Кому молились папа Франциск, Шимон Перес и Махмуд Аббас в Ватикане?
Религиозная составляющая миротворческой инициативы папы Римского по примирению мусульман и иудеев на Ближнем Востоке весьма сомнительна
На фоне последних сообщений из Украины события на Ближнем Востоке, неизменно приковывавшие к себе внимание журналистов все последние годы, в настоящее время остаются в тени информагентств. Тем не менее, это не означает, что здесь ничего не происходит — противостояние евреев и арабов на Святой Земле продолжается и в свете провала очередного раунда арабо-израильских переговоров приобретает всё большую напряженность.
Американская дипломатия, начавшая уделять огромное внимание ситуации на Украине, явным образом провалилась в Израиле и вместо запланированных при посредничестве США арабо-еврейских переговоров, Палестина и Израиль вновь разругались — первая подала заявку на признание в ООН, а вторая — отказалась прекращать строительство еврейских поселений на оккупированных палестинских территориях.
После этого отношения между Палестиной и, что особенно важно, Израилем с США явно разладились — Вашингтон на некоторое время взял паузу, и примирять враждующие стороны стало попросту некому. Однако свято место пусто не бывает и вместо США роль посредника в арабо-израильском конфликте неожиданно для многих взял на себя папа Римский Франциск.
Он пригласил президента Израиля Шимона Переса и председателя Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса в Ватикан. С политической точки зрения такая инициатива оказалась как нельзя кстати, и в какой-то мере даже смогла разрядить напряжённость. Однако подробности состоявшейся встречи породили больше вопросов, чем ответов.
Церемония, в которой приняли участие Перес, Аббас и папа Франциск была очень похожа на экуменическую молитву. «Молитва за мир» включала в себя совместное чтение 8-го, 147-го, 25-го и 130-го псалмов Давида, молитвы Судного дня, молитвы за мир на древнееврейском языке, псалма из книги пророка Исайи и молитвы о мире ко Христу на итальянском языке. После этого на арабском языке прозвучали молитва святого Франциска Ассизского и слова мусульманских молитв о мире. Вопрос только, какому богу и о чём могли молиться вместе иудей, мусульманин и католик?
Ни для кого не секрет, что противостояние на Ближнем Востоке лежит именно в религиозной сфере и Храмовая гора в Иерусалиме является тем яблоком раздора, из-за которого иудеи и мусульмане вряд ли когда смогут примириться. Здесь, на Храмовой горе, находится одна из главных святынь арабов — мечеть Аль-Акса, и они никогда не откажутся от неё. В то же время именно на этой горе когда-то располагался и храм Соломона — единственное место, где иудеи, согласно Ветхому Завету, могут совершать жертвоприношения.
Верующие евреи очень строго чтят свои ветхозаветные законы, и весь Израиль буквально замирает в субботу, когда речь идёт о соблюдении шабата, однако исполнить самое главное в ветхом законе — совершить жертвоприношение во очищение своих грехов, они не могут. И поэтому каждый день иудеи приходят к Храмовой горе, чтобы оплакать разрушение храма Соломона и помолиться у Стены плача о его восстановлении.
В этом свете становится очевидным, что ни Абасс, ни Перес просто не могли одинаково воспринимать молитву за мир на Святой Земле. И, конечно, совсем иная она у христиан, ведь согласно пророчествам, именно в Иерусалиме воссядет антихрист, которого народы будут прославлять за установление мира и безопасности.
Русская линия
Митрополит Истринский Арсений: «Дай Бог, чтобы и ваши чаяния, болезни и скорби молитвами Святейшего да утолились, устроились и умягчились»
В день 24-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Алексия II у его могилы в Богоявленском соборе Москвы состоялась Божественная литургия и панихида
10 июня 2014 года, в день, когда отмечается 24-я годовщина интронизации приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, первый викарий Святейшего Патриарха, управляющий Центральным и Южным викариатствами митрополит Истринский Арсений совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе столицы, после которой состоялась панихида горячо любимого верующими Русской Церкви Предстоятеля, сообщает сайт Благочиния Богоявленского округа Москвы.
Богослужение прошло в Благовещенском приделе храма, где находится Святейшего Патриарха Алексия.
Митрополиту Арсению сослужили благочинный Богоявленского округа архимандрит Дионисий, настоятель собора протоиерей Александр Агейкин, клирик собора священник Алексий Артамонов, клирик храма святого апостола Андрея Первозванного в Люблино священник Кирилл Прохоров, студент СДС священник Александр Ковалёв, клирик Богоявленского собора протодиакон Алексий Катанников и клирик храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве диакон Максим Тогубицкий.
