Митрополит Луганский Митрофан: Церковь может стать посредником в урегулировании конфликта на Донбассе
Архипастырь полагает, что УПЦ осталась практически единственным консолидирующим институтом на Украине
Несмотря на то, что храмы Украинской Православной Церкви в зоне донбасского конфликта подвергались неоднократным обстрелам, а её священнослужители гибли под пулями, до конца выполняя свой долг, Церковь не изменила своей изначально митротворческой позиции в отношении конфликта. Такая сдержанная позиция позволяет УПЦ сегодня выступать в качестве едва ли не единственной «не ангажированной силы», которую стороны конфликта при желании могли бы использовать в качестве посредника.
Об этом вчера шла речь на встрече председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ митрополита Луганского и Алчевского Митрофана с делегацией Всемирного совета церквей (ВСЦ), которая состоялась в Киево-Печерской лавре. Украинская Православная Церковь является «практически единственным возможным реальным инструментом» объединения Украины, уверен митрополит Митрофан. Он также выразил готовность к диалогу с любыми международными организациями «ради стабилизации ситуации в стране», в том числе с Всемирным советом церквей.
В ответ на это генеральный секретарь ВСЦ Олаф Твейт сказал, что в ВСЦ, объединяющей свыше 330 церквей, конфессий и общин более чем в 100 странах мира, молятся за каноническое Православие Украины. Он также заверил, что ВСЦ со своей стороны приложит максимум усилий для содействия в преодолении вооруженного конфликта в стране. По мнению О. Тейта, именно УПЦ сегодня обладает серьезным потенциалом для поддержания стабильности в украинском обществе и государстве, поскольку является самой большой православной конфессией в стране и равномерно представлена во всех регионах Украины.
Русская линия
Обама пригрозил Нетаньяху пересмотром отношений США с Израилем
После слов еврейского премьера о невозможности создания Палестинского государства, Вашингтон заявил, что может отказаться от защиты Тель-Авива в ООН
Правительство США заговорило о возможных санкциях в отношении Израиля после того, как вопреки всем прогнозам на всеочередных парламентских выборах в еврейском государстве победила партия «Ликуд» во главе с действующим премьером Нетаньяху, который пошёл на открытую конфронтацию с американской Администрацией и отказался от переговоров с Палестинской автономией.
В последнее время союзнические отношения США и Израиля испытывают заметное охлаждение, и связано это с тем, что еврейское правительство отказалось идти на какие-либо уступки международному сообществу в вопросе урегулирования ближневосточного конфликта, отказалось прекращать строительство своих поселений на палестинских территориях и фактически вышло из переговорного процесса.
Первыми в связи с этим от евреев отвернулись европейцы, которые начали решительно поддерживать концепцию ближневосточного урегулирования «два народа — два государства». В итоге ряд стран Европы даже признали государственность Палестинской автономии, чем сильно разозлили Тель-Авив.
США, в свою очередь, старались дать понять евреям, что из-за жёсткости позиции израильских властей им всё сложнее отстаивать их интересы на международной арене и в ООН. Однако, все попытки Вашингтона уговорить Тель-Авив смягчить риторику и возобновить переговоры с Палестинской автономией провалились.
Вместе с утратой доверия со стороны США Нетаньяху, казалось, потерял доверие и в самом Израиле. И поэтому в Вашингтоне с надеждой и определённым нетерпением ожидали итогов внеочередных выборов в Израиле. Однако всё вышло не так, как того хотели в американской Администрации. Нетаньяху сумел победить на выборах и сохранил свой пост. Более того, он ещё сильнее ужесточил свою риторику.
Это заставило Администрацию Обамы сделать ряд резких заявлений, суть которых сводится к тому, что Вашингтон может отказаться от защиты Тель-Авива в ООН. Пресс-секретарь президентской администрации Джош Эрнест назвал поведение Нетаньяху «циничным и сеющим разногласия» и объяснил, что Америка всегда защищала Израиль в ООН, потому что тот поддерживал двухгосударственное решение арабо-израильского конфликта.
«Сейчас наш союзник в переговорах по решению конфликта заявил, что больше не поддерживает образование Палестинского государства, — сказал на пресс-конференции в Вашингтоне Джош Эрнест. — Это значит, что нам нужно тоже пересмотреть нашу позицию в этом вопросе».
Соединенные Штаты уже много лет неизменно прибегают к своему праву вето на заседаниях Совета безопасности ООН, чтобы защитить еврейское государство. Однако теперь Вашингтон может проголосовать за резолюцию ООН, в которой будут определены параметры будущего государства Палестина. Обычно представители США в ООН автоматически накладывали вето на такие резолюции.
Русская линия
Архангелогородцы поддержали переименование площади Профсоюзов в Соборную площадь
Опрос о переименовании одной из главных площадей Архангельска проводился по благословению митрополита Архангельского Даниила
Опрос мнений по поводу возможного переименования площади Профсоюзов в Соборную площадь на странице Архангельской епархии «ВКонтакте» показал, что подавляющее большинство горожан выступают в поддержку данной инициативы. В ходе опросе более 75% проголосовавших выступили за переименование одной из главных площадей Архангельска, сообщает пресс-служба Архангельской епархии.
Тем не менее, есть в нашей стране и те, кому не нравится данная идея. Против переименования, в частности, выступила группа лиц, которая попыталась повлиять на итоги голосования. Проявилось это в том, что в голосовании массово начали принимать участие подписчики некоторых идеологизированных сообществ «ВКонтакте» из других регионов страны. Атака на страницу Архангельской епархии началась после 15:00 19 марта, и в связи с этим голосование пришлось прекратить.
Тем не менее, в Епархии остались довольны результатами акции и поблагодарили всех жителей области, которые приняли участие в голосовании.
Напомним, что по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила инициативу переименования площади Профсоюзов в Соборную озвучил Фонд сохранения исторического наследия «Император». В феврале 2015 года представители Фонда направили мэру Архангельска Виктору Павленко и председателю Архангельской городской думы Валентине Сыровой письма с соответствующей просьбой.
Градоначальник Виктор Павленко поддержал идею переименования. «Вопрос переименования площади — это специальная процедура, требующая времени, — рассказал „Церковному вестнику“ Виктор Павленко. — Первый этап — это решение комиссии по топонимике при мэрии, куда входят историки, архитекторы, депутаты, художники. Затем документ о переименовании внесут на рассмотрение Городской думы».
Мэр города согласен с мнением православной общественности, что логично назвать площадь, на которой стоит прекрасный храм, Соборной, поскольку к профсоюзам она сегодня не имеет никакого отношения. Виктор Павленко уточнил, что прежде, чем начать процесс переименования, он взял благословение у правящего архиерея. «Мы надеемся, что вопрос будет решен летом, к визиту в Архангельск Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», — заключил Виктор Павленко.
Русская линия
Россия, Белоруссия и Казахстан могут перейти на алтын
Владимир Путин встретился с Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым и предложил им создать в рамках ЕАЭС валютный союз
Сегодня в Астане состоялась трёхсторонняя встреча президентов России, Белоруссии и Казахстана, в ходе которой Владимир Путин выступил с предложением приступить к переговорам о создании единого валютного союза России, Белоруссии и Казахстана, сообщает Newsru.com.
«Мы условились с партнерами продолжить координацию монетарной политики. Думаем, пришло время поговорить и о возможности формирования в перспективе валютного союза», — заявил Путин по итогам встречи в Астане с президентами Белоруссии и Казахстана. По его словам, «работая плечом к плечу, проще реагировать на внешние финансовые, экономические угрозы, защищать наш совместный рынок».
В свою очередь президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил своим коллегам выработать совместный план действий по преодолению кризисных явлений в экономиках.
«Нам важно выработать совместный план действий по преодолению кризисных явлений в наших экономиках, — заявил Назарбаев. — Именно этому вопросу была посвящена сегодняшняя встреча президентов. Например, товарооборот между Россией и Казахстаном снизился на 20% – как раз в основном за счёт снижения цен на экспортные товары наши и, конечно, колебания валют наших стран. Мы должны совместно преодолеть это бремя».
По его словам, лидеры трёх стран в ходе встречи договорились развивать торгово-экономическое, инвестиционное сотрудничество и поручить правительствам оперативно решать возникающие вопросы.
Любопытно, что идея единой валюты принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Однако при создании Евразийского экономического союза заявлялось, что на данный момент предпосылок для введения единой валюты ЕАЭС нет.
Тем не менее, ранее появлялись сообщения, что президенты России, Казахстана и Белоруссии подпишут не только договор о создании с 2015 года Евразийского экономического союза, но и Евразийского центрального банка — наднационального мегарегулятора единой валюты. Утверждалось, что согласовано даже название будущей общей валюты — алтын.
Пока этого не случилось, но, судя по всему, процесс финансовой интеграции набирает обороты.
Русская линия
Из-за сослужения с украинскими раскольниками в Польше закрыт монастырь
Решением Св. Синода Польской Православной Церкви наместник обители запрещён в служении, а монахи переведены в другие обители
Деятельность раскольников на Украине, которые уже принесли много бед канонической Церкви УПЦ, постепенно начинает получать должную оценку со стороны авторитетных представителей мирового Православия. Буквально вчера, митрополит Сасимский Геннадий представляющий Константинопольский патриархат заявил: «В нашей Церкви ни о каких „киевских патриархатах“ ничего не слышали. Мы называем их раскольниками, чтобы не было впечатления, что мы их признаем. Они могут себя называть, как хотят, но их не признает ни одна Церковь».
