К Дарам волхвов в Храме Христа Спасителя ожидают сотни тысяч верующих
7 января в Москву со Святой Горы Афон будет доставлена великая святыня — Дары волхвов, принесённые ими рождённому Спасителю
Доступ к приносимой в Россию в января 2014 года великой святыни Святой Горы Афон — Дарам волхвов в Храме Христа Спасителя будет осуществляться для всех желающих. При этом, без очереди можно будет подойти к святыне беременным женщинам, женщинам с маленькими детьми и инвалидов — их волонтеры будут проводить в храм волонтёры. Всего в Москве ожидаются сотни тысяч паломников, которые приедут поклониться Дарам волхвов со всей России, сообщает РИА Новости.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дары волхвов впервые будут принесены в пределы Русской Православной Церкви к празднику Рождества Христова. С 7 по 13 января святыня будет находиться в Храме Христа Спасителя, после этого её перенесут в Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга, а затем в Дом милосердия в Минске и в Киев, где она будет находиться в Софийском соборе Киево-Печерской Лавры с 25 по 30 января.
По словам заместителя руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Константина Блаженова, во время нахождения в Храме Христа Спасителя Пояса Пресвятой Богородицы в конце 2011 года ему поклонились порядка 900 тысяч человек, а креста Апостола Андрея Первозванного в 2013 году — около 200 тысяч верующих.
В случае с принесением в январе 2014 года Даров волхвов организаторы также ожидают значительного числа паломников — как самих москвичей, так и жителей близлежащих регионов, которые захотят прикоснуться к святыне. По словам руководителя Оргкомитета по принесению Даров волхвов в пределы Русской православной церкви Сергея Рудова, предположительно «это будут сотни тысяч людей».
В столичной мэрии обещают организовать процесс принесения Даров волхвов в Москву на высоком уровне. Как сказал Блаженов, за все время принесения в столицу различных православных святынь «у нас не было ни одного случая каких-либо серьезных нарушений общественного порядка или происшествий по медицинской части».
По словам замруководителя столичного департамента, и в этот раз в Храме Христа Спасителя и на прилегающей территории будут обеспечены необходимые меры безопасности, медобслуживания. В частности, будут выделены автобусы для обогрева людей, организован горячий чай, обеспечена уборка прилегающей территории, в том числе реагентами.
Для координации этой деятельности, сообщил Блаженов, создан совместный штаб, включающий представителей столичной администрации, Русской Православной Церкви и организаторов принесения Даров волхвов во главе с заммэра Александром Горбенко.
Представитель афонского монастыря святого Павла, где хранится христианская реликвия, иеромонах Евфимий сообщил, что ранее с ходатайством о принесении в пределы Русской Православной Церкви честных даров выступал, в частности, один из высокопоставленных российских руководителей.
«Даже один министр, всем известный, ходил лично к Патриарху Кириллу и просил принести святые дары», — сказал он. Как уточнил представитель афонской обители, «это действующий министр»; вместе с тем он не стал называть его имени.
Дары волхвов — одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня. Евангельский рассказ о поклонении волхвов с востока младенцу Христу православные христиане вспоминают в Рождественский сочельник. Согласно писанию, восточные мудрецы принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как Царю, ладан — как Богу и смирна — как Человеку на погребение.
По преданию, до IV века Дары волхвов хранились в Иерусалиме, откуда впоследствии были перенесены в Константинополь и помещены в храме святой Софии. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, где пребывает до настоящего времени.
Золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря святого Павла. Для поклонения паломников отделяется только их часть.
График принесения Даров волхвов в пределы Русской Православной Церкви:
Москва, Храм Христа Спасителя, 7−13 января 2014 года (с 08.00 до 22.00);
Санкт-Петербург, Воскресенский Новодевичий монастырь, 14−17 января 2014 года (14 января доступ верующих с 15.30 до 22.00, 15−16 января с 06.00 до 22.00, 17 января с 06.00 до 12.00);
Минск, Дом милосердия, 18−24 января 2014 года;
Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, 25−30 января 2014 года.
Русская линия
Патриарх Кирилл: «Божественный закон выше всяких человеческих законов»
Предстоятель РПЦ совершил молебное пение на новолетие в московском Храме Христа Спасителя
Перед началом молебна Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором он подвел итоги уходящего года и призвал в 2014 году ради мирной и благополучной жизни больше опираться на нравственные законы.
«Перед нами неведомое будущее. Ученые пытаются прогнозировать развитие событий, футурологи описывают далекое будущее, но никто на самом деле не знает, каким оно будет, потому что Господь есть Господь истории, в Его руке этот исторический процесс, соучастниками в котором являются люди и каждый из нас. Мы знаем точно, что жизнь там, где Бог. Знаем точно, что смерть там, где Бога нет. И потому, для того чтобы иметь надежду на будущее, мы должны опираться в первую очередь на Божественный закон, который выше всяких человеческих законов, подчинять человеческие законы этому нравственному Божественному закону, в соответствии с ним жить, преобразовывать свой ум и свое сердце. Вот тогда у нас будет ясная, мирная и благополучная перспектива жизни, потому что где Бог, там любовь, там мир, там долготерпение, там милосердие, там проявление самых добрых человеческих чувств. Для того чтобы эти чувства стали нашими чувствами, мы должны склонить свои главы пред величием Божиим и в простоте сердца принять Его волю и Его закон», — сказал Святейший Владыка.
Вспоминая важнейшие события 2013 года, он выделил особое внимание празднованию 1025-летия крещения Руси, объединившему многие тысячи людей в Москве, Киеве и Минске. Также Предстоятель РПЦ отметил 400-летие вступления на престол Михаила Романова и Архиерейский собор 2013 года, который утвердил новые епархии и митрополии, по словам патриарха, укрепляющие духовные основы жизни народа.
Патриарх напомнил и о своем визите в КНР (первом визите главы церкви за всю историю Китая) и выразил надежду, что добрые отношения между Россией и Китаем будут содействовать развитию Китайской автономной Православной церкви. Он также вспомнил бедствие, постигшее в 2013 году Дальний Восток и о помощи, которую народ оказывал свои братьям и сестрам. Самыми печальными событиями года Святейший Владыка назвал теракты в Пятигорске и Волгограде.
«Давайте помолимся все вместе пред лицом Божиим в простоте сердца о наступающем годе благости Божией. Верим, что Господь услышит нашу молитву и приклонит милость Свою к Отечеству нашему, ко всей исторической Руси, к народам нашим и к каждому из нас. Пусть Его милость изольется на всех нас, укрепляя каждого в его шествии по жизненному пути», — заключил Патриарх Кирилл.
Русская линия
Мощи, обнаруженные археологами в Индии, принадлежат грузинской царице Кетеван
Грузинская Церковь прославила царицу Кетеван, претерпевшую в 1624 году мученическую кончину за отказ принять ислам
Обнаруженная археологами несколько лет назад в Индии, в развалинах расположенного в Гоа христианского храма, часть мощей принадлежит грузинской царице Кетеван, сообщает ИА Новости-Грузия со ссылкой на министерство культуры и охраны памятников Грузии.
«В результате анализа ДНК кисти руки, обнаруженной археологами несколько лет назад в каменном саркофаге, находящемся в развалинах христианского храма в индийском городе Гоа, подтверждено, что есть большая вероятность того, что эта кость руки принадлежит убиенной в 17-м веке мученице — грузинской царице Кетеван», — говорится в сообщении.
Царица Кетеван происходила из царского рода Багратиони и являлась женой царевича Давида, наследника кахетинского Царя Александра II. Она царствовала в восточно-грузинском царстве Кахети, и после смерти мужа посвятила себя строительству церквей, монастырей и больниц.
Отказав шаху Аббасу принять ислам, она провела 10 мучительных лет в темнице. Шах обещал сделать её царицей Персии, если только она примет ислам. Однако ни пытки, ни подкуп не смогли поколебать её твердость в православной вере. И 13 сентября 1624 года, после пыток раскаленными щипцами, её сожгли.
Останки мученицы были следующей ночью похищены португальскими миссионерами-августинцами, которые скрывали их в течение трёх лет и в 1627 году, наконец, доставили в Индию, в Гоа, где захоронили в католической церкви Св. Августина.
Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверди, и отвезены в Рим, в собор Св. Петра. Тогда же Грузинская Православная Церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив её к лику великомучеников.
В 2004 году Русская Православная Церковь передала Грузии уникальную икону святой великомученицы царицы Кетеван, которая содержит части мощей святой грузинской царицы.
Индийские археологи обнаружили останки царицы Кетеван в старой части храма в Гоа в 2006 году. По свидетельству находящихся в храме в Гоа представителей Грузинской Православной Церкви, останки находились под обломками каменного саркофага. Отмечалось, что саркофаг лежал в нише храма, но после землетрясения и обрушения части здания упал и разбился. Под этими обломками и были найдены останки царицы, в частности кисти рук.
Русская линия
Топонимическая комиссия рекомендует к переименованию ряд улиц в Петербурге и Колпино
Решения авторитетного органа останутся «на бумаге», пока в городе действует мораторий на возвращение исторических названий
Петербургская городская Топонимическая комиссия на минувшей неделе рекомендовала правительству города вернуть некоторым улицам Колпино и набережной Робеспьера в Санкт-Петербурге их исторические названия, сообщает Интерфакс.
«Топонимическая комиссия рекомендует, но последнее слово остается за правительством и губернатором», — напомнил вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи. Открывая заседание в Смольном, он сообщил, что в состав Топонимической комиссии вошли новые члены. «Наши активные люди в прошлом видят будущее», — считает Василий Кичеджи. Он напомнил, что на данный момент в городе действует трехлетний мораторий на переименование улиц. Однако, согласно процедуре, комиссия обязана рассматривать обращения граждан, которых к концу года накопилось очень много.
Члены комиссии, в частности, рассмотрели вопрос о возвращении исторических названий некоторым улицам в городе Колпино. В частности, было рекомендовано переименование улицы Володарского в Адмиралтейскую, ул. Карла Маркса в Преображенскую улицу, ул. Коммуны в Славянскую, ул. Культуры в Тихвинскую, Лагерного шоссе в Вознесенское и пр. Ленина в Царскосельский пр., ул. Труда в Троицкую ул., ул. Урицкого в Соборную. Комиссия также поддержала предложение о возвращении набережной Робеспьера исторического названия Воскресенской.
Решения Топонимической комиссии нас не могут не радовать. Действия властей, в свою очередь, настораживают. Вводить мораторий на возвращение исторических названий, и жить ещё три года под «сенью» имён кровавых палачей русского народа — выглядит довольно странно.
Ещё более дико выглядит сейчас название одной из центральных набережных Петербурга, носящей имя Максимилиана Робеспьера — автора идеи «Большого террора» во Франции, наступившего там, как известно, сразу после революции 1789 года. Существование имени этого «деятеля» на карте современного города можно объяснить, наверное, только плохим знанием истории.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы молимся святому мученику Вонифатию Тарсийскому
Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и за кончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздейст-вием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты моё тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над её словами, и всё время пути был сосредоточенным.
Приехав в Киликию, в город Таре, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошёл на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветлённые благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», — а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим.
Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котёл с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорён к усечению мечом. Из ран истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.
Между тем, спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпровождению. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привёл их туда, где ещё лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нём и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.
Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба её, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почётом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим всё свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.
Русская линия