Русская линия
<< Полная сводка новостей от 29 марта 2013 >>

Исполняется 75 лет со дня рождения Алексея Ильича Осипова
Редакция «Русской линии» поздравляет уважаемого профессора МДА с грядущим юбилеем

Алексей Ильич Осипов
Алексей Ильич Осипов

В грядущее воскресенье исполняется 75 лет со дня рождения известного богослова, автора многочисленных книг по богословию, профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова.

Редакция «Русской линии» от всей души поздравляет Алексея Ильича с грядущим юбилеем и присоединяется ко всем поздравления, которые, несомненно, во множестве поступают к нему в эти дни. Желаем Вам помощи Божией в научных трудах на благо Русской Православной Церкви и многая лета!

Алексей Ильич Осипов родился 31-го марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих. До 1952-го года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.

По окончании в 1955-м году средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева. +1963). В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба)), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.

В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию.

Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм». В 1965 году был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году — тот же предмет и в семинарии.

В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму, Современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия — по Западным исповеданиям.

В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 1985 г. — степень доктора богословия, в 2004 г. — звание заслуженного профессора.

Кроме преподавания в Московских духовных школах имел многие другие обязанности.

В 1964 г. был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

1967 — 1987 гг. и с сентября 1995 по 2005гг. — член редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

С 1973 по 1986 гг. — член Учебного Комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.

С 1976 по 2004 гг. — член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованную в 1994 г. в Синодальную Богословскую комиссию.

С 1981 по 2004 гг.- заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС.

В 1990−93 гг. главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии «Богословский Вестник».

В 1991−99 годы — сопредседатель ежегодной Международной Конференции «Наука. Философия. Религия» в г. Дубне (Московская обл.).

В 1994−95 года — член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви.

В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.

В 1995 — 1997 годах на II — IV-м Всемирных Русских Соборах был членом его Постоянного Президиума.

В 1995 г. определением Священного Синода был включен:

в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;

в рабочую группу по изучению темы: «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»;

в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ.

В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

С 1979 г. состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 г. по 2007 г. — Смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 г. по 1998 членом комиссии «Вера и Церковное устройство» Всемирного Совета Церквей.

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с: Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др.

Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

Награжден орденами Русской Православной Церкви и других Церквей.

Публиковался в «Журнале Московской Патриархии"(ЖМП), в «Богословских трудах», «Stimme der Ortodoxie» (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.

Русская линия


Митрополит Иларион: «Новоизбранный архиепископ Кентерберийский готов отстаивать библейское понимание семьи»
Председатель ОВЦС считает, что традиционные взгляды нового лидера Англиканского содружества создают предпосылки для более активного диалога с РПЦ

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)

Новый архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби готов отстаивать библейское понимание семьи как союза мужчины и женщины — и это может стать основой взаимодействия между Англиканской церковью и Московским патриархатом в противостоянии «опасным тенденциям современной общественной жизни», заявил в интервью РИА Новости председатель Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви митрополит Волоколамский Иларион.

«Можно предполагать, что новый духовный лидер Англиканского содружества готов отстаивать библейское понимание семьи как брачного союза мужчины и женщины. Это, безусловно, может создать прочные основы для успешного взаимодействия между православными и англиканами в противостоянии опасным тенденциям современной общественной жизни», — сказал митрополит Иларион после беседы с Уэлби. Он лично возглавил делегацию РПЦ на торжествах по случаю интронизации архиепископа-традиционалиста на минувшей неделе в Кентербери.

По словам главы ОВЦС, Уэлби «поддерживает стремление большинства епископата своей Церкви противодействовать попыткам внедрения обрядов благословения подобных (однополых) союзов». В Англиканской церкви по данному вопросу существуют серьезные разногласия, поэтому архиепископ призвал к «созданию условий для открытого обсуждения проблемы, чтобы все вещи при этом назывались своими именами, а не с помощью намеков и аллегорий».

Одним из основных направлений развития диалога с Англиканской церковью собеседник агентства назвал также «защиту европейского христианского наследия». «У нас широкие перспективы развития совместных социальных и образовательных проектов», — сказал митрополит Иларион и выразил надежду, что англикане будут прислушиваться к голосу православных.

Особо актуальным он считает и сотрудничество конфессий в защите христиан от дискриминации и преследования в странах Северной Африки и Ближнего Востока. В частности, Владыка отметил, что «жестокой дискриминации и физическому истреблению подвергаются христиане тех районов Сирии, в которых власть оказывается в руках так называемой оппозиции, вооружаемой западными державами».

Русская линия


Иеромонах Дорофей (Баранов): «Можно говорить о том, что и без платка, и в штанах женщина может быть первоклассной христианкой. Но это не так»
Весь аскетический опыт христианской жизни говорит о том, что в духовной жизни не может быть мелочей, отметил священник

Иеромонах Дорофей (Баранов)
Иеромонах Дорофей (Баранов)

Весь аскетический опыт христианской жизни говорит о том, что в духовной жизни не может быть мелочей, и это в равной степени относится как внешнему виду христианина, так и к его поведению на людях. Об этом на страницах официального епархиального сайта Саратовской митрополии «Православие и современность» заявил настоятель храма Преображения Господня поселка Соколовый Саратовского района иеромонах Дорофей (Баранов), отвечая на распространённый «женский вопрос» о ношении короткой юбки или штанов.

«После прочтения пособия „В помощь кающемуся“, со списком грехов, у меня возникло недоумение. Женщине надлежит каяться в ношении короткой юбки. То есть, по сути, в том, что некто соблазнился, глядя на юбку прохожей, и виноватой считается прохожая. Предлагается взять на себя ответственность, признать вину и просить прощения за чьи-то страсти. Почему Церковь не учит мужчин контролировать свои инстинкты и рефлексы? После прочтения данной книжицы я лично не нашла в себе искреннего раскаяния, увы. Ввиду чего не иду на исповедь», — задала свой вопрос одна из читательниц портала.

«В таком случае, вам очень нужно поискать раскаяния в собственном сердце, без опоры на книжку «В помощь кающемуся», — начал свой ответ отец Дорофей. — Нехорошо оставлять себя без исповеди из-за одного лишь смущения от не самой обязательной для христианина литературы. Возможно, некоторые сформулированные там грехи не трогают Вас, кажутся чужими и сердце никак не откликается покаянием, а, наоборот, Вы приходите в раздражение от того, что Вас как бы понуждают каяться в том, чего Вы не пережили и не ощущаете как грех.

А если говорить по существу вопроса, то немного странно, что Вы пропустили очень известную христианам евангельские строки: «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Этими словами Господа должно исчерпаться выраженное Вами недоумение. Соблазн всегда остается таковым, даже если мы не разделяем общепринятых взглядов на конкретное его выражение. Думаю, никто не будет спорить, что неприкрытое одеждой женское тело — источник соблазна. Над этим можно смеяться, можно сколько угодно говорить о том, что это мужчинам нужно бороться со своей похотью, что современная жизнь диктует другие правила и прочее, и прочее, — все это не имеет отношения к простому факту — существует культурное табу на чрезмерное обнажение женского тела.

Речь здесь не идет о чьей-либо вине. А всего лишь о том, чтобы не пренебрегать опытом всей бывшей до нас человеческой цивилизации, которая нас определенным образом одела, и научила выстраивать с противоположным полом определенные отношения. Для христианской цивилизации, к которой мы с вами принадлежим, отношение к противоположному полу — это не столько система табу, сколько правила безопасной духовной жизни. Нам не победить ни свою греховную природу, ни природу другого человека (например, нами соблазняющегося), если будем игнорировать накопленный аскетический христианский опыт. Христиане просто обязаны явить миру пример предельно точного исполнения этих правил. Опять же скажем, можно над этим потешаться, можно говорить о том, что и без платка, и в штанах женщина может быть первоклассной христианкой. Но это не так. И как это часто бывает в христианстве, само исполнение этих правил христианской жизни вскоре сообщит исполнителю об их необходимости и важности".

Русская линия


Военные священнослужители впервые пройдут спецподготовку
Специальный курс в Военном университете поможет капелланам постигнуть все тонкости воинской службы

Священник в армии

Военные священнослужители пройдут подготовку на специальных курсах. Об этом в пятницу сообщил журналистам представитель пресс-службы Министерства обороны .

«С 26 марта по 25 апреля 2013 года назначенные на штатные должности помощники командиров по работе с верующими военнослужащими впервые проходят специальную подготовку в Военном университете Минобороны», — приводит РИА «Новости» информацию представителя военного ведомства.

В программу обучения входят основы тактики соединений Сухопутных войск, кроме того, военные священнослужители примут участие в командно-штабной тренировке. В пресс-службе отметили, что в учебные группы вошли представители православного и мусульманского духовенства. По итогам обучения каждому слушателю выдадут свидетельство государственного образца.

Согласно программе возрождения института военного духовенства, упраздненного в 1918 году, в российской армии появятся 240 штатных должностей священнослужителей и девять «гражданских должностей», которые призваны координировать работу священников с верующими военнослужащими.

В июле 2009 года Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента, поддержал инициативу руководителей крупнейших религиозных общин страны воссоздать военное духовенство. Позднее Анатолий Сердюков, являвшийся тогда министром обороны, заявил, что число священнослужителей в армии не превысит 250 человек, а их зарплата составит чуть более 20 тысяч рублей в месяц — как у заместителей по воспитательной работе бригады.

Русская линия


Внезапные учения на Чёрном море
Владимир Путин проконтролировал ход крупномасштабных военных учений, приказ о проведении которых он отдал в четверг в 4.00

Владимир ПутинПрезидент России Владимир Путин ознакомился с ходом внезапных крупномасштабных военных учений в районе Черного моря, приказ о проведении которых он отдал в четверг в 4.00 по московскому времени, сообщает газета «Взгляд».

«В 04.00 утра Президент был в самолете. Он летел из Дурбана, где принимал участие в саммите БРИКС. В четыре часа утра министру обороны принесли закрытый конверт, который он вскрыл и ознакомился с приказом», — сказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Как отметил Песков, основная цель учений — проверить боеготовность и слаженность действий различных подразделений, в учениях принимают участие 36 кораблей, войска быстрого развертывания, ВДВ, а также силы специального назначения, спецназ групп ГРУ Генштаба. «Всего в учениях будет задействовано до 7 тыс. человек.

Согласно международной практике учения, которые проводятся с таким числом, не подлежат предварительному уведомлению наших партнеров", — добавил пресс-секретарь, имея в виду власти других государств.

Для проверки учений верховный главнокомандующий прибыл на полигон Раевский в Краснодарском крае, в районе которого происходит отработка действий наземных сил, боевой и военно-транспортной авиации, кораблей ВМФ.

Как рассказал Путину начальник Генштаба ВС России Валерий Герасимов, полигон позволяет в течение суток проверить боеготовность одной дивизии и всех ее боевых частей — бронетехники, артиллерии, личного состава, а также отработать действия разведки, в том числе с применением беспилотных летательных аппаратов.

По словам Герасимова, накануне маршем из Ростова-на-Дону, который находится в 450 км от полигона, были переброшены 80 бронемашин.

«А сколько машин осталось на марше? Только по-честному», — спросил Путин, передает ИТАР-ТАСС. «Ни одной», — ответил начальник Генштаба.

Глава Минобороны Сергей Шойгу отметил, что после первых внезапных учений в феврале командование стало уделять больше внимания штатной боевой технике подразделений и боевой стрельбе. «Тогда, в основном, оценка была неудовлетворительная. Сейчас, более-менее, без огрехов», — сказал он.

«Большая разница — готовиться к учениям два-три месяца или среди ночи подняться и выполнить марш 500 км, или лететь 2,5 тыс. км, или как корабли из Севастополя сутки шли на пределе», — отметил министр.

На полигоне Путин также наблюдал за высадкой десанта, которую осуществляли подразделения ВДВ из Московской, Рязанской и Тульской областей.

Русская линия


Поможем всем миром!
В Новоспасском ставропигиальном монастыре и Марфо-Мариинской обители в Москве организован сбор помощи народу Сирии

Герб Сирии
Герб Сирии

22 марта 2013 года Императорское Православное Палестинское Общество объявило сбор гуманитарной помощи народу Сирии, где продолжается эскалация насилия, льётся кровь, уничтожаются православные храмы, происходят гонения на христиан.

Члены Рабочей группы ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке намерены доставить и передать гуманитарную помощь в Дамаске Патриарху Антиохийскому и всего Востока Иоанну X и Верховному муфтию Сирии Ахмаду Бадр-эд-Дину Хассуну. Планируется приурочить эту миссию ко Дню независимости Сирийской Арабской Республики — 17 апреля.

Сбор средств будет осуществляться при поддержке Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии и Русской Православной Церкви, которая с этой целью предоставила помещения:

– в Марфо-Мариинской обители по адресу: Москва, Большая Ордынка, дом 34, строение 3. (метро «Полянка»).

– в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре по адресу: Москва, Крестьянская площадь, дом 10 (метро «Крестьянская застава»).

Эти обители неразрывно связаны с историей Императорского Православного Палестинского Общества, с именами первых его Председателей — Великого князя Сергия Александровича и Великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Именно они стояли у истоков гуманитарной и просветительской миссии Общества, создавали великое наследие Русской Палестины и оставили глубокий след в благодарной памяти народа Сирии и других народов стран ближневосточного региона.

Митрополит Хомский Георгий из Сирии, побывавший недавно в Москве и принятый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, особо просил членов Рабочей группы ИППО оказать помощь в доставке витаминов и лекарств для детей, в том числе, препаратов для лечения желудочно-кишечных, простудных заболеваний, а также антибиотиков и противокашлевых препаратов. По словам владыки, такая помощь поможет сохранить жизни многих сирийских детей.

Перечень необходимого:

1. Лекарственные препараты.

– Антибиотики (амикацин, левофлоксацин, клоксациллин, пиперациллин, ванкомицин, метронидазол, линкомицин).

– Цефалоспорины (цефалексин, цефазедон, цефураксин, цефриаксон).

– Препараты для анестезии (фенитоин, протамин сульфат, тиопентал натрий, добутамин, альбумин человека сывороточный, бупивокаин, волювен, изофлуран).

2. Перевязочные материалы и средства ухода за больными.

– Бинты, капельницы, шприцы, хирургические нити.

3. Оборудование для оказания скорой помощи.

– Аппараты для наркоза, дефибрилляторы, кислородные ингаляторы, электрокардиографы, аппараты ИВЛ, неонатальные инкубаторы, средства иммобилизации, медицинские носилки.

4. Детское питание и средства гигиенического ухода за детьми.

5. Школьные и канцелярские принадлежности.

6. Одеяла, постельное белье, полотенца, мыло.

7. Продукты длительного хранения (мука, сахар, галеты, сухое печенье, рис).

Все виды оказываемой помощи должны быть в фабричной упаковке.

Реквизиты для сбора средств во «Внешпромбанке»:

Получатель: Фонд святых равноапостольных Константина и Елены.

ИНН 7 704 272 518, КПП 770 401 001

р/с 40 703 810 000 000 008 192 в ООО «Внешпромбанк», г. Москва

К/с 30 101 810 500 000 002 048 БИК44 525 455

ОКПО 97 173 552

ОГРН 1 067 799 022 862

Необходимо в назначении платежа указать: «для оказания гуманитарной помощи народу Сирии».

По всем вопросам можно звонить по телефону: 8(499) 2 518 039.

Русская линия


В Страсбурге все же нашли управу на Эстонию
Европейский суд поддержал защитников «Бронзового солдата» — им должны выплатить 50 тысяч евро

Памятник Воину-Освободителю в Таллине

Европейский суд по правам человека наконец дошел и до событий вокруг «Бронзового солдата». ЕСПЧ удовлетворил иски четырех человек, обратившихся в Европейский суд несколько лет назад, обязав Эстонию выплатить им в общей сложности 50 тысяч евро. Эти люди пострадали в ходе волнений, начавшихся в 2007 году из-за переноса эстонскими властями памятника Воину-освободителю, который в народе называли «Бронзовый солдат», сообщает РИА Новости.

Из семи человек, подавших иски, суд поддержал требования четверых. Один из участников событий Александр Коробов рассказал, что вполне удовлетворен решением ЕСПЧ и видит в нем полезный прецедент для будущих процессов. «Я прошел через все эстонские суды, но нигде не отреагировали. Я рад, что создан прецедент, который поможет людям отстаивать свои права в этой стране», — цитирует находящегося сейчас в Германии Коробова «Интерфакс».

«Я рад, что Европейский суд так отреагировал через 6 лет после тех событий», — добавил Коробов. Согласно решению суда, власти Эстонии обязаны выплатить Александру Коробову, Геннадию Михайдарову и Валерию Затворницкому по 11 тысяч евро. Сергею Петрову ЕСПЧ постановил выплатить 14 тысяч евро. Еще 3 тысячи евро им всем выплатят в счет компенсации судебных расходов. Заявители жаловались на нарушение статей «Право на свободу и личную неприкосновенность» и «Запрещение пыток». Однако вынесенное решение может быть обжаловано любой из сторон в Большой палате ЕСПЧ в течение трех месяцев. В МИДе Эстонии знают о решении ЕСПЧ, но пока еще не готовы прокомментировать его, в том числе и по возможной апелляции.