А сегодня стало известно, что в Перемышльской епархии решением Синода Польской Православной Церкви из-за сослужения с раскольниками закрыт монастырь. Наместник запрещен в служении. «За деструктивную деятельность архимандрита Никодима (Макара), наместника монастыря святых Кирилла и Мефодия в Уйковицах, — самовольное нарушение литургическиех норм Православной Церкви; вхождение в молитвенно-литургическое общение с неканонической „церковью“; клевету на иерархию и духовенство; не исполнение постановления епархиального архиерея; воспитание в таком же духе монахов монастыря, результатом чего стал уход нескольких из них из монастыря на наместника монастыря архимандрита Никодима (Макара) и его заместителя игумена Афанасия (Дебовского) наложен временный запрет в священнослужении», — цитирует решение Синода Польской Церкви Православие.Ru.
В документе сказано, что насельники обители имеют право перейти в другие монастыри Польской Православной Церкви. В случае покаяния упомянутых священнослужителей, деятельность монастыря может быть восстановлена.
«Досадно, что представители украинских неканонических групп находят в Поместных Православных Церквах таких же нарушителей церковного порядка, как и они сами, и пытаются легитимизировать себя самих. Как видим, ни к чему хорошему это не приводит. Церковные правила именно для того и существуют, чтобы поддерживать внешний и внутренний порядок в Церкви. Очевидно, что в данном случае упомянутые клирики подверглись прещению не за любовь к Украине, как начинают говорить об этом отдельные украинские СМИ, а за многочисленные нарушения церковной дисциплины, что вводило в соблазн польских православных верующих и вызвало такие решительные постановления Священного Синода Польской Православной Церкви», — прокомментировали это событие в Отделе внешних церковных связей Украинской Православной Церкви.
Русская линия
В Брюсселе прошел саммит глав государств Евросоюза
У лидеров стран ЕС нет единства по поводу антироссийских санкций
Премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель, в частности, подтвердил, что судьба санкций будет зависеть от ситуации на Украине. «Что касается санкций, то они являются реакцией на развитие ситуации — в любом направлении», — сказал Беттель, отвечая на вопрос, будут ли санкции продлены до полного выполнения минских договорённостей.
При этом в коммюнике саммита лидеров стран ЕС подчёркивается, что решение об антироссийских санкциях будет принято в ближайшие месяцы, а в случае необходимости Евросоюз готов пойти на их усиление. «Евросовет решил, что продолжительность ограничительных мер против Российской Федерации, принятых 31 июля 2014 года и усиленных 8 сентября 2014 года, должна быть чётко связана с полным исполнением минских договорённостей. Необходимые решения будут приняты в ближайшие месяцы. Европейский совет готов принять дальнейшие меры при необходимости», — говорится в документе, который цитирует РИА Новости.
Как уже сообщала РЛ, среди стран ЕС нет единой позиции относительно санкций против России. В то время как некоторые лидеры европейских стран готовы уже сейчас продлить ограничительные меры, позиция других в этом вопросе не столь однозначна. В преддверии саммита стало известно, что за смягчение санкционного режима выступают Австрия, Испания, Италия, Греция и Кипр, а также Венгрия и Словакия, занесенные западными политологами в список «друзей Москвы». Однако на встрече в Брюсселе «клуб друзей» так и не оформился, в то время как главы правительств Польши, Эстонии, Дании и Австрии единым фронтом выступили за продление санкций в отношении России.
Напомним, что санкции в отношении России были приняты около года назад. В ответ Москва в августе 2014-го сроком на один год ввела экономическое эмбарго на ряд продуктов из стран — членов ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. С тех пор черный список Запада несколько раз дополнялся. В результате этих запретительных мер ЕС и Россия несут потери измеряемые десятками миллиардов долларов.
Русская линия
Ничего личного, только бизнес
Французские карикатуристы из Charlie Hebdo рассорились из-за пакета акций журнала, стоимость которого резко выросла после нападения исламистов
Публикация карикатур на религиозную тематику в европейских СМИ во много связана с общественными настроениями в самой Европе, и сатирические журналы старательно следят за этим, поскольку к своей деятельности они относятся весьма прагматично и сугубо по-деловому. То, что может принести известность и прибыль — то и идёт в печать.
Карикатуры на папу Римского или даже Христа сегодня мало актуальны для Европы, ведь никакого особенного раздражения христианами на данный момент в европейском обществе нет. Зато антиисламская тематика здесь крайне актуальна и выгодна, и поэтому она находит своё отражение в сатирических журналах.
