Русская Православная Церковь предлагает отказаться от советского подхода в освещении русской истории
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации внёс 53 правки в проект «Концепции учебно-методического комплекта по отечественной истории»
6 октября 2014 года в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации под председательством главы Синодального отдела митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия прошла рабочая встреча, посвященная обсуждению проекта Концепции учебно-методического комплекта по отечественной истории, сообщает пресс-служба Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Работа над созданием этого документа была инициирована Президентом РФ В. Путиным в 2013 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил группу экспертов Русской Православной Церкви принять участие в разработке Концепции и провести соответствующие рабочие встречи с целью представить церковную позицию по данному вопросу.
В конце июля 2014 года Святейший Патриарх Кирилл, лично контролирующий этот процесс, утвердил 53 поправки, предложенные экспертами Русской Православной Церкви. Так, в Концепции исторического образования по какой-то непонятной причине не оказалось понятия «русский народ». По словам митрополита Меркурия, этого понятия нет ни в одном из содержательных разделов предлагаемого текста. Только один раз используется формулировка «русский и другие народы нашей страны».
Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации добавил, что в Концепции необходимо избежать подмены истории Отечества сугубо политической историей, идеологизированной историей государства или историей территорий Российской Федерации. «Отечественная история не должна быть идеологизирована. Отечественная история — это, в первую очередь, история народов, общества, а не государства как социального института. Историческая правда не должна приноситься в жертву политическим реалиям сегодняшнего дня», — сказал митрополит Меркурий.
Развивая эту мысль, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин добавил, что в проекте документа нуждаются в коррекции и некоторые термины, например, «толерантность». «В 1995 году в Толедо ЮНЕСКО было принято официальное определение термина „толерантность“ — это приятие любых проявлений человеческой индивидуальности. Но мы знаем, что эти проявления могут быть как хорошими, так и плохими», — сказал священник.
В целом из 53 замечаний и поправок экспертов Русской Православной Церкви авторами Концепции были приняты 49, о чём рассказал директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян. По его словам, обсуждение документа продолжится на встрече руководителей всех региональных отделений Российского исторического общества, а также ассоциации учителей истории и деканов исторических факультетов, которая пройдёт в ноябре текущего года.
Концепция должна быть закончена до конца ноября. По мнению руководителя Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», ответственного секретаря «Большой российской энциклопедии» Сергея Кравца, предстоит устранить некоторые перекосы. «У нас по привычке очень широко представлены „чёрные переделы“ и „Народная воля“ и прочие революционные движения, которые не вполне уравновешены теми созидательными движениями, которые были в то время». Он добавил, что с этим приходится сталкиваться авторам «Большой российской энциклопедии», когда «авторов на революционеров, народников — тысячи, а авторов на заводчиков, филантропов — никого, потому что это практически не изучалось». По мнению С. Кравца, эту проблему необходимо решать.
Отметив необходимость продолжения работы над Концепцией, митрополит Меркурий предложил расширить круг её разработчиков за счёт специалистов в области традиционной духовной культуры, православных историков. По общему мнению участников заседания, после принятия документа, когда заработает система рецензирования учебников истории, к этой деятельности желательно было бы привлечь и экспертов Русской Православной Церкви.
Следующее заседание по обсуждению проекта Концепции учебно-методического комплекта по отечественной истории запланировано на первую половину ноября.
Русская линия
Митрополит Бориспольский Антоний: Определенные конфессии на Украине используют сложную общественно-политическую ситуацию, чтобы захватывать наши храмы
Управляющий делами канонической УПЦ пожаловался уполномоченному правительства Канады по делам религий Эндрю Беннеттому на украинских раскольников
7 октября 2014 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний встретился с уполномоченным правительства Канады по делам религий Эндрю Беннеттом, в беседе с которым рассказал о продолжающихся захватах храмов УПЦ со стороны раскольников и тяжёлой межрелигиозной ситуации в стране, сообщает официальный сайт УПЦ.
Во время встречи канадского чиновника сопровождал его сотрудник Майкл Сабо и переводчик Ирина Лаврова. В беседе также принял участие заместитель председателя ОВЦС УПЦ протоиерей Николай Данилевич.
Приветствуя канадского гостя, митрополит Антоний отметил, что Украина сегодня переживает сложный период в своей истории. Непростой является ситуация и в межконфессиональной сфере, а потому визит господина Беннеттома, по словам архиерея, оказался очень своевременным. «Миссия Церкви в условиях земной жизни неизменна — это спасение человека. Мы должны ценить земную Родину, но должны видеть и вечную перспективу. И когда звучат политические лозунги, в том числе и из уст священнослужителей, мы всегда подчёркиваем, что Церковь должна оставаться Церковью, она не может становиться политическим институтом. Церковный амвон не может превращаться в политическую трибуну. Думаю, что сегодня каждый из нас — священников, должен сделать всё, чтобы ни в коем случае наша конфессиональная принадлежность не разделяла людей».
