Русская линия
<< Полная сводка новостей от 29 апреля 2013 >>

Сегодня Великий Понедельник
Началась Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Господа Иисуса Христа

Распятие ГосподнеСегодня, после завершения Великого поста, у православных христиан началась Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. В эти дни соблюдается особенно строгий пост. Богослужения Страстной седмицы особо величественны и торжественны, песнопения особенно красивы и умилительны, службы Страстной не только самые печальные, но и самые красивые службы всего церковного года. В Страстную седмицу все дни называются Великими: по причине великих воспоминаний, совершаемых Церковью.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали за двадцать сребреников в Египет, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. В Египте его купил царедворец Потифар, и благодаря данной ему Богом мудрости Иосиф вскоре возвысился при дворе фараона, сумел предотвратить голод в этой стране, так что однажды его братья пришли к нему купить хлеба. Они не узнали проданного ими брата, он же принял их, был щедр, ни словом не упрекнул их за давнее зло. Иосиф, проданный за двадцать сребреников, стал прообразом Христа. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают черты Лика Христова. Наконец, история его мнимой смерти и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя.

В понедельник Страстной седмицы Святейший Патриарх обычно также совершает молитвы на начало чина мироварения, который происходит только раз в году. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Чин освящения бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. В ветхозаветную пору миром помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Крещения, оно же употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

В Великий вторник Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Великую среду на Литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Вечером среды оканчивается великопостное богослужение, в песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души и наступают дни иного плача — плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. На вечерней службе совершается таинство исповеди: в этот день все православные стараются исповедаться.

В четверг Страстной седмицы вспоминается важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг, называемым в народе «Чистым четвергом» все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин. На Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд омовения ног, который воскрешает в памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

День Великой пятницы посвящен воспоминанию осуждения Спасителя на смерть, Его Крестных страданий и распятия. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей — 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. Утром в Великую пятницу служатся Царские часы. Это день строгого поста (до выноса плащаницы не вкушается пища) и великой скорби. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой — плат с изображением положения Спасителя во гроб, после чего читается канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В ночь с субботы на воскресения Церковь торжественно празднует Воскресение Христово.

Русская линия


Патриарх Кирилл: Церковь должна быть выше политики
В праздник входа Господня в Иерусалим, Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя

Патриарх Кирилл 28.04.1013

28 апреля 2013 года, в неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве и возглавил хиротонию архимандрита Ферапонта (Кашина) во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии. Его Святейшеству сослужили: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии. На богослужении также присутствовал царь болгар Симеон II Сакскобургготский.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Макарьевского Ферапонта на служение и вручил ему архиерейский жезл. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Сегодня некоторые говорят, что наше уважение к Церкви, наше понимание Церкви зависит от того, какую политическую позицию она занимает. Если она с нами, говорят одни, тогда мы будем ее всячески прославлять, говорить хорошо о ней в прессе и телевидении, превозносить ее лидеров, говорить о ее мудрости», — сказал Патриарх Кирилл.

По его словам, другие, противоположные первым, говорят то же самое: «Церковь должна быть с нами, потому что мы более справедливы, мудры, хотим больше блага людям». «И опять-таки симпатии в адрес Церкви обуславливаются ее политическим выбором», — констатировал Предстоятель. Таким образом, продолжил он, Церковь подталкивают к тому, чтобы она играла политическую роль, а не ту, которую ей «Господь повелел иметь в истории».

«Но какими бы ни были соблазны и насколько бы ни страшны были угрозы, Церковь будет совершать то, к чему она призвана Спасителем, — продолжать дело Его служения, провозглашать Царство Божье и призывать людей устремляться в этой Царство, обретая спасение в этой жизни и жизни вечной», — сказал Святейший Владыка. В то же время он подчеркнул, что Церковь не отказывает политикам в праве создавать свои собственные программы, но призывает «всех тех, кто искренне желает доброго переустройства человеческого общества, обращать внимание на то, что без преобразования человеческого сердца не может быть и общественного благополучия».

Русская линия


Патриарх Иоанн Х: Насилие в Сирии не заставит православных покинуть страну
Предстоятель Антиохийской церкви обратился к своей пастве с новым посланием

Антиохийский Патриарх Иоанн

Патриарх Антиохийской Православной Церкви Иоанн Х призвал международное сообщество остановить насилие в Сирии и содействовать освобождению двух православных лидеров Алеппо, сообщает Интерфакс-Религия.

«Обращаюсь от вашего имени — как сирийских граждан, так и диаспоры — к международному сообществу с призывом приложить все возможные усилия для освобождения двух похищенных иерархов, пленение которых причиняет нам боль», — говорится в послании Иоанна X к духовенству и пастве Антиохийской Церкви.

