опальным вельможам — Адашеву и Сильвестру. И снова Иоанн вопреки очевидности пощадил жизнь заговорщиков. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер вскоре естественною смертью от горячки, лишив будущих историков возможности лишний раз позлословить о «терроре» и «жестокости царя»..
В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Иоанна в «мучительстве»..
Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не царю — под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. В начале зимы 1564 года Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей «выбором изо всех городов» с женами и детьми. Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы.
Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками: «Государь нас оставил, — вопил народ. — Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах с иноплеменниками? Как могут быть овцы без пастыря?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, никого не жалея и ничего не страшася. Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие «сослужить» с царем в деле Божием — для созидания России как «Дома Пресвятой Богородицы», как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.
Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово «опричнина» вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально «опричников» — корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.
Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители — палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания — борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды»..
Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью «жидовствующих», которая пережила все гонения. В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является царем «верных», а остальным «земским» еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина — касимовского царя Семена Бекбулатовича.
Был в этом «разделении полномочий» и особый мистический смысл. Даруя Семену титул «великого князя всея Руси», а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: «Как кого ни назови — великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь — все же я, и никто не в силах это изменить».
Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579—1584 годах. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества — осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.
Митрополит Иоанн (Снычев), из книги «Самодержавие духа»
Русская линия