В этом смысле нет ничего удивительного в том, что спустя всего два месяца после теракта в штаб-квартире французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo, редакция этого издания разделилась из-за споров о том, кому должны принадлежать акции резко подорожавшего после нападения издания. Рискуют ведь в этом бизнесе все сотрудники, а дивиденды получает только руководство.
В настоящее время 40% акций принадлежат родителям карикатуриста, руководителя редакции Стефана Шарбонье, погибшего в январском теракте, еще 40% – художнику под псевдонимом Riss, пострадавшему в результате нападения и до сих пор не поправившему здоровье, а оставшимися 20% распоряжается соучредитель журнала Эрик Порто.
Чтобы исправить эту несправедливость, одиннадцать сотрудников издания наняли двух адвокатов, которые должны будут отстаивать их требования о разделении акций Charlie Hebdo между всеми членами коллектива. Они намерены добиться, чтобы акции были перераспределены поровну.
«На данный момент мы не говорим о каком-то выборе. Мы не имеем ничего против действующего руководства, нет никакого конфликта, но после того, что произошло, сотрудники хотят принимать более активное участие в жизни Cherlie Hebdo», — пояснил свою позицию один из вошедших в группу сотрудников издания Патрик Пелл.
В свою очередь, руководство журнала пока не рассматривает возможность перераспределения акций.
«Мы принимаем во внимание желание сотрудников быть причастными к жизни издания. Но мы все еще очень далеки от размышлений об акциях. Все эти деньги приносят больше зла, чем добра. Этот случай заставляет вспомнить ситуацию, когда родственники, возвращаясь с похорон бабушки, бросаются в спор о том, кому же достанутся её драгоценности», — комментирует решение «раскольников» адвокат журнала.
Впрочем, нет никаких сомнений, что французы рано или поздно смогут договориться и о доле риска каждого члена редакции, и о сумме, которая ему причитается в случае, если его убьют исламисты. Ведь это просто бизнес, ничего личного.
Русская линия
Боевики ИГ взорвали древний монастырь в Ниневии
Над всеми христианскими святынями этого региона Ирака нависла смертельная опасность
Вчера стало известно, что исламистами уничтожен очередной древний памятник христианской архитектуры. Утром 19 марта такфиристы ИГ подорвали уникальный монастырь святого мученика мар Бехнама и сестры его Сары, располагавшийся в тридцати километрах к юго-востоку от центра провинции Ниневия, города Мосул. Обитель, с XVIII в. входившая в юрисдикцию Сиро-католической церкви, была основана в XIV в, сообщает Православие.Ru.
Отмечается, что непосредственно перед подрывом полностью отреставрированный в 1986 году древний монастырь подвергся осквернению и разорению со стороны радикалов. Местные СМИ также сообщают о ряде других христианских святынь, подобным образом разграбленных и уничтоженных исламистами на прошлой неделе в округе Эль-Хамдания.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем героя обороны Севастополя контр-адмирала В.И.Истомина, а также историка и публициста Н.М.Павлова
Владимир Иванович Истомин родился в 1809 г. в дворянской семье судебного секретаря, все пятеро сыновей которого посвятили себя морскому делу. В 1823 г. Истомин окончил частный пансион в Пензе, затем Морской кадетский корпус. Служил молодой офицер в Кронштадте на линейном корабле «Азов» под командованием выдающегося русского флотоводца М.П.Лазарева. В первый же год службы он отличился в Наваринском сражении, за которое получил орден святого Георгия 4-й степени и мичманский чин. Во время Русско-турецкой войны 1827−1829 гг. участвовал в блокаде Дарданелл, а по ее окончании был награжден орденом святой Анны 3-й степени. В 1830 г. молодой офицер возвратился в Кронштадт, где познакомился и подружился с Корниловым и Нахимовым. До 1832 года Истомин служил в русской средиземноморской эскадре, затем опять на Балтийском, а с 1836 г. на Черноморском флоте, командуя кораблями «Варшава», «Северная звезда», «Ласточка», «Андромаха», «Кагул».
В чине капитана первого ранга и командира новейшего 120-пушечного линейного корабля «Париж» Истомин в 1853 г. участвовал в Синопском сражении и по рапорту адмирала П.С.Нахимова «проявил примерную неустрашимость и твердость духа, благоразумные, искусные и быстрые распоряжения во время боя», за что был произведен в контр-адмиралы. Высадка союзнической армии и осада Севастополя заставили Истомина драться на суше. В 1854—1855 гг. он руководил обороной Малахова кургана во время героической обороны Севастополя, за которую был удостоен ордена святого Георгия 3-й степени и личного благодарственного письма Императора Николая I.
О храбрости Истомина по гарнизону города ходили легенды: «Во время первых дней октябрьской бомбардировки он для себя выбирал постоянно самые опасные места Малахова кургана. Презрение к смерти было в нем развито до фанатизма: когда было очевидным для всех, что выстрелы неприятеля принимают верное направление, он непременно тут становился с трубой в руках, и никакие убеждения не могли заставить его переменить место». С первой бомбардировки Севастополя и до дня смерти контр-адмирал Истомин, несмотря на полученные ранение и контузию, ни на один день не покинул бастион.
7 марта 1855 г. в 10 часов утра, возвращаясь на Малахов курган после осмотра работ в строящемся камчатском люнете, контр-адмирал В.И.Истомин был убит прямым попаданием французского ядра в голову. «Потеря этого блистательно храброго, распорядительного, исполненного рвением генерала, подававшего прекрасные надежды, чувствительна для флота и Севастопольского гарнизона. О чем с грустью в душе объявляю сухопутным войскам и флоту, воздавая тем самым справедливую дань доблестной службе и неоценимым заслугам, с честью павшего за Веру, Царя и Отечество и правое дело. Приказ этот прочесть во всех батареях, эскадронах, ротах и сотнях», — отмечалось в приказе по армии, по случаю гибели адмирала.
Герой Севастополя, покрытый кормовым флагом «Парижа», был похоронен в соборе святого Владимира, рядом с могилами адмиралов Лазарева и Корнилова. После своей гибели здесь лег и Нахимов. В 1992 г. многострадальный Севастополь торжественно перезахоронил останки четырех выдающихся русских моряков в соборе, наименованном Адмиральским.
Сегодня мы также вспоминаем историка и публициста, участника монархического движения Николая Михайловича Павлова. Он родился в 1836 г. семье профессора Московского университета, был крестником известного русского писателя-славянофила С.Т.Аксакова. Получив воспитание в Дворянском пансионе, закончил математический факультет Московского университета. Под псевдонимом «Н.Бицын» печатался в «Русской Беседе», «Русском вестнике», «Русском архиве», «Московских ведомостях», «Москве», «Руси» и других консервативных изданиях, со страниц которых выступал как литератор и яркий публицист — критик либеральных реформ царствования Императора Александра II.
По настоянию И.С.Аксакова Павлов трудился на многотомной «Русской историей», в которой стремился изложить русское прошлое с православно-патриотических и монархических позиций и объяснить «чем русские люди живы». Однако закончить свой труд Павлов не успел — было издано лишь 5 томов, последний из которых был доведен до княжения Василия Темного. Павлов также писал стихи, повести, драмы, опубликовал воспоминания о семье Аксаковых и материалы по истории славянофильства и ряд других исторических сочинений.
Кроме того Павлов принимал активное участие и в монархическом движении, являясь членом Союза Русских Людей и Русского Собрания. В 1905 г., представляя вместе с В.О.Ключевским историческую науку, Павлов принимал участие в совещаниях по проекту созыва Государственной Думы, отстаивая строго монархические позиции. Скончался и похоронен в Москве.
Сегодня также день памяти председателя Тифлисского патриотического общества Николая Николаевича Шаврова, скончавшегося в 1915 г.
Он родился 15 сентября 1858 г. в Николаеве. Образование получил в московском лицее Цесаревича Николая, основанном М.Н.Катковым и на естественном факультете Московского университета. Шавров получил известность как один из организаторов шелководства в России, более 20 лет заведовал Кавказской шелководческой станцией. Член Русского Собрания и Русского окраинного общества, созданного при РС, активный сотрудник газеты «Окраины России». С началом смуты 1905 г. выступил одним из организаторов Патриотического общества в Тифлисе, ведущей монархической организации на Кавказе.
7 марта 321 г. Св. Равноапостольный Император Рима Константин Великий издал указ о праздновании воскресного дня.
Русская линия
В Минстрое России прошло совещание по вопросам развития Соловецкого архипелага
20 марта 2015 года в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации прошло заседание рабочей группы по вопросу рассмотрения перечня мероприятий комплексного развития Соловецкого архипелага. Об этом сообщает Патриархия.Ru. Под руководством заместителя главы Минстроя России Л.О. Ставицкого были обсуждены вопросы восстановления памятников истории и культуры, относящихся к Соловецкому монастырю и его скитам, модернизации транспортной, инженерной, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, энерго- и водоснабжения архипелага, утилизации отходов производства и потребления.
Выступая на совещании, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин критически отозвался о темпах определения путей энергоснабжения Соловков и поиска возможности реконструкции взлетно-посадочной полосы на Большом Соловецком острове. Высказав понимание финансовых сложностей настоящего времени, отец Всеволод одновременно призвал в кратчайшие сроки прийти к ответственному решению по поднятым вопросам.
В заседании также приняли участие руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) и помощник наместника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря монах Иннокентий (Гребенник).
Русская линия
Книги Издательства Московской Патриархии представлены на выставке «Художник и книга. 2015»
18 марта 2015 года в Москве открылась выставка «Художник и книга. 2015», посвященная Году литературы. В Московском Доме художника на Кузнецком мосту представлена яркая и содержательная экспозиция работ российских художников-иллюстраторов и оформителей. Выставленные работы демонстрируют высокий уровень современного российского книгоиздания. Среди участников более четырехсот профессиональных и начинающих художников книги. Об этом информирует сайт Епархии г. Москвы.
«Книга является важнейшим воспитателем при формировании культурного облика человека, и ее художественное оформление — одна из главных составляющих этого процесса», — сказал на открытии выставки председатель Союза художников А. Н. Ковальчук.
Издательство Московской Патриархии представлено двумя книгами: иллюстрациями художника Татьяны Гнисюк к книге Екатерины Каргановой «Первые шаги. Православное чтение для самых маленьких», вышедшей в Издательстве Московской Патриархии в начале 2015 года, и макетом оформления переплета Полного собрания сочинений Н. В. Гоголя (в 17 томах), вышедшего в Издательстве Московской Патриархии в 2009—2010 гг. (художники Артем и Владимир Беланы).
Полное собрание сочинений и писем Н. В. Гоголя, приуроченное к 200-летию со дня рождения писателя выпущено в свет в 2009—2010 гг. Издание является совместным российско-украинским проектом и призвано служить как христианскому просвещению людей, так и единению славянских народов, открывая при этом перед читателем в известной степени новые, еще не освоенные массовым сознанием горизонты гениальных эстетических и духовных гоголевских прозрений.
Выставка «Художник и книга. 2015» посвящена Году литературы. Организаторы: Московский союз художников, Ассоциация художников графических искусств. Выставка открыта с 18 по 29 марта 2015 г. в Московском Доме художника на Кузнецком мосту. Адрес: Кузнецкий мост, д. 11, проезд до ст. метро «Лубянка» или «Кузнецкий мост».
Русская линия
Поморье готовится к торжествам, посвященным 25-летию канонизации святого Иоанна Кронштадтского
Самым протяженным и многолюдным крестным ходом в истории Поморья начнутся торжества, посвященные 25-летию канонизации святого Иоанна Кронштадтского. Свое участие в праздновании уже подтвердили более 150 священнослужителей из 19 стран мира. Об этом информирует пресс-служба Архангельской епархии.
«Количество людей, которые примут участие в торжествах международного уровня еще раз подчеркивают поистине мировую значимость дел святого Иоанна Кронштадтского», — отметил председатель Санкт-Петербургского оргкомитета по подготовке празднований Евгений Хачатуров в Архангельске на пресс-конференции, посвященной организации празднования.
В настоящее время в Санкт-Петербурге, столице Поморья и Пинежском районе идет масштабная подготовка к событию, сообщили в пресс-службе регионального правительства. Специальный поезд доставит членов «Иоанновской семьи» из Санкт-Петербурга в Карпогоры. В составе будет передвижной храм, поэтому весь маршрут станет крестным ходом.
На пути следования паломники остановятся в Коноше, Няндоме и Обозерской. Из Архангельска поезд проследует в Карпогоры, и оттуда участники отправятся в Суру. Основные торжества пройдут с 13 по 15 июня. На празднование приедет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Отец Иоанн родился на этой земле и прославил ее. Для каждого православного человека его значение неоспоримо. Уверен, что торжества, посвященные юбилею канонизации святого, станут для многих моментом обретения веры», — отметил заместитель губернатора Архангельской области Роман Балашов.
По его словам, празднование юбилея — это возможность для развития Суры: «Уже сейчас реализуются проекты по благоустройству села, решен вопрос по строительству новой линии электропередач, разрабатывается генеральный план поселка. Торжества международного масштаба дадут дополнительный импульс этим начинаниям».
Русская линия
Писатель В.Г. Распутин похоронен на территории Знаменского монастыря в городе Иркутске
19 марта 2015 года в Знаменском соборе города Иркутска состоялось прощание с Валентином Григорьевичем Распутиным. В последний путь писателя провожало около 15 тысяч человек. С 9 утра в соборе совершались панихиды настоятелями разных приходов Иркутска. Об этом информирует Патриархия.Ru.
Панихиду по усопшему совершил митрополит Иркутский и Ангарский Вадим в сослужении архипастырей Иркутской митрополии епископа Братского и Усть-Илимского Максимилиана и епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия, а также клириков Иркутской епархии.
На панихиде и церемонии погребения присутствовали губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, председатель Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина, мэр Иркутска Виктор Кондрашов, председатель городской Думы Иркутска Дмитрий Бердников, начальник ГУ МВД Иркутской области Андрей Калищук, генеральный директор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев, режиссер Сергей Мирошниченко, писатели, поэты, деятели культуры, генеральный викарий Римско-Католической Церкви в Иркутске Владимир Сек, пастор Евангелическо-лютеранской церкви в Иркутске Альберт Мазуренко, муфтий Иркутской области Фарид Мингалеев и представители других религиозных групп, преподаватели и студенты местных вузов.
В.Г. Распутин был похоронен на территории Знаменского монастыря. Здесь также покоятся епископ Иннокентий (Нерунович), архиепископ Иоанн (Смирнов), основатель Российско-американской компании Григорий Шелихов, декабрист Николай Панов, княгиня Трубецкая.
Знаменский собор и монастырский двор не вместили всех пришедших, многие остались за оградой. Площадь у памятника адмиралу А.В. Колчаку была заполнена людьми, для них велась трансляция на мониторах.
По благословению митрополита Вадима ежедневно после утренней службы в течение сорока дней на могиле писателя будет совершаться панихида.
Русская линия
Состоялось первое заседание рабочей группы по созданию Концепции духовного окормления и поддержки казачества Русской Православной Церкви
19 марта 2015 года в Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством состоялось первое заседание рабочей группы по созданию Концепции духовного окормления и поддержки казачества Русской Православной Церкви. Работу заседания возглавил председатель Синодального комитета митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Об этом информирует Патриархия.Ru.
В заседании приняли участие заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, член Совета при Президенте РФ по делам казачества А.В. Ярин, заместитель министра юстиции РФ М.А. Травников, заместитель министра культуры РФ, директор департамента межнациональных отношений А.В. Журавский, заместитель директора департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции РФ Ю.В. Зудов, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов, сотрудники Синодального комитета.
Открывая заседание, митрополит Кирилл сообщил, что войсковым священникам и атаманам реестровых казачьих обществ Синодальный комитет разослал письма с просьбой направить содержательные предложения для написания Концепции. Архиерей предложил собравшимся разработать рубрикатор документа, состоящий из целей и задач Концепции, направлений работы, по которым в приоритетном порядке должны быть достигнуты конкретные результаты.
«Наша главная задача — это спасение человека. И если казак принимает присягу в храме на Кресте и Евангелие, то он обязан соблюдать православные обычаи и традиции, включая участие в совместных молитвах, а также исповедование и причащение Святых Христовых Тайн, — отметил митрополит Кирилл. — Я много раз наблюдал, как казаки, которые несли послушание в монастырях, выполняя любую необходимую работу, спустя время, отказывались от вредных привычек, духовно возрастали, становились куда более религиозными людьми, чем прежде».
А.В. Ярин обратил внимание на необходимость прикладного характера разрабатываемого документа. «Чтобы каждый священник, духовно окормляющий казаков, воспринимал предложенный нами текст как своего рода руководство к действию. Для этого я предлагаю в работе над Концепций увязывать цели Русской Православной Церкви с положениями Стратегии развития казачества до 2020 года и принятым Планом по реализации Стратегии. Кроме того, мы должны коснуться вопросов координации Синодального комитета с казачьими обществами и органами государственной власти, с другими синодальными учреждениями, с епархиями, расположенными на канонической территории Русской Православной Церкви», — сказал А.В. Ярин.
Протоиерей Павел Великанов отметил важность православной составляющей в жизни казаков, которые оказывают самую разную помощь в деятельности органов власти. Поэтому собственно церковная часть документа должна в итоге, после принятия Концепции, давать ясное представление, каким обязан быть казак сегодня, в современном российском обществе, а также о том, какие различные духовные практики необходимо использовать казакам и духовенству, их окормляющим.
В процессе обсуждения А.В. Журавский заметил, что уже на этапе проработки Концепции нужно понимать механизм ее реализации. «Тогда казачество, как достойная часть гражданского общества, исторически выбравшая служение Богу и России, может стать настоящей опорой Церкви и государству», — подчеркнул А.В. Журавский.
Участники заседания будут взаимодействовать в рабочем порядке и к 15 мая с.г. представят документ для обсуждения экспертами, войсковыми священниками, атаманами казачьих обществ.
В настоящее время по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством разрабатывается Концепция духовного окормления и поддержки казачества Русской Православной Церкви как основополагающий общецерковный документ, развивающий и дополняющий положения Основ социальной концепции в сфере взаимодействия Церкви и казачества.
Русская линия
Уникальная книга по истории русского святогорского монашества издана на Афоне
«История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года» — под таким названием Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем издан четвертый том в рамках издательского проекта — 25-томной серии «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», посвященной 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе, сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
В книге, состоящей из 608 страниц формата А4, впервые подробно отражена история Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря от момента зарождения русского монашества на Святой Горе до 1735 года. Том основан на множестве не публиковавшихся ранее документов, снабжен богатым иллюстративным материалом и справочным аппаратом.
Издание осуществлено по благословению игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) и под редакцией духовника и первого эпитропа русской святогорской обители иеромонаха Макария (Макиенко).
Состоит книга из восьми разделов:
I. Дороссиконовский период. История Святой Горы до 989 г.;
II. Появление русских на Афоне. 989−1204 гг.;
III. Афон и латинская экспансия. 1204−1345 гг.;
IV. Сербская эпоха. 1345−1497 гг.;
V. Святая Гора и «Третий Рим». 1497−1598 гг.;
VI. Смута и восстановление связей с Русским царством. 1598−1676 гг.;
VII. На пороге Нового времени. 1676−1735 гг.;
VIII. Культурные и духовные взаимоотношения с Русью до 1735 года.
В приложении к тому размещены перечни игуменов Россикона в обители Ксилургу, в Старом (Нагорном) Русике (Фессалоникийца) и в Новом (Прибрежном) Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.
Также в книге впервые опубликован полный Русский Афонский Патерик, включая афонитов-новомучеников, не внесенных в месяцеслов Русской Православной Церкви. Кроме того, приводится хронологический указатель св. имен Русских Афонитов и перечень имен святых афонитов, упоминаемых в месяцеслове.
В данной работе впервые сделана попытка на основе обширной базы источников представить целостную картину взаимоотношений Руси и Россикона, учитывая роль других государств, наций и корпораций. Большое внимание уделялось таким вопросам, как значение взаимоотношений с Афоном для внешне-политической деятельности государств; взаимовлияние Афона и России, Афона и Восточных Патриархий.
Собранный и проанализированный в книге материал может быть полезен историкам как Афона и Русской Церкви, так и русской внешней политики, поскольку восполняет важные пробелы в отечественной историографии. Данное исследование может быть использовано для составления учебных курсов и пособий по истории русского духовного присутствия на Афоне, истории русской дипломатии в регионе, истории Русской Православной Церкви с первых шагов ее становления.
В предисловии авторский коллектив, за участие в уточнении цели и задач и методов исследования, поддержку в сборе материалов и в практической работе, выражает благодарность российским ученым — М. В. Бибикову, Г. И. Вздорнову, Г. И. Карпову, С. П. Каштанову, Н. Н. Лисовому, Б. Л. Фонкичу, Я. Н. Щапову, а также Р. Штихелю (Германия) и многим другим ученым российских и зарубежных научных учреждений и институтов.
Русская линия
В Вене прошла презентация книги, посвященной роли Православной Церкви в жизни Греции
«Все европейцы, все народы Европы любят Грецию, но отрицательно влияют на ее. Такое отношение должно измениться», — заявил греческий православный митрополит Австрии Арсений, экзарх Венгрии и Центральной Европы (Константинопольский Патриархат). Свое заявление иерарх сделал по случаю презентации новой книги известного австрийского журналиста Кристиана Ратнера, посвященной Греции, Православию и монашеству, передает «Седмица.Ru» со ссылкой на информационное агентство «Ромфея».
«Если вы не понимаете, что в Греции страдают и умирают люди, а не цифры, мы не продвинемся вперед, и это должно быть понятно всем в Европе — и в Германии, и во Франции, и во всех других крупных государствах. Нам в Греции нужно больше понимания, помощи и моральной поддержки, а не денег», — считает митрополит Арсений.
Новая книга известного австрийского писателя, журналиста и общественного деятеля Кристиана Ратнера «Источник в Эпаносифи» была написана, как отметил митрополит Арсений, после путешествия ее автора с группой австрийских журналистов на Крит. Цель поездки заключалась в том, чтобы лучше познакомиться с деятельностью Церкви в период кризиса.
Кристиан Ратнер посетил монастырь святого Георгия в Эпаносифи, где он встретился с представителями греческого епископата, духовенства и монашествующих и беседовал с ними об экономическом кризисе в Греции, роли Православия на Крите, а также о Казандзакисе и Эль Греко.
Книга, по словам митрополита Арсения, стала серьезным размышлением о монашеской жизни, а также взгляде самих монахов на жизнь. Возможно, автор нашел ответ на вопрос о текущем кризисе, который, как отметил митрополит Арсений, является не столько экономическим, сколько кризисом духовных ценностей, гуманизма, солидарности.
Презентация книги состоялась в православной митрополии Австрии в греческом квартале в центре Вены. На ней присутствовали многие общественные деятели, представителей других Поместных Церквей, дипломаты во главе с послом Греции в Австрии Хризулой Алифери и послом Республики Кипр Марио Иеронимидисом, а также десятки представителей греческой диаспоры в Австрии.
Русская линия