«Национальный фронт» Марин Ле Пен становится серьёзной политической силой
Крайне правые побеждают на муниципальных выборах в 9 городах Франции, показывая лучший результат с момента основания своей партии
«Национальный фронт» Марин Ле Пен, считавшийся до недавнего времени едва ли не маргинальным движением, стремительно набирает популярность среди французов и становится серьёзной политической силой, которая наряду с социалистами Олланда и правоцентристами из «Союза за народное движение» примет участие в формировании внешней и внутренней политики страны. Об этом говорят данные прошедшего 30 марта во Франции второго тура муниципальных выборов, сообщает РИА Новости.
По итогам выборов должны определиться фамилии 36 тысяч мэров и руководителей муниципальных образований Франции, в том числе глав крупнейших городов — Парижа и Марселя. Кампания стала своего рода проверкой для президента Франции Франсуа Олланда и его соратников: результаты голосования призваны показать, насколько сильно разочарование французов в правительстве социалистов, и уже ясно, что нынешние власти потерпели серьёзное поражение.
Победу одержали представители оппозиционной правоцентристской партии «Союз за народное движение», на третье место вышел «Национальный фронт». Согласно результатам экзит-поллов, которые приводит Reuters со ссылкой на данные французского социологического центра BVA, «Союз за народное движение» набрал во втором туре выборов 49 процентов голосов. Правящая во Франции Социалистическая партия набрала 42 процента голосов. Сторонники Марин Ле Пен 9 процентов.
Но если противостояние социалистов и правоцентристов — это обычное явление для Франции, то выход на третье место крайне правых — это, скорее, сенсация. По словам Марин Ле Пен, прошедшие выборы стали самой большой победой «Национального фронта» за всю историю партии. «Мы перешли на новый уровень», — заявила Марин Ле Пен, отметив, что «Национальный фронт» победил в девяти городах Франции: Энен-Бомон (победу в этом городе партия одержала еще по итогам первого тура), Фрежюс, Безье, Коголен, Эйанж, Бокер, Люка, Ле-Понте и Виллер-Котре.
«Национальный фронт сегодня нарушил традиционный дуэт Союза за народное движение и Социалистической партии: теперь нужно будет считаться с третьей по размеру политической силой в стране», — подчеркнула Ле Пен.
В свою очередь, бывшая сожительница Франсуа Олланда социалистка Сеголен Руаяль, в 2007 году баллотировавшаяся на пост президента Франции, заявила, что Социалистическая партия получила на прошедших выборах «серьезное предупреждение». И не исключено, что это поражение может стоить должности премьер-министру Жан-Марку Эйро, который уже заявил о готовности понести ответственность за неудачу.
Тем не менее, пост мэра Парижа, который с 2001 года занимает член Социалистической партии Бертран Деланоэ, социалисты, скорее всего, сохранят. Согласно экзит-поллам, социалистка Анна Идальго набрала во втором туре выборов 54,5 процента голосов. Её основная соперница от «Союза за народное движение» Натали Костюшко-Моризе, занимавшая пост министра при президенте Николя Саркози, набрала 45,5 процента голосов.
В первом туре муниципальных выборов, который состоялся во Франции 23 марта, Социалистическая партия набрала 37,7 процентов голосов, «Союз за народное движение» — 46,5 процентов голосов, а «Национальный фронт» — 4,65 процента. На выборах мэра Парижа в первом туре с небольшим отрывом лидировала Натали Костюшко-Моризе от «Союза за народное движение», набравшая 35, 6 процентов голосов. Социалистку Анн Идальго в первом туре поддержали 34,4 процента проголосовавших.
Явка во втором туре выборов составила около 62 процентов, что является рекордно низким показателем для муниципальных выборов во Франции. Низкая явка наблюдалась также и в первом туре выборов: до избирательных участков дошли не более 65 процентов граждан, обладающих правом голоса. Всего правом голоса на местных выборах во Франции обладают около 45 миллионов человек.
Русская линия
Патриарх Кирилл: Если мы впускаем в себя ложь, то становимся одержимыми
В четвертую неделю Великого поста Предстоятель РПЦ совершил Литургию в московском храме прп. Алексия, человека Божия
Святейший Владыка, в частности, сказал:
«Вся система, которую предлагает нам преподобный Иоанн Лествечник, строится на принципе постепенного восхождения человека от меньшего к большему, к тому, что наиболее важно для духовной жизни человека. Именно в день памяти святого преподобного Иоанна Лествичника читается замечательный отрывок из Евангелия от Марка, где повествуется об исцелении бесноватого юноши, который был нем и глух (Мк. 9:17−31). Дух, живший внутри этого несчастного, бросал его в огонь и в воду, так что он терял сознание, он истекал пеной, он бился в конвульсиях, — это был человек, неспособный к жизни в социуме, к общению с другими. Несчастный отец привел своего пораженного страшным духовным недугом сына к Спасителю и попросил исцелить. И единственное, что Господь спросил у отца: „Веруешь ли ты?“ На что тот ответил: „Верую, Господи! помоги моему неверию“. Он ответил честно. Если бы он сказал: „Да, верю от начала до конца. Верю, что одного Твоего слова хватит, чтобы отрок исцелился“, — то, наверное, сказал бы что-то неправильное, неверное, ложное. Однако он сознавал, что находится в плену неверия, и просил Господа помочь ему преодолеть это неверие, потому что все-таки чувствовал в сердце своем веру в силу Божию», — считает Патриарх Кирилл.
«Больной, которого исцелил Спаситель, был не просто физически болен. Некоторые современные люди, читая этот отрывок, говорят: „Наверное, он страдал эпилепсией“. Нет, он не страдал эпилепсией. Он был глухой и немой. Его человеческая природа была разрушена. Он был неспособен к общению с другими людьми. И неслучайно Господь изгоняет из него духа злобы, потому что болезнь была, несомненно, следствием присутствия в теле и душе этого человека силы злобы поднебесной — диавола. Отрок был одержимым диавольской силой настолько, что в нем не оставалось ничего живого — ни сознания, ни воли, ни чувств. Вся его духовная сущность была уничтожена диавольской силой. Все силы человеческие были разрушены, подобно тому, как страшные метастазы злокачественной опухоли, если их не остановить, прорастают через все тело человека. Вот так одержимость злой силой проросла через всю природу несчастного — через дух, душу и тело. В нем не было ничего живого, — он был страдальцем, который практически уже не жил в этом мире. И Господь освобождает его от этого страшного недуга — изгоняет из него беса», — сказал Предстоятель РПЦ.
«Мы только что слышали от отца настоятеля историю закрытия Алексиевского монастыря и этого святого храма. Ведь и тогда, когда совершалась революция, когда разрушались храмы, когда уничтожались святыни, ложь была перемешана с правдой. Ведь и тогда людям давали сосуд, край которого был обмазан медом, и, прикладывая губы к этому сосуду, люди пили яд, того не чувствуя. И какие дивные слова звучали „братство, равенство и свобода“, „все будут жить одинаково, и не будет никаких эксплуататоров“, „все будет так замечательно“.. А чем все обернулось? Разрушением храмов, разрушением страны, для воссоздания которой потребовались миллионы человеческих жертв и десятилетия тяжелейшей жизни. И то, что произошло с нами в недавнем прошлом, сегодня происходит с очень многими по всему миру. Вспыхивают братоубийственные войны, происходят революции, и все опять-таки перемешано: ложь, страшные тайные замыслы перемешаны с правдой, и люди пьют эту отраву, эту убийственную смесь не морщась, потому что края сосуда обмазаны медом», — цитирует Святейшего Владыку портал Патриархия.Ru.
«С этого и начинается одержимость. Если мы впускаем в себя ложь, даже перемешанную с правдой, если мы начинаем служить этой лжи, мы становимся одержимыми. Для этого не нужно болеть физически, не нужно быть глухим или немым, не нужно биться в припадках. Страшная одержимость направляет человеческое сознание в ту сторону, которая нужна для диавола, и совершаются страшные, непоправимые деяния в нашей личной, общественной, государственной или общечеловеческой жизни. Святой преподобный Иоанн Лествичник учит нас, как нужно восходить, чтобы преодолевать притяжение зла. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что диаволу трудно сделать первый шаг — первый шаг на пути к одержимости делает человек. У диавола нет силы сделать за человека первый шаг к бездне — первый шаг всегда остается за человеком. Но когда он его делает, он уже вступает на заминированное поле, хозяин которого — диавол», — заключил Патриарх Кирилл.
Русская линия
Протоиерей Андрей Ткачёв: Нам нужно учиться читать книги, и в первую очередь, Священное Писание
В Москве состоялась презентация книг «Зелёной серии надежды» издательства Сретенского монастыря
В Москве в рамках Издательской программы Правительства Москвы «Москва книжная» состоялась презентация книг «Зеленой серии надежды» издательства Сретенского монастыря. Популярную серию презентовали протоиерей Андрей Ткачев с книгой «Страна чудес и другие рассказы» и Олеся Николаева со сборником рассказов «Небесный огонь», сообщает Православие.Ru.
Олеся Николаева рассказала посетителям выставки о том, как зарождалась «Зеленая серия надежды», открывшаяся открылась книгой архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», которая стала мега-бестселлером. Олеся Александровна отметила, что «Зеленая серия» наверняка будет пополняться новыми трудами.
Отец Андрей обозначил книги «Зелёной серии надежды» как написанные церковными людьми, но читаемые широкой аудиторией. Отвечая на вопросы гостей выставки, батюшка отметил, что главная задача сегодня для всех думающих людей — это учиться читать книги, и в первую очередь, Священное Писание.
«Слово прочитанное, но не объясненное, даром читалось. Священное Писание — это не то, что читается, а что понимается. Нужен труд — глазами читать, головой думать, сердцем молиться, устами рассказывать. Не стоит стесняться дёргать батюшек за рукав и просить разъяснить то, что написано в Библии», — отметил отец Андрей, добавив, что задача современного священнослужителя выходит далеко за рамки простого требоисполнителя.
«Можно всю жизнь читать Евангелие, но ничего не понимать. Поэтому священник должен не просто служить в храме, но учить, просвещать народ через Слово. Люди нуждаются в том, чтобы их вовремя снабжали духовной пищей — объясняли, читали, говорили им о том, что они только что „съели“. Другими словами, накормили из клювика», — заявил священник.
При этом отец Андрей признал, что задача перед нынешними священниками стоит непростая. «Раньше священник являлся носителем огромного количества знаний, обладал колоссальным отрывом в образовании — зачастую был на голову выше в этом плане, чем его прихожане. Читать умели не все, поэтому батюшка толковал Евангелие в храме — учил, наставлял. Если сравнить с нашим веком, прихожане почти все имеют высшее образование, не одно и не два порой, владеют несколькими иностранными языками. Перед современным священством стоит сверхзадача — быть намного образованнее и начитаннее своих теперь уже умненьких и продвинутых прихожан, копать глубже, двигаться выше — горнее. Если священник не стремится к этому, то будет давать в пищу такую „жвачку“, которую человек с высокими запросами кушать откажется — он просто напросто будет искать другой приход».
Поэтому современному духовенству «нужно уметь объяснять евангельский смысл применительно к сегодняшнему дню, современным реалиям, а точнее — мегаполису XXI века», уверен батюшка. «У священнослужителей должны быть ответы на актуальные запросы нашей паствы. Сегодня функцию учительства священник должен поставить на первое место. Это общецерковная задача, которую надо решать сообща».
Протоиерей Андрей Ткачев подчеркнул, что каждый христианин должен быть благовестником. Слово, сказанное вовремя подобно золотому яблоку в прозрачном хрустальном сосуде — резюмировал он.
Русская линия
Сергей Лавров: Переговоры получились очень конструктивными
В Париже прошла встреча глав внешнеполитических ведомств России и США
Лавров заявил журналистам, что его американский коллега согласился обсудить с Киевом вопросы соблюдения прав русскоязычного населения, передает РБК.
Российский министр отметил, что переговоры получились очень конструктивными. В числе прочих вопросов обсуждалась возможность преобразования Украины в федеративное государство и необходимость разоружения провокаторов. Выступая перед журналистами, глава МИД России отметил, что на Украине «модель унитарного государства не работает». «Мы условились работать с украинским правительством и с украинским народом в более широком смысле, для того, чтобы добиваться выполнения мер по достижению таких приоритетных задач, как обеспечение прав национальных меньшинств, языковых прав, достижения задач в сфере разоружения нерегулярных сил и провокаторов и реализации инклюзивного процесса конституционной реформы и проведения свободных и честных выборов по объективным международным критериям», — сказал Лавров.
Джон Керри отметил, что на переговорах речь шла об отводе российских войск из приграничных с Украиной регионов. По словам госсекретаря, присутствие ВС России «создает атмосферу страха и запуганности на Украине». Он дал понять, что США по-прежнему считают действия российских властей в Крыму нелегитимными.
Керри подтвердил, что в ходе переговоров затрагивалась тема федерализации Украины, но подчеркнул, что решение по этому вопросу может быть принято только украинской стороной.
Русская линия
Митрополит Черногорский Амфилохий: «Безбожные и тираническое бомбардировки и насилие НАТО — своеобразное продолжение нацизма и фашизма XX века»
Символично, что некогда христианская Европа отметила 2000-летие своей христианской истории варварскими бомбардировками православной Сербии, считает владыка
В дни, когда Сербская Православная Церковь поминает жертв варварских бомбардировок во время нападения НАТО на Югославию в 1999 году, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий совершил заупокойное богослужение в Цетинском монастыре и дал нелицеприятную оценку действиям западных держав, принявших участие в нападении на Сербию, сообщает Православие.Ru.
«Европейские народы, некогда христианские, этой бомбардировкой святой земли, христианских святынь, особенно Косово и Метохии, отметили 2000-летие своей христианской истории. Это знамение, которое запомнят поколения и которое будет мерилом всего, что происходило в конце XX и начале XXI века», — отметил митрополит Амфилохий.
В связи с этим владыка обратил внимание, что действия Запада нанесли немало бед не только сербам, но и другим народам — безбожная западная политика принесла неисчислимые страдания Ирану, Ираку, Египту, Ливии, Афганистану, Сирии и целому ряду других стран.
Владыка Амфилохий сравнил агрессию НАТО со средневековыми крестовыми походами, которые провозглашая борьбу за правду и освобождение, уничтожили восточно-христианскую Византийскую империю, осквернили Святую Софию и превратились в разнузданные грабежи христианских святынь.
«Эти безбожные и тираническое бомбардировки и насилие НАТО — своеобразное продолжение нацизма и фашизма XX века. Гитлер тоже строил новый порядок, и формирование этого порядка залил кровью миллионов людей в Европе, Азии, Африке», — подчеркнул владыка.
«Если целями НАТО является то, что произошло с нами в 1999 году и что происходит на просторах Азии и в других местах, то построение нового мирового порядка много в чем похоже на предыдущие безбожные порядки», — отметил архипастырь.
Напомним, что 15 лет назад НАТО подвергло Сербию и Черногорию варварским бомбардировкам, жертвами которых стали сотни мирных граждан.
Русская линия
Греция выполнила очередные требования «тройки кредиторов»
В обмен на кредит в € 8,5 млрд. греки вынуждены были отказаться от поддержки своих производителей молока, книгоиздателей и фармацевтов
Власти православной Греции, отягчённые серьёзнейшими внешними долгами, вынуждены брать дополнительные кредиты, чтобы оплатить те, что брали раньше. Таким образом, ситуация в стране становится день ото дня только хуже, поскольку «тройка кредиторов» (Евросоюз, Европейский центральный банк и МВФ), предоставляющая Афинам кредиты, нисколько не заботится о будущем Греции, и в обмен на деньги ставит условия, которые окончательно разоряют греческую экономику.
Греческий парламент одобрил законопроект, который даёт зеленый свет переводу Афинам международными кредиторами транша в размере € 8,5 млрд, однако закрывает всякие перспективы для развития греческому животноводству, книгопечатанию и фармацевтике, сообщает ИТАР-ТАСС.
За законодательную инициативу, предусматривающую комплекс мер по ликвидации протекционистской защиты местного рынка, проголосовали только депутаты проправительственной коалиции — партий «Новая демократия» и «Всегреческое социалистическое движение» (ПАСОК). Они обладают большинством голосов в 300-местном однопалатном законодательном органе.
Получение очередного транша кредитов крайне необходимо греческому правительству, которому нужно погасить очередную порцию госдолга в € 9,3 млрд до середины мая. Задержка с принятием закона также лишила бы Афины возможности вести переговоры об облегчении государственного долга, составившего в 2013 году 175,5% ВВП (€ 321 млрд). Греция рассчитывает, что страны Еврозоны и МВФ удлинят сроки погашения уже предоставленных кредитов с 30 до 50 лет и сократят процентные ставки по ним.
Новый закон, изложенный на 225 страницах, предусматривает шаги по увеличению импорта молока, отмена минимальных цен на книги и возможность создания отделов по продаже без рецептов лекарств в супермаркетах. Это уже вызвало протесты не только представителей этих сфер, но и левых партий и профсоюзов.
Лидер ведущей оппозиционной партии «Коалиция левых радикальных сил» Алексис Ципрас даже поднял в парламенте вопрос о доверии министру финансов Яннису Стурнарасу, назвав его «главным исполнителем смертного приговора греческой экономике». Однако спикер парламента Эвангелос Меимаракис отказался вносить данный вопрос в повестку дня, сказав, что законодатели позднее рассмотрят его конституционность.
Все меры, содержащиеся в законе, были согласованы с большим трудом с миссией тройки международных кредиторов в результате длившихся почти семь месяцев переговоров. Афинам нужно было принять закон до неформальной встречи министров экономики и финансов в греческой столице 1−2 апреля, на которой будут обсуждаться вопросы осуществления в стране реформ.
В итоге греческие власти пошли на это в самый последний момент.
Русская линия
В Санкт-Петербурге отмечают 200-летие взятия Парижа русскими войсками
В Троице-Сергеевой Приморской пустыни состоится панихида и отдание почестей героям Отечества
Сегодня и завтра в Петербурге пройдут памятные мероприятия, посвященные 200-летию взятия Парижа русскими войсками. В день взятия Парижа, 31 марта, в Петропавловском будет совершена лития об императоре Александре I и о всех защитниках Отечества. Также состоится внесение Александра I в Золотую книгу Санкт-Петербурга.
Сотрудников Государственного музея истории Санкт-Петербурга наградят крестом «За увековечение памяти Отечественной войны 1812 года». Торжества ознаменует пушечный залп. Праздничные мероприятия продолжатся 1 апреля, в день полкового праздника лейб-гвардии Драгунского полка в год его 200-летнего юбилея.
Институт железнодорожных войск и военных сообщений в Петергофе отметит памятную дату маршем Драгунского полка, а также молебном мученикам Хрисанфу и Дарии.
В Троице-Сергеевой Приморской пустыни курсанты Военной академии материально-технического обеспечения им. Хрулева отдадут воинские почести Алексею Потапову, генералу кавалерии, первому командующему Драгунского полка. Здесь также состоится панихида и отдание почестей героям российской гвардии, дошедшим до Парижа, захороненным на территории Новодевичьего монастыря.
Напомним, что 30 марта 1814 года, в результате ожесточенных боев, Париж был фактически окружен русской армией и союзными войсками. Столица Франции капитулировала на следующий же день, и русские войска вошли в Париж победителями. Сражение за французскую столицу стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для России и её союзников. За один день боев здесь было потеряно более 8 тысяч солдат (из них более 6 тыс. русских). Но в результате этой битвы закончилась эпоха Наполеоновских войн.
Русская линия
Отец Фёдор Конюхов: «С Божьей помощью надеюсь преодолеть заключительную треть маршрута»
Известный путешественник и священнослужитель прошел на весельной лодке Тургояк уже 10 000 километров
РЛ продолжает следить за беспрецедентным проектом известного путешественника, священнослужителя РПЦ отца Фёдора Конюхова. Три месяца назад он стартовал из Чилийского города Кон Кон с целью преодолеть Тихий океан на весельной лодке.
«С момента старта прошел 5 500 морских миль или более 10 000 километров. С каждым днем становится прохладнее, чем дальше на юг, тем свежее. Мне это нравится, прошедший месяц провел в духовке, температура в рубке достигала 47 градусов. Сейчас более комфортная обстановка», — цитирует священнослужителя официальный сайт путешественника — www.konyukhov.ru.
«До финиша по прямой — 2 700 морских миль, это расстояние от Канарских островов до Барбадоса (остров в Атлантическом океане у побережья Венесуэлы — РЛ). В 2002 году на весельной лодке „УРАЛАЗ“ я прошел это расстояние за 46 дней и 4 часа. Вроде бы понятное и знакомое расстояние, но здесь, в Тихом океане, будет гораздо сложнее», — считает о.Федор.
«Прошедший месяц этому свидетельство, медленно скребусь вдоль островов Океании, а между тем лето уже закончилось, наступила осень, а с ней пойдут осенние шторма. Поэтому загадывать не буду, а буду работать и с Божьей помощью надеюсь преодолеть заключительную треть маршрута», — заключил священнослужитель.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти первого русского Царя Иоанна IV Васильевича Грозного
Царь Иоанн Грозный родился 25 августа 1530 г. и был старшим сыном Великого Князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской.
«Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью ее течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.
В 1547 году сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины. Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа — как народа-богоносца, русской государственности — как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания — как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения — как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения.
Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения. В делах царя ближайшее участие принимали его любимцы — иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во главе «Избранной Рады» — узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней политики. В 1552 году успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. Тогда же он обрел прозвище «Грозный» — то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России.
Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. У изголовья умирающего Иоанна бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еще жив. Наперсники царские — Сильвестр и Адашев — из страха ли, или по зависти, отказываются присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя — князь Владимир Андреевич. Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития.
Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 году русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование. «Избранная Рада» воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу она настаивала на продолжении войны против татар — на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но царь на этот раз проявил характер. Он порвал с «Избранной Радой», отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра — в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской.
С высылкой предводителей боярской партии интриги не прекратились. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна — кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли серьезные опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя, приписывая этому влиянию неблагоприятное (для бывших царских любимцев) развитие событий. Кроме того, смерть царицы должна была по замыслу отравителей положить конец и высокому положению при дворе ее братьев, в которых видели опасных конкурентов в борьбе за власть. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к опальным вельможам — Адашеву и Сильвестру. И снова Иоанн вопреки очевидности пощадил жизнь заговорщиков. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер вскоре естественною смертью от горячки, лишив будущих историков возможности лишний раз позлословить о «терроре» и «жестокости царя»..
В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Иоанна в «мучительстве»..
Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не царю — под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. В начале зимы 1564 года Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей «выбором изо всех городов» с женами и детьми. Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы.
Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками: «Государь нас оставил, — вопил народ. — Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах с иноплеменниками? Как могут быть овцы без пастыря?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, никого не жалея и ничего не страшася. Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие «сослужить» с царем в деле Божием — для созидания России как «Дома Пресвятой Богородицы», как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.
Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово «опричнина» вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально «опричников» — корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.
Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители — палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания — борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды»..
Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью «жидовствующих», которая пережила все гонения. В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является царем «верных», а остальным «земским» еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина — касимовского царя Семена Бекбулатовича.
Был в этом «разделении полномочий» и особый мистический смысл. Даруя Семену титул «великого князя всея Руси», а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: «Как кого ни назови — великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь — все же я, и никто не в силах это изменить».
Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579—1584 годах. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества — осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.
Митрополит Иоанн (Снычев), из книги «Самодержавие духа»
Русская линия
В Челябинске состоится открытие фотовыставки, посвященной пятилетию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
2 апреля 2014 года в Челябинске состоится открытие фотовыставки «Патриарх. Служение Богу, Церкви, людям», посвященной пятилетию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В экспозиции будут представлены фотографии, сделанные фотографами Пресс-службы Патриарха в разных местах служения Его Святейшества. Об этом сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
Впервые фотовыставка была представлена в рамках торжеств, посвященных 5-летию Патриаршей интронизации, в музее Храма Христа Спасителя в Москве.
Организаторами выставки в Челябинске выступили Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси, Челябинская епархия, правительство Челябинской области и Челябинский областной краеведческий музей. Фотовыставка будет проходить при поддержке Синодального информационного отдела.
На церемонии открытия выступят исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Б.А. Дубровский, митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан, пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси диакон Александр Волков.
По окончании официального открытия для сотрудников СМИ в здании краеведческого музея пройдет встреча с руководителем пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диаконом Александром Волковым на тему «Информационное освещение церковной жизни в региональных СМИ».
Открытие выставки 2 апреля в 15.30 в Челябинском областном краеведческом музее. Выставка продлится по 4 мая 2014 года.
Русская линия
Патриарх возглавит торжества в честь 65-летия преставления преп. Серафима Вырицкого
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Санкт-Петербургскую митрополию и Гатчинскую епархию, сообщает Православие.Ru.
Визит будет приурочен к знаменательным датам — 65-летию преставления прп. Серафима Вырицкого, 100-летию основания Покровского собора в Гатчине и 100-летию со дня освящения Казанского храма в Вырице.
3 апреля 2014 года Предстоятель Русской Православной Церкви совершит Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Покровском соборе г. Гатчины. В этот же день в поселке Вырица Святейший Владыка совершит молебен в Казанском храме, рядом с которым находится часовня над местом упокоения преподобного Серафима Вырицкого.
Ожидается, что в ходе визита Святейший Патриарх Кирилл также совершит освящение места под закладку храма в память 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Гатчине и посетит храмы Гатчинской епархии.
2 апреля Предстоятель Русской Церкви совершит утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской («Мариино стояние») в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на Карповке.
Русская линия
1 апреля в Храме Христа Спасителя состоится заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы
1 апреля 2014 года в Красном зале кафедрального сборного Храма Христа Спасителя состоится четвертое заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы, сообщает Патриархия.Ru.
Как ожидается, мероприятие возглавят Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы С.С. Собянин.
Начало в 15.00.
В ходе заседания будут подведены итоги строительства новых храмов в столице в рамках «Программы-200».
На сегодняшний день в рамках «Программы-200» построено 18 храмов, строится 16. Зарегистрированы 102 православные общины, в 63 временных храмах совершаются богослужения. К Пасхе 2014 года (20 апреля) планируется возвести еще 12 часовен.
На новых приходах осуществляется социальное служение: начали работу патронажные службы, волонтерские группы, проводятся занятия с детьми и взрослыми.
Храмы строятся исключительно на пожертвования. Свою лепту в строительство вносят и крупные компании, и небольшие организации, и тысячи простых москвичей.
В состав Попечительского совета Фонда входят руководители корпораций и крупных компаний, поддерживающих созидательные инициативы национального значения, направленные на духовно-нравственное укрепление России.
Информацию о «Программе-200» можно получить в пресс-службе Фонда пддержки строительства храмов г. Москвы: 8 (499) 409-63-10, 8 (905) 727-22-94, www.200hramov.ru.
Русская линия
В Риме состоялось общее собрание студентов Московского Патриархата
29 марта 2014 года в Екатерининском храме в Риме прошло общее собрание студентов, направленных на обучение в Италию от Московского Патриархата. об этом информирует служба коммуникаций ОВЦС.
Во встрече приняли участие секретарь Комиссии Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин) и настоятель храма, секретарь Администрации приходов Московского Патриархата в Италии архимандрит Антоний (Севрюк).
После чтения молитвы «Царю Небесный» иеромонах Иоанн обратился к студентам со вступительным словом, в котором описал цели и задачи, стоящие сегодня перед созданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссией.
Отец Иоанн подробно остановился на практических вопросах, сопряженных с необходимостью длительного пребывания студентов за границей. В частности, священник напомнил о решениях Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в которых подчеркивается обязательный характер участия направляемых на учебу за рубеж молодых людей в жизни ближайшего к ним православного прихода — в том числе несения различных послушаний. Как отметил отец Иоанн, этот вопрос, порой представляющий затруднение в связи с географической удаленностью приходов от места учебы, в случае Рима с легкостью разрешается тем обстоятельством, что в городе есть сразу два храма Московского Патриархата.
Иеромонах Иоанн также сообщил студентам, что по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона архимандрит Антоний (Севрюк) назначен куратором итальянского направления Комиссии по регулированию студенческого обмена.
Затем архимандрит Антоний и иеромонах Иоанн лично побеседовали с каждым из студентов.
В тот же день состоялась рабочая встреча иеромонаха Иоанна с ответственным за студенческий обмен сотрудником Папского совета по содействию христианскому единству отцом Мигелем Перазой.
Русская линия
В Ярославской духовной семинарии пройдет конференция, посвященная 700-летию основания Толгского монастыря
10 апреля 2014 года в Ярославской духовной семинарии состоится научно-практическая конференция «Толгская обитель: 700 лет со дня основания», которая будет проводиться в рамках празднования юбилейных торжеств Свято-Введенского Толгского женского монастыря, сообщает Патриархия.Ru.
Работу форума возглавит ректор семинарии митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон.
В работе конференции примут участие настоятельница Введенского Толгского монастыря г. Ярославля игумения Варвара (Третьяк) и насельницы обители, преподаватели, сотрудники и студенты Московских духовных школ, Ярославской духовной семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Ярославского государственного университета и Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского, представители администрации Ярославской области и др.
Русская линия
10 апреля ансамбль «Асматикон» исполнит песнопения Страстной седмицы в домовом храме мц. Татианы при МГУ
10 апреля 2014 года в домовом храме мученицы Татианы при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова состоится вечер песнопений «Поклоняемся Страстем Твоим, Христе», сообщает сайт Епархии города Москвы.
Собравшиеся услышат песнопения Страстной седмицы знаменного и византийского распева в исполнении ансамбля «Асматикон» при НИЦ церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского.
Ансамбль «Асматикон» занимается научным изучением и практическим исполнением песнопений, принадлежащих двум богослужебным певческим традициям — знаменной и византийской. Песнопения обеих традиций исполняются по оригинальной нотации — знаменной крюковой и невменной поствизантийской.
Возникнув первоначально как певческая лаборатория при Научно-исследовательском центре, ансамбль с 2010 года стал концертирующим певческим коллективом.
Одной из форм в деятельности ансамбля является проведение концертов-лекций, совмещающих исполнение церковных песнопений с описанием характерных черт их распевов в историко-культурном контексте (церковная история, гимнография, литургика, иконопись).
Непременное условие полноценного творческого участия в деятельности ансамбля — это горячая любовь к тому материалу, который исполняется и глубокое уважение традиции, породившей и сохранившей этот материал до наших дней.
Участники Ансамбля: Ирина Старикова, Наталья Рынковая и Мария Громова
Художественный руководитель — Анна Елисеева
Вступительное слово и комментарии — к. ф. н. Александра Никифорова.
Начало в 19:30. Вход свободный.
Русская линия
Архангельская епархия запустила мультимедийный проект «Что скажете, батюшка?»
Новый мультимедийный проект «Что скажете, батюшка?» запустили на интернет-площадке Православного форума Поморья. Его цель — рассказать об актуальных событиях в церковной жизни и в живой и неформальной беседе по-новому представить архангельских священников широкому кругу зрителей. ОБ этом информирует пресс-служба Архангельской епархии.
Уже записано несколько видеоинтервью с настоятелями городских храмов, руководителями отделов Архангельской и Холмогорской епархии. «Ценность проекта в том, что он дает возможность узнать частное богословское мнение или гражданскую позицию священников, — рассказал создатель проекта иеромонах Даниил (Плотников). — Гости программы также рассказывают о жизни архангельских приходов, делятся наблюдениями о жизни современных христиан. Надеемся, что их рассказы будут интересны для желающих войти в церковное общение. Мы бы хотели, чтоб наши зрители поняли: Церковь гораздо ближе к людям и в ней есть ответы на любые вопросы».
Обратиться с вопросами к священникам вы можете по адресу: admin@vaterdan.ru
Адрес проекта «Что скажете, батюшка?» на YouTube: http://www.youtube.com/channel/UCkno4tchygCkxikkOO7DKYQ
Тема для обсуждения проекта на Православном форуме Поморья: http://vaterdan.ru/viewtopic.php?f=68&t=1513
Русская линия
В Италии прошла конференция «Русские страницы в истории Рима»
27 марта в Российском центре науки и культуры (РЦНК) в Риме состоялось открытие международной конференции «Русские страницы в истории Рима (кон. XVII — первая пол. XIX вв.)», приуроченной к 250-летию Государственного Эрмитажа, которое будет отмечаться в 2014 году, сообщает сайт храма св. вмц. Екатерины в Риме.
Среди участников форума — специалисты в области истории, литературы, изобразительного искусства из ведущих научно-образовательных центров и музеев Италии, а также из Москвы и Санкт-Петербурга.
По приглашению организаторов конференции церемонию открытия посетил секретарь Администрации приходов Московского Патриархата в Италии архимандрит Антоний (Севрюк).
Во время официальной части к участникам встречи обратился руководитель РЦНК О.В.Осипов, огласивший приветственные адреса главы Россотрудничества К.И.Косачева, Посла РФ в Италии С.С.Разова и Почетного консула РФ в Вероне Антонио Фаллико.
Затем состоялись выступления докладчиков и дискуссия.
В рамках конференции также была открыта выставка «Эрмитаж в фотографии. Скульптура». Представленные на экспозиции фотографии выполнены Александром Кокшаровым специально для издающегося каталога итальянской скульптуры ХVII и ХVIII веков из коллекции Эрмитажа.
Русская линия