Патриарх Кирилл: «Вера в Бога есть жизнеутверждающая сила для личности»
Предстоятель РПЦ совершил чин великого освящения кафедрального собора Воскресения Христова в Ханты-Мансийске
Патриарх Кирилл совершил вчера чин великого освящения кафедрального собора Воскресения Христова в Ханты-Мансийске и возглавил божественную литургию в новоосвященном храме.
В комплекс Воскресенского кафедрального собора входит православная гимназия с однокупольным крестильным храмом в честь святого равноапостольного князя Владимира, часовня в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. Место для строительство храмового комплекса было выбрано в 1988 году епископом Тобольским и Тюменским Антонием. В декабре 1999 года архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий освятил закладной камень на месте строительства. В августе 2001 года строительную площадку посетил приснопамятный Патриарх Алексий II. В мае 2006 года малое освящение храма совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Предстоятель РПЦ освятил три престола: центральный — в честь Светлого Христова Воскресения; северный — в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших; южный — в честь святого благоверного князя Александра Невского.
В дар храму Патриарх Кирилл передал икону святителя Николая Можайского. Он также поблагодарил власти региона и местное духовенство за их усилия по возведению храма и вручил высокие церковные награды губернатору Югры Наталье Комаровой, спикеру Думы округа Борису Хохрякову, руководству Ханты-Мансийска.
«Вера в Бога есть жизнеутверждающая сила для личности, для семьи, для общества, для государства и для всей человеческой цивилизации. Потому что вместе с верой в Бога мы признаем Его закон как абсолютную правду, как-то, что соответствует голосу нашей совести. Ведь Бог нас и создал в соответствии с Его замыслом, с Его нравственным законом, и потому находиться в гармонии с самим собой, со своей совестью означает жить по Божиему закону. А как только его нарушаем, тот же самый голос совести беспокоит нас в той или иной мере, насколько эту совесть мы сохранили», — сказал Патриарх Кирилл после литургии в новоосвященном храме.
«Поэтому-то мы и строим храмы, поэтому мы и проповедуем, поэтому мы обращаемся к народу с горячим призывом хранить веру, потому что кроме веры нет ничего, что поможет вам отличить добро от зла. Запутаемся тогда сами в своих страстях, если будем считать, что мы пуп земли, центр вселенной, критерий добра и зла, критерий истины. Потому что рядом с нами будут такие же другие центры, а не может быть множество центров, они тогда разорвут единую плоть человеческого общества», — цитирует Предстоятеля портал Патриархия.Ru.
«Хотел бы еще раз сердечно поздравить всех нас с великим событием — освящением этого святого храма. Приходите в этот храм, молитесь. Когда не было храмов, вроде как можно было и не ходить, но когда храм есть, его колокол должен тоже будить в вас память о вечном, о том, что именно в храме через молитву, через слушание слова Божия, вы будете обретать Божественную мудрость, критерий истины, который не даст вам заблудиться в жизни ни в маленьком, ни в большом, ни в личном, ни в государственном. Потому что Бог отвечает людям на их молитву и ведет их по жизни, если они принимают Его правду, Его закон», — заключил Святейший Владыка.
Русская линия
Митрополит Иларион: У нас появилась надежда
Председатель ОВЦС принял участие в консультации Всемирного совета церквей по Сирии
18 сентября 2013 года в Боссе (Швейцария) состоялась однодневная консультация, организованная Всемирным советом церквей, по проблемам кризиса в Сирии. Во встрече участвовали представители христианских церквей Сирии и других стран, принимающих активное участие в работе по преодолению кризиса. В мероприятии также приняли участие бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, спецпредставитель ООН по Сирии Лахдар Брахими и другие представители международных организаций.
Русскую Православную Церковь представлял председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Во встрече также принимал участие представитель Русской Православной Церкви при ВСЦ и международных организациях в Женеве протоиерей Михаил Гундяев.
Участники встречи были призваны проанализировать ситуацию в Сирийской Республике и попытаться найти возможные направления совместных действий церквей-членов ВСЦ по урегулированию ситуации.
Обратившись к собравшимся, г-н Кофи Аннан заявил, что не видит никакой возможности военного решения сирийской проблемы. Высоко оценив инициативу России по разрешению проблемы с химическим оружием в Сирии и предотвращению военного удара, он подчеркнул, что только Россия и США, совместными усилиями, используя свой авторитет и влияние, могут добиться начала переговоров между враждующими сторонами. В ходе многих выступлений неоднократно была подчеркнута необходимость скорейшего созыва конференции «Женева-2».
Со стороны представителей сирийских церквей были приведены многочисленные свидетельства о страданиях, выпадающих на долю сирийских христиан. Постоянно увеличивается число христианских семей покидающих страну. Существует реальная угроза того, что богатая своей многовековой христианской историей Сирия может полностью лишиться христианского присутствия.
В своем выступлении митрополит Волоколамский Иларион ознакомил собравшихся с письмом Святейшего Патриарха Кирилла президенту США Бараку Обаме, основной темой которого было предотвращение военного удара по Сирии. Он подробно рассказал о работе, которая проводится Русской Церковью для улучшения ситуации в Сирии и облегчения страданий сирийского народа. «Когда нас приглашали на эту консультацию, многие чувствовали отчаяние. Мы не видели никакого решения для ситуации в Сирии. Сейчас есть ощущение надежды. Это очень важный для всех нас момент, чтобы обдумать, каковы должны быть дальнейшие шаги по достижению мира в Сирии..», — отметил владыка.
Председатель ОВЦС подчеркнул, что Русская Православная Церковь сотрудничает с российским руководством для достижения мирного решения сирийской проблемы. «Мы рады видеть, что это сотрудничество приносит плоды», — подчеркнул владыка. Митрополит также выразил надежду на созыв в самое ближайшее время конференции «Женева-2» и на обретение надёжного политического решения по Сирии. Владыка призвал христианские церкви по всему миру оказывать воздействие на правительства своих стран с целью предотвращения возврата к поиску военных решений.
По итогам встречи участники приняли коммюнике, в котором отражено общее видение ситуации в Сирии и возможных путей ее разрешения: «Не может быть никакого военного решения кризиса в Сирии. Международное сообщество должно со всей ответственностью подойти к нахождению политического решения конфликта и достижению мира для всех в Сирии — ради спасения многих человеческих жизней. Христиане в Сирии являются неотъемлемой частью многогранного сирийского общества, которое имеет богатую историю. Во всем мире церкви призваны работать с правительствами своих стран для мирного разрешения кризиса», — говорится в документе.
Участники встречи признали целесообразной организацию еще одной консультации непосредственно перед конференцией «Женева-2», когда будет принято решение о времени ее проведения.
Русская линия
Владимир Путин: «Евроатлантические страны пошли по пути отказа от христианских ценностей»
Президент России принял участие в итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай»
Владимир Путин принял участие в итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай». Тема юбилейного заседания клуба — «Многообразие России для современного мира», сообщает сайт «Президент России».
Отвечая на вопросы экспертов – участников дискуссионного клуба, — глава государства в частности сказал: «Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, так же как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету — неотъемлемая часть нашего национального характера».
«Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога или веру в сатану.
Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьез говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии. Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности. Праздники отменяют даже или называют их как-то по-другому, стыдливо пряча саму суть этого праздника — нравственную основу этих праздников. И эту модель пытаются агрессивно навязывать всем, всему миру. Убежден, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису", — отметил Президент России.
Русская линия
Россия будет вынуждена ограничить импорт товаров из Украины и Молдавии
Президент России попросил Кишинёв и Киев не обижаться на то, что после подписания Украиной и Молдавией договора с ЕС Москва вынуждена будет защищать свой рынок
Россию беспокоит, что на российский рынок под маркой молдавских и украинских могут хлынуть товары из третьих стран в случае ассоциации Киева и Кишинева с ЕС. Об этом заявил Президент РФ Владимир Путин на заседании международного клуба «Валдай», сообщает РИА Новости.
«У нас есть ещё подозрения, что под видом того же молдавского или украинского товара пойдут товары третьих стран, вот что нас беспокоит», — сказал Путин на встрече с членами клуба. Президент добавил, что «здесь нет ничего связанного с попыткой оказать давление на суверенное право принимать решения».
Российская сторона призывает «посмотреть всё, посчитать, а если наши аргументы наши коллеги сочтут несостоятельными, не обижаться на нас за то, что мы вынуждены будем, защищая свои интересы, вводить определенные ограничения», заявил он.
Путин пояснил, что Россия будет вынуждена ограничить импорт товаров из Украины и Молдавии после подписания ими соглашений с ЕС, передаёт Интерфакс. «Это вопрос не политический, он прежде всего лежит в экономической сфере, а не в сфере суверенитета», — сказал Путин.
Президент привел пример европейского рынка, куда невозможно продать товары, являющиеся приоритетом во внешней торговле государств. «Молдова куда вино-то продаёт? Во Францию, что ли? Французы ни одной бутылки, наверное, молдавского вина не позволят продать у себя на территории. И в Италии это невозможно. Попробуйте, завезите. Фермеры, виноделы перевернут все коробки, всё разобьют и выкинут в канаву», — сказал Путин.
«Всё идёт на наш рынок. Ну вот, подпишут, дай им Бог здоровья, молдавские руководители этот документ, придёт на молдавский рынок дешёвое и качественное французское и итальянское вино. Куда денется молдавское? (..) Всё к нам хлынет», — сказал Путин.
«Здесь нет ничего эгоистичного. Мы должны подумать о собственных национальных интересах в сфере экономики», — заключил Путин.
Ранее в пятницу Путин еще раз предупредил Киев, что Россия будет защищать свой рынок от дешевых украинских товаров, которые могут хлынуть на него после создания зоны свободной торговли Украины с ЕС. О необходимости дополнительных защитных мер для российского рынка говорили многие российские чиновники и эксперты.
Русская линия
Вашингтон и Каракас начали «дипломатическую» войну?
США отказали в визах венесуэльской делегации, направляющейся на 68-ю сессию Генассамблеи ООН
Президент Венесуэлы выразил протест Вашингтону после того, как власти США сначала закрыли свое воздушное пространство для его самолета, а после отказали в выдаче виз главе делегации этой страны в ООН Вильмеру Баррьентосу. А бывший президент Боливии Эво Моралес и вовсе призвал все страны Латинской Америки и Карибского бассейна в знак протеста бойкотировать Генассамблею ООН.
Венесуэльский президент Николас Мадуро назвал «выпадом в адрес» страны отказ властей США выдать визу венесуэльской делегации в ООН, в частности главе его администрации Вильмеру Баррьентосу. Во время встречи с губернаторами штатов в четверг в Каракасе глава Венесуэлы заявил, что предоставление виз подданным латиноамериканской страны «является обязанностью» США, передает ИТАР-ТАСС.
В рамках своего выступления Мадуро отметил, что делегация Венесуэлы направлялась на 68-ю сессию Генеральной ассамблеи ООН, «хозяевами которой США не являются». Таким образом, члены делегации собираются принять участие в работе крупнейшей международной организации, а не в туристической поездке, напомнил президент. В связи с этим, подчеркнул он, «нет никаких веских оснований для отказа в выдаче виз», как Вильмеру Баррьентосу, так и всей делегации, излагает РИА Новости.
Если США не изменят свою позицию по этому вопросу, то Мадуро в ответ на «агрессию Вашингтона» собирается принять «жесткие меры дипломатического характера». Он уже отдал соответствующие указания министру иностранных дел Элиасу Хауа. Президент также поручил главе МИД «задействовать все механизмы» для обеспечения участия в Генассамблее ООН, которая откроется в Нью-Йорке 24 сентября и продлится до 1 октября. Ожидается участие свыше 90 глав государств, около 50 премьер-министров и примерно 50 министров иностранных дел.
О том, что власти США отказали в выдаче виз венесуэльской делегации в ООН стало известно накануне вечером. Немногим ранее Вашингтон закрыл свое воздушное пространство для самолета Мадуро, который должен вылететь в Китай. Президентский лайнер собирался пересечь воздушное пространство Пуэрто-Рико, находящееся в юрисдикции США. Комментируя этот эпизод в Каракасе, Мадуро заверил собравшихся чиновников, что это «серьезное правонарушение» не повлияет на его планы долететь до Пекина, сообщает AFP.
В то же время президент Боливии Эво Моралес призвал все страны Латинской Америки и Карибского бассейна в знак протеста отказаться от участия в Генассамблее ООН. В начале июня он сам оказался в схожей ситуации, когда несколько европейских стран запретили его самолету, возвращавшемуся из Москвы на родину, пролететь над их территориями. Политологи назвали ситуацию беспрецедентным случаем за всю историю международного права, а Мадуро заявил о поддержке своего боливийского коллеги, объяснив нарушение «всех международных принципов иммунитета, которым обладают главы государств» «имперской одержимостью».
Русская линия
Важнейший день для Русской Державы
Завтра Русская Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы празднуется Православной Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании ребенка. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала и молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.
Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим.
Праздник Рождества Богородицы — важнейший день для Русской Державы. Этот день считается днем начала Государства Российского. Согласно преданию, именно в этот день в 862 г. новгородцы призвали на княжение трех братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора.
В этот же день в 1380 г. состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Русские войска под командованием св. блгв. Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского разгромили орды хана Мамая. Был сделан решительный шаг к освобождению Руси от монголо-татарского ига.
В этот же день в 1862 г. в Новгороде был открыт знаменитый памятник «Тысячелетие России» скульптора Михаила Осиповича Микешина.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобных схимников-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби, преподобного Макария Оптинского, архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского) и публициста М.О.Меньшикова
Александр Пересвет и Андрей Ослябя происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. О Пересвете говорится в самом древнем литературном памятнике — «Задонщине» — вполне определенно, что он был «бряньский боярин». Об Ослябе известно из «Сказания о Мамаевом побоище», что он был Любутским боярином (г. Любутск территориально входил в Брянское княжество). Об их мирской жизни мы знаем немного, но согласно преданию, оба они в прошлом были умелыми воинами. Избрав иноческий путь, Александр и Андрей оказались в Троице-Сергиевом монастыре, обучаясь монашеству у преподобного Сергия Радонежского.
Благоверный Великий Князь Димитрий, позже прозванный Донским, перед Куликовской битвой направился за благословением к преподобному Сергию, который, осенив князя крестом, сказал ему: «Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником», тайно предсказав ему: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству. Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь». И сказал ему в ответ Великий Князь: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с нами вместе поборешься». Преподобный Сергий отдал иноков князю Димитрию, возложив на них перед битвой схиму.
Александру Пересвету довелось начать Куликовскую битву. Русский богатырь-инок выехал на поединок с сильнейшим татарским богатырем Темир-мурзою. Оба воина сразили друг друга, однако смертельно раненому Пересвету удалось добраться верхом до своих. Пал в грозной сече и Андрей Ослябя.
Тропарь (глас 1): «Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовской брани ратницы духовнии. Вы бо змия агарянскаго победисте, но и нас своим заступлением не остависте. Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете. Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.
Преподобный Макарий (в миру — Михаил Николаевич Иванов), старец Оптиной пустыни, родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян. После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье.
Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника.
В 1834 году преподобный Макарий перешел в Оптину пустынь, где его духовным наставником стал преподобный Лев. Благодаря преподобному старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада — супруги Киреевские. Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А.К.Толстой и И.С.Хомяков, Н.В.Гоголь и А.Н.Муравьев.
Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Господь даровал преподобному Макарию дар смирения и духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевание, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом с властью, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы.
За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их. 7 сентября 1860 года, через час после принятия Христовых Таин, преподобный Макарий мирно отошел ко Господу.
Сегодня день памяти видного деятеля монархического движения, депутата Государственной Думы архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского), скончавшегося в 1925 г.
Он родился 3 октября 1863 г. в Самарской губернии. Окончил Самарскую духовную семинарию, служил священником, затем закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, по окончании которой в 1895 г. принял постриг. В 1898—1903 гг. служил в Америке в сане архимандрита сначала на Аляске, затем в должности заведующего Миннеапольской миссионерской школой. Свои наблюдения за жизнью обитателей Америки отразил в двух книгах «Индиане Аляски» и «Американские очерки». В 1903 г. вернулся в Россию и был назначен ректором Одесской духовной семинарии. В годы революции стал активным участником патриотического движения. Он входил в руководство всех монархических организаций Одессы, авторитетом своего сана укрепляя русских людей в праведности избранного ими пути борьбы за русские устои. Был товарищем председателя Одесского отдела Союза Русского Народа, членом Совета Одесского отдела Русского Собрания и членом Совета Одесского Союза Русских Людей.
В 1906 г. хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. В Елисатветграде поддерживал тесные связи с монархистами. Благодаря своим патриотическим убеждениям избран депутатом IV Государственной Думы, где вошел во фракцию правых. В Петербурге владыка занял видное место в монархическом движении, был избран товарищем председателя Главного совета Союза Русского Народа, был товарищем председателя 6-го Всероссийского монархического съезда в 1913 г. Получив в 1914 г. назначение на самостоятельную Томскую кафедру, владыка вышел из состава Главного Совета СРН.
Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви, по окончании которого возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую кафедру. В 1919 г. был одним из главных организаторов Дружин Святого Креста в белой армии адмирала А.В.Колчака, по словам инициатора движения профессора Д.В.Болдырева, возглавлял всю религиозную часть добровольческого движения крестоносцев. После разгрома колчаковской армии остался в России, по прибытии в Иркутск был арестован ЧК и приговорен к расстрелу, который по каким-то причинам не был приведен в исполнение. Около двух лет томился в одиночной камере иркутской тюрьмы, затем был выслан в Москву. Последние месяцы жизни жил в Омске при архиепископе Викторе (Богоявленском), с которым нередко служил. «Сподобился блаженной кончины в алтаре Братской церкви во время всенощного бдения под воскресение. Почувствовав сердечную слабость, он со всеми простился и, сидя в кресле, при пении „Слава в вышних Богу“ тихо скончался», — сообщает митрополит Мануил (Лемешевский).
Сегодня также день памяти выдающего русского мыслителя и публициста, одного из основателей партии русских националистов — Всероссийского Национального Союза Михаила Осиповича Меньшикова, расстрелянного в 1918 г.
Он родился 23 сентября 1859 г. в семье священника. По окончании Опочецкого уездного училища поступил в Кронштадтское морское техническое училище. Будучи морским офицером, участвовал в нескольких дальних морских походах, выпустил в 1884 г. первую книгу очерков «По портам Европы». Параллельно со службой в 1880-х гг. начал сотрудничать в «Неделе», где вскоре стал одним из ведущих сотрудников. В 1892 г. подал в отставку, посвятив себя публицистике. После прекращения издания «Недели» А.С.Суворин пригласил Меньшикова к сотрудничеству в газете «Новое время». Здесь его талант раскрылся с большей цельностью и остротой, особенно в его «Письмах к ближним», печатавшихся вплоть до закрытия газеты в 1917 г.
Самыми интересными были его публикации по национальным проблемам, в том числе по еврейскому вопросу. Меньшиков был русским националистом, но его национализм — это не национализм захвата или насилия, а, как он выражался, национализм честного разграничения одних наций от других. Он не призывал никого уничтожать, как ему приписывали недоброжелатели, он лишь собирался оборонять свою нацию. «Мы, — писал Меньшиков, — не восстаем против приезда к нам и даже против сожительства некоторого процента иноплеменников, давая им охотно среди себя почти все права гражданства. Мы восстаем лишь против массового их нашествия, против заполонения ими важнейших наших государственных и культурных позиций». Меньшиков стал одним из организаторов Всероссийского Национального Союза. В него вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: национально настроенные профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, объединенные общей идеей главенства народности в трехчленной русской формуле. Для националистов и Православие, и Самодержавие вытекали из понятия Народности и национальных особенностей, что было серьезной ошибкой. Однако Меньшиков, не во всем принимавший позицию монархистов, честно признавал их заслуги перед Отечеством. Он писал: «Мы не принадлежим к Союзу Русского Народа, но было бы или актом невежества, или черной неблагодарностью забыть, что наши национальные начала были провозглашены еще задолго до возникновения партии националистов — именно такими „черносотенными“ организациями Петербурга».
После октябрьского переворота Меньшиков был арестован. 19 сентября 1918 г. он писал жене из заключения: «Члены и председатель Чрезвычайной следственной комиссии евреи и не скрывают, что арест мой и суд — месть за старые мои обличительные статьи против евреев». За день до расстрела он написал своей семье: «Запомните — умираю жертвой еврейской мести не за какие-либо преступления, а лишь за обличение еврейского народа, за что они истребляли и своих пророков. Жаль, что не удалось еще пожить и полюбоваться на вас». Он был расстрелян чекистами на берегу Валдайского озера. Многие мысли Меньшикова актуальны особенно сегодня. Например, эта: «Не раз великая Империя наша приближалась к краю гибели, но спасало ее не богатство, которого не было, не вооружение, которым мы всегда хромали, а железное мужество ее сынов, не щадивших ни сил, ни жизни, лишь бы жила Россия».
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл освятил первую в России часовню-маяк
19 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил плавучую часовню-маяк на месте слияния рек Иртыша и Оби в Ханты-Мансийском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, передает Православие.Ru.
На яхте «Таисия» Святейший Владыка прибыл из Ханты-Мансийска к месту впадения Иртыша в Обь, где установлена часовня в честь святителя Николая Чудотворца. С трапа, спущенного с борта яхты, Предстоятель Русской Церкви совершил освящение часовни.
* * *
Первая в России плавучая часовня-маяк была построена по благословению епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Павла в Нижневартовске компанией «Аганречтранс». Спущена на воду 29 августа 2013 года.
Инициатором создания часовни выступил председатель совета югорского филиала Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта С.Г. Сандулов. Среди речников и югорчан место слияния Оби и Иртыша считается особенным, однако до сих пор не было никакого памятного знака, отмечающего это место. Идея создания часовни на воде всеми была воспринята с воодушевлением.
Высота часовни 8 метров, вес — 10 тонн. Под крестом, венчающим часовню, расположен огонь маяка. Восемь икон в нишах часовни имеют подсветку. Часовня закреплена на притопленном понтоне. Совершение богослужений внутри часовни не предусмотрено, причаливать к ней смогут только катера с техническим персоналом, занимающимся электро- и энергообеспечением.
Русская линия
В Челябинске состоялась церемония закладки самого крупного собора Южного Урала
18 сентября 2013 года митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан совершил чин освящения закладного камня Христорождественского кафедрального собора, сообщает Патриархия.ru.
На торжествунной церемонии закладки собора присутствовали представители региональных и городских органов власти и общественных движений, духовенство Челябинской епархии, многочисленные верующие.
После положенных молитв митрополит Феофан окропил освященной водой закладной камень, а клирик Свято-Симеоновского храма Челябинска игумен Юрий (Пальчиков) возлил на него освященный елей. Затем было возглашено многолетие Святейшему Патриарху Кириллу, правящему архиерею епархии, губернатору, властям, воинству и всем православным христианам, сообщает пресс-служба Челябинской епархии.
Выступая перед собравшимися, губернатор Челябинской области М.В. Юревич сообщил, что принял предложение стать совместно с правящим архиереем Челябинской епархии сопредседателем попечительского совета по строительству собора. Глава региона одобрил идею возведения главного храма области в честь Рождества Христова, отметив, что таким образом будет восстановлена историческая справедливость. Сооруженный до революции челябинский собор, который был разрушен в советские годы, также назывался Христорождественским.
«Хочу поблагодарить митрополита Челябинского и Златоустовского Феофана: за три года им сделано многое в плане восстановления и строительства храмов. Наша область имеет богатое историческое наследие. Его надо сохранить для будущих поколений. Я уверен, что Челябинск в будущем может стать одним из крупных духовных центров Урала», — сказал М.В. Юревич. Губернатор также сообщил, что внешне новый храм будет напоминать Исаакиевский собор и другие церкви Санкт-Петербурга. Строительные работы начнутся в октябре.
Председатель Законодательного собрания Челябинской области В. Мякуш отметил: «Для многих людей будущий собор откроет новые возможности для служения Богу, приобщения к добру. Совместно с религиозными лидерами мы проводим работу ради сохранения стабильности, стремимся к тому, чтобы люди разных национальностей (а их у нас более 130) жили в согласии и добрососедстве. В нашей стране всегда строили храмы всем миром. Мы свято чтим эту традицию. Уверен, что многие бизнесмены и крупные руководители окажут поддержку строительству».
На богослужении присутствовал руководитель группы предприятий «Теплоприбор» К.Ю. Захаров. При его поддержке в Челябинске возведен храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», реставрируется Тихвинский храм в селе Губернском и строится Кирилло-Мефодиевский храм на территории православной гимназии. Благотворитель сообщил журналистам, что непременно будет содействовать строительству нового собора: «Первый свой храм в Челябинске мы построили 10 лет назад. Это было сопряжено с определенными трудностями. В городе тогда было мало людей, которые верили в то, что это нужно и что это можно довести до конца. А сегодня мы стали очевидцами эпохального события — свидетелями закладки кафедрального собора».
На церемонию закладки собора собрались не только жители областного центра. Вместе с челябинцами за богослужением молились гости из Миасса, Златоуста, Чебаркуля, Снежинска и других городов области.
Новый собор будет стоять на пересечении проспекта Победы и улицы Салавата Юлаева, рядом с ледовой ареной «Трактор».
Русская линия
Общедоступная библиотека открылась в Александро-Невской лавре
В Александро-Невской лавре начинает свою работу общедоступная библиотека, сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на пресс-службу празднования 300-летия монастыря.
В течение 2013 года планируется ее поэтапное открытие. Первый этап — открытие читального зала для всех желающих.
По благословению наместника лавры епископа Кронштадтского Назария читальный зал библиотеки открыт для читателей по будням с 11:00 до 19:00 и по субботам с 11:00 до 16:30. В воскресные дни, а также накануне и в день двунадесятых праздников библиотека закрыта.
Также при читальном зале с октября 2013 года возобновятся занятия по церковнославянскому языку и церковному чтению.
Библиотека Александро-Невской лавры — старейшая среди церковных библиотек Петербурга. Собирание книг было предпринято в связи с началом богослужений в монастыре в 1713 году, открытием монастырской типографии в 1719 году и Славянской школы в 1721 году.
К середине XVIII века монастырское книжное собрание послужило основой ныне существующей библиотеки Петербургской духовной академии и семинарии, затем фонд был собран заново. К 1810 году лаврская и академическая библиотеки существовали раздельно в Юго-западной и Северо-западной башнях лавры.
В 1918 году библиотека была разорена, книжные собрания национализированы и переданы в Российскую национальную библиотеку и другие книгохранилища.
Собирание православных изданий было возобновлено в 1990-е годы XX века.
В конце 2006 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром был благословлен проект действующего наместника лавры епископа Кронштадтского Назария по созданию крупной общедоступной библиотеки, которая бы соответствовала статусу монастыря и задачам, решаемым Церковью в наши дни.
Фонд библиотеки насчитывает около 18 тыс. единиц хранения, в том числе около 16 тыс. книг, а также подшивки периодики, постеры, карты, диски. Имеются такие разделы, как библеистика, история Церкви, агиография, богословие, история гражданская, литература художественная, философия, языкознание, психология, педагогика, естественные и точные науки, медицина, детская литература.
Библиотека собирает материалы по истории лавры и Александро-Невского братства, о святых Северо-Запада России, по краеведению и военной истории страны.
Русская линия
По данным ФСБ за бандитов в Сирии воюют 400 наемников из России
В качестве наемных бойцов на территории Сирии могут находиться до 400 выходцев из России. Как сообщает «Интерфакс», такое заявление сделал первый заместитель директора ФСБ Сергей Смирнов.
«Вербовка наемников действительно существует. Мы считаем, что порядка 300−400 человек с территории нашей страны туда выехали. Они вернутся, и, естественно, это представляет большую опасность», — отметил сотрудник спецслужб.
Он отметил, что в законодательстве РФ не закреплены нормы о пресечении наемничества, «поэтому здесь еще надо работать», сообщает «РИА Новости.
— В Уголовном кодексе РФ есть статья «Наемничество», которая предусматривает до 15 лет заключения, так что по возвращении в Россию этих людей, вероятно, не ждет ничего хорошего, — рассказал «Известиям» председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. — Для доказательств их вины иногда достаточно предоставить суду какие-либо записи нанимателей о получении наемником денег или показания тех, кто платил наемникам. Но, естественно, эти показания также тщательно проверяются.
По словам собеседника «Известий», в международных правовых актах к тому, кто воюет на стороне антиправительственных сил, применяется термин «военный преступник».
— Если человек воюет на стороне официальной власти в рамках международных договоров, то вопросов нет, он действует в рамках закона, — пояснил эксперт. — Но если он сражается на стороне незаконных формирований, которыми сейчас является оппозиция в Сирии, то он является как раз военным преступником, а на них не распространяются международные конвенции о ведении боевых действий. Они никак не защищены законом и в некоторых странах их расстреливают на месте без суда и следствия.
Согласно ст. 359 УК РФ, наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
В ноябре 2012 года официальный Дамаск передал в Совбезе ООН список, согласно которому среди 143 иностранцев-боевиков, убитых на территории Сирийской республики, были также выходцы из России. Кроме того, отмечалось, что среди повстанцев оказались граждане Ирака, Катара, Туниса, Афганистана и Саудовской Аравии.
Спустя полгода в СМИ появилась информация о том, что сирийскую оппозицию также поддерживали граждане Великобритании, Австрии, Германии, Франции, Бельгии и других европейских государств. Также речь шла о выходцах из США.
Русская линия
В Португалии будет построен первый православный храм
Власти португальского города Сетубал передали Московскому Патриархату участок земли для строительства первого в стране православного храма, сообщает Седмица.Ru.
Документы на участок духовенству вручила мэр города Мариа даш Дореш Мэйра, сообщает представительство Россотрудничества в Португалии.
Новый храм будет воздвигнут в живописном месте в центре города по традициям русского церковного зодчества и органично впишется в городскую архитектурную среду.
Русская линия
В Национальном музее Грузии проходит выставка икон-вышивок
В Национальном музее Грузии проходит выставка икон-вышивок художника Михаила Мчедлишвили «Свет Вселенский», передает Благовест-Инфо со ссылкой на сайт музея.
Иконы гравюриста Михаила Мчедлишвили на первый взгляд походят на произведения, написанные красками на дереве. Но вместо красок художник использует шёлк, как основной материал, что обогащает цветовую гамму его работ.
Иконы Михаила Мчедлишвили хранятся в частных собраниях грузинских и зарубежных коллекционеров. Грузинский мастер прикладного искусства неоднократно представлял свои работы на персональных выставках в Тбилиси и Москве. На проводящейся в настоящее время выставке представлено 43 работы Михаила Мчедлишвили. Экспозиция продлится до 3 октября.
Русская линия
В США растёт интерес к русскому языку
В США стремительно растёт интерес к русскому языку — десятки тысяч американцев уже изучают его факультативно, в высших и средних учебных заведениях.
Русский язык также является языком общения многомиллионной русскоговорящей диаспоры в Соединенных Штатах. Только в Нью-Йорке и в одноимённом штате на нём говорят более 300 тысяч человек, подчёркивалось на международной конференции «Особенности преподавания русского языка», которая прошла 18 сентября 2013 года в крупнейшем американском мегаполисе, передает «Татьянин День» со ссылкой на ИТАР-ТАСС.
В её работе приняли участие 50 преподавателей русского языка, ученых-славистов, переводчики литературных текстов, дипломаты и журналисты. Они уделили особое внимание проблемам изучения русского языка англоговорящим населением США.
«В нашей стране всегда с огромным уважением относились к культуре России, которою только тогда можно понять сердцем и принять душой, когда знаешь русский язык», — отметил ведущий американский переводчик русской литературы и эксперт наследия А.С. Пушкина Джулиан Лоуэнфельд.
Нью-Йорк, как отмечалось на конференции, лидирует в сфере изучения русского языка. В городе находятся 18 специализированных школ. Несмотря на то, что большинство учебных заведений работают на факультативной основе, недостатка в учениках из числа американцев они не испытывают.
Организатором конференции, для которой был предоставлен зал престижного «Принстонского клуба» на Манхэттене, выступил «Русский центр в Нью-Йорке». Она прошла при активной поддержке Фонда «Русский мир», Россотрудничества, правительства Москвы и генерального консульства РФ в Нью- Йорке.
Кроме того, по данным проректора по международным связям Института русского языка имени Пушкина Надежды Смирновой, русский язык входит в пятерку самых популярных иностранных языков, которые изучают жители Евросоюза, сообщает РИА Новости. В числе лидеров — английский, немецкий, французский и испанский языки.
Надежда Смирнова отметила, что в России действует федеральная целевая программа «Русский язык», а также принята Концепция поддержки русский школ за рубежом. Кроме того, на согласовании в администрации президента находится Концепция поддержки русского языка за рубежом. «Система поддержки русского языка за рубежом существует, но она могла бы быть лучше. Многое здесь зависит от финансирования проектов», — уверена Смирнова.
Она убеждена, что по развитию данного направления нужно ориентироваться на успешные проекты западных коллег. «Например, институт Конфуция открывает и финансирует полностью за свой счёт центры по изучению китайского языка в вузах по всему миру. Франция и США также активно работают в этом направлении — языковые центры организуют бесплатные стажировки для преподавателей и экскурсионные поездки для детей, а также присылают учебники французского языка и многое другое. Чем больше будет финансироваться это направление, тем популярнее за рубежом будет и русский язык», — уверена Надежда Смирнова.
Русская линия