Русская линия
<< Полная сводка новостей от 15 октября 2012 >>

Патриарх Кирилл: Воздвижение памятника — это знак признательности покойному Святейшему Патриарху Белорусской Церкви
Предстоятель РПЦ возглавил открытие памятника Патриарху Алексию II в Минске

Патриарх Кирилл открывает памятник Патриарху Алексию II

14 октября 2012 года в ходе Первосвятительского визита в Минск Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, установленного у ступеней храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества послуживших, сообщает Пресс-служба Патриарха.

В мероприятии участвовали Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, члены Синода и духовенство Белорусской Православной Церкви, уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л.П. Гуляко, мэр города Минска Н.А. Ладутько, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь А.А. Суриков, учащиеся воскресной школы и прихожане.

Святейший Патриарх Кирилл снял покрывало с памятника и окропил скульптуру освященной водой. Была возглашена «Вечная память» приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II.

Предстоятель возложил к памятнику корзину цветов. Цветы к подножию возложили также митрополит Минский и Слуцкий Филарет, члены Синода Белорусской Церкви, представители государственной власти Республики Беларусь и Посол России А.А. Суриков.

Святейшего Владыку приветствовал митрополит Филарет. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

«Сегодня произошло еще одно важное событие. Мы открыли памятник приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II, которого Господь призвал к служению в трудное время. Это было время распада единого государства. Центробежные силы были столь велики, что они могли разрушить не только историческую общность наших народов, но и единство Церкви. Но по милости Божией в то трудное время, время некоего лихолетья, и Церковь сохранила свое единство, и народы наши сохранили духовное единство. Мы говорим о едином пространстве Святой Руси. И в этом историческом деянии большая роль принадлежит приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II, так же, как и в возрождении тысяч храмов, монастырей, в открытии духовных школ, в открытии воскресных школ, в создании тех сфер церковной деятельности, которые были невозможны в предыдущие десятилетия.

Замечательно, что этот памятник воздвигнут здесь, в Минске. Это знак признательности покойному Святейшему Патриарху Белорусской Церкви и белорусского народа. Будем помнить в своих молитвах приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, дабы Господь принял душу его в Небесное Царство и сотворил вечную молитвенную о нем память в наших сердцах".

Всем присутствующим были вручены иконки Покрова Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением.

Идея создания в Минске памятника Святейшему Патриарху Алексию II возникла в 2010 г. — спустя два года после его блаженной кончины, в знак благодарной памяти белорусского народа, и была поддержана Президентом Республики Беларусь. Весь путь становления Всехсвятского прихода был неразрывно связан с вниманием Его Святейшества, который еще в 1991 году, в дни первого визита в Беларусь, освятил камень на месте строительства будущего храма.

История посещений Святейшим Патриархом храма нашла свое воплощение в архитектурном решении памятника. В основе композиции — памятный камень, освященный во время первого визита. От него идут три каменные ступени, знаменующие собой посещения строящегося храма Его Святейшеством. На последней из них, лицом к храму, установлена скульптура Первосвятителя, что создает эффект совместного восхождения верующих в храм.

Создатели памятника — скульптор В.И. Слободчиков, заслуженный деятель искусств РБ, почетный член Российской академии художеств, заведующий кафедрой скульптуры Академии искусств РБ, и архитектор И.В. Морозов, профессор, доктор культурологии.

Русская линия

Александр Лукашенко: «Православие для нас — это фундаментальный камень, заложенный в основу духовности нашего народа»
Президент Белоруссии вручил Святейшему Патриарху Кириллу орден Дружбы народов

Лукашенко вручает орден Святейшему Патриарху Кириллу

14 октября 2012 года в резиденции Президента Белоруссии состоялась церемония вручения ордена Дружбы народов Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, прибывшему на Белорусскую землю с Первосвятительским визитом, сообщает Патриархия.Ru. Орден Белоруссии Его Святейшество получил «за значительный вклад в союзное строительство, укрепление дружеских отношений и единства народов Белоруссии и России».

Александр Лукашенко встретил Святейшего Патриарха у входа в резиденцию, после чего глава белорусского государства и Предстоятель Русской Церкви проследовали в Голубой зал. Здесь Президент Белоруссии обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором дал высокую оценку стремлению Его Святейшества сохранить единство Русской Православной Церкви и всего славянского братства.

«Я всегда с трепетом и с уважением относился к нашей Православной Церкви, ее священнослужителям и особенно к руководству Церкви, — сказал, в частности, А. Лукашенко — Я знаю, что и тогда были непростые времена, и сейчас они очень сложные. Удары по Церкви идут и слева, и справа, и я очень рад, что Вы достойно это воспринимаете. Должен отметить, что нам нужно учиться у Вас, как реагировать и отвечать на подобные вещи».

«Высокой оценки заслуживает Ваше стремление сохранить единство Русской Православной Церкви и наше славянское братство. Эта идея полностью отвечает чаянию народов Беларуси, России, да и нашей Украины, — подчеркнул Президент Белоруссии. — В нашей стране отношения светской и духовной власти строятся по принципу симфонии, то есть гармоничного союза и совместной работы на благо Отечества. Беларусь успешно развивает сотрудничество с нашей Православной Церковью, все институты у нас активно сотрудничают по всем направлениям с нашей Церковью».

