Русская линия
<< Полная сводка новостей от 10 мая 2014 >>

Святому благоверному князю Дмитрию Донскому — освободителю земли Русской
Святейший Патриарх Кирилл, премьер-министр Д. Медведев и мэр Москвы С. Собянин приняли участие в церемонии открытия и освящения памятника св. блгв. Димитрию Донскому в Москве

Закладной камень и памятник св. блгв. князю Димитрию Донскому в Москве8 мая 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, премьер-министр России Дмитрий Медведев, полномочный представитель Президента РФ в ЦФО округе Александр Беглов и мэр Москвы Сергей Собянин приняли участие в церемонии открытия монумента святому благоверному князю Димитрию Донскому работы покойного скульптора Вячеслава Клыкова в Москве, на пересечении Николо-Ямской и Яузской улиц, сообщает Патриархия.Ru.

Бронзовый памятник святому благоверному князю представляет собой князя Дмитрия Ивановича Донского, сидящего на походном боевом коне с мечом на левом бедре, в правой руке великий князь держит развевающийся стяг Московского княжества, который символизирует объединение русских земель вокруг Москвы под его началом. На барельефе памятника надпись: «Посвящается святому благоверному князю Дмитрию Донскому — освободителю земли Русской».

После объявления диктора о том, что в год 700-летия преподобного Сергия Радонежского в Москве освящается памятник его духовному сыну благоверному великому князю Димитрию Донскому, с монумента было снято покрывало и Святейший Патриарх совершил чин освящения памятника.

К участникам церемонии обратились Дмитрий Медведев и Сергей Собянин, сообщает Интерфакс-Религия.

«Святой благоверный князь Дмитрий Донской жил в очень трудное время — хотя легких периодов в нашей истории было, наверное, совсем немного — и за свою не очень долгую земную жизнь сумел решить одну очень важную задачу. Он показал, что даже какой-либо очень мощной силе, которая противостояла нашей Руси в тот период, можно противопоставить веру, можно противопоставить опору на людей и добиться по сути свободы и независимости», — сказал Д.Медведев.

По его словам, именно это и произошло, когда стараниями князя, при духовной поддержке преподобного Сергия Радонежского, 700-летие которого празднуется в этом году, произошло сражение на Куликовом поле и целый ряд других событий, «которые в действительности предопределили ход развития московской и российской истории того периода».

В свою очередь, мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что власти Москвы придают большое значение увековечиванию памяти Дмитрия Донского и поэтому прилагают большие усилия, чтобы имя святого князя нашло должное отражение в топонимике столицы. В связи с этим глава Москвы напомнил, что за последние годы в столице был создан бульвар Дмитрия Донского, построена одноименная станция метрополитена, а в рамках программы «200 храмов» возведён храм в честь благоверного князя.

Обращаясь к собравшимся на церемонию освящения памятника, Святейший Патриарх Кирилл заметил, что именно на берегу Яузы «собиралось ополчение, которое двинулось навстречу грозному врагу, чтобы на Куликовом поле принести нашему народу такую чаемую победу». «Князь Димитрий Донской был ещё молодым человеком. И, может быть, ему не хватало жизненного опыта, не хватало решимости. Он нуждался, несомненно, в сильной поддержке. И эту поддержку оказал ему тот человек, которого мы сегодня называем самым известным русским святым — преподобный Сергий Радонежский».

«Мы знаем, что Дмитрий Донской одержал эту удивительную победу. Это была не окончательная победа, но стало ясно всем — и врагам, и самой Руси — что народ наш, несмотря на тягчайшие внешние обстоятельства, в определенный момент может сконцентрировать свою волю, свои силы, свои чувства, обрести уверенность в непременной победе, реализовать эту уверенность и обрести победу. Действительно, то, что совершено было на Куликовом поле, относится к одному из самых важных эпизодов нашей отечественной истории», — отметил Его Святейшество.

В заключение Предстоятель Русской Православной Церкви вспомнил добрым словом «автора этого монумента, человека, который многое сделал для развития русской культуры, особенно изобразительного искусства, скульптуры» — Вячеслава Михайловича Клыкова. «Ему не удалось дожить до нашего времени, но все те, кто продолжал его дело, внесли очень большой вклад в то, чтобы сегодня, в канун праздника Победы, этот памятник был освящён», — заявил Патриарх Кирилл, выразив слова благодарности российским властям в лице Дмитрия Медведева и Сергея Собянина.

Русская линия


Патриарх Кирилл: Этот праздник объединяет весь наш народ
Предстоятель РПЦ почтил память погибших в Великой Отечественной войне

Патриарх Кирилл 8.05.20148 мая, в канун Дня Победы, Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены и цветы к памятной плите города-героя Одессы, почтив память погибших в беспорядках 2 мая 2014 года. В торжественной церемонии по традиции участвовала рота почетного караула и оркестр Комендатуры Московского Кремля, сообщает Патриархия.Ru.

«Дорогие военнослужащие, я хочу всех вас поздравить с праздником Победы — великим днем, который объединяет весь наш народ. Люди разных национальностей и взглядов объединяются вокруг воспоминания о великой победе, которая свидетельствует до сих пор о великом мужестве, целеустремленности, о силе нашего народа», — сказал Патриарх, обращаясь к присутствовавшим военным.

«Это праздник и государственный, и церковный; правда, мы отмечаем День Победы в день святого Георгия Победоносца, когда прозвучали последние залпы в Берлине, и молимся Георгию Победоносцу, который является покровителем страны нашей, покровителем Первопрестольного града, о том, чтобы Господь приклонил милость Свою над Отечеством нашим, чтобы никогда не было больше войн, которые уносили бы жизни ни в чем не повинных людей», — заключил Святейший Владыка.

У Вечного огня Предстоятель РПЦ и сопровождавшие его представители духовенства пропели «Вечную память» воинам, «жизнь свою за веру и отечество положившим». После этого предстоятель РПЦ прошел к мраморной плите Одессы и возложил к ней цветы.

Русская линия


Сергей Меняйло: В Севастополе, наконец, восторжествовала историческая справедливость
И.о. севастопольского губернатора открыл монумент царскому адмиралу Д. Сенявину и пообещал вернуть городу первоначальный исторический облик

Памятник адмиралу Д.Н. Сенявину в Севастополе8 мая 2014 года в центре Севастополя, на месте, где стоял памятный знак 10-летию ВМС Украины, состоялась торжественная церемония открытия памятника царскому адмиралу Дмитрию Сенявину, который «городу русских моряков» подарило Министерство обороны России, сообщает «Крыминформ».

В церемонии открытия приняли участия заместитель министра Николай Панков, автор скульптуры Михаил Переяславцев, а также командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Витко, и.о. губернатора Севастополя Сергей Меняйло и представители ветеранских и общественных организаций.

Открывая монумент, командующий Черноморским флотом России Александр Витко отметил, что царский адмирал Сенявин для российских моряков стоит в одном ряду с такими выдающимися флотоводцами, как Нахимов и Лазарев, сообщает онлайн-газета «Новый Севастополь».

«Ученик Ушакова, он был достоин своего учителя. 20 лет отданы Черноморскому флоту. Участвовал в сражениях при Корфу, Калиакрия. Самостоятельно одержал победы при блокаде Дарданелл, Афонском сражении, освобождал Черногорию от турецкого ига. Руководил Наваринским сражением. Этот памятник должен был появиться в Севастополе. Мы с гордостью будем проходить мимо него», — сказал адмирал Александр Витко.

Заместитель министра обороны Николай Панков обратил внимание на то, что с инициативой создания памятника и увековечивания памяти адмирала Сенявина выступили военные художники-грековцы, и сам монумент выполнил народный художник РФ, скульптор студии военных художников им. Грекова Михаил Переяславец. «Они проделали огромную работу. Я уверен, что место, где установлен памятник, станет знаковым для севастопольцев, крымчан и всех россиян», — заявил Н. Панков.

В свою очередь, исполняющий обязанности губернатора Севастополя Сергей Меняйло пообещал, что установка памятника адмиралу Российской империи Сенявину в Севастополе — это не последняя акция и в будущем власти сделаю всё, чтобы в «городе русских моряков» восторжествовала историческая справедливость, и он вновь приобрёл свой исконно русский исторический облик.

«Историческая справедливость в отношении выдающегося военного начальника, моряка, учёного, наконец, восторжествовала. До этого у нас в городе была установлена мемориальная табличка памяти Сенявина на улице, названной в его честь. Думаю в перспективе, с помощью севастопольцев, с помощью граждан всей России и талантливых людей, мы приведём город-герой Севастополь в надлежащий ему исторический облик», — сказал и.о. губернатора.

В завершение Серей Меняйло поблагодарил Минобороны РФ и коллектив скульпторов за памятник царскому адмиралу и выразил уверенность, что севастопольцы по достоинству оценят их труды на благо города.

Русская линия


А.В. Суворову нет равных
Завершился конкурс «Имя Победы» за звание наиболее любимого в народе полководца русской истории

А.В. Суворов9 мая 2014 года, в День Победы, были подведены итоги конкурса «Имя Победы» за звание наиболее любимого в народе полководца русской армии, организованного Российским военно-историческим обществом и ВГТРК при поддержке Министерства культуры России. Со значительным превосходством в конкурсе победил всеми любимый военный гений, генералиссимус Александр Суворов, набравший к 9 мая 142 537 голосов, сообщает ИТАР-ТАСС.

В первой десятке полководцев по итогам голосования также оказались маршал Георгий Жуков, святой благоверный князь Александр Невский, предводитель русской армии во время Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов, маршал Константин Рокоссовский, святой праведный флотоводец Фёдор Ушаков, знаменитый русский адмирал Павел Нахимов, святой благоверный князь Дмитрий Донской, герой Русско-турецкой войны генерал Михаил Скобелев и покоритель Кавказа Алексей Ермолов.

Начиная с 9 мая 2013 года, профессиональное сообщество, знатоки и любители истории выдвигали в список ста великих полководцев России наиболее выдающихся военачальников. Они и стали номинантами всероссийского конкурса «Имя Победы», стартовавшего в День народного единства — 4 ноября.

С тех пор было проведено семь этапов интернет-проекта, в котором приняли участие более миллиона человек (индивидуальных IP). Голоса поступили из России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Туркмении, Германии, Лихтенштейна, Сан-Марино, стран Балтии, Африки, Америки и Океании. Всего на сайт проекта поступило 5 млн 139 тыс. 662 голоса.

По словам научного директора Российского военно-исторического общества Михаила Мягкова, проект несёт большую просветительскую функцию. «Мы много чего не знаем о наших полководцах. Конечно, всем известно, что они были талантливыми военачальниками, одерживали победы, выигрывали сражения, но мало кто знает, что они были за люди по личностным и деловым качествам, как они относились к власти, как общество относилось к ним», — отметил Мягков.

Всё это можно узнать на сайте проекта, где содержится подробная биографическая справка и доступны небольшие исторические фильмы о полководцах конкурса «Имя Победы».

Русская линия


Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: «Наши отцы и деды были одним народом»
Архипастырь уверен, что даже в самые тяжкие времена братоубийственных конфликтов надо уметь разговаривать, а не стрелять друг в друга

Архиепископ Горловский Митрофан 9.05.2014Вчера в городе Горловка Донецкой области, прошла панихида по погибшим в годы Великой Отечественной войны. Богослужение возглавил архиепископ Горловский и Славянский Митрофан. По окончании панихиды владыка Митрофан обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом:

«Церковь Христова поминает всех вождей и воинов, на поле брани за веру и Отечество живот свой положивших, всех, кто исполнил заповедь: „Нет больше той любви, чем если кто душу свою положит за други своя“. И во все времена, а особенно в такие тяжкие времена, времена братоубийственных конфликтов, служение Церкви было служением миротворческим. И это не значит, что нужно стоять сзади с белым флагом и ждать, кто победит, для того чтобы прислониться к победившей стороне. Миротворческое служение — это значит быть между теми, кто готов стрелять друг в друга», — напомнил архиерей.

«Миротворческое служение заключается в том, чтобы говорить и той, и другой стороне слово правды — правды Христовой, не человеческой, а Божией. И быть готовым к тому, что в тебя могут выстрелить и с той, и с другой стороны, и не испытывать при этом страха. Потому что Бог не в силе, а в правде. А правда сильнее всякого зла, сильнее всякой неправды», — сказал архиепископ Митрофан.

«А в чём же эта правда сегодня, когда мы празднуем память тех, кто своим трудом и подвигом создал нам условия для мирной жизни? Правда в том, что добро не требует, чтобы ему помогало зло. Правда в том, что для того, чтобы любить свою Родину, свою семью, своих родных и близких, не надо кого-то ненавидеть. Правда заключается в том, что брат не должен поднимать руку на брата, и нужно уметь говорить, а не стрелять друг в друга. Правда заключается в том, что, умея отстаивать свою истину и свои позиции, при этом не надо обижать и унижать другого человека, впятером нападать на одного и таким образом оправдывать себя, дескать, что я что-то защищаю. Правда заключается в том, что не нужно зло для того, чтобы поддерживать добро. Добро всегда зло победит. Но если оно соединится со злом, если будет пользоваться его услугами, оно перестанет быть добром. Правда заключается в том, что и руки, и душа, и сердце должны быть чистыми и не должны оскверняться грехом и неправдой», — цитирует владыку Митрофана портал Православие и мир.

«Дай Бог, чтобы мы все вспомнили о том, кем были наши отцы и деды. Они были одним народом. У них была светлая идея, и они готовы были жизнь свою отдать за другого, за своего брата, а не забрать у него эту жизнь ради каких-то личных целей. Дай Бог, чтобы мы были на них похожи, чтобы их пример и их подвиг, который всегда объединял, который всегда вдохновлял, помог и нам преодолеть это трудное время. Чтобы мы все были вместе, и всегда могли едиными устами и единым сердцем произносить те слова, которые мы должны произносить в день Светлого Христова Воскресения и в День Победы: «Радостью друг друга обымем! Христос воскресе!»

Русская линия


Владимир Мединский: «Какая бы ни была власть, сражались всегда за Родину, Отечество, семью и веру»
В канун Дня Победы, и год 100-летия Первой Мировой войны, на Белорусском вокзале столицы открыли памятник «Прощание славянки»

Открытие памятника *Прощание славянки* в МосквеНа Белорусском вокзале столицы открыт бронзовый монумент под названием «Прощание славянки». Церемонию открытия возглавили министр культуры России, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский и президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, сообщает ИТАР-ТАСС.

Памятник, созданный авторским коллективом под руководством народного художника России Салавата Щербакова, установлен на площади между зданием вокзала и железнодорожными путями. Он представляет собой бронзовую скульптуру солдата в обмундировании Первой Мировой войны и девушки, провожающей его. Высота скульптуры несколько превышает 2 метра, не считая штыка на винтовке, которая у солдата за плечом. Памятник не имеет высокого постамента. Он стоит практически на брусчатке, а вокруг него на бронзовом кольце написаны слова наиболее распространенной версии стихов на музыку знаменитого марша «Прощание славянки» композитора Василия Агапкина.

В своей речи Владимир Мединский отметил необычность данного памятника, который посвящен «не конкретному человеку и даже не конкретной мелодии». Как подчеркнул Мединский, «к 100-летию Первой Мировой войны и в канун Дня Победы мы открываем памятник тому, что объединяет всех нас — любви, чести, верности присяге». «Замечательная мелодия была написана и стала знаменитой в годы Первой Мировой войны, а потом в 1941 году те же люди и их дети под эту мелодию уходили отсюда на фронт», — сказал министр. Он также напомнил, что «какая бы ни была власть, сражались всегда за Родину, Отечество, семью, веру». Мединский выразил благодарность президенту ОАО «РЖД» за поддержку инициативы Российского военно-исторического общества — «словом, делом и материально».

Со своей стороны, Владимир Якунин напомнил, что сама идея установки такого памятника принадлежит Мединскому. «Удивительно трогательный памятник, — подчеркнул Якунин. — Это памятник верности и преданности мужчины своему долгу и женщины — своему мужчине, своей семье и своей стране».

