В России снова поднят вопрос о «екатеринбургских останках». Собянин вступил против переименования «Войковской»
Обзор внутриполитической и общественной жизни нашей страны за минувшую неделю
Русская Православная Церковь не меняла своей позиции по поводу подлинности найденных под Екатеринбургом останков безвестных людей и по-прежнему сомневается в их принадлежности святой Царской семье Государя Николая II. Об этом заявил глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя решение Следственного комитета России возобновить расследование убийства Царской семьи.
Отец Всеволод, в частности, ответил на вопрос о том, когда Церковь признает найденные останки святыми мощами, заявив, что говорить об этом в настоящее время более чем преждевременно. «На данный момент никакого изменения в позиции Русской Православной Церкви нет. Надо провести дополнительные исследования, надо постараться понять, есть ли совпадения между теми пробами, которые вчера были взяты из предполагаемых останков Императора Николая II и Императрицы Александры Фёдоровны, и теми пробами, которые были взяты с одежды Императора Александра II и с мощей великой княгини Елизаветы Федоровны, с другими возможными образцами. И это сейчас надо установить», — сказал отец Всеволод.
Решение о том, признает ли или нет священноначалие Русской Православной Церкви найденные останки царскими будет зависеть от того, «насколько убедительными окажутся результаты исследований». «Пока многие и многие сомнения сохраняются», — добавил глава Синодального отдела.
Впрочем, стоит отметить, что помимо научных исследований для Церкви в таких вопросах крайне важным и едва ли не первостепенным вопросом является то, насколько почитаются эти останки верующим народом и притекают ли к ним христиане для молитвы и поклонения. Ведь Дух Божий дышит, где хочет, и Господь сам нередко открывает мощи своих угодников. В этом смысле «екатеринбургские останки» вряд ли могут быть признаны мощами, поскольку за все эти годы никакого почитания среди верующих по отношению к ним мы не наблюдали. Конечно, из-за серьёзного давления власти наши архиереи могут пойти на уступки и признать подлинность найденных «екатеринбургских останков», однако заставить верующих поклоняться им как святым мощам будет не под силу даже священноначалию.
Несмотря на свои прежние заявления о согласии избавить столицу России от имени палача святой Царской семьи Петра Войкова, московские власти в настоящее время не планируют переименовывать станцию метро «Войковская». Заявил на минувшей неделе мэр Москвы Сергей Собянин. «Мое отношение (к переименованию станции метро -РЛ) вторично. Главное, чтобы жители сами были согласны, но пока они говорят: не трогайте нашу станцию, мы привыкли», — заявил градоначальник.
Мэр уточнил, что прошедшие слушания по этому вопросу показали негативное отношение жителей к переименованию «Войковской», названной в честь организатора убийства семьи Государя Николая II. «Дело времени, посмотрим, как дальше будет», — добавил он.
В свою очередь, в российском правозащитном сообществе «Мемориал» отметили, что московские власти не делают ничего, чтобы разъяснить москвичам, кем на самом деле был Войков и чье имя носит станция метро «Войковская». Именно поэтому москвичи могут быть против переименования, заявил глава общества Арсений Рогинский.
«В Москве не должно быть ни улиц, ни площадей, ни парков, ничего, что бы называлось в честь людей, которые были активными проводниками политики террора и участниками этого террора», — выразили уверенность в «Мемориале».
Ранее идею переименовать станцию метро «Войковская», а также нового одноименного транспортно-пересадочного узла на севере Москвы поддержали в Русской Православной Церкви и Доме Романовых. Активно продвигает предложение убрать имя Войкова из топонимики столицы инициативная группа жителей Войковского района города.
В России продолжается празднование 1000-летия преставления Крестителя Руси — князя Владимира. По благословению Патриарха Кирилла ковчег с мощами князя принимают у себя многие города России и Белоруссии. Святыня уже была принесена в 28 городов Российской Федерации: Тулу, Липецк, Тамбов, Воронеж, Губкин, Курск, Брянск, Смоленск, Владикавказ, Моздок, Нальчик, Пятигорск, Черкесск, Ставрополь, Белгород, Владимир, Ярославль, Кострому, Иваново, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Саранск, Пензу, Саратов, Волгоград, Астрахань, а также в пять городов Республики Беларусь: Минск, Брест, Гродно, Могилев, Витебск.
С 19 по 22 сентября частица святых мощей равноапостольного князя пребывает в Южно-Сахалинской и Курильской епархии. В минувшую субботу мощи князя Владимира были доставлены в Воскресенский кафедральный собор из аэропорта Южно-Сахалинска. Задолго до этого в соборе стали собираться люди, каждый из которых желал приложиться к мощам.
