Сделан первый шаг на пути к миру на Украине
Представители Киев, ДНР и ЛНР подписали в Минске протокол о прекращении огня с 19.00 мск 5 сентября 2014 года
В Минске, где сегодня для переговоров встретились представители воюющих между собой Киева, Донецка и Луганска, при посредничестве России и ОБСЕ был сделан первый шаг на пути к прекращению бессмысленного братоубийственного конфликта — подписан протокол о прекращении огня с обеих сторон с 19.00 мск 5 сентября 2014 года, передаёт газета «Взгляд».
В переговорах в Минске приняли участие бывший президент Украины Леонид Кучма, премьер-министр Донецкой народной республики Александр Захарченко, глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий, посол России в Киеве Михаил Зурабов, а также официальный представитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации на Украине Хайди Тальявини.
О том, что стороны договорились прекратить огонь, первыми сообщили представители Донецкой народной республики в своём микроблоге в Twitter. Вскоре подписание предварительного протокола к соглашению о прекращении огня подтвердил и президент Украины Петр Порошенко.
«Исходя из призыва Президента России Владимира Путина к руководителям незаконных вооруженных формирований Донбасса остановить огонь, подписание протокола на заседании Трехсторонней контактной группы по имплементации мирного плана президента Украины, я отдаю приказ начальнику Генерального штаба Вооруженных сил Украины прекратить огонь, начиная с 18.00 5 сентября», — сообщил Порошенко.
Он также поручил министру иностранных дел Украины совместно с ОБСЕ обеспечить эффективный международный контроль за соблюдением режима прекращения огня, который должен носить исключительно двусторонний характер. Как отметил президент, он рассчитывает, что эти договоренности, включая прекращение огня и освобождения пленных, будут чётко соблюдаться.
В свою очередь, премьер Луганской народной республики Игорь Плотницкий заявил, что самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики также готовы выполнить свои обязательства по прекращению огня с 19.00 мск пятницы.
Со стороны ополчения приказ о прекращении огня отдал премьер-министр самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко. «Отдан приказ прекратить огонь с 18:00 (по укр. времени — РЛ). Приказ отдан всем подразделениям ополчения», — сказал вице-премьер ДНР Андрей Пургин в Минске в пятницу.
Между тем в министерстве обороны ДНР утверждают, что украинские военные до сих пор не прекратили боевых действий на Донбассе. «Боевые действия в Донбассе пока продолжаются. Силы противника ведут обстрелы, стрельба ведется и на окраинах Мариуполя», — цитирует «Интерфакс» представителя ДНР.
Таким образом, пока стороны продолжают боевые действия. Но есть надежда, что уже сегодня вечером на востоке Украины установится относительное затишье, а уже завтра наступит тишина.
Русская линия
«Посвящается нашим детям, которые должны были стать гордостью Осетии и России»
Архиепископ Владикавказский Зосима освятил Поклонный крест, воздвигнутый у «Города Ангелов» в память жертв бесланской трагедии
3 сентября 2014 года архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима и священнослужители Северной Осетии приняли участие в траурных мероприятиях, посвященных десятой годовщине бесланской трагедии. В этот день в 2004 году наступила развязка террористического акта, унесшего жизни 334 человек, из которых более половины — дети, сообщает портал Православная Осетия.
Священнослужители и сотни прихожан прошли Крестным ходом от школы № 1 Беслана до мемориального кладбища «Город Ангелов», где собрались тысячи жителей Осетии и других регионов России. Разделить скорбь прибыли глава Республики Северная Осетия-Алания Таймураз Мамсуров, президент Республики Южная Осетия Леонид Тибилов, председатель Парламента РСО-А Алексей Мачнев, председатель Правительства РСО-А Сергей Такоев, делегации республик Северного Кавказа, представители общественности.
По сложившейся традиции под удары метронома были зачитаны имена погибших, после чего в небо выпустили 334 белых воздушных шара по числу жертв теракта. Затем были возложены цветы к могилам погибших, а также к монументу «Древо скорби» и памятнику бойцам спецподразделений, отдавшим жизнь ради спасения заложников.
Свой венок к «Древу скорби» возложило духовенство Аланской епархии. Затем архиепископ Зосима совершил литию у памятника бойцам спецназа.
Священнослужители обошли мемориальное кладбище и побеседовали с теми, кто потерял близких в сентябре 2004 года.
После траурных мероприятий на мемориальном кладбище «Город ангелов», архиепископ Зосима совершил чин освящения Поклонного креста, установленного у некрополя.
Поклонный крест был воздвигнут по благословению архиепископа Зосимы и по инициативе местных жителей на молитвенную память о погибших во время террористического акта 1−3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана и в знак благодарности сотрудникам ЦСН ФСБ России, исполнившим до конца святой долг служения Отечеству.
«Посвящается нашим детям, которые должны были стать гордостью Осетии и России», гласит надпись на кресте.
Для сооружения поклонного креста внесли свой вклад благотворители А.Ю. Бельянинов, Н.В. Кутовой, Д.Е. Козаев, М.А. Дмитриев, В.А. Бессонов, А.В. Зуйченко, А.Ю. Рогов, В.П. Туганов, С.М. Исаков.
Русская линия
В Кишиневе прошёл Синод Молдавской Православной Церкви
Высший орган управления МПЦ принял ряд важнейших решений
Молдавская митрополия остается неотъемлемой частью Русской Православной Церкви — такое решение принял Синод Молдавской митрополии на вчерашнем заседании.
Молдавская Православная Церковь в прошлом году отметила 200-летний юбилей в составе Московского патриархата. В 1992 году в связи с образованием независимой Республики Молдовы решением Священного синода РПЦ Православная церковь Молдавии получила статус самоуправляемой. В том же году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел архиепископа Владимира в сан митрополита с титулом Кишиневский и всея Молдовы.
«Молдавская Православная Церковь не претендует диктовать политическое и экономическое направления развития страны, но оставляет за собой право и обязанность присматривать за духовной целостностью народа. Было принято также решение не выходить из состава РПЦ», — сообщили РИА Новости в пресс-службе Молдавской митрополии.
Важным решением Синода МПЦ стало осуждение так называемых «гей-парадов» и закона «Об обеспечении равенства», принятого парламентом республики в мае 2012 года.
«Путем соучастия государства, которое достойно осуждения, активные проводники гомосексуализма укрепляют свои позиции и проводят широкие медийные кампании по продвижению этого великого греха. Посредством гей-парадов и публичных манифестаций сексуальных меньшинств наносится удар по хребту святейших ценностей нашего народа, который во все времена разоблачал все вредные для души позывы», — говорится в документе, опубликованном на сайте Молдавской митрополии.
В Церкви надеются, что власти «услышат народ» и отменят упомянутый закон, который был принят 25 мая 2012 года по требованию Европейского Союза. Принятие закона о недискриминации было одним из условий ЕС для выполнения Плана действий по либерализации визового режима для граждан Молдавии.
В июне прошлого года Синод Православной церкви Молдавии пригрозил политикам, поддерживающим этот закон, отлучением от Церкви. Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир заявил, что «первым шагом может стать недопущение таких политиков к таинству причастия».
Напомним, что в ходе переписи населения 2004 года 93,3% населения Молдавии (без учета Приднестровья) отнесли себя к православным христианам. Однако молдавское Православие не представляет единства в вопросах юрисдикции и распадается на десяток церквей и групп.
Крупнейшей церковью в стране является Православная Церковь Молдовы, являющаяся самоуправляемой частью Русской Православной Церкви. Она объединяет 70% жителей Молдавии и Приднестровья. Церковь разделена на шесть епархий и насчитывает 1277 приходов. С 1992 года в стране действует Бессарабская митрополия Румынской Православной Церкви. Она объединяет 291 приход и около 10−20% православных верующих.
Русская линия
Архиепископ Кипрский Хризостом II: Жители Кипра в последние 40 лет постоянно становятся жертвами беспорядка, принесенного сюда варварским турецким нашествием
Предстоятель Кипрской Православной Церкви заявил, что «источником мира является только Сам Бог», и Он может освободить киприотов от турецкого ига
Предстоятель Кипрской Православной Церкви Архиепископ Кипрский Хризостом II считает, что, что в попытке миротворческого разрешения проблемы оккупации Северного Кипра турками «мировое сообщество или по незнанию, или намеренно» пренебрегает огромным опытом Православной Церкви в разрешении конфликтов, что приводит к усилению эгоизма народов и невозможности разрешить любой кризис. Об этом владыка Хризостом заявил в своём приветственном слове на XXII Международной конференции по теме «Блаженны миротворцы», проходящей в Бозе, сообщает Православие.Ru.
«Кипр, по своему географическому положению на востоке Средиземноморья, является точкой соприкосновения Европы, Азии и Африки. А его жители, — по характеру миролюбивые и спокойные, — в последние 40 лет постоянно становятся жертвами беспорядка, принесённого сюда варварским турецким нашествием. Ситуацию осложняет и оккупация 37% территории страны-члена Евросоюза контингентом из 49 тысяч турецких солдат», — отметил Предстоятель Кипрской Церкви.
«Оккупация северной части острова принесла только несчастья и разделения, — изгнание законных жителей острова, ухудшение демографической ситуации, приток сотен тысяч иммигрантов из восточных частей Турции. Не забудем также и тот разбой с разграблением храмов и других объектов культурного наследия мирового значения. Мы молимся о сохранении мира и братских отношений между народами на Кипре и во всяком месте под солнцем», — добавил архиепископ.
Обращая внимание на тему Конференции, Блаженнейший Архиепископ Кипра сказал следующее: «Мы хотим подчеркнуть не только богословское содержание слов Священного Писания „блаженни миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими“ (Мф. 5, 9), но и сильнейшее желание всех нас, чтобы настоящий мир, — то есть тот мир, который даётся Богом, — воцарился на всем земном шаре». «Источником мира является только Сам Бог», — добавил владыка.
Глава Кипрской Церкви призвал молиться о том, чтобы Бог мира и единства даровал каждому человеку дух примирения и соработничества. «Тогда мы сможем чувствовать себя миротворцами и блаженными сынами Божиими», — заявил Предстоятель. Если же действия каждого нарожа сегодня будут и впредь основываться на эгоизме, среди людей и дальше будет господствовать ненависть, беспорядки и повсеместные войны", — заключил владыка Хризостом.
Русская линия
Дорогая цена врачебной ошибки
38-летняя англичанка родила здорового ребёнка, несмотря на то, что врачи диагностировали «смерть мозга» плода и пытались сделать аборт
Резонансная история, всколыхнувшая общественность Англии, произошла не так давно в Городской больнице Сандерленда, где врачи диагностировали 38-летней беременной англичанке Саре Хэган смерть головного мозга плода и рекомендовали ей срочно сделать аборт. Следуя советам врачей, женщина едва не убила своего ребёнка, который всё же появился на свет вполне нормальным, хоть и значительно раньше срока. Теперь Хэган собирается подать в суд на врачей, поставившим ошибочный диагноз, сообщает Medikforum.Ru.
Когда женщина находилась на сроке в 24 недели, она сделала УЗИ-сканирование, и по его итогам врачи обнаружили у малыша «смерть головного мозга». Женщине заявили, что ребёнок «фактически мёртв», у него работает только 1 глаз и нет ни малейших шансов на выживание. В связи с этим пациентке предложили поскорее принять лекарства для того, чтобы спровоцировать выкидыш.
Женщина последовала советам врачей, но лекарства не сработали. Тогда она отправилась к другому доктору. Тот заявил, что необходимо как можно быстрее производить роды. Маленький Арон родился с весом в 650 г, но оба его глаза функционировали нормально. Сейчас ему уже 15 месяцев, он ничем не отличается от сверстников и развивается совершенно нормально. Однако из-за преждевременных родов у мальчика возникли хронические проблемы с легкими.
«У меня разрывается сердце, когда я гляжу на сына и думаю, что чуть не избавилась от него, — рассказывает Сара. — Если бы от меня не потребовали сделать прерывание беременности, то я бы смогла доходить до конца срока и нормально родить. Теперь у сына проблемы с легкими и киста в мозгу. Кстати, в том самом мозгу, который якобы должен быть мёртвым, но работает совершенно нормально. Я хочу, чтобы другие матери услышали мою историю, а руководство больницы должно заплатить за свои ошибки».
В России подобных случаев, когда женщин, способных выносить вполне здоровых детей, по тому или иному поводу направляют на аборт не редкость. В Англии же, где медицина находится на гораздо более высоком уровне, а сами врачи в отличие от своих российских коллег стараются сохранить каждую беременность, такие случаи из ряда вон выходящи и почти всегда вызывают серьёзную общественную дискуссию.
С нравственной точки зрения история Сары Хэган может оказаться не столь однозначна. Кто может сказать что было делать врачу, если он всеми силами желает сохранить здоровье младенца и роженицы, но уверен, что мозг плода действительно умер, а его пребывание в утробе матери может нанести вред женщине?
Такие нравственные коллизии не редкость в медицине, и они, безусловно, требуют особого внимания наших священнослужителей и духовников. Тем более, что в России, в отличие от Англии, к этой проблеме примешивается откровенный непрофессионализм и бесчувствие многих врачей, которые вслед за нашим общественным мнением считают аборт самой обыденной «процедурой».
P. S. В больнице Сандерленда пока отказались комментировать сообщение о предстоящей судебной тяжбе, но пожелали здоровья и Саре Хэган, и её сынишке.
Русская линия
Архимандрит Алексий (Ганьжин): «Великий флотоводец всегда побеждал, потому что был с Богом»
На острове Мощном в Финском заливе освящена часовня святого воина Феодора Ушакова
В своем слове по завершению чина освящения он отметил, что адмирала Федора Ушакова мы знаем еще со школьной скамьи. «Великий флотоводец достойно сражался, охранял морские рубежи Родины и всегда побеждал, потому что был с Богом. Мы знаем, что адмирал Ушаков был патриотом и большим молитвенником, он закончил жизнь в монастыре и стал заступником за нас перед Господом. На этом острове живет и служит не так много людей, и теперь у них есть место, куда они могут прийти пообщаться с Богом», — сказал отец Алексий.
В заключение жителю Мощного отставному военному Александру Заливадному преподнесли в дар икону святого воина Федора Ушакова. Именно по инициативе Заливадного на фундаменте старого финского дома и была построена эта часовня.
«На Мощном я вместе с семьей живу с 1989 года, и считаю его родным домом. Не могу сказать, что я полностью воцерковленный человек, но уверен, что храм здесь должен быть. Ведь раньше это была финская земля, и, соответственно, вера была другая. Теперь это русский остров, и здесь должен быть православный храм», — считает Александр Заливадный.
Остров Мощный, прежде носивший название Лавенсаари, Россия получила по Ништадтскому миру в 1721 году. После того, как Финляндия обрела независимость, он отошел к этой стране. После Великой Отечественной войны остров вновь стал частью российской территории, и сейчас относится к Кингисеппскому району Ленинградской области.
Русская линия
В Минске началась встреча контактной группы Россия — Украина — ОБСЕ
Стороны конфликта выразили обоюдную готовность прекратить огонь, возможно, уже сегодня
Как уже сообщала РЛ, по итогам своего телефонного разговора с Президентом России Владимиром Путиным, Порошенко объявил о возможности прекращения огня в Донбассе с 5 сентября с 15.00. Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков тогда пояснил, что лидеры России и Украины не договаривались о прекращении огня, поскольку наша страна не является стороной конфликта. По его словам, Путин и Порошенко лишь обсуждали шаги, которые могли бы способствовать мирному урегулированию ситуации на юго-востоке Украины.
Буквально в это же день российский Президент обнародовал свой план мирного урегулирования украинского конфликта, который, как надеется министр иностранных дел Сергей Лавров, будет принят за основу сегодня в Минске.
В свою очередь, премьеры самопровозглашённых Донецкой и Луганской народных республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий также выразили готовность прекратить огонь. «Мы готовы 5 сентября в 15:00 отдать приказ о прекращении огня в случае, если удастся достичь договорённости и представители Украины подпишут план политического урегулирования конфликта», — заявили лидеры Новороссии накануне вылета в Минск.
Вместе с тем представители ополчения не скрывают опасений, что ряд украинских подразделений, участвующих в силовой спецоперации на востоке страны, не подчинится решению своего президента, поскольку он контролирует не все отряды силовиков.
Напомним, что предыдущая встреча трёхсторонней контактной группы по ситуации на Украине с представителями ДНР и ЛНР, прошедшая 1 сентября в белорусской столице, закончилась безрезультатно. Новороссию на ней представлял вице-премьер ДНР Андрей Пургин, Украину — бывший президент страны Леонид Кучма, Россию — посол в Киеве Михаил Зурабов, ОБСЕ — Хайди Тальявини.
Русская линия
В Англии проходит саммит НАТО
Лидеры стран альянса решили поддержать Украину, а России пообещали введение новых санкций
Выступая на пресс-конференции после встречи комиссии Украина-НАТО на уровне глав государств и правительств, генсек альянса Андерс Фог Расмуссен заявил, что организация предоставит Украине около 15 миллионов евро в рамках помощи по укреплению ее силовых структур.
«Независимая и стабильная Украина, следующая демократическим путем и поддерживающая правопорядок, является ключевым элементом евроатлантической безопасности», — сказал Расмуссен. Он также отметил, что альянс поможет Украине укрепить силовые структуры в таких областях, как киберзащита, логистика, командование, контроль и коммуникации, а также реабилитация солдат, раненных в боях.
Расмуссен вновь повторил, что кризис вокруг Украины может быть урегулирован политическим путем и усилением санкций против России. По его словам, НАТО готова приветствовать план Президента России Владимира Путина по разрешению ситуации на юго-востоке Украины, если он является искренней попыткой политического решения конфликта. «Если последнее заявление президента Путина представляет настоящую попытку для поиска политического решения, я бы приветствовал его. Потому что это точно то, что нам нужно — конструктивный политический процесс», — сказал Расмуссен. «Я должен сказать, что раньше мы видели подобные заявления и инициативы, и они действительно были „ширмой“ для продолжительной дестабилизации Россией ситуации на Украине. Нам нужно быть осторожными в наших оценках, исходя из нашего опыта», — добавил генсек.
Порошенко, в свою очередь, поблагодарил НАТО за поддержку и сообщил, что страны-члены НАТО предложили Украине дополнительную помощь через создание целевых фондов и военное сотрудничество. «Члены НАТО предложили дальнейшую помощь на двусторонней основе — создание целевых фондов, а также военное сотрудничество», — сказал Порошенко на пресс-конференции. По его словам, военная помощь будет осуществляться в рамках поставок «боевого и небоевого» оборудования и оснащения.
Однако, ключевым в этом заявлении стала ремарка относительно того, что военные поставки будут осуществляться на двусторонней основе, то есть отдельными странами — членами НАТО, не под эгидой альянса.
Ранее представители НАТО различного уровня неоднократно объясняли, что НАТО не может поставлять вооружения Украине по причине того, что альянс не владеет ими, все оружие принадлежит конкретным странам, и их правительства принимают решения о поставках.
Лидеры стран альянса также решили, что Российскую Федерацию стоит наказать новыми ограничительными мерами. Президент США Барак Обама, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд и премьер-министр Италии Маттео Ренци поддержали введение новых санкций против России. Так что новая волна ограничений, о которой совсем недавно сообщала РЛ, может стать реальностью в самое ближайшее время.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем первых жертв красного террора
Сегодня Святая Церковь вспоминает председателя Читинского отдела Русского Народного Союза имени Михаила Архангела священномученика епископа Селенгинского Ефрема (Кузнецова) и председателя Русского Монархического Союза священномученика протоиерея Иоанна Восторгова, которые приняли мученическую кончину в первый день после объявления большевиками красного террора. Вместе с ними были расстреляны выдающиеся деятели Царской России председатель Государственного Совета Иван Григорьевич Щегловитов, министр внутренних дел Николай Алексеевич Маклаков, министр внутренних дел Алексей Николаевич Хвостов и сенатор Степан Петрович Белецкий.
30 августа 1918 г. эсеры организовали два покушения на своих политических конкурентов — большевистских лидеров. В Петрограде Л. Канегиссер убил председателя местной ЧК Моисея Урицкого, а в Москве Ф. Каплан тяжело ранила Ленина. Через два дня «Красная газета» писала: «За кровь Ленина и Урицкого пусть прольются потоки крови — больше крови, столько, сколько возможно». 5 сентября Совет народных комиссаров издал свой печально знаменитый декрет о «красном» терроре. Большевики начали зверствовать: начались расстрелы «по классовому признаку», вводилась система заложников. Причем, расстреливать начали тех, кто не принимал никакого участия в гражданской войне — русских патриотов-монархистов.
Первыми жертвами «красного» террора стали видные деятели Царской России, которые были расстреляны на Братском кладбище. До нас дошел рассказ о мученической кончине русских монархистов. «По просьбе о. Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных „смертников“, после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоиерей Восторгов, сказавший пред тем несколько слов остальным, приглашая их с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. „Я готов“, заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, завернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам». Очевидец рассказывал, что палачи «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью».
Протоиерей Иоанн Восторгов родился 20 января 1864 г. в семье священника поселка Кирпильского Кубанской области. В 1883 г. закончил Ставропольскую духовную семинарию, 6 лет служил псаломщиком. В 1889 г. рукоположен во иерея, служил в родном поселке, затем в Ставрополе, Елисаветполе и других местах Кубанской области, исполняя обязанности законоучителя различных гимназий. В 1897 г. переведен в Тифлис, в 1900 г. назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинского экзархата, в 1901 г. возведен в сан протоиерея. Получил известность как миссионер, во время командировки в Персию добился воссоединения с Православной Церковью трех епископов-несториан. Уже во время служения в Грузии о. Иоанн заявил о себе как об активном общественном деятеле. При его участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, ставивший задачу приобщить окраины Российской Империи к общерусскому делу. В 1905 г. переведен в Москву, с января 1906 г. проповедник-миссионер Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера, с 1907 г. Синодальный миссионер, батюшка исколесил практически всю страну.
Протоиерей Иоанн Восторгов оказался в Москве в самый разгар революционных беспорядков и сразу активно включился в противореволюционное черносотенное движение: вступил в основанную В.А.Грингмутом Русскую Монархическую партию, стал членом московского отдела Союза Русского Народа (СРН). В 1906−07 гг. он был деятельным участником 2-го, 3-го и 4-го Всероссийских монархических съездов, на которых выступал с речами. О. Иоанн был уверен, что «нет в мире более народного духовенства, как в России», а потому «все, что не народно и не патриотично, должно оставить ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины, чтобы не смущать боголюбивого и царелюбивого народа Русского». Когда в конце сентября 1907 г. скоропостижно скончался вождь московских монархистов В.А.Грингмут, ни у кого не было сомнений относительно его преемника. Русскую Монархическую Партию, переименованную вскоре в Русский Монархический Союз, возглавил протоиерей Иоанн Восторгов. Сменил он Грингмута и на посту председателя Русского Монархического Собрания — интеллектуального штаба монархистов Москвы. Он выступил инициатором учреждения Братства Воскресения Христова для удовлетворения религиозных нужд русского населения на окраинах, которое было открыто 8 января 1909 г. В течение первого года существования силами Братства было создано 25 проповеднических и 3 миссионерских кружка. А в 1912 г. о. Иоанн организовал уже пастырско-миссионерские курсы в Хабаровске и Тобольске, в 1913 г. — в Иркутске и Ташкенте. Курсы готовили к пастырской деятельности учителей, псаломщиков и вообще всех достойных и способных людей.
Однако с 1908 г. русское патриотическое движение начали сотрясать расколы, сопровождавшиеся подчас ожесточенной внутренней борьбой. На острие этой борьбы оказался о. Иоанн Восторгов. Из-за разногласий и внутренней борьбы в июне 1908 г. о. Иоанн и его ближайший помощник архимандрит (будущий епископ и сщмч.) Макарий (Гневушев) вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском Совете СРН. В этот период он сблизился с В.М.Пуришкевичем и стал членом Главной Палаты созданного им Русского Народного Союза имени Михаила Архангела. В 1909 г. по его инициативе в Москве прошел монархический съезд, однако его бойкотировали некоторые лидеры монархического движения. Признанием полезности деятельности о. Иоанна стали Высочайшие приемы депутаций московских монархистов во главе с протоиереем Восторговым в 1909 и 1910 гг., когда Государь пожаловал о. Иоанну орден Св. Владимира 3-й ст. и подарил монархическим союзам Москвы Свой портрет. В сентябре 1909 г. он был назначен настоятелем Князь-Владимирской церкви при Епархиальном доме, где проходили многие монархические форумы. В 1910 г. протоиерей Восторгов проявил себя и на ином поприще — он встал у истоков женского богословского образования в Москве. Вскоре батюшка был назначен настоятелем собора Покрова на Рву (Василия Блаженного). В 1913 г. Св. Синод принял решение, запрещающее лицам духовного звания руководить деятельностью политических партий и движений, из-за чего о. Иоанн вынужден был оставить пост председателя РМС. Это спровоцировало борьбу за освободившееся место, которая сопровождалась новыми потоками клеветы в адрес протоиерея Восторгова. Вместе с тем освобождение от общественных обязанностей позволило о. Иоанну активнее заняться издательской деятельностью, в том числе издать свои сочинения.
С тяжелым сердцем принял лидер московских монархистов известие о февральском перевороте в Петрограде. Над о. Иоанном сгустились тучи, среди духовенства нашлись люди, которые требовали от властей репрессий в отношении известного монархиста, но власти на это не решились. Протоиерей Иоанн Восторгов был участником Поместного Собора Православной Российской Церкви, на котором выступал с речью, был назначен на должность секретаря Миссионерского Совета при Св. Синоде, которую исполнял в 1917−18 гг. В самый разгар соборных деяний власть захватили большевики, о. Иоанн сразу заявил себя противником большевистской власти. Он выступил с идеей объединения русского народа вокруг Православной Церкви. В газете «Церковность» в феврале 1918 г. он писал: «Ибо одна Церковь остается у нас вне партий. Наше правительство, если оно есть, представляет собой не народ, не страну, а только власть класса, да и то не целого, а только одной части его; наши газеты представляют каждая только свою партию; только одна Церковь представляет весь верующий русский народ и способна сказать здравое и смелое слово». С захватом власти откровенными богоненавистниками вновь зазвучал во всю мощь голос блестящего проповедника. Каждое воскресенье он служил молебны на Красной площади, где в проповедях неустрашимо обличал богоборческую власть. Особое значение его службам и проповедям придавал тот факт, что в соборе Василия Блаженного почивали мощи св. мученика младенца Гавриила, от жидов умученного. 30 мая 1918 г. о. Иоанн был арестован в своей квартире вместе с епископом Селенгинским Ефремом (Кузнецовым), одновременно были арестованы священник о. Корнеев и староста Успенского собора Н.Н.Ремизов. Им было предъявлено обвинение в том, что они дали согласие на продажу Епархиального дома, который был к тому времени уже отобран большевиками у законного собственника — Московской епархии. Сначала о. Иоанна содержали на Лубянке во Внутренней тюрьме ВЧК, затем перевели в Бутырку, где ему даже разрешили совершать богослужения в тюремной церкви.
Мужественный проповедник, один из вождей Черной Сотни, митрофорный протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов стал одной из первых жертв «красного террора». На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. он прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.
В этот первый день «красного» террора в Петрограде был расстрелян член Главной Палаты Русского Народного Союза имени Михаила Архангела духовник Царской Семьи протоиерей Александр Васильев. Он родился в крестьянской семье в Смоленской губернии, рано остался круглым сиротой. Был воспитанником выдающегося русского педагога Сергея Александровича Рачинского, который помог ему получить образование в Вифанской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. Долгое время был настоятелем церкви при Крестовоздвиженской общине Красного Креста, законоучительствовал, чем приобрел большую известность в Петрограде, с 1910 г. преподавал Закон Божий царским детям. С 1913 г. протоиерей, первый настоятель Феодоровского Государева собора в Царском Селе, с 1914 г. настоятель собора Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце, духовник Царской Семьи. Будучи монархистом по своим убеждениям, участвовал в патриотическом движении, в 1910 г. был членом Главной Палаты РНСМА, в 1915 г. принимал участие в открытии Совещания монархистов в Петрограде. Активный участник трезвеннического движения. Служил напутственный молебен при отправлении Царственных Мучеников в сибирскую ссылку. 29 августа 1918 г. арестован в Петрограде и вскоре расстрелян.
Николай Алексеевич Маклаков родился 9 сентября 1871 г. в Москве в семье врача-окулиста, впоследствии профессора офтальмологии. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1893 г. Поступив по окончании университета на государственную службу, служил по финансовому ведомству в г. Юрьеве Владимирской губернии, Москве и Тамбове. Проявляя энергию и распорядительность, Маклаков дослужился до должности управляющего Полтавской Казенной палатой. В 1909 г. председатель Совета Министров П.А.Столыпин представил энергичного чиновника Государю Николаю II, и в 1909 г. он был назначен Черниговский губернатором, где проявил недюжинные административные способности. В 1911 г. Государь посетил Чернигов, чтобы помолиться у мощей прославленного в Его царствование Святителя Феодосия Угличского. Порядок в губернии порадовал Императора. А в 1912 г. на выборах в 4-ю Государственную Думу в губернии провалились либералы, считавшие Чернигов чуть ли не своей вотчиной. 16 декабря 1912 г. Государь назначил Маклакова управляющим делами Министерства внутренних дел несмотря на упорное сопротивление председателя Совета Министров В.Н.Коковцова, который не без оснований опасался, что новый министр станет препятствовать проведению правительством либеральной политики. Однако Государь настоял на своем и был очень доволен работой министра. Анна Вырубова вспоминала: «Маклаковым Государь был очарован и говорил: „Наконец Я нашел человека, который понимает Меня и с которым Я могу работать“».
На посту министра он неоднократно выступал за роспуск Государственной Думы (в этом духе направил в 1913 г. несколько писем Царю). После начала Первой мировой войны внес 18 ноября 1914 г. в Совет Министров «Записку», в которой настаивал на ограничении Земского и Городского союзов исключительно делом «помощи больным и раненым» и запрещении им заниматься политикой, что, к сожалению, не было исполнено. Однако из-за сопротивления либеральных сановников многое ему не удалось сделать. Глава правительства Коковцов мешал проведению жестких мер в отношении печати, препятствовал его политике вытравливания еврейского элемента из акционерных предприятий. Маклакову не удалось сменить либеральных губернаторов и добиться повсеместно проведения правого курса. С самого начала против него ополчились думские октябристско-кадетские круги. Либералы использовали любой повод, чтобы устранить ненавистного им министра. Союзником думских либералов стало так называемое «столичное общество», которое с первых дней вступления в должность министра начало травить провинциального чиновника. Но Государь длительное время отвергал самую мысль об отставке Маклакова. Однако вскоре либералам удалось привлечь на свою сторону Главнокомандующего армией Великого Князя Николая Николаевича. Не желая обострять внутриполитическую ситуацию во время войны, стремясь к единению общества, Государь решил пойти навстречу пожеланиям либералов, и в июне 1915 г. Маклаков вынужден был выйти в отставку. По свидетельству А.А. Вырубовой, вопреки обыкновению «Государь лично ему об этом сообщил на докладе. Маклаков расплакался. Он был один из тех, которые горячо любили Государя, не только как Царя, но и как человека, и был ему беззаветно предан».
Маклаков остался членом Государственного Совета, принимал непосредственное личное участие в монархическом движении (официальный статус государственного служащего не позволял ему делать это раньше). Он был участником Совещания монархистов в Петрограде в ноябре 1915 г., на котором был избран в состав руководящего органа черносотенного движения — Совет монархических съездов. В конце 1916 — начале 1917 г. Маклаков принимал активное участие в кружке сенатора А.А.Римского-Корсакова, объединявшем правых государственных деятелей, которые интенсивно искали способы предотвращения грядущей катастрофы.
Ситуация в стране обострялась. Враги Самодержавия объединились в Прогрессивный блок, запахло антимонархическим заговором. Предчувствуя опасность, Государь в конце 1916 г. начал вызывать Маклакова и советоваться с ним по поводу ситуации в стране. По поручению Царя он подготовил проект Манифеста о роспуске Государственной Думы, готовил проект изменения Основных Законов. Многие видели в нем лучшего кандидата на роль диктатора, который сможет в случае начала революции восстановить порядок. 26 ноября 1916 г. Маклаков выступил в Государственном Совете с большой речью, в которой обличил либералов в подготовке антигосударственного переворота. В декабре 1916 г. Маклаков написал письмо Государю, в котором призывал принять жесткие меры против распоясавшихся внутренних врагов России. Многие видные монархисты небезосновательно видели в нем «сильную фигуру», которая может подавить массовые беспорядки и восстановить порядок. Революция грянула неожиданно. 25 февраля 1917 г., когда только начались беспорядки в Петрограде, Маклаков вместе с А.Ф.Треповым и А.А.Ширинским-Шихматовым, явившись на заседание Совета Министров, пытались убедить министров ввести осадное положение в городе. Их усилия оказались тщетными. Облеченные доверием Царя министры проявили преступную беспечность. Уже 28 февраля Маклаков был арестован и при пешем сопровождении в Петропавловскую крепость чуть было не был растерзан революционной чернью. В тюрьме он находился уже до самой кончины.
Николай Алексеевич Маклаков был одним из тех немногих царских министров, которые имели мужество на допросах в Следственной комиссии Временного правительства не отречься от своих идеалов. Он с достоинством возражал следователям Временного правительства, которые направо и налево спекулировали «интересами страждущего народа». Летом 1918 г. Маклаков был отправлен в Москву, где в первый день после объявления «красного террора», был убит на Братском кладбище вместе другими видными государственными и общественными деятелями России. Свидетель преступления передавал, что палачи «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью».
Иван Григорьевич Щегловитов родился 13 февраля 1861 г. в дворянской семье в Черниговской губернии. Образование получил в элитном Императорском Училище правоведения, которое окончил в 1881 г. с золотой медалью. Он служил по судебному ведомству, последовательно занимая разные должности в Министерстве юстиции и Сенате, в 1903 г. стал обер-прокурором Сената. Он активно сотрудничал в газетах и журналах, помещая в них статьи на правовые темы. С 1903 г. в качестве профессора он стал читать лекции по уголовному судоустройству и судопроизводству в родном Императорском Училище правоведения. В 1905 г. был прокурором на процессе по делу Каляева, убийцы великого князя Сергея Александровича. В ответ террористы объявили, что Щегловитов приговорен к смерти, но он не обращал никакого внимания на угрозы, продолжал вести прежний образ жизни. В апреле 1906 г. Щегловитов был назначен министром юстиции в правительстве И.Л.Горемыкина, на этой должности он оставался более девяти лет несмотря на смену председателей правительства.
Будучи монархистом по своим убеждениям, Щегловитов покровительствовал деятельности черносотенцев. До своего назначения на пост министра юстиции он сам был членом старейшей монархической организации Русского Собрания. За свои убеждения, твердость и последовательность в их исповедании он подвергался ожесточенным нападкам либералов. Особенно раздражала врагов Самодержавия его кадровая политика: на руководящие должности он старался подбирать людей монархически настроенных. Неприязнь переросла в ненависть, когда Щегловитов не позволил развалить следствие по делу о ритуальном убийстве Андрея Ющинского (знаменитое дело Бейлиса). Именно благодаря его твердой позиции расследование было доведено до суда. Это — одна из главных его заслуг в должности министра юстиции. Неприязненно к Щегловитову относилась не только либеральная интеллигенция, но и бюрократия. Объяснение этому факту простое — Щегловитов представлял собой редкий тогда уже тип искренно верующего православного русского сановника, а значит, был чужим по духу для чиновничьей среды. Как дело совершенно уникальное современники сообщали, что министр «блюдет посты и перед едой и после громко читает молитвы».
6 июля 1915 г. Государь вынужден был отправить Щегловитова в отставку вследствие сильного давления со стороны либеральных кругов, которые сумели привлечь на свою сторону главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. Государь, стремясь к единению общества во время войны, решил пойти навстречу желаниям либералов и генералитета (ранее отставку получили еще три правых министра министр внутренних дел Н.А.Маклаков, военный министр В.А.Сухомлинов и обер-прокурор Св. Синода В.К.Саблер). Выйдя в отставку, Щегловитов в 1915−16 гг. начал активно участвовать в деятельности монархических организаций, пытаясь активизировать их работу. Он участвовал в работе Совещания монархистов в ноябре 1915 г. в Петрограде, на котором единогласно был избран председателем. Обращаясь с приветственной речью к участникам Совещания, Щегловитов дал очень меткое определение тогдашней интеллигенции, состоящей из «мыслителей без мысли, ученых без науки, политиков инородческого, не национального пошиба». На Совещании он был избран председателем Совета монархических съездов, руководящего органа Черной Сотни. Но в ноябре 1916 г. он сложил с себя полномочия председателя Совета, ввиду того, что Государем ему было намечено иное поприще. В конце 1916 г. Николай II начал осуществлять, видимо, давно продуманный план государственных преобразований, призванный восстановить Неограниченное Самодержавие. Ключевым пунктом этого плана являлось изменение Основных Законов Российской Империи. Оно было невозможно без полной лояльности Государственного Совета. Для начала нужно было поставить во главе Госсовета деятельного человека твердых монархических взглядов, преданного Государю. Выбор Императора пал на Щегловитова. 1 января 1917 г. он был награжден орденом Св. Александра Невского и назначен председателем Государственного Совета. Однако успел провести всего только два заседания.
Щегловитов был арестован уже на второй день после февральского переворота, как один из самых опасных противников заводил масонского заговора, и с того дня до самой гибели томился в тюрьме. При Временном правительстве он сидел в Петропавловской крепости, при большевиках был переведен в «Кресты». Известны факты мужественного поведения Щегловитова в тюрьме. Будучи прекрасным знатоком права, он помогал добрым советом простым русским людям, оказавшимся по несчастливому стечению обстоятельств в чекистских застенках. Летом 1918 г. председатель Государственного Совета Российской Империи под конвоем был отправлен в Москву вместе с другими царскими министрами-монархистами и помещен в Бутырскую тюрьму. В первый день после объявления «красного террора» он был расстрелян на Братском кладбище вместе с другими русскими монархистами. Во время злодейского убийства, по словам очевидца, «Иван Григорьевич Щегловитов с трудом передвигался, но ни в чем не проявил никакого страха».
Сегодня также день памяти еще одного царского министра внутренних дел Александра Григорьевича Булыгина, который был расстрелян как заложник в 1919 г.
В этот же день 23 августа 1915 г. Государь Николай II принял Верховное командование Российской Императорской Армией, сместив Великого князя Николая Николаевича. В результате вскоре было остановлено наступление немцев.
Русская линия
«Ледяные обливания» принесли православному проекту помощи больным амиотрофическим склерозом 700 тыс. рублей
Православная служба «Милосердие» за месяц собрала более 700 тыс. рублей для своей программы помощи больным боковым амиотрофическим склерозом (БАС), передает «Интерфакс-Религия».
Внимание филантропов к этому редкому и смертельно опасному заболеванию удалось привлечь за счет набирающего популярность всемирного марафона «Ice Bucket Challenge» — кампании, направленной на привлечение внимания к БАС и финансирование фондов по исследованию этой болезни. В рамках акции обливший себя ведром ледяной воды участник должен перечислить в благотворительный фонд «ALS Association» $ 10 и бросить вызов еще трем участникам.
«Лекарство от БАС до сих пор не найдено, сегодня людям с этим тяжелейшим неврологическим заболеванием мы можем только облегчить боль, помочь с дыхательными аппаратами, а также оказать духовную и психологическую помощь. Но теперь многое может измениться. Акция „Ice Bucket Challenge“ позволила миллионам людей по всему миру узнать о БАС, люди начали активно жертвовать средства, и мы надеемся, что внимание всего мира к этому заболеванию приблизит изобретение лекарства от него», — цитирует пресс-служба «Милосердия» руководителя ее проекта помощи больным БАС Льва Брылева.
Как отметили в «Милосердии», это единственная российская организация, комплексно помогающая людям с БАС. В службе оказывают больным консультации врача-невролога, психолога и священника, организуют обучение близких больного правильному уходу, предоставляют лечебное питание. Врач службы респираторной поддержки выезжает к больному на дом, добровольцы помогают в оформлении документов и уходе за больным. Один раз в месяц проводится амбулаторный прием больных и их родственников, где можно получить комплексную консультацию всех специалистов.
Также в службе «Милосердие» действует благотворительная программа «Дыхание», направленная на сбор средств для покупки аппаратов дыхательной поддержки. Минимальная стоимость аппарата составляет около 200 тыс. рублей, а в ряде случаев нужны аппараты стоимостью 450 тыс. рублей. Эти аппараты выдаются больным на условиях безвозмездной аренды. На сегодня служба помогает более 120 людям с таким диагнозом. Из них 65 человек могут дышать с помощью аппаратов, приобретенных благодаря программе «Дыхание». В очереди на получение дыхательных аппаратов — еще 71 человек с БАС.
БАС — прогрессирующее заболевание, которое поражает двигательные нейроны в головном и спинном мозге. По мере развития заболевания у человека атрофируются почти все мышцы, наступает практически полная парализация, человек постепенно теряет способность двигаться, глотать, дышать. Без оказания специальной дыхательной поддержки человек может дойти до стадии мучительного удушья, которое длится неделями и даже месяцами. Число больных БАС в России оценивается в 9 тыс. человек, в Москве таких больных около 800. Акция «Ice Bucket Challenge» позволила Американской ассоциации по борьбе с БАС за последний месяц собрать более 100 млн. долларов.
Русская линия
В Москве прошла пресс-конференция, посвященная Международному юношескому литературному конкурсу имени Ивана Шмелева «Лето Господне»
3 сентября в пресс-центре МИА «Россия сегодня» (РИА-новости) состоялась пресс-конференция, посвященная проведению Международного юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне», сообщает Патриархия.ru.
В пресс-конференции приняли участие председатель Издательского Совета Русской Правосланой Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, лауреат Патриаршей литературной премии поэт Олеся Николаева и президент Международного общественного Фонда единства православных народов В.А. Алексеев. В роли ведущей выступила А.А. Данилова, главный редактор интернет-портала «Православие и мир».
Конкурс «Лето Господне» — новый проект Издательского совета, учрежденный в этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 6−12-х классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья, а также воспитанники воскресных школ и учреждений дополнительного образования. Конкурс посвящен 700-летию преподобного Сергия Радонежского и 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира, которое будет отмечаться в следующем году.
Как отметил митрополит Климент, конкурс «Лето Господне» даст возможность одаренным ребятам написать талантливые художественные произведения, а также лучше узнать классическую и современную литературу.
«Будущее России — не нефть, не газ, а русское слово, — отметил председатель Издательского Совета. — Важно, чтобы мы сохранили свою самобытную русскую культуру, которая пронизана Православием. Если наша культура будет размываться, то мы сольемся в общеевропейский котел. К сожалению, сегодня западная цивилизация переживает отрыв от своих исторических христианских корней».
По словам митрополита Климента, богатство русской культуры — в русском слове, в наследии, оставленном нашим предкам святыми равноапостольными просветителями Кириллом и Мефодием, в духовной литературе, представленной такими именами как Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и другими, в великой художественной литературе, которую создавали Пушкин, Лермонтов, Достоевский и другие писатели.
На конкурс «Лето Господне» можно прислать творческие работы, написанные в жанрах: эссе, критическая статья, рассказ, очерк, дневник, сочинение и другие. Ключевые направления и темы: «Священное Писание как основание русской литературы», «Образы Святой Руси», «Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры», «Творчество писателей — лауреатов Патриаршей литературной премии».
А. Данилова рассказала о том, что конкурс «Лето Господне» будет проходить в два этапа. На первом (заочном) этапе с 1 сентября по 10 декабря 2014 года осуществляется прием творческих работ и их оценка конкурсной комиссией. Итоги подводятся в трех возрастных группах: 6−7-е, 8−9-е, 10−12 классы. На второй (очный) этап в дни весенних школьных каникул в Москву будут приглашены по 10 участников от каждой возрастной группы, набравших наибольшее количество баллов. Финалисты напишут итоговую работу на предложенную тему, по результатам которой будут названы призеры конкурса. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание».
Олеся Николаева рассказала о том, что вся русская культура пронизана реминисценциями или аллюзиями на Священное Писание. «Православие — исключительно художественная религия, — отметила она. — Священное Писание и Священное Предание созданы как виртуозные художественные произведения. Вся русская литература наполнена образами Священного Писания. Они стали архетипическими и повторяются в русской литературе в разных комбинациях. Это архетипические сюжеты про блудного сына, про благородного разбойника, про Марфу и Марию, про ученика-предателя. Каждый подросток ищет себя в мире, задается вопросом: кто я? И здесь ему поможет сориентироваться и Священное Писание, и русская литература. Не случайно одно из направлений конкурса связано с исследованием образов Священного Писания, которые были восприняты русской литературой. Конкурс „Лето Господне“ поможет выявить искуснейших, талантливых ребят с литературными или философскими наклонностями».
Президент Международного общественного Фонда единства православных народов рассказал, что в конкурсе «Лето Господне» будут принимать участие юные таланты из стран, где находятся отделения Фонда, в том числе в Болгарии и в Сербии. «Очень важно научить молодых людей любить великую русскую литературу, наше главное национальное достояние», — подчеркнул В. Алексеев.
Победители конкурса «Лето Господне» будут названы в марте 2015 года в рамках празднования Дня православной книги.
Подробная информация о конкурсе приводится на сайте: http://www.letogospodne.ru.
Русская линия
Международная конференция «Русь и Афон: тысячелетие духовно-культурных связей» состоится в ноябре в Чернигове
Международная научная конференция «Русь и Афон: тысячелетие духовно-культурных связей» состоится 28−29 ноября 2014 г. в городе Чернигов (Украина). Форум посвящен 1000-летию древнерусского монашества на Афоне и 220-летию преставления преп. Паисия Величковского (+28 ноября 1794 г.), — сообщает Седмица.Ru со ссылкой на портал «Русский Афон».
Инициатором конференции выступил Международный институт афонского наследия в Украине совместно с Черниговским национальным педагогическим университетом им. Т.Г. Шевченко и Афонским информационным порталом «Afonit.Info"(www.afonit.info). В составе соорганизаторов конференции также выступают Институт литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины, Кафедра ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфике их культур и межрелигиозного диалога, Центр византийской истории и цивилизации, Коллеж де Франс (Париж, Франция), Международное общество «Друзья Афона» («Friends of Mount Athos», Оксфорд, Великобритания), Ассоциация «Insieme per Athos» («Вместе ради Афона», Италия), Центр исследований истории религии и Церкви (Чернигов, Украина), Богословско-исторический научно-исследовательский центр (Ужгород, Украина).
Как отмечают организаторы, международная конференция призвана стать площадкой для обмена опытом, системного и разностороннего обсуждения, изучения и популяризации наследия, истории и роли влияния Афона на развитие духовности, культуры, философии, искусства и литературы народов Центрально-Восточной Европы, значения Афона и его наследия в межкультурном и внутрирелигиозном диалоге в данном регионе (Греция, Украина, Белоруссия, Россия, Болгария, Сербия, Македония, Молдова, Румыния, Грузия, Польша, Литва), а также взаимоотношений и вклада этих стран в общую сокровищницу Афона, — сообщает корреспондент портала"Русский Афон".
По словам организаторов, проведение конференции в Чернигове выбрано не случайно, поскольку именно с Черниговщины был родом первоначальник древнерусского монашества преп. Антоний Печерский, принесший его 1000 лет назад со Святой Горы Афон в земли Киевской Руси. Именно в Чернигове им были обустроены по афонскому уставу Болдиногорский Богородичный печерский монастырь (Антониевы пещеры) и Елецкий Свято-Успенский монастырь. Многие столетия древние обители Чернигова служили своеобразным духовным центром и связующим звеном между Святой Горой Афон и Киевской Русью, содействуя распространению православного монашества, афонского наследия и духовного просвещения по всей Руси. С Черниговщиной тесно связано и начало подвижнического пути преп. Паисия Величковского (+28 ноября 1794 г.), 220 лет со дня смерти которого исполняется в этом году. Поэтому не случайно открытие конференции состоится именно 28 ноября, в день памяти этого выдающегося афонского подвижника, церковно-культурного деятеля и писателя, оставившего неизгладимый след в духовности и культуре Украины, Греции, России, Румынии и Молдовы.
На конференции предполагается обсудить следующие темы: влияние Афона на развитие духовности, монашества и культуры на Руси, а также среди народов Центрально-Восточной Европы; Афон и пещерные монастыри в Восточной Европе: история, археология, духовные традиции; афонский исихазм в культуре и духовности народов Центрально-Восточной Европы; афонские обители: Ксилургу и Свято-Пантелеимонов монастырь, Ильинский и Андреевский скиты; славянские обители на Афоне и их взаимоотношения с внешним миром; влияние афонского монашества и его наследия в Украине в XIV — XX вв.; преп. Паисий Величковский и его наследие; афонские традиции в архитектуре, иконописи и прикладном искусстве народов Центрально-Восточной Европы; вклад афонских славянских скрипториев в развитие славянской книжности; подворья афонских обителей в Одессе в XIХ — XX вв.; бывшие афонские монахи — новомученики, пострадавшие за веру в годы атеистических гонений в СССР.
В программе конференции также предусмотрена 30 ноября экскурсия по историческим местам и святыням древнего Чернигова.
По результатам работы планируется издание научного сборника материалов конференции.
В работе конференции предусматривается очное и заочное участие.
Электронный адрес оргкомитета: afon@afonit.info (Международный институт афонского наследия в Украине).
Для участия в конференции необходимо прислать на вышеуказанный эл-адрес до 31 октября 2014 г. заявку с указанием темы доклада и сведениями об авторе (фамилия, имя, отчество, научная степень, ученое звание, духовный сан, место работы, адрес, домашний или мобильный телефон, электронный адрес и т. п.).
Русская линия
Дом апостола Сибири и Америки восстановили на его малой родине в Иркутской области
Завершена реставрация дома святителя Иннокентия (Вениаминова) на его малой родине в деревне Анга на севере Иркутской области, передает «Интерфакс-Религия».
«На территории культурно-просветительского центра им. святителя Иннокентия закончена реставрация дома, где родился и вырос будущий митрополит Московский и Коломенский, вошедший в историю как апостол Сибири и Америки», — сообщила в четверг пресс-служба регионального правительства.
В ближайшее время в доме будет восстановлена экспозиция, посетить которую можно будет уже в конце сентября.
Проект «Путь святителя Иннокентия» был разработан по инициативе губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко и вошел в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». В проекте участвуют Иркутская, Амурская, Сахалинская, Магаданская области, Хабаровский, Камчатский, Забайкальский края, Чукотский автономный округ, а также Япония, Аляска и Калифорния.
Русская линия
В Ираке христианина замучили до смерти за отказ отречься от веры
В Ираке джихадисты ИГИЛ замучили до смерти христианина, отказавшегося принять ислам.
Очередной жертвой боевиков стал 43-летний Салем Матти Коурки из г. Барталах на занятой ИГИЛ территории Ниневийской долины, — сообщает Седмица.Ru
8 августа во время наступления джихадистов Салем не смог бежать вместе со своей семьей из-за болезни сердца. 3 недели он скрывался в своем доме, питаясь запасами еды и воды. Когда запасы закончились, он вышел из дома, намереваясь найти еды, и был взят перед церковью Девы Марии в центре города, где боевики поставили блок-пост.
После ареста Салема пытали, заставляя принять ислам. Отказавшегося оставить Христианство избили до смерти и бросили умирать на улице. Местные жители похоронили тело.
Русская линия
Христианам в США разрешили не убирать стелу с 10 заповедями
В США федеральный судья принял решение, позволяющее оставить стелу с 10 заповедями там, где она находится — на газоне перед ратушей городка Блумфилд (штат Нью-Мексико), по крайней мере, до окончания рассмотрения апелляционной жалобы городских властей на решение суда о принудительном сносе памятника, передает Православие.Ru со ссылкой на Katolik.ru.
Интересы властей Блумфилда в суде представляют адвокаты из некоммерческой христианской организации «Альянс в защиту свободы». Как заявил юрист Джонатан Скраггс, это решение стало победой сторонников памятника, — жителей и властей Блумфилда, сообщает Farmington Daily Times.
Весьма характерна аргументация, которую используют адвокаты.
В суде Скраггс заявил, что снос памятника подрывает демократию и нарушает первую и пятую поправки к Конституции США.
«Монумент с Десятью заповедями, наряду со многими другими памятниками, чествующими важные в американской истории документы, не должен подвергаться нападкам только потому, что два человека сказали, что он их оскорбляет», — сказал адвокат.
«Те, кого оскорбляют идеи о том, что религия является важной частью нашего общества, верят в нечто, противоположное тому, во что верили авторы Конституции», — добавил он.
Джонатан Скраггс также сослался на прецеденты в Фарго (Северная Дакота) и Остине (Техас), — и там, и там суды встали на сторону муниципалитетов и постановили оставить памятники с Десятью заповедями.
Отметим, что Федеральный суд США 8 августа 2014 года постановил до 10 сентября убрать стелу с Десятью заповедями, которая была установлена в июле 2011 года на газоне перед ратушей в Блумфилде.
Согласно постановлению суда, эта стела нарушает 1 поправку к Конституции США, гарантирующую свободу совести и утверждающую, что власти не будут поддерживать любую религию.
Иск против Блумфилда подали в 2012 году двое местных жителей — Джейн Феликс и Бафорд Кун, которые заявили, что монумент якобы нарушает их религиозную свободу, отдавая предпочтение определенной конфессии.
Они являются адептами неоязыческого колдовского культа Викка, символом которого является пентаграмма, а мужское божество имеет вид двурогого козла. По крайней мере восемь раз в год последователи Викка проводят совместные шабаше.
Русская линия