Патриарх Кирилл: «Современники должны знать и помнить о жизненном подвиге святой великой княгини»
В Марфо-Мариинской обители отметили 150-летие со дня рождения преподобномученицы Елизаветы Феодоровны
Современники должны знать и помнить о жизненном подвиге святой великой княгини, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. «Сегодня о ней знают гораздо больше, чем 10 или 20 лет тому назад, но нужно, чтобы она стала национальным героем, чтобы она стала примером для подражания. А поэтому история ее жизни должна войти в нашу литературу, в изобразительное искусство, в кинематограф, в театральные постановки», — убежден Святейший Владыка.
По словам Его Святейшества, если достойным образом осветить образ Елисаветы Феодоровны, то «никакой конкуренции не выдержат те, кого всеми силами старается сделать героем и предметом для подражания современное информационное общество». «Кто из них, как святая Елисавета Феодоровна, оставил дворцы и переехал в монастырскую келью, а все свои умения, свои связи, свое обаяние, свои дипломатические способности направил на то, чтобы помочь самым отверженным и нуждающимся?!» — цитирует Предстоятеля портал Патриархия.Ru.
«То, что произошло с Елисаветой Феодоровной, то, что произошло с нашей Церковью, то, что происходит и может произойти в нашей жизни, мы должны воспринимать, вглядываясь в образ Христа Спасителя, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Нет ничего нового, и если мы принимаем на себя крест служения Господу, если принимаем на себя ответственность нести слово о Спасителе в мир, то мы одновременно принимаем и перспективу подвергнуться всему тому, чему подвергался Сам Спаситель и Его верные последователи».
Поэтому Предстоятель Русской Церкви призвал не забывать о мученическом подвиге Елисаветы Феодоровны и многих других наших соотечественников, отдавших жизнь за веру Христову.
Обращаясь к насельницам Марфо-Мариинской обители, Святейший Владыка отметил, что они должны «теплом и любовью воздействовать на души людей, чтобы в них прорастали ростки того служения, тех идеалов, которые несла преподобномученица Елисавета». «Ваш пример должен быть заразительным, убедительным и свидетельствовать о красоте образа святой преподобной мученицы», — сказал в завершение Патриарх Кирилл.
Русская линия
Протоиерей Дмитрий Смирнов: Многодетная семья — это самый драгоценный ресурс Русской земли
Глава Патриаршей комиссии считает, что нищая многодетная семья для России — это просто национальная трагедия
Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов в интервью телеканалу «Царьград» заявил, что главной заботой любого здорового государства и в том числе России должно быть благополучие и поддержка многодетных семей, которые своим трудом и подвижнической жизнью заслужили особого уважение и помощи со стороны общества.
По мнению священника, будущее в России за многодетными семьями, но чтобы они стали нормой для нашей страны, государство должно сделать так, чтобы они ни в чём не нуждались.
«Нужно чтобы многодетная семья, во-первых, не бедствовала, ни в коем случае. Это должно рассматриваться, как национальная трагедия. А во-вторых, каждая семья должна прославляться, потому что рожать, воспитывать детей — это есть подвиг. Каждая многодетная семья — это семья подвижников. Это самый драгоценный ресурс Русской земли. Поэтому им надо давать и ордена, и землю, и преференции, и квартиры в первую очередь. Всё им в первую очередь! – рассказал священник о мерах, которые бы следовало предпринять властям.
Однако, сегодня, по словам отца Димитрия, в нашем обществе распространены вредные стереотипы, которые не способствуют возрождению России. «Это какой-то эгоизм: „а что мне государство дало?“. А ты-то что сделал для государства? Вот родишь восемь-десять детей — это уже серьезный вклад в становление Отечества — государство, теми ресурсами, которые у него есть (уголь, газ, земля, подоходные налоги), всем тебе поможет. Хочешь земли? — вот тебе земля под дом, но тогда рожай детей».
Вместе с тем, священник опроверг распространённое в последнее время мнение, что семья сегодня может держаться исключительно на женщине. «Это совершенно неверно, потому что человек создан Богом в подобие и во образ Святой Троицы, и даже внутри Троицы есть определённая строгая иерархия. Мы не меняем последовательности Ипостасей. Также и в семье — по существу, и младенец и старик, они единосущны, но иерархия, конечно, есть, и отец является главой семьи. ..Глава семьи отвечает за всё: за дом, за еду, за одежду, за путь семьи, за защиту — он несёт полноту ответственности. А жена, как и Богом задумано, она ему во всем этом помогает», — напомнил простые истины отец Димитрий.
Русская линия
«Преемство милосердного служения — залог нормального развития общества»
В Петербурге прошел Первый международный форум «Милосердие»
Первый международный форум «Милосердие», приуроченный к 150-летию со дня рождения святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны, прошел 1 ноября в РГПУ имени Герцена. Он открылся молебном в Казанском соборе, который отслужил епископ Царскосельский Маркелл в сослужении духовенства собора и участников форума в священном сане. Затем участники мероприятия проследовали в клуб института, устроенный в советское время в здании институтского храма Покрова Божией Матери.
В фойе рядом с залом заседаний разместились две фотовыставки — «Сестры милосердия дома Романовых» и «Жизнь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой».
На открытии мероприятия владыка Маркелл зачитал приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Правящий архиерей подчеркнул, что место проведения форума — Педагогический университет — было выбрано не случайно: до 1917 года здесь находился воспитательный дом: «В его стенах, — говорится в приветствии, — воплощались заветы Господа о милосердии, сострадании, любви к ближнему».
По мысли митрополита Варсонофия, преемство милосердного служения — залог нормального развития общества. У движения милосердия и благотворительности в России — тысячелетний опыт, а нынешнее служение церковных и светских организаций на ниве милосердия — «опыт небольшой по времени, но важный».
От себя владыка Маркелл сказал: «Христианин — это добрый человек. Не играющий в доброту, не добренький, а просто добрый, потому что Господь в его мыслях, его сердце, образе жизни». Архиерей напомнил слушателям, что среди мучеников было немало людей знатных и богатых — у них было все, но они выбирали смерть за Христа. Такой же подвиг совершила и великая княгиня Елизавета Феодоровна.
«Ученики три года ходили за Спасителем, слушали Его, но когда Спасителя схватили и распяли, они разбежались, остались одни женщины. А когда по Воскресении Он явился перед учениками, они Его не узнали. Узнала только женщина — Мария Магдалина. И сейчас я смотрю в зал и вижу: практически все присутствующие — женщины. Спасибо вам, женщины! Когда трудно, вы рядом», — цитирует владыку сайт Петербургской митрополии.
Обращаясь к собравшимся, епископ Маркелл пожелал им «нести добро, подлинное добро. Спаситель, будь Его воля, давно бы Сам исправил окружающий мир, но Он предоставил это нам. Желаю всем нам укрепляющей благодати Духа Святаго в деле служения Церкви, ближним».
На пленарном заседании выступили также кандидат педагогических наук, заведующий педагогическим кабинетом МПДА, директор комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» игумен Киприан (Ященко), главный терапевт России профессор Александр Чучалин, депутат Законодательного собрания Ленинградской области Вероника Каторгина.
После перерыва работа форума была продолжена на пяти секциях, работу которых возглавили игумен Киприан (Ященко), протоиереи Николай Брындин и Сергий Филимонов.
Русская линия
Демократия, да не та
В отличие от России, США, ЕС и Украина отказались признавать выборы на Донбассе
Вчера в самопровозглашённых Луганской и Донецкой народных республиках состоялись выборы глав двух этих регионов и их парламентов. Несмотря на продолжающиеся боевые действия и заявления Киева о недопустимости «такого волеизъявления», тысячи людей выстроились в очереди к избирательным участкам, которые с большим трудом справлялись с наплывом желающих проголосовать. В ЛНР из-за огромного количества выборщиков власти вынуждены были даже перенести закрытие участков с 18.00 на 22.00 — люди всё шли и шли.
Явка избирателей в Донецке и Луганске составила свыше 60%. После обработки части протоколов территориальных избирательных комиссий, в Донецке лидирует премьер-министр самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко, набирая около 70% голосов избирателей, в Луганске — действующий глава ЛНР Игорь Плотницкий, у него 63,17% голосов. В парламенты самопровозглашённых республик проходят несколько партий, однако в Донецке с большим перевесом лидируют партия Захарченко «Республика Донбасс», а в Луганске партия Плотницкого «Мир Луганщине».
По мнению международных наблюдателей, которые всё же прибыли на Донбасс из Сербии, Черногории, Чехии, России, США и других стран, выборы прошли совершенно прозрачно и при очень высокой явке избирателей. Тем временем, президент Украины Пётр Порошенко заявил, что это не подлинное волеизъявление народа, а «псевдовыборы под дулами танков и автоматов», поскольку они состоялись преждевременно 2 ноября, а не в декабре, как того требовал Киев.
Формально итоги выборов, пройди они в декабре, вряд ли бы что-то изменили. Как признал украинский губернатор Донецкой области Геннадий Москаль, Донбасс ментально очень сильно отличается от всей Украины. «Если говорить о пророссийских настроениях, то они очень высокие — в некоторых населенных пунктах — 95%, в некоторых — 80%. Самое меньшее — это 30% в украинизированной части области, где исторически больше украинцев», — заявил он в интервью «Украинской правде», говоря о тех территориях, которые до сих пор контролирует украиская армия.
При этом губернатор отметил, что в Киеве этому отказываются верить. «В Киеве думают, что война чему-то научила этих людей. А я всё больше понимаю Булгакова, который словами своего героя сказал, что разруха начинается в головах. ..Отношение к киевской власти у людей крайне отрицательное. И я не знаю, как сократить эту дистанцию. Я ещё в 2006 году, когда был главой Луганской администрации, говорил Ющенко, что этот регион ментально далёк от Украины. Но тогда не дошло, сейчас тоже не доходит», — подытожил политик.
Таким образом, расчёт Киева, похоже, был на то, что тяжёлые зимние условия и война смогут существенно снизить рейтинг самопровозглашённых властей, однако это мало что даёт самой Украине. Не контролируя огромные территории на Донбассе, Киев изо всех сил старается показать, что Луганск и Донецк — это хотя бы формально всё еще часть Украины, и поэтому настаивает на своей дате выборов. Но такое «упрямство» вкупе с военными действиями (а попытки «с помощью танков заставить себя любить» были присуще именно советской политике) лишь сильнее раздражило местное население, которое в итоге хлынуло к избирательным участкам.
Впрочем, законность выборов на Донбассе, наряду с Киевом, отказались признавать в Вашингтоне, Брюсселе, а также в ООН. Волеизъявление населения Донбасса здесь назвали незаконным и бесполезным — это демократия, да не та. «Мы вновь призываем Россию и её сторонников из числа сепаратистов выполнять все свои обязательства в рамках Минских договоренностей от 5 сентября и Минского меморандума от 19 сентября», — заявили в США, призвав всех членов мирового сообщества отказаться от признания выборов.
Тем временем, Александр Захарченко, который лидирует на выборах главы ДНР, ранее заявил, что проведение голосования на Донбассе не нарушают минские договоренности. «В Минске мы подписали документ о том, что мы сможем провести на нашей земле свободные выборы. Никакой даты там не было указано, никаких форматов, — пояснил Захарченко. — В Минском меморандуме — я его подписывал и я его читал — не указано четко, что это должно быть именно по украинскому законодательству. Такого там нет».
Единственной страной, которая уже признала состоявшиеся выборы, стала Россия. «Выборы в Донецком и Луганском регионах прошли в целом организованно, при высокой явке избирателей. Мы уважаем волеизъявление жителей Юго-Востока. Избранные представители получили мандат для решения практических задач по восстановлению нормальной жизни в регионах», — говорится в заявлении МИД РФ.
Русская линия
Элладская Церковь выступила категорически против сжигания тел покойных
Священный Синод этой Церкви не считает возможным отпевание тех, кто завещал себя кремировать
Более чем семидесятилетний период коммунистического строя в нашей стране нанес непоправимый ущерб традиционному укладу русской жизни, затронув все без исключения стороны бытия человека. В частности, такой важный момент, как смерть и погребение были полностью пересмотрены «в свете» коммунистической идеологи, где человек живет «вечно» только в «плодах» своих дел. В частности, немыслимый в России до 1917 года акт кремации тела покойного, постепенно прижился в среде советского народа, в результате чего даже многие православные верующие, особенно в городах, стали считать сжигание усопшего чуть ли не нормой. Точки над «и» в этом важном для всех нас вопросе расставило специальное послание Элладской Церкви, распространенное на минувшей неделе.
Священный Синод этой Церкви рассмотрел новый закон, принятый в Греции, согласно которому, если почивший при жизни не выразил своего желания относительно кремирования тела, то такое решение вправе принимать его супруг/супруга или сожитель, а если таковых нет, то родственники второй и третьей степени, сообщает Православие.Ru. В связи с этим было опубликовано Послание Священного Синода Элладской Церкви. В нем, в частности, говорится:
«Отрицание всего и вся составляет основную тенденцию современного мира, стремящегося к отдалению от Церкви каждого аспекта жизни человека. Но подход, выраженный в документе, показывает отсутствие уважения к телу человека и заботы о нем приводит к попранию религиозных убеждений усопшего члена Церкви. Православная Церковь не благословляет кремацию тел своих чад, поскольку они являются храмами Святого Духа, частью человека, сотворенного по образу и подобию Бога, — но наоборот, окружает их заботой, уважением и любовью к почившему чаду Церкви, а также с верой в общее воскресение», — подчеркивается в документе.
«Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.
— Кремация не согласуется с практикой и преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
— Для того, чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не воли его близких.
— Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование отпевания над ним не совершается.
Однако, по исследовании вопроса местным архиереем над почившим может быть совершена заупокойная лития", — сказано в послании.
Русская линия
Ангела Меркель: Отношения ЕС и Британии подходят к «точке невозврата»
Глава Германии заявила, что в угоду Лондону никто в Евросоюзе не будет менять миграционные правила
Миграционная политика, а точнее её полное отсутствие, в Европейском Союзе, внутренние границы которого открыты для всех граждан стран-членов, наносит существенный урон взаимоотношениям внутри ЕС. Особенно это касается тех стран, которые являются наиболее богатыми и соответственно привлекательными для внутренних мигрантов.
Так, в последнее время существенно обострились отношения ЕС и Великобритании, граждане которой требуют от властей закрыть или хотя бы ограничить доступ мигрантов в страну. При этом, в Лондоне крайне недовольны не только тем, что Брюссель не хочет идти на уступки в этом вопросе, но и тем, что от Лондона требуют дополнительных взносов в бюджет ЕС.
В этом году брюссельские чиновники потребовали от Англии дополнительных выплат в сумме более 2 млрд евро, поскольку английская экономика успешно развивается, в то время как в других странах ситуация куда хуже. Лондон и без того вносит в ЕС около 17 миллиардов евро, и только половина этой суммы, возвращается обратно в виде прибылей и инвестиций, и поэтому англичане восприняли это как оскорбление.
В результате премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон отказался платить и заявил, что до 2017 года Англия может выйти из ЕС. Но это не смутило брюссельских чиновников, на сторону которых встала и канцлер Германии Ангела Меркель. Она заявила, что ЕС скорее допустит выход Англии из союза, чем откажется от свободных границ и своих бюджетных правил, сообщает Lenta.Ru со ссылкой на немецкое издание Spiegel.
По мнению Меркель, отношениях ЕС и Британии подходят к «точке невозврата». В конце октября она публично осудила планы Кэмерона урезать в Соединенном королевстве права мигрантов из Евросоюза. «Германия не будет вмешиваться в основополагающие принципы свободного передвижения в ЕС», — заявила канцлер.
В октябре 2014 года Лондон назвали самым привлекательным городом для иммигрантов, ищущих работу. Согласно опросам, британская столица значительно опередила Нью-Йорк, Париж, Сидней и Мадрид — в Лондон хотят уехать 16 процентов опрошенных. При этом в самой Великобритании 44 процента жителей мечтают об эмиграции.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти святого Илариона схимника, мы вспоминаем генерала Д.П.Неверовского и видного государственного деятеля и публициста М.Л.Магницкого
Есть мнение, что святой Иларион схимник, мощи которого нетленно почивают в Дальних пещерах, есть пятый митрополит Киевский Иларион, 28 января 1051 г. произведенный в митрополиты Собором русских епископов по желанию св. блгв. Великого Князя Ярослава Владимировича Мудрого. «Повесть временных лет» гласит: «Поставил Ярослав Лариона митрополитом, русина, в святой Софии, собрав епископов». Он управлял Русской Церковью по одним сведениям до 1055 г., а по другим — до 1067 г. В каталоге Российских архиереев новгородской Софийской библиотеки говорится об Иларионе, что он положен был в Печерском монастыре и крайней ради его добродетели был свят и чудотворец предивен, и в некоторых других рукописях он называется святым, даже в каноне преподобным отцам Ближних пещер имя митрополита Илариона поставлено в ряду с именами Михаила и иных святителей.
Сведения о митрополите Иларионе весьма скудны. Известно, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни Иларион скоро приобрел известность, его полюбил Великий Князь Ярослав Мудрый. Поставление Илариона митрополитом было первым случаем поставления митрополита из природных русских. С его именем связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава, относящееся к последним годам княжения. Время кончины Илариона неизвестно.
