Митрополит Иларион: Ленин и Сталин несут ответственность за истребление русского народа
Председатель Отдела внешних церковных связей призвал вынести труп Ленина из мавзолея на Красной площади
Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион считает неуместными и странными попытки некоторых общественных деятелей обелить действия советских властей, одним из главных итогов деятельности которых стало истребление тысяч русских людей. Об этом владыка заявил 22 июня в ходе своей телепередачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».
«Нам нужно научиться называть вещи своими именами. Когда люди пытаются примирить некогда враждовавшие стороны, стоявшие по разные стороны баррикад, путем искажения истории, отрицания исторических фактов — это путь в никуда. Если были репрессии и невинные жертвы, мы должны об этом говорить. Если были виновные в этих репрессиях, мы должны называть их имена и не пытаться этих людей мифологизировать», — подчеркнул митрополит Иларион.
По словам владыки, Ленин и Сталин несут ответственность за фактическое истребление русского народа. «Об этом надо говорить ясно, не замалчивая эти факты. Когда пытаются снизить цифры потерь на порядок, поступают нечестно и преступно. Но вскрытие этого гнойника — только первый шаг, вслед за которым должно начаться залечивание раны, образовавшейся на месте гнойника. И здесь, конечно, требуются усилия всех здоровых сил гражданского общества, включая Церковь».
Говоря об отношении российского общества к своему советскому прошлому, митрополит Иларион заявил, что «нам есть чему поучиться у некоторых народов, в истории которых были позорные страницы». «Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на преступления ленинского и сталинского режима, который массово уничтожал людей целыми классами, как, например, кулачество, казачество, практически была уничтожена вся интеллигенция — мало кому удалось выжить в 30-е годы. Выживали единицы, и то чудом, когда по каким-то непонятным критериям власть оставляла им жизнь».
В связи с этим глава ОВЦС призвал вынести труп Ленина из мавзолея на Красной площади. «Буквально вчера я летел в самолете с одним очень известным старцем-духовником. Мы в разговоре затронули тему демографии. Говорили, что у нас уменьшается численность населения, особенно в деревне, на селе. И он мне сказал одну вещь, которая сначала меня несколько озадачила. Он сказал, что все это будет продолжаться до тех пор, пока не будет снято проклятие с нашей земли. Я спросил: «А что Вы имеете в виду под проклятием?» — и получил ответ: «Пока труп не будет вынесен с Красной площади. Страна не может развиваться, пока над ней тяготеет этот грех и это проклятие», — рассказал владыка.
«Рано или поздно с этим придётся что-то делать; нам придётся назвать вещи своими именами. Тело должно быть где-то захоронено. Для кого-то это будет могила выдающегося политического деятеля, для кого-то — могила преступника, но, как и тела всех людей, оно должно лежать в земле», — заявил митрополит Иларион.
Русская линия
Василий Кичеджи: «Благодать святыни поможет городу на Неве долгие годы жить в мире»
Пятьдесят священнослужителей во главе с епископом Кронштадтским Назарием встретили мощи святого князя Владимира в Петербурге
1025-летию Крещения Руси посвящен символический общеславянский крестный ход, в рамках которого мощи святого равноапостольного великого князя Владимира 22 июня прибыли в Санкт-Петербург. Встреча святыни, доставленной поездом из Пятигорска, состоялась на Московском вокзале.
Участниками встречи стали пятьдесят священнослужителей во главе с епископом Кронштадтским Назарием, а также вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи и спикер Законодательного Собрания Вячеслав Макаров. Сопровождали святыню до северной столицы председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, насельник Троице-Сергиевой лавры иеромонах Амвросий (Федукович) и насельник Саввино-Сторожевского монастыря иеромонах Ефрем (Поляк).
На перроне духовенством было совершено славление святого князя Владимира. «Крещение Руси имеет непреходящее значение для Церкви, которая сильна единством. Мощи святого князя Владимира — это символ сохраняющегося единства славянских народов», — отметил владыка Назарий. От имени администрации города делегацию приветствовал вице-губернатор Василий Кичеджи. Он выразил надежду, что благодать святыни поможет городу на Неве долгие годы жить в мире. В свою очередь, протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул, что Крещение Руси святым князем Владимиром определило выбор славянами вектора развития, сделав страну одним из центров мировой цивилизации.
Ковчег был торжественно препровожден в Князь-Владимирский собор. В нем святыня будет открыта для поклонения до вечера 24 июня. В праздник Святой Троицы после Божественной литургии в сквере у собора состоится концерт хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии, посвященный 1025-летию Крещения Руси. Прозвучат духовные песнопения, песни славянских народов, патриотические песни советского периода.
Частицы мощей князя Владимира постоянно находятся в храме Христа Спасителя в Москве. Крестный ход, символизирующий единство православных славянских народов, вышел из столицы России 31 мая. Святыне уже поклонились верующие Владивостока, Хабаровска, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Пятигорска. Из Санкт-Петербурга она будет доставлена в Калининград, а затем посетит Белоруссию и Украину.
Русская линия
Путин передал деньги в женские руки
Банк России с сегодняшнего дня возглавляет Эльвира Набиуллина
Экс-помощница Президента России Эльвира Набиуллина с сегодняшнего дня вступила в должность председательницы Банка России. На этом посту она сменила Сергея Игнатьева, который возглавлял Центробанк РФ с марта 2002 года — три срока подряд.
Напомним, что кандидатуру Набиуллиной для назначения на должность председателя Банка России в марте 2013 года внёс Президент России Владимир Путин. В апреле Госдума практически единогласно поддержала инициативу главы государства. За кандидатуру Набиуллиной проголосовали 360 депутатов, против — всего 20, и один парламентарий воздержался. Таким образом, с 24 июня 2013 года Набиуллина становится седьмым руководителем Банка России (с 1990 года).
Отметим также, что она не исключает вероятности смягчения денежно-кредитной политики ЦБ. Об этом Набиуллина заявила 21 июня в ходе Петербургского международного экономического форума. «Я бы не сказала, что это невозможно. Нужно расширить инструменты рефинансирования», — сказала будущий глава ЦБ, предупредив, что действовать надо аккуратно, чтобы смягчение политики не привело к усилению инфляционных процессов.
Она также указала, что нынешнее замедление темпов роста российской экономики вызвано прежде всего исчерпанием прежних факторов роста: увеличения экспортных доходов и посткризисного восстановления загрузки производственных мощностей.
Эльвира Набиуллина родилась 29 октября 1963 года в Уфе. В 1981—1986 годы училась в МГУ по специальности «экономист». В 1997—1998 годы занимала должность заместительницы министра экономики. В 2000—2003 годы работала первой заместительницей министра экономического развития и торговли. В 2007—2012 годы возглавляла Министерство экономического развития и торговли (переименованное в 2008 году в Министерство экономического развития). В 2012 году стала помощницей Президента России. С 24 июня 2013 года — председательница Банка России.
Русская линия
«Афон — уникальное духовное и культурное достояние современного мира»
Международная конференция, посвященная Святой Горе, пройдёт в Европе уже в третий раз
Международная конференция «Афон — уникальное духовное и культурное достояние современного мира» проходит в столице Сербии Белграде 23−26 июня с участием монахов древних святогорских обителей Симонопетра, Ватопед и Хиландар, а также ученых, религиозных, общественных и государственных деятелей.
Крупный форум, посвященный Святой Горе, проводится в Европе уже в третий раз. Первая встреча представителей ряда стран для обсуждения судьбы Афона состоялась два года назад в австрийском Зальцбурге, где и было решено собирать подобные конференции на регулярной основе. В 2012 году международный форум прошел в германском Веймаре.
«Третья международная конференция, посвященная Афону, направлена на привлечение внимания международного сообщества к уникальности Святой Горы и продолжение дебатов и дискуссий, начатых на первых конференциях и связанных с необходимостью сохранения духовного и культурного своеобразия этого священного места», — цитирует РИА Новости представителя оргкомитета форума. По его словам, на конференции будут обсуждаться история, судьба и роль христианства в современной Европе на примере опыта и традиций Святой горы Афон. Участники конференции особенное внимание уделят вопросам аскезы и современного богословия, взаимоотношению духовной и интеллектуальной жизни в православии, рассмотрят экологические практики современного христианства, служение монахов в обителях и за их пределами.
Торжественное открытие форума состоялось воскресенье вечером в мэрии Белграда с участием иерархов Сербской Православной Церкви. В понедельник, когда Православная церковь отмечает день Святого Духа, участники конференции присутствовали на праздничной Божественной литургии в храме Святого Саввы в Белграде. После этого 24 и 25 июня пройдут пленарные заседания и круглые столы.
Организаторами конференции выступили Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», возглавляемый Владимиром Якуниным, а также международное общество «Друзья Афона» и общество «Друзья Афона в Сербии».
Русская линия
«Действия ЕС и США противоречат задачам скорейшего политического урегулирования в Сирии»
В российском МИДе уверены, что американское оружие лишь подстегнёт мятежников к принятию разрушительного для страны военного решения
Решения группы «друзей Сирии», в том числе о срочных поставках оружия для вооруженной радикальной оппозиции в САР, противоречат задачам урегулирования, считают в российском МИДе.
В Москве подчеркнули, что сообщения из Дохи, где на днях прошло очередное совещание группы в ограниченном составе с участием министров иностранных дел 11 стран, не могут не вызывать серьезной обеспокоенности. «Они поступают на фоне информации СМИ о наращивании Катаром и Саудовской Аравией потоков вооружений для сирийских боевиков и об их обучении на базах в Турции и Иордании американскими и французскими инструкторами», — указали в пресс-службе министерства.
«Заявленные в Дохе и уже реализуемые на практике намерения оказывать, по сути, неограниченную военную поддержку оппозиции в САР полностью противоречат задачам скорейшего политического урегулирования в Сирии», — цитирует документ Росбалт.
«При этом с американской стороны звучат далекие от действительности обвинения в адрес России, будто бы она своей поддержкой Дамаска нагнетает напряженность в Сирии. На самом же деле законное правительство САР уже выразило готовность к участию в международной конференции в соответствии с российско-американской инициативой. А вот „Национальная коалиция“ и ряд других оппозиционных сирийских групп, к сожалению, до сих пор не подтвердили намерения участвовать без предварительных условий в этом форуме», — заметили в российском внешнеполитическом ведомстве.
«Очевидно, что новые дополнительные вооружения, которые рискуют оказаться, в конечном счете, в руках террористов, способны лишь подстегнуть оппозицию к разрушительному для Сирии военному решению», — считают в Москве и призывают западных и региональных партнеров «сосредоточиться на содействии скорейшему прекращению любого насилия в Сирии и обеспечению политического урегулирования» в этой стране. В МИД добавили, что именно с таким «конструктивным настроем» российская сторона будет участвовать в очередной тройственной встрече Россия-США-ООН в Женеве 25 июня.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем основоположника славянофильства И.В.Киреевского, а также писателя И.С.Шмелева
Сегодня день памяти выдающегося русского православного мыслителя, основоположника славянофильства Ивана Васильевича Киреевского, скончавшегося 11 июня 1856 г.
И.В.Киреевский родился 22 марта 1806 г. в Москве в дворянской семье. На шестом году лишился отца, умершего от тифозной горячки во время ухода за ранеными русскими и французскими солдатами. Большое влияние на Киреевского оказал близкий родственник его матери известный поэт В.А.Жуковский, который в 1813−14 гг. жил в родовом имении Киреевских селе Долбино. Рано начал изучать философскую литературу, под влиянием отчима А.А.Елагина увлекся немецкой метафизикой. С 1822 г. вместе с братом Петром брал домашние уроки у лучших профессоров Московского университета, для чего семья переехала в Первопрестольную. В 1824 г. поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, был одним из основателей «Общества любомудрия». В 1830 г. поехал в Германию для завершения образования, в Берлине слушал лекции Гегеля и Шлейермахера, в Мюнхене Шеллинга, на которого произвел большое впечатление. После восьмимесячного пребывая за границей Киреевский вернулся домой, обеспокоенный известием о появлении холеры в Москве и тревогой о своих близких. Через год после возвращения он пытается начать издание журнала под очень характерным названием «Европеец», для которого пишет программную статью «XIX-ый век». Журнал был запрещен именно за статью Киреевского, только заступничество Жуковского помешало его высылке из Москвы. После неудачи он замолчал на 12 лет.
В 1834 г. Киреевский женился на своей троюродной сестре Наталье Петровне Арбеневой, руки которой давно просил. Жена его была воспитана в традициях русского христианского благочестия, вела строгую церковную жизнь и находилась под старческим руководством схимника московского Новоспасского монастыря Филарета (в схиме Феодора). Знакомство с этим старцем, которое затем переросло в тесное духовное общение, изменило жизнь Киреевского. Его жене причиняло скорбь равнодушие к Православной Церкви, которое она наблюдала у своего мужа в первые годы супружества. Увлеченный тогда Шеллингом, Киреевский читал вслух жене его труды и удивлялся, что она не выражает восхищения. Она же отвечала, что эти мысли ей известны из творений Святых Отцов Церкви, и давала читать мужу книги, полученные от старца Филарета, который собственноручно переписывал святоотеческие творения, не изданные в то время (преп. Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова и др.).
Сохранилось ее свидетельство о воцерковлении Киреевского, записанное другом Киреевского А.И.Кошелевым со слов Н.П. Киреевской: «И.В. Киреевский никогда прежде не носил на себе креста. Жена его не раз его о том просила, но Иван Васильевич отмалчивался. Наконец, однажды он сказал ей, что наденет крест, если он будет ему прислан от отца Филарета, которого ум и благочестие он уже давно уважал. Наталья Петровна поехала к отцу Филарету и сообщила ему это. Старец, перекрестившись, снял с себя крест и, давая, сказал Наталье Петровне: „Да будет он Ивану Васильевичу во спасение“. Когда Наталья Петровна приехала домой, то Иван Васильевич, встречая ее, спросил: „Ну что сказал старец Филарет?“ Она вынимает крест и отдает его Ивану Васильевичу. Он спрашивает ее: „Какой это крест?“ Наталья Петровна говорит ему, что отец Филарет снял его с себя и сказал, что да будет он ему во спасение. Иван Васильевич пал на колени и говорит: „Теперь чаю спасения для души моей, ибо я в уме своем положил: если отец Филарет снимет с себя крест и мне его пришлет, то явно будет, что Бог призывает меня ко спасению“. С этой минуты заметен был решительный поворот в мыслях и чувствах Ивана Васильевича». В дальнейшем Киреевский сблизился с отцом Макарием Оптинским (имение Киреевского находилось в семи верстах от Оптиной Пустыни), который стал его духовником. У него возникает глубокий интерес к творениям Св. Отцов и он принимает деятельное участие в подготовке их к изданию.
Киреевский оставил после себя небольшое наследие (по русской привычке он не любил писать, предпочитая письму беседу), но и написанного им достаточно, чтобы считать его одним из основоположников самостоятельной русской философии. В 1839 г. он написал свой «Ответ А.С.Хомякову» — размышление по поводу доклада «О старом и новом». Эти два труда и положили начало славянофильству как самобытному течению русской мысли. В 1845 г. он некоторое время редактировал погодинский журнал «Москвитянин». В 1852 г. для подготовленного славянофилами первого «Московского сборника» написал программную статью «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России», в которой изложил основы славянофильского учения. С воцарением Александра II славянофилы задумали издавать журнал «Русская беседа», для которого Киреевский подготовил статью «О необходимости и возможности новых начал для философии», которая была как бы вступлением к изложению собственной философской системы (в бумагах Киреевского были найдены некоторые подготовительные материалы к работе). Но Господь судил иначе, 11 июня 1856 г. Киреевский скончался от холеры в Петербурге, куда приехал для свидания с сыном.
В одном из писем Киреевский прозорливо писал: «Если, сохрани Бог, в России когда-нибудь сделается что-нибудь противно Православию, то будет враждебно России столько же, сколько и вере ее. Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, все то препятствует развитию и благоденствию народа Русского; все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое».
Сегодня также день памяти выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева, скончавшегося в изгнании в окрестностях Парижа в 1950 г.
Он родился 21 сентября 1873 г в Замоскворечье в купеческой семье. Окончив в 1898 г. юридический факультет Московского университета, Шмелев некоторое время работал помощником присяжного поверенного в Москве, а в 1901−07 гг. — чиновником для особых поручений во Владимире. После Февральской революции 1917 г. писатель работал корреспондентом московской газеты «Русские ведомости» в Сибири. После октября 1917 проявил себя как горячий противник большевистского насилия. В 1918 г. Шмелев переехал с семьей в белый Крым, в котором, по взятии города красными, в 1920 г. был расстрелян его единственный сын, сражавшийся в рядах Русской армии барона Врангеля. В 1922 писатель вернулся в Москву, откуда эмигрировал во Францию.
Публиковаться Шмелев начал еще в студенческие годы. Появление в 1911 г. повести «Человек из ресторана» принесло писателю всероссийскую известность. Еще перед революцией начало выходить собрание сочинений Шмелёва (к 1916 вышел восьмой том). Через все творчество этого выдающегося русского писателя проходит тема русской религиозности, благочестия, неприятия нравственного распада и кровопролития — спутников революции. С особой теплотой и выразительностью Шмелев живописал старое Замоскворечье, быт и нравы патриархальной Москвы, историю своей семьи. Его произведения «Солнце мертвых» (1923), «Лето Господне» (1933), «Богомолье» (1935) и другие стали классикой русской литературы.
В этот день 24 июня 1945 г., когда православные отмечали двунадесятый праздник Святой Троицы, в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы.
Русская линия