Напомним, что эстонские власти в апреле 2007 года демонтировали находившийся в центре Таллина на холме Тынисмяги памятник Воину-освободителю, известному также как «Бронзовый солдат». После чего власти перенесли памятник на военное кладбище, где были перезахоронены останки советских воинов.

Это послужило толчком для массовых демонстраций и беспорядков — русскоязычное население Эстонии восприняло эти действия как глумление над памятью павших, но в какой-то момент все переросло в обычные столкновения и мародерство, погромы и акты вандализма. В ходе волнений были задержаны около 1,2 тысячи человек, ранены около 50 человек. Был убит гражданин России Дмитрий Ганин. Например, Коробов рассказал, что его вместе с несколькими сотнями людей, многие из которых были просто прохожими, избивали полицейские, к их мнению никто не прислушивался.

Впоследствии российские предприниматели в ответ на действия властей Эстонии резко сократили объем сотрудничества с республикой, прежде всего в области транзита. По данным некоторых эстонских специалистов, экономика страны потеряла из-за этого более 400 миллионов евро.

Русская линия


Ким Чен Ын приказал подготовить ракеты против США и Южной Кореи
В Сеуле считают, что вероятность «реального удара» со стороны Пхеньяна весьма высока

Ким Чен Ын с корейскими военными

Северокорейский лидер Ким Чен Ын отдал приказ подготовить стратегические ракеты, нацеленные на США и Южную Корею, сообщает Интерфакс со ссылкой на северокорейское агентство ЦТАК. В ночь на пятницу он созвал срочное заседание Стратегических ракетных сил Корейской народной армии.

«Ким Чен Ын подписал план технических приготовлений стратегических ракет Корейской народной армии, приказав им быть наготовить, чтобы ударить в любой момент по материковой части США, по действующим военным базам на Тихом океане, включая Гавайи и Гуам, а также по частям Южной Кореи», — сообщает северокорейское агентство.

В свою очередь, южнокорейское агентство Ренхап со ссылкой на военные источники сообщило, что зафиксирована повышенная активность в подразделениях ракет средней и большой дальности в КНДР.

На северокорейской стороне отмечено, в частности, активное движение автомобилей и войск на местах размещения в КНДР ракет средней и большой дальности, передает ИТАР-ТАСС. По мнению военных источников, они приведены в состояние готовности. «Есть вероятность, что они нанесут реальный удар», — считает источник, которого цитирует агентство.

Северокорейские СМИ утверждают, что подобная реакция КНДР вызвана проводимыми учениями США и Южной Кореи.

В четверг два стратегических бомбардировщика ВВС США Б-2 в рамках учений впервые провели бомбометания на территории Южной Кореи. Ранее в этих учениях уже приняли участие стратегические бомбардировщики Б-52, базирующиеся на Гуаме.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти выдающегося русского композитора М. П. Мусоргского, одного из лидеров киевских монархистов В. Э. Розмитальского и митрополита Мефодия (Герасимова)

Модест Петрович Мусоргский Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Мусоргский рано проявил музыкальные способности, однако, следуя семейной традиции, в 1852 г. он поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1856 г. став офицером гвардии, Мусоргский приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель — пианист и композитор.

Вскоре Мусоргский познакомился с М.А.Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки»), и начал брать у него уроки композиции. В 1858 г. Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Однако разорение семьи, вызванное реформой 1861 г., заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу чиновником. Тем не менее, уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений — замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано и оркестровые пьесы.

Наиболее известными сочинениями Мусоргского, стали опера по трагедии Пушкина «Борис Годунов», премьера которой состоялась в Мариинском театре в 1874 г., «Хованщина» (1880) и «Сорочинская ярмарка» (1880, закончена Ц.А.Кюи) и фортепианный цикл «Картинки с выставки». Скончался М.П.Мусоргский в 1881 г.

Виктор Эдуардович Розмитальский Сегодня также день памяти одного из лидеров киевских монархистов, председателя Киевского отдела Русского Народного Союза имени Михаила Архангела Виктора Эдуардовича Розмитальского, расстрелянного в 1919 г. чекистами в Киеве.

Он родился в 1850 г. в Киеве в семье мещанина чешского происхождения. Успешно занимался коммерцией, но вскоре разорился. В 1905 г. принял активное участие в создании монархических организаций в Киеве, был одним из руководителей губернского отдела Союза Русского Народа. В 1909 г. руководил организацией добровольной охраны Государя во время царского пребывания в Киеве. В 1911 г. стал одним из учредителей и председателем патриотического гимнастического общества «Русский богатырь».

Розмитальскому и руководителю молодежного патриотического общества «Двуглавый орел» принадлежит главная заслуга в организации общественного расследования злодейского убийства Андрюши Ющинского, что не позволило «спустить дело на тормозах» и привлекло к делу Бейлиса общественное внимание. Розмитальский и Голубев как, общественные истцы на процессе Г. Г.Замысловский и А.С.Шмаков, стали с тех пор объектами травли в еврейской прессе.

После захвата Киева большевиками Киевская ЧК организовала настоящую охоту за Розмитальским. Однако долгое время его не удавалось схватить. По некоторым данным весной 1919 г. он был одним из организатором Куреневского восстания против большевиков. Наконец, 29 марта чекистам удалось арестовать Розмитальского. Ненависть к нему была такой сильной, что приговор вынесли в тот же день, и русский герой и мученик был расстрелян.

Сегодня мы вспоминаем духовного лидера читинских монархистов митрополита Мефодия (Герасимова), скончавшегося в Харбине в 1931 г. Он родился 22 февраля 1856 г. в семье священника Томской губернии и в миру звался Маврикием Львовичем. Долгое время, в том числе и в годы смуты 1905−06 гг., был епископом Забайкальским и Нерчинским, поддерживая словом и делом местных монархистов. К 1917 г. возглавлял оренбургскую кафедру. В 1919 г. вместе с казаками атамана Дутова ушел из Оренбурга, затем эмигрировал в Харбин, где десять лет возглавлял местную кафедру.

Русская линия


Памяти незабвенного митрополита Лавра

6 марта 2013 года в древнем храме Святителя Николы на Берсеневке, в самом сердце Москвы, состоялась панихида и поминальный обед по случаю пятилетия упокоения митрополита Лавра (Шкурла).

Владыка Лавр был пятым первоиерархом Русской Зарубежной Церкви, носителем православного духа дореволюционной царской России, преемником Первоиерархов Зарубежной Церкви — митрополитов Антония (Храповицкого), Анастасия (Грибановского), Филарета (Вознесенского), Виталия (Устинова).

Настоятель храма игумен Кирилл (Сахаров) отметил, что только Господу известно, почему именно в этой скромной московской общине уже не первый раз совершается поминовение митрополита Лавра. Но ведь именно это соответствует скромному и смиренному духу приснопоминаемого митрополита. На поминание собрались многие лично знавшие владыку, среди них общественные деятели Александр Чернавский, Сергей Кузнецов, Николай Машков, известный православный певец и композитор Евгений Фокин, психолог Татьяна Филипьева. Отрадным стало участие священника Олега Орешкина, который ещё в начале 90-х годов принимал в России владыку Лавра, приезжавшего тогда частным образом. Со Святой Горы Афон из братства иеросхимонаха Рафаила прибыли на панихиду монах Ермоген и инок Всеволод (Филипьев), который долгое время подвизался в Джорданвилле при владыке Лавре. Афонцы рассказали, что русские насельники Святой Горы молитвенно чтут память митрополита Лавра, ведь он был не только выдающимся церковным иерархом, но прежде всего — монахом.

После панихиды состоялась теплая беседа, участники которой поделились своими воспоминаниями и мыслями о почившем иерархе. Прихожане храма радостно вспоминали о посещении митрополитом храма на Берсеневке, что в те непростые времена положительно отразилось на судьбе храма.

В этот же день митрополита Лавра поминали и у места его захоронения в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, и во многих зарубежных приходах. И хотя поминовение осталось незамеченным для «мира сего», но светлая память митрополита Лавра продолжает вдохновлять нас идти по единственно истинному пути Христову.

А. Михайлов, Москва, 2013


Обретены мощи священномученика Никодима, епископа Белгородского

Святое Белогорье обрело мощи своего архипастыря — священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, передает Богослов.ru со ссылкой на сайт епархии.

В неделю первую Великого поста в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Белгорода митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, в сослужении духовенства епархии, совершил чин Торжества Православия.

За богослужением архипастырем была зачитана резолюция Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «На юбилейном Архиерейском соборе 2000 года епископ Белгородский Никодим (Кононов) был причислен к лику Святых новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. 2 ноября 2012 года на месте захоронения святителя Никодима были обретены его нетленные останки. После проведения идентификации останков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима».

Во время торжественного пения величания священномученику Никодиму, его честные мощи были вынесены священнослужителями из алтаря и поставлены на кафедре, где митрополитом Иоанном коленопреклонно перед ними были прочитаны молитвы.

Рака с мощами священномученика Никодима, епископа Белгородского будет находится в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Белгорода.

Русская линия


Митрополит Волоколамский Иларион принял участие во встрече, посвященной проблемам Православия в Абхазии

28 марта 2013 года в Сочи состоялась встреча, в которой приняли участие Президент Республики Абхазия А.З. Анкваб; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Грузинская Православная Церковь). Во встрече также участвовали: заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов; О.Н. Дамениа, руководитель Центра стратегических исследований при Президенте Абхазии, С.Р. Джинджолиа, директор Абхазского филиала фонда «Институт евразийских исследований».

Участники встречи обменялись мнениями о нынешнем состоянии и перспективах развития Православия в Абхазии, передает Служба коммуникации ОВЦС. Каждый участник поделился своим видением существующих проблем и путей их решения.

В ходе беседы Президент Абхазии А.З. Анкваб подчеркнул, что духовные связи абхазского духовенства и православного народа Абхазии с Грузинской Православной Церковью давно утрачены и не могут быть восстановлены.

Со своей стороны митрополит Волоколамский Иларион выразил убеждение в том, что решение проблемы может быть найдено только на основе строгого следования церковным канонам.

Митрополит Серафим отметил важность миротворческого служения Церкви, направленного на укрепление дружбы между народами.

Участники встречи выразили мнение о целесообразности дальнейших консультаций и встреч по данной тематике в различном формате.

Русская линия


Свято-Тихоновский университет открывает новое направление образовательной программы для социально незащищенных детей

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет запускает очередной социально ориентированный проект, передает Патриархия.ru. Фонд развития ПСТГУ при поддержке Агентства по ипотечному жилищному кредитованию открывает новое направление образовательной программы, в рамках которого детям из малообеспеченных многодетных семей, желающим сосредоточиться на получении высшего образования, будет оказана комплексная финансовая и тьюторская поддержка.

Несмотря на тяжелое демографическое положение, в России государственная поддержка многодетных семей осуществляется на недостаточно серьезном уровне. В частности, вовсе отсутствуют программы содействия получению высшего образования, в то время как нередко для многодетных семей почти невозможно создать условия для своих детей, поступающих в вузы, особенно если для этого требуется уехать в другой город. В сложившейся ситуации Фондом развития ПСТГУ и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию было принято решение о включении в совместную социально ориентированную программу детей из многодетных семей.

О программе рассказала руководитель проекта Ольга Лобачева: «В рамках программы будет производиться выплата повышенных стипендий, будет предоставлено общежитие для того, чтобы ребята могли сосредоточиться на учебе. Второй составляющей станет тьюторская поддержка, в чем, по моему мнению, и заключается уникальность программы. Ведь дети получат не только материальную поддержку, но и помощь наставника, который поможет им в студенческой среде обрести новых друзей, принять ритм студенческой жизни и выполнять все те требования, которые предъявляются студентам университета. Мы ждем от них в ответ высоких результатов в учебе, активности в студенческой жизни, открытий в науке. Кроме того, мы готовы на выходе найти для них достойное место в профессии, чтобы все полученные в университете навыки они реализовали в профессиональной деятельности».

Поддержка детей из малообеспеченных многодетных семей стала не первым социально ориентированным проектом ПСТГУ. Так, в минувшем 2012 году в рамках специальной образовательной программы всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые уже обучаются на различных факультетах и курсах Свято-Тихоновского университета, была назначена стипендия и предоставлена помощь индивидуальных наставников. Около 20 выпускников 11-х классов из числа воспитанников детских домов, а также сирот, находящихся под опекой, подали заявки на включение их в программу в новом учебном году.

Благодарность партнеру Свято-Тихоновского университета выразил член правления Фонда развития ПСТГУ Вячеслав Гудалин: «Мы очень признательны Агентству по ипотечному жилищному кредитованию, которое решило поддержать нашу инициативу и предоставило возможность детям, находящимся в сложной социальной ситуации, обучаться в православном университете. Я думаю, что это первая всесторонне проработанная программа в России, которая позволит создать условия для наиболее талантливых ребят, стремящихся получить высшее образование».

C марта по август 2013 года проходит конкурсный набор в программу. При отборе участников программы учитывается успеваемость претендента, результаты участия в предметных олимпиадах, тестирования на определение индивидуально-психологических особенностей личности и собеседования с преподавателями университета.

Познакомиться с условиями конкурса можно на сайте ПСТГУ в разделе «Для абитуриентов», а также связавшись с куратором программы Ольгой Владимировной Лобачевой (е-mail: lobachevaov@pstgu.ru, тел.: 8 (495) 971−9922, 979−2438).

Русская линия

В Петербурге препятствуют строительству подворья Антониево-Сийского монастыря

В Петербурге препятствуют строительству подворья Антониево-Сийского мужского монастыря, сообщил «Интерфакс-Религия» в пятницу директор православного правозащитного центра «Территория церкви» Александр Щипков.

«Антониево-Сийский монастырь почти десять лет пытается построить храм в Петербурге. Меняются губернаторы и городские правительства, а этот проект до сих пор встречает препятствия с самых разных сторон», — заявил А.Щипков.

По его словам, речь идет об участке в районе сквера между улицами Демьяна Бедного, Ольги Форш и проспектом Просвещения.

Собеседник агентства напомнил, что эта обитель давно и успешно занимается реабилитации наркоманов и алкоголиков. «В суровом северном монастыре помогли уже очень многим людям, и расширение его деятельности в Петербурге, разумеется, не может принести людям ничего, кроме пользы», — уверен он.

Как считает правозащитник, препятствовать строительству храма — «значит нарушать конституционные права православных христиан на молитву и воспитание детей в своей вере».

По его мнению, для решения проблемы со строительством храмов Петербургу необходима своя «программа-200» по аналогии с московской: «в спальных районах „северной столицы“ так же не хватает храмов, как и в Москве».

А. Щипков отметил, что если судить по московскому опыту, то против строительства церквей на митингах и общественных слушаниях выступают одни и те же люди, «которые перемещаются из района в район, и протестуют против строительства храма, который реально нужен местным жителям». «Очень прискорбно, что в Петербурге начинаются те же антиклерикальные процессы, что и в Москве», — добавил он.

Русская линия


Депутаты законодательно установили новую петербургскую традицию — звон главного колокола Исаакиевского собора

Ежедневный звон главного колокола Исаакиевского собора станет символом Петербурга наравне с полуденным выстрелом с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Такую поправку в устав Санкт-Петербурга приняло в первом чтении Заксобрание.

Инициатором поправок в устав Петербурга стал Виталий Милонов. Ранее с этой инициативой выступил директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров, передает «Татьянин День» со ссылкой на Портал культурного наследия России.

Автор законопроекта пояснил: «Петербуржцы с трепетом относятся к символам — полуденному выстрелу пушки, кораблику на шпиле Адмиралтейства, в 2012 году колокол весом в 10 тонн был возвращен в Исаакиевский собор. Инициатива ежедневного полуденного звона поддержана директором музея „Исаакиевский собор“ Николаем Буровым», — сказал Виталий Милонов.

Поправка предлагает законодательно закрепить звон колокола собора ровно в полдень.

При голосовании за создание новой городской традиции высказались 37 депутатов.

В том случае, если поправки пройдут все три чтения, а затем будут подписаны губернатором, в уставе появится пункт: «петербургскими традициями являются полуденный выстрел сигнального орудия с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости и полуденный звон колокола Исаакиевского собора».

Первый раз петербуржцы услышали звон колоколов собора еще в 1852 году в честь преподобного Исаакия Далматского, именем которого и был назван собор. Как известно, в день памяти святого, — 30 мая 1672 родился основатель Санкт-Петербурга, император Петр Первый. В 1930-е годы, когда в соборе открыли антирелигиозный музей, вся звонница была отправлена на переплавку на завод имени Ворошилова.

После 80-летнего перерыва, в 2012 году было принято решение о воссоздании уникальных колоколов, и в декабре на звонницу был поднят гигантский 10-тонный колокол.

Депутаты рассчитывают, что полуденный звон колокола одного из крупнейших православных храмов мира должен стать еще одной визитной карточкой Санкт-Петербурга.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 29 марта 2013 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика