Неделя 27-я по Пятидесятнице
Притча о богатом
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство небесное.
Почему же? Чем богаче человек, тем больше он занят. Даже если богатство просто лежит в виде денег, оно требует попечения о себе, чтобы сохранить его от воров, от преступников, чиновников, родственников, от их зависти, хитрости, алчности. От инфляции.
Современная же жизнь так устроена, что деньги надо постоянно куда-то вкладывать. Если же этого не делать, то, хотя бы человек не пьянствовал, не играл в казино, не ездил на заграничные курорты, не участвовал в авантюрах, он всё равно будет беднеть. Деньги год от года дешевеют, и поддержание состояния требует постоянных усилий, напряжения ума, воли, встреч с разными людьми. При этом вести серьёзную духовную жизнь становится невозможно. Деньги есть, а покоя, отдыха, свободного времени нет. Не говоря уже о различных соблазнах, которые богатому человеку доступнее, поэтому от них труднее удержаться. В общем, верблюду проще пройти сквозь игольные уши.
Юноша, который пришёл к Спасителю, откуда получил богатство? Скорее всего, по наследству. И ему ещё надо было учиться им управлять, а потом жить жизнью богатого человека. И на этом пути достичь духовного совершенства, о котором он спрашивал, ему было невозможно. Ему надо было выбирать: или богатство, или духовная жизнь. Господь предложил ему второй путь — раздать своё имение нищим и стать Его учеником. Но юноша не решился и отошёл. Рыбаку Петру было легче оставить свою старую лодку, чиненую-перечиненую сеть. Он тут же всё бросил и пошёл за Христом. Так оно происходит и в наши дни.
В сегодняшней Евангельской истории мы можем увидеть и последовательность духовного возрастания. Сначала надо потрудиться в исполнении заповедей Закона Божия, которые были известны ещё в Ветхом Завете: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, чти отца и мать. Но на их исполнении духовное совершенствование не заканчивается. Далее идут подвиги нестяжательности, целомудрия, послушания, это, по сути дела, те самые обеты, которые дают монашествующие. Спаситель не налагает их на всех как обязательные, но те, кто ищет дальнейшего духовного совершенствования, принимают их на себя добровольно. Такие люди, слава Богу, до сих пор встречаются. Которые ищут вечную жизнь, которые не просто посвящают какое-то небольшое время на богоугодные дела, но для которых Царство небесное — это главная цель, которые только об этом и думают. Благодаря им существуют наши монастыри, строятся и открываются храмы, возрождается наша Церковь.
+ + +
Итак, богатство не может быть главной ценностью в жизни человека. А что должно быть главным? Закон Божий говорит: «Возлюби Бога всем сердцем твоим..». Главной ценностью должен быть Бог, Православная вера, Церковь, забота о спасении души. «Ищите прежде Царствия небесного, и всё остальное приложится вам».
Что же должно стоять на втором месте? Отечество, народ, с которым нас связывают общие предки, история, герои, земля, язык, на котором мы говорим. Всё наше мужское население, кроме тех кто не служил в армии по состоянию здоровья, даёт присягу защищать свой народ и Отчество, его границы и независимость. Сейчас, конечно, наше Отчество и народ переживают не лучшие времена. Но и что же из того? Запасного Отчества у нас нет, так же как двойного гражданства и собственности за границей. Поэтому для нас оно бесценно и ничем незаменимо.
Что же должно стоять у нас на третьем месте в ряду самых больших ценностей? Братья и сёстры во Христе и ближайшие сродники: дети, мужья и жёны, родители. Как говорит об этом Закон Божий? «Что вы сделаете одному из малых сих, верующих в Меня — Мне сделаете». «Кто о близких не печётся — веры отвергся и хуже неверного есть».
Дальше идём мы сами, наше драгоценное здоровье, личные интересы, работа, удовольствия. Все прочие люди, которые носят в себе образ Божий.
Потом идут необходимые вещи: ежедневное пропитание, дом, одежда, без которых невозможно прожить, особенно зимой, лекарства. Деньги в размере прожиточного минимума.
И, наконец, вещи и деньги сверх необходимого, предметы роскоши. Они, конечно, украшают жизнь, облегчают, делают её приятнее, но без них, если что, можно и обойтись.
При необходимости, надо жертвовать низшими ценностями ради высших. Когда каждый в обществе знает правильную иерархию ценностей и держится её, общество процветает. Когда же люди начинают считать, что самое дорогое — это деньги и предметы роскоши, то значит, за деньги можно купить и продать всё остальное: и Отечество, и веру, и своего ближнего, и даже детей.
Жизнь постоянно устраивает нам экзамены, чтобы мы, пока не поздно, могли проверить сами себя: какие ценности для нас являются высшими, а какие — низшими, и потрудились выстроить в своей душе правильную иерархию ценностей. Тогда и ошибаться будем реже.
Всех вас поздравляем с воскресным днём!
Архимандрит Борис (Долженко)