Как отметил Предстоятель, скорейшее разрешение этой проблемы представляет «чрезвычайную важность для предотвращения возможных негативных последствий».

«Наш призыв касается также настоятельной необходимости поиска скорого разрешения ситуации, сложившейся в нашей родной Сирии, ради её народа с тысячелетней цивилизацией, история которого уходит корнями в глубокую древность, и ради предотвращения последствий, которые могут отразиться на всём регионе», — сказано в документе.

Патриарх Иоанн также подчеркнул, что православные не готовы мириться с тем, чему подвергаются сегодня сирийцы, и прилагают все усилия для противостояния нынешней реальности в соответствии с принципами христианской веры.

«Мы отвергаем и осуждаем нынешнюю реальность, но вместе с тем, будучи сынами Воскресения, не боимся тех, кто прибегает к насилию. Убийства, похищения, разрушение нашей инфраструктуры не ослабят нашей решимости оставаться верными своему гражданству и принципу мирного сосуществования, продолжать жить на своей земле и требовать справедливости», — подчеркнул Иоанн X.

«Накануне Страстной недели и Светлого Христова Воскресения призываю вас к тому, чтобы мы явили единство как Церковь, членов которой объединяет пламенная верность истине. Усилим же свои молитвы в этот период. Как Господь не боялся пути на Голгофу, так и мы призваны пройти с Ним этим путём, в полном осознании того, что крестом победим», — говорится в документе.

22 апреля боевики захватили близ Алеппо брата Патриарха Антиохийского Иоанна X митрополита Алеппского Павла и сиро-яковитского митрополита Алеппского Иоанна Ибрагима. Их водитель — диакон — был убит. Они занимались решением гуманитарных проблем местного населения в деревне Кафр-Даэль, расположенной в районе границы Сирии с Турцией.

С призывом освободить сирийских иерархов ранее также выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «В эти часы предпринимаю все усилия для того, чтобы способствовать скорейшему освобождению из плена похищенных архиереев. Молюсь, чтобы Господь сохранил их неврежденными и как можно скорее вернул страждущей пастве, чтобы Он укрепил Вас в постигших испытаниях и утвердил мир на сирийской земле», — говорится в обращении Его Святейшества в адрес Предстоятеля Антиохийской Церкви.

«С российской стороны энергично предпринимаются все необходимые усилия — в контактах с правительственными структурами САР и по различным другим каналам — для содействия скорейшему освобождению захваченных», — подчеркнули в МИД РФ.

Русская линия


Симеон II: Я всегда выступал против церковного раскола в Болгарии
Святейший Патриарх Кирилл встретился в Москве с болгарским царём

Патриарх Кирилл и царь болгар Симеон II28 апреля 2013 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с царем болгар Симеоном II.

На встрече присутствовали заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрит Филарет (Булеков), сотрудник секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья иеродиакон Роман (Киселев). Также в числе участников — Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в России Бойко Коцев, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель Болгарского Подворья в Москве архимандрит Феоктист (Димитров), личный секретарь царя болгар Симеона II Ивайло Шалафов.

Приветствуя высокого гостя, Предстоятель Русской Церкви сказал: «В этот праздничный день мы имели возможность молиться вместе с Вами в Храме Христа Спасителя».

Святейший Владыка с благодарностью отметил: «При Вашем решающем личном участии был ликвидирован раскол в Болгарской Православной Церкви. Мы всем сердцем переживали в связи с этим расколом, мы видели страдания, которые он приносил людям. Поскольку это была политическая акция, очень важно, что и преодолен раскол был при участии политической власти страны. Преодоление раскола в Болгарии — пример, свидетельствующий о том, что власть не должна отстраняться при виде опасных для единства Церкви тенденций, которые порождаются политическими силами».

В ходе беседы Его Святейшество поделился впечатлениями от состоявшегося в прошлом году визита в Болгарскую Православную Церковь. «Вспоминаю свое пребывание в Болгарии. Это было радостным событием, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Я, наверное, был одним из последних, с кем приснопамятный Патриарх Максим совершил совместно богослужение. Я также воспоминаю нашу совместную молитву в храме святого Александра Невского в Софии».

Царь болгар, обращаясь к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, сказал: «Ваше Святейшество! Я глубоко тронут Вашими словами. Сегодня, благодаря приглашению Вашего Святейшества, осуществилась моя мечта: в 2002 году в качестве премьер-министра Болгарии я посетил Храм Христа Спасителя и пожелал себе, чтобы когда-нибудь мне выпало счастье присутствовать здесь на Патриаршей службе. Сегодня, в Вербное воскресенье, эта мечта исполнилась».

Коснувшись темы преодоления раскола в Болгарии, гость отметил, что еще в 1965 году выступил против инициативы болгарской эмиграции в Америке создать «независимую Болгарскую Церковь».

