Русская линия
<< Полная сводка новостей от 20 сентября 2014 >>

Сделан ещё один шаг на пути к миру на востоке Украины
На переговорах в Минске представители Киева, Луганска и Донецка согласовали девять пунктов по прекращению огня

Участники минских переговоров по прекращению войны на востоке Украины19 сентября 2014 года в Минске состоялся очередной раунд переговоров между представителями Киева, Донецка и Луганска при посредничестве России и ОБСЕ. Как и прежде в переговорах приняли участие второй президент Украины Леонид Кучма, премьер-министр ДНР Александр Захарченко, глава ЛНР Игорь Плотницкий, спецпредставительница ОБСЕ Хайди Тальявин и посол России на Украине Михаил Зурабов, сообщает УНИАН.

В результате переговоров, украинские власти и самопровозглашенные республики договорились прекратить огонь и наступательные операции, остановившись на линии соприкосновения, которую они занимали в пятницу, 19 сентября. При этом вопрос статуса республик пока не обсуждался.

Меморандум, подписанный в ночь на субботу, насчитывает девять пунктов:

1. Прекращение применения оружия считается общим.

2. Остановка подразделений и воинских формирований сторон на линии соприкосновения по состоянию на 19 сентября.

3. Запрет на применение всех видов оружия и ведения наступательных действий.

4. В течение суток с момента принятия данного меморандума отвод средств поражения калибром свыше 100 миллиметров от линии соприкосновения на расстояния не менее 15 километров с каждой стороны, в том числе из населенных пунктов, что дает возможность создать зону прекращения применения оружия шириной не мене 30 километров — зоны безопасности.

5. Запрет на размещение тяжелого вооружения и тяжелой техники в районе, ограниченном определенными населенными пунктами.

6. Запрет на установку новых минно-взрывных инженерных заграждений у границы зоны безопасности, обязательства на снятие ранее установленных минно-взрывных заграждений в зоне безопасности.

7. Запретить полеты авиации и иностранных летательных аппаратов, кроме аппаратов ОБСЕ над зоной безопасности.

8. Развертывание в зоне прекращения применения оружия мониторинговой миссии ОБСЕ в составе группы наблюдателей организации в течение суток с момента принятия данного меморандума. Вышеуказанную зону целесообразно разделить на сектора, количество границ которых согласовать в ходе подготовки к работе мониторинговой группы наблюдательной миссии ОБСЕ.

9. Вывод всех иностранных наемников из зоны конфликта как с одной, так и с другой стороны. Стороны также решили продолжить обмен военнопленными.

Кроме заявления о перемирии стороны продолжат обмен пленными «всех на всех», а также предпримут ряд политических мер, в частности Украина должна амнистировать ополченцев, принять закон об особом статусе ряда районов Донбасса и восстановить регион.

Сравнивая договоренности начала и конца сентября, лидеры ополченцев рассчитывают на устойчивость второго, сообщает РИА Новости.

«Когда мы подписывали договор 5-го числа, там были общие положения, без привязки к конкретике именно по артиллерийским орудиям. (Согласование параметров перемирия) позволит, надеюсь, прекратить огонь более качественно, это и есть основная гарантия. Надеюсь, что это произойдет все-таки лучше, чем те договоренности, которые были достигнуты (5 сентября)», — сказал премьер «Донецкой республики» Александр Захарченко.

Премьер «Луганской республики» Игорь Плотницкий согласился, что в Минске «время потрачено не зря». «Минским меморандумом поставлена очередная точка. Как вы знаете, 5 сентября стороны согласовали перемирие. Нужно сказать, были нарушения. Но сегодня меморандум поставит точку, произойдёт полное прекращение огня. Мы считаем, что подписание меморандума даст шанс для всех жить нормально и чувствовать себя в полной безопасности», — сказал он.

Между тем, в пятницу возможный статус Донбасса не обсуждался, рассказал Плотницкий. Премьер ДНР пояснил, что это сложный вопрос, обсуждение которого может затянуться.

«На переговорах не стоит вопрос, останутся ли они („республики“) в составе Украины. Он не обсуждался. У нас есть своё мнение, у правительства Украины своё мнение. То есть мы как придерживались, так и придерживаемся позиции, которую занимали ранее. Каждый из нас по-своему понимает закон об особом статусе этих территорий. Поэтому здесь вопросы тоже ещё для переговоров, которые год ещё будут, чтобы никаких больше вопросов не возникло», — сказал Захарченко.

При этом он заявил, что обсуждать украинский закон о статусе Донбасса пока рано, хотя назвал его признанием своей республики. «Как закон будет принят, так и будем обсуждать. Закон об особом статусе — это и есть признание нашей независимости», — сказал Захарченко. Предусмотренное в законе проведение в регионе местных выборов он отверг сразу: «выборов Украины на территории Донецкой народной республики не будет, никаких».

Русская линия


Патриарх Кирилл: Русская Православная Церковь должна противостать засилью сектантов на Дальнем Востоке
В Москве состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета

Заседание Высшего церконого совета РПЦ, 19 сентября 2014 годаСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая 19 сентября 2014 года очередное заседание Высшего Церковного Совета, заявил о необходимости активизации миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в регионах, сообщает Патриархия.Ru.

«Последняя моя поездка на Дальний Восток вновь дала очень много материала для размышлений о состоянии нашей миссионерской работы и понимания приоритетности темы миссии в повестке дня Русской Православной Церкви», — подчеркнул Святейший Патриарх.

Рассказывая о своей дальневосточной поездке, Предстоятель Русской Церкви отметил, что и в дореволюционное время в силу объективных причин развитие православной миссии на Дальнем Востоке было затруднено. К тому же, некоторые регионы Дальнего Востока вошли в состав России только в середине XIX века, и строительство храмов и монастырей шло здесь не так активно, как в других регионах.

По словам Его Святейшества, нигде в нашем Отечестве религиозная жизнь не пострадала так, как на Дальнем Востоке. Долгие годы восточнее Иркутска был только один храм во Владивостоке и один небольшой приход в Якутске. «Другими словами, люди жили без всякого окормления, я уже не говорю о научении вере», — добавил Святейший Владыка.

Когда же в 1990-е годы открылись новые возможности и начали восстанавливаться храмы, монастыри и духовные школы, основные силы ушли на возрождение Православия в столице, областных центрах и регионах в западной и центральной части страны.

На Дальнем Востоке в это время активно действовали «нетрадиционные религиозные группы, которые начали свою работу ещё нелегально в советское время и в отсутствие Русской Православной Церкви», напомнил Святейший Патриарх. В ситуации духовного вакуума эти организации очень сильно укрепились. «Все эти организации имели сильную поддержку из-за рубежа и у них было достаточно средств, стали появляться комфортные современные культовые здания при отсутствии православных храмов», — констатировал Предстоятель.

В настоящее время ситуация меняется к лучшему. «Сегодня у нас 17 архиереев на Дальнем Востоке, это все люди очень энергичные, целеустремленные. И за то короткое время, которое они там трудятся, уже очень многое сделано», — отметил Святейший Патриарх.

Первосвятитель рассказал вкратце о положении дел в некоторых епархиях: «Строительство 20 новых храмов на Камчатке практически решит проблему православных храмов на полуострове, по крайней мере, при нынешней демографической ситуации и при нынешнем расселении людей. Активно развивается программа строительства 30 храмов в Хабаровской епархии. Хорошие сдвиги в Биробиджанской епархии. Она очень небольшая, но динамичная, и народ там живет активный, и владыка сделал очень многое. Прекрасные церковные школы, приходы, епархиальная больница — реабилитационный центр имени целителя Пантелеимона».

«Но сделать нужно еще очень много, — продолжил Предстоятель. — Поэтому я бы попросил всех руководителей Синодальных отделов подумать о том, что по линии каждого отдела можно сделать для укрепления миссионерских усилий на Дальнем Востоке. Полагаю, что с нашей стороны потребуется очень детально проработанная программа».

Святейший Владыка проинформировал членов Высшего Церковного Совета о встрече с министром Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, высшими должностными лицами субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе и архиереями дальневосточных епархий. На встрече обсуждался комплекс религиозных, социальных и иных проблем, существующих на Дальнем Востоке. Было обращено также внимание и на положение малых народов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Святейший Патриарх Кирилл дал распоряжение подготовить к следующему заседанию Высшего Церковного Совета программный документ на основании результатов поездки на Дальний Восток и с учётом договоренностей, достигнутых на совместном заседании архиереев дальневосточных епархий и руководителей субъектов Российской Федерации в ДФО.

Русская линия


«Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая»
С 21 сентября по 4 октября икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная будет пребывать в России

Курско-Коренная икона Божией МатериС 21 сентября по 4 октября чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная будет находиться в России сообщает сайт Курской епархии. С 2009 года по установившейся традиции икона ежегодно прибывает к месту своего обретения в Курскую область для поклонения верующих.

21 сентября делегация РПЦЗ из Мюнхена доставит святыню в Воронеж, а затем 22 сентября — в Железногорскую епархию. 23 сентября икона будет доставлена в Курскую Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь.

24 сентября святыня будет находится в Коренной пустыни.

25 сентября по многовековой традиции икона крестным ходом будет перенесена из Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни в Знаменский кафедральный собор, где будет находиться до 4 октября.

1 октября с 10−30 до 17−00 чудотворный образ посетит медицинские учреждения Курска.

4 октября после Божественной литургии в Знаменском кафедральном соборе состоится прощание со святыней.

Программа крестного хода 25 сентября с чудотворной иконой «Знамение» Божией Матери Курская-Коренная из Коренной пустыни в Знаменский монастырь Курска:

07−00 Божественная литургия в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

10−00 Начало крестного хода из монастыря.

11−30 Подход крестного хода к церкви с.Тазово. Отдых.

12−30 Выход из села Тазово.

13−00 Подход крестного хода к д.Жерновец.

14−30 Начало движения крестного хода от Введенского храма г. Курска.

16−00 Молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной на площади у Знаменского собора.

С 25 сентября по 4 октября. поклонение чудотворной иконе Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной в Знаменском соборе будет организовано круглосуточно.

Русская линия


Иеромонах Флавиан (Митрофанов): «Храм живёт только тогда, когда в нём совершаются Богослужения»
В Череповце прошла научно-практическая конференция посвященная проблемам сохранения деревянных храмов Северо-Запада России

Преображенская церковь (Кижи)17 сентября в Художественном музее Череповца прошла научно-практическая конференция «Деревянное зодчество Северо-Запада России: проблемы сохранения и использования», сообщает сайт Череповецкого благочиния. В работе конференции приняли участие реставраторы, художники, краеведы, искусствоведы.

Основными направлениями работы конференции были: деревянное зодчество Северо-Запада России: история, традиции, специфика; история и перспективы сохранения памятников деревянного зодчества Северо-Запада; проблемы реставрации и использование памятников деревянного зодчества. Всего на конференции было заслушано 14 докладов.

Начальник Управления по делам культуры мэрии города Череповца выступивший на открытии форума, выразил уверенность, что уникальный памятник деревянного зодчества — церковь Успения Богородицы села Нелазское и другие уникальные храмы будут сохранены и обретут вторую жизнь и пожелал участникам конференции умной, плодотворной и деловой тональности в их работе.

С приветственным словом к собравшимся обратился благочинный Череповецкого округа иеромонах Флавиан (Митрофанов). Приведя слова Апостола Павла: «Вы — храмы Божии есть», священнослужитель заметил, что человек имеет и духовную, и физическую сущность, а деревянное зодчество — духовное выражение народа, его устремлённость к Небу: «Взирая на уникальные деревянные храмы, мы понимаем, чем жили наши предки, проникаемся величием того наследия, которое имел русский народ. Наш долг перед Богом — сохранить это величие на века. Храм живёт только тогда, когда в нём совершаются Богослужения. Будем заботиться о сохранении храмов, возобновлению в них литургической жизни и через это — к духовному возрождению нашего народа».

Русская линия


Архиепископ Сумский Евлогий: Многочисленные священнослужители и верующие Сумщины помнят и любят Блаженнейшего Митрополита Владимира как своего Правящего архиерея
Сумская епархия обратилась к властям с просьбой назвать одну из улиц города именем почившего Предстоятеля канонической Украинской Православной Церкви

Архиепископ Сумский и Ахтырский ЕвлогийАрхиепископ Сумский и Ахтырский Евлогий во исполнение решения Епархиального совета Сумской епархии от 4 сентября 2014 года обратился к главе города Сумы Александру Лысенко с ходатайством о наименовании одной из городских улиц в честь Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана).

Такое обращение было принято от имени всей полноты клириков и мирян Сумской епархии канонической Украинской Православной Церкви в связи с особым значением личности почившего Блаженнейшего Митрополита Владимира для сумчан, отмечается на официальном сайте Сумской епархии.

В обращении в частности, говорится:

«Доводим до Вашего сведения, что на заседании Епархиального совета Сумской епархии Украинской Православной Церкви от 04.09.2014 г. обсуждался вопрос увековечения памяти Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всей Украины Владимира (Сабодана), который почил о Бозе в текущем году.

Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан) руководил Сумской епархии в сане епископа с 20 марта 1969 г. по 18 апреля 1973 г. В годы господствующей идеологии атеизма его архипастырское служение было христианским подвигом, соединённым с постоянными гонениями и притеснениями как его самого, так всей его сумской паствы. Но благодаря таланту миротворца и верности своему пастырскому долгу годы управления Сумской епархией епископом Владимиром (Сабоданом) стали временем тишины и процветания, конструктивного сотрудничества Церкви и государства в миротворческих, гуманитарных и культурных вопросах. Несмотря на давление богоборческой власти, при нём не был закрыт ни один храм в области, а действующие возрождались и реставрировались.

Заботами Блаженнейшего Митрополита Владимира был приобретён церковный дом на улице Борцов Революции 45, который стал местом архиерейской резиденции — во дворе этого дома его руками были посажены деревья. Этот дом сохранился до наших дней, в нём проживают семьи двух священников Спасо-Преображенского кафедрального собора.

Блаженнейшего Митрополита Владимира помнят и любят многочисленные священнослужители и верующие Сумщины как своего Правящего архиерея (при управлении епископом Владимиром (Сабоданом) Сумской епархия включала в себя территорию всей Сумской области). Для многих из них епископ Владимир был не только управляющим Сумской епархией, но и духовным наставником в сложное для Церкви Христовой время.

В годы святительского служения на кафедре Митрополитов Киевских и всей Украины Блаженнейший владыка Владимир никогда не оставлял своего попечения и молитвы за Сумскую землю, живо интересовался событиями церковной жизни на Сумщине, с любовью вспоминал те места, храмы и людей, которые посещал во время своего епископского служения.

Учитывая непреходящее значение личности Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана) для сумчан Епархиальный совет принял решение обратиться к сумскому городскому главе с ходатайством о наименовании одной из улиц областного центра именем Митрополита Владимира (Сабодана). Во исполнение принятого постановления уважительно прошу Вас, Александр Николаевич, как сумского городского главу, выполнить все надлежащие процедурные действия для наименования (или переименования) одной из улиц города Сум в честь Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана)".

Русская линия


Президент Польши призвал лишить Россию права вето в отношении решений Совбеза ООН
Ради ослабления позиции Москвы в этой международной организации, Бронислав Коморовский призывает изменить устав ООН

Совет Безопасности ООНПрезидент Польши Бронислав Коморовский выступил за изменение устава Организации Объединенных Наций так, чтобы Россия лишилась права вето в отношении решений ее Совета Безопасности. С соответствующим заявлением Коморовский выступил перед Генассамблеей ООН.

В Совбезе ООН правом вето обладают пять постоянных членов — Россия, Китай, США, Великобритания и Франция. Всего в состав СБ входят 15 государств — пять постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генассамблеей.

Коморовский подчеркнул, что сейчас значимость Польши в европейской политике растет. Он считает, что ООН, возможно, нужно реформировать таким образом, чтобы эта организация могла справляться с реально существующими на сегодняшний день угрозами. «Полагаю, что блокирование решения Совбеза по Украине — это символ, симптом общей слабости ООН», — цитирует польского президента портал Newsru.com.

Кроме того, он подчеркнул, что неизменным принципом внешней политики Польши является напоминание Западу, что от кооперации между Европой и Америкой зависит безопасность и незыблемость самого фундамента свободы. Коморовский надеется, что Вашингтон ответит взаимностью и подтвердит, что также заинтересован в поддержании безопасности в западном мире.

Что касается решения развернуть в Восточной Европе новые опорные пункты НАТО, принятого на последнем саммите Североатлантического альянса в начале сентября, то, подчеркнул президент, «именно такая деятельность, такая реакция может стать эффективным ответом на неклассические угрозы, которые мы наблюдаем на российско-украинской границе». Коморовский добавил, что происходящее «на восточном фланге» необходимо постоянно отслеживать.

Отметим, что у Варшавы и Москвы разные взгляды по поводу происходящего на Украине. Если польская сторона считает адекватными действия Киева, который посылает регулярную армию бороться с ополченцами, то российская утверждает, что украинские власти применяют войска против мирных жителей, что недопустимо. Запад и страны ЕС постоянно обвиняют Россию в поставках вооружений сепаратистам на востоке Украины, также они считают, что на Донбассе находятся российские военнослужащие. Москва эту информацию регулярно опровергает, обращая внимание, что единственная отправляемая в те регионы помощь является гуманитарной и поставляется она местным жителям, оказавшимся в зоне боевых действий, а воюют на Донбассе якобы исключительно добровольцы из России.

По данным ООН на 11 сентября, в результате конфликта на востоке Украины погибли почти 3200 человек, в том числе 27 детей, и еще свыше 8000 пострадали. Число внутренне перемещенных лиц, покинувших свои дома из-за противостояния вооруженных сил и повстанцев на востоке страны, выросло до 263 тысяч человек. Еще 366,9 тысячи украинцев бежали в соседние страны, из них 325,9 тысячи — в Россию, заявили в ООН.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобных схимников-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби, преподобного Макария Оптинского, архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского) и публициста М.О.Меньшикова

Пересвет и Ослябя (худ. В.Васнецов) Александр Пересвет и Андрей Ослябя происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. О Пересвете говорится в самом древнем литературном памятнике — «Задонщине» — вполне определенно, что он был «бряньский боярин». Об Ослябе известно из «Сказания о Мамаевом побоище», что он был Любутским боярином (г. Любутск территориально входил в Брянское княжество). Об их мирской жизни мы знаем немного, но согласно преданию, оба они в прошлом были умелыми воинами. Избрав иноческий путь, Александр и Андрей оказались в Троице-Сергиевом монастыре, обучаясь монашеству у преподобного Сергия Радонежского.

Благоверный Великий Князь Димитрий, позже прозванный Донским, перед Куликовской битвой направился за благословением к преподобному Сергию, который, осенив князя крестом, сказал ему: «Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником», тайно предсказав ему: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству. Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь». И сказал ему в ответ Великий Князь: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с нами вместе поборешься». Преподобный Сергий отдал иноков князю Димитрию, возложив на них перед битвой схиму.

Александру Пересвету довелось начать Куликовскую битву. Русский богатырь-инок выехал на поединок с сильнейшим татарским богатырем Темир-мурзою. Оба воина сразили друг друга, однако смертельно раненому Пересвету удалось добраться верхом до своих. Пал в грозной сече и Андрей Ослябя.

Тропарь (глас 1): «Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовской брани ратницы духовнии. Вы бо змия агарянскаго победисте, но и нас своим заступлением не остависте. Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете. Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.

Преподобный Макарий Оптинский Преподобный Макарий (в миру — Михаил Николаевич Иванов), старец Оптиной пустыни, родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян. После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье.

Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника.

В 1834 году преподобный Макарий перешел в Оптину пустынь, где его духовным наставником стал преподобный Лев. Благодаря преподобному старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада — супруги Киреевские. Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А.К.Толстой и И.С.Хомяков, Н.В.Гоголь и А.Н.Муравьев.

Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Господь даровал преподобному Макарию дар смирения и духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевание, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом с властью, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы.

За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их. 7 сентября 1860 года, через час после принятия Христовых Таин, преподобный Макарий мирно отошел ко Господу.

Архиепископ Анатолий (Каменский) Сегодня день памяти видного деятеля монархического движения, депутата Государственной Думы архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского), скончавшегося в 1925 г.

Он родился 3 октября 1863 г. в Самарской губернии. Окончил Самарскую духовную семинарию, служил священником, затем закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, по окончании которой в 1895 г. принял постриг. В 1898—1903 гг. служил в Америке в сане архимандрита сначала на Аляске, затем в должности заведующего Миннеапольской миссионерской школой. Свои наблюдения за жизнью обитателей Америки отразил в двух книгах «Индиане Аляски» и «Американские очерки». В 1903 г. вернулся в Россию и был назначен ректором Одесской духовной семинарии. В годы революции стал активным участником патриотического движения. Он входил в руководство всех монархических организаций Одессы, авторитетом своего сана укрепляя русских людей в праведности избранного ими пути борьбы за русские устои. Был товарищем председателя Одесского отдела Союза Русского Народа, членом Совета Одесского отдела Русского Собрания и членом Совета Одесского Союза Русских Людей.

В 1906 г. хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. В Елисатветграде поддерживал тесные связи с монархистами. Благодаря своим патриотическим убеждениям избран депутатом IV Государственной Думы, где вошел во фракцию правых. В Петербурге владыка занял видное место в монархическом движении, был избран товарищем председателя Главного совета Союза Русского Народа, был товарищем председателя 6-го Всероссийского монархического съезда в 1913 г. Получив в 1914 г. назначение на самостоятельную Томскую кафедру, владыка вышел из состава Главного Совета СРН.

Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви, по окончании которого возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую кафедру. В 1919 г. был одним из главных организаторов Дружин Святого Креста в белой армии адмирала А.В.Колчака, по словам инициатора движения профессора Д.В.Болдырева, возглавлял всю религиозную часть добровольческого движения крестоносцев. После разгрома колчаковской армии остался в России, по прибытии в Иркутск был арестован ЧК и приговорен к расстрелу, который по каким-то причинам не был приведен в исполнение. Около двух лет томился в одиночной камере иркутской тюрьмы, затем был выслан в Москву. Последние месяцы жизни жил в Омске при архиепископе Викторе (Богоявленском), с которым нередко служил. «Сподобился блаженной кончины в алтаре Братской церкви во время всенощного бдения под воскресение. Почувствовав сердечную слабость, он со всеми простился и, сидя в кресле, при пении „Слава в вышних Богу“ тихо скончался», — сообщает митрополит Мануил (Лемешевский).

Михаил Осипович Меньшиков Сегодня также день памяти выдающего русского мыслителя и публициста, одного из основателей партии русских националистов — Всероссийского Национального Союза Михаила Осиповича Меньшикова, расстрелянного в 1918 г.

Он родился 23 сентября 1859 г. в семье священника. По окончании Опочецкого уездного училища поступил в Кронштадтское морское техническое училище. Будучи морским офицером, участвовал в нескольких дальних морских походах, выпустил в 1884 г. первую книгу очерков «По портам Европы». Параллельно со службой в 1880-х гг. начал сотрудничать в «Неделе», где вскоре стал одним из ведущих сотрудников. В 1892 г. подал в отставку, посвятив себя публицистике. После прекращения издания «Недели» А.С.Суворин пригласил Меньшикова к сотрудничеству в газете «Новое время». Здесь его талант раскрылся с большей цельностью и остротой, особенно в его «Письмах к ближним», печатавшихся вплоть до закрытия газеты в 1917 г.

Самыми интересными были его публикации по национальным проблемам, в том числе по еврейскому вопросу. Меньшиков был русским националистом, но его национализм — это не национализм захвата или насилия, а, как он выражался, национализм честного разграничения одних наций от других. Он не призывал никого уничтожать, как ему приписывали недоброжелатели, он лишь собирался оборонять свою нацию. «Мы, — писал Меньшиков, — не восстаем против приезда к нам и даже против сожительства некоторого процента иноплеменников, давая им охотно среди себя почти все права гражданства. Мы восстаем лишь против массового их нашествия, против заполонения ими важнейших наших государственных и культурных позиций». Меньшиков стал одним из организаторов Всероссийского Национального Союза. В него вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: национально настроенные профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, объединенные общей идеей главенства народности в трехчленной русской формуле. Для националистов и Православие, и Самодержавие вытекали из понятия Народности и национальных особенностей, что было серьезной ошибкой. Однако Меньшиков, не во всем принимавший позицию монархистов, честно признавал их заслуги перед Отечеством. Он писал: «Мы не принадлежим к Союзу Русского Народа, но было бы или актом невежества, или черной неблагодарностью забыть, что наши национальные начала были провозглашены еще задолго до возникновения партии националистов — именно такими „черносотенными“ организациями Петербурга».

После октябрьского переворота Меньшиков был арестован. 19 сентября 1918 г. он писал жене из заключения: «Члены и председатель Чрезвычайной следственной комиссии евреи и не скрывают, что арест мой и суд — месть за старые мои обличительные статьи против евреев». За день до расстрела он написал своей семье: «Запомните — умираю жертвой еврейской мести не за какие-либо преступления, а лишь за обличение еврейского народа, за что они истребляли и своих пророков. Жаль, что не удалось еще пожить и полюбоваться на вас». Он был расстрелян чекистами на берегу Валдайского озера. Многие мысли Меньшикова актуальны особенно сегодня. Например, эта: «Не раз великая Империя наша приближалась к краю гибели, но спасало ее не богатство, которого не было, не вооружение, которым мы всегда хромали, а железное мужество ее сынов, не щадивших ни сил, ни жизни, лишь бы жила Россия».

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 20 сентября 2014 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика