Сегодня Страстная Пятница
Православная Церковь вспоминает страдания Христовы
Великая Страстная пятница считается самым скорбным днем церковного года. В этот день Господь наш Иисус Христос был распят и умер на Кресте, искупая людские грехи. В Евангелии от Иоанна сказано: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из четырех евангелистов (Мф 26. 20−27. 66; Мк 14. 17−15. 47; Лк 22. 14−23. 56; Ин 13. 1−19. 42), согласно которым все, что произошло в Великую Пятницу являлось важнейшей частью Божественного плана человеческого спасения. Приговоренный судом Синедриона к смерти, в этот день Господь был доставлен к римскому прокуратору Понтию Пилату. Тот не нашел никакого преступления в Его делах, но несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие, предварительно омыв руки, тем самым возлагая всю ответственность за совершающееся на еврейский народ, кричавший, что «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27. 25).
После бичевания и поругания в претории Господь Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят римскими солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе. Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, Господь Иисус Христос умер на Кресте, «и завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф 27. 51−52). Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и вместе с женами-мироносицами погребли тело Христа «во гробе» — небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв ее большим камнем.
В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях. Вечерня Великой пятницы — Вынос Плащаницы — посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение — «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница — большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Плащаница находится в центре храма до начала воскресного пасхального богослужения. В день Пасхи она вновь возвращается на Престол алтаря. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым.
В Страстную Пятницу православные христиане соблюдают строгий пост, не вкушая ничего до выноса Плащаницы, и стараются прийти в церковь — на самое печальное и проникновенное богослужение года.
Русская линия
Патриарх Кирилл: «Ничто не может сравниться с той силой благодати, которая низводится на миро в момент его освящения»
В Великий четверг Предстоятель Русской Церкви чин освящения мира и чин «умовения ног» в московском Храме Христа Спасителя
При пении Херувимской песни был вынесен алавастр (специальный сосуд для хранения древнего мира). В Царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от престола.
После евхаристического канона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка произнес краткое слово, в котором рассказал о совершаемом чине:
«В Великий четверг в главном храме нашей Поместной Церкви, коим является соборный Храм Христа Спасителя, Предстоятелем Церкви, сонмом архипастырей и духовенства совершается особое таинство — освящение святого мира.
Само миро представляет собой драгоценную жидкость, которая составлена по древним рецептам, восходящим еще к ветхозаветным временам. Именно таким драгоценным миром блудница помазала тело Господа и Спасителя перед Его страданиями. Миро возливалось на главу царей. Помазание миром означало воздавание особой чести пред людьми.
В эпоху Нового Завета эта жидкость стала использоваться для иной цели. Составленная по тем же самым древним рецептам, она через особое тайнодействие, через чтение особых молитв и призывание Святого Духа наполняется благодатью Божией так, как никакой иной материальный носитель в этом мире. Ничто не может сравниться с той силой благодати, которая низводится на миро в момент его освящения.
Святое миро используется в трех случаях. Когда крестят человека, то после исхождения из купели над ним совершается таинство миропомазания — тело человека помазывается миром, что означает нисхождение на него особой благодати, установление связи между Богом и человеком. Святым миром также помазывается и храм Божий, и престол, на котором совершается святая Евхаристия. Помазанием миром отмечалось в прежние времена и восшествие на престол государей, как древних византийских, так и российских", — цитирует предстоятеля портал Патриархия.Ru.
При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром, что символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней, и опечатал алавастр особой печатью. Также были закрыты и запечатаны сосуды с новым миром, которое будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (см. Ин. 13:1−17), Святейший Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак смирения и служения народу Божию.
После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении архидиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».
В заключение, Предстоятель РПЦ взошел на амвон и обратился к народу с Первосвятительским словом.
Русская линия
Россия готовится встретить Пасху
Российские власти традиционно продлили работу транспорта на Пасху до глубокой ночи
Работа московского метро на Пасху будет продлена до 2:30 ночи, в то время как наземный транспорт будет работать на час дольше до 3.00. Об этом заявил первый заместитель гендиректора Мосгортранса Борис Ткачук, передаёт Седмица.Ru.
Наряду с этим в столице будут введены ограничения в движении частного транспорта близ кладбищ в дни массового посещения во время пасхальных праздников, сообщил и.о. начальника Центра специальных мероприятий управления ГИБДД столицы Валерий Ермаков.
Ограничения вводятся 13, 20, 27 и 29 апреля с 6:00 до 18:00 в ряде административных округов Москвы. Они, однако, не касаются общественного транспорта.
В частности, в Южном округе будет ограничен проезд к Щербинскому кладбищу со стороны Варшавского и Симферопольского шоссе. На западе города нельзя будет проехать на машине по Востряковскому шоссе до Никулинской улицы, по улице Покрышкина и 26 Бакинских Комиссаров. В Юго-Западном округе будет запрещен проезд к Хованскому кладбищу со стороны Калужского и Киевского шоссе, нельзя будет припарковать машину на 22-м и 23-м км Калужского шоссе.
В связи с повышенной интенсивностью движения транспорта и пешеходов ГИБДД Москвы просит водителей в эти дни воздержаться от поездок по Ленинскому проспекту, Профсоюзной улице, Киевскому и Калужскому шоссе.
Полиция просит водителей быть предельно внимательными, заранее выбирать альтернативные маршруты движения, строго выполнять предписания дорожных знаков, требования и указания сотрудников ДПС.
Работа транспорта в Пасхальную ночь помимо Москвы будет продлена практически во всех городах России. Местные власти заявляют, что предпримут все усилия, чтобы обеспечить транспортом всех желающих посетить богослужения на Пасху, а также кладбища на Радоницу, которая в некоторых городах уже объявлена выходным днём.
Русская линия
Владимир Легойда: Празднование Пасхи в этом году будет беспрецедентным
Глава Синодального отдела считает, что организация торжеств в Москве стала ярким примером соработничества Церкви и государства
Мероприятия этого праздника глава отдела Владимир Легойда назвал ярким примером «соработничества власти и Церкви» и добавил, что в этом году уровень сотрудничества мэрии и Церкви в проведении Пасхи «является беспрецедентным». Напомнив, что в этом году Пасху празднует одновременно весь христианский мир, Владимира Легойда подчеркнул, что такое совпадение является замечательной возможностью межкультурного и межрелигиозного взаимодействия.
Впервые открытие фестиваля «Пасха в Москве» начнется с трансляции Пасхального Богослужение из Храма Христа Спасителя вечером 19 апреля на специально установленных экранах на Никольской улице, Тверской площади и в Климентовском переулке. Пасхальные торжества пройдут в общей сложности на 200 городских площадках, включая мероприятия в Новой Москве.
Двадцатого апреля торжества пройдут в 11 столичных парках, среди которых — Сад «Эрмитаж», Парки Культуры и Отдыха «Бабушкинский», «Красная Пресня», «Кузьминки», «Лианозовский», «Сокольники», «Измайловский», «Таганский», «Перовский», «Фили», «Северное Тушино», а в семи пешеходных зонах города пройдут выставки, при храмах будут организованы мастер-классы по росписи пасхальных яиц и изготовлению пасхальных украшений, сообщает Патриархия.Ru.
Акция «Пасхальный звон утраченных святынь» напомнит москвичам историю разрушенных столичных храмов: в тех местах, где раньше находились монастыри и храмы РПЦ, будут установлены специальные стенды с информацией об истории каждого храма и зазвучат живые колокола мобильных звонниц. Специальная звонильная программа охватит более 30 храмов Москвы и Подмосковья.
Ежегодный благотворительный праздник «Радость добрых дел» пройдет 27 апреля на Кузнецком мосту, где с 12 до 20 часов будут действовать благотворительные ярмарки, аукционы и художественные выставки. Все собранные средства пойдут на организацию ухода за тяжелобольными людьми и инвалидами. В рамках другой акции — «Дари радость на Пасху» — волонтеры православной службы помощи «Милосердие» поздравят с праздником Воскресения Христова пациентов московских больниц, одиноких пожилых людей и детей-сирот.
Русская линия
Митрополит Пирейский Серафим: Учение Католической церкви является явной хулой против Святого Духа
Греческие архиереи призвали папу Римского покаяться в ереси папизма и вернуться в лоно Кафолической Церкви-Матери
Архиереи Константинопольской и Элладской Православных Церквей митрополит Дриинуполиса Андрей (Константинопольский Патриархат, Северные территории Греции) и митрополит Пирейский Серафим (Элладская Православная Церковь) призвали папу Римского покаяться в ереси папизма и вернуться в лоно Кафолической Церкви-Матери, сообщает Седмица.Ru.
В резком по тону 89-страничном послании, адресованном папе Франциску и опубликованном на сайте «Ромфея», митрополиты Андрей и Серафим подробно рассмотрели все вероучительные и богословские заблуждения католиков и призвали папу Римского оставить еретическое учение папизма.
В письме, в частности, обращается внимание на то, что учение Католической церкви об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Сына Божия, искажает Никео-Цареградский Символ веры и «является явной хулой против Святого Духа». Таким образом, папизм находится в состоянии «сатанинской гордыни» и искажает истинное богословие Христианской Церкви, считают владыки.
Митрополиты Андрей и Серафим пишут, что их обращение мотивировано «чистой, искренней и самоотверженной христианской любовью». В то время, когда большинство христианских лидеров посылают Пасхальные поздравления друг другу, по их словам, чувство справедливости побудило их «попытаться со всей нашей силой» уверить католиков оставить свои заблуждения.
Греческие архиереи также выражают свое презрение к «все-ереси экуменизма» и порицают готовность других православных лидеров участвовать в диалоге с Римом.
Митрополит Серафим имеет в Элладской Православной Церкви репутацию архиерея, наиболее непримиримо настроенного по отношению к Риму. В марте 2012 года он опубликовал серию анафематизмов, осуждая папу Римского Бенедикта XVI и упрекая Патриарха Варфоломея Константинопольского за экуменические контакты с католиками.
Теперь к владыке Серафиму присоединился и представитель Константинопольского Патриархата митрополит Дриинуполиса Андрей.
Русская линия
В Маалюле сирийские исламисты показали свое настоящее лицо
За четыре месяца оккупации города его древние храмы и монастыри практически полностью уничтожены боевиками
В частности, серьезным атакам подвергся монастырь Мар Саркис — обитель свв. Сергия и Вакха. По данным правительственных источников, церковь монастыря была разрушена, на полу разбросана церковная утварь. Иконы, богослужебные книги намеренно испорчены, похищены иконы из ризницы, с куполов и колоколен монастыря сняты кресты и колокола. Монастырь был основан в V веке на месте языческого храма, причем стены древнего храма были сохранены.
Также полностью разрушен монастырь св. Феклы, 13 монахинь которого ранее были похищены боевиками. Древняя кирпичная кладка выстояла, но стены и купола изрешечены снарядами, а внутренне убранство обезображено. Во дворе и в храме военные нашли разбросанные изуродованные иконы — лики святых изрезаны исламистами, как и в других храмах. На земле разбросаны сувениры из лавки, четки, молитвословы, обломки церковных скамеек. Алтарный иконостас уничтожен, уникальные средневековые иконы были разворованы или уже не поддаются восстановлению, сообщает Седмица.Ru.
Как уже сообщала РЛ, освобождение Маалюля — результат действия сирийских правительственных войск, взявших под контроль на данный момент практически весь регион Каламун. Город Маалюля несколько раз подвергался нападению боевиков. Так, в сентябре повстанцы захватили город и удерживали его на протяжении нескольких дней, пока правительственные войска не восстановили над ним контроль. После этого существенная часть населения города, насчитывающего 5000 человек, покинула его и отправилась в более безопасные районы. Вскоре боевикам удалось вновь захватить город.
Русская линия
Евросоюз ответил на письмо Владимира Путина
Европа согласилась провести срочные консультации с Россией по вопросу безопасности транзита российского газа через Украину
Евросоюз ответил на письмо Президента России Владимира Путина по проблеме экспорта российского газа в Европу через территорию Украины и согласился провести экстренные консультации по данному вопросу. Об этом 17 апреля заявила верховная представительница ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции по итогам четырехсторонней встречи по Украине, сообщает ИТАР-ТАСС.
Ранее Еврокомиссия также распространила ответ на письмо Президента России Владимира Путина от имени главы ЕК Жозе Мануэла Баррозу. «Европейский союз согласен на Ваше предложение провести консультации с Российской Федерацией и Украиной по поводу безопасности поставок и транзита газа», — говорится в письме.
Вместе с тем, ЕС призвал Россию не перекрывать газ Украине из-за неплатежей, отмечает РИА Новости. «Что касается упоминания в Вашем письме в качестве крайней меры полностью или частично прекратить поставки газа в случае предполагаемых дальнейших нарушений Украиной условий оплаты, мы настоятельно призываем воздержаться от таких мер, которые могут вызвать сомнение в вашем намерении выглядеть надежным поставщиком газа в Европу», — призвал Баррозу.
В ЕС считают крайне нежелательным и возможный переход России в отношении поставок газа на Украину на систему предоплаты. «Такое развитие событий — причина для серьезной обеспокоенности, так как оно несёт в себе опасность прерывания поставок в ЕС и другие страны-партнеры и может затронуть хранение газа на Украине, предназначенного для поставок в зимний период», — отметили в ЕС, фактически признав Украину неспособной вовремя платить по своим обязательствам.
В связи с этим Баррозу призвал применить механизм раннего предупреждения газовых кризисов до принятия любых односторонних мер, установленный между Евросоюзом и Российской Федерацией вследствие газового кризиса 2009 года, который был обновлен в 2011 году. «Важно напомнить, что в случае чрезвычайной ситуации этот механизм должен быть активирован до принятия любых односторонних шагов», — заявил председатель Еврокомиссии.
Касаясь проблемы огромной финансовой задолжности Киева за российский газ, Баррозу фактически заявил, что Европа не хочет участвовать в разрешении этого вопроса и не будет помогать Киеву расплатиться с долгами. «По нашему мнению, вопросы, связанные с газовыми долгами Украины и ценами на газ для неё, должны рассматриваться в контексте потребности страны во внешней финансовой помощи вместе с МВФ и другими соответствующими международными партнерами», — пишет Баррозу от имени 28 стран-членов ЕС.
В свою очередь, Владимир Путин уже заявил, что Россия готова предоставить Киеву ещё месяц на разрешение вопроса с долгами, после чего вынуждена будет предпринять определённые шаги и прекратить поставки газа на Украину. При этом, чтобы гарантировать себя от возможных перебоев с газовым транзитом в ЕС, Россия развивает альтернативные пути поставок. Речь, в частности, идёт о газопроводе «Северный поток» и строительстве «Южного потока».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем годовщину «Ледового побоища», а также чтим память адмирала Д.Н.Сенявина и консервативного публициста С.Н.Глинки
«Ледовое побоище» — под таким названием вошло в историю сражение, которое состоялось 5 апреля 1242 г. В этот день Св. блгв. Великий Князь Александр Ярославич Невский разгромил войско немецких рыцарей на льду Чудского озера. Сражение состоялось в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы.
Александр Невский расположил русскую рать в узкой южной части Чудского озера юго-западнее озера Вороний Камень и навязал врагу сражение в избранном месте, прикрывавшем пути на Великий Новгород и Псков. Войско противника — ливонские рыцари, рыцари и кнехты Дерптского и других епископств, датские крестоносцы — выстроилось «клином».
Александр, ударив по неприятелю сбоку, смешал их ряды и разгромил. Русские войска одержали решительную победу: было убито 400 рыцарей и взято в плен 50, гораздо больше пало на поле сражения кнехтов, а также воинов из чуди и эстов. Разбитые рыцари бежали на запад; русские воины преследовали их по льду озера.
Немцы вынуждены были отказаться от всех завоеваний в пределах коренных русских земель. На льду Чудского озера героические русские воины «остановили надвигавшуюся на Русь волну немецко-рыцарской агрессии, остановили многовековой немецко-рыцарский Drang nach Osten, приведший ранее к покорению и порабощению ряда народов Центральной и Восточной Европы». Победа Александра Невского навсегда спасла северные исконные русские области от вторжения католицизма.
Решающий удар, нанесенный крестоносцам русскими войсками, отозвался во всей Прибалтике, потряс до основания Ливонский орден. Только вмешательство немецких правителей, папской курии, а также отсутствие единства среди русских князей спасли захватчиков от полного разгрома. В 1253 г. крестоносцам удалось подавить восстание пруссов и основать на побережье крепость Кёнигсберг, закрыв устье реки Преголи.
Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.
Сегодня мы также чтим память выдающегося русского флотоводца и дипломата адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина.
Он родился 6 августа 1763 г. в селе Комлево Боровского уезда Калужской губернии. Окончив Морской шляхетный кадетский корпус, Сенявин в 1777 г. был произведен в гардемарины. В 1782 г. подающего надежды офицера назначили на средиземноморскую эскадру, но перед выходом вместе с 15 другими мичманами откомандировали на Азовскую флотилию. В 1786 г. офицера назначили командиром пакетбота «Карабут», доставлявшего в Константинополь дипломатическую почту для российского посла в Турции. Положение командира специального судна связывало его с князем Г. А.Потемкиным, который вскоре включил опытного моряка в свою свиту, сделав офицером по особым поручениям и своим генеральс-адъютантом.
В годы очередной Русско-турецкой войны, в 1789 г. Сенявин, командуя кораблем «Полоцк» и отрядом вооруженных судов, уничтожил у берегов Анатолии 11 турецких транспортов, нападал на турецкие порты, сжег склад на берегу, взял пленных, за что получил орден Св. Георгия 4-й степени. А в марте следующего года Сенявина в сражении при Калиакрии, по словам святого праведного адмирала Ф.Ф.Ушакова, вновь «оказал храбрость и мужество». В составе эскадры Ушакова Сенявин участвовал во всех боевых действиях на Средиземном море. За взятие крепости Св. Мавры он получил орден Св. Анны 2-й степени. «Св. Петр» обстреливал одну из батарей острова Видо при взятии Корфу. После возвращения эскадры на Родину Сенявин в 1800 г. был произведен в капитаны генерал-майорского ранга и возглавлял Херсонское адмиралтейство и порт, затем получил чин контр-адмирала и был переведен главным командиром порта в Севастополь.
С началом войны против Франции осенью 1805 г. Сенявин во главе эскадры отправился на защиту Ионических островов на Корфу, став главнокомандующим всеми русскими силами в Средиземном море. Вице-адмирал активными действиями против французов помешал им захватить Бокка-ди-Катарро и Ионические острова. Особенно ярко флотоводческий талант Сенявина проявился во время Второй Архипелагской экспедиции 1807 г., когда русская эскадра разгромила турецкий флот в Дарданельском и Афонском сражениях.
Однако в силу ряда причин талантливый флотоводец попал в опалу при Императоре Александре I и только когда на престол взошел Государь Николай I, о заслугах моряка вспомнили вновь. Царь назначил Сенявина своим генерал-адъютантом, наградил орденом Св. Александра Невского, выдал пособие в 36 тыс. рублей и назначил сенатором. В августе 1826 г. Сенявина произвели в адмиралы. Он доставил на Средиземное море эскадру Л.П.Гейдена, которая отличилась в Наваринском сражении. За победу при Наварине адмирал получил алмазные знаки ордена Св. Александра Невского.
В 1830 г. адмирал тяжело заболел и вынужден был уйти в отставку. Скончался он в 1831 году. Император организовал торжественное погребение Сенявина в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры и лично командовал выделенными войсками.
Сегодня мы также вспоминаем консервативного литератора и журналиста Сергея Николаевича Глинку, скончавшегося в 1847 г.
Он родился 5 июля 1776 в селе Сутоки Смоленской губернии в патриархальной дворянской семье. Окончив Сухопутный шляхетский корпусе, он до 1800 г. служил в гвардии, а затем вышел в отставку в чине майора. Некоторое время Глинка работал в театре в звании «переводчика и сочинителя», став автором ряда драм и опер патриотического содержания. Под впечатлением позорного для России Тильзитского мира 1807 г. Глинка приступил в 1808 г. к изданию журнала «Русский вестник», в котором выразились основные идеи национально-консервативного направления того времени.
Журналист стремился пробудить в обществе интерес к отечественной культуре и истории, критиковал русское дворянство за галломанию, ратовал за «русское воспитание». Отечественная война 1812 г. стала временем наибольшей популярности Глинки и его журнала. За «любовь к отечеству», «доказанную сочинениями и деяниями», литератор был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и по повелению Императора Александра I получил 300 тысяч рублей на издательскую деятельность, которые он вернул в казну по окончании кампании.
В 1816 г. Глинка начал публиковать свою «Русскую историю в пользу семейного воспитания», имевшую определенный успех в свое время, но враждебно встреченную историками за свою излишнюю мифологизированность. Однако литератора поддержали такие известные консервативные деятели как А.С.Шишков и Н.М.Карамзин, который находил, что «Русская история» Глинки «по изложению происшествий и по нравственной цели заслуживает быть классической книгой». В «Русской истории» Глинки в полной мере проявились его «русскость», национализм и монархизм. Его общественно-политические и философские взгляды базировались на христианском миропонимании, которое предполагало жесткое следование принципам православной морали. Глинка выдвинул триединую формулу «Бог. Вера. Отечество». «Записки» Глинки, которые публиковались частями с 1830-х гг. по праву считаются одним из лучших мемуарных произведений того времени.
В этот день, 5 апреля 1797 г., Государь Император Павел I Петрович опубликовал Закон о престолонаследии и Учреждение об Императорской Фамилии. Это произошло в день священного коронования Государя. До тех пор вопросы престолонаследия регулировались указом Петра Великого, который был издан в 1722 г. и давал монарху право самому выбирать себе наследника. Новый закон призван был устранить недостатки Петровского указа, дабы теперь «Наследник был назначен всегда законом самим» и «дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать». Закон устанавливал порядок наследования престола от отца к сыну в порядке старшинства. «Учреждение об Императорской Фамилии» определяло ее состав и очередность в праве на Престол. Устанавливались титулы: Наследник Престола, Великий Князь, Князь Императорской Крови, определялись размеры содержания для членов Императорского Дома. В Законе и Учреждении впервые вводилось понятие равнородности брака. Основным требованием Закона о Престолонаследии было обязательная принадлежность Российского Государя к Православной Церкви.
В этот же день 5 апреля 1909 г. в Москве был торжественно освящен Храм-памятник русской народной скорби на Ходынском поле, построенный для увековечения памяти Великого Князя Сергея Александровича и всех жертв революционного террора и освященный во имя Ватопедской иконы Божией матери, именуемой «Отрада и Утешение». Храм был построен по инициативе и на средства участника монархического движения предпринимателя И.А.Колесникова, который таким образом хотел отблагодарить воинов, защитивших Москву в декабре 1905 г. (им в «отраду» и в «утешение»), и почтить память всех царских слуг, павших жертвами террора, в особенности московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Предполагалось, что прихожанами храма будут расквартированные рядом казаки 1-го Донского казачьего генералиссимуса Суворова полка и солдаты 1-й Гренадерской графа Брюса артиллерийской бригады. Закладка храма состоялась 29 апреля 1907 г., в день рождения великого князя Сергея Александровича, в торжестве приняли участие делегаты 4-го монархического съезда, проходившего в эти дни в Москве. Храм был построен в византийском стиле по проекту архитектора В.Д.Адамовича, по внешнему виду напоминал церковь Двенадцати Апостолов в Солуни. Главной достопримечательностью храма были мемориальные доски из белого мрамора с именами должностных лиц, крамолой убиенных в 1904−07 гг. Они располагались по внутренним стенам церкви, а над ними крупными буквами было начертано «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Этот скорбный синодик открывало имя великого князя Сергея Александровича, для поминовения были также вписаны имена царских слуг, павших от рук террористов: 52 офицеров и 258 солдат, 6 казачьих офицеров и 79 казаков, 2 адмиралов, 27 флотских офицеров и 6 матросов, а также 1413 гражданских лиц и чинов полиции, в т. ч. 40 высших должностных лиц.
Русская линия
На Светлой седмице в Москве состоится седьмой ежегодный вечер памяти митрополита Лавра Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей
На Светлой Пасхальной неделе, 22 апреля в 18.30, в Москве состоится седьмой ежегодный благотворительный вечер памяти митрополита Лавра Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей.
Вечер будет организован при поддержке: фонда высокопреосвященнейшего Лавра, Общественного Московского телевидения (ОМТ), международного журнала Русского Зарубежья «Б.В.», галереи «Бронзовое чудо», издательства «Достоинство» и др.
Планируется, что вечер будут вести: Сопредседатель Фонда им. Митрополита Лавра, Генеральный директор Общественного московского телевидения, главный редактор и издатель Международного журнала Русского Зарубежья «Б. В.» С. Л. Кузнецов, православный психолог Т. В. Филипьева (мать инока Всеволода), руководитель галереи «Бронзовое чудо» Н. В. Тырин и ведущий радиопрограммы «Благовещенье», поэт, литературовед Е. Е. Данилов.
Программа вечера.
1.Короткий доклад С. Л. Кузнецова «События на Украине, роль Православия в объединении соотечественников ближнего и дальнего зарубежья».
2.Выступление ведущих, священников и мирян, лично знавших Владыку.
3.Концерт.
На благотворительном вечере будут присутствовать: люди, лично знавшие митрополита Лавра, представители духовенства, директора и члены Православных миссий, фондов, руководители военных училищ, кадетских корпусов, представители казачества, общественные деятели, руководители международных организаций, деятели культуры: художники, поэты, артисты, музыканты, исполнители; представители православных и светских СМИ.
Начало вечера в 18.30 в галерее «Бронзовое чудо», адрес: Чонгарский б-р, д. 28. (Вход с торца дома.)Проезд: ст. метро Каховская (выход из последнего вагона со стороны центра, затем — налево — 50 м.). Справки по телефонам: 8−916−942−8890 Вход свободный.
Русская линия