По словам Якунина, поезда дальнего следования с Белорусского вокзала Москвы будут отправляться под звуки марша «Прощание славянки». «Мы постараемся и сделаем так, чтобы на этом вокзале точно, а может быть и на других вокзалах мелодия „Прощание славянки“ стала бы провожать и встречать пассажиров, которые прибывают в Москву», — заключил глава РЖД.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Благоверного Царя Феодора Алексеевича и замечательного русского художника Андрея Рябушкина

Царь Феодор Алексеевич родился 30 мая 1661 г. и был сыном Государя Алексея Михайловича «Тишайшего» от первого брака с Марией Ильиничной Милославской. Царь Феодор Алексеевич С детства он был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником Престола. Получил блестящее образование, знал латынь, древнегреческий, польский. Его учителем был знаменитый церковный деятель и писатель Симеон Полоцкий. Царь разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поезии и изрядные вирши складывал», сделал стихотворный перевод нескольких псалмов для «Псалтири» Полоцкого.

После смерти отца, 18 июня 1676 г. 15-летним Феодор был венчан на царство в Успенском соборе Кремля. В краткий период его царствования было отменено местничество (решением Земского Собора 1682 г.) — правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу. В нее вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.

Также были изданы распоряжения для устранения злоупотреблений и запутанности в делах по владению вотчинами и поместьями; уничтожен институт губных старост; уничтожены откупы на винную продажу и на таможенные сборы; все уголовные дела соединены в Разбойном приказе. Царем была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение, была сделана попытка смягчить уголовные наказания, в частности, было отменено отрубание рук за воровство. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами. В 1681 г. было введено воеводское и местное приказное управление — важная подготовительная мера для губернской реформы брата и крестника Царя Феодора — будущего Императора Петра Великого. При Царе Феодоре также готовился проект о введении в России чинов — прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти.

Церковный собор в царствование этого Государя (1682) принял меры для поднятия нравственности среди духовенства и для борьбы с расколом. Царь Феодор в 1681 г. повелел вернуть из ссылки Патриарха Никона, но тот умер в пути. Во внешней политике главное место занимал малороссийский вопрос, вызвавший два чигиринских похода. Крупной внешнеполитической акцией Царя Феодора стала успешная Русско-турецкая война 1676−1681 гг., закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией.

Однако частная жизнь Царя была несчастливой. Первый брак с Агафьей Семеновной Грушецкой (1680) закончился через год — Царица умерла в родах вместе с новорожденным сыном. Бездетный Царь женился через полгода на Марфе Матвеевне Апраксиной, но через два месяца после свадьбы, Государь скоропостижно скончался в Москве на 21-м году жизни (27 апреля (по старому стилю) 1682 г.), не оставив наследника. Царями были провозглашены два его брата — Иоанн и Петр Алексеевичи. Похоронили Феодора в Архангельском соборе Московского Кремля.

Андрей Петрович Рябушкин родился 17 октября 1861 г. в селе Станичная Слобода, Воронежской губернии в семье крестьянина-иконописца. Андрей Петрович Рябушкин Оставшись четырнадцати лет сиротой, отрок, проявивший художественные и музыкальные способности, благодаря счастливому случаю оказался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в котором обучался у В.Г.Перова. Позже Рябушкин продолжил свое обучение в Петербургской Академии художеств.

Его работы неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину «Снятие с креста» (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом Академией художеств эскиза. Расстроенный художник уже намеревался уничтожить огромный холст на части, но посетивший его мастерскую известный меценат П.М.Третьяков купил картину, а президент Академии художеств Великий Князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам.

Объехав на полученные деньги древние русские города, Рябушкин написал целый ряд этюдов церквей, зарисовал фрагменты древних фресок и орнаментов, изучил старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. Тема Святой Руси всецело поглотила художника. Рябушкин еще со студенческой скамьи постоянно публиковал в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из русской истории и бытовые зарисовки из жизни русской деревни.

Художник вошел в историю русской живописи как талантливый мастер историко-бытового жанра и тонкий бытописатель современной ему крестьянской жизни. Среди наиболее известных картин художника «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891), «Сидение Царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893), «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Русские женщины XVII века в церкви» (1899), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901).

В последние годы жизни Рябушкин увлекся созданием иллюстраций к русским былинам и деревенскими темами («За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втерся парень в хоровод..» (1902), «В деревне. К обедне» (1903).

Скончался Рябушкин от туберкулеза легких 27 апреля (по старому стилю) 1904 г. в возрасте сорока трех лет. Хрупкий и болезненный, по свидетельству Михаила Нестерова «словно носящий в себе какую-то тайну», Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 10 мая 2014 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика