Патриарх Кирилл: «В обществе потребления нет почвы для понятия „нравственность“»
Предстоятель РПЦ выступил на Съезде лидеров мировых и традиционных религий в Казахстане
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что попытки атеистов попыток построить мир без Бога бесперспективны, а лишенное религиозной традиции общество теряет вместе с ней понятие о нравственности и рискует потонуть во внутренних конфликтах.
«Никогда в своей истории человечество не переживало такого системного навязывания глобального стандарта— социального, культурного и мировоззренческого. Мечты о карьере, отношение к вещам, стиль поведения и даже образ мышления — все это подверглось тотальной унификации. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия „нравственность“. Есть только понятие „комфорт“», — сказал Патриарх Кирилл в своем выступлении на Съезде лидеров мировых и традиционных религий.
«Для достижения комфорта молодые пары убивают зачатых младенцев. Для достижения комфорта престарелых родителей отправляют в специальные лечебницы и дома престарелых, лишь бы не мешали жить. Для достижения комфорта разрушаются семьи и отнимается право женщины на материнство, а современные технологии одновременно превращают женщину в платный инкубатор. В конце концов, для достижения комфорта применяют эвтаназию», — добавил он.
Патриарх Кирилл отметил, что в этих условиях вера может помочь человеку распознать правильные и неправильные цели, а там, где прерывается или игнорируется органичная для народа религиозная традиция, в геометрической прогрессии вырастает число конфликтов на национальной и религиозной почве.
«Вера дает личности потенциал самореализации, но в то же время показывает человеку тот предел, за которым утрачивается смысл жизни человека, его достоинство, да и само понятие „человек“. Сохранение настоящей свободы личности, свободы от порабощения пороков и реализация вечного предназначения человека — вот каков долг религии в нынешнем мире», — отметил Патриарх.
Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что тяга к Богу, к вере — это естественно для человека, а вытеснение из общественной жизни традиционных религий не приводит к падению самой религиозности.
«История этого столетия показала, что удалить религию из общества — значит, удалить и мораль, и удалить сердце. Если общество, в котором обычно большинство составляют верующие люди, почему-то объявляется тотально „светским“, если религию пытаются загнать в гетто, то повторяют провалившуюся попытку государств с господствовавшей атеистической идеологией. Вот почему опрометчивыми, даже нереалистичными в сегодняшнем мире выглядят аналогичные попытки. Они провалятся так же, как провалился грандиозный проект государственного атеизма», — заключил Патриарх Кирилл.
Русская линияПротоиерей Артемий Владимиров: «Вы будете ждать у моря погоды, пока Дума надумает какую-нибудь позитивную программу?»
Сейчас уже нет времени унывать и тщеславиться — сегодня личная инициатива должна быть главной движущей силой в возрождении всего общества, считает священник
«Нельзя быть баранами бессловесными, которые раздуваются от дурного балтийского пива, но нужно быть „словесными овцами, чистыми голубями и мудрыми змеями“, — как говорит Христос. Вы будете ждать у моря погоды, пока Дума надумает какую-нибудь позитивную программу? Но сегодня нужен активный образ жизни. Нужно выковывать политическое и духовное самосознание. Такое, какое имели гражданин Нижнего Новгорода Косма Минин и князь Димитрий Пожарский. Думаете, им просто было в начале XVII века? Однако эти мужи нашли в себе мужество — посреди всеобщего разброда, разгильдяйства, коррупции, людоедства, грабежа — и объединили людей», — отметил отец Артемий.
«Я вижу по вопросам, которые уважаемые телезрители нам задают, что они все ждут, когда на облачке к нам спустится высоконравственный мудрый правитель и скажет: „Хватит разгильдяйничать, мужики, берите лопаты, давайте устроим субботник, очистим наш город от мусора и грязи“. А вот пока нас не призывают сверху, мы даже граффити не можем стереть со стен в своем подъезде, мы сидим, пьем, жуем. Сегодня личная инициатива должна быть главной движущей силой в возрождении всего общества», — подчеркнул пастырь.
Говоря о состоянии современной молодежи отец Артемий заметил, что за границей молодежь ни чуть не лучше. «Мне приходится бывать и за границей, и я вижу молодежь Европы. Она менее агрессивная, но не менее дурная. Сидят на ступеньках древних соборов где-нибудь во Флоренции, выпивают прямо у своих святынь, не зная слов Александра Сергеевича Пушкина, что „самостоянье человека“ — в любви к отеческим гробам и к родным пепелищам».
«Сейчас уже нет времени унывать и тщеславиться. Так же, как нет времени и на курение, и на какое-то бесплодное шатание в интернете. Сейчас время действий, и каждый должен выстроить для себя путь. Утром встаешь и говоришь: «Господи, даруй мне в течение всего дня мыслить, говорить и действовать во славу Твоего святого имени», — заключил священник.
Русская линия«Никакие новые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными»
В РПЦ предлагают запретить имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело и мозг человека
Русская Православная Церковь может поддержать идею запрета на внедрение в тело и мозг человека электронных микрочипов, а также выступить за законодательное закрепление права граждан на отказ от использования любых средств автоматической идентификации, сообщает Интерфакс-Религия.
Соответствующий проект документа, определяющего позицию Церкви в связи с перспективами развития новых технологий идентификации личности, был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия РПЦ по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества. Документ опубликован на сайте Межсоборного присуствия и в его официальном блоге. Свои поправки и дополнения может вносить любой желающий. После обсуждения в епархиях и на официальных церковных интернет-ресурсах текст может быть предложен на утверждение Архиерейскому Собору РПЦ.
Авторы документа опасаются, что развитие технологий электронного учета может привести к широкому внедрению миниатюрных устройств, позволяющих отслеживать любые действия человека.
«Вызывает тревогу, что уже принимаются законодательные акты, предусматривающие широкое распространение встроенных наноэлектронных устройств для беспроводного контакта мозга человека с окружающими предметами, транспортными средствами и другими людьми. Церковь призывает государство со вниманием отнестись к предложению законодательно запретить нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело и мозг человека, создание биологических микрочипов и биокомпьютеров из клеток человека», — говорится в документе.
По мнению его авторов, появление новых технологий учета персональной информации создает возможность контроля и управления гражданином через различные сферы жизни, а значит, «создается реальная возможность вмешательства не только в повседневную жизнь человека, но и в его духовный мир».
Также авторы документа считают, что принудительный сбор биометрических параметров — отпечатков пальцев, снимков сетчатки глаза, формы ушей и других характеристик — ущемляет достоинство личности и противоречит элементарным нормам человеческой морали.
Авторы документа убеждены, что никакие новые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными, а права граждан, по каким-либо причинам отказавшихся от использования средств электронной идентификации (например, от универсальной электронной карты), не должны ущемляться.
«Необходимо сохранить возможность пользоваться традиционной, уже закрепленной в существующих правовых актах системой учета (по фамилии, имени и отчеству, дате и месту рождения, месту жительства), а также традиционными документами, удостоверяющими личность», — говорится в документе.
Русская линияСергей Лавров: Макфол должен сделать выводы из того, что произошло
Набирает обороты скандал в связи с недавними несдержанными высказываниями американского посла
«В нашей профессии положено не радоваться, а воспринимать реалии. А реалии таковы, что американскую делегацию формирует президент Обама, но одновременно реалии таковы, что посол Макфол должен сделать выводы из того, что произошло», — сказал Лавров, отвечая на вопрос, как он относится к тому, что в делегацию США на саммите двадцатки войдет Макфол, передает РИА Новости.
В свою очередь председатель комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков заявил в Twittere, что посол Макфол может потерять влияние в Москве, если будет продолжать свою деятельность в том же духе.
«Скандал вокруг Макфола продолжается. МИД России выступил с откровенным предупреждением. Вся западная пресса встала на защиту посла США, — написал А. Пушков. — Представитель Госдепа Виктория Нуланд заявила, что правительству России „придется привыкать“ к стилю поведения и заявлениям Макфола. МИД ответил, что привыкать не намерен. Думаю, выводы придется делать все же США: нужен ли им посол, который не будет иметь влияния в Москве».
«Раз в три месяца посол США в России Майкл Макфол вызывает скандал своими заявлениями и действиями. То Россия у него „дикая страна“.. То она „подкупает“ соседей. У его двух предшественников не было ни одного скандала за шесть лет. Вряд ли Макфол тем самым продвинет „перезагрузку“ и даст новый импульс отношениям с Россией. Он много говорит об этом, но делает обратное», — подчеркнул депутат.
В ответ на это сам посол США спустя всего полчаса предложил Алексею Пушкову встретиться и обсудить возникшие проблемы. «Давайте встретимся и обсудим пути продвижения наших общих интересов в Сирии, Иране и так далее», — написал Макфол в Twittere Пушкову. Реакции депутата на предложение пока не последовало.Напомним, что выступая 25 мая перед студентами Высшей школы экономики, Макфол сделал ряд резких заявлений относительно позиции России по ряду международных тем. Глава американской дипмиссии, в частности, заявил о неких «увязках», которые Россия якобы выдвигает при обсуждении с США острых внешнеполитических вопросов, а также о неких «привилегированных зонах влияния» Москвы на пространстве СНГ, в том числе в Киргизии.
МИД РФ в понедельник резко раскритиковал заявления американского посла, отметив, что они по форме выходят далеко за грань дипломатического этикета, а по сути — представляют собой преднамеренное искажение ряда аспектов российско-американского диалога.
Официальный представитель госдепартамента Виктория Нуланд посоветовала российскому правительству привыкнуть к манерам американского посла, однако источник в МИД России заявил РИА Новости, что Москва не намерена привыкать «к несдержанности на язык главы дипмиссии, который к тому же кичится тем, что только начал постигать азы профессии». «Понятно, что Госдепартамент бросился оправдывать его ляпы, но правильнее было бы рекомендовать господину Макфолу привыкнуть к тому, что непрофессионализм в дипломатии — вещь опасная и недопустимая», — заявил источник в российском внешнеполитическом ведомстве.
Русская линияРоссия заняла первое место в мире по уровню распространенности потребления табака
А наши дети уже давно стали главной целевой аудиторией в маркетинговых стратегиях табачных компаний
Четверть российских подростков в возрасте от 13 до 15 лет курят, причем табачные компании не скрывают своей заинтересованности в расширении круга потребителей за счет этой категории населения, заявил вчера на пресс-конференции в РИА Новости председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
«1 июня у нас проводится Международный день защиты детей и так получилось, что, к сожалению, в нашей стране уровень защиты детей от пассивного курения, уровень детского курения находятся на одном из самых высоких показателей в мире. В России 25% подростков в возрасте от 13 до 15 лет курят», — сказал он в ходе круглого стола на тему «Влияние пассивного курения на детей и подростков», приуроченного к Всемирному дню без табака, отмечаемому ежегодно 31 мая и к Международному дню защиты детей, отмечаемому 1 июня.
Представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Олег Стороженко сообщил, что по данным исследования «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака» (GATS), Россия занимает первое место в мире по уровню распространенности потребления табака: всего курят 43,9 миллиона россиян, что составляет 39,1% от всего населения.
Янин сообщил, что согласно этому же опросу, порядка 90% подростков являются вынужденными пассивными курильщиками, поскольку не защищены от табачного дыма. «То есть получается, что только один ребенок из 10 не сталкивается с табачным дымом», — заметил эксперт.
Директор по связям с общественностью ЮНИСЕФ Вячеслав Тихомиров в свою очередь рассказал о том, что на днях в одном из столичных супермаркетов наблюдал интересную картину, ярко отражающую сегодняшние российские реалии, связанные с распространением курения среди детей и подростков и активным продвижением табачных компаний своей продукции среди этой категории населения.
По его словам, молодая девушка предлагала бесплатно всем желающим попробовать «новый, яркий вкус» сигарет. «И на моих глазах очевидно несовершеннолетние согласились попробовать эти сигареты», — сказал он. Тихомиров отметил, что политика ЮНИСЕФ такова, что дети в любой стране должны быть защищены от всего негативного самым сильным и действенным законодательством. Однако он считает, что табачные компании, напротив, создают специальные программы для вовлечения новых курильщиков. «Достаточно важно заметить, что в маркетинговых стратегиях табачных компаний дети и подростки являются отдельной целевой аудиторией», — сказал он.
Стороженко отметил, что, по данным опроса GATS, 88% подростков подвержены влиянию рекламы, в то время как на взрослых она не так действенна.
Он полагает, что одним из побуждающих факторов курения среди детей является ценовая доступность сигарет. Поэтому он предлагает повышать акцизы на сигареты.
Кроме того, эксперты круглого стола предлагают полностью запретить рекламу сигарет и спонсорство табачными компаниями всех культурных мероприятий, спортивных соревнований. Они также считают, что необходимо ужесточить наказание за продажу сигарет несовершеннолетним, а также за продажи сигарет в непосредственной близости к школам.
Минздрав России подготовил законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Документ, внесенный ведомством в правительство 20 мая и возвращенный для доработки, предусматривает запрет на курение в общественных местах, на продажу сигарет в ларьках, на демонстрацию табачных изделий и процесса курения в новых аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей. Глава Минздрава Вероника Скворцова заявила о намерении в самое ближайшее время доработать и вернуть проект закона в правительство.
Русская линияНе получилось в президенты, попробуем в мэры
Михаил Прохоров метит на пост столичного градоначальника
Черногория заключила конкордат с Ватиканом
Таким образом черногорские власти решили ослабить Сербскую Православную Церковь
В Черногории, вслед за Македонией, обостряется межрелигиозная обстановка. Обе страны являются канонической территорией Сербской Православной Церкви, однако и там и там государственные власти не желают сотрудничать с Белградом и всеми силами стараются добиться автокефалии для местных раскольников-автокефалистов.
При этом македонские власти не гнушаются откровенными гонениями, а черногорцы используют дипломатическое давление на Белград. В рамках этой политики парламент Черногории на днях утвердил конкордат с Ватиканом, который был подписан в июне 2011 г. и регулирует правовой статус Католической церкви в независимой с 2006 г. Черногории, сообщает Седмица.Ru.
Черногория стала первым современным государством с преобладающим православным населением, которое заключило подобное соглашение. В стране проживает около 5% католиков, однако они уже получили подтверждение своих прав на бумаге.
В то же время отношение властей к священноначалию Сербской Православной Церкви оставляет желать лучшего. Ни о каких договорных отношениях здесь речи не идёт. Некоторые аналитики уже заявили, что подписание конкордата является одним из шагов на пути давления на священноначалие Сербской Православной Церкви с целью его ослабления и признания автокефалии Православной Церкви в Черногории.
Визит премьер-министра Лукшича к папе Бенедикту XVI, состоявшийся перед подписанием конкордата, в стране встретили критикой. В Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви заявили, что конкордат напрямую нарушает конституцию страны, которая гарантирует равноправие верующих.
Русская линияНиколай Патрушев: После «арабской весны» страны Северной Африки могут превратиться в рассадник терроризма
Секретарь Совбеза рассказал о том, что в России уже функционируют адепты международной террористической организации «Фатх аль-Ислам»
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Святого благоверного Великого князя Димитрия Донского, Великого князя Владимира Мономаха и митрополита Варфоломея (Городцова)
Сегодня Святая Церковь чтит память победителя Мамая св. блгв. Великого князя Московского и Владимирского Димитрия Иоанновича Донского, преставившегося ко Господу 19 мая 1389 г.
Он родился 12 октября 1350 г. и был сыном Великого Князя Московского Ивана II Ивановича Красного. В 1359 г. после смерти отца в 9-летнем возрасте вступил на прародительский престол. Воспитателем Дмитрия был Московский митрополит Свт. Алексий, который фактически управлял княжеством в малолетство Великого Князя. Княжение Дмитрия Ивановича выпало на очень бурную и тяжелую эпоху. Он проводил очень активную политику по собиранию русских земель. Еще в 1363 г. правительству Дмитрия удалось добиться от Нижегородского князя Дмитрия Константиновича отказа от ярлыка на великое княжение в пользу Московского князя, это соглашение было закреплено в 1366 г. женитьбой Дмитрия Ивановича на Евдокии Дмитриевне, дочери Нижегородского князя (после кончины св. князя Дмитрия она приняла постриг с именем Ефросинья в основанном ею Вознесенском монастыре в Московском Кремле, где и похоронена; обладала даром исцеления, как и ее святой супруг, прославлена Церковью). После длительной борьбы Дмитрий Иванович смирил Тверского князя Михаила Александровича, активно боровшегося за великое княжение, князь Михаил в 1375 г. вынужден был признать себя младшим братом Московского князя. Долгой была борьба с Рязанским князем Олегом, который дважды выступал союзником татар (Мамая и Тохтамыша), наконец в 1385 г. при посредничестве прп. Сергия Радонежского Дмитрий и Олег заключили мир, скрепленный женитьбой Федора Рязанского на дочери Московского князя Софье. В период великого княжения Дмитрия к Москве были окончательно присоединены Галич Мерьский, Белоозеро, Углич, а также Костромское, Чухломское, Дмитровское, Стародубское княжества. Был дан отпор великому литовскому князю Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество. Москве повиновался Новгород Великий. В 1367 г. по приказу Дмитрия в Москве был возведен белокаменный кремль.
Но в историю св. князь Дмитрий вошел своей победой над Мамаем на Куликовом поле. Первое столкновение с ордынцами произошло в 1377 г., оно закончилось поражением московского войска. Однако в следующем, 1378 г. Великий Князь разгромил на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича, что привело в ярость хана Мамая, решившего покарать Москву. На битву с татарами Великого Князя благословил игумен русской земли прп. Сергий Радонежский, предсказавший ему победу. 8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские войска под командованием Дмитрия Ивановича одержали блистательную победу на Куликовом поле над огромным татарским войском хана Мамая. Великий Князь, одел доспехи и сражался рядовым воином, воодушевляя своим примером ратников на подвиги. После кровопролитной сечи его нашли едва дышащего, панцирь его был весь разбит, но на теле не было ни одной серьезной раны. За победу на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил прозвище Донской. После Куликовской битвы Москва перестала платить дань татарам. Однако в 1382 г. новый хан Золотой Орды Тохтамыш совершил набег на Русь, захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани татарам была возобновлена.
Великий Князь Дмитрий установил новый (территориальный) принцип формирования военных сил взамен старого служилого, несколько ограничил «вольность» боярской службы и право отъезда от одного князя к другому, в его княжение начал интенсивно складываться Государев двор. Умирая, он передал великое княжение своему старшему сыну Василию I без согласования с ханом Золотой Орды. Летописец сообщает, что Дмитрий «умом совершен муж бяше», в его житии говорится, что он имел отвращение к забавам, отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. Некоторые летописцы называли Дмитрия Ивановича даже «русским Царем».
Сегодня мы также вспоминаем одного из самых знаменитых Великих князей Киевской Руси Владимира Всеволодовича Мономаха, скончавшегося 19 мая 1125 г.
Он родился в 1052 г. и был сыном Великого Князя Всеволода Ярославича (и, соответственно, внуком св. блгв. Великого Князя Ярослава Мудрого) и византийской царевны Анны, дочери византийского Императора Константина Мономаха. Прозвание «Мономах» он получил, вероятнее всего, по своему деду со стороны матери. Однако есть и другое объяснение: во время похода на генуэзцев он убил на поединке генуэзского князя, тогда и стал зваться Мономах, что означает «единоборец». С детства Владимир отличался отчаянной храбростью. Получил от отца в управление Чернигов, еще до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Его отец завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил Великим Князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним (и без него) участвовал в походах против половцев (в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 гг. и др.), в которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила затяжной характер, Мономах постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику. В отношениях с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. Был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 г. в Любече и в 1100 г. в Витичеве.
В 1113 г. умер Святополк, и киевское вече избрало Владимира Мономаха своим князем. Между тем, киевляне, недовольные поборами своего покойного князя, напали на дом его любимца тысяцкого Путяты и устроили погром жидов в Киеве, которым потакал Святополк во время своего княжения и поручал собирать налоги. Мятеж начался из-за того, что киевляне были сильно притесняемые ростовщиками. Владимир сел на великокняжеском престоле, и мятеж улегся. Мономах вошел в историю как один из выдающихся русских князей. Он прославился бранными подвигами. Ему удалось прекратить княжеские междоусобицы. За 12 лет своего правления (1113−1125) он подчинил Киеву всех князей, которые уже начинали считать себя независимыми и, таким образом, вновь собрал русские земли в одно мощное целое, опять продемонстрировав преимущества русской православной монархии. Как и при Ярославе, при Владимире Мономахе настала, по словам летописца, «тишина великая». Он явился прообразом русского православного монарха, правящего твердой рукой, но строго по православным законам.
Владимир Мономах в русской истории известен не только как «собиратель земель русских», но и как законодатель. Он дополнил древний свод законов «Русская Правда» «Уставом Владимира Всеволодовича». Главной причиной мятежа 1113 г. были бесчинства евреев-ростовщиков. Новый закон ограничивал взимание произвольных процентов, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%). Владимир Мономах положил конец мошенничествам купцов, а также ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество обанкротившегося человека продавали с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами. Идя навстречу народным чаяниям, Великий Князь повелел также выслать из Киева всех евреев: «Ныне из всей Русской земли всех жидов выслать и впредь их не впущать; а если тайно войдут — вольно их грабить и убивать».
Владимир Всеволодович был глубоко верующим человеком, никогда не нарушал данного слова, мирил ссорившихся князей, жалел слабых и обиженных. Незадолго до кончины Владимир Мономах написал свое знаменитое «Поучение», обращенное к своим детям, в котором просил их жить мирно, в «страхе Божием»: «Дети мои, храните заповеди Божии, ходите по стопам отцов ваших. Страх Божий — основание добродетели. Хвалите Бога и любите человека. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас: спасут вас дела добрые. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце. Бойтесь лжи, пьянства и любострастия, равно пагубного для тела и души. Не засыпайте никогда без земного поклона. Да не застанет вас солнце в постели. Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Божья охрана лучше человеческой».
Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета литературной и художественной деятельности на Руси. В Киеве воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью: при Святоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близ Киева — Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели князя Бориса. К этому времени относят и появление нашей первоначальной летописи. Игумен Сильвестр (ок. 1115 г.) собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те, свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод были писания летописца Печерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовой летописью.
Блестящие результаты деятельности Владимира привлекли к нему симпатии населения и окружили его имя в народной памяти особым ореолом. Летописец называет его «чудным князем», «милостивым паче меры», «жалостливым». Долгие века Русь хранила память о Владимире Мономахе как об идеале своего князя-правителя — бесконечно доброго, мудрого и могучего. Годы великого княжения Владимира Мономаха (1113 -1125) на «золотом Киевском столе» стали временем наибольшего расцвета Руси. Владимир Мономах был погребен в Киевской Софии рядом с гробом отца. По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе;.. весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери».
По преданию, византийский Император Алексей Комнин послал к Мономаху своего представителя митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок Великому Князю царский венец (знаменитую Шапку Мономаха) и царские бармы (оплечья), которыми венчал его на царство. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи. Копия Шапки Мономаха, сделанная предположительно в XIV в., хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.
Сегодня также день памяти почетного председателя Тифлисского патриотического общества, митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова), скончавшегося в 1956 г.
Он родился 5 июля 1866 г. в семье священника в Рязанской губернии и в миру звался Сергеем Дмитриевичем. Образование получил в Рязанской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил в 1890 г. кандидатом богословия. С 1892 г. в Тифлисе, где был рукоположен во иерея, служил в разных храмах, в 1903 г. возведен в сан протоиерея. За диссертацию на тему «Книга Иова» был удостоен степени магистра богословия. О. Сергий активно участвовал в жизни Грузинского экзархата: был председателем миссионерского братства, председателем епархиального училищного совета, благочинным русских церквей, законоучителем в школе слепых. Будучи убежденным монархистом и твердым борцом за русское дело на Кавказе, он был избран в 1906 г. почетным членом Тифлисского патриотического общества, крупнейшей монархической организации на Кавказе. От имени Общества он прислал приветственную телеграмму в адрес 3-го Всероссийского монархического съезда в Киеве (октябрь 1906). В январе 1907 г. патриотическая Россия была потрясена известием о покушении на священника Сергия Городцова. Но Господь уберег Своего служителя — несмотря на тяжелые ранения он выжил. Оправившись от ранения, он вновь возглавил Тифлисское патриотическое общество.
После революционных потрясений в 1918 г. о. Сергий вынужден был уехать из Тифлиса в Баку, где служил в церкви до 1923 г., когда был арестован и приговорен к ссылке в Уфу. Однако в 1924 г. дело было пересмотрено, и он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился до 1926 г. Затем он был направлен в ссылку в Барабинский округ Западно-Сибирского края, где пребывал до начала 1931 г. По окончании ссылки был определен на жительство в г. Богучары Воронежской области, только в 1935 г. он получил приход в Клинском районе Московской области. 29 мая 1942 г. о. Сергий принял монашеский постриг с именем Варфоломей, 31 мая хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, а 1 июня за немалые труды возведен в сан архиепископа. В ноябре 1942 г. назначен архиепископом Ульяновским, а с августа 1943 г. и до самой кончины возглавлял Новосибирскую и Барнаульскую епархию. Член Архиерейского Собора, который 8 сентября 1943 г. избрал митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом. В 1949 г. возведен в сан митрополита.
Автор многих статей на богословскую тематику, акафистов, составил службу Свт. Иоанну Тобольскому. В 1949 г. уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме в секретной характеристике на владыку написал: «Архиепископ Варфоломей — фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины, благожелательно относится ко всему русскому и отрицательно — к немцам и вообще к инаковерцам, особенно к баптистам и католикам, ревностный служитель Православной Церкви, стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст». Такая характеристика — настоящий наградной лист для советского архиерея. Скончался владыка в Новосибирске, погребен в Вознесенском кафедральном соборе.
Сегодня мы также вспоминаем товарища председателя Русского Собрания профессора Николаевской академии Генштаба генерал-лейтенанта Акима Михайловича Золотарева, скончавшегося в 1912 г.
В этот день 19 мая 1891 г. Наследник Цесаревич Николай Александрович (будущий Император Николай II) заложил во Владивостоке Великий Сибирский железнодорожный путь (знаменитый Транссиб).
Русская линияПравославный Свято-Тихоновский университет впервые получит бюджетные места
По словам Владимира Шмелева, проректора Свято-Тихоновского университета по инновациям, для самого православного вуза и всего современного российского общества особенно важным «было осознание того факта, что университет готовит специалистов, которые нужны и востребованы обществом». «При подготовке к конкурсу университет получил значительную церковно-общественную поддержку: приходило большое количество писем, отзывов из синодальных учреждений, различных церковных и светских организаций, в которых шла речь о желании и готовности в содействии трудоустройству выпускников нашего университета», — отметил Владимир Шмелев.
По программе бакалавриата государство поддержит историков (15 мест), филологов (10), культурологов (7), религиоведов (30), теологов (36), социологов (20), социальных работников (20), педагогов (18), экономистов (15), специалистов по туризму (10). По программе магистратуры государство «заказало» на следующий учебный год подготовку 10 религиоведов.
«Несмотря на большую конкуренцию, в том числе и с ведущими государственными вузами, ПСТГУ получил очень высокую оценку на конкурсе. Наша заявка была практически полностью удовлетворена», — рассказал проректор по учебной работе богословского института ПСТГУ протоиерей Николай Емельянов. «Получение бюджетного финансирования на уже существующие специальности позволит университету выделить часть собственных средств на развитие новых перспективных учебных направлений», — также добавил отец Николай.
Конкурс среди ВУЗов, имеющих государственную аккредитацию, был объявлен Министерством образования и науки России 2 апреля 2012 г. В нем приняли участие 313 государственных образовательных учреждения и 85 негосударственных. Объем распределённых контрольных цифр приёма составил 351,8 тысяч бюджетных мест, из них по очной форме обучения 288,6 тысяч мест.
При распределении бюджетных средств учитывалась востребованности данной специальности и способность ВУЗа должным образом обеспечить подготовку студентов: уровень профессорско-преподавательского состава, состояние научно-исследовательской работы, материально-техническое обеспечения, в том чисде наличие общежития и т. д.
Русская линияВ Поморье священники проводят беседы с неплательщиками алиментов
«Для чего вы живете? — с такого вопроса начал беседу священник. — Почему чужие для ваших детей люди думают о них, а вы забыли? Задумайтесь, хотите ли вы для своих детей такой жизни, какую ведете сами?»
Затем с каждым из должников побеседовал судебный пристав-исполнитель.
В отстаивании прав несовершеннолетних судебные приставы вынуждены использовать различные способы воздействия на тех, кто забыл о родительском долге. Подобные встречи представителей Русской Православной Церкви с должниками по алиментным обязательствам прошли в других отделах судебных приставов региона.
Русская линияГрузинская Православная Церковь празднует память святой Нины Просветительницы
В Тбилиси, в Сионском кафедральном соборе Успения Божией матери хранится одна из величайших христианскиих святынь — крест из виноградной лозы, обвитый волосами святой Нино. Он будет сегодня вынесен на обозрение.
В Грузии почитают святую Нину, как просветительницу и небесную покровительницу Грузии. Ежегодно летом большая группа детей, подростков и молодежи совершает паломничество по следам равноапостольной просветительницы Грузии. Маршрут полностью соответствует пути следования святой Нины после ее пришествия в Грузию.
Русская линияСезон паломнических поездок на Соловки открыт
Навигация на Белом море официально была открыта еще 12 мая, но регулярным сообщение между Соловками и Кемью стало только сейчас. В монастыре началу паломнического сезона были подготовлены новая трапезная и странноприимнический дом, который будет действовать наряду с другими, уже имеющимися гостиницами для паломников.
Готовы к встрече гостей и экскурсоводы Паломнической службы: опытные сотрудники, которые из года в год знакомят приезжающих людей с историей архипелага, уже провели предварительные обзорные экскурсии для своих коллег и трудников монастыря.
Новые кадры появятся с 2 июня, когда на Соловки прибудут аспиранты кафедры «Духовно-нравственного воспитания» РГПУ им. А.И. Герцена из Санкт-Петербурга, а затем — студенты миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета из Москвы. Для них сотрудники паломнической службы совместно со специалистами из Соловецкого музея-заповедника проведут экскурсии и установочные лекции. После этого, подтверждая знание материала, который был предоставлен соискателям заранее, каждый новый экскурсовод проведет обзорную экскурсию по монастырю.
Русская линияКамчатские врачи отказались делать аборты в День защиты детей
«Камчатские учреждения родовспоможения поддержали соответствующую инициативу краевого отделения межрегионального общественного движения в защиту прав родителей и детей „Родительское собрание“ и министерства здравоохранения Камчатского края», — говорится в сообщении.
1 июня врачи на Камчатке не будут проводить плановые операции по прерыванию беременности, в крае активизируют работу по профилактике и отказу от абортов.
Русская линияВ Москве пройдет выставка «Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского православного палестинского общества с народами Ближнего Востока»
Организаторы выставки: Правительство Москвы, Императорское православное палестинское общество, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации.
В рамках выставки запланирована обширная культурная программа с участием представителей ближневосточных стран, пишет Патриархия.ru.
Мероприятие проводится с целью:
-показать многолетнюю плодотворную деятельность ИППО в России и на Ближнем Востоке по возрождению российского присутствия в Библейском регионе;
-способствование развитию и укреплению добрососедских отношений со странами и народами, населяющими Ближний Восток;
-содействовать совместным усилиям российского государства, научной общественности, Русской Православной Церкви в деле сохранения исторического и культурного наследия Русской Палестины;
-способствовать воспитанию российской молодежи в духе патриотизма, традиционных нравственных ценностей и дружбы со сверстниками из стран Ближнего Востока.
На выставке будут представлены специальные тематические разделы, рассказывающие о 130-летней истории ИППО и святых местах Вселенского Православия, расположенных на Ближнем Востоке, а также о современном взаимодействии и поддержке Россией народов, проживающих в Библейском регионе. Основу экспозиции составят многочисленные картины и иконы, паломнические реликвии, книги, фотографии и документы из федеральных музеев, библиотек и архивов.
Среди экспонатов — материалы из архивов ИППО, в частности дореволюционный и современный фотоархив и материалы научных экспедиций Общества.
Достойное место в экспозиции займут предметы из личных архивов председателей и деятелей Палестинского общества, из частных коллекций и церковных музеев, среди которых Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Новоспасский ставропигиальный монастырь, Николо-Берлюковская пустынь, Марфо-Мариинская обитель милосердия и другие.
Также на выставке будут представлены многочисленные издания Палестинского общества, начиная с 1882 года до настоящего времени.
Современный раздел выставки отразит деятельность Общества по восстановлению российского присутствия в Святой Земле за последние годы, которая принесла первые важные плоды: России передано Сергиевское подворье в Иерусалиме, на участке ИППО в Иерихоне возведен музейно-парковый комплекс, интенсивно ведется строительство культурно-делового и образовательного комплекса в Вифлееме, развиваются научные, просветительские и общественные программы и проекты. В современном разделе будут представлены работы известных современных московских художников — действительных членов ИППО по тематике юбилейной выставки.
В структуре выставки предполагается презентация основных государств Библейского региона: Палестины, Израиля, Сирии, Иордании, Ливана и Египта. При содействии МИД России на открытие юбилейной выставки ИППО приглашены делегации указанных государств, которые примут участие в открытии и программе выставочных мероприятий. При поддержке Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата для участия в выставке приглашены представители Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов.
Во время работы выставки ежедневно будет осуществляться программа культурных, просветительских и общественных мероприятий в соответствии с юбилейной тематикой ИППО. В состав экспозиции войдет художественная выставка детского и юношеского творчества по теме «Русские памятники в Святой Земле глазами юных художников».
На выставке будут представлены новые издания ИППО, выпущенные в свет в последние годы, в том числе непосредственно к открытию выставки.
Ежедневно в период проведения выставки будут проходить встречи молодежи и студентов с деятелями ИППО, зарубежными гостями, учеными, дипломатами и специалистами, занимающимися исследованиями стран Ближнего Востока и Северной Африки.
В первый день проведения выставки пройдет Международный форум «Россия на Ближнем Востоке — народная дипломатия, политика и культура: К 130-летию Императорского православного палестинского общества». На форуме выступят российские и зарубежные участники выставки, ученые и общественные деятели, которые расскажут об истории и современном состоянии взаимоотношений России со странами и народами Ближнего Востока и Северной Африки.
Также запланированы презентация деятельности Московского отделения ИППО, которое возглавляет префект ЦАО г. Москвы С.Л. Байдаков, и концерт классической музыки из любимых произведений великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны — первых председателей ИППО.
Русская линия