Русская линия


Протоиерей Павел Красноцветов: «Кутузов был воин-христианин»
В Санкт-Петербурге почтили день 200-летия кончины великого русского полководца

Могила М.Кутузова в Казанском соборе200-летию со дня кончины великого полководца Михаила Кутузова были посвящены памятные мероприятия, состоявшие 28 апреля в Санкт-Петербурге. У могилы фельдмаршала в Казанском кафедральном соборе была совершена панихида. Ее возглавил настоятель протоиерей Павел Красноцветов. «Кутузов был воин-христианин», — подчеркнул отец Павел. Он напомнил, что иконостас собора был облицован трофейным серебром: более 40 пудов драгоценного металла прислали донские казаки.

Помянуть первого русского кавалера ордена святого Георгия собрались военнослужащие, курсанты, суворовцы, военные историки. К гробнице, рядом с которой висят штандарты разгромленных вражеских полков и ключи от крепостей, взятых русской армией, были возложены цветы.

Цветы также были возложены к бронзовым памятникам «двум русским архистратигам» — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли, установленным на площади у Казанского собора в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона в 1837 году.

Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию здесь перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери молился назначенный командовать русской армией Михаил Кутузов. Список иконы он всегда возил с собой. Здесь же прославленный фельдмаршал нашел последний приют. В 1813 году прах светлейшего князя, умершего в прусском городе Брунцлау во время заграничного похода, был захоронен в Казанском соборе.

В Военно-историческом музее северной столицы к этому дню открылась расширенная экспозиция «Михаил Кутузов и Отечественная война 1812 года». Впервые представлены редкие материалы, в частности, немецкая книга «Хроника города Бунцлау» с описанием кончины Кутузова и изображением катафалка с установленным на нем гробом. Открытки столетней давности показывают некоторые моменты чествования памяти полководца в России и Германии начала XX века. На надгробной пластине с гербом светлейшего князя Голенищева-Кутузова Смоленского перечислены все его регалии.

Русская линия


Зачинщик драки у «Европейского» получил 8 лет
Отбывать наказание, согласно приговору, Бекхану Ризванову предстоит в колонии строгого режима

Д.Ризванов доставлен в судМосгорсуд в понедельник приговорил к восьми годам заключения Бекхана Ризванова, напавшего с ножом и тяжело ранившего двух москвичей у торгового центра «Европейский» в Москве летом 2012 года, сообщает РИА Новости.

Отбывать наказание, согласно приговору, осужденному предстоит в колонии строгого режима. Приговор вынесен на основании обвинительного вердикта присяжных заседателей. Гособвинитель на процессе ранее требовал приговорить Ризванова к 14 годам лишения свободы. Подробнее об этом

«Дополнительно назначить Ризванову наказание в виде двух лет ограничения свободы после освобождения из колонии», — огласила приговор судья Любовь Николенко.

В приговоре указано, что конфликт между подсудимым и потерпевшим произошел потому, что Ризванов «посчитал оскорбительными его взгляды и высказывания и использовал их как повод к началу драки».

«Вопреки общепризнанным нормам поведения, он достал нож и, используя его как оружие, нанёс потерпевшему четыре удара с целью лишить его жизни», — сказано в приговоре. Судья подчеркнула, что потерпевший остался жив лишь потому, что его друг использовал пистолет для самообороны.

В качестве смягчающего обстоятельства судья учла положительные характеристики подсудимого.

На площади Киевского вокзала в Москве 5 июня прошлого года возник конфликт между двумя группами москвичей и агрессивно настроенных кавказцев, в результате чего один из нападавших был ранен из травматики, а двое москвичей получили серьёзные ножевые ранения.

По подозрению в совершении преступления 6 июня 2012 года был задержан 22-летний Бекхан Ризванов, против него и его предполагаемого пособника было возбуждено дело о покушении на убийство футбольного болельщика Алексея Усачева. Второго подозреваемого в нападении задержать не удалось — он до сих пор числится в розыске.

По данным следствия, Ризванов и его подельники, «используя незначительный повод, затеяли ссору, в ходе которой у них возник умысел на убийство». Один из участников драки держал Усачева, а обвиняемый в это время нанёс ему четыре ножевых ранения в жизненно важные органы. Убийству помешало только то, что друзья Усачева оказали сопротивление выстрелами из травматического оружия.

Русская линия


Свидетельству о венчании в Грузии могут придать юридический статус
Митрополит Боржомский Серафим считает, что этот шаг станет радостным событием для всей православной паствы страны

Венчание

В последние месяцы в Грузии обсуждается вопрос о придании юридического статуса церковному свидетельству о венчании, сообщает портал Благовест-инфо. «Я, как духовное лицо, приветствую придание юридической силы документу о церковном венчании. В законодательствах многих государств Европы существуют положения о юридическом статусе свидетельств о венчании, к примеру, в Греции. Поэтому принятие официального решения о наделении документа о венчании юридической силой будет радостным событием для меня и для всей православной паствы», — заявил на страницах газеты «Хроника» митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Джоджуа).

Позицию по этому вопросу изложил в интервью той же газете председатель юридического комитета парламента Грузии Вахтанг Хмаладзе. «Без присвоения юридического статуса весь ряд обязательств, которые берут на себя супруги, попросту не действует. На сегодняшний день он обретает юридическую силу только на основании гражданского свидетельства о браке. Однако в Грузии множество супружеских пар ведут совместную жизнь, имея на руках свидетельство о венчании и не оформив брачного свидетельства в муниципальных законодательных структурах. Это не связано с игнорированием муниципальных брачных свидетельств или пренебрежения к ним, попросту в Грузии церковное венчание имеет глубокие укоренившиеся традиции. С правовой точки зрения не имеет значения вопрос легитимизации брака — будь то на основании церковного или муниципального свидетельства. Главное — чтобы брак был документально оформлен. И тогда свидетельству о венчании может быть придан полноценный юридический статус», — заявил Вахтанг Хмаладзе.

Русская линия


В Сирию хлынул поток исламистов-европейцев
Власти в Европе и Америке всерьёз озабочены тем, что будет, когда эти понюхавшие крови наёмники вернутся домой

Исламский террористВласти целого ряда европейских стран и американского континента всерьёз обеспокоены оттоком в Сирию всё большего количества европейцев-исламистов, возвращение который не может суть Европе ничего хорошего. О том, что их граждане в качестве наёмников воюют на стороне боевиков против законного сирийского правительства, вынуждены были признать Канада, Германия, Англия, Франция и Бельгия, сообщает газета «Взгляд».

По данным помощника директора канадской Службы безопасности и разведки Майкла Пейрса, канадские граждане присоединяются как к оппозиционным силам, так и к экстремистским группировкам, связанным с «Аль-Каидой». «Порой они меняют стороны: к примеру, вступают в отряд Свободной сирийской армии, а потом переходят к экстремистам из „Джебхат ан-Нусра“, — приводит сегодня слова Пейрса газета National Post. — Трудно их отслеживать».

Газета приводит данные обнародованного в начале апреля доклада Международного центра по изучению радикализации при лондонском Королевском колледже: с 2011 года от 2 тыс. до 5,5 тыс. иностранцев вступили в ряды боевиков, воюющих против войск Сирии. До 590 из них — европейцы. В том числе из Великобритании, Голландии, Франции, Бельгии, Дании и Германии.

Различные страны ЕС и ранее заявляли, что обладают данными об участии европейцев в сирийском конфликте. Так, Королевский колледж в Лондоне в начале апреля опубликовал исследование, в котором заявил, что к оппозиционным войскам в Сирии примкнули европейцы. При этом была названа цифра в 600 наемников.

Такую же цифру содержит доклад Европарламента, подготовленный координатором ЕС по борьбе с терроризмом Жилем де Кершовым. Он, в частности, отметил, что даже если этих людей не убьют в Сирии, то они будут представлять опасность по возвращении в Европу.

Однако этим аналогичные заявления исчерпаны не были. Глава контрразведки Германии Ханс-Георг Маасен заявил, что в Сирию хлынул целый поток радикально настроенных немецких исламистов. Он отметил, что, по всей видимости, исламисты из Европы в 2013 году сосредоточат свое внимание именно на Сирии.

Затем поступила первая информация изнутри — от одного из воюющих в Сирии европейцев, наемника из Франции. Бывший офицер французской армии, имя которого не называется, отметил, что на стороне боевиков в Сирии воюют около 200 граждан Бельгии. Эти сообщения крайне встревожили власти Бельгии.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем генерал-фельдмаршала графа М.И.Голенищева-Кутузова

М.И.Кутузов (худ. Р.М.Волков)Сегодня день памяти выдающегося русского полководца, победителя Наполеона генерал-фельдмаршала графа М.И.Голенищева-Кутузова, светлейшего князя Смоленского, скончавшегося 16 апреля 1813 года.

Он родился 5 сентября 1745 г. в Петербурге в семье инженер-генерал-поручика. Окончил с отличием Дворянскую артиллерийскую школу в 1759 г., был оставлен при ней преподавателем математики, затем был назначен командиром роты Астраханского пехотного полка, которым командовал А.В.Суворов. В 1764−65 гг. воевал против польских конфедератов. Участвовал во всех Русско-турецких войнах второй половины XVIII в., был учеником и соратником генералиссимуса А.В.Суворова. Во время Русско-турецкой войны 1768−74 гг. Кутузов потерял глаз, в июле 1774 г. при преследовании противника у деревни Шумы под Алуштой был тяжело ранен в висок и правый глаз. По окончании войны награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и отпущен за границу для лечения. По возвращении в Россию в 1776 г. направлен в распоряжение Суворова, участвовал в подавлении восстаний крымских татар, которое завершилось в 1783 г. присоединением Крыма к Российской империи.

В годы Русско-турецкой войны 1787−91 гг. Кутузов был тяжело ранен, штурмовал Очаков, отличился при штурме Измаила. Представляя его к награде, Суворов писал: «Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле, но был правою моею рукою». В сражении у Мачина Кутузов разгромил превосходящие силы врага, проявив качества блистательного тактика. За отличия в Польской кампании 1792 г. получил имения в Волынской губернии. Вскоре он проявил на себя на дипломатическом поприще. В 1792−94 гг. возглавлял чрезвычайное русское посольство в Константинополе, сумел добиться для России ряда внешнеполитических и торговых преимуществ. Своей жене Кутузов писал: «Дипломатическая кариера сколь ни плутовата, но, ей Богу, не так мудрена, как военная, ежели ее делать как надобно». В 1794 г. назначен директором Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, в 1795−99 гг. командующий и инспектор войск в Финляндии, вновь выполнял ряд дипломатических поручений, вел переговоры с Пруссией и Швецией. В 1798 г. произведен в генералы от инфантерии. Он был единственным из «екатерининских» генералов, кто сохранил расположение Государя Павла Петровича.

На рубеже веков был Литовским (1799−1801) и Петербургским (1801−02) военным губернатором. Однако в 1802 г. Кутузов попал в опалу (Император Александр I высказал неудовольствие состоянием петербургской полиции) и вышел в отставку. В августе 1805 г. во время Русско-австро-французской войны назначен главнокомандующим Русской армией, направленной на помощь Австрии. Узнав во время похода о капитуляции австрийской армии генерала Макка под Ульмом, Кутузов предпринял марш-маневр и искусно вывел Русские войска из-под удара превосходящих сил противника. Однако план ведения кампании, предложенный Кутузовым, не был принят, несмотря на его возражения австро-русские войска дали Наполеону генеральное Аустерлицкое сражение 1805 г., окончившееся победой французов. Кутузов снова оказался в опале, после поражения под Аустерлицем его назначали на второстепенные посты: киевского военного губернатора (1806−07), командира корпуса в Молдавской армии (1808), литовского военного губернатора (1809−11). В марте 1811 г. в условиях надвигавшейся войны с Наполеоном и необходимости завершить затянувшуюся войну с Турцией (началась в 1806 г.) назначен главнокомандующим Молдавской армией. Кутузов в июле одержал крупную победу под Рущуком, а в октябре окружил и взял в плен под Слободзеей всю турецкую армию. За эту победу получил 29 октября 1811 г. титул графа. Будучи опытным дипломатом, Кутузов добился подписания выгодного для России Бухарестского мирного договора 1812 г., за что получил 29 июля 1812 г. титул светлейшего князя.

С началом Отечественной войны 1812 года Кутузов был избран Дворянским собранием начальником Петербургского и Московского ополчений. А 8 августа, после оставления Русскими войсками Смоленска, назначен главнокомандующим Русской армией. 26 августа в праздник сретения иконы Владимирской Божией Матери дал генеральное сражение войскам Наполеона под Бородином, переломившее ход войны. За Бородино произведен в генерал-фельдмаршалы. Стремясь сохранить армию, Кутузов без боя сдал Москву и, совершив смелый фланговый марш-маневр с Рязанской дороги на Калужскую, остановился в Тарутинском лагере, где пополнил войска и организовал партизанские действия. В октябре под Тарутином он нанес поражение французскому корпусу Мюрата и вынудил Наполеона ускорить оставление Москвы. Преградив под Малоярославцем путь французской армии в южнорусские губернии, Кутузов заставил Наполеона отступать по разоренной Смоленской дороге. Преследуя противника, Русская армия после боев под Вязьмой и Красным окончательно разгромил главные силы французов на Березине. В Отечественной войне 1812 года благодаря мудрой и гибкой стратегии Кутузова Русская армия одержала блестящую победу над сильнейшей в ту пору армией мира. За победу над Наполеоном Кутузов получил 6 декабря 1812 г. титул князя Смоленского и был награжден высшим боевым орденом Георгия 1-й степени.

Кутузов разработал план заграничных походов Русской армии, но не успел воплотить его в жизнь. Взяв Берлин, Гамбург и форсировав Эльбу, Кутузов вышел в район Лейпцига, где были сконцентрированы войска Наполеона. Но простудившись в пути, он тяжело заболел и умер. Похоронен в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. В 1831 г. перед колоннадой Казанского собора был сооружен величественный памятник Кутузову.

Русская линия


Белое дело в России
Вышла в свет новая книга известного современного русского историка Василия Цветкова

Обложка книги В.Ж. Цветкова *Белое дело в России. 1920-1922 гг.*В.Ж. Цветков. Белое дело в России. 1920−1922 гг. (формирование и эволюция политических структур Белого движения в России). М., 2013, Часть 1.

Заключительный период в истории формирования и эволюции политических структур российского Белого движения продолжался от поражения наступательных операций белых армий под Москвой и Петроградом осенью 1919 г., до окончательного падения последнего белого правительства в Приморье, неудачи Якутского похода и повсеместного утверждения советской власти, образования СССР в конце 1922−1923 гг.

Анализу особенностей функционирования белых правительств в различных российских регионах, важнейшим переменам в общей эволюции политического курса Белого дела, посвящена книга историка Василия Жановича Цветкова, хронологически завершающая две его предыдущие монографии: «Белое дело в России. 1917−1918 гг.» и «Белое дело в России. 1919 г.», вышедшие в свет в 2008—2009 гг.

Настоящая книга, написанная ещё в 2010 г., по финансовым причинам выходит только сейчас и, по-прежнему, небольшим тиражом. Она разделена на две части. В первой раскрываются проблемы истории Белого дела в 1919—1920 гг. в Сибири, на белом Юге и Севере России, а в ждущей своего выхода второй части — последующие события.

Приобрести или заказать монографию можно в Издательском доме «Достоинство» по адресу: 117 452, г. Москва, Внутренний проезд, д. 8, стр. 4. Тел.: (499) 788−71−80.

E-mail: rasp@id-dostoinstvo.ru


Святейший Патриарх Кирилл удостоен премии «Профессия — жизнь»

28 апреля 2013 года в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась церемония вручения международной премии «Профессия — жизнь» Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, сообщает Патриархия.Ru.

В торжественной церемонии приняли участие представители благотворительного фонда социального развития «Ассамблея здоровья», члены оргкомитета, экспертного совета и секретариата, а также лауреаты премии «Профессия — жизнь».

От имени организационного комитета Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал президент фонда «Ассамблея здоровья», комиссар международной премии профессор В.Г. Курносов.

Затем Предстоятелю Русской Православной Церкви были преподнесены знаки премии: рубиновая мантия, орден «За честь, доблесть, созидание, милосердие», сертификат «Общественное признание» и главный символ премии — статуэтка «Доброе сердце».

Поблагодарив организаторов за награду, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «„Профессия — жизнь“ — это то, что я обычно говорю каждому, кого рукополагаю в священнослужители. Я не использую именно эти слова, но выражаю ту же идею. Ведь у священника не может быть профессии, которой он занимался бы какое-то определенное время, восемь или десять часов в сутки. Для священника служение — это и есть его жизнь. А если есть зазор между жизнью и служением, то служение не получается».

«Хотел бы поблагодарить вас за то, что вы создали такую премию, за то, что вы призываете людей сократить зазор между профессией и жизнью, — добавил Святейший Владыка. —  Это означает, что профессия должна быть самым главным делом жизни. Человек должен отождествить себя с тем делом, которое он осуществляет. Вот тогда все будет спориться — и не только в таких сугубо экономических категориях, как производительность труда, а в куда более значительных категориях. Такое служение, когда человек отдает всю свою жизнь избранному делу, способно реально изменить мир к лучшему. Дай Бог, чтобы как можно больше людей поняли эту простую истину».

Русская линия


Патриарх Кирилл посетит Святую гору Афон

Планируется, что на Афоне Патриарх Кирилл пробудет с 4 по 7 июня. Сопровождать Святейшего будет делегация из десяти человек и несколько журналистов, сообщает Православие.Ru со ссылкой на Agionoros.ru.

Начнётся визит Патриарха с посещения столицы Афона — Кареи, где он поклонится чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Достойно Есть». После этого Патриарх в течении трёх дней посетит первые по чести монастыри Афона: Великая Лавра, Ватопед, Ивирон и Хилендар. Кроме того предстоятель Русской Церкви посетит монастырь Святого Пантелеимона.

Русская линия


Царь болгар Симеон II поклонился московским святыням

27 апреля 2013 года находящийся с визитом в Москве по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла царь болгар Симеон II посетил ряд столичных монастырей. В поездке его сопровождал сотрудник ОВЦС иеродиакон Роман (Киселев), сообщает служба коммуникаций ОВЦС.

Глава Болгарского царского дома побывал в Марфо-Мариинской обители милосердия. Высокого гостя с хлебом-солью встречала начальница обители инокиня Екатерина (Позднякова). В Покровском соборе царя Симеона II приветствовали девочки из Свято-Елисаветинского детского дома, которые спели в честь высокого гостя весеннюю песню.
Настоятельница Марфо-Мариинской обители провела царя к раке с частицей святых мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Сестра Екатерина рассказала о двух завещаниях великой княгини — ее пожелании быть похороненной на Святой Земле, а также о том, что впоследствии она хочет покоиться в основанной ею Марфо-Мариинской обители. В Покровском соборе существует место, приготовленное для ее погребения.
Затем Его Величеству был показан музей Елисаветы Феодоровны, где собраны личные вещи, фотографии и другие экспонаты, связанные с жизнью и трудами святой, а также с семьей последнего российского императора Николая II.
Следующим пунктом программы визита болгарского царя было посещение Высоко-Петровского ставропигиального монастыря. При въезде в обитель под колокольный звон он был встречен по царскому чину, специально возрожденному по этому случаю братией. На монастырской площади царя Симеона II приветствовал наместник монастыря, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев), после чего была возглашена ектения, среди прошений которой поминались царь Симеон II и весь Болгарский царский дом. Далее глава болгарской царской династии в сопровождении братии обители и многочисленных прихожан, среди которых были воспитанники кадетских корпусов, проследовали в собор Боголюбской иконы Божией Матери, где была совершена лития о великих князьях, царях и императорах из родов Рюрюковичей и Романовых. Затем царь в сопровождении наместника и насельников обители проследовали в храм преподобного Сергия Радонежского и побывали в Трапезной церкви, где Его Величество приложился к иконе святителя Петра, митрополита Московского, а затем осмотрел захоронения бояр Нарышкиных — предков императора Петра I. В дар обители царь Симеон II передал иерейские облачения с вышитой болгарской царской короной.
В завершение посещения московских монастырей царь болгар Симеон II прибыл в Новоспасский ставропигиальный монастырь, где его тепло приветствовал наместник епископ Воскресенский Савва. Среди сопровождающих высокого гостя были также представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев) и представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров).
Владыка Савва провел экскурсию по Новоспасскому монастырю, в ходе которой познакомил болгарскую делегацию со святынями и историей древнейшей обители Москвы. Особое внимание посетители уделили усыпальнице бояр Романовых и месту захоронения великого князя Сергея Александровича.
После осмотра храмов обители епископ Воскресенский Савва пригласил гостей на трапезу. В ходе беседы с царем Симеоном II епископ Савва выразил надежду на развитие и укрепление двусторонних российско-болгарских отношений. В ответном слове Его Величество поблагодарил за оказанный радушный прием и отметил необходимость братского общения, которое способствует налаживанию контактов между народами России и Болгарии.
Кроме того, высокий гость побывал в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах — на Подворье Болгарского Патриархата в Москве. Представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров) рассказал об истории Болгарского Подворья и показал святыни храма.
Русская линия

В Лазареву субботу митрополит Иларион совершил чин присоединения к Православной Церкви временно отпавших от нее людей

27 апреля 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке чин присоединения к Православной Церкви людей, прежде отпавших от нее вследствие увлечения разного рода лжеучениями и уклонения в секты, сообщает служба коммуникаций ОВЦС.

Чин присоединения совершается в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» два раза в год. В Лазареву субботу 56 человек отреклись от язычества, сектантского заблуждения и раскольничьего лжеверия, на Евангелии присягнув на верность Церкви. После этого митрополит Иларион возложил на голову каждого из воссоединяющихся с Церковью свой омофор.

Работа с людьми, отпавшими от Православия, проводится при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Центром реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова. В настоящее время центром руководит клирик храма священник Евгений Тремаскин. Перед совершением чина присоединения к Православной Церкви с сектантами и раскольниками, пожелавшими отринуть заблуждения и вернуться к истинной вере, в течение нескольких месяцев проводятся подготовительные беседы.

Русская линия


На Пушкинской площади в центре Москвы на месте памятника Пушкину предложено возвести храм

Памятник поэту Александру Пушкину на одноименной площади в центре столицы могут перенести с нынешнего места, сообщил «Интерфакс-Религии» источник в Мосгордуме.

«Памятник Пушкину предложено перенести, а на его месте возвести памятную часовню Страстному монастырю и первым царям Дома Романовых Михаилу Федоровичу (царствовал в 1613—1645 годах) и Алексею Михайловичу (1645−1676)», — сказал собеседник «Интерфакса».

Он напомнил, что памятник А. Пушкину в 1880 году был установлен на площади в начале Тверского бульвара, однако в 1950 году его перенесли на другую сторону улицы Горького (ныне Тверской), поставив на место снесенной колокольни монастыря.

Источник также сообщил, что в комиссию при Мосгордуме поступило предложение об установке памятного знака адвокату Станиславу Маркелову и журналистке Анастасии Бабуровой на месте их убийства — у дома № 1 по улице Пречистенка.

«Вероятнее всего, эти предложения комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме рассмотрит после майских праздников. Пока сложно утверждать, какое решение будет принято по этим двум предложениям, однако члены комиссии категоричны в отношении переноса памятников», — сказал собеседник агентства.

Уже не первый год православные проводят на Пушкинской площади молитвенные стояния и крестные ходы, призывая восстановить Страстной монастырь. По их данным, под землей в этом месте покоятся останки подвижниц обители и фундаменты разрушенных строений. Летом 2012 года на Пушкинской площади был установлен памятный знак, посвященный Страстному монастырю.

Обитель была основана в XVII веке на том историческом месте, где с почестями встречали чудотворную Страстную икону Божьей Матери, перевезенную в столицу из Нижегородской области. Икона, которая прославилась исцелениями больных, называется так потому, что на ней рядом с Богородицей изображены два ангела с орудиями страданий (страстей) Христовых — копьями и крестом.

Когда армия Наполеона спешно покинула Москву, именно в стенах этого монастыря был отслужен первый в городе благодарственный молебен Спасителю о чудесном избавлении от нашествия захватчиков. Также, согласно преданию, именно с колокольни Страстного монастыря раздался первый звон после ухода неприятеля.

В 1929 году в стенах бывшего монастыря открылся Центральный антирелигиозный музей. В 1937 году строения обители снесли.

Русская линия


В торговых центрах Екатеринбурга появились кружки для пожертвований на благотворительные проекты

Этой весной у екатеринбуржцев и гостей города появилась возможность в любое удобное время помочь ближним и нуждающимся через специальные кружки (ящики для сбора пожертвований), которые установлены в нескольких крупных торговых центрах Екатеринбурга, пишет «Православная газета».

В настоящее время Православная Служба Милосердия проводит сбор средств на традиционные подарки к Пасхе — светлому празднику Христова Воскресения.

В течение Пасхальной недели сестры милосердия и добровольцы вручат более 2300 ярких пасхальных яиц и куличей подопечным Службы (детям-сиротам, инвалидам всех возрастов, больным, многодетным и неполным семьям, одиноким старикам).

Русская линия


Парковка транспорта возле московских храмов в пасхальную ночь будет запрещена

В субботу, 4 мая, с 16:00 у каждого московского храма будут дежурить сотрудники ДПС, сообщил замначальника ГИБДД по Москве Владимир Томчак в понедельник на пресс-конференции в «Интерфаксе».

«Будет запрещена парковка в радиусе 50 метров возле храмов. Мы примем меры по эвакуации автомобилей в целях антитеррористической безопасности», — сказал он.

Всего в пасхальную ночь возле храмов, а также днем 5 мая возле кладбищ и крупных транспортно-пересадочных узлов будут дежурить более 1,5 тыс. сотрудников ГИБДД.

В день Пасхи подъезд к кладбищам на личных автомобилях будет разрешен только инвалидам и тем, кто везет лиц с ограниченными возможностями.

«В этот день нежелательно приезжать на кладбища на личном автотранспорте», — сказал представитель ГИБДД.

Русская линия


Минздрав обеспечит заключенных медицинскими полисами

Правительство РФ готовит поправки к законодательству, которые дадут ФСИН право оплачивать лечение заключенным по медицинским полисам вне колоний и СИЗО, — сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на письмо министра здравоохранения Вероники Скворцовой, которое оказалось в распоряжении издания. Министр также отметила, что ведомство будет распределять бюджетные деньги на оплату медицинских полисов.

По данным ФСИН на 1 марта 2013 года, всего в России почти 698 тысяч осужденных. Лечиться они могут в 133 больницах, медчастях и здравпунктах, которые есть в распоряжении ведомства, а также в 59 лечебных исправительных учреждениях для больных туберкулезом и 9 лечебницах для наркозависимых.

«Полисы ОМС требуются осужденным в том случае, если они попадают в гражданские больницы. Туда их, как правило, направляют, когда в тюремной медицинской части нет нужного врача или необходимого оборудования для лечения или проведения сложных операций», — уточняется в письме.

Пока неясно, во сколько обойдется бюджету медстраховка на одного заключенного. Государство выделяет на полисы ОМС граждан суммы от 6 тысяч до 9 тысяч рублей в месяц (в зависимости от региона).

Начальник финансово-экономического управления ФСИН Олег Коршунов уточнил, что первоначально обсуждалась стоимость полиса в 6 тысяч рублей, но «решили остановиться на 4 тысячах».

«У ФСИН есть своя медицина, и полностью покрывать издержки не нужно», — отметил он.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 29 апреля 2013 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика