Архиепископ Верейский Евгений: «Я, как и очень многие, считаю нецелесообразным переводить богослужение на русский язык»
Сам по себе перевод не даст того понимания богослужения, о котором говорят сторонники русского языка, заявил глава Учебного комитета РПЦ
Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской Духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений считает нецелесообразным и очень опасным перевод богослужения с церковнославянского на русский язык, поскольку это не только не приведёт к реальному пониманию священных текстов, но и спровоцирует серьёзные церковные нестроения и даже раскол. Об этом владыка Евгений заявил в эфире телеканала «Союз», отвечая на вопрос одной из телезрительниц, выступившей за перевод богослужения.
«Знаете, если сейчас провести опрос общественного мнения, то вы будете не в большинстве, — заявил архипастырь. — Я вам больше скажу, если даже перевести на русский язык, всё не поймете — там заложен глубочайший смысл: факторы исторические, догматические, учение Церкви и многое ещё. Сам по себе перевод не даст того понимания, о котором вы говорите. Я, как и очень многие, считаю нецелесообразным переводить богослужение на русский язык».
Глава Учебного комитета обратил внимание, что некоторые моменты богослужения «намного благозвучнее звучат на церковно-славянском языке, чем на русском». «Я вспоминаю слова академика Лихачева (он человек светский, да, но специалист в своей области), так вот, он как-то сказал про реформу русского языка: „Сложно научиться кататься на велосипеде, но один раз научился — и всю жизнь катаешься“. Да, нужен определенный труд, чтобы изучить, понять и так далее, и труд немалый. Тем более если вопрос касается понимания нашего богослужения — стоит потрудиться».
По мнению владыки Евгения, вопрос непонимания богослужения легко решается, если человек задастся целью изучит этот вопрос. «У нас есть прекрасные объяснения и комментарии к богослужениям. Вот, например, владыка Ионафан (Елецких) подготовил объяснение Литургии (всё, что поётся и читается) на русском языке. Этого вполне достаточно для того, чтобы на начальном этапе что-то понимать. Но богослужение имеет в себе очень глубокий смысл, и ничего в Церкви с обрядовой стороны формально и случайно не происходило, в этом есть строго выстроенный догматический и исторический смысл».
«Конечно, нельзя догматизировать сам церковнославянский язык, — признал владыка. — В средние века были такие ошибки, когда богослужение совершалось только на греческом или латыни. Католическая церковь, к примеру, настаивала на латыни, и люди совершенно ничего не понимали. Однако церковнославянский язык значительно ближе нам, при этом это неразговорный язык, он приобрёл некую сакральность именно как язык богослужения. Нельзя его догматизировать, и некоторые моменты очень осторожно можно переводить, тем более, что в современном русском языке отдельные церковнославянские слова звучат неблагозвучно или меняют смысл. Вот классический пример: „напрасно Судия приидет“ — читаем мы в молитвах, но что такое „напрасно“ с точки зрения русского языка, в переводе это „внезапно Судия приидет“. Такие изменения уже есть и их нужно производить».
«Но в вопросе полного перевода богослужения существует опасность, что мы из-за второстепенного вопроса может взорвать обстановку, и люди пойдут на баррикады: те кто за перевод начнут противостоять с теми, кто категорически против. И кому это нужно?», — заключил архипастырь.
Русская линия
Курск отпразднует День города Крестным ходом с чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери
Курские власти уже объявили 25 сентября выходным днём
25 сентября, в День города Курска, по главным городским улицам пройдёт Крестный ход с чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение», прибывшей в город из пределов Русской Православной Церкви Заграницей. В честь праздника городские власти уже объявили 25 сентября выходным днём во всех муниципальных учреждениях, на предприятиях и организациях.
23 сентября в сопровождении делегации РПЦЗ во главе с архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком чудотворная икона Божией Матери «Знамение» была доставлена в Курскую Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь.
У ворот древней обители святыню встречали митрополит Курский и Рыльский Герман, епископ Железногорский и Льговский Вениамин, наместник Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни игумен Серафим (Котельников) с братией, священство Курской митрополии, а также представители администрации Курской области и глава администрации Курска Н. Овчаров, сообщает пресс-служба Курской епархии.
Несмотря на проливной дождь, святыня торжественным Крестным ходом, под пение тропаря и колокольный звон, была перенесена под своды собора Рождества Пресвятой Богородицы и установлена на аналое, украшенном венком из цветов.
Архипастыри в сослужении духовенства совершили молебен перед чудотворным образом Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, по окончании которого молящиеся соборно пропели молитвенное песнопение «Царице моя Преблагая». Владыка Герман поздравил всех молящихся с радостным событием — прибытием иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной в приделы Курской митрополии в Коренную обитель, где святыня была явлена более 700 лет назад.
«Хотя на улице пасмурная, дождливая погода, но на душе у всех светло, радостно и празднично. Потому, что сегодня мы встречаем икону, которая, как говорится в молитве „овеяна убо она скорбию народной, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных“. На протяжении веков икона „Знамение“ Курская-Коренная не раз спасала от бед наш град Курск во время вражеских нападений, подавала утешение, защиту, благодатную помощь во время народных бедствий, а сколько благодеяний получили от нее люди, которые с надеждой, верой и благоговением молились перед чудотворным образом Царице Небесной — этого не счесть. И ныне, икона является общей святыней с Русской Зарубежной Церковью, с которой мы ныне едины. Она является Одигитрией Русского зарубежья и выполняет великую миссию, посещая многие страны мира, объединяя православных людей, поддерживая их, несет особое великое служение», — отметил митрополит Курский и Рыльский Герман.
Глава Курской митрополии сердечно поблагодарил делегацию РПЦЗ за доставленную великую радость всем курским православным верующим и возможность вновь приложиться к святому образу Пресвятой Богородицы — покровительнице и заступнице Курского края.
Владыка Марк выразил надежду на то, что пока икона будет находиться на курской земле «многие и многие смогут приложиться к иконе и возжечь в своем сердце новое пламя пламенной любви к Пресвятой Богородице, испрашая Ее святых молитв перед Её Божественным Сыном».
Курский архипастырь напомнил, что икона будет пребывать в Коренной пустыни до 25 сентября. Перед ней будут совершаться молебны и храм будет открыт круглосуточно. 25 сентября после Божественной литургии (начало в 7 часов) состоится традиционный Крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской-Коренной в Курск, где она будет находиться в Знаменском кафедральном соборе до 2 октября.
Русская линия
Митрополит Казахстанский Александр: «Истинный христианин не боится страданий и смерти»
В Алма-Ате прошли торжества в честь собора исповедников и новомучеников казахстанских
«Девяносто пять лет назад, в далеком 1918 году, обезумевшие от крови красноармейцы отряда Мамонтова совершили беззаконную расправу — расстреляли епископа Верненского и Семиреченского Пимена. Ему было суждено своим именем открыть длинный и славный список, состоящий из десятков тысяч ведомых и неведомых нам имен мучеников, — сказал в своем слове митрополит Александр. — Некоторые из них получили известность во всей Русской Православной Церкви. Среди таковых — священноисповедник, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский); Мефодий, епископ Петропавловский; преподобномученики Серафим и Феогност, расстрелянные в Аксайском ущелье; святой преподобноисповедник старец Севастиан Карагандинский».
«Святой апостол Павел в эпоху первых гонений на христиан обращается к последователям Распятого и Воскресшего Господа: «Не страшитесь ни в чем противников. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1:29). — продолжил владыка, — Истинный христианин не боится страданий, смерти и не смущается видимым торжеством зла, потому что его упование обращено к вечности, и он непоколебимо уверен в грядущем окончательном торжестве Всемогущего Бога Любви. Один из страдальцев за веру — епископ Кинешемский Василий (Преображенский) — в годину лютых испытаний написал об этом такие слова: «В настоящее время Православная Церковь переживает тяжелый кризис. Воздвигнутое на нее упорное гонение, систематическое и лукавое, смущает и тревожит даже наиболее стойких и искренних христиан. Большинство народа готово с головой погрузиться в болото материалистического невежества и распутства. Но вспомните Гроб Господень — этот живой, говорящий, торжествующий, победоносный Гроб, — и не смутная надежда, а спокойная, совершенно непреодолимая уверенность наполнит ваше сердце и укрепит волнующуюся мысль. Церковь не может погибнуть, ибо Господь создал ее, и врата ада не одолеют ее».
«Посеянное зло, в конечном итоге, обрушивается на голову тех, кто его возрастил и воспитал. Мы знаем, что этот момент неизбежен, и, если мы не увидим его здесь, на земле, то увидим его оттуда. И тогда, взглянув назад, на пройденную житейскую пучину, присоединимся к ликующему хору: „Поим Господеви: славно бо прославися!“», — цитирует Владыку сайт «Казахстан православный».
После архипастырской проповеди состоялся крестный ход и славление празднику Рождества Пресвятой Богородицы и Собору новомучеников и исповедников Казахстанских. В крестном ходе священнослужители несли хранящиеся в Вознесенском соборе чтимые святыни, среди которых — ковчег с мощами преподобномучеников Серафима и Феогноста Аксайских и икона Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Собравшихся на соборной площади прихожан и паломников Глава Митрополичьего Округа окропил святой водой.
Русская линия
В Сочи прошел саммит ОДКБ
Председательство в Организации договора о коллективной безопасности на один год перейдет к России
Страны Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) поддерживают усилия по созыву международной конференции по Сирии «Женева-2», говорится в тексте совместного заявления по ситуации в Сирии, принятого по итогам саммита Организации в Сочи. «Государства-члены ОДКБ поддерживают усилия по созыву международной конференции, призванной заложить основу для примирения и нормализации в Сирии», — цитирует документ ИТАР-ТАСС.
Участники альянса «решительно осуждают любые проявления терроризма и насилия над мирным населением, особенно на религиозной и национальной почве, и выступают против противоправных действий, направленных на дальнейшую милитаризацию внутреннего конфликта в Сирии».
Заявление ОДКБ начинается с выражения обеспокоенности развитием ситуации в Сирии и вокруг нее. Подписавшие его страны выступают за достижение мира, стабильности, процветания и прогресса не только в этой стране, но и на всем Ближнем Востоке. Государства-члены ОДКБ выступают за скорейшее преодоление кризиса «самими сирийцами при соблюдении суверенитета Сирийской Арабской Республики, прекращения насилия в этой стране, запуск широкого политического диалога между властями и оппозицией без предварительных условий на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года».
В тексте документа также указывается, что страны альянса поддерживают усилия России по мирному урегулированию сирийского вопроса.
Председательство в ОДКБ вчера перешло от Киргизии к России. Об этом объявил киргизский президент Алмазбек Атамбаев. «По традиции, очередное председательство в уставных органах переходит к Российской Федерации, и я передаю председательство в Совете коллективной безопасности ОДКБ президенту Российской Федерации. Желаю успешной, плодотворной работы», — дал напутствие Атамбаев.
Приняв председательство, президент Владимир Путин подтвердил, что страны ОДКБ в заявлении по Сирии едины в необходимости недопущения внешней агрессии. «Любая внешняя силовая акция стала бы грубейшим нарушением норм международного права», — цитирует Путина «Интерфакс». По его словам, такой сценарий приведет к дальнейшей дестабилизации обстановки в самой Сирии, да и в целом регионе. «Признательны партнерам по ОДКБ за поддержку усилий по мирному урегулированию кризиса, за поддержку российско-американских предложений в отношении сирийского химического оружия», — заявил Путин.
Как и предполагалось, речь на саммите зашла и о другой горячей точке — Афганистане. Подводя итоги заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ в Сочи, Путин подчеркнул, что противодействие угрозам, связанным с ситуацией в Афганистане, будет одним из приоритетов внешнеполитической деятельности ОДКБ во время председательства в ней России. Путин не исключает роста наркотрафика и распространения экстремизма из Афганистана после вывода международных сил из страны в 2014 году, сообщает ИТАР-ТАСС. «К сожалению, есть основания полагать, что интенсивность афганского наркотрафика, активность террористических группировок значительно будут возрастать», — сказал российский лидер. Он добавил, что уже сейчас экстремисты пытаются распространить свою деятельность на соседние страны, включая территорию центрально-азиатских государств-членов ОДКБ.
Президент России предупредил, что ни один сценарий развития ситуации в Афганистане не должен застать страны ОДКБ врасплох. Для этого государства-члены альянса будут действовать на упреждение в вопросе противодействия угрозам, в том числе — укреплять таджико-афганскую границу. «Будем действовать на упреждение, во всяком случае, будем стараться действовать на упреждение, совместно помогать Таджикистану в обустройство таджико-афганской границы», — заявил Путин.
Россия считает одним из приоритетов своего председательства в ОДКБ усиление сотрудничества этой организации с СНГ, ШОС и структурами ООН. «ОДКБ должна активно взаимодействовать с другими структурами, занимающимися вопросами региональной безопасности. Это в первую очередь СНГ и ШОС», — сказал российский лидер.
Также среди приоритетов российского председательства в ОДКБ Путин назвал «укрепление внешних границ зоны ответственности Организации». «Необходимо совершенствовать алгоритмы практических действий по минимизации рисков для стран — членов Организации», — считает российский лидер.
По его словам, еще одним важным приоритетом в деятельности ОДКБ является «наращивание военного сотрудничества». Основные принципы этой линии были намечены в решениях заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ в декабре 2012 года в Москве. «Необходимо совершенствовать управление Коллективными силами ОДКБ», — заключил Путин.
Русская линия
В Египте запретили «Братьев-мусульман»
Ответ исламистов может быть весьма жестким
Египетский суд на заседании 23 сентября наложил запрет на любую деятельность исламистской организации «Братья-мусульмане», сообщает Лента.Ru. Помимо этого, судья запретил работу всех структур и организаций, учрежденных или находящихся в управлении «Братьев-мусульман», включая некоммерческие. Ранее египетский суд заморозил активы лидеров движения, а также прекратил работу телеканалов, заподозренных в лояльности исламистам.
Решению суда о запрете «Братьев-мусульман» предшествовали многочисленные уголовные дела и обвинительные приговоры в отношении лидеров, идеологов и официальных представителей исламистов, обвиненных в подстрекательстве к беспорядкам и применению силы в отношении представителей власти.
Санкции последовали за беспорядками в Каире и других городах, вызванными нежеланием тысяч сторонников «Братьев-мусульман» покинуть улицы и площади, где они протестовали против свержения президента-исламиста Мохаммеда Мурси. Попытка полиции очистить города от палаточных лагерей вылилась в массовые столкновения с протестующими, в которых погибли сотни людей.
После свержения Мохаммеда Мурси фактическая власть в стране перешла в руки генералов, которые пообещали передать ее светскому гражданскому правительству. Оно должно быть сформировано по итогам демократических выборов.
Спецпредставитель Президента России по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов считает, что запрет в Египте деятельности «Братьев-мусульман» не оставляет шансов на политическое урегулирование ситуации в Египте. «Если „Братья-мусульмане“ насильно изгоняются из политики, то пути политического решения египетских проблем, очевидно, отрезаны. Перед мировым сообществом эти умеренные исламисты предстают теперь в весьма выигрышном положении гонимых военной диктатурой с нарушением всех норм демократии», — цитирует Маргелова Интерфакс.
По его мнению, это решение, по сути, является запуском дополнительного механизма эскалации политического кризиса в Египте. «Братья-мусульмане» возвращаются в свою привычную нишу подпольщиков, поскольку официальный запрет не уничтожит эту старейшую в мусульманском мире и закаленную подпольем и гонениями организацию.
«Далее можно с уверенностью предположить радикализацию части умеренных исламистов. Несмотря на разногласия, их тыл, хотя бы тактически, всегда готовы прикрыть исламисты неумеренные, и ряды экстремистов пополнятся исключенными из политической жизни», — считает М. Маргелов, возглавляющий комитет по международным делам Совета Федерации.
При этом он добавил, что «террористические вылазки, которые в Египте есть уже, могут обернуться террористической войной».
Русская линия
Почему в наших роддомах советуют отказываться от детей-инвалидов?
Минздрав решил разобраться с этой порочной практикой введением курсов нравственно-этического воспитания медперсонала
Вице-премьер Ольга Голодец поручила Минздраву разобраться с порочной практикой, сложившейся в роддомах, когда роженицам предлагают отказаться от ребенка с нарушениями здоровья, в частности, с синдромом Дауна, сообщил РИА Новости помощник вице-премьера Алексей Левченко.
По словам родителей детей с синдромом Дауна, врачи в роддомах при рождении особых детей рассказывают о том, что «ребенок необучаем, не сможет долго жить без специального ухода, никогда не будет испытывать настоящей привязанности к своим родителям и близким, возможно, будет агрессивен».
«Вице-премьер поручила проверить учебную медицинскую литературу, в которой могут содержаться такие рекомендации. Кроме того, она предложила подумать о введении образовательных курсов нравственно-этического поведения врачей в таких случаях и образовывать их. Врач должен сказать: да, родился ребенок с синдромом Дауна, но это ничего не означает, потому что есть общественные организации, которые помогают родителям таких детей, есть вот такие возможности, можно привести примеры успешных детей с синдромом. Нужно перестраивать систему», — цитирует Левченко РИА Новости.
В настоящее время в интернете на форуме родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна «Мыс доброй Надежды», идет сбор подписей под обращением к XIV Всероссийскому научному форуму «Мать и дитя» и V съезду акушеров-гинекологов, который откроется во вторник 24 сентября.
«Мы обращаемся к участникам съезда с предложением о принятии Кодекса этики в отношении к новорожденным „особым детям“ и их родителям, о наложении морального „вето“ на оказание давления на родителей в пользу оставления детей на попечение государства, введение персональной ответственности медицинских работников за действия, противоречащие таким принципам», — говорится в обращении.
Авторы письма отмечают, что в первую очередь семье с новорожденным «особым ребенком» необходима психологическая поддержка и максимально полная информация о возможностях их ребенка, его жизненной перспективе, и главное — понимание того, что наши семьи не останутся один на один со своими проблемами, что их поддержит государство.
Отрадно, что власти, наконец, обратили внимание на этот «больной» вопрос. Хорошо бы пойти дальше, и разобраться с «перинатальными центрами» и женскими консультациями, где по-прежнему под разными предлогами отговаривают рожать не только больных, но и здоровых детей.
Давно уже необходимо было поднять вопрос о морально-нравственном воспитании медицинского персонала. Однако до этого власти надо определиться: или продолжать оплачивать, и тем самым поощряют аборты, или воспитывать медперсонал. Одно с другим ну совсем несовместимо.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем лидеров русских монархистов П.Н.Дурново и А.С.Вязигина
Сегодня день памяти видного государственного деятеля Царской России, министра внутренних дел, члена Государственного Совета Петра Николаевича Дурново, скончавшегося в 1915 г. Он родился 24 марта 1843 г. (по др. данным 1842, 1844 или 1845) в семье Олонецкого вице-губернатора. В 1860 г. блестяще окончил Морской кадетский корпус, участвовал в морских походах по Тихому и Атлантическому океанам и Средиземному морю. В 1870 г. окончил Александровскую Военно-юридическую академию и начал служить по ведомству военной, а затем гражданской юстиции. К 1883 г. дослужился до должности вице-директора Департамента полиции, стал ближайшим сподвижником В.К.Плеве в деле борьбы с революцией. После детального изучения деятельности полиции в Париже, Берлине и Вене в 1884 г. назначен директором Департамента полиции, в 1893 г. сенатором. В Сенате боролся против попыток либеральных местных властей отменить или изменить законы о черте оседлости. В 1900−05 гг. — товарищ министра внутренних дел. 23 октября 1905 г. назначен управляющим Министерством внутренних дел в кабинете С.Ю.Витте. Витте рассчитывал, что Дурново сделает всю черную работу для подавления революции.
Дурново был одним из тех, кто в критическое время 1905−06 гг. не растерялся и сумел принять меры по борьбе с анархией и революцией. Он начал проводить энергичную внутреннюю политику, наводить порядок в министерствах, уволил губернаторов, мирволивших к революционерам. Жесткими мерами ему удалось ликвидировать почтовую забастовку, восстановить порядок на железных дорогах. Были арестованы участники советов рабочих депутатов во многих городах, запрещен выпуск большого числа революционных газет. Дурново одобрительно отнесся к созданию и активно поддерживал деятельность Союза Русского Народа. Террористы несколько раз предпринимали попытки убить ненавистного министра, но успеха не имели. В апреле 1906 г. Дурново вышел в отставку, оставшись членом Государственного Совета, где играл активную роль, став в 1908 г. лидером правой группы. Дурново полагал, что только существующий государственный аппарат сможет предохранить Империю от развала, поэтому решительно выступал против поспешного и неоправданного реформирования органов власти. На этой основе у него возник конфликт с главой правительства П.А.Столыпиным, который настаивал на введении земств в западных губерниях. Дурново вынужден был уехать заграницу, откуда вернулся только уже после гибели Столыпина.
Видя нагнетание военной истерии, понимая, что определенные силы толкают Россию на путь войны с Германией с целью уничтожения Самодержавия, Дурново в феврале 1914 г. составил записку на имя Государя, в которой предостерегал против войны с Германией и предсказывал победу революции, причем именно социалистической. Уникальность записки состоит в том, что практически все пророчества Дурново сбылись. Вместо ненадежной конструкции Антанты Дурново предлагал более устойчивую геополитическую модель мировой безопасности. Будущее, по его утверждению, принадлежит «более тесному сближению России, Германии, примиренной с последней Франции и связанной с Россией оборонительным союзом Японии». По сути, он предлагал реализовать континентальную геополитическую модель, о чем, как о великом открытии, западные политики заговорили только спустя несколько лет. В 1915 г. ряд правых деятелей Государственной Думы и Государственного Совета, а также некоторые националисты предприняли попытку создать Консервативный блок в Государственной Думе. 11 августа у Дурново состоялось совещание по этому поводу. Идея Консервативного блока была предметом обстоятельного обсуждения на Совещании монархистов в ноябре 1915 г. в Петрограде, уже после кончины Дурново. Однако осуществить замысел так и не удалось, во многом из-за того, что со смертью Дурново у правых не стало признаваемого всеми лидера.
Сегодня мы также вспоминаем зарубленного большевиками ученого-историка, профессора, видного деятеля монархического движения, лидера фракции правых в III Государственной Думе Андрея Сергеевича Вязигина.
Он родился 15 октября 1867 г. в дворянской семье в Харьковской губернии. В 1891 г. окончил историко-филологический факультет Харьковского университета и был оставлен стипендиатом для подготовки к профессорскому званию. В 1898 г. защитил магистерскую диссертацию и стал экстраординарным профессором по кафедре всеобщей истории. Научные труды Вязигина по истории папства в XI в., личности Папы Григория VII высоко оценивались специалистами и до сих пор не утратили научной ценности.
Будучи по своим убеждениям русским православным патриотом, Вязигин принял активное участие в патриотическом движении. В ноябре 1903 г. он стал организатором и первым председателем Харьковского отдела Русского Собрания — первого местного отдела старейшей монархической организации. Впоследствии он стал одним из организаторов и руководителей Харьковского отдела Союза Русского Народа, почетным членом которого, кстати, был св. прав. о. Иоанн Кронштадтский. Вязигин принимал активное участие практически во всех Всероссийских монархических съездах. После отражения первого натиска революции в 1905−06 гг. он призывал монархистов не почивать на лаврах, но произвести обстоятельный анализ причин смуты и современного состояния внутренних и внешних врагов России. Он отмечал, что с созданием Союза Русского Народа произошло сближение «образованных русских людей, сознательных националистов с низами, носителями стихийного национализма». Одним из реальных способов повлиять на ситуацию в стране было участие в политической деятельности, и Вязигин в результате грамотно организованной предвыборной кампании стал депутатом 3-й Государственной Думы от Харькова. В Думе профессор Вязигин играл заметную роль, благодаря своей активности и ораторским способностям. В октябре 1908 г. он был избран председателем фракции правых. В этом качестве он резко выступал против посягательств Думы на права Монарха, против принятия законопроекта о свободе перехода из одного вероисповедания в другое, за укрепление системы образования. В 1909−12 гг. был членом Главной Палаты Русского Народного Союза имени Михаила Архангела, в 1913 г. членом Редкомиссии «Книги русской скорби».
Покидая Харьков, Вязигин просил своих соратников быть единомышленными и единодушными. Этот его призыв к единомыслию, обращенный к харьковским соратникам, оказался пророческим. Вскоре после его отъезда в Харьковском СРН начались распри, в результате к власти пришли противники профессора Вязигина, началась кампания против него и его ближайших сподвижников. В душевном смятении он писал 19 апреля 1912 г. жене: «Остается один путь — полный уход с политической сцены». Вязигин был одним из самых трезвомыслящих политиков-монархистов. Он не только понимал, какие силы выступают против России, но и не строил иллюзий относительно состояния русского общества, особенно его высших слоев. 29 апреля 1912 г. он писал жене: «Только чудо может спасти нас от общей участи — разложения государственности. Увы, этого не видят или не хотят видеть!». По окончании работ 3-й Государственной Думы он сосредоточил силы на научно-педагогической деятельности, продолжал издание журнала «Мирный труд», в котором публиковались многие видные правые публицисты, в 1914−15 гг. издавал газету «Харьковские губернские ведомости». Хотя Вязигин не принимал формального участия в патриотической деятельности, он сохранил авторитет в монархических кругах, вел переписку со многими правыми деятелями, старался повлиять на ситуацию в патриотическом движении. После февральского переворота он полностью отошел от политической деятельности. В мае 1919 г. Вязигин был взят в заложники и затем зарублен чекистами.
Русская линия