Неделя 13-я по Пятидесятнице
Притча о винограднике
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные братия и сёстры, в сегодняшний воскресный день нашему вниманию предложена притча Спасителя о винограднике и о злых виноградарях.
Прежде всего и непосредственно относится эта притча к судьбе еврейского народа и раскрывает всю заботу и попечение Божие о нём и то, как он, по своему жестокосердию, навлёк на себя праведный гнев Божий, тяготеющий над ним и до сего времени. Еврейский народ был любимым виноградником доброго хозяина — Царя Небесного. Ещё в лице праотца Авраама еврейский народ избран был Богом из всех народов и усыновлён; о нём являлось особенное попечение; ему были даны обетования; на него в изобилии были излиты щедроты и милости Божии. Для этого народа Богом разделялось море, сходила с неба манна, камень источал воду и множество других чудес совершалось по неизречённой милости Божией. Наконец, от этого народа произошёл Спаситель мира — Свет во откровение языков и слава людей Своих Израиля (ср.: Лк. 2, 32).
Чем же заплатил еврейский народ за такую к нему любовь Божию, за такое попечение, за такие милости? Самой чёрной неблагодарностью. Вместо плодов правды и благочестия, которых требовал Бог от Своего виноградника, он принёс терние. Еврейский народ попрал Завет и Закон Божий, и не раз предавался идолопоклонству и неверию. Господь, видя заблуждение и развращение народа Своего, посылал к нему Своих рабов — Пророков, чтобы они обращали его от пути заблуждения на путь истины, учили его служить Богу верой и правдой. Но виноградари, то есть старейшины и законоучители еврейского народа, сами будучи развращены и жестокосердны, жестоко поступали и с посланниками Божиими, которые требовали как виноградари от них добрых плодов. Редкий из Пророков не был гоним ими, а многие, как, например, святые пророки Исаия, Иеремия, Иезекеиль и Захария, были преданы мученической смерти. В заключение же всего евреи не устыдились извести вон из виноградника, то есть из Иерусалима, и распять на Кресте Сына Божия и своего Спасителя.
Это было самое ужасное злодеяние со стороны еврейского народа и его старейшин. Им они лишили себя чести именоваться народом избранным, народом Божиим, хотя и оставался у них ещё Храм с жертвами и приношениями. На вопрос Спасителя, что сделает хозяин виноградника с этими виноградарями, когда придёт, они сами ответили говоря, что злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям. Бог так точно и поступил с еврейским народом. Вскоре Иерусалим и храм были разрушены до основания, большая часть иудеев предана смерти, остальные же, оставшиеся в живых, рассеяны по всему лицу земли. Таким образом, Царствие Божие было отнято от евреев и дано другому народу, приносящему плоды его (см.: Мф. 21, 41). Дорогие братия и сёстры! Новый народ, которому дано Царствие Божие, составляют сейчас христиане, обращённые из язычников; к ним принадлежим и мы. Христиане, принявшие Христа и уверовавшие в Него, являются избранным народом Божиим, на который распространяются все обетования, данные Богом древнему Израилю. И они пребудут с нами вечно, если мы окажемся верными Господу и будем приносить Ему добрые плоды своей благочестивой жизни. Нам даны для этого все средства. Господь устроил для нас на земле Святую Свою Церковь — столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), учредил Святые Таинства, чрез которые изливает на нас дары Святаго Духа, избрал и прославил святых угодников Своих — молитвенников и ходатаев за нас, даровал нам в покров и утешение Преблагословенную Свою Матерь — Пречистую Деву Марию, и от нас Он теперь ожидает плодов правды и веры. Хотя настоящая евангельская притча непосредственно относится к судьбе еврейского народа, она имеет отношение и ко всем верующим во все времена. Если Церковь в целом или отдельная христианская душа будут по своему маловерию и жестокосердию подобны древним израильтянам, то неминуемо придёт и исполнится отвержение их Богом и всё, что изречено в притче. Да не будет этого с нами! Будем стараться жить благочестиво: не делая никакого зла и не предаваясь гневу, гордости, нечистой похоти и другим порокам, чтобы приносить Господу угодные Ему плоды жизни христианской. А прежде всего будем молиться и просить Господа, чтобы Он утвердил в нас любовь к Нему и не отлучил нас от Своего виноградника, но по милосердию Своему помог нам достигнуть будущей блаженной жизни. Аминь.
Архимандрит Кирилл (Павлов), 1962 г.
+ + +
Еврейский народ лишился виноградника, то есть Церкви, за убийство Иисуса Христа Сына Божия. Это произошло лет через 30, во время Иудейской войны. Римские легионы после долгой осады взяли штурмом Иерусалим, сожгли храм. Иудеи после этого рассеялись по разным странам и лишились земли обетованной. Вместе с гибелью Иерусалима и храма погибла и Ветхозаветная Церковь, потому что все праздники, жертвоприношения, избрание священников и первосвященников могло по закону быть совершаемо только в Иерусалимском храме и больше нигде. Затем Палестину захватили арабы-мусульмане.
На протяжении многих веков еврейский народ пытался восстановить своё государство в Палестине и Иерусалимский храм, но ничего не получалось до последнего времени. Только после 2-й Мировой войны на карте мира вновь появилось государство Израиль и часть евреев получили возможность вернуться на историческую родину. Сейчас они ведут войну с арабами, пытаются вернуть свои прежние территории, мечтают восстановить храм. Заготавливают для него стройматериалы, выращивают жертвенных животных, шьют одежды для священнослужителей, ходят молиться к Стене плача. Но на месте, где стоял их храм, сейчас находится святыня мусульманского мира мечеть Аль-Акса.
Кому же отдал Бог Свой виноградник? Христианам. Они стали Новым народом Божиим. И русский народ получил свою часть виноградника — Русскую Православную Церковь. А условия пользования виноградником остались те же, которые указаны в притче: нужно отдавать Хозяину виноградника плоды Его. Какие же это плоды? Надо любить Бога и исполнять Его Заповеди.
Почти тысячу лет Православие было духовной опорой России, источником её культуры и могущества. Многие исследователи истории ищут причины февральской и октябрьской революции. А главная причина: народ охладел к вере, перестал приносить Богу плоды, особенно высшие слои Российского общества. Их больше привлекали идеи французской революции, свободы, равенства, прогресса. Они восхищались Западом и тяготились Православием, самодержавной властью помазанника Божия, и, наконец, свергли его и убили. И думали, что теперь будут сами распоряжаться в винограднике Божием. Но вместо этого свергшие царя лишились и имущества, и отечества, а кто не успел убежать за границу, то и живота своего. А виноградник, Российская Церковь, был варварски вытоптан и расхищен дикими зверями. Но не до конца, за молитвы прежних русских святых и новомучеников нам кое-что от него осталось. И если мы хотим сохранить его, надо приносить плоды: любить Господа и исполнять Его Заповеди: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, чти отца и мать, и прочие.
Архимандрит Борис (Долженко)