За богослужением молились почетный настоятель собора протопресвитер Матфей Стаднюк, ктитор собора Н. Капчук, настоятельницы и насельницы ставропигиальных женских монастырей и подворий.
После отпуста Литургии владыка Арсений совершил панихиду перед гробницей Святейшего Патриарха Алексия. По окончании заупокойного богослужения архипастырь обратился к верующим, в котором призвал всегда молиться о почивших Предстоятелях Русской Православной Церкви.
«Благодарю отцов священнослужителей, матушек настоятельниц, и вас, дорогие братья и сестры, за участие в Божественной литургии и панихидном молении о приснопамятном Святейшем Патриархе Алексии II. Потому что этот день для истории Церкви, как и для почившего Святейшего Патриарха, очень важен. В этот день Святейший Алексий II — тогда митрополит Ленинградский и Новгородский — был возведён в патриарший сан. И с тех пор в течение почти 18 лет мы с вами его поминали, чтили и любили, как Первосвятителя Земли Русской — Святейшего Патриарха Алексия», — обратил внимание владыка Арсений.
«Мы, которые были при нём, стараемся в те особые дни, которые связаны с его жизнью, чтить его у этой гробницы, которая воздвигнута в Благовещенском приделе Богоявленского кафедрального собора над его захоронением и даёт возможность каждому из нас прибегать к его молитвенной помощи. Я благодарю всех тех, кто с нами сегодня молился, возжигал свечи, и возлагал цветы. Дай Бог, чтобы и ваши чаяния, болезни и скорби молитвами Святейшего да утолились, устроились и умягчились. Да хранит Вас Господь на всех путях жизни Вашей!», — заключил архипастырь.
Русская линия
Останки грузинских царей Вахтанга VI и Теймураза II, возможно, вернутся на Родину
В Астрахани открылась конференция, в ходе которой предполагается обсудить просьбу грузин перенести останки их царей в Грузию
В Астрахань прибыла высокопоставленная церковная делегация Грузинской Православной Церкви во главе с председателем Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополитом Зугдидским и Цаишским Герасимом, которая намерена принять участие в обсуждении вопроса о возможном перенесения останков грузинских царей XVIII века Вахтанга Шестого и Теймураза Второго из России в Грузию, сообщает Lotosgtrk.Ru.
Вопрос перезахоронения в Тбилиси поднимают давно — в связи с этим была создана российско-грузинская комиссия, проводились дополнительные исторические и археологические исследования. 10 июня 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в Астрахани открылась международная научная конференция «Астрахань и Багратионы: история двух захоронений».
Наряду с высокопоставленными гостями из Грузии — митрополитом Зугдидским и Цаишским Герасимом, митрополитом Астраханским и Камызякским Ионой, митрополитом Батумским и Лазским Димитрием — участие в конференции принимают председатель ОВЦС МП митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Астраханский и Камызякский Иона, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь Астраханской епархии протоиерей Михаил Пристая, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и многие другие.
Перед открытием конференции владыка Иларион встретился с митрополитом Зугдидским и Цаишским Герасимом и митрополитом Батумским и Лазским Димитрием, после чего они совершили заупокойную литию у гробниц царей Вахтанга и Теймураза в крипте астраханского Успенского кафедрального собора. За богослужением молились участники конференции и духовенство Астраханской епархии. Гости поклонились почивающим в соборе мощам святителей Астраханских: священномученика митрополита Иосифа, архиепископов Феодосия и Герасима.
Слова заупокойной литии звучали как на русском, так и на грузинском языке. И хотя в крипте Успенского собора довольно тесно и мало света, все почувствовали особое духовное единение, ведь грузинских царей из династии Багратионов (а они сыграли огромную роль в становлении дружеских отношений между Россией и Грузией) одинаково любят как верующие Грузинской Церкви, так и верные Московского Патриархата.
«Уже несколько лет этот вопрос между нашими не только Церквями, но государствами и учёными происходит. И наметили встречу в Астрахани, чтобы поставить точку на все вопросы, которые перед нами стоят», — сказал митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, говоря о целях своей поездки в Россию.
Священнослужители, учёные и общественность из России и Грузии по крупицам восстанавливают историю царей Вахтанга Шестого и Теймураза Второго. Незаурядные политики, ориентированные на Россию, просветители и поэты — они стали изгнанниками в своей стране.
«Так сложилось, что они окончили свою жизнь в России. Вахтангу пришлось уехать из своей страны, поскольку она была завоевана вражеским нашествием. А Теймураз скончался во время очередного раунда очень длительных переговоров. Но сын Теймураза заключил знаменитый Георгиевский трактат, восточная Грузия — Картли и Кахетия перешли под покровительство Российского государства», — сообщил главный научный сотрудник института Российской истории РАН, доктор исторических наук Вадим Трепавлов.
Вопрос о перезахоронении грузинских царей слишком серьезный, чтобы торопиться, не раз подчёркивал митрополит Астраханский и Камызякский Иона. «Можно сказать, они изгнанники были своей страны. И нашли свое упокоение на Астраханской земле. И похоронили их с почестями там, где покоились и наши митрополиты».
Переговоры и дискуссии продемонстрировали не только уважительное отношение с обеих сторон к истории наших стран, но и умение находить точки соприкосновения. «Мы постараемся внимательно изучить историю этого захоронения, завещания, какие имелись, если имелись. И как-то приблизиться к решению этого вопроса», — подытожил митрополит Волоколамский Иларион.
Русская линия
Доброе знамение
Рядом с Мамврийским дубом в Хевроне появились молодые побеги
10 июня, на третий день праздника Святой Троицы духовенство Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с её начальником игуменом Феофаном традиционно направилось в Хеврон, где, как известно, произошло знаменитое явление Святой Троицы Аврааму. В честь этого события в храме Святых Праотцев при большом стечении православных верующих была отслужена Божественная литургия, сообщает сайт Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Поскольку на службе, помимо монахинь, прихожан израильских храмов и паломников, присутствовало значительное количество православных палестинских арабов, служба в храме велась на двух языках — русском и арабском.
После литургии состоялся крестный ход к Мамврийскому Дубу, где был отслужен краткий молебен с чтением Евангелия. Несколько тысячелетий назад на этом историческом месте родоначальник еврейского и арабского народов и отец всех верующих Авраам принял у себя трех Ангелов — Самого Бога, в Троице поклоняемого, Который даровал ему в столетнем возрасте сына и произвел от него великие народы. Уже на протяжении многих веков Мамврийский Дуб как великая святыня почитается и оберегается верующими. Ныне он представляет собой могучий засохший остов, удерживаемый от падения специальными металлическими подпорками.
Однако в этом году произошло настоящее чудо, свидетелями которого стали сотни верующих: от корня когда-то могучего дерева впервые за многие десятилетия стал расти новый росток, который покрылся в этом году нежной молодой листвой.
Русская линия
Дэвид Кэмерон пообещал пресечь попытки исламизации школ в Бирмингеме
Премьер-министр Англии считает, что активность фундаменталистов в области государственного образования требуют особо жесткого ответа
«Защита детей является главнейшей обязанностью правительства, — заявил премьер Великобритании. — Именно поэтому сообщения об предполагаемой активности исламских радикалов в бирмингемских школах требуют особо жесткого ответа», — заявил Кэмерон.
Британское Управление по стандартам в сфере образования опубликовало доклад, в котором подтвердило сообщения о деятельности в ряде школ Бирмингема исламских фундаменталистов. Инспекция установила, что в этих учебных заведениях была создана «атмосфера страха и запугивания» в отношении не согласных с фундаменталистами учителей. Дети были подвергнуты риску попасть под влияние религиозных радикалов и экстремистов и «плохо подготовлены к жизни в современной Британии», заключила инспекция.
В марте 2014 года в местный совет Бирмингема поступило анонимное письмо. В нем говорилось о том, что группа исламских фундаменталистов проводит скрытую кампанию, чтобы поставить под контроль процесс обучения в школах, где большинство составляют дети из мусульманских семей. Ее организаторы направляли в мусульманские семьи письма с требованием добиваться с помощью родительских комитетов смещения тех директоров и завучей, которые не хотели изменять процесс обучения в соответствии с требованиями консервативного ислама.
В результате в нескольких школах под давлением родителей были уволены руководители, не разделявшие установки исламских фундаменталистов. В некоторых школах было отменено изучение ряда светских предметов, таких как рисование и музыка. Девочек заставляли сидеть на задних партах отдельно от мальчиков.
Кроме того, по данным газеты Дэйли Телеграф, глава родительского комитета школы одной из бирмингемских школ недавно совершил поездку в Сирию, где оказывал помощь боевикам-исламистам. Этот человек также является активистом организации, собирающей средства в поддержку семей мусульман, осужденных за терроризм.
Русская линия
Смоленской епархии передан ковчег с мощами святых Древней Церкви
Передача РПЦ бесценных реликвий стала возможна благодаря инициативе маркизы Иммаколаты Соларо дель Борго
Представители Мальтийского ордена во главе с маркизой Иммаколатой Соларо дель Борго передали Смоленской епархии ковчег с мощами святых Древней Церкви — святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, апостола Андрея Первозванного, апостола Филиппа, апостола Иакова, святителя Василия Великого, великомученика Георгия, великомученицы Варвары, мученика Модеста, мучениц Агнии и Киликии, святителя Амвросия Медиоланского. Торжественная церемония состоялась утром 7 июня 2014 года, перед Божественной литургией, в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска.
«Пользуясь возможностью, я лично благодарю Вас, Ваше Высочество маркиза Иммаколата, за этот дар, который Вы нам сегодня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла передаете в Смоленскую епархию. Ваша неизменная многолетняя дружба с Русской Православной Церковью сегодня еще раз подтверждается Вашим желанием передать эти древние святые мощи. От меня, духовенства, всех верующих разрешите предать Вам слова благодарности и низкий поклон за то, что Вы так заботитесь о духовной жизни в России», — обратился епископ Смоленский и Вяземский Исидор к представителям Мальтийского ордена.
«Мы с вами сегодня присутствуем при важном, можно сказать, историческом событии, когда по волеизъявлению госпожи Иммаколаты мы с вами получаем из ее рук мощи древних святых. Эти величайшие христианские святыни будут находиться в нашем кафедральном соборе. Всякий приходящий человек сможет не только мысленно обращаться к тем древним святым, среди которых великий пророк и Предтеча Господень Иоанн, святитель Василий Великий и многие другие древние святые, к которым мы мысленно обращаем свой взор, направляя в глубокие тысячелетия истории нашей древней Церкви», — сказал архипастырь.
В мероприятии участвовали посол Суверенного Мальтийского ордена в Российской Федерации Джафранко Факко Бонетти и секретарь епархиального управления Смоленской епархии иеромонах Серафим (Амельченков).
Затем епископ Исидор возглавил в Успенском соборе служение Литургии. По окончании богослужения верующие приложились к ковчежцу с мощами святых Древней Церкви, который отныне будет храниться в главном храме Смоленской епархии.
Маркиза Иммаколата Соларо дель Борго является одним из инициаторов движения по передаче Русской Православной Церкви древних реликвий из Италии в связи с утратой итальянцами традиций почитания этих реликвий. Частицы Креста Господня, ризы Божией Матери и мощей наиболее почитаемых в России святых: Иоанна Предтечи, Святых Апостолов, святителей Николая Чудотворца и Василия Великого, священномучеников Игнатия Богоносца и Власия, великомучеников Пантелеимона и Георгия Победоносца, великомученицы Анастасии Узорешительницы, мучеников Вонифатия и Севастиана, мучениц Наталии и Софии, преподобного Алексия Человека Божия, праведной Анны и других — все эти бесценные дары, а также древний список Казанской иконы Божией Матери были привезены в Россию благодаря её бескорыстной помощи.
Идея передачи мощей святых Древней Церкви возникла у маркизы Иммаколаты во время посещения Смоленской епархии ещё во времена, когда правящим архиереем кафедры был глава ОВЦС, митрополит Смоленский Кирилл. И вот спустя несколько лет с Божией помощью, по благословению Патриарха Кирилла этот проект был реализован.
Русская линия
Патриарх Сербский Ириней: «Святой Игумен земли Русской обогатил внутренний мир каждого православного человека»
Предстоятель Сербской Православной Церкви совершил Божественную литургию на подворье Русской Православной Церкви в Белграде
9 июня 2014 года, в день Святого Духа, Святейший Патриарх Сербский Ириней совершил Божественную литургию на подворье Русской Православной Церкви в Белграде по случаю 90-летия основания русского Свято-Троицкого храма на сербской земле, а также в честь отмечаемого в нынешнем году 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В числе сослуживших клириков был настоятель подворья протоиерей Виталий Тарасьев, сообщает Патриархия.Ru.
На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Белграде А. Чепурин, представитель сербского Правительства Братислав Петкович, общественные деятели Сербии.
После Литургии был совершен молебен о здравии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, после чего прозвучало многолетие Предстоятелям двух Церквей, русскому и сербскому народам.
Обратившись к Святейшему Патриарху Сербскому Иринею с приветственным словом, настоятель подворья Виталий Тарасьев произнёс слова благодарности за духовное попечение о подворье Русской Православной Церкви в Белграде и подчеркнул значение многовековых духовных связей России и Сербии: «Благодарю Ваше Святейшество за то, что Вы, продолжая традиции Ваших предшественников — Патриархов Сербских, несмотря на ежедневные заботы о своей пастве, всегда в полной мере разделяете чаяния русских верующих и прихожан русского храма в Белграде».
На молитвенную память о праздничном богослужении протоиерей Виталий Тарасьев преподнес Предстоятелю Сербской Православной Церкви панагию с образом преподобного Сергия Радонежского.
Святейший Патриарх Ириней от имени всей полноты Сербской Православной Церкви выразил огромную благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, русскому народу и российскому государству за неизменную поддержку сербского народа и Сербской Церкви в трудные времена.
Обращаясь к собравшимся в храме подворья, Его Святейшество также отметил особую значимость духовного подвига преподобного Сергия Радонежского. «Святой Игумен земли Русской обогатил внутренний мир каждого православного человека. Духовный опыт преподобного и по сей день является ярким примером и источником духовной силы для каждого христианина. Каждая Литургия для верующего — это попытка приближения к Всевышнему, и сегодняшнее богослужение в этом русском храме, молитва преподобному Сергию Радонежскому — краткий и искренний путь приближения к Божиим дарам», — подчеркнул Святейший Патриарх Сербский Ириней.
По окончании богослужения состоялся торжественный приём.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день падения Константинополя и в день рождения Царевны-Мученицы Татианы, мы вспоминаем церковного историка-монархиста Н.Д.Тальберга
29 мая 1453 г. после почти двухмесячной осады под натиском турок пал Второй Рим, который на Руси называли Царьградом. Осада великого города началась 7 апреля, 18-го турки пошли на приступ, но атака была отбита с большими для них потерями. 21 апреля султан Мехмед приказал по суше перетащить 80 своих кораблей в Золотой Рог.
Для этого турки за одну ночь соорудили дощатый настил и перетащили корабли из Мраморного моря в бухту. Генуэзцы, которые могли воспрепятствовать этому, предали греков. Накануне последнего штурма султан предложил Императору Константину XII Палеологу сдаться, обещая выпустить защитников живыми из города. Император ответил наглому варвару: «Если ты желаешь, подобно отцам твоим, жить в мире с нами — благодарение Богу. Владей же несправедливо похищенными у нас укреплениями и землей, — мы признаем это справедливым; отстригай и дани, — такие, какие по нашей силе мы можем ежегодно дать тебе, — и уйди в мире. А отдать тебе город не в моей власти, да и не во власти обитающих в нем. Ибо по общему нашему решению все мы добровольно умрем и не пощадим жизни нашей».
Последний штурм турки начали 27 мая. Это было воскресенье, 1-я Неделя по Пятидесятнице, когда празднуется память Всех святых. Кровопролитное сражение продолжалось днем и ночью. 28 мая в первый день Петрова поста Император Константин собрал военный совет, на котором призвал всех быть достойными славы Константина Великого и не допустить осквернения варварами христианских святынь. Император и многие воины причастились Святых Таин и надели лучшие одежды, готовясь к смерти. Защитники города просили друг у друга прощения, готовясь предстать перед Господом. Султан Мехмед же 28 мая объехал войска и пообещал на три дня отдать им Константинополь на разграбление. Это вызвало прилив энтузиазма у турок. В полночь они пошли на приступ.
Силы защитников таяли. Император Константин, сражавшийся как рядовой воин в самой гуще битвы, погиб. Столица мира пала.
Султан Мехмед, как и обещал, отдал город на три дня на разграбление своим головорезам. Потоки крови на улицах доставали до колен, а в Золотом Роге из-за тел не было видно воды.
В православной традиции главную причину падения Константинополя видели в отступничестве от Православия, выразившемся в подписании Флорентийской унии. Второй Рим пал в ереси. Надеясь на военную помощь Папы, Император разрешил кардиналу Исидору совершить 12 декабря 1452 г. в храме св. Софии литургию по католическому обряду. Это вызвало бурю негодования со стороны православных горожан, которые в гневе кричали: «Не нужно нам ни помощи латинян, ни единения с ними!» Как и следовало ожидать, помощь с Запада не пришла.
Падение Второго Рима привело к возвышению Москвы. Русскому государству Господь судил стать Третьим и, по пророчеству старца Филофея, последним Римом («яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии»).
В этот день, 29 мая 1897 года, родилась святая Царевна-Мученица Татьяна Николаевна (день памяти 17 июля).
Она была вторым ребенком в Царской Семье. «Очень высокая, тонкая, как тростинка, она была наделена изящным профилем камеи, синими глазами и каштановыми волосами», вспоминали о ней. Царь-Мученик Николай II Александрович всегда отмечал, что Татьяна напоминает ему его венценосную супругу — Императрицу Александру Федоровну. В годы Первой мировой войны Великая Княжна трудилась сестрой милосердия в лазарете, нежно и бесстрашно перевязывая уверенной рукой страшные раны русских воинов. Она также возглавляла благотворительный комитет, призванный помогать раненным воинам, вместе с сестрами и Государыней развозила раненным солдатам теплые вещи, сшитые собственными руками.
«Направо от меня сидит Великая Княжна Татьяна Николаевна. Она Великая Княжна с головы до ног, так Она аристократична и царственна. Лицо Ее матово-бледно, только чуть-чуть розовеют щеки, точно из-под Ее тонкой кожи пробивается розовый атлас. Профиль Ее безупречно красив, он словно выточен из мрамора резцом большого художника. Своеобразность и оригинальность придают Ее лицу далеко расставленные друг от друга глаза. Ей больше, чем сестрам, идут косынка сестры милосердия и красный крест на груди. Она реже смеется, чем сестры. Лицо Ее иногда имеет сосредоточенное и строгое выражение. В эти минуты Она похожа на Мать. На бледных чертах Ее лица — следы напряженной мысли и подчас даже грусти. Я без слов чувствую, что Она какая-то особенная, иная, чем сестры, несмотря на общую с ними доброту и приветливость. Я чувствую, что в ней — Свой целый замкнутый и своеобразный мир», — вспоминал С.Я.Офросимов.
В годы страшных испытаний, выпавших на долю Царской Семьи после революционной катастрофы 1917 года, находясь в екатеринбургском заточении, Великая княжна писала: «Так больно и грустно все, что делают с нашей бедной Родиной, но одна надежда, что Бог так не оставит и вразумит безумцев».
Сегодня также день памяти церковного историка и видного монархического деятеля Николая Дмитриевича Тальберга, скончавшегося на чужбине в 1967 г.
Он родился 10 июля 1886 г., недалеко от Киева и принадлежал к обрусевшему шведскому дворянскому роду. В 1907 с золотой медалью он окончил Императорское училище правоведения и поступил на службу в один из департаментов Министерства внутренних дел. С молодых лет Тальберг проявил себя как убежденный монархист, был членом элитарного клуба правых — Русского Собрания. Февральский переворот 1917 г. Тальберг не принял, аттестовав виновников «февраля» как «недоумков и предателей» и отказался служить новой власти. Вскоре он вступил в тайную организацию известного монархического деятеля Н.Е.Маркова, ставившую целью освобождение Царской Семьи; выполнял различные ее поручения. В 1920 Тальберг эмигрировал в Германию, где принял активное участие в подготовке монархического съезда в Рейхенгалле, который избрал его управляющим делами Высшего Монархического Совета. С первых лет эмиграции Тальберг приобрел широкую известность, постоянно выступая с лекциями и докладами на исторические, историко-церковные, религиозные и политические темы и печатаясь в патриотической периодике.
Тальберг является автором целого ряда историко-публицистических трудов, проникнутых неподдельной любовью к России, к ее вековым устоям, сыновней верностью к Православной Церкви. Характерной чертой работ Тальберга является раскрытие духовных корней российской истории, защита принципа симфонии духовной и светской власти, искренняя апологетика принципа самодержавной монархии, целостное христианское мировоззрение и вера в конечное торжество идеалов Святой Руси, без которых немыслимо для него подлинное Русское государство.
С 1950 Тальберг проживал в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США), работая преподавателем исторических предметов, воспитателем и наставником семинарии, находящейся при монастыре. Скончался на 81-м году жизни, похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря.
Русская линия