Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий заручился поддержкой Вселенского Православия
В ходе синаксиса в Женеве главы Поместных Православных Церквей вновь подчеркнули, что признают на Украине исключительно каноническую УПЦ
Продолжающиеся нападки на верующих и духовенство Украинской Православной Церкви и отчаянные попытки украинских раскольников заручиться поддержкой некоторых архиереев Константинопольской Патриархии подвигли Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которые собрались в эти дни на синаксис в Женеве, ещё раз заверить Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия в том, что Вселенское Православие признаёт лишь УПЦ как единственную каноническую Церковь на Украине.
Об этом в частности, заявил сам глава Константинопольской Патриархии Патриарх Варфоломей, который отдельно поприветствовал владыку Онуфрия, прибывшего на собрание в составе делегации Русской Православной Церкви. Его Святейшество подчеркнул, все Православные Церкви признают Блаженнейшего владыку в качестве единственного канонического первоиерарха Украинской Православной Церкви, считая остальные церковные структуры на Украине раскольничьими.
Тем самым Патриарх Варфоломей фактически откликнулся на просьбы священноначалия Украинской Православной Церкви осудить поведение главы УПЦ в Канаде митрополита Георгия (Калищука) и первоиерарха УПЦ в США митрополита Антония (Щербы) (Константинопольский Патриархат), которые в последнее время не раз в нарушение канонического порядка посещали Украину, где встречались с украинскими раскольниками.
В свою очередь, Святейший Патриарх Московский Кирилл от имени Его Блаженства выразил особую благодарность братским Поместным Церквам — в частности Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Болгарской и Польской, которые в последнее время не раз находили возможность поддержать верующих Украинской Православной Церкви в столь тяжёлый для них период гонений и нападок со стороны украинских чиновников и СМИ.
«Святейший Патриарх Сербский Ириней совершенно верно написал мне об украинских раскольниках: эти люди принадлежат Православию лишь по имени, и „их презрение к нормам христианской морали, готовность ненавидеть, лгать и проливать кровь есть живое тому свидетельство“, — сообщил Предстоятель Русской Церкви. — Для таких людей есть лишь один путь в Церковь — через покаяние».
Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей фактически поддержало данное утверждение Святейшего Патриарха Кирилла — Вселенское Православие не собирается идти на уступки раскольникам и ждёт от них лишь одного — покаяния и возвращения в лоно канонической Украинской Православной Церкви.
Русская линия
В Кремле начали задумываться о выносе Ленина из мавзолея?
Пояснения Владимира Путина о том, за что он раскритиковал деятельность «вождя революции», могут свидетельствовать о нежелании Москвы возрождать СССР
Активизация Кремлем дискуссии по поводу советского наследия, выразившаяся в недавнем призыве президента России Владимира Путина не стесняться давать критическую оценку советским вождям и их конкретным решениям, а также педалирование российскими властями темы «екатеринбургских останков» и судьбы Царской семьи, могут свидетельствовать о том, что в Кремле озабочены расслоением российского общества, которое в последнее время стало вновь приобретать черты разделения на красных и белых.
Всё то время, пока Владимир Путин находился у власти, он старательно избегал любых решений, которые бы разобщали российское общество. В связи с этим Кремль, в частности, не желал выноса тела Ленина из мавзолея, хотя значительная часть российской общественности была готова поддержать это начинание и настаивала на принятии такого решения. При этом власти всегда подчёркивали, что не будут в угоду одной группе граждан ущемлять чувства других, поскольку время для выноса Ленина ещё не пришло.
В результате в российском обществе сложился некий баланс сил, который в целом устраивал как тех, так и других. Ленин продолжал лежать в мавзолее, его памятниками по-прежнему были утыканы все городские площади России, однако никто и помыслить не мог, что это могло бы означать возврат страны к советскому прошлому.
Однако, сложившийся хрупкий баланс сил был нарушен печально известными событиями в Киеве и на Донбассе. Революционный снос памятников Ленина и политика полной десоветизации на Украине, привели к тому, что в России по логике борьбы, напротив, подняли голову сторонники советского прошлого, которые очень скоро приобрели слишком большое влияние.
На Западе в связи с этим даже всерьёз заговорили о реальном восстановлении бывшего СССР, а в России значительная часть населения оказалась весьма напугана быстрым возвращением советских реалий во внутренней жизни страны. Симптомы этого, к сожалению, стали появляться едва ли не каждый день.
Дело дошло до того, что мэр Москвы Сергей Собянин, ранее заявивший о намерении переименовать станцию метро «Войковская», дал задний ход и под благовидным предлогом отказался от этой идеи. Коммунисты инициировали референдум о возвращении памятника Дзержинского на Лубянку и откровенно начали препятствовать установке памятника князю Владимиру в Москве. А на днях в ходе научного совета с президентом некоторые представители учёного сообщества неожиданно начали вспоминать товарища Ленина.
Всё это не могло не взволновать Кремль, который явно потерял контроль над обществом, которые вновь начало раскалываться на белых и красных. В этом смысле замечание Владимира Путина на данную тему оказались весьма своевременными. Не случайно, вчера глава Российского государства вновь повторил, что нельзя «предпринимать никаких шагов, которые разделяли бы наше общество, нужно, наоборот, его сплачивать».
Правда, в нынешней парадигме общественных отношений смысл данных заявлений главы Кремля совершенно меняется. Если раньше власти выступали против выноса Ленина из мавзолея, защищая тем самым коммунистов, то теперь им предстоит подумать, как защитить идеологических противников коммунистов, теснимых «вчерашними большевиками». На этом фоне вынос Ленина из мавзолея уже не кажется такой уж неосуществимой идеей, и не исключено, что в Кремле могут пойти на такой шаг, чтобы восстановить общественный баланс сил.
Во всяком случае, после реверансов в адрес коммунистического прошлого и советской эпохи, Владимир Путин вчера вновь обрушился с резкой критикой в адрес советских вождей:
«Все обвиняли царский режим в репрессиях. А с чего началось становление советской власти? С массовых репрессий. Я уже не говорю про масштаб, но просто такой наиболее вопиющий пример — это уничтожение и расстрел Царской семьи вместе с детьми. Могли бы быть ещё какие–то идейные соображения по поводу того, что нужно искоренить, так сказать, возможных наследников. Но зачем убили доктора Боткина? Зачем убили прислугу — людей, в общем‑то, пролетарского происхождения? Ради чего? Ради того, чтобы скрыть преступление.
Понимаете, мы никогда раньше об этом не задумывались. Хорошо, сражались с людьми, которые воевали с советской властью с оружием в руках, а священников почему уничтожали? Только в 1918 году три тысячи священников расстреляли, а за 10 лет — 10 тысяч. На Дону — там сотнями под лёд пускали. Когда об этом начинаешь задумываться, когда появляется новая информация, по‑другому многие вещи оцениваешь.
Вот Владимир Ильич Ленин в одном из писем, по‑моему, Молотову писал, что чем больше мы реакционных представителей буржуазии и священнослужителей — я дословно цитату не помню — расстреляем, тем лучше. Вы знаете, такой подход как‑то не очень вяжется с некоторыми нашими бывшими представлениями о самой сути власти.
Да, но роль в развале фронта Первой мировой войны коммунистической, большевистской партии тоже известна. Получилось что? Что мы проиграли проигравшей стране, через несколько месяцев Германия капитулировала, а мы оказались проигравшими проигравшей стране — уникальный случай в истории. А ради чего? Ради борьбы за власть. Как мы, зная сегодня это, оценивать должны вот эту ситуацию с огромными потерями для страны, с колоссальными просто?
Затем экономика. Ведь к НЭПу уже перешли почему? Потому что даже продразвёрстка не сработала, не смогла. Невозможно было обеспечить крупные города продовольствием. Поэтому перешли к рыночному хозяйству, к НЭПу, потом быстро его свернули.
Знаете, то, что я сейчас говорю, — это мои личные выводы, мой личный анализ. Плановое хозяйство имеет определённые преимущества, оно даёт возможность сконцентрировать ресурсы общегосударственные на выполнении важнейших задач. Так были решены вопросы здравоохранения, в чём безусловная заслуга компартии того времени. Так были решены вопросы образования — безусловная заслуга компартии того времени. Так были решены вопросы индустриализации в оборонной её части. Я думаю, что, если бы не концентрация общегосударственных ресурсов, Советский Союз не смог бы подготовиться к войне с нацистской Германией. И велика была бы вероятность поражения с катастрофическими последствиями для нашей государственности, для русского народа и других народов Советского Союза. Поэтому это всё безусловные плюсы. Но в конечном итоге нечувствительность к изменениям, нечувствительность к технологическим революциям, к новым технологическим укладам привела к коллапсу экономики.
И, наконец, самое главное, почему я говорил, что нужно по‑другому взглянуть на идеи, которые сформулировал тогдашний руководитель советского государства Ленин Владимир Ильич. Мы‑то говорили о чём? О чём я говорил? О том, что была заложена мина под здание нашей государственности. Что я имел в виду? Вот теперь конкретно: я имел в виду дискуссию между Сталиным и Лениным по поводу того, как строить новое государство, Советский Союз.
Если вы историк, вы должны знать, что Сталин тогда сформулировал идею автономизации будущего Советского Союза. В соответствии с этой идеей все остальные субъекты будущего государства должны были войти в СССР на основе автономии с широкими полномочиями. Ленин раскритиковал позицию Сталина и сказал, что это была несвоевременная, неправильная идея. И более того, он продвинул идею вхождения всех будущих субъектов этого государства, а тогда было четыре субъекта: Россия, Украина, Белоруссия и, кстати говоря, юг России, Закавказская федерация, как она называлась — вы лучше меня знаете.
Так вот он, Ленин, выступил за то, чтобы государство, Советский Союз образовался на основе, как он говорил, я могу ошибиться, но идея понятна, полного равноправия, с правом выхода из Советского Союза. И вот это и есть мина замедленного действия под здание нашей государственности. Мало того что к границе привязали этносы многонационального, по сути унитарного государства, к каким‑то территориям, причём границы определяли совершенно произвольно и, в общем‑то, далеко не всегда обоснованно. Украине, допустим, Донбасс передали под каким предлогом? Повышение процентов пролетариата на Украине, для того чтобы иметь там большую социальную поддержку. Бред какой‑то, понимаете? И это не единственный пример, и других много.
Вот, скажем, культурная автономия — это одно, автономия с широкими государственными полномочиями — это другое, а право выхода из государства — это третье. И в конечном итоге в том числе и это наряду с неэффективной экономической и социальной политикой привело к распаду государства. Это и есть мина замедленного действия.
А что же это, если не мина замедленного действия? Именно так оно и есть. И мы должны просто внимательно, имея в виду возможности сегодняшнего дня, анализировать всё, что было в прежние времена. Но нельзя одной чёрной краской мазать всё, что было в прошлом, или в радужных тонах смотреть на то, что происходит сегодня. Надо внимательно, объективно анализировать, для того чтобы не допускать ошибок, которые были допущены".
Русская линия
У Денисенко началась истерика
Раскольники «Киевского патриархата» перешли к грубым оскорблениям Патриарха Кирилла в ответ на его рассказ на синаксисе о религиозной ситуации на Украине
Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Женеве, в ходе которого Его Святейшество в присутствии и с полного согласия Блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Онуфрия рассказал о реальном положении дел в церковной жизни Украины, где раскольники силой захватили уже 30 храмов канонической Церкви, вызвало откровенную истерику главы так называемого «Киевского патриархата» анафематствованного лже-патриарха Филарета (Михаила Денисенко).
Очевидная поддержка всех Поместных Православных Церквей канонической Украинской Православной Церкви и слова Константинопольского Патриарха Варфоломея о том, что Вселенское Православие признаёт единственным каноническим Первоиерархом на Украине Блаженнейшего митрополита Онуфрия, заставили Денисенко срочно созвать свой «Синод» и выступить с резкими нападками и откровенно клеветническими обвинениями в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и священноначалия всей Украинской Православной Церкви, которые де выполняет заказ Кремля.
Главной целью этого заявления раскольников стала их попытка оправдаться перед Константинополем, отдельные представители которого не так давно вопреки каноническому порядку без согласования с канонической УПЦ приезжали на Украину из США и Канады и в беседах с Денисенко обещали ему полную поддержку со стороны Константинопольского Патриарха Варфоломея. Не удивительно поэтому, что заявления Патриарха Кирилла и соответствующая реакция на это Предстоятелей Поместных Православных Церквей (включая и Патриарха Варфоломея) вызвала такое раздражение у Денисенко.
«Синод УПЦ КП выразил возмущение в связи с выступлением московского патриарха по поводу ситуации в Украине на собрании Поместных Православных Церквей в Шамбези (Швейцария), назвав выступление Кирилла тенденциозным, необъективным, наполненным ссылками на несуществующие или искаженные факты», — говорится в сообщении по итогам заседания раскольников. В своём гневе они пошли дальше и перешли к откровенным оскорблениям Святейшего Патриарха Кирилла.
Как отмечают в УПЦ КП, выступление Предстоятеля РПЦ якобы вводит в заблуждение участников синаксиса относительно реальной ситуации на Украине, в том числе в вопросе перехода общин Московского патриархата под омофор Киевского патриархата. «Поэтому это выступление, как публичное произнесение неправды и введение других в заблуждение, является недостойным сана архиерея, носителем которого является Кирилл (Гундяев), и должности предстоятеля РПЦ, которую он занимает», — говорится в постановлении Синода УПЦ КП.
Раскольники объясняют такое поведение Патриарха Кирилла тем, что он якобы «находится в зависимости от государственной власти России, которая с конца февраля 2014 года и до сих пор осуществляет военную, информационную и экономическую агрессию против Украины, оккупировала Крым и часть территории Донецкой и Луганской областей», сообщает УНИАН. При этом, по их мысли, под таким же влиянием и руководством Кремля находится и всё духовенство Украинской Православной Церкви, которое почему-то не хочет вводить в своих храмах поочерёдного служения с раскольниками и тем самым провоцирует «Киевский патриархат» на агрессивные действия.
«В случаях, когда на месте усматривается возможность мирного решения вопроса пользования храмом и другим имуществом прихода путем поочередного совершения богослужения двумя частями бывшей общины УПЦ МП, центральное руководство церкви Московского патриархата в Украине препятствует этому, сознательно обостряя противостояние», — говорится в постановлении «Синода».
В связи с этим «Киевский патриархат» потребовал от Вселенского патриарха Варфоломея направить на Украину «авторитетную церковную комиссию» для исследования реального положения дел на Украине и последующего доклада Поместным Православным Церквам. «Учитывая, что сторона Московского патриархата является участником конфликта, находится в зависимости от власти России как государства-агрессора и сама подпадает под ряд объективных обвинений, считаем, что представители Московского патриархата не могут быть включены в состав такой комиссии, а лишь должны давать ей показания», — указывают Патриарху Варфоломея украинские раскольники.
Русская линия
В Москве помянули жертв большевицкого расказачивания
Митрополит Ставропольский Кирилл призвал всегда помнить о том, что революция принесла России лишь хаос, разруху и кровь
На фоне вновь активизировавшейся в российском обществе дискуссии о необходимости выноса тела Ленина из мавзолея и резкой оценки действий советских властей по разрушению исторической России со стороны Президента РФ Владимира Путина, 24 января 2016 года в Донском ставропигиальном мужском монастыре в Москве при большом стечении казаков и духовенства состоялась заупокойная панихида по жертвам преступного решения большевицкой власти о начале политики расказачивания.
Великая драма всего народа после Октябрьского переворота 1917 года складывалась из больших и малых трагедий отдельных сословий, социальных слоев, групп, народностей. В этом ряду одно из центральных мест в российской истории занимает трагедия русского казачества и связанная с ним цепь событий известных нам как расказачивание, инициированная большевиками. Об этом мы не имеем права забывать, отмечает пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.
Перед началом богослужения глава Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл обратился к пастве с архиерейским словом, в котором напомнил, что «каждый год 24 января в этом величественном храме и в других храмах Русской Православной Церкви собираются православные люди, чтобы вспомнить убиенных атаманов, казаков, членов их семей, священнослужителей, погибших от рук поборников безбожной власти, от рук нечестивцев в страшные годы начала ХХ столетия».
«Манящие идеи свободы, равенства, братства, пришедшие в Россию еще со времен французской революции, пленили и одурманили умы простых людей. Революционеры внушали, что можно отказаться от Бога, от повиновения Церкви и священнослужителям, что можно грабить и убивать своих собратьев. И устроится жизнь, вернее, даже рай на Земле, всё будет прекрасно и замечательно. Листовки, газеты, призыв „землю — крестьянам“, вся эта довольно умелая большевицкая пропаганда все больше и больше поражала русский народ. Итогом мировоззренческих соблазнов, обещаний, словесной мишуры стали моральное разложение русской армии в Первой мировой войне, предательство, отказ от престола помазанника Божиего, Императора Николая II, разрушение государства Российского..», — отметил архипастырь.
В связи с этим он заявил, что не может быть никакого оправдания тем зверствам, которые творили большевики, и назвал революцию и последовавшую за ней Гражданскую войну страшным умопомрачением всего русского народа. «Известно, директива большевиков от 24 января 1919 года заложила фундамент к уничтожению казачества. И вдвойне пролилась кровь, когда казак поднялся на казака. ..После 1917 года казаки и священнослужители практически оказались вне закона. Ни форму надеть, ни помолиться в Божием храме, многие из которых большевики разрушили, ни дитя собственное нельзя было окрестить, ни назваться казаком..»
«Сегодня, дорогие мои, мы строим новую Россию, — продолжил владыка. — Мы свободно созидаем все то, что было когда-то порушено: восстанавливаем и строим храмы, монастыри, возрождается славное казачество. Пришедшие сегодня в Донской монастырь атаманы и казаки, которые с начала 90-х годов XX века по сути заново начали прививать и устанавливать весь казачий уклад, культурно-исторические традиции казачества, знают, как это тяжело». Поэтому никогда не стоит забывать горькой русской истории начала XX века и помнить о тех, кто невинно пострадал в годы революционного лихолетья.
«Как бы не грешили обманутые русские люди, сколько бы зла, уверовавшие в идеи коммунизма не принесли в мир, продвигая насилием безумные представления, однако, за молитвы, подвиги и смерть подвижников благочестия, а также за покаяние, которые в нас, потомках тех времен, порой прорывается, Господь дарует надежды на положительные перемены», — подытожил митрополит Кирилл, предложив «помолиться об упокоении священнослужителей, атаманов, казаков, всех тех, кто положили души свои за веру Православную, за Отечество, за святые традиции, от которых они и перед смертью не отказались».
Панихиду возглавил ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин. Ему сослужили: войсковой священник ВКО «Центральное казачье общество» иерей Марк Кравченко, председатель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством Московской (областной) епархии протоиерей Марк Ермолаев, а также духовники казачьих обществ Московской области.
За богослужением молились председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, атаман Московского окружного казачьего общества атаман А.Е.Шустров, атаман отдельского казачьего общества Московской области Г. Н.Сидорин, Верховный атаман ООО «Союз казаков» П.Ф.Задорожный, сотрудники Синодального комитета, а также представители ВКО «Центральное казачье войско», ООО «Союз казаков», Союза казаков-воинов России и Зарубежья, журналисты-казаки, прихожане.
Русская линия
В Москве открылись XXIV Международные Рождественские образовательные чтения
В этом году форум посвящен теме «Традиция и новации: культура, общество, личность»
Торжественное открытие форума 25 января 2016 года в Государственном Кремлевском дворце возглавил Патриарший наместник Московской епархии, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В президиуме также присутствовали: председатель Оргкомитета Чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин; первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Н.В. Федоров; заместитель министра культуры РФ А.В. Журавский; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, руководитель Рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских на Святой Горе Афон А.Д. Беглов; первый заместитель министра образования и науки РФ Н.В. Третьяк; статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Г. Б. Карасин; руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.В. Черников; ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий. В зале также находилось более 6000 человек — члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, главы митрополий, епархиальные архиереи, руководители синодальных учреждений, члены Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений, члены Межрелигиозного совета России, главы и представители дипломатических ведомств, руководители федеральных служб РФ, руководители департаментов федеральных министерств и ведомств, главы регионов, ректоры и представители российских и зарубежных вузов, директора общеобразовательных организаций, священнослужители и педагоги.
Объявляя XXIV Международные Рождественские образовательные чтения открытыми, митрополит Ювеналий сообщил: «Как мы знаем, Его Святейшество в эти дни принимает участие в Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, в рамках которого обсуждаются важные для всего православного мира вопросы подготовки Всеправославного Собора. Святейший Патриарх счел необходимым обратиться к участникам и гостям Рождественских чтений с Первосвятительским словом, которое мы сейчас увидим в видеозаписи», — цитирует владыку портал Патриархия.Ru.
Выступивший на форуме митрополит Ростовский Меркурий отметил: «Cегодня многие участники нашего форума, и в особенности учащаяся молодежь, отмечают свой „профессиональный“ праздник — День студента, говоря языком церковным — день памяти святой мученицы Татианы, почитающейся покровительницей российского студенчества. Этот день памятен особо как день основания Московского государственного университета».
В ходе церемонии открытия Чтений демонстрировались видеоматериалы, посвященные просветительскому служению Церкви, взаимодействию Церкви и государства, конкурсам «За нравственный подвиг учителя» и «Красота Божьего мира».
Всего форуме 2016 года принимают участие более 17 тыс. человек из стран канонического присутствия Русской Православной Церкви. В рамках XXIV Международных Рождественских чтений пройдет более 150 конференций, круглых столов, презентаций, мастер-классов, на которых участники обменяются накопленным опытом, представят новые разработки в области образования, духовно-нравственного просвещения, миссионерской и катехизаторской деятельности, социального, молодежного, тюремного служения, взаимодействия Церкви с обществом и СМИ и др.
Первое пленарное заседание форума завершилось концертом. Трансляция заседания осуществлялась на телеканале «Союз».
Русская линия
Смольный собор Санкт-Петербурга официально передан Церкви
Официальная церемония «передачи ключей» прошла в день св. Татианы в присутствии представителей епархии и городских властей
Хорошая новость пришла из Петербурга в день святой мученицы Татианы. 25 января 2016 года после Литургии в Смольном соборе вице-губернатор и руководитель Администрации губернатора Санкт-Петербурга А.Н. Говорунов торжественно вручил архиепископу Петергофскому Амвросию и протоиерею Петру Мухину, настоятелю Смольного собора, историческую реликвию XVIII века — ключ от западных врат собора. Хочется верить, что после этого знаменательного события, Церкви будут также переданы Спас-на-Крови и Исаакиевский собор, которые по-прежнему находятся в ведении музея.
По традиции, 25 января в Смольном соборе в честь Воскресения Христова проходит празднование Дня российского студенчества, организуемого Ассоциаций содействия духовно-нравственному просвещению «Покров»: совершается Божественная литургия и проходит церемония награждения отличившихся преподавателей и студентов почетным знаком мученицы Татианы. На Богослужение и торжественные мероприятия приглашаются священнослужители, представители Администрации, ректоры вузов-участников Ассоциации «Покров», преподаватели и студенты высших учебных заведений города.
В нынешнем году перед началом Литургии по случаю празднования дня святой мученицы Татианы ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Амвросий совершил малое освящение Смольного собора.
После отпуста владыка Амвросий, обращаясь к участникам торжеств, сердечно поблагодарил всех, кто принимал участие в процессе возвращения Смольного собора Русской Православной Церкви. «Сегодняшний день ознаменован особым событием: совершается полное возвращение Церкви этого святого храма, где будет ежедневно совершаться Богослужение и возноситься молитва. Мне хотелось бы особенно поблагодарить тех, кто сделал многое для того, чтобы храм, посвященный самому главному событию в жизни Вселенной — Воскресению Господа нашего Иисуса Христа — сегодня воскрес. Поэтому, выражая нашу общую радость, в этот день мне хочется, преодолевая границы времени и церковного календаря, воскликнуть „Христос Воскресе!“ и услышать радостный ответ», — цитирует владыку cайт Петербургской митрополии.
«После освящения в 1835 году этот собор стал храмом всех учебных заведений. И впервые в современной истории России мы поздравляем друг друга с замечательным праздником, Днем студенчества не в музее, а в храме. Храм вернул свое истинное предназначение», — подчеркнул вице-губернатор А.Н. Говорунов.
К собравшимся также обратился директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Н.В. Буров. Именно в ведении данной организации находился собор до передачи его Русской Православной Церкви.
«Некогда город поручил нам подумать об этом великом доме, а ныне мы передаем ключ городу, а город — епархии, епархия же приходу этого замечательного собора», — сказал Н.В. Буров, вручив ключ А.Н. Говорунову, который передал реликвию архиепископу Амвросию, а владыка — настоятелю собора протоиерею Петру Мухину.
«Ключ сей, которым владел, охраняя и восстанавливая этот храм, государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“ с 2004 по 2015 год, передан в день святой мученицы Татьяны 25 января 2016 года Санкт-Петербургской и Ладожской епархии на вечные времена» — завершил слово Н.В. Буров под аплодисменты присутствующих.
Смольный собор Франческо Бартоломео Растрелли начал возводить в царствование императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году, а завершен он был В.П. Стасовым при императоре Николае I в 1835 г. Этот храм по праву считается жемчужиной петербургского барокко. Царским указом он стал именоваться собором всех учебных заведений. По своей живописности, выразительности композиции, наружному убранству Смольный собор — одна из вершин мирового зодчества. Именно в период начала его строительства указом императрицы Елизаветы в северной столице было восстановлено пятиглавие — традиционное завершение православной церкви.
В 1923 году Смольный собор был закрыт, стал использоваться как склад. В 1972 году был снят иконостас, все имущество передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году здесь был открыт концертно-выставочный комплекс. В 2014 году храм был передан Русской Православной Церкви, однако процесс окончательной передачи в связи с необходимостью переноса экспозиции и концертного зала занял дополнительное время.
Русская линия
Сергей Лавров считает, что «Северный поток-2» выгоден и России и Евросоюзу
Министр иностранных дел России призвал всех участников проекта прислушиваться не к «советам издалека», а быть прагматичными, и думать о своих национальных интересах
Лавров считает, что «Северный поток-2» является исключительно коммерческим, выгодным России и Евросоюзу, а его критики лишь попытаются затруднить отношения Москвы и Европы. «Если мы будем прагматичными, думать о своих интересах, национальных интересах, которые не нарушают какие-то международные обязательства, то результат всегда достижимый, позитивный», — цитирует Лаврова портал Россия Сегодня. В качестве примера такого сотрудничества он привел начавшиеся работы по проектированию и сооружению газопровода «Северный поток-2». «Это абсолютно экономический, коммерческий проект, и выгоден, безусловно, Германии и всей Европе. Выгоден он и России», — отметил Лавров.
Он обратил внимание на попытки ряда стран «подвергать (проект) идеологической критике», призывать не сотрудничать с Россией, «потому что это будет во вред Украине, хотя мы все знаем, почему потребовалась работа, нацеленная на то, чтобы не зависеть от транзита через Украину».
«Это попытки наши отношения извне, со стороны затруднить, осложнить. Они взывают к некой атлантической солидарности, евросоюзовской солидарности. Мне очень хотелось бы, чтобы не только в этом случае, но и во всех других случаях, Германия как, собственно говоря, и Европа, да и любая другая страна, принимали решение не в зависимости от того, какой чиновник из одной или из другой соседней или далеко расположенной страны приезжал и советовал, что делать, а решения принимались бы в зависимости от четкого понимания своих национальных интересов», — заключил Лавров, намекая на определенные дипломатические усилия США, в настоящий момент крайне заинтересованными в закрытии проекта «Северный поток-2».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти преподобного Иринарха Ростовского мы вспоминаем генералов В.О.Каппеля и А.П.Кутепова
Сегодня день памяти выдающегося русского святого — преподобного Иринарха, Затворника Ростовского, благословившего и предсказавшего успех ополчения Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
В тяжелое время смуты на Руси, преподобный Иринарх подвизался в Борисо-Глебском монастыре и провел в добровольном затворе и веригах 38 лет, вплоть до своего преставления 13 января (26 января по новому стилю) 1616 г. Накануне польского нашествия преподобный старец получил откровение от Бога и пешком пришел в Москву, чтобы поведать Царю о грядущем бедствии.
Во время собирания третьего ополчения преподобный Иринарх неоднократно посылал вождям русских людей свое ободряющее слово, призывая их с решимостью и мужеством идти на освобождение Православной столицы.
Именно от стен Спасо-Преображенского монастыря в Борисоглебском двинулось в 1612 году народное ополчение на Москву. Как когда-то давал благословение благоверному князю Дмитрию Донскому преподобный Сергий Радонежский на борьбу с иноверцами, так войска народного ополчения в 1612 году благословил преподобный Иринарх Затворник. Перед иринарховским крестом многие из ополченцев клялись одолеть врага, исполнить свой долг и вызволить из беды родную землю.
Ободряя русских людей, преподобных старец непрестанно молился об успехе предпринимаемого дела и предсказал князю Дмитрию Пожарскому его полную победу.
Сегодня день памяти одного из наиболее известных русских белых военачальников — генерала Владимира Оскаровича Каппеля, скончавшегося в 1920 г.
Генерал-лейтенант В.О.Каппель родился в 1883 г. в офицерской семье. Каппель был участником Первой мировой (Великой) и Гражданской войн (к 1917 г. был в звании подполковника), и по праву считается одним из наиболее знаковых офицеров Белого движения на Востоке России. Он зарекомендовал себя как храбрый офицер, до конца сохранивший долг присяге. Владимир Каппель лично водил в атаки подчиненные ему части, всегда заботился о вверенных ему солдатах.
Показательно, что во время Сибирского Ледяного похода зимой 1920 г., после смерти В.О.Каппеля, находившегося тогда уже в должности главнокомандующего белыми армиями Восточного фронта, простые русские солдаты не бросили его тело, а совершили с ним тяжелейший переход через озеро Байкал, чтобы достойно предать в Чите земле тело своего любимого командира. В 1922 г. во время исхода белых за пределы России прах генерала был вывезен соратниками для перезахоронения в Китай, в котором нашли свой последний приют тысячи русских воинов.
Останки В.О.Каппеля долгое время покоились в земле Харбина, у северной стены Свято-Иверской церкви, до сих пор известной как «Офицерская». В 1920—1930 годы в ограде Иверской церкви в Харбине на могиле В.О.Каппеля ежегодно совершалась панихида, на которую собирались многочисленные соратники генерала по Белой борьбе. В 1940-е годы, с началом Второй мировой войны, по вполне понятным причинам традиция была нарушена. Позже, по указанию гражданских властей из Москвы был разрушен и сам памятник на могиле Владимира Оскаровича — мраморный крест с терновым венком.
Напомним, что в 2006 году усилиями ИА «Белые воины» останки генерала В.О.Каппеля были найдены, перевезены в Россию и торжественно перезахоронены в январе 2007 года Москве, в Донском монастыре. Возобновилась и традиция — 28 июля, в день св. равноапостольного князя Владимира, небесного покровителя генерала Владимира Каппеля, проводить памятные мероприятия на месте его упокоения.
Сегодня мы также вспоминаем генерала Александра Павловича Кутепова. А.П.Кутепов родился в 1882 году. Окончил Архангельскую гимназию и Петербургское пехотное юнкерское училище, из которого вышел в 85-й пехотный Выборгский полк. Во время Русско-японской войны 1904−1905 годов находился в действующей армии.
На фронт Первой мировой (Великой) войны Кутепов выступил командиром роты в Преображенском полку. Был награжден многими боевыми орденами, в том числе Георгиевским оружием и орденом Св. Георгия 4-й степени. В 1917 г. он был уже командиром Лейб-Гвардии Преображенского полка.
После развала фронта, с декабря 1917 года Кутепов в Добровольческой армии, участник знаменитого 1-го Кубанского похода (командир 3-й роты 1-го офицерского полка). После гибели полковника Неженцева в бою под Екатеринодаром 30 марта 1918 года он был назначен командиром Корниловского ударного полка. 12 июня, в начале 2-го Кубанского похода, после гибели генерала С.Л.Маркова под станицей Шаблиевской, был назначен командующим 1-й дивизией, позднее командиром 1-й бригады 1-й дивизии.
После взятия Новороссийска Кутепов — Черноморский военный губернатор, «за боевые отличия» произведен в генерал-майоры. В мае 1919 года вступил в командование частями 1-го армейского корпуса в Донецком бассейне, в июне был произведен в генерал-лейтенанты. Летом и осенью 1919 года части генерала Кутепова находились на главном направлении: 1-й корпус с боями дошел до Орла. Это был наивысший успех белых на юге России за всю войну. После отступления белых в марте 1920 года прибыл с корпусом в Крым. Участвовал в боях в Северной Таврии. После разделения в сентябре Русской армии генерала П.Н.Врангеля на две армии был назначен командующим 1-й армией.
После эвакуации из Крыма в ноябре 1920 года был назначен помощником Главнокомандующего и командиром 1-го армейского корпуса в Галлиполи, произведен в генералы от инфантерии.
В декабре 1921 года вместе с частями 1-го армейского корпуса из Галлиполи прибыл в Болгарию. В ноябре 1922 года Кутепов был назначен помощником Главнокомандующего Русской армии. В марте 1924 года освобожден от этой должности в связи с переездом в Париж и переходом в распоряжение Великого князя Николая Николаевича.
В Париже Кутепов организовал и возглавил тайную работу на Россию. 29 апреля 1928 года, после смерти генерала П.Н.Врангеля, Великий князь назначил его председателем Русского общевоинского союза. 26 января 1930 года генерал Кутепов был похищен в Париже агентами советской разведки и скончался «от сердечного приступа» на советском корабле по пути в Новороссийск.
Русская линия
На новый антикризисный план в России выделят порядка 100 млрд рублей
На эти деньги будет поддержана автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, легкая промышленность и строительство
«Мы уже говорили о том, какие отрасли будут фокусом для господдержки в этом году, в дополнение к тому, что мы уже делали раньше. Это автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, легкая промышленность и строительство. Пока что общая сумма оценивается в районе 100 млрд руб.», — цитирует чиновника РИА Новости. Дворкович отметил, что это не конечный список, правительство продолжает и другие программы поддержки. Фокусировка на четырех отраслях, которые были названы выше, не означает отказа от сельского хозяйства. «В любом случае окончательные, согласованные предложения в ближайшие дни лягут на стол председателя правительства, будут обсуждены и будут приняты решения», — подчеркнул он.
Отметим однако, что 100 млрд руб даже по сегодняшнему курсу — всего лишь 1 млрд 250 млн долларов США — сумма, которая является годовым бюджетом далеко не самого крупного завода в Европе. Как на эти деньги поддержать несколько отраслей отечественной промышленности нам представляется загадкой, ибо только в одной лишь сфере строительства в нашей стране вращаются сотни миллиардов рублей.
Русская линия