22 сентября вечером мощи Крестителя Руси были доставлены во Владивосток, где находились до 25 сентября. Далее святыня посетит Хабаровск, Иркутск, Улан-Удэ, Красноярск и Новосибирск. Точный график принесения мощей можно увидеть на официальном сайте празднования 1000-летия преставления Св.Владимира.
На минувшей неделе член комитета Совета Федерации по экономической политике Антон Беляков внес в Государственную думу законопроект, повышающий до 21 года минимальный возраст человека, покупающего алкоголь в России. Такая практика, кстати, уже действует в целом ряде европейских стран и США.
В качестве аргументов в пояснительной записке приводится «прямая зависимость между ростом ДТП с участием нетрезвых водителей и возрастной планкой продажи спиртного». Беляков ссылается на опыт США, где в 1970-е годы в некоторых штатах возраст покупки алкоголя был снижен с 21 года до 18 лет, однако уже в 1988 году из-за роста числа «пьяных» ДТП возрастная планка была вновь поднята до 21 года.
Автор инициативы подчеркнул, что сейчас российское законодательство связывает возможность самостоятельно приобретать алкогольные напитки с достижением совершеннолетия. «Однако, как показывают социологические и психологические исследования, 18-летний подросток не в состоянии принять осознанное решение в вопросе употребления алкоголя», — считает Беляков.
В пояснительной записке также приводятся данные последнего опроса ВЦИОМ, согласно которым 79% респондентов признали запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года наиболее эффективной мерой по борьбе с алкоголизмом. За повышение возраста продажи алкоголя тогда же высказалось две трети российской молодежи.
Стоит отметить, что инициатива Белякова вносится на рассмотрение депутатов уже в четвертый раз. До этого сенатор пытался запретить покупку алкоголя гражданами до 21 года в 2009, 2012 и 2013 годах. Ни один из этих законопроектов так и не был рассмотрен Госдумой. Тем не менее, сенатор надеется сейчас на удачу: новый законопроект учитывает, по его мнению, предыдущие заключения профильных комитетов Госдумы и замечания правового характера.
Русская линия
Россия, Украина и ЕС договорились об условиях зимних поставок газа. Казахстан в школьных учебниках признал Крым российским. Раскольники напали на верующих УПЦ в Тернополе
Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России
В политической жизни государств постсоветского пространства на этой неделе по-прежнему ведущее место занимали события, связанные с взаимоотношениями России и Украины.
Одной из главных новостей этой недели стали газовые переговоры Москвы и Киева при посредничестве представителей Европейского союза. В результате участники переговоров договорились о поставках российского газа на Украину в зимний период.
Согласно договорённости, украинский «Нафтогаз» закупит у «Газпрома» 2 млрд кубометров газа по цене около 230 доллара за тысячу кубометров и закачает их в подземные хранилища для того, чтобы обеспечить безопасный транзит российского газа в Европу. Контрактная цена газа для Украины сейчас составляет чуть более 250 долларов, и таким образом Россия предоставляет Украине скидку.
В «Газпроме», тем временем, подчёркивают, что в случае суровой зимы данных объёмов Киеву не хватит, и Украина вновь может начать воровать российский газ из транзитной трубы. Для уверенного прохождения зимнего периода Киеву следовало бы закупить не 2, а 4−5 млрд кубометров газа. Однако, Украина не имеет на это средств.
Так что данный договор лишь смягчит возможный газовый кризис зимой, но не сможет его предотвратить в случае наступления серьёзных холодов.
Дипломатический скандал вспыхнул на этой неделе между Украиной и Казахстаном в связи с тем, что Астана признала в своих школьных учебниках российскую принадлежность Крыма. Учебники, где полуостров обозначен как российская территория, прошёл соответствующую госэкспертизу, что вызвало негодование в Киеве.
Украина направила Казахстану дипломатическую ноту протеста, потребовав немедленно отозвать данные учебные материалы из казахстанских школ. В Казахстане приняли данное обращение к рассмотрению. В связи с этим Комитет по контролю в сфере образования и науки, занимающийся экспертизой учебно-методических материалов в Казахстане, начал соответствующую работу, о результатах которой станет известно позже.
Религиозная жизнь на постсоветском пространстве на этой неделе была омрачена вопиющим случаем нападения и избиения верующих Украинской Православной Церкви со стороны украинских раскольников и националистов из «Правого сектора», которые предприняли попытку силой захватить храм Георгия Победоносца в селе Катериновка Тернопольской области.
Утром 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, верующие канонической Церкви решили отслужить Литургию под открытым небом перед закрытым по решению суда храмом. Однако, прибывшие на место раскольники и националисты начали с бранью и насилием прогонять стариков и детей, которые молились на церковном дворе.
Позже, около 15.00, националисты «Правого сектора» проникли в храм через боковой вход, и сломали центральные двери, впустив в него представителей «Киевского патриархата». В связи с этим представители общины УПЦ потребовали пропустить их в храм, чтобы забрать богослужебные предметы. В результате этого боевики подразделения «Батальон Тернополь-2» начали жёстоко избивать верующих канонической Церкви.
В результате около 15 человек были травмированы, а один человек с тяжелыми травмами госпитализирован. Некоторые пострадавшие получили переломы конечностей.
Милиция в происходящее не вмешивалась. Более того, местные чиновники требовали от верующих УПЦ, которым и принадлежит храм, разойтись. В результате раскольникам удалось захватить храм канонической Церкви.
В связи с этим вопиющим случаем Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий обратился с открытым письмом к президенту Украины Петру Порошенко, потребовав от него восстановить законность. Однако, ни на одно обращение владыки Онуфрия глава Украины ещё не ответил, и поэтому очень мало надежды на то, что отреагирует он и на это письмо владыки.
Русская линия
Ципрас вновь стал премьер-министром Греции. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил Россию
Обзор событий прошедшей недели во внешней политике России, а также политической и экономической жизни в Европе и на Ближнем Востоке
В ходе избирательной кампании Ципрас всячески защищал своё решение подписать меморандум, предусматривающий выделение Греции кредита в размере 86 млрд евро в обмен на программу жёсткой экономии. Предполагается, что эта сумма будет потрачена, в основном, на погашение прежних долгов. В ответ кредиторы из Еврокомиссии, ЕЦБ, МВФ и ЕСМ потребовали сокращения расходов на пенсии и зарплаты, а также новых увольнений в госсекторе. Часть этих мер принял предыдущий парламент. Теперь до конца года Греции необходимо подготовить порядка 150 законов для реализации реформ, 50 из них должны служить обоснованием для продолжения кредитования греческой экономики.
И, как мы видим, по прошедшим выборам, где СИРИЗА набрала порядка 36% голосов, значительная часть греков, привыкшая к финансовой подпитке из ЕС, готова к «затягиванию поясов». Партия Ципраса получает 145 мест в парламенте, а занявшая второе место «Новая демократия» — 75 мест. Вместе с тем десять мест займёт партия «Независимые греки». Её глава Панос Камменос — давний партнёр Ципраса по коалиции. Вместе СИРИЗА и «Независимые греки» будут иметь 155 депутатов, что обеспечивает большинство в новом составе парламента.
21 сентября Ципрас принял присягу на пост премьер-министра Греции. Вступая в должность, он заявил, что греческий народ выдал его партии мандат доверия на продолжение борьбы внутри страны и за рубежом за сохранение «гордости греков», что является довольно сомнительной формулировкой для представителя православной страны. Тем не менее, по словам премьера, сейчас в Европе Греция и ее жители являются синонимами сопротивления и достоинства. «Мы продолжим эту битву вместе в ближайшие четыре года», обещал вновь выбранный руководитель исполнительной власти страны.
Важным событием во внешней политике России стал визит в нашу страну премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, который приезжал в Москву на один день — 21 сентября 2015 года. Несмотря на краткость визита, Нетаньяху провёл содержательные переговоры с президентом России Владимиром Путиным. О чём шла речь на этой встрече, понять несложно. Ведь с собой вопреки обыкновению Нетаньяху взял начальника генерального штаба ЦАХАЛа Г. Айзенкота, главу военной разведки Г. Халеви и главу Совета по национальной безопасности Й. Коэна.
Генералы такого ранга, как правило, не сопровождают главу правительства в официальных визитах. Однако когда речь идёт о возможном участии российских военных в боевых действиях против ИГИЛ, их присутствие логично.
Как известно, Тель-Авив является ведущей военной силой на Ближнем Востоке, и еврейские военные самолёты чувствуют себя в небе над Сирией хозяевами. Теперь, ситуация меняется — Россия переправила в Сирию свои новейшие военные истребители, а также средства ПВО, и поэтому возникает необходимость согласования военных вопросом между Россией и Израилем. Именно этому, судя по всему, и была посвящена состоявшаяся встреча.
Конечно, Тель-Авив не может не беспокоить планы России по военной поддержке Сирии и лично Асада, ведь эта страна долгое время была врагом Израиля. Включение же, по предложению Москвы, в коалицию против ИГИЛ Ирана — ещё одна неприятная новость для Тель-Авива, который жёстко критиковал Вашингтон за заключение ядерной сделки с Тегераном.
В этом смысле интересы Москвы и Тель-Авива на сирийском направлении расходятся. Однако, есть у них и объединяющее начало. Какими бы врагами не были для Израиля Сирия и Иран, распространение «Исламского государства» для них куда более опасно. Поэтому евреи хотели бы договориться с Россией.
«У Израиля и России есть общие интересы — обеспечение стабильности на Ближнем Востоке. Я здесь из-за сложного положения в области безопасности, положение становится все сложнее и сложнее», — заявил Нетаньяху в Москве. Планы Москвы в Сирии до сих пор остаются неясными — что хочет Кремль никто толком не знает. И поэтому разговор с глазу на глаз с Путиным был очень важен для Нетаньяху.
Миграционный кризис, постигший минувшим летом Европу, может с особой силой ударить по пограничным государствам ЕС, которые пока минуются беженцами на их пути в Германию, Швецию и Голландию. Власти этих стран уже приняли решение резко сократить число потенциальных соискателей убежища, и в последние дни перестали пропускать на своих границах вновь прибывающих мигрантов. Этой массе не остается ничего делать, как искать пристанища в менее обеспеченных странах ЕС, которые, к тому же, сами испытывают немалые трудности.
На все эти моменты обратил внимание в минувшее воскресение в своей проповеди митрополит Солунский Анфим, который является одним из самых авторитетных архиереев Элладской Церкви. «Следует помогать людям, которые приезжают в нашу страну, но мы не должны потерять своей национальной идентичности и исчезнуть как народ. Я уже говорил, что всех этих людей мы любим и можем им помогать. Но Греция не способна вместить новых приезжих. Некоторые неправильно интерпретировали моё высказывание. Что я должен был сказать? Приезжайте миллионы гостей из Азии? Если действительно приедут миллионы — нам конец», — сказал митрополит Анфим.
«В Германии после приезда первых беженцев приняли решение больше никого не принимать. Венгрия говорит иммигрантам „нет“, Словакия и Македония тоже. Теперь иммигрантов переправляют из Турции через реку Эврос. Что теперь будет? Как мы все поместимся? А если возрастет число мусульман в греческих областях, где их и так уже много? Где тогда будет Греция?», — задал риторический вопрос в конце своей проповеди владыка.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Авраамия Палицына и А.А.Римского-Корсакова
Сегодня мы вспоминаем русского политического деятеля и писателя, сподвижника Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского Авраамия Палицына, скончавшегося в 1626 году.
Дата его рождения, к сожалению, неизвестна. Мы знаем лишь, что в миру он звался Аверкием и происходил из старинной служилой дворянской семьи. В 1588 г., в царствование Иоанна Грозного он был подвергнут опале и пострижен в монахи в Соловецком монастыре, но при Царе Борисе Годунове возвращен из ссылки. В правление Царя Василия Шуйского в 1608 г. Авраамий был назначен келарем Троице-Сергиева монастыря. В 1612 г. он активно содействовал победе ополчения, возглавляемого Кузьмой Мининым и кн. Дмитрием Пожарским над польскими интервентами, призывая народ в Москве (в т.ч. казаков) к активной борьбе с иноземными захватчиками. В 1613 г. Авраамий выступал на Земском Соборе, избравшем на Царство Михаила Федоровича Романова. В 1618 г. успешно руководил защитой монастыря от войск польского королевича Владислава. С 1619 г. Авраамий проживал в Соловецком монастыре, где и скончался 13 сентября 1626 г.
Авраамий Палицын — автор популярного «Сказания об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах». В них автор, говоря «о начале беды во всей России», указывает, что ее причиной было «безумное молчание» приближенных Царя Бориса Годунова, не решившихся говорить ему правду. В нем впервые в публицистике XVII в. была сделана попытка выяснить причины Смутного времени. В главах, посвященных осаде монастыря, описаны героические сцены и эпизоды, даны образы героев-крестьян, подчеркнут патриотизм русских людей. Авраамий Палицын защищал идею Самодержавной монархии и подчеркивает ее Божественное происхождение. Историческое по своему замыслу и значению «Сказание» одновременно является замечательным художественным произведением о «великой разрухе» Московского государства.
Сегодня также день памяти видного государственного деятеля, активного участника патриотического движения Александра Александровича Римского-Корсакова, скончавшегося в 1922 г. в изгнании.
Он родился 5 мая 1850 г. в старинной дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета, служил по ведомству юстиции. В 1905 г. назначен Ярославским губернатором, где повел бескомпромиссную борьбу с революционным движением. В 1907 г. на губернатора было совершено покушение, к счастью, он остался жив. В 1909 г. за крайне правые убеждения был смещен П.А.Столыпиным со своего поста и назначен сенатором.
Римский-Корсаков пользовался авторитетом и популярностью в монархических кругах. Он был избран членом Главного Совета Союза Русского Народа. Это произошло в самый разгар борьбы между сторонниками А.И.Дубровина и Н.Е.Маркова. Он стал на сторону Маркова и своим авторитетом немало способствовал победе этой группы и изгнанию из Главного Совета сторонников Дубровина. Одно время Римский-Корсаков исполнял обязанности председателя Главного Совета СРН. Принимал участие в монархических съездах, большую роль сыграл в подготовке к празднованию 300-летия царствования Дома Романовых (был председателем Комитета монархических организаций по устройству празднования юбилея). Помимо СРН Римский-Корсаков принимал активное участие в деятельности Русского Собрания, был членом Совета РС.
В годы Первой мировой войны стал одним из инициаторов образования Российского общества попечения о беженцах православного вероисповедания, выступал с резкой критикой Земского и Городского союзов, Государственной Думы и Прогрессивного блока. В 1915 г. назначен членом Государственного Совета, состоял в правой группе. Римский-Корсаков принимал активное участие в Совещании монархистов в Петрограде (ноябрь 1915), был избран одним из товарищей председателя Совета монархических съездов. С осени 1915 г. на его квартире стал собираться Кружок видных правых деятелей, в котором было подготовлено несколько Записок на имя Императора Николая II с рекомендацией перейти к более решительным действиям по борьбе с революцией. В ноябре 1916 г. в Кружке была составлена Записка, которая через князя Н.Д.Голицына была передана Государю. В ней подчеркивалось, что «в настоящее время не представляется сомнений в том, что Государственная Дума при поддержке т. н. общественных организаций вступает на явно революционный путь». Правые предлагали Царю осуществить ряд решительных мер, «клонящихся к подавлению мятежа»: назначить на высшие посты только лиц, преданных Самодержавию; распустить Госдуму без указания срока ее созыва; ввести военное положение в столицах и больших городах; закрыть все органы левой и революционной печати и т. д. Записка пришлась Государю по душе, о чем свидетельствовало назначение князя Н.Д.Голицына председателем правительства.
После февральского переворота Римский-Корсаков уехал в свое имение в Витебской губернии. Он приветствовал выступление генерала Л.Г.Корнилова, выказывал готовность оказать ему полное содействие. После подавления корниловского выступления был арестован, но вскоре освобожден. После октября 1917 г. переехал в Москву, где на своей квартире проводил собрания монархистов с целью «изыскания способов спасения Царской Семьи и развития возникших на юге белых движений». В 1918 г. бежал в Ригу, участвовал в походе генерала Н.Н. Юденича на Петроград. В 1920 г. уехал в Берлин, где занял выдающееся место среди русской монархической эмиграции. В начале 1921 г. был председателем Русского Общественного Собрания в Берлине, затем членом Совета объединенных русских организаций. В марте 1921 г. был избран председателем Русского Комитета в Берлине. В 1921 г. участвовал в Съезде хозяйственного восстановления России в Рейхенгалле, был одним из товарищей председателя Съезда. Скончался в Белграде.
Русская линия
Мощи преподобномучеников Иакинфа и Каллиста ищут в Николаевском монастыре в Верхотурье
Группа энтузиастов начала раскопки на территории Николаевского монастыря с целью найти мощи преподобномучеников Иакинфа и Каллиста.
В поиске принимает участие исполняющий обязанности наместника монастыря иеромонах Лавр (Коротков) и два члена Екатеринбургского военно-исторического клуба «Горный щит», сообщает сайт Екатеринбургской епархии.
Они нашли расположение кладбищенского храма по дореволюционному плану и монастырской летописи.
Участники раскопок обнаружили фундамент церкви в честь мученика Неофита, которая была снесена в 30-х годах XX века. Именно на братском кладбище были похоронены монахи Иакинф и Каллист, расстрелянные в 1918 году красноармейцами.
В октябре 1918 года монахам Иакинфу и Каллисту было благословлено оберегать Мало-Актайский скит обители от возможного разграбления красноармейцами, которые, отступая из Верхотурья, остановились в его окрестностях. 12/25 октября красноармейцы ворвались в Мало-Актайский скит с целью поисков сокровищ. Однако солдаты ничего не нашли. В гневе покидая скит, они схватили и увезли с собой двух иноков — Иакинфа и Каллиста. Как выяснилось впоследствии, пленных вели пешком лесом до линии фронта, потом по железной дороге довезли до станции Карелино Богословской железной дороги и там расстреляли. По словам очевидцев, солдаты глумились над монахами, предлагая им во избежание смерти отречься от Христа, на что получили решительный отказ. Расстрелянных мучеников красноармейцы отнесли к находившемуся неподалеку болоту и спешно забросали землей. Тела обнаружены и извлечены из болота после отступления красных. 10/23 ноября 1918 года их честные останки перевезли в Свято-Николаевский монастырь.
Русская линия
Завершилась международная конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности»
24 сентября 2015 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре Москвы завершила работу Международная богословская научно-практическая конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности». Об этом сообщает Патриархия.Ru.
В этот день в президиуме присутствовали: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Белорусского экзархата; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы; игумения Феофания (Мискина), настоятельница Покровского монастыря.