В связи с этим митрополит Антоний выразил сожаление, что «определенные конфессии используют сложную общественно-политическую ситуацию, чтобы захватывать наши храмы». Управделами УПЦ рассказал, что нарушения прав верующих УПЦ происходит в основном со стороны раскольников из т.н. «Киевского патриархата», которые активно захватывают храмы канонической Церкви. При этом в большинстве случаев это делается по специально отработанной технологии — путём голосования всех жителей села, по избирательным спискам, что является грубым нарушением законодательства о свободе совести. Ведь проживание в том или ином населенном пункте не делает человека автоматически прихожанином и членом религиозной общины, находящейся в этом населенном пункте.
Владыка привёл конкретные случаи насильственного «перевода» приходов УПЦ в раскол, отметив, что очень часто в этих конфликтах замешаны представители политических партий, кандидаты в депутаты, которые пытаются поднять свой рейтинг перед выборами. Представители государственной власти, в свою очередь, пытаются удержать ситуацию под контролем и официально заявляют, что не допустят насилия, однако захваты храмов продолжаются.
Гостю было сообщено, что со своей стороны Украинская Православная Церковь делает всё возможное, чтобы поддерживать межрелигиозный мир. В частности, как рассказал владыка, когда в городе Антраците, вооруженные люди захватили здание церкви христиан-баптистов, и заявили, что здесь будет «православный центр», УПЦ официально отмежевалась от такой акции и заявила, что не только не одобряет, но и не примет подобных «подарков». Аналогичная ситуация образовалась вокруг кафедрального собора и помещения Епархиального управления так называемой «КП» в Луганске, где митрополиту Луганскому и Алчевском Митрофану было предложено подчинить их себе. Однако, митрополит Митрофан принципиально отказался от этого предложения.
«Таким образом, УПЦ пытается посильно помогать другим конфессиям в их проблемных ситуациях или, по крайней мере, не усложнять их. Хочется надеяться, что соответствующее отношение будет и с их стороны к нам», — резюмировал владыка.
Представителю правительства Канады был передан список захваченных приходов с фактами явного нарушения прав верующих, а также список тех приходов, где конфликты продолжаются. Господин Э. Беннетт принял материалы, выразив готовность донести обеспокоенность Украинской Православной Церкви в международные организации, отслеживающие соблюдение прав человека.
Русская линия
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая
В Курске иконе Божией Матери «Знамение» поклонились более 140 тысяч паломников
Все это время Знаменский собор был открыт круглосуточно, перед чудотворным образом Матери Божией священники непрерывно совершали молебны с чтением акафиста.
Рано утром 4 октября многие куряне пришли проститься с иконой. Также проводить чудотворный образ пришли губернатор Александр Михайлов и глава администрации Курска Николай Овчаров.
Митрополит Курский и Рыльский Герман, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк совершили в этот день Божественную литургию и молебен перед чудотворным образом в Знаменском соборе.
В своем архипастырском слове владыка Герман выразил искреннюю благодарность, что срок пребывания чудотворного образа увеличился для посещения лечебных учреждений (перинатального и онкологического центров, детской больницы, онкологического диспансера), доставив великое утешение и радость многим больным, сообщает пресс-служба Курской епархии.
«Куряне искренне надеются, что в следующим году святой образ вновь прибудет к месту своего обретения. А все самое доброе и светлое, что приносит нам со своим приходом Пречистая Богородица в своей иконе, останется в наших душах и сердцах, поможет нам жить и трудиться, преодолевая трудности и скорби», — заключил митрополит Герман.
Русская линия
Событие государственного масштаба
В Петербурге прошли юбилейные торжества, посвященные преподобному Сергию Радонежскому
Оно было совершено от железнодорожной станции Сергиево, которой несколько лет назад усилиями верующих было возвращено это историческое название. Именно отсюда в былые времена паломники шли в обитель на поклонение игумену земли русской. Крестоходцы пели величание преподобному, «Воскресение Христово видевше», «Спаси, Господи, люди Твоя», «Богородице Дево, радуйся!».
На центральной площади монастыря собрались тысячи богомольцев. Те, кто не смог попасть в храм преподобного Сергия Радонежского, следили за богослужением по экрану, сообщает сайт Петербургской митрополии.
Перед его началом к верующим обратился заместитель председателя оргкомитета торжеств, ректор СПбПДА архиепископ Петергофский Амвросий. Он поздравил всех с главным событием в череде празднований юбилейной даты: «Главного именно потому, что оно сосредоточено на молитвенном порыве людей, которые пришли почтить великого святого Русской земли. В течение всего года 700-летия со дня рождения величайшего сына нашей земли прошел ряд значимых мероприятий. Все это требовало сил, энергии, единения, взаимопомощи. Сегодня, предваряя наше молитвенное обращение к Небесному Отцу, хотелось бы напомнить о человеке, благодаря которому взаимодействие между светской властью и Церковью было конструктивным, благотворным, добрым и искренним. Это событие мы отмечаем как событие государственного масштаба».
В качестве видимого знака благодарности светским властям владыка вручил председателю оргкомитета празднований вице-губернатору Василию Кичеджи награду СПбПДА — медаль святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. На ней выгравированы удивительные слова любимого ученика Христа: «Кто делает добро, тот от Бога».
