Польская Православная Церковь возвращается к юлианскому календарю
Решением Архиерейского Собора Польская Церковь вновь будет отмечать церковные праздники вместе с Иерусалимской, Русской, Грузинской и Сербской Церквами
Во вторник, 18 марта, в Варшаве под председательством Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы состоялась весенняя сессия Архиерейского Собора Польской Православной Церкви, в ходе которой участники Собора приняли беспрецедентное решение вернуться к исчислению церковных праздников по юлианскому календарю, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на официальный сайт Польской Православной Церкви.
В связи с тем, что большинство приходов Польской Православной Церкви (96%) празднуют церковные праздники по старому стилю (юлианскому календарю) Архиерейский Собор отменил решение Собора, принятое 12 апреля 1924 года о введение в Польской Церкви новоюлианского стиля (григорианский стиль для праздников неподвижного круга и Пасхальный цикл по юлианскому календарю).
По тщательном обсуждении календарного вопроса, Собор постановил вернуться к старому стилю, начиная с 15 июня 2014 года, когда в 2014 году будет отмечаться праздник Всех Святых. В то же время члены Собора подчеркнули, что приходы, желающие сохранить новоюлианский стиль, свободны это сделать и могут совершать богослужения по новому стилю.
Таким образом, Польская Православная Церковь стала пятой Поместной Православной Церковью, в которой юлианский календарь стал официальным в исчислении церковных праздников. До сего дня лишь четыре Православные Церкви остались верны юлианскому календарю — Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская, а также греческие афонские монастыри.
Все остальные Поместные Церкви уже давно живут по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским. При этом Пасху православные всё же празднуют отдельно от католиков (кроме Финской православной церкви), исчисляя её по юлианскому календарю и строго соблюдая при этом канон о недопустимости празднования Воскресения Христова до или в одно и то же время с иудеями.
В России в своё время также предпринимались попытки ввести новоюлианский стиль — сделал это Патриарх Тихон 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, вызвало общее несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года Святитель Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».
Таким образом, «новый стиль» действовал в Русской Православной Церкви только 24 дня. В Польше этот срок оказался заметно больше, однако положительных результатов это нововведение также не принесло.
Русская линия
Павел Астахов: Нам нужно вспомнить опыт Макаренко и активнее передавать сирот в патронатные и многодетные семьи
В Челябинске прошел всероссийский форум «Южный Урал. Россия без сирот!»
Вчера в Челябинске открылся Всероссийский форум «Южный Урал. Россия без сирот!», главной темой которого стал вопрос сокращения детских домов и передача сирот в российские патронатные и многодетные семьи. Для обсуждения столь важного вопроса в столицу Южного Урала приехали уполномоченные по правам детей со всей страны во главе с главным детским правозащитником России Павлом Астаховым, сообщает Gubernia74.Ru.
Инициатором форума выступил Аппарат уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка. «Необходимо провести ревизию всех существующих на сегодняшний день программ в области защиты и поддержки детей, профилактики социального сиротства, отказов от новорожденных, помощи детям-инвалидам. Все эти программы есть, они расписаны. Нужно дать им непредвзятую, объективную и жесткую оценку, насколько они эффективны», — заявил Павел Астахов, обозначая цели открывшегося форума.
Правозащитник подверг резкой критике нынешнюю опекунскую систему в России и предложил активнее передать сирот в патронатные и многодетные семьи россиян, начав параллельно с этим сокращение детских домов. Он отметил, что «среди воспитанников детских домов и домов-интернатов 100% детей имеют родственников, 83% детей имеют родителей, и здесь в первую очередь, конечно, надо работу вести с родителями», сообщает газета «Комсомольская правда».
«Мы создали целую индустрию, которую надо срочно реформировать, — заявил Астахов. — Но как исправлять то, что столько лет существует? Это очень тяжело. Целые комбинаты выстроены, где на сто детей — триста человек работающих. Огромные деньги тратятся на это, а результат? Половина детей не устраивается в жизни, не может семьи создать, или вторичное сиротство воспроизводят, бросают своих детей, как их когда-то бросили».
В связи с этим Павел Астахов заявил, что любая семья (не опасная для здоровья ребенка, в том числе психологического) всегда лучше казенного дома, и поэтому органы опеки должны прилагать максимальные усилия, чтобы сохранить семью, а не изымать детей при малейших сложностях и нестроениях в семейном быте.
В итоге чиновники и представители родительского сообщества сошлись во мнении, что России следует не перенимать «передовой опыт» зарубежных стран по введению ювенальной юстиции, отказу от биологической семьи (когда неважно, кто родители, а важно, «кто воспитал»), садиков для «детей с не определившимся полом» и т. д., а обратиться к трудам Макаренко, который вырастил из детей-сирот героев войны. Суть его системы заключалась в том, чтобы дети воспитывались в смешанных по возрасту коллективах, таких, как в многодетные семьи, где старшие помогают младшим.
После состоявшегося разговора на Форуме глава Челябинской области Борис Дубровский обсудил с уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка вопросы повышения эффективности социальных программ, направленных на защиту интересов подрастающего поколения. На встрече была достигнута договоренность «собраться через год, чтобы посмотреть, как учтены предложения и замечания».
Русская линия
Патриарх Кирилл: «В церковном управлении соединяется человеческое и Божественное»
Предстоятель РПЦ считает, что светская система власти в Церкви неприемлема
«Православное учение о священстве подвергается критике, особенно со стороны господствующего в настоящее время политических и философских вкусов. Иногда нас обвиняют в том, что мы не соответствуем светским системам власти и управления. На что мы отвечаем: наша система власти и управления проистекает не от мудрости человеческой и не является результатом исторического и культурного развития, философских размышлений и следовавшими за ними учений», — сказал Патриарх.
Патриарх подчеркнул, что «церковная система управления и власти восходит к самому Господу Иисусу Христу, который сам избрал себе 12 апостолов». «В церковном управлении соединяется человеческое и Божественное: Божественный авторитет и долг пред Богом с авторитетом и поддержкой священнослужителя со стороны народа, — сказал он. — И моя молитва о том, чтобы именно так незыблемо сохранялась система управления в нашей Церкви, во всем православном мире».
Предстоятель Церкви отметил, что для этого «требуется усилие и со стороны иерархии, и со стороны священнослужителей, и встречные усилия со стороны народа». «И когда эти усилия объединяются в едином действии, тогда церковь становится сильной и убедительной, воспринимаемой людьми и способной отвечать на их потребности и запросы», — заключил Святейший Владыка.
Русская линия
Протоиерей Николай Балашов: Священникам канонической Церкви на Украине угрожают расправой
Заместитель главы ОВЦС МП обнародовал текст письма, в котором украинские националисты угрожают убийством священникам УПЦ МП за отказ от объединения с раскольниками
Священники канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, служащие в Киевской области, получают письма с угрозами расправы от лиц, называющих себя «патриотами Украины». Об этом в своём Фейсбуке сообщил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, опубликовав фотокопию одного из писем, передаёт ИТАР-ТАСС.
В самом начале письма сказано: «Предупреждение: не поймёте по-хорошему, с вами будут говорить автоматы. Хотя мы очень не желаем кровопролития. У вас на обдумывание 2 суток».
«Мы, патриоты Украины, — говорится в письме, — предлагаем вам перейти под управление Украинской церкви под правлением Филорета (орфография оригинала, речь идёт об анафематствованном Церковью расстриге Михаиле Денисенко — РЛ) или покинуть территорию Украины во избежание принятия нами к вам радикальных мер».
По словам отца Николая, это лишь одно из подобных посланий, которые поступают в последнее время в адрес священнослужителей канонической Украинской Церкви. «Есть сведения, что подобные пакеты получают в эти дни и другие священники Украинской Православной Церкви. Листовка похожего содержания на днях появилась на дверях Троицкого храма в Броварах», — заявил заместитель главы ОВЦС МП.
Чуть раньше отец Николай также высказал мнение, что главной причиной существования церковного раскола на Украине является его активная политическая поддержка со стороны власть предержащих и различных деструктивных сил, сообщает Интерфакс-Религия. «Я убеждён, что, лишившись политической поддержки, раскол прекратил бы своё существование за очень непродолжительное время», — заявил замглавы Отдела внешних церковных связей в эфире православного радио «Радонеж».
В связи с этим он назвал недавнее решение Украинской Православной Церкви возобновить диалог с самопровозглашенным «Киевским патриархатом» «очень важным». «И важно, чтобы этот диалог развивался именно на тех началах, которые видят как его основу все Предстоятели Поместных Православных Церквей, а именно возвращение в церковное общение тех, которые, к сожалению, его покинули», — заявил священник.
Отец Николай высказался за то, чтобы тема расколов, в том числе на Украине, стала одной из тем Всеправославного Собора, который планируется провести в 2016 году.
Ранее российский МИД также призвал все здравомыслящие силы Украины остановить сползание страны к противостоянию на религиозной почве. «В России вызывают тревогу непрекращающиеся на Украине бесчинства экстремистов, которые, окончательно уверовав в собственную вседозволенность и безнаказанность, продолжают навязывать свою волю и насаждать свои порядки», — говорится в комментарии, размещенном на сайте ведомства.
«Не стала исключением и духовная сфера, — обратили внимание в МИД РФ. — Вслед за дестабилизацией политической ситуации под прицел попал сохранявшийся до недавнего времени в стране хрупкий межцерковный и межконфессиональный мир. В настоящий момент в адрес священников канонической Украинской Православной Церкви участились угрозы физической расправы, уничтожения храмов, настоятелями которых они являются. На днях предприняты попытки силового захвата православных святынь не только Украины, но и всего русского мира — Киево-Печерской и Почаевской лавр».
«Всё это крайне опасно, грозит новыми потрясениями и провоцирует ещё больший раскол в украинском обществе, — подчеркнули в министерстве. — Призываем все здравомыслящие силы Украины не допустить дальнейшей деградации обстановки и, пока не поздно, остановить сползание страны к противостоянию на религиозной почве».
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион: Великий пост — время, когда мы пересматриваем всю свою жизнь
26 марта председатель ОВЦС совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
«В Святую Четыредесятницу Церковь ставит нас в положение людей кающихся, ожидающих пришествия Спасителя, которые, перечитывая страницы Библии, на примере ветхозаветных героев — праведников и грешников — стараются узнать, что такое праведность и что такое грех, какова перед Господом наша ответственность за поступки и в чем заключается подвиг покаяния», — цитирует владыку сайт ОВЦС.
«На великопостных вечернях читаются паремии из книги Бытия и из книги Притчей Соломоновых, — обе эти книги прочитываются целиком в течение поста. Из Ветхого Завета мы знаем, что часто дети, внуки, правнуки и их потомки страдают за грехи своих отцов и своих предков. Нам, конечно, не ведомо, по какому закону из поколения в поколение распространяется это проклятие, но знаем, что каждый человек несет ответственность за свои поступки не только перед собой, своими родителями, сродниками и близкими, но также и перед собственным потомством, поскольку жизнью и поступками своими он закладывает тот духовно-нравственный код, который затем перейдет к его детям, внукам и правнукам», — считает митрополит Иларион.
«Почитание отца восходит к Богопочитанию, и ветхозаветные повествования, которые мы сегодня слышали, говорят нам о том, что следует быть послушными сыновьями нашего Небесного Отца. Мы также должны быть всегда снисходительными по отношению к своим ближним и любовью покрывать их грехи. Если видим, что наш брат, отец или кто-либо еще из наших ближних согрешает, мы не должны выставлять этот грех напоказ, смеяться и превозноситься над согрешившим; нужно всякий раз помнить о том, что у каждого из нас есть грехи − если не те же самые, что у наших ближних, то другие. Если мы поступим по отношению к нашим ближним так, как Хам поступил со своим отцом, то сами окажемся в таком же уязвимом положении, ибо его поступок навлек проклятье на его род», — напомнил глава ОВЦС.
«В дни Великого поста, когда Господь призывает нас к покаянию, мы должны думать о нашей жизни, вспоминать поступки, в том числе те, что совершаем по отношению к нашим ближним: не довелось ли нам когда-либо в жизни поступить так, как поступил Хам? И если да, то мы должны принести покаяние с мыслью о том, чтобы никогда больше не повторять эти поступки. Церковь призывает нас видеть свои грехи и снисходительно относиться к грехам ближних. Великий пост — время, когда мы не только воздерживаемся от той или иной пищи, но, прежде всего, пересматриваем всю свою жизнь. Мы стараемся приходить в храм не только по воскресным и праздничным дням, но и по будням, чтобы услышать покаянные молитвы, песнопения, молитву святого Ефрема Сирина, чтобы по средам и пятницам, когда Церковь предлагает нам утешение в Литургии Преждеосвященных Даров, причаститься Святых Христовых Таин и получить напутствие на дальнейшее шествие к Страстной седмице и Светлой Христовой Пасхе», — заключил митрополит Иларион.
Русская линия
Генассамблея ООН не признала присоединение Крыма
Но Виталий Чуркин считает, что изоляции России на международной арене нет
Кроме того, авторы призвали все страны воздерживаться от действий, нацеленных на частичное или полное уничтожение национального единства и территориальной целостности Украины, включая любые попытки изменить украинские границы путем угрозы использования силы или другими незаконными методами.
В проекте резолюции также предлагается «подчеркнуть, что референдум, прошедший 16 марта, «незаконен и не может создать основу для любого изменения статуса Автономной Республики Крым».
«За» эту резолюцию проголосовали 100 стран, «против» — 11. Китай и ещё 57 стран воздержались. Россию, проголосовавшую «против», поддержали Армения, Белоруссия, Боливия, Куба, КНДР, Никарагуа, Сирия, Судан, Зимбабве и Венесуэла, сообщает РИА Новости.
Комментируя результаты этого голосования, постпред России при ООН Виталий Чуркин заявил, что изоляции России на международной арене нет. Он считает, что Россия одержала в ООН моральную и политическую победу.
Чуркин также отметил, что перед голосованием по проекту «украинской резолюции» ряд стран подвергся сильному давлению со стороны западных государств. «Очень многие страны жаловались на то, что они подвергаются колоссальному давлению со стороны западных держав для того, чтобы они проголосовали в поддержку этой резолюции. Вероятно вот эта тактика давления, которой пользуются наши западные коллеги, возымела определенное воздействие, некоторые страны голосовали, что называется, скрепя сердце», — цитирует Чуркина Интерфакс.
Русская линия
В Киеве состоялось первое заседание Комиссии УПЦ МП по диалогу с раскольниками
Участники встречи заявили, что любые конфликты между общинами канонической Церкви и представителями КП и УАПЦ должны решаться исключительно мирным путём
26 марта 2014 годо в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ архиепископа Луганского и Алчевского Митрофана состоялось рабочее заседание Комиссии канонической Украинской Православной Церкви по диалогу с УПЦ КП и УАПЦ, сообщает официальный сайт УПЦ.
Во время встречи архиепископ Митрофан сообщил о решении Священного Синода УПЦ от 24 февраля 2014 года о создании указанной Комиссии и о предыдущем опыте общения с представителями УПЦ КП и УАПЦ. Члены комиссии рассмотрели «Обращение Архиерейского Собора УПЦ КП» от 11 марта 2014 года и обменялись мнениями по поводу возможного формата будущего диалога с УПЦ КП и УАПЦ.
Участники встречи единогласно подтвердили, что целью диалога должно стать преодоление церковных разделений в Украине. Члены комиссии констатировали, что в своей работе руководствуются позицией Священного Синода УПЦ, высказанной в Обращении от 24 февраля 2014 года: диалог с УПЦ КП и УАПЦ должен строиться исключительно на принципах православного канонического права и проводиться без какого-либо вмешательства со стороны политических сил.
Члены комиссии признали необходимым изучение опыта преодоления церковных расколов в других Поместных Православных Церквах с целью его учета в деле уврачевания церковных разделений в Украине. Было особо подчеркнуто, что ведение диалога предусматривает прекращение вражды и религиозного противостояния. Любые конфликты между общинами УПЦ, с одной стороны, и общинами УПЦ КП и УАПЦ, с другой стороны, должны решаться исключительно мирным путём.
Члены комиссии выразили готовность рассматривать все конфликтные вопросы, возникающие на местах, и способствовать их конструктивному решению. Было особо отмечено, что в диалоге является недопустимым язык ультиматумов. Все стороны диалога должны искать точки соприкосновения ради достижения поставленной цели.
Комиссия для диалога с представителями УПЦ КП и УАПЦ была создана решением Священного Синода УПЦ от 24 февраля 2014 года (Журнал № 4). В состав комиссии входят архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан; архиепископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор; епископ Львовский и Галицкий Филарет; секретарь Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич; проректор по научно-богословской работе КДАИС В. Бурега.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти русского композитора С.В.Рахманинова
Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера С.В.Рахманинова, скончавшегося 28 марта 1943 г.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 г. в дворянской семье в имении «Онег», Новгородской губернии с давними музыкальными традициями (его дед А.А.Рахманинов был известным автором салонных романсов). Рахманинов начал систематически учиться музыке с пятилетнего возраста. Он учился в Петербургской и Московской консерваториях. Уже в годы учебы Рахманинов написал 1-й концерт для фортепиано с оркестром (1891), ряд фортепианных, камерно-инструментальных произведений, романсов.
Большое влияние на развитие композитора оказал П.И.Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование. Рахманинов постоянно концертировал как пианист и дирижер в России и за рубежом, в 1909—1912 гг. активно участвовал в деятельности Русского музыкального общества. В 1900-е гг. композитором были созданы многие из наиболее значительных его сочинений.
В конце 1917 г. Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию и в Россию уже не вернулся. С 1918 г. он поселился в США, занимаясь до своей кончины преимущественно концертно-пианистической деятельностью. В созданных в эти годы немногих произведениях тема Родины переплетается у Рахманинова с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от родной почвы. Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом. В 1941−42 гг. он выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии.
Рахманинов по праву считается проникновенным певцом русской природы. Музыка его обладает неповторимым богатством, идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его великолепные богослужебные композиции — Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). Им были созданы хоры a cappella — Литургия Иоанна Златоуста и Всенощное бдение. К наиболее известным произведениям композитора принадлежат оперы «Алеко» (1893), «Скупой рыцарь» (1904), поэма «Колокола», 4 концерта для фортепиано, 3 симфонии и другие произведения.
Скончался С.В.Рахманинов в Беверли Хиллз (Калифорния), похоронен близ Нью-Йорка.
Русская линия
«Пасхальный дар»
В ночь на 20 апреля в Москве откроется городской пасхальный фестиваль
«С 23:00 19 апреля до 03:00 20 апреля на улицах Никольская, Тверская и в Климентовском переулке начнут работать пасхальные ярмарки с угощениями и подарками», — уточнил министр городского правительства. Для удобства горожан и гостей в эту ночь будет продлена работа общественного транспорта, передает Интерфакс.
Основная программа фестиваля начнется 20 апреля на семи центральных пешеходных зонах, восьми парках культуры и отдыха, 11 прихрамовых территориях, в более 150 учреждениях культуры. С. Капков пригласил москвичей и гостей столицы попробовать угощения, приобрести подарки и сувениры в Новопушкинском сквере, на Тверской площади, в Камергерском переулке, улицах Кузнецкий мост, Никольская, Арбатская и в Климентовском переулке.
На пешеходных зонах ежедневно с 12:00 до 19:00 власти организуют мастер-классы по раскраске пасхальных яиц, изготовлению пасхальных корзин, выпеканию куличей. На 20, 26 и 27 апреля (с 16:00 до 19:00) на Тверской площади, Кузнецком мосту и в Новопушкинском сквере намечены концертные программы с участием ансамблей духовной музыки, звонарей, хоров и вокально-инструментальных коллективов. Кроме того, в программе торжеств — пасхальный фестиваль «Сорок сороков», который пройдет в 11 храмах.
Специально к Пасхе организуют более 50 специальных кинопоказов, 54 тематических выставок и экспозиции в музеях и выставочных залах.
Мэр Москвы Сергей Собянин выразил надежду, что пасхальный фестиваль в Москве будет не менее популярен среди москвичей, чем рождественский. «На рождественских ярмарках побывало около шести миллионов человек. Это стало серьезным событием в Москве, международным событием», — заявил он на оперативном совещании.
Русская линия
Минобороны Украины может беспрепятственно вывезти из Крыма старые боеприпасы
Минобороны Украины может беспрепятственно вывезти находящиеся на военных объектах в Крыму устаревшие боеприпасы, сообщил 28 марта источник в российском военном ведомстве.
«В арсеналах, хранилищах и складах находятся десятки тысяч тонн ракетных, артиллерийских и противолодочных боеприпасов, которые были изготовлены и переданы на хранение еще в советские времена. Эти боеприпасы давно устарели и не имеют никаких перспектив по использованию и применению», — сказал РИА Новости источник в военном ведомстве.
По словам собеседника агентства, утилизация вооружений, хранящихся на объектах (в том числе и в арсенале военно-морских сил Украины в Инкермане) — довольно затратный и трудоёмкий процесс.
Русская линия