Патриарх Кирилл: Нападки на Церковь не поколебали нашего единства
В Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви
2 февраля 2013 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя начал работу Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на который прибыли архипастыри Московского Патриархата из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также стран дальнего зарубежья, где существуют епархии Русской Православной Церкви. В общей сложности к участию в Соборе приглашены 290 архипастырей из 247 епархий.
Начало заседаний предварила Божественная литургия в Храме Христа Спасителя, за которой молились участвующие в работе Собора. Председателем Архиерейского Собора, согласно Уставу Русской Православной Церкви, является является Патриарх Московский и всея Руси.
В президиум входят постоянные члены Священного Синода: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, а также митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и митрополит Среднеазиатский Викентий, включенные в число постоянных членов Священного Синода 5 октября 2011 года — с последующим утверждением этого решения Архиерейским Собором.
Помимо них в президиуме — приглашенные для участия в зимней сессии Синода митрополит Омский и Таврический Владимир, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин, архиепископ Хустский и Виноградовский Марк, архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон, епископ Тираспольский и Дубоссарский Савва.
Кроме того, согласно решению Священного Синода от 30 января 2013 года (журнал № 8), принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора предстоятелей автономных и самоуправляемых частей Московского Патриархата, в президиум включены: митрополит Токийский и всея Японии Даниил, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий.
В состав участников Архиерейского Собора входят епархиальные архиереи, а также викарные архиереи, возглавляющие Синодальные учреждения и духовные академии или имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, иные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Собора без права решающего голоса.
Перед началом первого пленарного заседания был совершен молебен. Святейший Патриарх Кирилл прочитал предначинательную молитву.
Присутствующие приняли регламент, повестку дня и программу Собора, утвердили состав мандатной, редакционной и счетной комиссий, избрали секретаря Собора. С основным докладом о жизни и деятельности Русской Церкви к Собору обратится Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Святейший Владыка в частности сказал:
«Прошедшие антицерковные кампании, многократно усилившие внимание к жизни Церкви и священнослужителей, понуждают всех нас, дорогие собратья, еще раз вспомнить и о том, каким предстает перед нашими современниками образ архиерея, священника и вообще верующего человека. Нужно признать, что порой публичная дискредитация Церкви связана не только с клеветой, но и со случаями недостойного поведения священнослужителей и мирян», — сказал Патриарх Кирилл в своем докладе на открытии Архиерейского собора. При этом Предстоятель отметил, что «паства в подавляющем своем большинстве не была соблазнена антицерковной пропагандой», — цитирует Предстоятеля РПЦ Патриархия.Ru.
Патриарх напомнил, что незадолго до кощунственной выходки в Храме Христа Спасителя Господь явил пред лицом всего мира силу веры православного народа. «Для поклонения верующих в Россию со Святой горы Афон прибыла одна из величайших святынь христианства — Пояс Пресвятой Богородицы. Три миллиона человек днем и ночью стояли в очереди, перенося холод и серьезные неудобства, чтобы прикоснуться к Поясу Пречистой Девы, помолиться пред ним Божией Матери», — сказал он.
«Это событие, уникальное в современной истории нашей Церкви, не случайно совершилось накануне постигших нас испытаний, — сказал Патриарх Кирилл далее. — Оно явилось благодатным укреплением от Господа».
Уже после того, как совершились многие акты кощунства и антицерковного вандализма, целью которых в ряде случаев было подавить волю православных верующих, десятки тысяч людей, представлявших самые разные социальные слои, 22 апреля 2012 года собрались у стен Храма Христа Спасителя, чтобы вместе с епископатом и клиром принять участие в молитвенном стоянии в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. «Православный народ недвусмысленно продемонстрировал свою волю», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.
Русская линия
Есаул Николай Дьяконов: По воцерковлённости казачество стоит гораздо выше всего остального населения России
Заместитель атамана Всевеликого войска Донского прокомментировал слова митрополита Ставропольского Кирилла о формальном подходе некоторых казаков к Православию
Глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил на ХХI международных Рождественских образовательных чтений с докладом, в котором привел данные опросов, согласно которым число крещеных детей казаков составляет 70%, а венчанных браков — 40%, сообщает Патриархия.Ru.
При этом, хотя к православным среди казаков относят себя почти все опрошенные, бывает в храме хотя бы раз в месяц лишь половина из них, посты полностью или частично соблюдают 26,5%, «Символ веры» знают наизусть 14%, а «Отче наш» — 57,3%. По словам владыки, исповедуются и причащаются казаки «совсем нечасто, соборуются — и того меньше».
Владыка обратил внимание, что существует достаточное количество тех, кто причисляет себя к казакам, но к православию относится либо формально, либо не относится вообще. При этом и среди православных «вера невелика, поскольку воспринимается либо как некий атрибут, либо часть казачьего служения (по охране храмов и защите православных реликвий)».
О том насколько верна такая статистика и как восприняли слова владыки Кирилла на Дону мы попросили рассказать заместителя Атамана Всевеликого войска Донского есаула Николая Дьяконова:
«Во-первых, хотел бы отметить, что после заявления владыки Кирилла на Рождественских чтениях в либеральных средствах массовой информации началась настоящая вакханалия по этому поводу — в чём только нас не обвиняли журналисты. «Уличили казаков», «показное православие», «формальное отношение» — вот основной лейтмотив тех сообщений, которые появились в СМИ. Даже удивляет, почему они за нас так переживают? Не иначе опять выискивают чего-то «жареного». Но в словах владыки Кирилла этого не было и нет. Он просто как заботливый отец и архипастырь обратил наше внимание на некоторые проблемные моменты нашей жизни, и мы благодарны ему за это. Владыка говорил о тех проблемах, которые мы знаем и с которыми давно активно боремся. Кроме того, это было сказано для нас лично и касается только казаков, а никак не федеральных СМИ.
Если вернуться к истории, то казачество всегда выступало не просто авангардом Православия, Православие и казак всегда были тождественными понятиями. Казачество заявляло о себе как об оплоте Православия и защите христианского мира на протяжении всей своей многовековой истории. Казаки всегда твердо стояли за дом Пресвятой Богородицы. Вся жизнь казаков была пропитана Православием. Отправляясь в поход и возвращаясь обратно, наши предки служили молебны, постоянно ставили храмы, в каждой казачьей станице стоят православные церкви. Христианская вера была основой жизненного уклада казаков — ценой своей жизни они несли Православие на Кавказ и юг России. Поэтому обвинять казаков в формализме и упирать только на это (а именно этим занимаются СМИ) — в корне неверно.
Что касается непосредственно слов владыки. Было бы очень странно и наивно думать, что после того, как казачество было фактически полностью уничтожено в России, его возрождение будет лёгким и беспроблемным. У нас есть проблемы, мы об этом знаем и открыто говорим, но опять-таки подчеркну, это наши проблемы, и мы будем их решать без привлечения журналистов. Более того, у нас есть огромные успехи на этом направлении.
С самого начала, если сравнивать религиозность граждан нашей страны, то казачество стоит не просто на несколько голов, а на десятки голов выше, чем остальное население, именно своей вооцерковленностью. Динамика, которая происходит в казачьих войсках, в казачьих семьях, постоянно растёт. Потому что для этого созданы огромные усилия, начиная с казачьих кадетских корпусов, где детей учат Закону Божию, молитве, посещению храма, и заканчивая патрулированием и охраной наших святынь. У казаков постоянно есть послушания — казаки посещают монастыри, силами войска печатается православная литература, в частности молитвословы, казаки восстанавливают храмы, восстанавливают и ухаживают за кладбищами, за погребальными захоронениями на местах сражений. Что касается непосредственно самой работы Русской Православной Церкви — создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, где сейчас находится и окормляет все казачество около 900 священников.
Помимо этого, на Дону восстановлено больше 40 храмов, казаки посещают службы, особенно в двунадесятые праздники в храмах огромное количество людей. Патриарх Кирилл благословил праздновать 1 сентября, в день Донской иконы Божьей Матери, праздник православного казачества. Происходят поездки по святым местам.
Поэтому заявление владыки Кирилла, которое прозвучало на Рождественских чтениях, кто хотел услышать правильно, тот правильно и услышал, а кто не хотел, тот услышал так, как хотел".
Русская линия
Владимир Путин: «Нам надо уйти от вульгарного примитивного понимания светскости»
Вчера в Кремле состоялась встреча Президента России со Святейшим Патриархом Кириллом и участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
1 февраля 2013 года в Кремле состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Президент обратился к собравшимся со вступительным словом. Владимир Путин предложил «уйти от вульгарного примитивного понимания светскости» и тем самым расширить толкование понятие «светское государство».
По мнению Путина, Православию и другим конфессиям следует дать возможность «полноценного служения» в ряде сфер. Речь, в частности, идет о поддержке семьи и материнства, воспитании и образовании детей, молодежной политике и решении социальных проблем. Последних, по мнению Путина, «очень и очень много». Также Президент выразил мнение, что представители конфессий могут помочь в укреплении патриотического духа вооруженных сил.
Президент выразил уверенность, что традиционные ценности и религиозные чувства верующих, наравне с правами, свободами и достоинством людей, должны быть защищены и «силой общественного мнения, и силой закона».
Президент также считает, что для России межрелигиозная гармония — это вопрос исторического значения. «Считаю важным отметить усилия РПЦ по налаживанию плодотворного диалога в рамках Межрелигиозного совета России. Для нашего общества, для нашей страны национальное согласие, межрелигиозная гармония, без всякого преувеличения, — вопрос исторического значения».
По его словам, сегодня и в России, и в странах канонического присутствия Московского Патриархата, среди наших соотечественников на разных континентах Русская Православная Церковь выполняет особую миссию — сближает государства и народы, помогает найти взаимопонимание, сохранить те нити, которые связывали нас веками. «По сути — сплачивает многомиллионный русский мир», — подчеркнул Путин.
Президент поблагодарил епископат зарубежных епархий, автономных и самоуправляемых церквей и особенно РПЦЗ, единство с которой было восстановлено более пяти лет назад и, по его словам, плодотворно сказалось на жизни русского народа.
«Знаем, что где бы вы ни были — душой вы всегда с Россией, несете свое ответственное служение, помогаете соотечественникам почувствовать неразрывную связь с Родиной, вместе с нами — радеть о ее возрождении, развитии и подъеме», — заключил глава государства.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в свою очередь, выразил Путину благодарность за свободу, которая предоставлена РПЦ в современной России. Также Патриарх заявил, что церковь готова развивать партнерские отношения с государством в социальной сфере.
Напомним, что о нехватке сил, сплачивающих россиян, Путин говорил еще в своем послании к Федеральному собранию в декабре 2012 года. Путин заявил тогда о «дефиците духовных скреп» в российском обществе, пояснив, что понимает под этим нехватку милосердия и сострадания. В связи с этим Путин заявил о необходимости поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей.
В последние годы деятельность представителей религиозных конфессий в сферах жизни, которые считаются свободными от религии, стала одной из главных тем в СМИ. Так, в прессе широко обсуждалось введение в школах курса основ религиозной культуры и светской этики. Патриарх Кирилл заявлял о давлении на родителей школьников, из-за чего на курс «Основы православной культуры» якобы записались не все желающие. Патриарх выразил мнение, что это может быть объяснено неправильной трактовкой понятия светскости государства.
Большой резонанс также вызвало и сообщение об открытии кафедры теологии в Национальном исследовательском ядерном университете.
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион: Мы должны творчески развивать, претворяя в жизнь самое главное, что есть в церковном каноне
В музее Храма Христа Спасителя открылась выставка современного церковного искусства, приуроченная к началу работы Архиерейского Собора
1 февраля 2013 года в выставочном зале Музея православного искусства Храма Христа Спасителя в Москве открылась выставка церковного искусства «Свет Рождественской звезды», приуроченная к началу работы Архиерейского Собора и годовщине интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.
«Эта выставка — только вершина айсберга и лишь в малой степени способна продемонстрировать тот путь возрождения церковного искусства, которым наша Церковь шла на протяжении последней четверти века, но представленная экспозиция отличается очень высоким качеством», — подчеркнул председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, выступая на церемонии открытия. Владыка поблагодарил мастеров, которые представили здесь свои работы, и передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
На выставке собраны работы ведущих российских мастеров — архитекторов, иконописцев, резчиков, ювелиров, представляющих разные стили и направления. При всем своем разнообразии эти работы дают представление об уровне и состоянии современной православной культуры России, о возрождении и творческом развитии древних традиций духовного творчества.
«В последние годы мы порой сталкивались с ситуацией, когда церковная продукция, будь то иконопись, ювелирные изделия или какая-либо иная, производилась, прежде всего, для удовлетворения все возрастающих нужд новых храмов, которые строились во множестве; и подчас не обращалось должного внимания на качество произведений. Между тем, каждый элемент храмового пространства — это отражение традиции Церкви, канон, который складывался на протяжении многих веков. И сегодня очень важно, чтобы современные мастера, используя те возможности, которые предоставляет наше время, одновременно следовали канону и традиции, причем следовали не путем слепого копирования, а творчески ее развивали, претворяя в жизнь самое главное, что есть в церковном каноне», — особо подчеркнул митрополит Иларион.
«Важно, чтобы каждый мастер, который трудится на ниве храмового зодчества, иконописания или иного церковного искусства, знал бы не только внешние формы и характеристики ремесла, но и вдумчиво изучал основы традиции. И если труд художника будет основан не на рабском копировании, а на внимательном и глубоком осмыслении самых основ церковного искусства, тогда, думаю, наше искусство будет возрождаться», — отметил председатель ОВЦС.
От имени организаторов выставки выступил протоиерей Владимир Силовьев, председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. Вместе с представителями художественных мастерских «Прикосновение» и «Natalia Valevskaya» он передал в дар храму Христа Спасителя список Касперовской иконы Божией Матери.
Выставка «Свет Рождественской звезды» подготовлена Искусствоведческой комиссией, порталом мастеров православных искусств «Дионисий» и «Журналом Московской Патриархии». На выставке собраны иконы А. Соколова, священника Андрея Давыдова, А. Чашкина, А. Эйтенейера, С. Ржаницыной, центра «Русская икона», «Московской иконописной мастерской», миниатюры и иконы мстерских мастеров В. Молодкина, Е. Грачева, В. Фокеева, шитые иконы мастерских «Прикосновение» и «Natalia Valevskaya», ювелирные изделия «Мастерской Гребенниковых», работы мастерской «Кавида мастер», галереи «Бронзовое чудо», Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, архитектурные проекты «Товарищества реставраторов» мастерских Андрея Анисимова и других.
Скульптор Салават Щербаков предоставил победивший во всероссийском конкурсе проект памятника священномученику Гермогену, который будет установлен в Александровском саду.
Для посетителей выставка откроется 7 февраля, по окончании работы Архиерейского Собора. Ее можно будет посетить до 25 февраля.
В дни работы экспозиции будут организованы мастер-классы мастеров церковных ремесел, встречи с художниками, презентации ведущих мастерских церковного искусства. 7 февраля пройдет мастер-класс мозаики и архитектурного проектирования «Мастерской Андрея Анисимова» и мастер-класс иконописи Православной школы искусств «Троица», 15 февраля — презентация собрания произведений галереи «Бронзовое чудо». Все мероприятия начинаются в 15.00.
Выставка проходит при поддержке Русского культурно-просветительного фонда святого Василия Великого и Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. В подготовке экспозиции принимали участие доктор искусствоведения Т.В. Барсегян и кандидат культурологии И.К. Языкова.
Русская линия
Египетские оппозиционеры подожгли вчера президентский дворец в Каире
Массовые демонстрации с осуждением политики «Братьев-мусульман» прошли вчера по всей стране
Десятки демонстрантов закидали вчера в Каире президентский дворец «Аль-Иттихадия» бутылками с зажигательной смесью. С территории резиденции главы государства Мухаммеда Мурси весь вчерашний вечер вздымались клубы дыма. Очевидцы утверждают, что загорелись несколько находящихся на территории комплекса деревьев, а затем огонь перекинулся на ряд зданий дворца, передает ИТАР-ТАСС.
Полиция предприняла тщетные попытки разогнать забрасывающих их камнями протестующих, используя водометы. К дворцу были стянуты подразделения МВД, и в какой-то момент гвардейцам удалось оттеснить протестующих.
О пострадавших информации пока не пострадало, однако к месту беспорядков были направлены десятки карет скорой помощи. Столкновения с силовиками шли также вблизи площади Тахрир неподалеку от британского посольства. По имеющейся информации, пострадали десятки человек, из которых около 20 получили огнестрельные ранения.
Как известно, вчера египетская оппозиция намеревалась организовать массовые демонстрации в Каире с осуждением политики «Братьев-мусульман». Тысячи человек начали собираться в разных уголках столицы на традиционную полуденную молитву в «Пятницу избавления», однако этому помешал обрушившийся на город проливной дождь с холодным порывистым ветром.
Собравшиеся на Тахрире были вынуждены укрываться в близлежащих магазинах, кафе, ресторанах и подъездах домов. Наиболее стойкие не пожелали покидать центральной площади страны, выкрикивая лозунги против президента Мухаммеда Мурси и исламистов. Многие посчитали дождь хорошим предзнаменованием «скорой победы» и свержения нынешнего режима, о чем во всеуслышание заявляли с главной трибуны.
Многолюдные шествия стартовали от нескольких каирских мечетей в сторону президентского дворца «Аль-Иттихадия». Однако они также задержались из-за разгула стихии. Собравшиеся на молитву демонстранты вынуждены были укрываться от ливня и ловить раскидываемые сильным ветром транспаранты и растяжки.
Тысячи египтян вышли на акции протеста и в городах Суэцкого канала. В Порт-Саиде, Суэце и Исмаилии манифестанты требуют отставки правительства и справедливого наказания для виновных в гибели десятков человек. Только за минувшую неделю беспорядки в Египте унесли около 60 человеческих жизней, сотни пострадали.
В северной столице страны — Александрии также прошли массовые митинги. Противники властей перекрыли несколько ключевых магистралей города, однако здесь каких-либо серьезных инцидентов пока отмечено не было.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем великого русского ученого и общественного деятеля Д.И.Менделеева и видного деятеля монархического движения, педагога Н.Н.Родзевича
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 г. в Тобольске в многодетной классической русской семье (он был семнадцатым и последним ребенком). Его дед по отцу был священником, отец, получивший духовное образование, служил директором Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Мать, урожд. Корнильева, происходила из старинного, но обедневшего купеческого рода. Менделеев получил образование в Тобольской гимназии и в Главном Педагогическом институте в Петербурге.
Менделеев достиг выдающихся успехов не только в химии, где его по праву считают основоположником науки, но и в физике, технических науках, метеорологии и других отраслях знания. Ему принадлежит целый ряд открытий. Велик вклад Менделеева в развитие народного хозяйства: он разработал проект протекционистского таможенного тарифа, изучал нефтяные и угольные запасы страны, был инициатором устройства нефтепроводов, руководил работами в области метрологии. Будущее русской промышленности Менделеев видел в развитии общинного и артельного духа. Он предлагал реформировать русскую общину так, чтобы она летом вела земледельческую работу, а зимой — фабрично-заводскую на своей общинной фабрике. Внутри отдельных заводов и фабрик предлагалось развивать артельную организацию труда. Убежденный враг лжемистики, он не мог не отозваться на увлечение спиритизмом, охватившее часть русского общества в 70-х гг. XIX в. Критике так называемых «медиумических явлений» он посвятил особое сочинение, вышедшее в 1876 г., излагая в нем результаты работ специальной, по его же инициативе организованной комиссии. Менделеева по праву можно назвать не только ученым, но и социальным мыслителем. Его труды «К познанию России» и «Заветные мысли» переизданы сегодня и читаются как размышления современника.
Будучи по происхождению и воспитанию человеком консервативных убеждений, истинным членом Церкви, Менделеев не мог остаться равнодушным к кровавой смуте 1905−1906 гг. Поэтому вполне закономерно, что в разгар смуты, подобно сотням тысяч русских людей, он вступил в Союз Русского Народа, хотя и не принимал активного участия в его деятельности. «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить», — писал Менделеев в свое работе «К познанию России» (1906). А в своих «Заветных мыслях» ученый отмечал: «Единение и объединение России ее просвещение духовное и умственное, ее силы внешние и внутренние и даже ее зачатки промышленного и прогрессивного строя влиятельно определились монархами, что не только теперь, но в предвидимом будущем Россия была и будет монархической страной..»
Менделеев скончался в 1907 году от воспаления легких. Его похороны, которые проходили за счет государства, стали настоящим национальным трауром.
Сегодня мы также вспоминаем видного деятеля монархического движения, педагога Николая Николаевича Родзевича. Дата его рождения, к сожалению, неизвестна. Николай Родзевич происходил из дворянской семьи, был по роду деятельности педагогом, в начале ХХ в. преподавал историю и географию в гимназии и юнкерском училище Одессы. В 1904 г. он был уже членом Русского Собрания, став одним из инициаторов создания Одесского отдела РС. Совместно с графом А.И.Коновницыным и присяжным поверенным Б.А.Пеликаном стал учредителем отдела Союза Русского Народа, который был открыт 4 (17) февраля 1906 г. Однако вскоре учредители не поладили между собой и Родзевич организовал 4 октября 1906 г. Одесский отдел Союза Русских Людей (СРЛ), которым долгое время руководил. При Одесском СРЛ были созданы мужская гимназия, директором которой был Родзевич, женская учительская семинария, две начальные школы, ремесленные классы, Братство трезвости и другие учреждения.
Родзевич был участником ряда монархических съездов и совещаний. Выдающуюся роль он сыграл в активизации деятельности монархических организаций в 1915 г., когда в Государственной Думе был создан так называемый «Прогрессивный блок» и в стране запахло государственным переворотом. Благодаря активным действиям Родзевича и лидера астраханских монархистов Нестора Николаевича Тихановича-Савицкого в 1915 г. состоялись два монархических совещания в Саратове и Нижнем Новгороде, на которых были приняты решения по реанимации монархического движения. Родзевич был избран членом Президиума монархического движения в составе семи человек.
Однако в своей деятельности он неожиданно встретил противодействие со стороны военных властей, которые чинили ему всяческие препятствия. Осенью 1916 г. Родзевич был призван на военную службу. Хотя он был назначен не в действующую армию, а в газету Юго-Западного фронта «Армейский вестник», он не мог теперь заниматься организаторской деятельностью в монархическом движении. 2 февраля 1919 г. Родзевич был убит в Одессе при загадочных обстоятельствах.
В этот день — 2 февраля 1943 г., завершилась Сталинградская битва, длившаяся 200 дней и ночей (с 17.7.1942 по 2.2.1943). Чудеса личного и массового героизма в дни сражений за город проявляли воины всех частей и соединений, оборонявших Сталинград. За стойкость и мужество звания Героя Советского Союза были удостоены 125 солдат и офицеров. Более 763 тысяч защитников Сталинграда награждены орденами и медалями. 210 частей, соединений и объединений стали гвардейскими. Сталинград называют началом дороги к Победе, потому что здесь враг был не только остановлен, но и разгромлен в кровопролитных тяжелейших боях во время контрнаступления советских войск с 19 ноября по 2 февраля 1943 г. Наши войска, проявляя мужество, и героизм уничтожили или взяли в плен 2 немецкие, 2 румынские и 1 итальянскую армии. 2 февраля капитулировали последние остатки 6-й немецкой армии во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом (91 тыс. человек). Весь мир был удивлен и поражен блестящей победой советских войск на Волге, ставшей переломным моментом Великой Отечественной войны.
Русская линия
Сегодня 70-летие победы в Сталинградской битве
В Волгограде состоялся торжественный парад, приуроченный к 70-ой годовщине победы в Сталинградской битве. Колонну возглавил легендарный танк, «оружие победы» Т-34, сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу администрации города.
По окончании парада праздничная программа продолжится на Мамаевом кургане, где состоится возложение венков и цветов к Вечному огню в Зале воинской славы. Сегодня в городе также пройдет концерт симфонического оркестра под руководством дирижера Константина Орбеляна, перед местными жителями выступит российский оперный певец Дмитрий Хворостовский.
Президент России Владимир Путин лично примет участие в праздничных мероприятиях. В программе поездки запланировано посещение президентом государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» на Мамаевом кургане. Глава государства побывает также на воинском мемориальном кладбище ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва». Во дворце спорта волгоградских профсоюзов в ходе праздничного концерта, приуроченного к знаменательной дате, В. Путин выступит с поздравительной речью.
Тем временем мэр Москвы Сергей Собянин по случаю памятной даты возложил цветы к Могиле Неизвестного солдата и к памятнику «Город-герой Сталинград» в Александровском саду.
Сталинградская битва стала крупнейшей сухопутной битвой Второй мировой войны. Она продолжалась 200 суток. 2 февраля 1943 г. солдаты Вермахта, окруженные советскими войсками у берегом Волги, капитулировали.
Русская линия
В Киеве построят храмовый комплекс равноапольного князя Владимира с крещенскими купелями
В Киеве весной начнется строительство Храмового комплекса в честь крестителя Руси — святого равноапостольного князя Владимира — с христианскими крещенскими купелями, аналогичными купелям на Святой Земле. Об этом сообщает УНИАН со ссылкой на главного архитектора проекта Андрея Миргородского.
По его словам, в структуре комплекса предусмотрены две большие раздевалки — мужская и женская, в которых единовременно могут находиться около 100 человек. Выходы из раздевалок будут вести к Днепру. После омовения желающие смогут ознакомиться с диорамой, воспроизводящей события Крещения Руси на берегах Днепра. На территории комплекса предусмотрены храм, колокольня, тематическая библиотека, трапезная, художественные иконописные мастерские.
«Сейчас решается вопрос землеотвода в Киевсовете. К весне должны закончиться все процедуры, связанные с легализацией документов. Первым этапом реализации проекта станет инженерная подготовка, после чего одновременно начнется строительство всех составляющих комплекса. Мы постараемся вести строительство так, чтобы быстрее закончить места для купания», — рассказал архитектор.
А. Миргородский отметил, что в случае поддержки государства проект будет реализован за 1,5−2 года. Финансирование строительства будет осуществляться за счет частной помощи".
Идея проекта принадлежит Международной общественной организации «День Крещения Руси». Авторы проекта надеются, что проект будет поддержан руководителями Украины, России и Беларуси.
В 2007 организация получила благословение предстоятеля УПЦ Митрополита Владимира на сооружение первой части будущего крещенского комплекса — храма в честь равноапостольного князя Владимира, передает «Православие и мир». В 2010 году на месте будущего комплекса митрополит Владимир освятил первые постройки храмового комплекса — деревянный храм.
Русская линия
Монастырь апостола Андрея Первозванного на Кипре будет восстановлен
План работ разработан университетом города Патры, они пройдут в три этапа. На первый из них уйдет 2,5 млн евро, эти средства соберут Кипрская Архиепископия, Евросоюз, правительство США, Программа развития ООН. Также будет организован сбор частных пожертвований.
Напомним, что ранее Предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом II выражал опасения, что монастырь, история которого восходит к? веку по Рождества Христова, находится в плачевном состоянии.
Обитель была построена на месте, где, по преданию, пристал корабль, на котором путешествовал апостол Андрей, и по его молитве забил чудотворный источник, водами которого сын капитана корабля исцелился от слепоты и, обратившись в христианство, возвел монастырь. На его месте в XV веке был воздвигнут, а в XIX достроен, новый храм, освященный 15 августа 1867 года.
После турецкого вторжения 1974 года монастырь не ремонтировался, здания пришли в аварийное состояние.
Русская линияВ Нью-Йорке прошел крестный ход по улице Брайтон
На этой неделе состоялся очередной крестный ход по ньй-йоркскому району Брайтон, населенному русскоговорящими выходцами из бывшего СССР. Настоятель храма в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» иерей Вадим Арефьев вот уже больше 10 лет каждый вторник отправляется вместе с прихожанами к бездомным. Православные приносят им еду и одежду, а главное — предлагают помощь в борьбе с алкогольной, наркотической и иными зависимостями, сообщает «Благовест-Инфо».
Нередко походы к бомжам превращаются в настоящий крестный ход, подобно прошедшему вечером минувшего вторника. Священник с крестом в руках, прихожане с раскладным иконостасом с пением молитв обходят беседки вдоль знаменитого пляжа Брайтон-Бич, облюбованные русскоязычными обитателями, страдающими алкоголизмом и наркоманией.
Многие сподвижники отца Вадима сами когда-то были обитателями подвалов и подворотен русского района Нью-Йорка. Теперь они живут в Доме трудолюбия при храме, где трудом и молитвой избавляются от пагубных привычек. Некоторые покидают Дом трудолюбия, полностью вернувшись к нормальной жизни. Священник рассказывает, что процент преодолевших зависимость в Свято-Иоанновском Доме трудолюбия выше, чем в обычном медицинском учреждении.
После возвращения в храм отец Вадим отслужил водосвятный молебен вместе с акафистом Пресвятой Богородице «Неупиваемая Чаша». Как сказал в проповеди священник, «всех людей мучают страсти: кого-то алкогольная, кого-то блудная, кого-то гордыня». Отец Вадим отметил, что христиане должны деятельно помогать ближним исцелиться от разного рода зависимостей.
Храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Русской Православной Церкви Заграницей является единственным в Брайтоне. Выходцы из России, Украины, Молдавии, Грузии и других стран составляют его быстро растущий приход. Помимо Дома трудолюбия при церкви действует субботняя школа. Миссия прихода — воцерковление и духовное окормление русскоговорящей эмиграции.
Русская линия
В Великобритании прошла конференция, посвященная социологии современного ислама
В Университете Манчестера прошла конференция по проблеме религиозных и социальных конфликтов в современном исламском мире, сообщает Богослов.ru со ссылкой на сайт Института толерантности и социальных конфликтов Манчестерского университета.
Прошедший научный форум, инициированной международной организацией «Исламская помощь», назывался «Ислам и преодоление противостояния» («Islam and Conflict Transformation»). В нем приняли участие ученые и общественные деятели из Великобритании, США, Канады, Объединенных арабских эмиратов, Германии, Кипра.
Первый пленарный доклад известного американского исламоведа и социолога Мохаммеда А. Нимера был посвящен теме концептуализации ненасильственных методов решения межнациональных и межрелигиозных конфликтов в мусульманском мире, в котором также рассматривался вопрос о приемлемости таких методов в исламе с точки зрения традиции и путей их применения. Со вторым докладом «Исламские традиции мирного разрешения конфликтов и современное влияние этих традиций» на пленарном заседании выступил профессор религиоведения Института диалога между религий (США) Камар-уль-Худа.
Работа конференции проходила в двух секциях. В первой секции под названием «Концептуализация и казусы конфликтов и примирения» прозвучали, в частности, следующие доклады:
— Нео-иджтихад как действенная технология примирения: различные интерпретации «аята о мече»;
— Реинтерпретация концепции гражданского общества в исламском контексте: анализ положения национально-религиозных меньшинств в исламских государствах;
— «Я — женщина, не более и не менее»: мусульманские и иудейские женщины перед лицом милитаризма в Израиле и Палестине;
— К вопросу о происхождении межнациональной и межрелигиозной напряженности в Пакистане и Афганистане (сравнительный анализ);
— Отказ от джихада? (Новая оценка правительственного контроля над исламистскими вооруженными формированиями в Египте) и др.
Во второй секции, называвшейся «Процессы управления и локалицации конфликтов», были сделаны сообщения, связанные с вопросами государственной политики по преодолению разного рода социальных конфликтов в исламских странах. Кроме того, одним из докладчиков был поднята тема участия женин в решении военных и социальных конфликтов внутри мусульманского мира.
Русская линия
В Днепропетровске открылась «Международная Кино-ассамблея на Днепре-2013»
В Днепропетровске открылась «Международная Кино-ассамблея на Днепре-2013», объединившая профессиональных режиссеров-документалистов, творчество которых основывается на христианских нравственных ценностях, сообщает Седмица.Ru.
Организатор уже 4-го по счету кинофорума, который проводится ежегодно по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, — центр православной культуры «Лествица».
Киноассамблея не является фестивалем, и организаторы принципиально ушли от конкурсного подхода и выбора лауреатов, подчеркнул, выступая на открытии, руководитель центра протоиерей Игорь Собко.
В нынешнем году в форуме принимают участие 25 известных режиссеров из России, Украины Беларуси, Польши, Сербии и Азербайджана. Из почти двух десятков их работ, которые будут представлены украинскому зрителю, большая часть будет покаана впервые.
Торжественное открытие кино-ассамблеи было ознаменовано премьерным показом фильма А. Столярова «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами», снятого в жанре православной притчи.
Впервые в истории форума показы и встречи с мастерами документального кино пройдут не только на основной площадке — кинотеатре «Правда-кино», но и в вузах Днепропетровска, а также в нескольких городах области, что свидетельствует об увеличении зрительского интереса к этому жанру киноискусства.
В рамках кино-ассамблеив зале президиума Днепропетровского областного совета также состоялся Международный симпозиум «Вечные ценности в документальном кино» — с участием кинематографистов, священнослужителей, педагогов. Одним из его практических итогов стало решение о создании методического пособия для проведения факультативных занятий в воскресных школах, общеобразовательных и высших учебных заведениях с видео-приложением коллекции документальных фильмов-участников днепровского кинофорума.
Русская линия