Открывая работу секции «Жизнь монастыря в современном мире», игумения Иулиания сказала, что темы докладов были сформулированы на основании вопросов, поступивших из епархий в Синодальный отдел.
Весьма актуальной проблемой является сегодня присутствие в монастырях продуктов новейших технологий и прежде всего современных средств связи. В докладе, посвященном вопросу соотношения современных технологий и отречения от мира, архиепископ Берлинско- Германский и Великобританский Марк обратил внимание на тот факт, что как во все времена, так и теперь монахи пользуются техническими средствами, но в наши дни многократно увеличивается опасность попасть в зависимость от них, утратить душевный мир и молитвенный настрой. Однако, поскольку целый ряд послушаний сегодня невозможно исполнять, в частности, без компьютера, архиепископ Марк предложил ряд практических мер, ограничивающих его негативное влияние на жизнь иноков.
Игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни (Екатеринбургская епархия), в своем выступлении осветил тему отношения монахов к родственникам, представив вниманию аудитории богословский, аскетический и эклесиологический аспекты понимания этой проблемы и возможные пути ее разрешения.
Архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, в своем докладе «Взаимоотношения между монастырями: значение и формы общения» напомнил собравшимся основы библейско-богословского учения об общении и рассказал, какие формы общения необходимы монастырям в наше время, какие желательны и какие допустимы.
Игумения Феоксения, настоятельница монастыря иконы «Живоносный источник» Хрисопиги в Ханье (о. Крит, Греция), передала участникам конференции благословение Патриарха Константинопольского Варфоломея. В своем выступлении «Исполнение обета отречения от мира в условиях взаимодействия с миром» игумения предложила собравшимся святоотеческий взгляд на кажущееся противоречие, обозначенное в теме доклада. Святые никогда не остаются безучастными к человеческой боли. «Удаляясь от мира, монах должен быть другом каждому человеку, сострадать беде каждого. В этом тайна монашеской жизни», — сказала игумения Феоксения.
О том, как найти золотую середину в вопросе духовного образования и внутреннего делания монашествующих рассказала собравшимся игумения София (Силина), настоятельница Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге. В своем выступлении игумения поделилась пониманием того, каким образом должен складываться процесс образования монашествующих. Подлинное постижение богословской науки монахом происходит в результате сочетания интеллектуальной деятельности с очищением сердца от страстей, в послушании игумену, в смирении и кротости души. «Отвлеченное рациональное знание, — отметила игумения София, — лишается жизненной силы».
По завершении обсуждения докладов работа конференции продолжилась в формате круглых столов, организованных отдельно для игуменов и игумений монастырей, по теме «Отеческое (материнское) отношение к братии (сестрам) и управление монастырем».
Заседание круглого стола для игуменов монастырей возглавил епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин.
Вначале был заслушан доклад наместника Псково-Печерского мужского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева), посвященный святым обители и возможности прославления и канонизации Печерского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Затем участники круглого стола приступили к обсуждению многих актуальных вопросов современной монашеской жизни, в том числе таких как сочетание игуменом монастыря доверия к братии и контроля над ними, а также критериев оценки игуменом своего управления монашеским братством.
Мнения заседавших по данным проблемам разделились: некоторые игумены высказались за систематический контроль над насельниквми монастыря в духе Евангельской любви со стороны благочинного обители и специально учиненных братий, поскольку наместник отвечает за вверенных ему чад пред Богом. Большинство же присутствующих посчитали, что само понятие «контроль» в узком его понимании как термина административного, неприемлемо в данной ситуации. Более уместно оперировать понятиями духовный надзор и духовное попечение, пастырское окормление и воспитание, которые предполагают взаимное духовное доверие братии и игумена обители. Предполагается, что в этом случае будет осуществляться духовное возрастание насельников и наместника обители. И, конечно же, личный пример игумена и его молитвенный настрой должны являться духовным ориентиром для братии.
В завершение работы круглого стола участники обменялись впечатлениями о прошедшей конференции и поддержали предложения, внесенные председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству по совершенствованию организации монашеских конференций.
Круглый стол для игумений возглавила игумения Иулиания (Каледа). Участницы обсудили вопросы, связанные с необходимостью духовного единства, доверия и послушания насельниц обителей игумениям; поделились опытом решения насущных проблем монастырской жизни.
Завершая работу конференции, участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести эту конференцию.
В форуме приняли участие девять архиереев, 53 архимандрита и игумена, 73 игумении и 47 монашествующих, 192 участника более чем из 80 епархий Русской Православной Церкви из Росии, Украины, Белоруссии, Молдавии, а также игумены и игумении монастырей Греции, Кипра, Русской Православной Церкви Заграницей.
Русская линия
При поддержке Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в Красноярске прошла межрегиональная конференция, посвященная пастырскому окормлению Енисейского казачества
24 сентября 2015 года в г. Красноярске, в конференц-зале архиерейского дома, состоялась первая межрегиональная конференция «Духовно-нравственное окормление Енисейского казачества: опыт, проблемы, перспективы», организаторами которой выступили Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, Красноярская митрополия и войсковое казачье общество «Енисейское казачье войско». Об этом информирует Патриархия.Ru.
Рабочую группу Синодального комитета возглавил его председатель митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. В поездке митрополита Кирилла сопровождали сотрудники Комитета — ответственный секретарь иерей Тимофей Чайкин, руководитель отдела по взаимодействию с епархиями и органами государственной власти К.А. Трунов, руководитель учебно-методического отдела И.А. Котина, руководитель пресс-службы Н.А. Селиванова.
В форуме приняли участие митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон, епископ Канский и Богучанский Филарет, епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор, епископ Норильский и Туруханский Агафангел, священнослужители из Абаканской, Кызыльской, Енисейской, Канской, Красноярской епархий, атаман ВКО «Енисейское казачье войско» П.П. Артамонов, войсковой священник ВКО «Иркутское казачье войско» протоиерей Марк Косолапов, а также 37 представителей Енисейского ВКО и Союза казаков России.
Среди гостей конференции были деятели науки, культуры, руководители и педагоги образовательных организаций всех типов и видов, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества, представители казачьих обществ, ответственные за организацию казачьего образования. На конференции присутствовали ответственные сотрудники администраций Красноярского края и г. Красноярска.
Работу межрегиональной конференции открыли глава Красноярской митрополии и председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Перед началом конференции митрополит Кирилл передал в дар владыке Пантелеимону Казанскую икону Божией Матери. Митрополит Пантелеимон тепло поблагодарил за подарок особо чтимого среди казачества образа Пресвятой Богородицы.
На конференции выступили 24 докладчика. В их числе атаман ВКО «Енисейское казачье войско» П.П. Артамонов, атаман общественного Единого Енисейского казачьего войска Союза казаков России В.А. Кривоногов, заместитель председателя отдела Красноярской митрополии по взаимодействию с Енисейским казачеством по духовному окормлению Единого Енисейского казачьего войска иерей Димитрий Любочко, ответственный секретарь Синодального комитета священник Тимофей Чайкин, войсковой священник ВКО «Енисейское казачье войско» митрофорный протоиерей Олимпий Богинский, войсковой священник ВКО «Иркутское казачье войско» протоиерей Марк Косолапов, руководитель пресс-службы Синодального комитета Н.А. Селиванова, руководитель учебно-методического отдела Синодального комитета И.А. Котина.
Участники конференции единодушно призвали представителей реестрового и общественного казачества к сплочению вокруг Русской Православной Церкви. Прозвучали предложения для внесения в проект резолюции, которая после доработки будет опубликована, сообщает пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.
Русская линия
Состоялось заседание рабочей группы Издательского Совета по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества
24 сентября 2015 года состоялось заседание рабочей группы Издательского Совета Русской Православной Церкви по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества. Возглавил собрание митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета, председатель рабочей группы. Об этом сообщает Патриархия.Ru/
В заседании приняли участие: протоиерей Вадим Суворов, кандидат богословия, преподаватель Коломенской духовной семинарии; священнник Иоанн Нефедов, заведующий отделом богослужебных книг Издательства Московской Патриархии; священник Максим Плякин, преподаватель Саратовской духовной семинарии, секретарь комиссии Саратовской епархии по канонизации, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; иереомонах Пантелеимон (Королев), насельник Преображенского скита Данилова ставропигиального мужского монастыря; иеромонах Иосиф (Королев), насельник Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева мужского монастыря; О.В. Костишак, исполняющий обязанности руководителя секретариата по научно-богословскому рецензированию; О.А. Родионов, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; иерей Александр Ильюхов, сотрудник секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки (секретарь рабочей группы).
Рабочей группой обсуждался план работы на ближайшее время. Члены рабочей группы поделились своим видением путей оптимизации работы с акафистами.
Русская линия
Фонд им. преподобного Андрея Рублева представил свои проекты
Детская школа иконописи им. Андрея Рублева, издание знаменитого Евангелия Хитрово, расширение территории Музея им. Андрея Рублева, строительство часовни Св. Троицы с итальянской мозаикой, объединенный портал благотворителей России — это лишь малая часть проектов, которые были представлены Фондом содействия сохранению культурного, исторического и духовного наследия имени преподобного Андрея Рублева. Фонд был учрежден в апреле 2011 года и за это время проделал значительную работу.