Митрополит Иларион прославился как писатель. Из его сочинений дошли: «Слово о законе и благодати», написанное, когда он был священником (предполагают, что это — пасхальная проповедь, произнесенная 26 марта 1049 г.), «Исповедание веры», произнесенное, предполагают, по случаю поставления в митрополиты, «Поучение о пользе душевной ко всем христианам» и «Слово к брату-столпнику». Самым известным является, конечно, первое сочинение, от которого некоторые исследователи ведут начало самобытной русской мысли. Основная мысль «Слова»: превосходство христианства над иудаизмом и язычеством, а содержание его видно из полного заглавия: «О законе Моисеем данном о благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истинна всю землю исполни, и вера в все языки простреся, и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещении быхом, и молитва к Богу от всея земля нашея».
Сегодня также день памяти героя Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанта Дмитрия Петровича Неверовского, скончавшегося в 1813 году. Он родился 21 октября 1771 г. в селе Прохоровка Полтавской губернии в семье сотника. В 1786 г. Неверовский начал службу рядовым лейб-гвардии Семеновского полка. Уже в офицерских чинах Неверовский участвовал в Русско-турецкой войне 1787 — 1791 гг. и в войне с Польшей (1792 — 1794 гг.).
К 1812 году он уже командовал 27-й пехотной дивизией. В августе 1812 г. Неверовский оказал упорное сопротивление превосходящим силам конницы Мюрата под Красным, в результате чего Наполеон не смог отрезать Русские войска от Смоленска и зайти им в тыл, «Нельзя довольно похвалить храбрости и твердости, с какою дивизия, совершенно новая, дралась против чрезмерно превосходных сил неприятельских», — писал об этом сражении П.И.Багратион. За этот подвиг Неверовский получил орден св. Георгия 4 степени. С боями генерал совершил прославивший его переход к Смоленску. Этот подвиг «бессмертную славу ему делает», — считал Император Александр I.
Отлично проявил себя Неверовский и в Бородинском сражении, воюя за Шевардинский редут, и при обороне Семеновских флешей. Даже будучи ранен, он не покинул поле брани. В звании генерал-лейтенанта Неверовский принимал участие в боях под Тарутином и Малоярославцем. В 1813 году генерал был тяжело ранен в ногу в лейпцигской «Битве народов». В результате ранения у него началась гангрена, от которой он вскоре и скончался. В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, прах Неверовского был перезахоронен на Бородинском поле.
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля и публициста Михаила Леонтьевича Магницкого, скончавшегося в 1844 году.
Он родился 23 апреля 1778 г. в Москве в дворянской семье. Окончив с отличием Благородный пансион при Московском университете (1795), Магницкий вступил в действительную военную службу, но уже в 1798 г. вышел в отставку и перешел в Коллегию иностранных дел. В 1803 г. он перешел на службу в МВД, где вскоре стал одним из ближайших сподвижников М.М.Сперанского. Придерживаясь тогда либеральных взглядов, Магницкий в 1803 г. представил Императору Александру I собственный проект конституции. Более того, в этот период Магницкий вступил в масонскую ложу «Полярная Звезда», с которой в дальнейшем порвал. В марте 1812 г. Магницкий был арестован по делу Сперанского и выслан в Вологду, но уже через 4 года был прощен и назначен воронежским вице-губернатором, а через год — симбирским гражданским губернатором.
В мировоззрении Магницкого в этот период произошли радикальные перемены, он становится одним из самых ярких представителей т.н. «православной оппозиции». Магницкий пришел к выводу, что механическое заимствование западноевропейского опыта может привести к революции. Особенно волновала его денационализации образования. Когда в начале 1819 г. Магницкий проводил ревизию Казанского университета, он пришел к выводу, что надо либо «разрушить» университет, либо провести его коренную реорганизацию. В результате Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа, где пытался осуществить контрреформу в сфере образования, будучи убежден в том, что необходимо «создать новую науку и новое искусство, вполне проникнутые духом Христовым, взамен ложной науки, возникшей под влиянием язычества и безверия». На новом посту Магницкий осуществил «чистку» профессуры, придал ярко выраженную религиозную направленность преподаванию всех дисциплин, ввел по образцу монастырских уставов строжайший внутренний режим для студентов, полагая, что в основе преподавания всех наук «должен быть один дух Святого Евангелия».
