В Москве прошла XVI церемонию вручения премий Международного фонда единства православных народов
Высоких наград были удостоены Патриарх Болгарский Неофит, глава Сербии Томислав Николич и спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин
9 марта 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил XVI ежегодную церемонию вручения премий имени Патриарха Алексия II Международного общественного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» за 2015 год, сообщает Патриархия.Ru.
Перед началом церемонии в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Республики Сербии Томиславом Николичем. Также состоялось краткое общение Предстоятеля Русской Православной Церкви с Патриархом Болгарским Неофитом и председателем Государственной Думы ФС РФ Сергеем Нарышкиным.
По окончании беседы Святейший Патриарх Кирилл, лауреаты премии и другие участники встречи проследовали в Зал церковных соборов. Святейший Владыка благословил начало торжественной церемонии.
Помимо многочисленного духовенства и представителей Поместных Православных Церквей в зале присутствовали глава Болгарского Царского Дома Симеон Сакскобургготский; заместитель министра иностранных дел РФ А.Ю. Мешков; статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Г. Б. Карасин; заместитель министра иностранных дел РФ, специальный представитель Президента России по Ближнему Востоку М.Л. Богданов; посол России в Сербии А.В. Чепурин; посол Болгарии в России Бойко Коцев; посол Сербии в России Славенко Терзич; члены делегаций, сопровождающих Святейшего Патриарха Болгарского Неофита и Президента Сербии Томислава Николича.
После демонстрации документального фильма, посвященного деятельности Международного фонда единства православных народов, президент организации В.А. Алексеев произнес вступительное слово и пригласил на сцену Святейшего Патриарха Кирилла для открытия торжественной церемонии.
«Каждый из чествуемых сегодня лауреатов имеет особые заслуги перед Православной Церковью, — обратился к собравшимся Его Святейшество. – Святейший Патриарх Неофит стал преемником приснопамятного Святейшего Патриарха Болгарского Максима, также бывшего лауреатом премии. Со времени учебы в Московской духовной академии Его Святейшество является большим другом Русской Православной Церкви, а его нынешний визит в нашу Церковь — уже третий по счету после избрания на Болгарский Патриарший престол».
«Среди лауреатов нынешней премии, как уже было объявлено, и Его Превосходительство Президент Республики Сербии Томислав Николич, — продолжил Патриарх Кирилл. — С избранием господина Николича на президентский пост Сербия продолжает последовательно отстаивать свое неотъемлемое право на историческое самоопределение и самобытность. Его Превосходительство, душой радея за Православие, много сил и энергии уделяет развитию в стране церковной жизни, способствует укреплению тесных связей между Поместными Православными Церквами и народами, объединенными христианской традицией. При активном участии господина Президента в Республике Сербии был проведен ряд масштабных церковно-государственных мероприятий, большой общественный резонанс среди которых получили торжества в Белграде и Нише по случаю 1700-летия Миланского эдикта».
Обращаясь к председателю Государственной Думы России Сергею Нарышкину, Предстоятель Русской Православной Церкви выразил особую благодарность за «активное содействие аппарата Государственной Думы в организации ежегодных Рождественских парламентских встреч в рамках Международных Рождественских образовательных чтений».
«Отрадно также, что в январе 2015 года совместными усилиями нам удалось достичь подписания протокола о сотрудничестве между возглавляемым Вами Российским историческим обществом и Патриаршим советом по культуре. Благодарю Вас и за внимание к позиции Церкви по многим общественно значимым вопросам, в частности, за поддержку Православной Церкви на Украине, которая и по сей день подвергается нападкам со стороны раскольников. Высоко ценю Ваше неравнодушное отношение к этой проблеме. Также особо хотел бы отметить Вашу благотворительную инициативу по оказанию помощи в строительстве храма Русской Православной Церкви в Страсбурге», — отметил Патриарх Кирилл.
Затем Его Святейшество и В.А. Алексеев вручили дипломы и памятные знаки лауреатам 2015 года, а награждённые обратились с речью к участникам церемонии.
«Православному духу чужды ненависть этнофилетизма и расизма. Ему свойственно защищать невинных и страждущих и отстаивать любовь к ближнему вопреки всему. Этими евангельскими принципами должны руководствоваться все мы, — отметил, в частности, в своем слове Святейший Патриарх Неофит. — Принимая эту награду как признание наших скромных трудов в этом духе и как подтверждение того, что в дни всеобщего отступления от веры, морали и любви нельзя забывать христианские идеалы, надо стремиться руководствоваться ими, потому что насколько данный человек или данный народ воплощает и осуществляет в своем бытии эти истины, зависит то, насколько достойным и устойчивым к превратностям времени он будет».
Президент Сербии Томислав Николич заявил, что воспринимает вручение премии как отражение заслуг граждан своей страны и как еще одно свидетельство «многовекового братства наших народов и государств».
Т. Николич напомнил, что сегодня в разных местах планеты христиане подвергаются гонениям, смертельной опасности и просто уничтожаются за свои религиозные убеждения. «В наше время, когда все говорят о толерантности, христиан во многих странах вновь загнали в подвалы, чтобы они исповедовали свою веру в тайне», — подчеркнул Президент Сербии.
По его словам, общая беда сблизила христиан во всем мире. «Сегодня они взаимодействуют между собой больше, чем обычно, сохраняя свои ценности и особенности», — сказал глава государства.
Председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин в своей речи, в частности, сказал: «Сердечно благодарю Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за постоянное внимание и взаимодействие с депутатами Государственной Думы. Считаю, присуждение столь авторитетной премии знаком высокой оценки деятельности современного российского парламента».
Глава российского парламента сообщил, что планирует направить денежную часть премии на поддержку ряда детских учреждений, опекаемых Русской Православной Церковью в Ленинградской области.
Церемония награждения завершилась концертом в честь лауреатов премии.
Русская линия
В России учреждено Общество русской словесности
Главой этой общественной организации стал Патриарх Кирилл
Вчера в Москве состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре, посвященное учреждению Общества русской словесности. В мероприятии, которое проходило в Историческом парке «Россия — моя история» на ВДНХ приняли участие представители Русской Православной Церкви, видные деятели культуры и искусства, филологи, лингвисты, специалисты в области преподавания русского языка и литературы.
Выступивший на открытии заседания Патриарх Кирилл сообщил, что несколько месяцев назад президент Владимир Путин предложил ему создать Общество русской словесности. «Я принял это предложение именно потому, что речь идет о гуманитарном измерении нашей жизни, общества, государства, а гуманитарное измерение — это и есть часть духовной ответственности Церкви, именно гуманитарная сторона человеческой жизни включена в то, что мы называем пастырской заботой Церкви», — сказал Предстоятель, который был избран главой вновь созданного Общества. Он отметил, что это было непростое решение, принимая во внимание повестку дня патриарха, но внимание к теме должно быть повышенное и у главы РПЦ.
Патриарх Кирилл также заявил, что удручен уровнем знаний школьников по русскому языку и литературе. «Есть один тревожный сигнал в системе ЕГЭ: проходной балл по литературе и русскому языку был снижен с 36 до 24 баллов. Как человек, не очень просвещенный в этих рейтингах ЕГЭ, не могу провести никаких аналогий, но мне кажется, это меньше тройки, наверное. А ведь это основной предмет. Не зная языка, человек не может общаться с другими, нарушается способность к установлению и развитию коммуникации, к передаче информации», — цитирует Предстоятеля Интерфакс. По его мнению, это свидетельствует «о низком уровне развития общества».
«То, что допустимо в слаборазвитых странах, не может быть допустимо в стране Пушкина, Лермонтова, Достоевского, в стране, где в самое тяжелое время была преодолена безграмотность, в стране, которая достигла очень высокого уровня образования», — подчеркнул Святейший Владыка. Он напомнил, что на излете советского времени мы были одной из самых читающих стран в мире. По его данным, сегодня Россия занимает 35-е место в соответствующем рейтинге.
Он предложил также создать единый список литературы, рекомендуемый для изучения в школах России. «Есть английское понятие guide lines — направляющие линии. Почему нам не создать такие линии в отношении этого перечня? У нас что ума не хватит, компетенции не хватит?», — обратился патриарх к присутствующим. «Речь идет не о том, чтобы все прописать до деталей, но какие-то действительно руководящие линии нужно дать, какие-то ясные критерии», — заключил Патриарх Кирилл.
Русская линия
Патриарх и Папа: историческая встреча
Согласно опросу ВЦИОМ, россияне выступают против какого-либо объединения католиков и православных, но вреда от встречи глав РПЦ и Ватикана на Кубе не видят
У граждан России сложились весьма смутные представления о том, для чего Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встречался в Гаване с Папой Римским Франциском. Об этом свидетельствуют данный опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), представляет им 9 марта 2016 года на своём сайте.
Так, хотя об этой встрече известно двум третям россиян (67%), 4% респондентов смогли сказать, что эта встреча стала первой встречей за тысячу лет, ещё 4% сообщили, что она якобы ознаменовала собой воссоединение Церквей (что совершенно неверно), по 2% связали её с декларацией о стремлении к миру и защите христиан от гонений. Большинство россиян (47%) заявили, что не знают, чем примечательно это событие, и поэтому им тяжело сформулировать точно, что в нём главное.
Тем не менее, несмотря на явное непонимание, зачем нужны такие встречи, наши граждане не видят в них ничего плохого. Идея организации таких встреч в дальнейшем нашла поддержку 66% респондентов. Однако, главный посыл для таких переговоров люди видят в стремлении Православной и Католической Церквей решить проблемы угрозы мирного существования народов, а также недопущения войн и терроризма.
Оценивая перспективы сближения двух Церквей, наши сограждане придерживаются умеренно позитивной точки зрения. Так, 62% считают, что православному и римско-католическому миру развивать отношения необходимо, однако при этом ни о каком объединении двух Церквей речи идти не может в принципе.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 20−21 февраля 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Русская линия
Визит Папы Римского в Белоруссию станет возможен только при согласии Патриарха Кирилла
Католики признали, что Ватикан должен будет согласовать свой ответ на приглашение папы Римского Александром Лукашенко в страну с Русской Православной Церковью
Период недружественных шагов и агрессивной политики прозелитизма на канонической территории Русской Православной Церкви со стороны Ватикана подошёл к концу, и теперь представители Католической церкви демонстративно подчёркивают, что любые шаги на территории Русской Церкви они намерены предпринимать только с согласования с Московским Патриархатом.
Об этом свидетельствует та позиция, которую занял нынешний глава белорусских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич (ранее не отличавшийся особой тактичностью по отношению к священноначалию Русской Православной Церкви) по поводу возможного визита Папы Римского Франциска в Белоруссию.
Католический прелат вынужден был подтвердить слова главы Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви митрополита Минского и Заславского Павла, который заявил, что визит папы Римского в Белоруссию станет возможен только при условии согласия на это Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, передаёт РИА Новости со ссылкой на телеканал «Беларусь 24».
Президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно приглашал Папу Римского посетить Белоруссию, в том числе во время личной встречи с главой Ватикана.
«Если этот вопрос будет согласован, то нельзя этого исключать. Совсем недавно ещё говорили, что никогда не состоится встречи Папы и Патриарха, а вот состоялась», — сказал митрополит Минский и Заславский Павел, отвечая на вопрос журналистов.
Владыка уточнил, что согласование визита Папы Римского в Белоруссию с главой Русской Православной Церкви необходимо согласно церковным канонам, поскольку большинство верующих в республике исповедуют Православие, а Белорусская Православная Церковь входит в состав Русской Православной Церкви.
В свою очередь, католический митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич подтвердил, что для визита в Белоруссию Папы Римского нужно согласие официальных властей страны и Церкви, имеющей большинство прихожан, — Православной. «Я молюсь и надеюсь, что папа когда-то приедет в Беларусь», — сказал он.
Русская линия
В ООН, наконец, заметили нарушения прав верующих на Западной Украине
Мониторинг Тернопольской и Ровенской областей выявил многочисленные случаи захватов храмов и противоправных действий в отношении канонической Церкви
В подготовленном УВКПЧ докладе сообщается об угрозах физического насилия или принуждении, направленных на то, чтобы заставить людей поменять свою конфессию. «Такие факты являются нарушением безоговорочного принципа свободы религии или убеждений», — сказано в докладе.
Авторы документа, ссылаясь на местных жителей, отмечают, что правоохранительные органы и органы власти сосредотачивают свои усилия на предотвращении или противодействии только физическим столкновениям, не обращая должного внимания на другие формы противостояния, запугивание и дискриминацию.
«Вызывает обеспокоенность, что в некоторых сёлах местные жители и внешние силы в течение нескольких недель (подразумевается многострадальный храм в селе Птичья -РЛ) не дают верующим обеих конфессий возможности заходить в их предпочтительные места поклонения и проводить религиозные службы, в том числе крещения и венчания. В целом, расследования таких случаев либо являются неэффективными, либо не проводятся вообще», — цитирует документ сайт Союза Православных Журналистов.
Авторы отчёта напомнили, что, в соответствии со своими международными обязательствами по правам человека, правительство Украины не только должно обеспечивать право исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, религиозных и ритуальных обрядов и учении, но и предпринимать эффективные меры для обеспечения того, чтобы никто не подвергался дискриминации по признаку религии или убеждений со стороны государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц.
А нам лишь остается надеяться, что этот доклад все же услышат в Киеве, и заставят раскольников выполнять закон.
Русская линия
Митрополит Навпактский Иерофей: В документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» наблюдается «терминологическая путаница»
Член делегации Элладской Православной Церкви на Всеправославном Соборе призвал внести существенные поправки в текст этого документа
Участник делегации Элладской Православной Церкви на грядущем Всеправославном Соборе митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) направил послание Священному Синоду Элладской Православной Церкви, в котором высказал ряд замечаний к принятым на совещании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21−28 января 2016 года) документам.
В связи с тем, что на Всеправославном соборе планируется дальнейшее обсуждение этих вопросов, митрополит Иерофей призывает внести в итоговые документы «ряд необходимых исправлений», сообщает AgionOros.Ru.
В частности, в документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», по мнению владыки Иерофея, наблюдается «терминологическая путаница». «Необходимо внести в него изменения, чтобы избежать богословской и экклезиологической двусмысленности, которая неуместна в соборных документах, в особенности текстах Всеправославного Собора».
Заголовок документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» правилен по своему содержанию, так как справедливо делает различие между «Православной Церковью» и остальным «Христианским миром». В том же духе выдержаны и многие положения документа, например: «Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании» (пар. 1), «с отделенными от нее, ближними и дальними» (пар. 4), «тем, кто находится вне ее» (пар. 6).
Однако другие встречающиеся в тексте выражения, в соответствии с которыми «Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий» (пар. 6) должны быть адаптированы к заголовку, чтобы избежать двуязычия и двусмысленности.
Более точным по сути, по мнению владыки Иерофея, станет выражение «Православная Церковь знает о существовании иных Христианских конфессий, которые отделились от нее и не находятся с ней в общении».
Далее митрополит Иерофей останавливается на двусмысленной трактовке в тексте церковного единства: «Правильным является положение документа, относящееся к единству Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в соответствии с которым «Единство Церкви» (необходимо уточнить, что речь идет именно о Православной Церкви) «не может быть нарушено» (пар. 6), в связи с тем (как опять же точно подмечено) «Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами», которые «особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах» (пар. 3).
Однако, в документе встречаются и другие выражения, в которых подразумевается, что единство Церкви утрачено и совершаются попытки его восстановить. Подобные утверждения следует исправить. Утверждение, согласно которому Православная Церковь участвует в богословских диалогах «с целью поиска утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов» (пар. 5), подразумевает, что не соответствует действительности встречающееся в другом месте утверждение, что единство Церкви «не может быть нарушено» (пар. 6).
Следовательно, это выражение необходимо исправить, чтобы не создавать впечатления, что в решениях Всеправославного Собора содержится двусмысленность, оставляющая простор для разнообразных трактовок. Следует написать: «Православная Церковь участвует в диалоге с христианами, принадлежащими к разным христианским конфессиям, чтобы вернуть их к вере, Преданию и своей жизни».
По мнению митрополита Иерофея, в тексте есть положения, отсылающие к теории «крещального богословия», лежащей в основе Второго Ватиканского собора. Сам владыка полагает, что принимать в Православную Церковь западных христиан следует через Таинство Крещения. Это связано с различиями в догмате о Святой Троице: западных учениях о filioque и тварной Божественной энергии (actus purus) и искажением на Западе самого Таинства Крещения — проведением его не через полное погружение, а через обливание.
По мнению владыки, чтобы освободить текст документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» от двусмысленности и внутренних противоречий, 20 параграф «Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими церквами и исповеданиями всегда исходят из канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон II-го и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских соборов)» следует заменить на следующий текст: «Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими исповеданиями основываются на вере и порядке, принятом в Православной Церкви, основанном на решениях Вселенских Соборов. Принятие инославных в Православную Церковь происходит на принципах „акривии“ и „икономии“. Икономия возможна по отношению к тем христианским конфессиям, где Крещение совершается в соответствии с апостольской и святоотеческой традицией: троекратным полным погружением с исповеданием Пресвятой, Единосущной и Нераздельной Троицы».
Русская линия
Послы стран ЕС решили продлить действие персональных санкций против граждан России и республик Донбасса
В черный список Евросоюза вошли 146 физических лиц и 37 компаний
Санкции решили продлить еще на полгода, сообщил ТАСС источник в Совете Евросоюза. «Постпреды стран ЕС одобрили продление ограничительных мер на полгода», — заявил собеседник агентства. Источник отметил, что теперь это решение должно быть официально утверждено всеми 28 странами ЕС, а затем опубликовано в Официальном журнале Евросоюза.
Как известно, под санкции ЕС подпадают 146 физических лиц и 37 компаний. При этом троих человек уже исключили из черного списка, поскольку их нет в живых. Также известно, что ограничительные меры будут действовать до 15 сентября в случае, если будут продлены.
Напомним, что Евросоюз в сентябре 2015 года продлил индивидуальные санкции в отношении российских бизнесменов и официальных лиц, а также представителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик до 15 марта 2016 года. Ограничения направлены на «противодействие угрозам территориальной целостности и независимости Украины». Точечные санкции предполагают замораживание активов и запрет на поездки в ЕС для фигурантов черного списка.
Евросоюз и США ввели санкции против России в 2014 году после присоединения Крыма к России. Условием отмены ограничительных мер против РФ европейские политики называют выполнение минских соглашений. Этот пакет документов в основном относится к Украине и Донбассу, но в ЕС считают, что поведение руководства Донецкой и Луганской областей республик напрямую зависит от воли Москвы.
Русская линия
Дмитрий Рогозин: Санкции против России — это навсегда
Российский вице-премьер считает, что не стоит обольщаться часто противоречащими заявлениями ЕС и США по этому поводу
Не слишком оптимистично в этом вопросе настроено и наше руководство. Им по чину надлежит владеть инсайдерской информацией на этот счет, а она пока не оставляет надежд на скорое решение этой проблемы. В частности вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил вчера о том, что санкции против России будут действовать всегда, поэтому необходимо перестать обращать внимание на позицию США и ЕС по этому поводу. «Приходится читать очередные сообщения, что Европейский союз или США рассматривают вопросы снятия санкций, потом вдруг автоматически продлевают. Я думаю, что мы должны потерять к этому интерес», — цитирует Рогозина портал Русская Весна.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день рождения Государя Императора Александра III, мы вспоминаем архимандрита Фотия (Спасского)
Сегодня день рождения Государя Императора Александра III Александровича, родившегося 26 февраля 1845 г.
Сегодня мы также вспоминаем выдающего церковного и общественного деятеля, одного из лидеров «Русской партии» начала XIX в. архимандрита Фотия, скончавшегося 26 февраля 1838 года.
Архимандрит Фотий (Спасский) родился 6 июня 1792 г. в семье чтеца в Новгородской губернии и в миру звался Петр Никитич. Получив домашнее образование, Петр стал чтецом в церкви, затем певчим в Казанском соборе С.-Петербурга. В 1803 г. Петр поступил в Новгородскую семинарию, где вскоре стал первым учеником. В связи с успехами в образовании в 1814 г. он был направлен в Петербургскую Духовную академию, но уже через год был вынужден оставить ее по болезни.
Служа с этого времени преподавателем в Александровском духовном училище, Петр Спасский начал изучать книги масонов и протестантских мистиков, с тем, чтобы уметь опровергать антиправославные мысли, которые в них содержались. В 1817 г. он был пострижен в монахи с именем Фотия и рукоположен во иеромонаха. Фотий отличался крайней аскезой: постоянно пребывал в воздержании и посте, облекся во власяницу, носил вериги. В 1818 г. он был зачислен в соборные иеромонахи Александро-Невской лавры.
Фотий резко выступал «против масонов, иллюминатов, методистов, Лабзина, Сионского Вестника и прочих». Сам монах свидетельствовал, что он получил «изведение свыше во сне и разных откровениях, что подобает ему изыти на подвиг против тайных всех обществ». Всю жизнь он собирал информацию о деятельности масонских лож, составлял список книг, разделенные им на «бесовские», «еретические и антихристианские», «революционные» и «масонские».
Кроме того, Фотий выступил с резкими обличениями антиправославной деятельности Российского Библейского общества, которое распространяло под видом введения универсальной религии протестантскую и масонскую литературу, переводило Библию на литературный язык. Вскоре Фотий стал одной из самых ярких представителей православной оппозиции. «Против Православия явно была брань словом, делом, писанием и всякими образами и готовили враги новую, какую-то библейскую религию ввести, смесь веры сделать, а Православную веру Христову искоренить», — писал монах о своем времени. Встав на путь борьбы с масонством и сектантством, он нажил себе многочисленных влиятельных врагов.
В 1822 Фотий был возведен в архимандриты. В том же году произошла и встреча архимандрита с Государем Александром I, после которой Император издал рескрипт о запрещении масонских лож и тайных обществ на территории Российской Империи. Влияние архимандрита Фотия на Царя продолжалось и дальше. «Бог любит Церковь нашу, Тебя — Царя и народ < >, а поэтому < > открываю: можно весь план (составленный для свержения Самодержавия и уничтожения Православной Церкви) разрушить. < > Гр. Аракчеев все может исполнить, он верен, — и об нем мне открыто в видении», — писал архимандрит Государю. Фотий был первым, кто отправил Государю послания, в которых обличалась неверная политика в религиозной сфере, которую Александр I проводил в течение почти всего своего царствования — и Царь прислушался к архимандриту.
Скончался архимандрит Фотий в Юрьевом монастыре, где и был погребен.
Русская линия