23 сентября в торжественной обстановке в Музее им. Андрея Рублева состоялось первое расширенное заседание Фонда, в котором приняли участие митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Кирилла; президент Фонда Геннадий Попов—директор Музея им. Андрея Рублева; председатель Координационного совета Фонда Анна Рындина — заведующая Отделом древнерусского и церковного искусства НИИ РАХ; деятели науки и культуры, благотворители. Об этом информирует Благовест-Инфо.
Выступая на презентации, митрополит Арсений отметил, что между представителями Церкви и музейным сообществом начался диалог, «в целом — позитивный». «Церковь и культура в целом сработались.., все довольны и спокойны. Мы в большей степени стали союзниками, а не противниками»,—сказал он. Вместе с тем, он констатировал, что культура в России финансируется «по остаточному принципу», поэтому так важна деятельность фондов, подобных презентуемому. Митрополит также призвал благотворителей помочь московской «Программе-200» (строительство новых храмов шаговой доступности — ред.), которая «сложно идет», потому что «казна пуста».
Председатель правления Фонда Федор Рындин рассказал о разноплановой работе, которая уже проделана Фондом за 4 года. Это порядка 150 проектов (из них больше половины — совместно с Музеем им. Рублева): многочисленные выставки в разных музеях, не только московских; издания, строительство Троицкой часовни и т. д. Как отметил Геннадий Попов, в деятельности Фонда преобладают проекты социальной направленности: это экскурсии, мастер-классы, встречи для детей-сирот, ветеранов, участие в благотворительных акциях. По его словам, благодаря работе Фонда «вокруг музея началась серьезная социально-активная жизнь».
В повестке дня расширенного заседания значилось несколько вопросов, которые в Фонде считают первоочередными и которые требуют «дофинансирования». Это поддержка и развитие детской Школы иконописи — изначально планировалось, что в ней будут заниматься 200 детей, но недостаток средств заставил сократить число учеников до 25. По словам Ф. Рындина, эта школа не ставит задачу обучить иконописцев, но надеется вырастить всесторонне образованных людей.
Манускрипт XIV в., известный во всем мире как «Евангелие Хитрово», подготовлен Фондом к изданию еще в 2011 г. Однако издать этот уникальный памятник с миниатюрами, приписываемыми художнику круга Рублева, до сих пор не удается. В Фонде считают, что необходимо завершить издательский процесс и выпустить в свет подробно комментированный том.
В числе проектов Фонда, которые готовы к реализации, запуск портала «Благо народа»—это социальная сеть, призванная объединить усилия благотворителей и волонтеров в разных регионах России. Портал даст возможность каждому желающему поучаствовать в благотворительной деятельности, найти единомышленников, поучаствовать в обсуждении общих тем, касающихся благотворительности и добровольческого движения, узнать о предстоящих акциях и т. д. Портал во многом ориентирован на информацию о восстановлении памятников архитектуры: храмов, монастырей, старинных усадеб.
Одна из старинных усадеб расположена рядом с Музеем им. Рублева — это сильно перестроенный комплекс строений XVIII—XIX вв. — усадьба Хрящевых. Она станет одним из объектов, за счет которого в будущем Фонд планирует существенно расширить музейный комплекс. Архитекторы Владимир Коган и Тимур Беляев продемонстрировали проект реконструкции усадьбы, которая ныне частично пустует и находится в заброшенном состоянии. Проект, предполагающий объединение всех строений усадьбы в один комплекс под общим стеклянным перекрытием, позволит значительно увеличить площади для экспонирования и хранения фондов, развернуть экскурсионную и просветительскую работу.
Эту же задачу будет выполнять еще более масштабный проект: восстановление расположенных рядом с музеем помещений клуба завода «Серп и молот»—малоизвестного памятника конструктивизма 1930-х гг. (архитектор И. Милинис), который сейчас находится в аварийном состоянии. Известно, что это здание было построено из камней разрушенной монастырской ограды и колокольни Спасо-Андроникова монастыря. Если найдутся средства, все эти строения — клуб и усадьбу Хрящевых — можно будет объединить в музейный многофункциональный городок, считают архитекторы. Музейщики же надеются, что этот проект позволит показать те сокровища древнерусского искусства, которые сейчас скрываются в запасниках. Г. Попов сообщил, что в фондах Музея им. Рублева — более 20 тыс. единиц хранения, и лишь малая часть из них экспонируется сейчас в небольших помещениях.
Также на заседании Фонда обсуждались вопросы создания Общероссийского научно-образовательного центра им. Андрея Рублева, молодежного движения «Экология жизни», восстановления алтарной части церкви Михаила Архангела Спасо-Андроникова монастыря, ремонт и благоустройство Троицкой часовни в сквере около монастыря и т. д.
Встреча завершилась церемонией награждения: митрополит Арсений вручил памятные медали в честь 1000-летия преставления св. князя Владимира активистам и сотрудникам Фонда.
Русская линия