Магницкий предвосхитил известную формулу графа С.С.Уварова, предложив еще в 1823 г. в записке Императору Александру I принять план «народного воспитания», построенный на началах Православия и Самодержавия. В том же году Магницкий предложил Государю создать «уложение истинно русское», за основу которого предложил взять «византийское право». Магницкий также взялся за обличение масонов, и был одним из первых представителей русской консервативной мысли, кто декларировал связь между масонством и еврейством.
Сегодня также день восшествия на престол Государя Императора Николая II Александровича (1894).
В этот день в 1907 г. состоялось официальное открытие Киевского патриотического общества молодежи «Двуглавый Орел», самой боевой патриотической организации древней русской столицы.
В этот день в 1909 г. архиепископ Антоний (Храповицкий) освятил Дом Русского Собрания (РС) — штаб-квартиру русских монархистов в Санкт-Петербурге. Дом был построен на пожертвования членов РС, но решающую жертву внес Государь Николай II.
Русская линия
Вышло в свет новое исследование по древнерусской певческой традиции
30 октября 2014 года в помещении воскресной школы Никольского храма в Покровском г. Москвы состоялась презентация снабженного научным комментарием издания певческой книги «Праздники» инока Иосифа Ловзунского, одного из первопустынников севернорусского Поморья. Об этом сообщает Патриархия.Ru.
Созданная в 60-е годы XVII века рукопись, уникальная для своего времени, имеет в науке и практике особое значение, поскольку позволяет прикоснуться к древнерусской певческой традиции без посредства более поздних старообрядческих и пореформенных источников и, вместе с тем, с очевидностью свидетельствует о преемстве традиции старообрядцев-поморцев от Древней Руси. Публикация содержит полное цветное факсимильное воспроизведение памятника.
Издание осуществлено Патриаршим центром древнерусской богослужебной традиции на средства Нижегородской митрополии, которые были выделены по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, члена Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Книга вышла в свет в Издательстве Московской Патриархии.
На презентации, которую вел руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов, выступили автор научного исследования рукописи, головщик Покровского храма в Рубцове кандидат искусствоведения В.Ю. Григорьева, научный рецензент монографии, главный научный сотрудник Государственного исторического музея доктор филологических наук Е.М. Юхименко, сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН А.Н. Старицын, а также многочисленные гости. Они высказали пожелание, чтобы в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции и в дальнейшем развивались исследования по музыкальной медиевистике.
Русская линия
В день 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Кургане открылся епархиальный музей, посвященный истории милосердия
1 ноября 2014 года, в день 150-летия рождения святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия, при храме в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери в Кургане открылся музей «История милосердия». Освящение музея совершил архиепископ Курганский и Шадринский Константин, сообщает пресс-служба Курганской епархии.
В церемонии открытия приняли участие настоятель храма в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери, руководитель отдела по благотворительности и социальному служению Курганской епархии протоиерей Владимир Алексеев, секретарь Епархиального совета иерей Константин Павлюченко, клирик храма Порт-Артурской иконы Божией Матери иерей Сергий Перминов, председатель совета директоров оборонного предприятия «Курганприбор» Сергей Муратов, верующие курганцы.
Музей создан благодаря стараниям сестричества милосердия в честь великой княгини Елисаветы при епархиальном социальном отделе.
В экспозиции представлена история общества милосердия в России и Курганской области, а также эскпонаты, посвященные жизни и служению архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Именем этого святого названо общество православных врачей, организованное при больничном храме святителя Луки в госпитале ветеранов войн. Архиепископ Константин в период своего преподавания в Московской духовной семинарии принимал участие в создании фильма об архиепископе Луке в преддверии его канонизации.
В настоящее время при епархильном отделе церковной благотворительности и социального служения сестры милосердия активно несут свое служение по нескольким направлениям: экипажи «Милосердие» (выезды к бездомных, многодетным семьям); служение в медицинских учреждениях (перинатальном центре, госпитале ветеранов войн; проведение благотворительных акций и ярмарок.
Русская линия
На космодроме Плесецк освятили ракету-носитель «Союз 2.1А»
Ракету-носитель «Союз-2.1а» со спутником связи двойного назначения освятили перед запуском на космодроме Плесецк. Чин совершил помощник начальника космодрома по работе с верующими военнослужащими протоиерей Артемий Эмке, сообщает сайт Архангельской епархии.
Священник рассказал, что молитва на освящение ратного судна для него всегда бывает трепетна: «Мы молимся Богу в первую очередь о безопасности боевого расчета, который будет принимать участие в запуске. Запуск ракеты-носителя — это и престиж нашего государства, и долгая работа сотен людей, и миллионные вложения. Днем мы молились на стартовом столе 43 площадки, а ночью, слава Богу, все прошло благополучно».
«Союз-2» — семейство трехступенчатых ракет-носителей среднего класса, созданное на основе ракеты-носителя «Союз-У». Разработку осуществил ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (Самара). Масса полезной нагрузки выводимой на низкую орбиту Земли — от 2 800 кг до 9 200 кг в зависимости от модификации и точки запуска.
Ракеты предназначены для выведения космических аппаратов на низкие, средние, высокие, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные орбиты с существующих стартовых комплексов. В том числе предусматривается запуск пилотируемых и грузовых космических кораблей по программе Международной космической станции.
«Союз-2.1а» — первая модификация предусматривала замену двух аналоговых систем управления на единую цифровую российского производства, что позволило значительно повысить точность выведения, устойчивость и управляемость ракеты, кроме того снизило зависимость от импортных комплектующих при производстве ракетоносителя. Данная модификация может применяться как самостоятельно, так и с использованием разгонного блока «Фрегат».
Русская линия
В Екатеринбурге построят храм-памятник сестрам милосердия
В субботу 1 ноября в честь 150-летия Великой Княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, митрополит Кирилл совершит чин закладки камня и установление креста на месте строительства новой церкви, сообщает ИА Екатеринбургской епархии.
Это будет храм-памятник всем российским сестрам милосердия во имя святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.
Чин закладки камня будущего храма-памятника будет совершен в 12−00 на территории Свердловского областного медицинского колледжа.
Русская линия
Открылась выставка снимков старой Москвы
Увидеть Москву прошлого и сравнить с тем, как выглядит Москва современная, предлагает Музей Москвы. Здесь провели исследование и узнали, что сейчас стоит на месте снесенных старинных зданий. Результатом этого проекта стала выставка «Москва, которую мы потеряли». 50 на 50 — старых и современных снимков из частных и музейных коллекций.
«Москва, которую мы потеряли» — это, прежде всего, многочисленные церкви, стертые с лица земли. Жители и гости столицы больше никогда не увидят Крестовоздвиженский монастырь. В его стенах венчался Салтыков-Щедрин с Елизаветой Болдиной. В 1934-м он был уничтожен. Сегодня на его месте пустырь. Не уцелел и Страстной монастырь, основанный в середине XVII века царем Алексеем Михайловичем. Теперь здесь Пушкинская площадь, сообщает телеканал Культура.
«После 17-го года, когда монастырь решили все-таки закрыть, решили открыть все-таки в монастыре антирелигиозный музей. Правда, они сохраняли иконы, но куда потом они делись, после того, как порушили монастырь в 30-е годы, мы, к сожалению, не знаем», — отметила куратор выставки Ирина Карпачёва.
Рушили церкви не только по идеологическим причинам. Их снос оправдывали строительством метро. Так на месте надземных сооружений станций Кропоткинская и Новокузнецкая раньше располагались храмы. Конечно, пострадали и памятники так называемой «гражданской архитектуры». Знаменитая Сухарева башня, сооруженная по инициативе Петра Первого, была разобрана в связи со строительством Садового кольца — мол, мешала бы проезду транспорта.
В 2005-м, при строительстве подземного перехода, был обнаружен фундамент Сухаревой башни. Находка стала сенсацией — до сих пор идут разговоры про восстановление этой легенды Москвы, которую мы потеряли.
Русская линия
В Москве пройдет международный форум «Живая традиция»
11−16 ноября в Москве пройдет очередной ежегодный Форум «Живая традиция». Организаторами Форума выступят Общероссийская общественная организация «Российский фольклорный союз», при поддержке Министерства культуры РФ и Государственный центр русского фольклора. Об этом сообщает Православие.Ru.
Форум «Живая традиция» — это уникальная возможность услышать традиционные фольклорно-этнографические коллективы и исполнителей со всей страны, познакомиться с людьми, посвятившими себя изучению аутентичного пения, народной традиции. В этом году форум соберет около 250 участников из Волгограда и Вологды, Воронежа и Калуги, Красноярска и Липецка, Омска и Новосибирска, Твери, Томска, Череповца, Владивостока, Южно-Сахалинска, других городов России и ближнего Зарубежья.
В 2007 году Форум получил благословение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
В этом году Форум «Живая традиция-2014» приурочен к 25-летию создания Российского фольклорного союза и поэтому его программа будет особенно насыщенной и интересной. Традиционно Форум пройдет в разных форматах — это концерты в залах и клубах столицы, молодежные вечёрки, мастер-классы и творческие лаборатории, презентации новых фольклорных ансамблей.
В октябре-ноябре в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и в Высшей школе экономики пройдет цикл творческих встреч, посвященных традиционной культуре, с крупнейшими российскими этномузыкологами, искусствоведами и исполнителями.
12−13 ноября в рамках фестиваля «Ангелы и человеки» состоится два концерта (ЦДХ, Крымский вал, 10, в 18.00). 12 ноября — «ЦИТАТЫ И ОБРАЗЫ» — выступят ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»; ансамбль старинной музыки «Узорика»; ансамбль «Асматикон»; НИЦ древнерусской церковной музыки им. прот. Димитрия Разумовского; МГК им. П.И.Чайковского; ансамбль издательского отдела Московского Патриархата; фольклорный ансамбль «Веретенце»; певица, лирница, этномузыколог Наталия Сербина; Семейный певческий ансамбль «Живая старина».
13 ноября — «ОТРАЖЕНИЯ» — выступят: ансамбль «Opus post»; Татьяна Гринденко; Сергей Старостин; Владимир Волков; Александр Маноцков; Владимир Мартынов; Хор театра «Школа драматического искусства»; ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин».
Организатор и идейный вдохновитель фестиваля — руководитель ансамбля «Сирин», педагог и исследователь фольклора А.Н. Котов. В этом году ансамбль так же отмечает свой четвертьвековой юбилей.
Фестиваль «Девичье поле» — концерты фольклорных коллективов из регионов России — пройдет в доме-музее Л.Н. Толстого 14 и 15 ноября в 18.30 (ул. Пречистенка, д. 11/8)
На выставке «Тканая летопись Брянской земли» собиратель и коллекционер Алексей Белас из города Новозыбкова Брянской области представит традиционный костюм, уникальные вышитые полотенца, скатерти, платки. Выставка пройдет с 12−18 ноября в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева
(Берсеневская наб., д. 20).
В рамках форума пройдут общественные слушанья «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства», на которых будут обсуждены вопросы актуальности традиционной культуры в наши дни, необходимости ее сохранения и поддержки со стороны общества и государства. Слушанья пройдут в Общественной палате РФ 14 ноября в 10.00, в них примут участие видные деятели культуры и искусства, представители духовенства. Пресс-конференция перед открытием слушаний состоится 11 ноября, в 16.00 (конференц-зал Министерства культуры РФ, М. Гнездниковский пер., д. 7/6, стр. 1, 2, предварительная аккредитация).
Гала-концерт Форума «Живая традиция» пройдет в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя 16 ноября в 15.00 (ул. Волхонка, д. 15). Режиссер концерта — легендарный музыкант, фольклорист, телеведущий Сергей Старостин. В нем примут участие: ансамбль Вологодского педагогического университета, ансамбль Казанской консерватории, ансамбль Санкт-Петербургской консерватории, «Васильев вечер» (Томск), «Вечора» (Пермь), «Воля» (Воронеж), «Воскресение» (Липецк), «Живая старина» (Красноярск), «Ильинская пятница» (Рига), «Истоки» (Подольск, Московской обл.), «Истоки» (с. Круглое Белгородской области), «Калузя» (Калуга), «Круговина» (Великий Новгород), «Основа» (г.Череповец Вологодской обл.), «Радоница» (Новосибирск), «Соборяне» (Омск), «Сретенье» (Омск), «Старина» (ст. Кумылженская, Волгоградской обл.), «Чапура» (Санкт-Петербург). Из Москвы будут коллективы: «Народный праздник», «Казачий Кругъ», Ансамбль Московской консерватории, «Веретенце», «Сирин», «Ромода», «Оберег», «Измайловская слобода», «Русски начала», «Дербеневка».
Куратор Форума — член Общественного Совета при Минкультуры России, заслуженный деятель искусств России, этномузыколог Н.Н. Гилярова. Художественный руководитель Форума — О.А. Ключникова, арт-директор — В.В. Порвин.
Программа Форума и актуальная информация размещена на сайте РФС: www.folklore.ru
По вопросам приобретения билетов на концерты 10 и 13 ноября обращаться в ГРЦРФ по телефонам: (985) 464 53 52; (962) 958 54 67, (499) 245−22−05; (499) 245−20−79. (м. Парк Культуры, Турчанинов пер., д.6). E-mail crf@inbox.ru
Русская линия