Митрополит Волоколамский Иларион: Святейший Патриарх Кирилл встретится с папой Римским Франциском в ходе своего визита на Кубу
Главной темой встречи станут гонения на христиан на Ближнем Востоке, сообщил председатель ОВЦС
5 февраля 2016 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата в Москве состоялась пресс-конференция митрополита Волоколамского Илариона, в ходе которой владыка рассказал о планируемом Первосвятительском визите Святейшего Патриарха Кирилла в Латинскую Америку и сообщил о том, что в рамках визита на Кубу запланирована первая в истории встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с главой Ватикана папой Римским Франциском, сообщает ОВЦС.
«Ввиду пересечения маршрутов Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, который в эти же дни будет посещать Мексику, принято решение о проведении встречи между главами Римско-Католической и Русской Православной Церквей на Острове Свободы 12 февраля. Встреча состоится в международном аэропорту Гаваны», — заявил митрополит Иларион, добавив, что возможность такой встречи рассматривалась давно.
«На протяжении 1996−97 годов велись интенсивные переговоры об организации встречи Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II в Австрии, однако эти переговоры были прекращены из-за проблем, по которым не удалось достичь согласия. Прежде всего, это касалось действий греко-католиков на Украине и прозелитизма католических миссионеров на канонической территории Московского Патриархата. Вместе с тем, Священноначалие Русской Православной Церкви никогда не отвергало саму возможность организации такой встречи в будущем, когда сложатся необходимые условия для ее проведения», — отметил председатель ОВЦС.
По словам архипастыря, все эти годы главной проблемой в отношениях между двумя Церквами и главным препятствием для проведения встречи Предстоятелей оставалась уния. «Разгром униатами трех епархий Московского Патриархата в Западной Украине на рубеже 1980−90-х годов, перенос центра Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой Церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников — все эти факторы лишь усугубили проблему. Положение еще ухудшилось в результате событий последнего времени в Украине, в которых представители УГКЦ принимали самое непосредственное участие, выступая с антироссийскими и русофобскими лозунгами. Таким образом, к сожалению, проблема унии к настоящему времени не снята, и уния остается незаживающей кровоточащей раной, препятствующей полной нормализации отношений между двумя Церквами», — заявил митрополит Иларин.
Тем не менее, ситуация, сложившаяся сегодня на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах мира требует неотложных мер и более тесного взаимодействия между христианскими Церквами. «В нынешней трагической ситуации необходимо отложить в сторону внутренние несогласия и объединить усилия для спасения христианства в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениям», — пояснил позицию Русской Православной Церкви глава ОВЦС.
Завершившийся 3 февраля в Москве Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви призвал, чтобы 2016 год стал годом особых усилий, предпринимаемых в данном направлении. Поэтому, несмотря на остающиеся препятствия церковного характера, принято решение о безотлагательном проведении встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. Тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной.
Русская линия
МИД Украины назвал заявления священноначалия УПЦ о захватах храмов «обвинениями со стороны агрессора»
В ОВЦС УПЦ уличили украинских дипломатов в целенаправленных попытках скрыть факты притеснения религиозной свободы и давления на общины канонической Церкви
Украинские власти, своими молчание и бездействием потворствующие силовому захвату храмов канонической Украинской Православной Церкви украинскими раскольниками, делают всё, чтобы замолчать данные факты и не гнушаются при этом откровенных передёргиваний и открытой клеветы. Об этом говорится в сообщении Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви, официальный представитель которого протоиерей Николай Данилевич принял участие одном из совещаний с украинскими дипломатами.
3 февраля в помещении Министерства иностранных дел Украины состоялось IV заседание Общественного совета по вопросам сотрудничества с религиозными организациями при МИД Украины. По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в работе Общественного Совета принял участие зампред ОВЦС Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич. На заседании также присутствовали председатель правления Института религиозной свободы А. Заец и представители различных религиозных организаций Украины.
В своем выступлении протоиерей Николай Данилевич особо отметил необходимость перестать игнорировать многочисленные факты нарушения прав прихожан и общин Украинской Православной Церкви, происходящие в определенных регионах Украины. Священник, в частности, отметил, что указанные правонарушения против верующих УПЦ выражаются в силовых захватах храмов, бездействии отдельных органов исполнительной власти на местах, невыполнении судебных решений по защите прав верующих и тому подобное.
Несмотря на заявление официального представителя Украинской Православной Церкви и многочисленные нарушения законодательства о свободе совести и религиозных организациях, зафиксированные миссиями ОБСЕ в Украине, официальный интернет-ресурс МИД Украины 4 февраля сообщил, что «члены Совета обменялись мнениями относительно средств защиты прав верующих различных конфессий на временно оккупированной территории Украины и в своих выступлениях отметили, что в Украине отсутствуют притеснения на религиозной почве».
Кроме того, в сообщении официального интернет-сайта МИД не было упомянуто о заявлении протоиерея Николая, и только отмечено, что информация о фактах нарушений прав верующих на территории Украины является «обвинениям со стороны агрессора».
В связи с этим в Украинской Православной Церкви уже выразили свой протест по данному поводу и напомнили украинским дипломатам, что на территории Ровенской, Тернопольской и Волынской епархий около 30 общин УПЦ не имеют возможности молиться в своих храмах в результате рейдерского захвата этих храмов сторонниками «Киевского патриархата». Против верующих УПЦ уже неоднократно применялась сила и запугивание, а отдельные представители местной власти нарушают принцип равенства всех граждан перед законом и открыто лоббируют интересы раскольников.
«Эти случаи неоднократно фиксировали международные правозащитные учреждения и мониторинговые миссии. Поэтому, последнее заявление МИД Украины свидетельствует о том, что предвзятость и религиозная дискриминация становится частью политики этого государственного ведомства», — отметили в УПЦ.
Русская линия
«Пастырь добрый»
Вечер памяти протоиерея Василия Ермакова прошел в Петербурге
Именно по инициативе духовных чад о. Василия, а не по какой-то указке сверху, был организован Девятый вечер памяти священнослужителя, который состоялся 3 февраля, в годовщину его кончины. Встречу вели клирик Валаамского подворья иеромонах Парфений (Шапанов) и народная артистка России Нина Усатова. В начале вечера на экране была показана запись проповеди батюшки на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Он обращался к верующим XXI века, призывал изучать историю страны, обращая внимание на то, какие бедствия случались в России, когда народ отпадал от Бога. Призывал он и ценить нынешнее время, когда можно беспрепятственно исповедовать веру, всегда и во всем искать помощи и защиты у Пресвятой Богородицы.
Затем своими воспоминаниями об отце Василии поделились священнослужители: настоятель храма Державной иконы Божией Матери протоиерей Сергий Филимонов, клирик Псковской митрополии иерей Вячеслав Новоселов, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Чистом Вражке (Москва) протоиерей Александр Птицын, сообщает сайт Петербургской митрополии.
На вечере звучала самая разная музыка: классическая, современная, русская и зарубежная, народная. О. Василий не только чувствовал музыку, но и хорошо в ней разбирался. Но при всем внимании отца Василия к истории и культуре, главным для него было привести людей к вере. Это в полной мере выразило выступление хора духовных чад батюшки Василия, исполнивших специально написанную для этого вечера песню с рефреном «За мою веру до земли отцу Василию поклон»; почти все участники хора по очереди солировали.
Настоящим подарком стало выступление хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии (в составе хора — несколько клириков Серафимовского храма). Хор исполнил не только духовные песнопения, но и песню Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова «Богатырская наша сила».
Сводный хор духовных чад отца Василия под управлением регента хора храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Марины Бутто исполнил богородичные песнопения на музыку Вячеслава Римши. В завершение вечера этот хор и детский экспериментальный ансамбль «Васильки» исполнили хор «Славься» из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя».
Русская линия
В Ровенской ОГА призвали раскольников выполнять решения суда
Вместе с тем украинские власти ещё раз подчеркнули, что не могут вмешиваться в религиозные вопросы
Возмутительная ситуация вокруг храма в с. Птичья Ровенской области, верующие которого уже 4 раза подтвердила в суде, в том числе Киевском апелляционном, свое право на храм, стала темой встречи и.о. председателя Ровенской ОГА Юрия Приварского с наблюдателями специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, которые прибыли на Ровенщину чтобы изучить религиозную ситуацию края. Как и ожидалось, Приварский заявил иностранным наблюдателям то, что и был обязан: раскольники обязаны выполнять решение суда и уважать закон.
«К сожалению, мы не видим желания компромисса. Не выполняются сторонами и судебные решения. Если решения суда в их пользу, то решение выполняется, если же противоположной конфессии — то нет. Сейчас каждый должен показать — как он уважает закон», — цитирует Приварского сайт Украинской Церкви.
В свою очередь представитель Миссии ОБСЕ Виталий Стате отметил, что среди первоочередных задач Миссии — снять напряжение среди людей, и решать вопрос в правовом поле. «Сейчас в отдельных населенных пунктах Ровенской, Волынской и Львовской областей сохраняется определенное напряжение между сторонниками разных религиозных конфессий. Поэтому мы хотим получить полную и достоверную информацию по этому поводу, а также проанализировать, придерживаются ли в регионах права человека на вероисповедание», — сообщил представитель Миссии.
В заключение Приварский отметил, что согласно закону, Ровенская ОГА и другие органы исполнительной власти не могут вмешиваться в религиозные вопросы, и это, как раз весьма настораживает. Наблюдатели ОБСЕ уедут, а представители украинской власти опять пустят конфликт в Птичьей на «самотек». Понятно, что без силового вмешательства «сверху» раскольники храм в покое не оставят. А вот пойдет ли на это Ровенская ОГА, у нас есть большие сомнения.
Русская линия
Архиепископ Афинский Иероним выступил с резкой критикой в адрес Патриарха Варфоломея
Св. Синод Элладской Православных Церквей заявил о вмешательстве Константинополя в церковные дела на территории Греции
3 февраля 2016 года в Афинах состоялось заседание Священного Синода Элладской Православной Церкви под председательством Афинского архиепископа Иеронима, в ходе которого Предстоятель Элладской Православной Церкви выступил с резкой критикой в адрес Константинопольского Патриарха Варфоломея, сообщает Agionoros.Ru.
В заявлении по итогам заседания сказано, что «причины, по которым Блаженнейший Иероним не принял участие в синаксисе Предстоятелей Православных Церквей не носили личный характер, как об этом было сказано в официальном коммюнике, а были обусловлены подрывными действиями против Элладской Церкви и её авторитета».
Комментируя заявление священноначалия, журналисты портала Agioritikovima. gr отмечают, что отношения Константинопольской и Элладской Церкви вступили в фазу «острого противостояния», как и в период, когда Греческую Церковь возглавлял архиепископ Христодул. «Чаша терпения переполнилась. последствия конфликта предсказать невозможно», — отмечают эксперты.
Элладская Православная Церковь официально признала, что архиепископ Иероним не поехал в Женеву по причине «подрывных действий против Элладской Церкви со стороны Вселенского патриархата», уточняет Agioritikovima2.
Что под этим подразумевается, остаётся неясным. Но, скорее всего, речь идёт о притязаниях Константинополя на северные территории Греции, которые с начала ХХ века формально относятся к юрисдикции Константинопольского Патриархата, но фактически являются частью Элладской Православной Церкви.
До последнего времени Константинополь не вспоминал об этом и никак не вмешивался в управление этими территориями. Однако 29 августа 2015 года в церкви Святой Троицы в стамбульском квартале Пера по инициативе Патриарха Варфоломея состоялось собрание всех иерархов Константинопольского Патриархата, на которое были приглашены и греческие иерархи северных территорий.
Их приглашение на Собор было осуществлено Константинополем без всякого уведомления об этом Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима, что вызвало его недовольство и спровоцировало конфликт двух Предстоятелей. Более всего владыку Иеронима оскорбил тот факт, что вопрос об участии митрополитов «новых территорий» не был упомянут в ходе встречи между Патриархом Варфоломеем и Архиепископом Афинским, которая проходила в Женеве в июне 2015 года.
В знак протеста против действий Константинополя Предстоятель Элладской Православной Церкви в итоге отказался от участия в синаксисе Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей в Шамбези.
Русская линия
Протоирей Игорь Якимчук: Греция должна сохранить традиции Афона, несмотря на давление ЕС
Представитель ОВЦС напомнил о том, что статус Святой горы является внутренним делом Греческой республики
Сам факт нахождения монашеской «республики» на Афоне в современной Европе, легализующей «браки» извращенцев, узаконивающей эвтаназию, запрещающей пребывание Распятий и других христианских религиозных символов в школах, является определенным вызовом нынешним её правителям. Конечно же, на фоне существующего законодательства ЕС законы Афона выглядят абсолютно «нетолерантными». Несмотря на оговоренный ещё во время вступления Греции в ЕС особый статус Афона, используя тяжелое положение этой страны, Брюссель желает «додавить» Афины в этом принципиальном вопросе, и добиться изменения статуса Святой горы.
Тем не менее, в РПЦ надеются, что Греция не поддастся давлению со стороны ряда европейских парламентариев и чиновников и сохранит духовные традиции и исторический статус Афона как многонационального центра всего православного мира, заявил сегодня на пресс-конференции в агентстве Россия сегодня представитель ОВЦС протоирей Игорь Якимчук.
Отвечая на вопрос о том, как следует относиться к заявлениям, звучащим в Европарламенте, о том, что современный статус Афона не соответствует законодательству Евросоюза и его нужно изменить, Якимчук отметил, что когда Греция вступала в Европейский союз, то вопрос о статусе Афона был специально оговорен. «Этот вопрос является внутренним делом Греческой республики, и Евросоюз не имеет права юридически вмешиваться, хотя, безусловно, все эти годы мы наблюдаем давление, которое оказывается на Грецию с тем, чтобы статус Святой горы был изменен», — заявил представитель ОВЦС.
О.Игорь выразил надежду, что это давление не приведет к каким-то результатам, потому что Святая гора потому и сохранила до сего дня свою уникальную духовную традицию, что была отделена от жизни остального мира. «И не хотелось бы эту традицию утратить», — заключил священнослужитель.
Русская линия
Английский барометр состояния дел в Европе
Число сторонников выхода Великобритании из Евросоюза стремительно растёт и достигло уже 45%
Положение дел в современной Европе оставляет желать много лучшего. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведённого среди англичан по поводу возможного выхода Великобритании из Евросоюза. Европейские политики пока не могут решить тех проблем, с которыми столкнулся ЕС в последнее время, и это вызывает рост недовольства англичан, всегда отличавшихся особым прагматизмом.
В настоящее время в Великобритании зафиксировано самое большое преобладание сторонников выхода страны из ЕС над противниками, начиная с момента оглашения премьер-министром Дэвидом Кэмероном инициативы проведения общенационального референдума по данному вопросу. А это значит, что таким плохим положение дел в Евросоюзе ещё не было никогда.
Как демонстрируют опубликованные газетой Times итоги опроса общественного мнения, осуществленного по ее заказу социологической службой YouGov, сторонники выхода лидируют в соотношении 45% против 36% при преимуществе в 9%, сообщает ИТАР-ТАСС.
«Кампания за выход из ЕС достигла своего самого большого лидерства после того, как общественность отвергла сделку Дэвида Кэмерона о реформировании (отношений Лондона с Брюсселем)», — сообщила газета, указывая на то, что за одну неделю преимущество евроскептиков над сторонниками евроинтеграции выросло на 5%, и что произошло это именно после обнародования проекта соглашения о реформе в минувший вторник.
Данный документ включает в себя меры во всех четырех сферах, в которых Лондон требует реформ от Евросоюза. Речь идет о введении ограничений на выплату пособий мигрантам в Великобритании, проведении мер по укреплению конкуренции и увеличению полномочий национальных парламентов, а также о предоставлении финансовых и экономических гарантий для стран, не входящих в зону евро.
Любопытно, что данные изменения респонденты опроса активно поддерживают, но опасаются, что в соглашении отсутствует надежный и, главное, долговременный механизм лишения мигрантов из других стран ЕС доступа к пособиям в Великобритании. В результате проект соглашения получил поддержку только 22% опрошенных при 46% респондентов, считающих, что британским парламентариям следует наложить вето на реализацию сделки о реформе в таком формате.
Русская линия
Европарламент назвал возвращение Крыма Украине одним из условий отмены антироссийских санкций
Евродепутатов также не устраивает «беспрецедентный уровень» нарушения прав жителей полуострова
В тексте резолюции говорится, что депутаты подтверждают свою приверженность суверенитету и территориальной целостности Украины в пределах ее международно-признанных границ. Присоединение Крыма к России Европарламент называет аннексией и в первом же пункте документа требует восстановления украинского контроля над полуостровом. Депутаты назвали возвращение Крыма Украине одним из условий улучшения отношений с Россией, и в том числе приостановления соответствующих санкций.
В тринадцатом пункте резолюции Европарламент призывает Европейский совет сохранять санкции, касающиеся непосредственно Крыма — запрета на ввоз в Европу крымских товаров, запрета на ввоз в Крым некоторых товаров, технологий, запрета на инвестиции в крымскую экономику — до тех пор, пока полуостров не будет полностью реинтегрирован под юрисдикцию Украины. В документе уточняется, что он принимается с учетом решений Европейского совета от 21 марта, 27 июня и 16 июля 2014 года, которыми были введены санкции против Российской Федерации в связи с незаконной аннексией Крыма.
Европарламент в резолюции также осудил «беспрецедентный уровень» нарушения прав жителей полуострова, в особенности крымских татар. По мнению Европарламента, речь идет о нарушении прав на свободу выражения и мирных собраний. Парламентарии также отметили негативное влияние на экономику и социальную жизнь, которое оказывает милитаризация Крыма.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти выдающегося русского мыслителя и писателя В.В.Розанова
Василий Васильевич Розанов родился в городе Ветлуге Костромской губернии в многодетной семье уездного чиновника, дед Розанова был священником. В отрочестве остался круглым сиротой, жил в семье старшего брата. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил с отличием в 1882 г. со степенью кандидата. По окончании университета преподавал историю и географию в гимназиях и прогимназиях Брянска, Ельца и Белого. С 1889 г. публикуется в консервативных журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение». В это время он входит в кружок молодых интеллектуалов, который сложился вокруг выдающегося русского мыслителя К.Н.Леонтьева (Л.А.Тихомиров, В.А.Грингмут, А.А.Александров, Ю.Н.Говоруха-Отрок, С.Ф.Шарапов и др.). Широкую известность Розанов получил после публикации в 1891 г. литературно-философского этюда «Легенда о великом инквизиторе Ф.М.Достоевского». В 1893 г. он переехал в Петербург, поступив на службу чиновником по особым поручениям в Департаменте железнодорожной отчётности Государственного контроля. В мае 1899 г. по предложению А.С.Суворина Розанов стал сотрудником газеты «Новое время», где трудился до 1917 г.
Розанов стоит одиноко в истории русской мысли, подобно своему старшему другу и учителю К.Н.Леонтьеву. Неудивительно, что его ненавидели революционные демократы и недолюбливали либералы, они чувствовали в нем человека иного духа. Впрочем, нелюбовь либералов скоро тоже переросла в ненависть. Это случилось после того, как философ опубликовал свой трактат «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови». Поводом к исследованию тайн иудейских ритуалов стало злодейское убиение в Киеве христианского мальчика Андрюши Ющинского, которое Розанов, как и большинство монархистов, считал ритуальным убийством, осуществленным сектой хасидов. Он утверждал, что мальчик стал «жертвой ритуала и еврейского фанатизма». За свою позицию по убийству Ющинского Розанов был изгнан из Религиозно-философского общества, несмотря на то, что был одним из его учредителей.
Однако к Розанову долгое время с подозрением относились и на правом фланге, к чему он сам давал немало поводов. Резкое неприятие вызвали его публикации по семейному и половому вопросу: «Семейный вопрос в России» (т. 1−2, 1903), «Темный лик. Метафизика христианства» (1911) и «Люди лунного света» (1911). Поднимался даже вопрос о его отлучении от Церкви.
В сентябре 1917 г. семья Розанова уехала из голодного Петрограда в Сергиев Посад, где он трудился над последней работой «Апокалипсис нашего времени». В Сергиевом Посаде Розанов постоянно встречался с о. Павлом Флоренским, Л.А.Тихомировым, бывшим издателем «Русского обозрения» А.А.Александровым. Младшая дочь Розанова писала: «Последние дни я, 18-летняя, легко переносила его на руках, как малого ребенка. Он был тих, кроток. Страшная перемена произошла в нем, великий перелом и возрождение. Смерть его была чудная, радостная. Вся смерть его и его предсмертные дни были одна Осанна Христу. Я была с ним все время и дни его болезни, и в его последние дни. Он говорил: „Как радостно, как хорошо. Отчего вокруг меня такая радость, скажите? Со мной происходят действительно чудеса, а что за чудеса — расскажу потом, когда-нибудь. Обнимитесь вы все. Поцелуемся во имя воскресшего Христа. Христос воскрес“. Он четыре раза по собственному желанию причастился, один раз соборовался, три раза над ним читали отходную. Во время нее он скончался. Он умер 23 января старого стиля, в среду в 1 час дня. Без всяких мучений..». Похоронен в ограде Гефсиманского скита, рядом с могилой К.Н.Леонтьева.
Русская линия