«Еще одним свидетельством добрых отношений стало открытие в Минске памятника Патриарху Алексию II, мудрому пастырю, бывшему, по евангельскому слову, солью земли и светом мира, которого мы глубоко чтим, так же, как и Вы, и Ваш визит сегодня — свидетельство этому, — отметил А.Лукашенко. — Ваше Святейшество! Спасибо за то, что разделили с белорусами радость этого торжества. Вы верный и надежный друг нашей страны и не раз доказывали это, поддерживая нас в самых непростых ситуациях».

«Ваше Святейшество! Вы можете быть уверены в том, что позиции Православия в Белоруссии незыблемы. И это не потому, что и я, как глава государства, и наши священнослужители, наш Синод, наш уважаемый высокочтимый митрополит сторонники этого. Это потому, что Беларусь такая. Мы никогда не были предателями, мы всегда были надежной опорой тем, с кем дружили. А Православие для нас — это фундаментальный камень, заложенный в основу духовности нашего народа», — заявил глава государства.

Святейший Владыка поблагодарил за награду и молитвенно пожелал благословения Божия народу Белоруссии.

Затем общение Святейшего Патриарха и Президента Беларуси продолжилось в Каминном зале резиденции.

Поблагодарив Президента за возможность очередной встречи, Святейший Владыка подчеркнул, что Русская Православная Церковь вносит большой вклад в укрепление братских отношений между народами исторической Руси.

«Действительно, это духовная интеграционная сила, — продолжил Предстоятель. — Мы сегодня озабочены вопросами интеграции на постсоветском пространстве, и отмечу, что за последние годы, в том числе при Вашем активном участии, есть несомненные успехи. Даже со времени нашей последней встречи произошло много такого, что меняет в лучшую сторону развитие этих процессов. И дай Бог, чтобы от них выиграли все — и экономически, и политически, и культурно, и духовно».

«А Церковь будет поддерживать, вдохновлять людей. Церковь будет постоянно подчеркивать важность совместной жизни братских народов — при всем уважении к суверенитетам стран и к сделанному историческому выбору», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Русская линия

Игумен Сергий (Рыбко): «Я буду рад отсидеть за свою веру»
МВД России проверит на экстремизм слова священника, призвавшего защищать православные храмы от хулиганов

Игумен Сергий (Рыбко)
Игумен Сергий (Рыбко)

Главное управление по противодействию экстремизму МВД России проверит на экстремизм слова игумена Сергия (Рыбко), призвавшего своих прихожан применять физическую силу и жестко пресекать любые противоправные действия в храме, направленные на осквернение святынь или икон со стороны кощунников, сообщает газета «Известия».

«Проверка началась. Статья „Благословляю применять физическую силу“ направлена на экспертизу. По результатам исследования будет принято процессуальное решение», — сообщили изданию в пресс-службе МВД.

Сам отец Сергий заявил «Известиям», что «если МВД найдет в его словах экстремизм, то он готов отсидеть срок в тюрьме». «Я человек пожилой, умирать скоро. Я буду рад отсидеть за свою веру. Когда говорил проповедь, я даже не думал, что меня в экстремизме обвинят. Мой долг как настоятеля подсказывает мне, что я обязан защищать своих прихожан-бабушек. Всем ясно, что силу они применять не будут, так как у них её нет», — сказал отец Сергий.

Глава Синодального отдела во взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в свою очередь отметил, что «если кто-то совершает противоправные действия, в том числе по отношению к храмам, люди имеют право это действие пресечь». «По церковным законам, если оскорбили тебя, то ты можешь простить. Если оскорбили твоих близких или твои святыни, то защищать их человек обязан», — подчеркнул он.

Однако, по словам отца Всеволода, люди должны руководствоваться законами государства, которые устанавливают четкие рамки, что мы можем делать, а что нет. «Нужно пресекать противоправные действия, в том числе в храмах, не нарушая рамки государственного закона», — добавил глава Синодального отдела.

10 октября настоятель нескольких столичных храмов игумен Сергий (Рыбко) благословил прихожан на применение физической силы для защиты православных святынь. Текст инструкции, вывешенной у входа в храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве, приводит православная газета «Крестовский мост».

В связи с этим в либеральных СМИ началась очередная антицерковная истерия. И хотя для любого нормального человека очевидно, что защита православных святынь чаще всего сводится к тому, чтобы просто вывести ворвавшегося в храм хулигана на улицу и передать его полиции (что без применения физической силы просто невозможно), отца игумена обвинили. в экстремизме.

Впрочем, стоит ли этому удивляться — объективность либеральных СМИ давно стала в России притчей во языцех. Преступные действия хулиганов, врывающихся в храмы, в наших СМИ именуются не иначе как «перфомансом», зато попытки воспрепятствовать подобным незаконным действиям — конечно же, экстремизмом.

Русская линия

Протоиерей Вячеслав Харинов: «Хотелось бы, чтобы наше духовенство открыло для себя это место»
В закрытом месте массовых расстрелов репрессированных под Петербургом впервые совершена панихида

Крест и гильзы найденные на месте массовых расстрелов под Петербургом

В закрытой зоне Ржевского полигона Ленобласти, месте массовых расстрелов жертв политических репрессий, 13 октября отслужена панихида. Командование полигона разрешило священнослужителям и мирянам Санкт-Петербургской епархии проехать по пропускам в лесное урочище вблизи поселка Токсово.

Молитвенное поминовение у поклонного креста возглавил благочинный Кировского округа, настоятель храмов иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной и Успения Божией Матери в поселке Лезье-Сологубовка протоиерей Вячеслав Харинов, сообщает сайт Петербургской митрополии.

На панихиду посреди сурового в своей простоте осеннего северного леса собрались прихожане нескольких храмов епархии, семинаристы, члены поисковых отрядов и мотоклубов — всего около 70 человек. Соборная молитва освятила многократно оскверненное убийством место, соединившись с молитвами тех, кто некогда прощался с жизнью на краю расстрельных рвов.

«Хотелось бы, чтобы наше духовенство открыло для себя это место, чтобы сюда чаще приезжали священники. Койранкангас — это яркая иллюстрация Гражданской войны, разделения, постыдной системы лагерей и расстрелов. Это место, где одновременно сошлись высокое и низкое: ведь здесь не только предательски убивали выстрелами в затылок, но и ковали оружие Великой Победы. Здесь особенно тяжело работать поисковикам: поднимать не тех, кто светло пал за Родину, а был тайно убит по ложному обвинению своими же соотечественниками — за аристократическое происхождение, офицерское звание или сан священника», — сказал отец Вячеслав.

Поисковики дали ему найденные тут же крест и гильзы от патронов. «Это страшное обвинение всем палачам. Кто-то стрелял в человека с крестом на шее. Это антиподы, вещи из двух противоположных миров: крест — из мира света, надежды, любви, добра, а гильза — из мира отрицания всего, что связано с христианством», — добавил отец Вячеслав, держа на ладони переданные ему артефакты.

Место массовых расстрелов Койранкангас было хорошо известно местным жителям — финскому населению близлежащих деревень Киурумяки, Конколово и Лепсари. Судя по свидетельствам, расстрелы в этой местности происходили с 1920-х годов вплоть до Великой Отечественной войны. По оценкам историков, в урочище уничтожили до 30 тыс жертв «красного террора».

Палачи и их наследники приложили немало усилий, чтобы убить не только людей, но и память. «Органы» депортировали тамошних коренных финнов, отправив на смерть в Сибирь и на Крайний Север блокадной зимой 1942-го всех, кто знал про расстрелы и видел их результаты. Поэтому у Койранкангаса гораздо больше жертв, чем лежит в его земле.

Русская линия

Мохаммед Бади: «Джихад во имя возвращения Иерусалима является долгом всех мусульман»
Верховный наставник египетских исламистов считает, что освобождение священного города путем переговоров уже невозможно

Иерусалим

Верховный наставник египетского исламистского движения «Братья-мусульмане» Мохаммед Бади призвал 11 октября к священной войне для освобождения Иерусалима от господства Израиля, сообщает Лента.Ru со ссылкой на агентство Франц Пресс.

В своем еженедельном обращении Мохаммед Бади объявил, что джихад во имя возвращения Иерусалима является долгом всех мусульман. Иерусалим является мусульманским городом, и его нельзя передать никаким договором, заявил он. При этом Бади подчеркнул, что освобождение города путем переговоров невозможно.

«Евреи господствуют на этой земле, они распространили коррупцию, проливают кровь правоверных и оскверняют святые места, в том числе собственные», — цитирует слова «наставника» исламистов агентство Франц Пресс. Лидер египетских «Братьев-мусульман» также заявил, что «сионисты понимают только язык силы», и «прекратить тиранию» возможно только «ценой огромных жертв, путем священного джихада и всех форм сопротивления».

После отставки президента Хосни Мубарака в феврале 2011 года движение «Братья-мусульмане», ранее подвергавшееся преследованиям со стороны правящего режима, заявило о создании собственной политической партии. На выборах в нижнюю палату парламента ее поддержали 38 процентов избирателей. В верхней палате она получила 58 процентов мест.

В июне 2012 года выдвинутый «Братьями-мусульманами» кандидат Мохаммед Мурси победил на президентских выборах. Однако после избрания он ушел со своих постов в движении и партии, заявив, что «намеревается стать президентом всех египтян».

Еще во время своей работы в парламенте Мурси активно критиковал договоренности, достигнутые ранее Египтом и Израилем. О его намерении пересмотреть мирный договор 1979 года сообщалось и в августе 2012 года.

Напомним, что вопрос о принадлежности Иерусалима является основным в урегулировании многолетнего ближневосточного конфликта и, в частности, палестино-израильских отношений. В этом городе находятся основная святыня иудаизма — Стена плача — и один из главных символов ислама — мечеть Аль-Акса. Палестинцы, поддерживаемые мусульманами всего мира, настаивают на создании независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Израильтяне, заняв эту часть города в 1967 году, объявили Иерусалим «единой и неделимой столицей еврейского государства Израиль».

Русская линия

Обмен запретами
Власти Турции закрыли своё воздушное пространство для сирийских самолётов

Власти Турции закрыли вчера своё воздушное пространство для сирийских гражданских самолетов, сообщает РИА Новости. Таким образом Анкара ответила на принятое несколько ранее решение Дамаска перекрыть свое воздушное пространство для всех турецких авиалайнеров.