В ответном слове Василий Кичеджи поблагодарил владыку от имени губернатора и администрации города: «Поздравляю вас с государственным и народным праздником — 700-летием преподобного Сергия Радонежского. Он был не просто игумен, он был человек, который помогал государству Российскому, внес в его становление важную лепту. Мы живем в трудные времена, но всегда в Российском государстве появлялись люди, которые своими примером и силой показывали, как жить и куда идти, объединяли людей, подчеркиваю — всех-всех. Хочу всем пожелать добра и помнить о том, что капля добра иссушает моря зла. И, конечно же, любви к семье, друг другу».
Богослужения были совершены одновременно во всех действующих храмах монастыря: в храме преподобного Сергия Радонежского архиепископу Петергофскому Амвросию сослужили архиепископ Сурожский Елисей, епископы Бобруйский и Быховский Серафим, Армавирский и Лабинский Игнатий с сонмом духовенства. В храме святителя Григория Богослова службу возглавил епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, в храме мученицы Зинаиды — протоиерей Павел Кудряшов. Также богослужения совершались в надвратном братском храме мученика Саввы Стратилата и в недавно восстановленном храме святого мученика Валериана, где Божественная литургия служилась впервые (ее возглавил епископ Царскосельский Маркелл).
Причастников оказалось так много, что несколько святых чаш были вынесены на площадь. Духовенством со сводным хором духовных школ здесь был соборно отслужен молебен преподобному Сергию. Владыка Амвросий зачитал обращение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия к участникам юбилейных торжеств.
Торжества продолжились концертом духовной музыки с участием церковных хоров.
Русская линия
В России могут быть введены новые антитабачные меры
Государственная Дума предлагает запретить курение на автобусных остановках и в подземных переходах
Российские власти намерены продолжить активную борьбу с пагубной привычкой табакокурения в России — наша страна пока занимает одно из первых мест по распространённости этого порока в мире. На этот раз депутаты предлагают запретить курить на остановках общественного транспорта, в подземных и наземных переходах. При этом некоторые эксперты также призывают внедрить в стране комплексную медицинскую программу по отказу от курения, сообщает «Российская газета».
Антитабачный закон, принятый ранее, запретил людям, страдающим этим пороком, курить на детских площадках, платформах, в транспорте, кафе, ресторанах и других общественных местах. Однако, по мнению авторов законопроекта, внесенного накануне в Госдуму, этот список следует продолжить, включив в него остановки и переходы. Ведь именно там российских граждан травят дымом, превращая их в пассивных курильщиков.
Документ подготовлен «для конкретизации отдельных положений действующего закона, что обусловлено высокой распространенностью курения и связанными с этим негативными медицинскими и демографическими последствиями».
Вместе с тем, некоторые эксперты отмечают, что в России пока плохо соблюдается и ранее принятый антитабачный закон, хотя курящих людей в электричках и в общественных местах стало уже значительно меньше, чем было раньше.
По мнению руководителя федерального проекта «Трезвая Россия» Султана Хамзаева, российским властям надо не только запрещать табакокурение, но и задумываться над созданием комплексной медицинской программы по отказу от курения в России. Первый шаг в этом направлении уже сделан: в поликлиниках появляются кабинеты помощи по отказу от курения.
Не исключено, что уже в ближайшее время в российском обществе сформируется крайне отрицательное отношение к этой дурной привычке, наподобие наркозависимости или алкоголизма. А это уже само по себе может заставить многих россиян переосмыслить своё отношение к табаку и постараться отказаться от этого дурного пристрастия. Когда курильщику будет стыдно признаться в своём недуге в обществе, никто не станет афишировать его и на улице.
Русская линия
Исламский фундаментализм продолжает свою экспансию в России
В Генпрокуратуре РФ считают, что основным «рассадником» экстремистов в нашей стране являются зарубежные исламские учебные заведения
По мнению В. Гриня, отъезд молодежи из России для получения религиозного образования за границей может быть связан со слабой конкурентоспособностью религиозных учебных заведений, находящихся в России. «Зарубежные исламские учебные заведения не только располагают значительными средствами из благотворительных пожертвований, но и пользуются прямой государственной поддержкой этих стран», — сказал В.Гринь. Со ссылкой на данные МВД и ФСБ он сообщил, что в иностранных государствах уже получили образование и обучаются в настоящее время несколько тысяч российских граждан.
«Между тем, как показывает анализ, указанные лица нередко становятся не только активными идеологами религиозного экстремизма, но и привносят свои радикальные проповеди, совершенно отличные, не характерные для нашей страны, в нормы социального, межкультурного общения, общегражданского поведения, что является дополнительным фактором межэтнической напряженности», — цитирует В. Гриня Интерфакс. В этой связи замгенпрокурора считает, что актуальными являются вопросы поддержки отечественного религиозного образования, государственного контроля и надзора в данной сфере.
В.Гринь назвал одной из основных причин экстремизма в России проблемы как внешней, так и внутренней миграции. «Анализ показывает, что определяющим фактором, влияющим на распространение экстремистских настроений в России, по-прежнему является увеличение числа выходцев из южных регионов России в экономически более развитые и стабильные области страны, а также малоконтролируемые миграционные потоки из стран СНГ», — отметил замгенпрокурора. По его словам, большое количество приезжих, их экономическая активность, фактически замещение целых сегментов на рынке труда, в сферах торговли и услуг «приводит к усилению мигрантофобии в обществе».
Кроме этого, сказал В. Гринь, «пренебрежительное отношение мигрантов к местным обычаям и традициям является нередко оскорбительным для коренного населения поведением и провоцирует нарастание межэтнических противоречий».
Русская линия
Очередная попытка захвата храма канонической Церкви на Украине
Молодчики с битами из «Киевского патриархата» требуют передать им храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в Бориспольской епархии
11 октября 2012 года в городе Переяслав-Хмельницкий на Украине решится судьба очередного храма канонической Украинской Православной Церкви, который силой пытаются захватить раскольники из т.н. «Киевского патриархата». На эту дату местный мэр Т. Костин назначил голосование жителей микрорайона Борисовка по вопросу изъятия храма святых благоверных князей Бориса и Глеба у Бориспольской епархии УПЦ в пользу раскольников, сообщает официальный сайт УПЦ.
История с захватом храма начала разворачиваться 5 октября, когда к церкви прибыли неизвестные лица, одетые в камуфляжную форму и с бейсбольными битами. Во главе с депутатами городского совета Н. Сиворко, В. Левченко и А. Салобай нападавшие срезали замки с церковных дверей, и, ударив в церковные колокола, заблокировали вход в храм.
Молодчики с угрозами оттеснили от храма настоятеля протоиерея Анатолия Михневича и сорвали с его головы скуфью. Отец настоятель сообщил об инциденте в милицию, которая выставила охрану у дверей храма. Благочинный, духовенство благочиния и верующие Бориспольской епархии немедленно прибыли к месту происшествия, где установили дежурство.
Требования захватчиков, которые вообще не имеют никакого отношения к жизни религиозной общины, были следующие: отстранение настоятеля храма и переход общины и храма в раскол к «Киевскому патриархату». При этом представители духовенства «КП» одобрительно созерчали за действиями нападающих.
Приехавшие к храму местные власти фактически поддержали захватчиков и назначили дату голосования по судьбе храма жителей всего микрорайона, а не членов общины.
Русская линия
Место русской трагедии и славы
На греческом острове Лемнос прошли Русские дни
Как известно, в 1770 году русский флот под командованием графа Алексея Григорьевича Орлова отбил остров Лемнос у турок и использовал его в качестве военной базы. Страдавшие под игом османов православные греки — основное население острова — с воодушевлением приветствовали приход единоверных славян и даже рассматривали вопрос о том, чтобы стать российскими подданными. Но после ухода русского флота на остров вернулись турки и начали свирепствовать с еще большей силой.
В 1807 году между берегами Лемноса и полуострова Афон произошло историческое сражение русского и турецкого флотов, получившее название «Афонского». Тогда русским флотом командовал вице-адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин.
Во время Первой мировой войны здесь разворачивался средиземноморский театр боевых действий, чему посвящена международная конференция, проходящая в рамках русских дней на Лемносе. Мероприятие приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны.
После трагических событий 1917 года остров Лемнос стал местом изгнания тысяч русских людей, переживших трагедию крушения православной императорской России. Более 30 тысяч человек — кубанские, донские, терские и астраханские казаки, казачьи корпуса генерала Врангеля, офицеры и солдаты Белой армии, гражданские беженцы, — прошли через Лемнос. Многие из них навсегда остались на греческом острове. Усугубляет трагедию Лемноса то, что здесь более 80 детских могил.
В рамках памятных дней состоялось возложение венков и цветов к памятникам греков-борцов за свободу Греции и к памятнику русским морякам эскадр графа Орлова и вице-адмирала Сенявина. Праздник продолжился концертом ансамбля «Живая память» и хора Заиконоспасского монастыря.
В субботу, 27 сентября, на праздник Крестовоздвижения, Божественную литургию совершил высокопреосвященнейший Кирилл, митрополит Ставропольский и Невинномысский, при большом стечении жителей острова и паломников. Российскую делегацию возглавлял председатель общества памяти императорской гвардии князь Александр Александрович Трубецкой.
В воскресенье, 28 сентября, была совершена Божественная литургия в Благовещенском соборе города Мудрос. Гости посетили Архангельский собор, переданный для совершения богослужений русским воинам во время лемносского сидения, возложили венки на союзническом кладбище города к могилам Белых казаков, здесь покоящихся. В мероприятиях приняли участие представители Русской на Афоне Свято-Пантелеимоновой обители.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, мы вспоминаем видного правого деятеля профессора Н.Д.Сергеевского и генерала М.К.Дитерихса
Сегодня день памяти видного государственного и общественного деятеля, первого председателя Русского окраинного общества профессора Николая Дмитриевича Сергеевского, скончавшегося 25 сентября 1908 г.
Он родился 4 октября 1849 г. в Псковской губернии в дворянской семье. Окончив юридический факультет С.-Петербургского университета (1872), Сергеевский был оставлен на кафедре уголовного права для приготовления к профессорскому званию. После успешной защиты диссертации ученый занимал профессорские должности в Демидовском и Александровском лицеях, в Военно-юридической академии и Петербургском университете. С 1895 г. Сергеевский служил статс-секретарем Государственного Совета и управляющим отделением Свода Законов Государственной Канцелярии, состоял членом ряда комиссий преимущественно по финляндским делам и инородцам и в марте 1903 г. был удостоен Высочайшей благодарности «за участие в законодательных трудах по преобразованию финляндского управления». В 1904 г. Сергеевский был произведен в тайные советники, назначен сенатором.
Однако уже весной 1905 г., встретив сопротивление среди сановников при отстаивании русских интересов в Финляндии, Сергеевский подал в отставку, вернувшись к государственной службе, осенью 1907 г. по личному приглашению П.А.Столыпина. В 1906 г. он был назначен членом Государственного Совета, в котором вошел в правую группу. В том же году Сергеевский принял участие в создании газеты «Окраины России», позже регулярно помещая в ней свои материалы. На свои личные средства он основал книжную серию «Библиотека «Окраин России», в которой публиковал работы, посвященные окраинным вопросам. Являясь членом Русского собрания, Сергеевский всегда выступал противником сепаратистских устремлений инородцев. В одной из своих статей Сергеевский писал: «Пора остановить безумное разрушительное стремление людей, ослепленных ложью модных космополитических учений. Пора оградить достоинство и права русского народа и русских, где бы они ни жили. Пора русским воскликнуть: не дадим и не отступим! Пора сознать инородцам, что только в единстве, крепости и силе России защита и спасение их, слабых племен от других, сильных, и что только в единении с русским народом и под мощным кровом Русской Державы их будущее, их действительно народное развитие».
В конце 1907 г. совместно с профессором А.С.Будиловичем и генералом А.М.Золотаревым, Сергеевский выступил инициатором создании Русского окраинного общества, призванного бороться с окраинным сепаратизмом, а в начале 1908 г. — был избран его председателем. Однако управлять делами общества Сергеевскому пришлось чуть более полугода — в сентябре 1908 г. он скончался от закупорки мозговой артерии. Похоронен ученый-патриот на Смоленском кладбище С.-Петербурга.
Сегодня мы также вспоминаем видного военного и государственного деятеля, правителя Приамурского края генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса, скончавшегося в изгнании в 1937 года.
Он родился 5 апреля 1874 г., в пятницу Светлой седмицы, в Санкт-Петербурге. По достижении двенадцати лет был зачислен в воспитанники Пажеского Его Императорского Величества Корпуса. Отслужив три года в Туркестане, в 1897 г. поступил в Николаевскую Академию Генерального Штаба. Участвовал в русско-японской войне, по окончании войны произведен в подполковники. В это время Дитерихс был удостоен чести стать воспреемником от купели долгожданного Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. С началом Первой мировой войны служил на штабных должностях на Юго-западном фронте, разрабатывал план знаменитого контрнаступления, вошедшего затем в историю под именем «Брусиловского прорыва». В мае 1916 г. назначен командиром 2-й Особой бригады на Салоникском фронте (бригада входила в состав межсоюзнических воинских контингентов, сформированных специально для действий на Балканах). В начале июля 1917 г. Дитерихса вызвали в Россию. Он вернулся в страну, опьяненную дурманом свободы, где считалось, что воинская дисциплина — пережиток «старого режима». После провала корниловского выступления начальником штаба Ставки стал сослуживец Дитерихса по Юго-западному фронту генерал-лейтенант Н.Н.Духонин, а Дитерихс был назначен к нему генерал-квартирмейстером Ставки. Во время разгрома Ставки матросами и убийства Духонина Дитерихс укрылся во французской военной миссии, что спасло ему жизнь.
В ноябре 1917 г. он принял должность начальника штаба Чехословацкого корпуса, сыграли роль моравские корни рода Дитерихса. В июне 1918 г. он прибыл во Владивосток, здесь в ответ на враждебные действия совдепа чехи 29 июня свергли советскую власть, Дитерихс развернул наступление на запад по линии Транссиба. 31 августа он соединился с чехами, наступавшими из Забайкалья. В ноябре 1918 г. был создан Западный фронт и Дитерихс до середины февраля 1919 г. был начальником штаба фронта. 17 января 1919 г. адмирал А.В.Колчак поручил ему «общее руководство по расследованию и следствию по делу об убийстве на Урале Членов Августейшей Семьи и других Членов Дома Романовых». Участие в расследовании Цареубийства укрепило Дитерихса в убеждении, что Гражданская война есть не просто противостояние белых и красных, а противостояние Христа и Антихриста, которая должна идти под знаменем Православной Веры. Не случайно штабной вагон генерала был украшен многочисленными иконами. Летом 1919 г. Колчак назначил Дитерихса главнокомандующим армиями Восточного фронта. 1 сентября Дитерихс начал последнее наступление Восточного фронта — «Тобольскую операцию», которая, начавшись успешно, завершилась из-за отсутствия достаточных резервов и несогласованности действий разгромом и отступлением белых. В ноябре Дитерихс был отправлен в отставку, он уехал в Харбин. Главным делом теперь стало для него сохранение материалов об убийстве Царской Семьи, здесь Дитерихс написал свой знаменитый труд «Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале» (книга издана в 1922 г. во Владивостоке).
8 июня 1922 г. он прибыл во Владивосток, где началась подготовка к созыву Земского Собора, последнему в истории России. Земский Собор проходил с 23 июля по 10 августа, на нем было принято историческое решение, что «права на осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых». Впервые белые выступили под монархическими знаменами. Дитерихс почти единодушно был избран временным правителем Приамурского края. Новое государственное образование просуществовало недолго, силы были неравными, «союзники"-японцы, уходя, отказались передать белым оружие и боеприпасы, местные торгово-промышленные круги отказали в денежных субсидиях. 26 октября 1922 г. Владивосток — последний оплот Русской Государственности — был оставлен белыми войсками.
В эмиграции Дитерихс жил в Шанхае, был председателем Дальневосточного отдела Русского Общевоинского Союза (РОВС). Он не признал манифест великого князя Кирилла Владимировича, связывал надежды с молодыми представителями Династии Романовых. В Шанхае он работал в должности главного кассира франко-китайского банка, оказывал поддержку «Обществу распространения русской национальной и патриотической литературы», на его пожертвования издан труд профессора С.С.Ольденбурга «История Царствования Императора Николая II», его попечениями была устроена домовая церковь. В последние годы жизни из-за усиливающейся болезни легких не мог уже руководить отделом РОВС. На его могиле установили каменный крест в старорусском стиле с лампадкой, но в разгар «культурной революции» кладбище было уничтожено и на его месте построены жилые дома.
Сегодня также, в день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца (1392), свой праздник отмечал Марковск. Участие в расследовании Цареубийства укрепило Дитерихса в убеждении, что Гражданская война есть не просто противостояние белых и красных, а противостояние Христа и Антихриста, которая должна идти под знаменем Православной Веры. Не случайно штабной вагон генерала был украшен многочисленными иконами. Летом 1919 г. Колчак назначил Дитерихса главнокомандующим армиями Восточного фронта. 1 сентября Дитерихс начал последнее наступление Восточного фронта. ий полк
Русская линия
В Свято-Троицкой Сергиевой лавре начались торжества по случаю дня памяти преподобного Сергия
7 октября 2014 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре начались торжества по случаю дня преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Об этом информирует служба коммуникаций ОВЦС.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Троицком соборе малую вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Павел; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; наместник Троице-Сергиевой Лавры, председатель Учебного комитета, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений; председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, благочинный Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Павел (Кривоногов), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов), духовенство.
Далее Его Святейшество возглавил служение в Троицком соборе всенощного бдения.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил всенощное бдение в Духовском храме Лавры.
Владыке Илариону сослужили епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Россошанский и Острогожский Андрей, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий.
Русская линия
В Якутске открыта мемориальная «Келья святителя Иннокентия»
6 октября 2014 года в Якутске широко отмечался день памяти святителя Иннокентия Московского, апостола Сибири и Америки. Празднование началось Божественной Литургией в Спасском мужском монастыре — именно в этом месте жил святитель в годы своего служения в Якутии в 1852—1859 годах. Об этом сообщает «Православная Якутия».
Богослужение возглавил епископ Якутский и Ленский Роман, и впервые в истории возрожденной обители литургия совершалась на якутском языке.
«Для всей Русской Православной Церкви нет более выдающегося миссионера и просветителя, чем святитель Иннокентий. Для всей Якутии нет более значимого духовного лица, чем святитель Иннокентий, — сказал владыка в проповеди. — Собравшись здесь и совершив литургию на якутском языке, мы сделали приятное не только коренным жителям Якутии, но и богоугодный подарок самому святителю. Основанием всей его проповеди было стремление донести до каждого человека, живущего на этих бескрайних просторах, Слово Божье и молитву на родном языке».
После богослужения духовенство и миряне прошли крестным ходом в братский корпус, где состоялось торжественное открытие мемориальной «Кельи святителя Иннокентия». Накануне вечером перед красным углом в келье епископ Роман совершил первый молебен святителю.
В небольшой комнате собраны вещи, связанные с эпохой и личностью великого миссионера, причем экспозиция будет пополняться. По словам епископа Романа, келья создана для людей, желающих приблизиться к образу святителя Иннокентия через визуальные представления. «Надеемся, что эта комната станет духовной частью музея истории и культуры народов Севера, который соседствует с нашим монастырем», — отметил архиерей.
Первую экскурсию по келье провела Тамара Викторовна Захарова, заведующая архивом-библиотекой Якутского епархиального управления, преподаватель Якутской Духовной Семинарии.
В этот же день состоялось открытие выставки, посвященной святителю Иннокентию, в музее истории и культуры народов Севера. Экспозиция «Свет истины несущий людям. Иркутские страницы земной жизни святителя Иннокентия» представлена Иркутским областным краеведческим музеем.
Русская линия
Епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил освящение памятника преподобному Сергию Радонежскому на главной площади Югорска
4 октября 2014 года епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел возглавил Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского г. Югорска (Ханты-Мансийский автономный округ) и совершил освящение памятника Преподобному на главной площади города. Об этом сообщает пресс-служба Ханты-Мансийской епархии.
Монумент установлен в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия по инициативе прихода Сергиевского храма и руководства Югорска.
Памятник высечен из белого мрамора с месторождения Коелги Челябинской области. Такой же мрамор использовался при отделке кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве.
Преподобный Сергий изображен со свитком в руках с надписью «Любовию и единением спасемся».
В своем слове на освящении памятника епископ Павел поблагодарил создателей и благотворителей проекта и выразил надежду, что он послужит напоминанием о русской традиции святости и станет символом идеи единства.
Русская линия
В 40-ю годовщину со дня смерти Василия Шукшина на месте его кончины в станице Клетской Волгоградской области совершено заупокойное богослужение
2 октября 2014 года, в 40-ю годовщину со дня смерти выдающегося актера, режиссера, писателя Василия Макаровича Шукшина, на Шукшинском утесе в станице Клетской Волгоградской области была совершена лития. Об этом сообщает Патриархия.Ru.
Богослужение возглавил настоятель Свято-Никольского храма станицы Кременской Клетского благочиния Калачевской епархии игумен Руфин (Иванов), сообщает епархиальный сайт. Об упокоении души раба Божиего Василия молились прихожане храма Живоначальной Троицы станицы Клетской Клетского благочиния.
На литии также присутствовали руководители районной и поселковой администраций, жители станицы. Из столицы почтить память В.М. Шукшина прибыла группа артистов, возложивших цветы к памятнику артисту.
По реке Дон был спущен венок памяти Василия Макаровича.
Василий Макарович Шукшин скончался в возрасте 45 лет 2 октября 1974 года на теплоходе «Дунай» у станицы Клетская в период съемок фильма «Они сражались за Родину». Был похоронен 7 октября в Москве на Новодевичьем кладбище.
Русская линия
Архангельская епархия организует для беременных тренинг по отказу от табака и алкоголя
Цикл занятий для беременных по отказу от употребления табака и алкоголя пройдет в Архангельске. Тренинги состоятся на базе Епархиальной воскресной школы (ул. Ильинская, д.3) с 1 по 10 ноября, начало в 18.00. Об этом сообщает пресс-служба Архангельской епархии.
Куратор проектов епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Татьяна Рихтер пояснила, что на занятия приглашаются не только женщины в положении, но и те, которые пока лишь планируют стать мамами. «Цикл основан на концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, современных данных в области психологии беременности и методе антиалкогольной работы Геннадия Шичко», — отметила Татьяна Рихтер.
Организаторы курсов — архангельское приходское общество трезвости во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также Общественный факультет ментального здоровья Северного государственного медицинского университета (СГМУ).
В настоящее время в епархии уже реализуется проект для беременных «Школа материнской любви», где будущих мам учат любви к ребенку. Для тех же, кто употребляет алкоголь и курит, требуется отдельная, более углубленная программа.
«По даннам опросов СГМУ, сегодня в регионе 40% беременных курят, 25% употребляют алкоголь», — сообщила Татьяна Рихтер.
Занятия бесплатные. Количество мест ограничено. Запись по телефону: 8 909 550 5948 — Рихтер Татьяна Сергеевна.
Русская линия
Завершился конкурс проектов оформления внутреннего убранства собора свят. Саввы в Белграде
6 октября 2014 года в Российской академии художеств состоялось заседание жюри конкурса проектов оформления внутреннего убранства собора святителя Саввы в Белграде, сообщает служба коммуникаций ОВЦС. Сопредседателями конкурсной комиссии являются председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и первый вице-премьер, министр иностранных дел Республики Сербия И. Дачич.
Перед началом заседания митрополит Иларион и И. Дачич в сопровождении народного художника России Н.А. Мухина ознакомились с размещённой в выставочных залах Галереи Зураба Церетели экспозицией конкурсных работ, после чего возглавили заседание конкурсной комиссии в Белом зале Академии.
С российской стороны в заседании приняли участие народный художник СССР, президент Российской академии художеств З. К. Церетели, народный художник Российской Федерации, член Президиума РАХ Н.А. Мухин, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры России С.М. Апфельбаум, главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ доктор искусствоведения И.Л. Бусева-Давыдова, вице-президент РАХ, ректор Московского государственного академического художественного института имени Сурикова А.А. Любавин, начальник Отдела изобразительного искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры России М. Ю. Спаржина, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь отделения живописи РАХ Е.Н. Максимов.
В заседании приняли участие члены конкурсной комиссии с сербской стороны, а также гости из-за рубежа: митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем Престоле епископ Моравичский Антоний, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Сербия в Российской Федерации С. Терзич, советник Президента Республики Сербии Р. Павлович, главный зодчий храма святителя Саввы Сербского в Белграде профессор В. Милованович, профессор богословского факультета Белградского государственного университета доктор Н. Милошевич, профессор Академии художеств в Белграде доктор М. Лазович, директор Центра «Энцио Алети» (Рим) М. Рупник, протоиерей Стаматис Склирис (Элладская Православная Церковь).
Митрополит Волоколамский Иларион в своём слове подчеркнул значение российского участия в проекте благоукрашения собора святителя Саввы в Белграде для развития традиционно братских отношений между Русской и Сербской Православными Церквами и окормляемыми ими народами.
«Сегодня мы с вами собрались для принятия важного решения, которое на многие годы вперед определит ход работ по оформлению внутреннего убранства храма святого Саввы на Врачаре, − сказал, в частности, митрополит Иларион. − Хотел бы отметить, что речь идет о проекте огромного масштаба − пятнадцати тысячах квадратных метров мозаики. Собор святого Саввы — это величественное здание, самый крупный православный храм на Балканах. Он строился в течение многих десятилетий. Сейчас мы стоим перед задачей украсить интерьер храма мозаиками в традиционном византийско-сербском стиле. Хотел бы сказать, что у Российской академии художеств и у Русской Православной Церкви накоплен очень большой опыт взаимодействия. Одним из памятников этого взаимодействия является Храм Христа Спасителя в Москве, который мы можете посетить и увидеть, как решено внутреннее его пространство. Но, думаю, перед нами стоит задача еще большего масштаба, потому что речь идет не о росписях, а о мозаиках».
Далее Владыка Иларион поделился с членами жюри своим мнением о представленных проектах.
Сопредседатель жюри с сербской стороны И. Дачич с благодарностью отметил помощь Русской Православной Церкви и Российского государства в реализации проекта внутреннего убранства храма святого Саввы в Белграде. Дав высокую оценку значению этого исторического проекта, он пожелал присутствующим успеха в его успешной реализации.
Со словами благодарности в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента Российской Федерации В.В. Путина выступил митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, передавший участникам заседания благословение Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Иерарх Сербской Православной Церкви отметил особое значение храма, в котором выражена соборность Церкви и отражён глубокий христианский опыт сербского народа.
В завершение заседания конкурсной комиссии состоялось голосование. Членами жюри было принято решение первую премию присудить двум проектам, один из которых подготовлен Московским международным фондом содействия ЮНЕСКО под руководством академиков Российской академии художеств, а другой — Стенописной мастерской при Свято-Елисаветинском монастыре в Минске. Первый из этих проектов решено отдать в детальную разработку с тем, чтобы на этапе реализации к нему подключились также авторы второго проекта.
По окончании заседания президентом Российской академии художеств З. К. Церетели был дан обед в честь его участников.
Русская линия
Основан Миссионерский отдел Сербской Православной Церкви
Синод Сербской Православной Церкви принял решение об основании Миссионерского отдела, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на официальный сайт Сербской Патриархии.
«Принимая во внимание миссионерские потребности нашей поместной Церкви, новые виды миссии, появившиеся в XXI веке, и учитывая вызовы, с которыми Православное Христианство встречается в современном мире, по предложению митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, Архиерейский Синод принял решение основать Миссионерский отдел Сербской Православной Церкви», — говорится в официальном сообщении Синода.
Контроль на деятельностью Отдела возложен на епископа Рашско-Призренского Феодосия как члена Архиерейского Синода, ответственного за ведение миссионерской деятельности. По предложению епископа Феодосия в постоянный состав Отдела будут включены священники, иеромонахи, преподаватели «Закона Божия» и миряне, которые на протяжении двадцати лет особенно выделились в миссионерской деятельности. Также решено включить в качестве отделений Отдела самые успешные миссионерские структуры, уже действующие на канонической территории Сербской Православной Церкви. Планируется своевременно оповещать общественность о деятельности нового Миссионерского отдела.
Русская линия
В Дюссельдорфе почтили память новопреставленного архиепископа Лонгина
3 октября 2014 года, на сороковой день после кончины архиепископа Клинского Лонгина, в ставропигиальном храме Покрова Пресвятой Богородицы в Дюссельдорфе при Постоянном представительстве Русской Церкви в Германии была совершена Божественная литургия и панихида по новопреставленному иерарху. Об этом информирует служба коммуникаций ОВЦС.
Богослужение возглавил благочинный Западного благочиния Берлинской епархии Русской Православной Церкви архимандрит Иосиф (Пустоутов). Ему сослужили ректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев) и клирики Покровского храма.
По завершении богослужения архимандрит Иосиф рассказал верующим о жизни владыки Лонгина, в течение двух десятилетий являвшегося представителем Русской Православной Церкви в Германии, и поделился личными воспоминаниями о нем. Затем состоялась поминальная трапеза.
В тот же день на могиле архиепископа Лонгина на кладбище района Иппендорф города Бонна также была совершена панихида, сообщает пресс-служба Постоянного представительства Русской Православной Церкви в Германии. Поминальную службу возглавил игумен Евфимий (Моисеев).
Русская линия