Ахмет Давутоглу

Как уточнил министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, соответствующее решение Анкара приняла в связи с тем, что Дамаск использует гражданские воздушные суда для перевозки оборудования военного назначения.

Напомним, что отношения между соседними странами резко ухудшились из-за инцидента 10 октября, когда турецкие ВВС вынудили сесть в Анкаре пассажирский самолет, летевший из Москвы в Дамаск. Турецкие власти обосновали эти действия тем, что на борту самолета находился некий запрещенный военный груз.

Позже выяснилось, что речь шла о радиолокационном оборудовании, предположительно, произведенном тульским оборонным предприятием «Конструкторское бюро приборостроения». Оборудование было конфисковано Турцией, после чего самолет отправился дальше в Дамаск.

Сирия опротестовала действия Турции, назвав их «воздушным пиратством». Российский МИД выразил обеспокоенность по поводу инцидента, который, по словам российского представителя, «поставил под угрозу жизнь и безопасность пассажиров, среди которых находились 17 российских граждан», и потребовал объяснений.

Кроме того, Россия продолжила настаивать на том, что груз на борту лайнера был легальным. Госдепартамент США также выразил свою позицию по этому поводу, заявив, что формально Москва не нарушила эмбарго на поставки оружия в Сирию, но косвенно пыталась оказывать поддержку «военной машине режима Асада». По мнению Вашингтона, политика с поставками из России в Сирию грузов двойного назначения «морально несостоятельна».

Между тем в Сирии уже более полутора лет не прекращается конфликт, жертвами которого стали, по данным ООН, более 20 тыс. человек. Власти Сирии заявляют, что сталкиваются с сопротивлением хорошо вооруженных боевиков, поддержка которым оказывается извне.

Русская линия

Башара Асада загоняют в угол
Евросоюз принял очередной пакет санкций против Сирии

Европейский Союз

Евросоюз принял 18-й пакет санкций против Сирии. Об этом сообщил дипломатический источник в кулуарах заседания Совета ЕС на уровне глав МИД в Люксембурге. По словам дипломата, санкции вступят в силу во вторник. Ограничительные меры включают запрет на страхование воздушных и морских поставок оружия Дамаску через третьи страны, сообщает Росбалт.

По данным дипломатических источников, меры дальнейшего давления на сирийский режим включают запрет на полеты и посадку в странах ЕС самолетов сирийских авиакомпаний и формальный запрет на страхование воздушных и морских поставок оружия Дамаску через третьи страны. Кроме того, в «черный список» физических и юридических лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС и чьи активы в Европе замораживаются, будут добавлены еще 28 сирийских чиновников.

До сегодняшнего дня в перечень входили 155 представителей сирийского военного и государственного аппарата, включая президента Башара Асада и членов его семьи, а также 53 компании и государственные структуры. Всем физическим лицам в этом списке запрещен въезд на территорию ЕС. Их активы в европейских банках подлежат замораживанию. Банковские счета юридических лиц в Европе также блокируются, кроме того, европейским государственным и частным компаниям запрещено поддерживать с ними какие-либо отношения.

Напомним, главы МИД 27 стран ЕС приняли 23 июля дополнительные меры по обеспечению эмбарго на поставки вооружений в Сирию. Евросоюз ввел досмотр судов и самолетов, заподозренных в поставках в Сирию оружия или другого оборудования. Такой досмотр обязана проводить каждая страна ЕС в случае обоснованного подозрения, что судно, проходящее через ее территориальные воды, доставляет в Сирию запрещенный груз. Аналогичное требование касается грузовых самолетов, прибывающих в аэропорты стран ЕС или вылетающих из них.

Русская линия

Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память святого праведного адмирала Феодора Ушакова и вспоминаем взятие Казани Иоанном IV Грозным

св. прав.воин Феодор УшаковСвятой праведный Феодор Ушаков, Адмирал Флота Российского, непобедимый флотоводец, был канонизирован Русской Православной Церковью 6 августа 2000 года как местночтимый святой Саранской епархии.

Святой Феодор родился 13 февраля 1745 г. в с. Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции. Родители будущего флотоводца принадлежали к небогатому, но древнему дворянскому роду и были людьми глубоко верующими и благочестивыми. Великим молитвенником за Феодора был его тезоименитый дядя — преподобный Феодор Санаксарский (икона с мощами которого располагается в алтаре нашего храма), подвизавшийся в Санаксарском монастыре. Благочестие родителей и пример монашествующего дяди стали фундаментом нравственного воспитания Феодора. Наравне с кротостью в нем достаточно рано обнаружилась такая черта характера, как бесстрашие перед лицом опасности.

Окончив Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, Феодор начал службу на Балтийском флоте. С 1769 но уже служит в Донской (Азовской) флотилии, а в 1768 — 1774 гг. участвует в русско-турецкой войне.

В основе действий Ушакова лежала подлинно христианская забота о каждом вверенном его руководству человеке. Он был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных, противником муштры и увлечений парадами, следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне, воспитывал в матросах патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки. За проявленную во время эпидемии находчивость Ф. Ушаков был произведен в капитаны 1-го ранга.

С 1785 г. Феодор Феодорович служил в Севастополе. В 1787 г. Турция, недовольная итогами прошлой войны, вновь выступила против Российской империи. В ходе развертывания военных действий 3 июля 1788 г. у острова Фидониси (Змеиный) близ устья реки Дунай произошло сражение севастопольской эскадры с турецким флотом.

Командуя русским авангардом, Феодор Феодорович внезапно применил ловкий и смелый маневр и нанёс решительное поражение превосходящим силам турок.

Получив чин контр-адмирала, Феодор Феодорович был в начале 1790 г. назначен командующим Черноморского флота. В том же году флотоводец одержал блистательную победу над вдвое превосходящими силами турок возле Керченского пролива и закрепил этот успех в бою у острова Тендра вблизи нынешней Одессы. Обладая искренним смирением, командующий приписывал свои победы исключительно Божественному милосердию и усердию подчиненных.

Вернувшись в Севастополь, Феодор Феодорович отдал приказ: «Рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу; всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота, быть в церкви святого Николая Чудотворца в 10 часов пополуночи.». В 1791 г. война завершилась полным разгромом Ушаковым турецкого флота у мыса Каликария, что на юго-западном побережье Черного моря.

В перерыве между ратными делами Ф. Ушаков много времени отдавал молитве. Сохранилось свидетельство, что в Севастополе он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных; а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного; и был исполнен доброты необыкновенной». В 1793 г. Феодор Феодорович получил чин вице-адмирала.

В связи с заключением российско-турецкого союза против Франции, которая приступила к захватам территорий соседних с ней европейских стран, в 1798 г. Феодору Ушакову было поручено отправиться во главе двух союзных флотов в Средиземное море и содействовать воюющим против французов сухопутным войскам.

Первым великим свершением Ушакова в Средиземном море стало освобождение занятых французами Ионических островов, расположенных вдоль юго-западного побережья Греции и издавна населенных православными греками. Последние, по письменному призыву флотоводца, содействовали успеху российских моряков.

Кульминацией освобождения островов стало взятие в 1799 г. укреплений острова Корфу, считавшихся сильнейшими в Европе и неприступными. Встреча освободителей местными жителями явилась подлинным триумфом. Феодор Ушаков усердно молился в здешних православных храмах и благоговейно припадал к их святыням — мощам святого Дионисия на острове Занте и святого Спиридона Тримифунтского на Корфу. Управляя освобожденными островами, командующий Черноморским флотом России стал создателем первого греческого национального государства со времен захвата Греции турками — Республики Семи Соединенных Островов.

Заслуги Федора Ушакова в Средиземноморской кампании увенчались возведением его в 1799 г. в чин адмирала. В 1800 г. прославленный адмирал вернулся в Севастополь, а в 1807 г. вышел в отставку, имея за плечами не только победы, но и счастье знать, что за всю его флотоводческую службу он не потерял ни одного корабля и ни одного пленного. Будучи бессемейным и опекая осиротевших племянников, Федор Ушаков отписал им в 1810 г. в своем завещании небогатые имения и поселился в деревне Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, возле Санаксарского монастыря, где монашествовал и был похоронен дядя адмирала.

Молясь в обители во все праздничные и воскресные дни, Феодор Феодорович также и «в Великий пост живал в монастыре, в келии для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния».

Во время Отечественной войны 1812 г. Ф. Ушаков был избран начальником внутреннего тамбовского ополчения, но из-за болезни отказался от этой должности, в то же время пожертвовав немалые средства на устройство и содержание госпиталя для раненых, формирование 1-го Тамбовского пехотного полка и помощь пострадавшим от учиненных французами в России разорений. «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе Отечества!», — утешал адмирал скорбящих в те дни. Преставился праведник 2 октября 1817 г. и был погребен в Санаксарском монастыре подле своего сродника. Мощи Угодника Божия почивают в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Царь Иоанн Грозный. ПарсунаВ этот день в 1552 г. доблестные Русские войска под водительством Царя Иоанна Грозного после длительного штурма взяли Казань. 4 октября Государь выбрал место для закладки храма во имя Благовещения и собственноручно заложил его. 6 октября деревянный собор был закончен и освящен. Казанское ханство было опаснейшим врагом Московского государства. Казанские татары регулярно совершали на Русь разбойничьи набеги, уводя в рабство православных христиан. Тотчас по завоеванию Казань выдала до 100 тысяч русских пленников.

Царь Иоанн IV рассматривал взятие Казани как подлинно христианское дело. Однако первые военные походы против Казани (1547−1548 и 1549−1550 гг.) успеха не принесли. Но Царь не отступал. В 1551 г. началась подготовка к новому походу. По царскому приказу весной 1551 г. в 30 км к западу от Казани у впадения в Волгу р. Свияга в кратчайший срок была построена деревянная крепость — Свияжск.

«Ступайте, дураки, — насмехались над русскими татары, — в свою Русь, напрасно не трудитесь; мы вам не сдадимся; мы и Свияжск отымем!»

Тем временем русские войска обложили Казань и началась затяжная осада. Перед штурмом, в русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься, сам Государь провел часть ночи со своим духовником. А когда наступило утро штурма, Царь Иоанн приказал не прекращать богослужения даже в разгар битвы: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». И вот раздался мощный взрыв (русские саперы сделали тайный подкоп в который заложили бочки с порохом), разрушивший ворота и часть стены. Вскоре послышался второй взрыв, еще более сильный. Тогда русские люди, воскликнув: «С нами Бог!» — пошли на приступ. Татары встретили их криком: «Магомет! Все помрем за юрт!» Когда Царь подъехал, на стенах уж развевались русские знамена.

По приказу Царя половина царской дружины сошла с коней; к ней пристали седые, степенные бояре, отроки, окружавшие царя, и все вместе двинулись к воротам. В своих блестящих доспехах, в светлых шлемах царская дружина врубилась в ряды татар, одержав над ними победу. Князь Воротынский прислал сказать Царю: «Радуйся, благочестивый Самодержец! Казань — наша, ее царь в плену, войско истреблено». Таким образом, разбойничье Казанское ханство было ликвидировано.

Русская линия

По случаю 100-й годовщины освобождения Салоник от османского ига в город принесена чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть»

По случаю 100-й годовщины освобождения Фессалоники (соврем. — Салоники) от османского ига знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» принесена в главный город Северной Греции, передает Седмица.Ru со ссылкой на французский православный сайт orthodoxie. Икона постоянно пребывает в церкви Протата в Kaрее, столице Святой Горы Афон. В субботу, 13 октября, чудотворный образ был принесен в афонский порт Дафни, откуда он был отправлен в Салоники. Здесь афонскую святыню встретили Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним и митрополит Фессалоникийский Анфим. Икона «Достойно есть» получила свое название от молитвы, появление которой связывают с этим чудотворным образом. Первоначально Пресвятую Богородицу величали песнопением, составленным в VIII в. преп. Космой Маюмским: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». По преданию, 11 июня 980 г. молодой монах Карейского монастыря совершал молитву в келье перед иконой Божией Матери «Милующая». Услышав стук в дверь, он открыл ее и увидел молодого инока, с которым они стали далее вместе молиться. Когда начали величать Богородицу, молодой инок запел «Честнейшую Херувим..». Незнакомый гость сказал, что в его обители славят Богородицу иначе: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Карейский инок попросил незнакомца записать этот текст, однако под рукой ничего не оказалось. Гость сказал, что в таком случае напишет песнь на камне и просил научить всех христиан славословить Пресвятую Богородицу именно так. Камень под руками незнакомца стал мягким. Выведя на нем надпись, он назвался Архангелом Гавриилом и исчез. Патриарх Константинопольский Николай II Хризоверг в конце Х в. официально установил прибавить к «Честнейшую Херувим..» архангельскую песнь «Достойно есть..». Икона, именовавшаяся «Милующая», пред которой произошло чудо, была перенесена в Карейский собор и с тех пор стала именоваться «Достойно есть». Русская линия

В Кишиневе прошла презентация сборника документов по вопросу о «Бессарабской митрополии»

По благословению митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира 8 сентября 2012 года в Кишиневской православной богословской академии прошла презентация недавно изданного в Молдове сборника «Восстановить единство: Позиция Русской православной церкви по вопросу „Бессарабской митрополии“. Документы и материалы» (составитель — В.И. Жосу).

Документы отражают усилия Московского Патриархата и, в частности, самоуправляемой Православной Церкви Молдовы, направленные на преодоление последствий церковного раскола, который был вызван созданием в декабре 1992 года на территории Республики Молдова «Бессарабской митрополии» Румынского Патриархата. В сборнике также представлена история контактов между Русской и Румынской Православными Церквами по указанному вопросу, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.

Включенные в сборник материалы, охватывающие период двух последних десятилетий, относятся к нескольким группам. Это определения Архиерейских Соборов, постановления и заявления Священного Синода Русской Православной Церкви, письма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, адресованные Блаженнейшему Патриарху Румынскому Феоктисту. Как отмечается во вступительной статье издания, «касаясь самых разных аспектов истории отношений между двумя Церквами, эти письма, выдержанные в духе не только принципиальности, но терпения и христианской любви, помимо своей содержательной стороны, могли бы послужить и своеобразным пособием по церковной дипломатии».

Важным источником информации стали и материалы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в том числе заявления его Службы коммуникации, выражающие официальную позицию Русской Православной Церкви.

Другую группу текстов составили документы Православной Церкви Молдовы. Это заявления и обращения ее Синода, указы и письма митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира. В сборник включены и заявления клириков ряда благочиний Православной Церкви Молдовы с протестами против регистрации «Бессарабской митрополии» и с призывами к руководству страны исключить политическое вмешательство в жизнь Церкви и содействовать сохранению ее единства. Большинство документов опубликовано впервые.

Со сборником получат возможность ознакомиться священники и прихожане храмов Православной Церкви Молдовы. В двуязычном издании приведен молдавский перевод всех русскоязычных документов, и наоборот. Кроме печатной формы, материалы сборника будут доступны и в электронном формате на сайтах Кишиневской митрополии и епархиальных сайтах.

Выступившие на презентации Виктор Жосу, профессор Кишиневской православной богословской академии Еуджен Оников, настоятель Георгиевской церкви в Кишиневе протоиерей Николай Флоринский, кандидат исторических наук Валерий Опинкэ отметили ценность документального подхода к освещению исторического прошлого.

Издание подготовлено и осуществлено при содействии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Кишиневской митрополии и фонда «Русский мир».

Русская линия

Молдавским военным священникам присвоены офицерские звания

12 октября, в воинской бригаде «Штефан чел Маре» в Кишиневе министр обороны Республики Молдова Виталий Маринуца и митрополит Кишеневский и всея Молдовы Владимир вручили военным священникам молдавской армии погоны лейтенантов и старших лейтенантов запаса. Офицерские звания были присвоены 21 священнослужителю, сообщает «Вестник военного и морского духовенства».

По словам министра, Церковь и руководство Вооруженных сил Молдовы всегда уделяли пристальное внимание морально-духовному состоянию военнослужащих. «Мы, военное командование, прилагаем все усилия для обеспечения дисциплины и боеспособности, а священники являются теми, кто поддерживают благородную миссию защитника отечества посредством продвижения морально-религиозных и социальных ценностей в рядах Национальной армии», — подчеркнул Маринуцэ.

Митрополит Владимир со своей стороны высоко оценил уровень взаимодействия Церкви и Национальной армии, отметив, что работа священников в военных структурах направлена в том числе на патриотическое и гражданское воспитание молодого поколения.

Русская линия

В Екатеринбурге пройдет III межрегиональная конференция по социальному служению Церкви

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ежегодно Отделом по церковной благотворительности и социальному служению проводятся конференции по социальному служению для епархий, расположенных на территории одного федерального округа.

Первая конференция состоялась в Северо-Западном федеральном округе в октябре 2010 года, вторая в Приволжском, по ее результатам был принят итоговый документ, который сформулировал наиболее актуальные направления и технологии церковного социального служения.

В этом году конференция состоится 26−28 ноября в Екатеринбурге, сообщает «Православная газета».

Организаторы конференции: Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви и Екатеринбургская епархия Русской Православной Церкви. В ней примут участие руководители церковных социальных проектов, руководители епархиальных отделов социальной направленности, епархиальные координаторы по защите материнства, старшие сестры и духовники сестричеств милосердия, расположенных на территории епархий Уральского федерального округа.

Участники конференции: Екатеринбургская епархия, Каменская епархия, Курганская епархия, Магнитогорская епархия, Нижнетагильская епархия, Салехардская епархия, Тобольская епархия, Троицкая епархия, Ханты-Мансийская епархия, Челябинская епархия

Цели конференции: обмен опытом, обучение эффективным методам и формам социальной работы, активизация мирян в социальном служении, информирование о существующих успешных социальных церковных проектах.

Работа в секциях: добровольцы: привлечение и развитие; помощь общинам инвалидов — слепых, глухих, людей с синдромом Дауна; помощь семье (все категории — от беременных до многодетных); алкоголезависимые; наркозависимые; бездомные, мастер-классы и тренинги по привлечению средств и социальному проектированию.

Все желающие принять участие в конференции должны заполнить форму регистрации на сайте http://conf.miloserdie.ru до 01 ноября 2012 года.

Русская линия

В Афинах откроется представительство российского Союза православных женщин

Сoпредседатель Союза православных женщин Нина Жукова сообщила, что представительство организации откроется в Афинах.

Такая договоренность была достигнута на I международном общественном форуме «Русская неделя на Ионических островах», который завершился на острове Закинф, сообщили «Интерфакс-Религия» в понедельник во Всемирном русском народном соборе.

В следующем году женские организации России и Греции примут активное участие в проведении «Русской недели на Ионических островах».

В свою очередь ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений поддержал идею установления связей городов-побратимов между муниципалитетами Сергиева Посада и греческого острова Кафелония. Он предложил также обсудить возможность создания там при поддержке ВРНС культурно-образовательного центра имени греческих просветителей братьев Иоанникия и Софрония Лихудов — основателей первого российского вуза, Славяно-греко-латинской академии в Москве.

Со своей стороны замглавы Всемирного русского народного собора, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев сообщил о намерении учредить ежегодную литературную премию за вклад в укрепление российско-греческих культурных связей. Наряду с этим он предложил установить в ближайшие годы памятники святому праведному воину Федору Ушакову на островах Кефалония и Закинф.

С 2002 года ВРНС совместно с властями Ионических островов, митрополией Керкиры и Свято-Даниловым монастырем при поддержке посольства РФ в Греции и Черноморского флота России проводит на Ионических островах Русские недели, главной целью которых является популяризация роли России в создании независимого греческого государства усилиями адмирала Ф. Ушакова и укрепление российско-греческого сотрудничества.

Русская линия

«Русские матери» призывают молиться за Анастасию Завгороднюю и отлученных от нее детей

Представители международного общественного движения «Русские матери» обратились ко всем православным с просьбой помолиться за живущую в Финляндии россиянку Анастасию Завгороднюю и ее семью, а также за всех граждан России, насильственно разлученных на чужбине.

13 октября А. Завгородней, разлученной с детьми финскими властями на основании действующих в этой стране норм ювенальной юстиции, исполнилось 30 лет, напомнили «Интерфаксу» в пресс-службе движения.

«Свой день рождения Анастасия празднует на чужбине, в неволе, в специальном финском учреждении лишения свободы. Анастасия и ее четыре ребенка мученически страдают на чужбине, и этой русской семье очень нужна наша поддержка, в том числе и молитвенная», — сказал собеседник агентства.

По его сведениям, на призыв «Русских матерей» помолиться об освобождении А. Завгородней и ее детей уже откликнулись Валаамский, Псково-Печерский монастыри, Оптина пустынь, священники Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, Вологды, Тулы, Краснодара, Рязани, Новосибирска, Перми.

Русская линия

В Белграде открывается международная конференция, посвященная преп. Максиму Исповеднику

Более 24 ученых — богословов, философов и историков, православных, католических и протестантских, соберутся в период с 18 по 21 октября на Теологическом факультете в Белграде, чтобы обсудить философские, богословские, психологические и другие вопросы, связанные с духовным наследием св. Максима Исповедника, которое продолжает оставаться исключительно актуальным и в нашу эпоху.

Международный форум, посвященный преп. Максиму Исповеднику, проводит отдел патристики Факультета православной теологии Университета Белграда в партнерстве с Программой исследований в области Православного христианства Университета Fordham. Конференция проводится в рамках празднования 1350-й годовщины кончины преп. Максима [† 662], сообщает Седмица.Ru со ссылкой на французский православный сайт orthodoxie.

Богословы, философы и историки, православные католики и протестанты, приедут в Сербию из России, Грузии, США, Греции, Великобритании, Франции и Германии, чтобы обсудить наиболее значимые аспекты богословско-философского наследия св. Максима исповедника.

Среди докладчиков, которые планируют выступить в ходе конференции, — сербские православные епископы Афанасий (Евтич), Максим (Василевич) и Игнатий (Мидич), митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) (Константинопольский Патриархат), а также известный греческий богослов и писатель Христос Яннарас и др.

Русская линия

Хор московского Сретенского монастыря выступит в Нью-Йорке

Триумфальные гастроли Хора Московского Сретенского монастыря по крупнейшим городам США подходят к экватору, сообщают «Новости культуры». Сегодня насладиться пением русских мастеров вокала смогут слушатели нью-йоркского Карнеги-холла.

Нынешнее двадцатидневное турне старейшего русского хора в Америке началось 8 октября и приурочено к пятилетию канонического воссоединения Русской Православной Церкви. Позади блестящие выступления в Вашингтоне, в том числе в Библиотеке Конгресса, Бостоне, Чикаго, а также в храмах и монастырях пригородов Нью-Йорка и Нью-Джерси, где проходило пастырское совещание представителей Русской Зарубежной Церкви и Московской патриархии.

В программе выступлений хора, как рассказал его художественный руководитель и дирижер, заслуженный артист России Никон Жила, духовные и светские музыкальные произведения. Самое яркое песнопение программы — древний византийский полиелей «Хвалите имя Господне» с афонскими распевами. Также в репертуаре вальс «Амурские волны» Макса Кюсса и песня «Конь» Игоря Матвиенко. «Мы очень рады, что сможем встретиться с русскими людьми, которые давно уехали за границу в поисках новых жизненных решений: нам очень бы хотелось, чтобы наша русская культура не была забыта. Это, пожалуй, наша главная задача», — сказал маэстро. По его словам, во время первой поездки в США в 2007 году монастырский хор собирал полные залы — до четырех тыс слушателей, среди которых было немало американцев.

«Сретенский хор — это феномен исполнительского искусства. Уникальные голоса его солистов делают этот хор одним из лучших мировых ансамблей. Их необычайно творческие и оригинальные интерпретации церковных песнопений и народных песен позволяют их слушателям совершить захватывающее путешествие к самым истокам русской культуры», — считает министр культуры РФ Владимир Мединский.

Впереди у Сретенского хора еще выступления в Майами, Далласе, Сиэтле, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе.

Основу хора составляют семинаристы, студенты Сретенской семинарии и выпускники Московской духовной семинарии и академии. Также в коллективе есть вокалисты из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории и Академии музыки им. Гнесиных.

Русская линия

Православная молодежь устанавливает теплицы для пожилых людей в рамках проекта «Бабушкина грядка»

Волонтеры Всероссийского православного молодежного движения устанавливают сельскохозяйственные теплиц на территории интернатов и домов для пожилых людей в разных регионах России.

Инициатива реализуется в рамках социального проекта «Бабушкина грядка», идея которой возникла в пресс-службе синодального Отдела по делам молодежи, сообщили «Интерфакс-Религия» в пятницу в пресс-службе отдела.

«Пожилые люди при поддержке молодых волонтеров получают возможность заниматься любимым делом — самостоятельно выращивать для себя овощи, зелень и цветы, что способствует повышению уровня жизни пенсионеров и разнообразию их досуга», — подчеркнул собеседник агентства.

На данный момент уже установлены теплицы в домах для престарелых в нескольких регионах, в каждом из которых к проекту привлекается максимально возможное число молодежи с целью приобщения их к помощи нуждающимся, укрепления чувств патриотизма, стимулирования созидательной активности подрастающего поколения, заявили в пресс-службе.

«Программа „Бабушкина грядка“, стартовавшая 1 августа этого года, проходит при поддержке правительства России. Данный проект был презентован на всероссийском образовательном форуме „Селигер-2009“ и получил личное одобрение Президента России Владимира Путина», добавили в Синодальном отделе.

Русская линия

<< Полная сводка новостей от 15 октября 2012 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика