Русская линия
<< Полная сводка новостей от 31 марта 2012 >>

Патриарх Кирилл: «Никакой „перезагрузки“ не может быть, пока не изменится наше отношение друг к другу»
Предстоятель РПЦ принял в своей резиденции нового посла США в России Майкла Макфола

Патриарх Кирилл и Майкл Макфол30 марта в московской Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча предстоятеля Русской Православной Церкви с новым послом США в России Майклом Макфолом, сообщает ИТАР-ТАСС.

Майкл Макфол подчеркнул в ходе беседы, что президент США Барак Обама, «очень активно занимается «перезагрузкой» — даже активнее, чем ожидал сам дипломат. «Я три года с ним работал в Белом доме до того, как стал послом здесь. Для меня удивительно, сколько внимания он уделяет «перезагрузке». Но у него есть четкая политика», — приводит «Интерфакс» высказывание посла. По его словам, для Б. Обамы важна «перезагрузка» с Россией сразу в двух направлениях — по линии политической и гражданского общества, «чтобы балансировать».

Патриарх Кирилл, со своей стороны, заявил, что свой вклад в развитие российско-американских отношений призваны внести не только политики, но и народы обеих стран. «Церковь должна с точки зрения гуманитарного, человеческого измерения постараться наполнить „перезагрузку“ чем-то существенным. Я убежден, что никакой „перезагрузки“ не может быть, пока не изменится отношение друг к другу. Мы, конечно, можем сыпать перец на рану, возбуждать негативное отношение друг к другу, но это контрпродуктивно», — сказал Патриарх. Он также подчеркнул, что политическое, экономическое сотрудничество, борьба с терроризмом, взаимодействие на международной арене «должно подкрепляться симпатиями ко всему этому со стороны народа, иначе такая политика критикуется или просто отвергается, и такое происходит, наверное, и в США, и в России».

Между тем началась встреча с исторических экскурсов. Приветствуя американского гостя и подчеркнув, что РПЦ традиционно поддерживает добрые отношения с посольством США, Патриарх Кирилл, отметил глубокие знания России, полученные Макфолом в Стэнфордском университете. В то же время рассказ предстоятеля РПЦ об истории церковных связей России и США вызвал со стороны посла большой интерес. Американский гость несколько раз произнес, что он «об этом не знал».

«Русская Церковь была первая, которая осуществила православную миссию на территорию США. Все началось, как Вы знаете, с Аляски, затем Калифорния, Нью-Йорк. Первые православные приходы на территории Америки были русские православные приходы, затем появились, сербские, греческие, арабские и другие. Но первым епископом был русский», — отметил Патриарх Кирилл.

«Ни об одной другой стране не могу такого сказать — единственная страна в мире, с которой Русская Церковь таким образом связана через историю своей миссии», — подчеркнул он.

Патриарх Кирилл также сообщил о малоизвестных страницах истории отношений с американскими христианами. «В частности, в XIX веке было тесное сотрудничество Русской Церкви с Епископальной церковью США, особенно после продажи Аляски, когда две Церкви договаривались о совместных проектах. Епископальная церковь США обратилась с официальным письмом в Святейший Правительственный Синод в Петербург с предложением продумать систему совместной пастырской деятельности на Аляске», — рассказал Патриарх Кирилл.

Говоря о современной эпохе, Его Святейшество отметил, что в настоящее время более 3 млн русских проживает на территории США. Он поблагодарил американского посла за возможность россиянам в США «издавать множество различной литературы газет, организовываться в различные институты гражданского общества». «И особенно за то, — заметил Патриарх, — что во время последних выборов русскому языку даже был присвоен статус официального языка и люди могли с полным юридическим основанием использовать русский язык в этой важной процедуре».

Патриарх упомянул, что смотрел на днях по телевидению беседу известного телеведущего Владимир Познера с господином Макфолом. «Обратил внимание на то, что Вы пару раз сказали: „Я учусь“. Это очень хорошая фраза. Считаю, что каждый человек должен учиться до конца дней своих. И не потому, что это очень важно для поддержания интеллектуального уровня, интереса к жизни, но это еще и характеризует внутреннее состояние человеческой души. Потому что учеба — это открытость. Ели Вы теряете открытость к миру, Вы уже неспособны учиться. Вам все ясно, Вы свои стереотипы накладываете на жизнь. Вы ее оцениваете с точки зрения всего того, что у Вас внутри. Если Вы учитесь до конца жизни, то Вы постоянно отрыты», — поделился своими рассуждениями Патриарх Кирилл. «Солидарен с Вашей позицией и стараюсь делать то же самое», — сказал он.

Между тем собеседники в ходе встречи затронули вопрос ежегодных докладов американской Комиссии по религиозной свобод в мире. Майкл Макфол заявил о готовности Белого дома при составлении ежегодных докладов о ситуации со свободой вероисповедания в России опираться на более широкий круг источников.

По словам посла, будущий отчет будет отличаться от других, поскольку действительно должны появиться новые источники. «Я думаю, что Вы увидите это», — заверил Майкл Макфол Патриарха.

В свою очередь Предстоятель РПЦ напомнил, что он неоднократно, будучи еще председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата «писал и госсекретарю США, и обращался к послу, предлагая при составлении отчетов о положении религиозных организаций в России расширить круг источников, чтобы иметь более объемное, стереофоническое восприятие реальности».

«Иногда обращаешь внимание на те голоса, которые громче всего и пронзительнее говорят и поворачиваешься в эту сторону, но не всегда эти голоса в полной мере отображают ту картину, которая имеет место».

По словам Патриарха, посольство США в России и ОВЦС МП готовят встречу, на которой бы ее участники «могли проанализировать с обеих сторон положение религиозных организаций в нашей стране».

«Я думаю, хорошо было бы провести такую встречу, спокойно обсудить. Мы совершенно открыты к этому», — добавил Патриарх Кирилл.

Русская линия

Протоиерей Всеволод Чаплин: Работы Ленина стоит проверить на экстремизм
Глава Синодального отдела считает, что трудам основоположников большевизма нужно дать нравственную оценку

Священник Всеволод ЧаплинПредседатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший вчера на пресс-конференции в центральном офисе агентства «Интерфакс», заявил, что работы идеологов большевизма нужно подвергнуть экспертизе, чтобы выяснить, являются ли эти труды экстремистскими.

«Сегодня нужно всерьез обсудить вопрос, являются ли экстремистскими материалами работы Ленина, Троцкого и других лидеров большевиков. Как сегодня нужно относиться к их воспроизводству и к тем, кто сегодня продолжает использовать самые радикальные элементы этих текстов для конструирования политической практики и пропаганды», — сказал священник.

По его мнению, «трудам основоположников большевизма нужно дать не только юридическую оценку, но и нравственную и политическую, поскольку они оправдывают массовые репрессии против невинных людей».

«У нас осуждена пропаганда нацизма, потому что мы знаем, что его практика, идеология, политические конструкции были связаны с уничтожением большого количества безвинных людей. Труды основоположников большевизма содержат в себе оправдание массовых репрессий, а иногда прямые призывы к «красному террору», — заявил Всеволод Чаплин.

Он также сравнил акцию участниц панк-группы Pussy Riot с действиями большевиков в начале XX века. «Люди, способные на кощунство, способны и на разрушение храма», — сказал Всеволод Чаплин агентству «Интерфакс».

Он напомнил, что в истории России кощунство и разрушение храмов «шли рука об руку». «Большевики не только рушили храмы, но и издевались над ними, устраивали всяческие пляски и прочие кощунства. Кощунство и разрушение храмов в истории шли рука об руку», — добавил он.

В то же время он подчеркнул, что не против людей левых политических убеждений. «Церковь не против левых взглядов, и мы ведем с такими людьми диалог», — сказал официальный представитель Московского Патриархата.

«Мы относимся положительно и к КПРФ, где есть много верующих, и к так называемым „новым левым“, они сегодня справедливо ставят многие темы, которые нужно обсуждать в нашем обществе. Это темы социальной справедливости, засилья крупного капитала и продажного чиновничества во многих сферах нашей жизни», — сказал Всеволод Чаплин.

Русская линия

Остановить «Ваффен-СС» в Латвии
Европарламент готовится осудить поклонников СС

фашисты

Европейский парламент может принять письменную декларацию, осуждающую чествование бывших латвийских эсэсовцев. Если документ под названием «Остановить „Ваффен-СС“ в Латвии» одобрят, он будет иметь статус резолюции и даст возможность требовать от властей страны запрета шествия легионеров, сообщают «Известия» со ссылкой на инициатора идеи латвийского депутата Европарламента Александра Мирского. Единственное условие — необходимо собрать подписи 380 депутатов. В этом случае для решения даже голосования проводить не потребуется.

По словам Мирского, многие депутаты осуждают ежегодно проходящий в Риге парад эсэсовцев, однако официальную резолюцию Европарламент до сих пор не принял. Попытки вынести этот вопрос на официальное рассмотрение все время встречают противодействие — тем более что для положительного вердикта требуется единогласное одобрение со стороны глав всех семи политических фракций в Европарламенте. А с этим обычно возникают проблемы.

«Сильное противодействие оказывают пять-шесть депутатов от Латвии, а также представители Эстонии и Литвы, которые блокируют во фракциях вынесение вопроса на обсуждение Европарламента. А вот с письменной декларацией ситуация обстоит немножко по-другому: в таком случае это личное дело каждого депутата и фракция в этом случае не регламентирует их действия», — говорит Мирский.

К убеждению коллег авторы декларации подготовились хорошо. «Мы готовим лаконичное описание, почему все это происходит, плюс фотографии, плюс календарь, прославляющий латышских легионеров „Ваффен-СС“, изображенных в военной форме с автоматами», — рассказал Мирский.

В частности, в набор документов войдут фото ежегодных шествий в Латвии и жертв преступлений легионеров, осужденных Нюрнбергским трибуналом. Материалы Шествие ветеранов латышского легиона ССобещают разослать всем депутатам. Для большей наглядности в самом здании парламента в период сбора подписей, который начнется 8 мая, будут развешаны сотни плакатов. Всего за три месяца инициаторам декларации нужно заручиться поддержкой более половины из 756 членов парламента.

«Если нам все удастся, а я в этом не сомневаюсь, то марши ветеранов „Ваффен-СС“ будут признаны безнравственным преступлением по отношению к жертвам нацизма. И это будет официальным мнением Европарламента. Тогда мне будет легче добиваться запрета этих маршей в Латвии», — резюмировал Мирский.

Депутат от Кипра Кириакос Маврониколас уверен, что единственная причина прежней пассивности Европарламента — недостаточная информированнность о происходящем: «В противном случае я на 100% уверен, что резолюция с осуждением была бы уже принята».

Тем временем, власти Латвии крайне обеспокоены данным развитием событий. На днях латышские спецслужбы даже представили руководству республики доклад, в котором говорится о том, что за антифашиской тематикой в Европарламенте стоит вездесущая «рука Москвы», а все сообщения о фашизме в Риге — это «пропаганда российских СМИ».

«Тайная цель внешней политики России — дискредитировать Латвию, упрекая в возрождении фашизма в Латвии, в переписке истории, придавая Латвии образ разорившейся страны, подчеркивая целенаправленную дискриминацию русскоязычного населения. Несоответствие декларируемых целей фактическим является самой большой угрозой политики соотечественников для безопасности латвийского государства», — сказано в отчете.

В конечном итоге спецслужбы Латвии делают вывод, что «влияние длительной пропаганды из-за рубежа (из России) и результат усилий по манипулированию диаспорой могут нанести вред международному образу Латвии», а для более успешной нейтрализации «дискриминационных кампаний» необходима комплексная работа разных государственных органов.

Русская линия

Архимандрит Ефрем: Находясь в заключении, я постоянно призывал имя Пресвятой Богородицы
Игумен Ватопедского монастыря вернулся в родную обитель

Игумен афонской Священной Великой Обители Ватопед архимандрит ЕфремПоздним вечером в пятницу игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем возвратился на Святую гору Афон после трехмесячного предварительного заключения в тюрьме «Коридаллос». Накануне совет апелляционного суда города Афин вынес решение об изменении меры пресечения отцу Ефрему, сообщает Интерфакс.

После того, как был получен залог и оформлены необходимые документы, отца Ефрема на автомобиле доставили в порт Иериссо более чем в 600 км от Афин, откуда на катере в сопровождении монахов и своих духовных чад он прибыл к причалу Ватопедского монастыря, где собралось около 700 человек.

Прибытие катера сопровождалось приветственными гудками, а собравшиеся встретили отца Ефрема духовными песнопениями. Священники монастыря были в полном священническом облачении. Братия, трудники, паломники держали в руках свечи и образовали живой коридор, через который прошел отец Ефрем и возглавил крестный ход в монастырь.

«Многие верующие отмечали пасхальную атмосферу, которая царила в этот вечер в Ватопеде. Перед входом в монастырь отец Ефрем был облачен в игуменскую мантию со скрижалями. Под звон колоколов игумен вошел на территорию обители и направился в соборный Благовещенский храм, где был отслужен краткий молебен», — рассказал агентству лава пресс-службы российского Фонда Андрея Первозванного Александр Гатилин.

Обращаясь к собравшимся, отец Ефрем сказал: «Я ушел 26 декабря, в день Пресвятой Богородицы, и возвращаюсь снова в Ее день (в праздник Похвалы Богородицы). Все это время, находясь в заключении, когда я призывал имя Пресвятой Богородицы, тотчас получал силы, в которых нуждался».

Настоятель поведал, что сокамерники оказывали ему «большую любовь и уважение», а в том крыле тюрьмы, где он находился, исповедовались почти все заключенные и многие из тюремного персонала.

«Один благочестивый христианин мне сказал накануне, что я буду освобожден. Я спросил его, почему он так считает. Он ответил, что видел сон, как он пришел в тюрьму и никого не нашел там, но ему повстречалась женщина в темных одеждах, которая сказала: «Не ищи здесь старца Ефрема, он в Моем доме, в Ватопеде», — рассказал отец Ефрем.

Он признался, что благодарен всем и всех прощает за все, что произошло, а также старается, чтобы в его душе «ни на секунду не возникало ни единого движения, направленного против кого-либо».

Как сообщалось, в декабре 2011 года греческий суд принял решение об аресте отца Ефрема в связи с инициированным еще в 2008 году расследованием обстоятельств осуществления сделок с недвижимостью между Ватопедом и греческим государством.

Ранее в поддержку священника выступили влиятельные российские политики, Русская церковь и МИД РФ, а также Фонд Андрея Первозванного. Последний впервые доставил из Ватопедского монастыря в Россию пояс Божьей Матери, которому в период с 20 октября по 28 ноября 2011 года в разных городах страны поклонилось почти 3 млн. человек, в том числе высшие руководители государства.

Комментируя нынешнее изменение меры пресечения отцу Ефрему, Фонд Андрея Первозванного выразил свою поддержку настоятелю и надежду на то, что «правосудие и справедливость в итоге восторжествуют, и с архимандрита Ефрема будут сняты все обвинения».

Русская линия

Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти первого русского Царя Иоанна IV Васильевича Грозного

Царь Иоанн IV Грозный Царь Иоанн Грозный родился 25 августа 1530 г. и был старшим сыном Великого Князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской.

«Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью ее течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.

В 1547 году сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины. Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа — как народа-богоносца, русской государственности — как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания — как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения — как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения.

Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения. В делах царя ближайшее участие принимали его любимцы — иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во главе «Избранной Рады» — узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней политики. В 1552 году успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. Тогда же он обрел прозвище «Грозный» — то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России.

Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. У изголовья умирающего Иоанна бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еще жив. Наперсники царские — Сильвестр и Адашев — из страха ли, или по зависти, отказываются присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя — князь Владимир Андреевич. Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития.

Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 году русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование. «Избранная Рада» воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу она настаивала на продолжении войны против татар — на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но царь на этот раз проявил характер. Он порвал с «Избранной Радой», отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра — в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской.

С высылкой предводителей боярской партии интриги не прекратились. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна — кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли серьезные опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя, приписывая этому влиянию неблагоприятное (для бывших царских любимцев) развитие событий. Кроме того, смерть царицы должна была по замыслу отравителей положить конец и высокому положению при дворе ее братьев, в которых видели опасных конкурентов в борьбе за власть. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к опальным вельможам — Адашеву и Сильвестру. И снова Иоанн вопреки очевидности пощадил жизнь заговорщиков. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер вскоре естественною смертью от горячки, лишив будущих историков возможности лишний раз позлословить о «терроре» и «жестокости царя»..

В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Иоанна в «мучительстве»..

Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не царю — под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. В начале зимы 1564 года Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей «выбором изо всех городов» с женами и детьми. Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы.

Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками: «Государь нас оставил, — вопил народ. — Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах с иноплеменниками? Как могут быть овцы без пастыря?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, никого не жалея и ничего не страшася. Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие «сослужить» с царем в деле Божием — для созидания России как «Дома Пресвятой Богородицы», как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.

Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово «опричнина» вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально «опричников» — корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.

Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители — палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания — борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды»..

Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью «жидовствующих», которая пережила все гонения. В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является царем «верных», а остальным «земским» еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина — касимовского царя Семена Бекбулатовича.

Был в этом «разделении полномочий» и особый мистический смысл. Даруя Семену титул «великого князя всея Руси», а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: «Как кого ни назови — великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь — все же я, и никто не в силах это изменить».

Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579—1584 годах. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества — осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.

Митрополит Иоанн (Снычев), из книги «Самодержавие духа»

Русская линия

Предстоятель Русской Церкви совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Богоявленском кафедральном соборе

30 марта 2012 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого Поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Богоявленском кафедральном соборе в Москве, сообщает Патриархия.Ru.

По традиции перед началом богослужения в Богоявленский собор из крестового Владимирского храма Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке был принесен Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери («Всех радостей Радость»), чтимая икона преподобного Серафима Саровского. Предстоятель Русской Православной Церкви благословил иконой верующих, после чего образ был установлен в храме для молитвенного поклонения.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; архимандрит Елисей (Фомкин), избранный и нареченный во епископа Урюпинского и Новоаннинского; архимандрит Никифор (Хотеев), избранный и нареченный во епископа Отрадненского и Похвистневского; архимандрит Августин (Анисимов), избранный и нареченный во епископа Городецкого и Ветлужского; архимандрит Варнава (Баранов), избранный и нареченный во епископа Выксунского и Павловского; протопресвитер Матфей Стаднюк, настоятель Богоявленского собора; духовенство г. Москвы.

В субботу 5-й седмицы Великого поста, праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском в Москве.

Русская линия

Объявлен Всероссийский конкурс на архитектурно-скульптурное решение памятника святителю Ермогену

В рамках празднования 400-летия преставления священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, объявлен открытый Всероссийский конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение памятника московскому Первосвятителю, который будет установлен в Александровском саду у стен Московского Кремляю, сообщает Патриархия.Ru.

Конкурс продлится с 18 апреля по 15 ноября 2012 года.

Учредители — Русская Православная Церковь и Министерство культуры Российской Федерации.

С обращением к творческой интеллигенции России о начале конкурса выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Закладной камень на месте будущего монумента был установлен и освящен 3 марта сего года. Теперь дело за творческими людьми — художниками, скульпторами и архитекторами, призванными на языке искусства донести до сознания людей значение и величие подвига Патриарха Ермогена, важность сохранения традиций и духовно-нравственных ценностей нашего народа», — отмечается в обращении Его Святейшества.

С Положением и условиями конкурса можно ознакомиться на сайте «Церковного вестника» .

Регистрация участников и выдача конкурсных материалов будет проводиться по адресу: г. Москва, 2-я Брестская улица, д. 6, комн. 403. За разъяснением и консультацией по техническим вопросам конкурса можно обращаться по контактным телефонам ГУЛ «ИТЦ Москомархитектуры» (495) 650−13−72, (499) 250−35−82 (доб. 277).

Русская линия

Издательский Совет распространит в епархиях 100 тысяч экземпляров просветительского издания «Школа веры»

В рамках празднования Дня православной книги вышла в свет книга проректора Московской духовной академии, главного редактора интернет-портала Богослов.ru протоиерея Павла Великанова «Школа веры», сообщает Патриархия.Ru.

Книга включает в себя пять разделов: «Аксиомы веры», «Человек, который говорит с Богом», «Божественные повеления», «Жизнь пройти», «Где Бог, когда кругом зло».

Каждый раздел состоит из небольших текстов. Они посвящены как вероучительным вопросам и жизни Церкви («Евангелие», «Церковь», «Царство Небесное», «Таинство священства», «Заповеди»), так и вопросам, которые интересуют людей во все времена («Счастье», «Мудрость», «Красота», «Совесть», «Творчество»).

«Очень важно, что все статьи этой книги не подведение итогов, не завершение, а только начало разговора о важнейших вопросах человеческого бытия, — отмечает в предисловии к изданию председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. —  Надеюсь, что с каждой страницей книги „Школа веры“ читатель будет приближаться к постижению истины, которая для православного человека никогда не была философской абстракцией, а заключалась в светлом лике Спасителя человечества — Господа нашего Иисуса Христа».

Издательский Совет при поддержке ОАО «Российские железные дороги» распространяет 100 тыс. экземпляров просветительского издания «Школа веры» по епархиям для раздачи верующим и тем, кто еще только начинает интересоваться вопросами веры.

Русская линия

В Ессентуках открыли реабилитационный центр для наркозависимых женщин

Женский реабилитационный центр помощи наркозависимым открыли в Ессентуках Пятигорская епархия и общественная организация «Здоровое поколение Кавказа». Освящение здания центра совершил 26 марта епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.

В центре одновременно смогут проходить реабилитацию до 20-ти женщин, в том числе матери, имеющие малолетних детей. Помощь в заботе о детях будет оказывать Свято-Георгиевский женский монастырь станицы Ессентукской и жены священников местных приходов, сообщает официальный сайт Пятигорской епархии.

В беседе с подопечными центра епископ Феофилакт напомнил о том, что реабилитация человека, подверженного наркотической или алкогольной зависимости, подразумевает полное изменение личности. В одиночку это сделать очень трудно, почти невозможно, поэтому необходимо вместе противостоять соблазнам и искушениям.

За торжественным молебном во время открытия центра епископу Феофилакту сослужили благочинный церквей Кисловодского округа протоиерей Иоанн Знаменский и клирики храмов города Ессентуки.

В мероприятии приняли участие мэр города Ессентуки Лариса Писаренко, начальник управления Государственного антинаркотического комитета (ГАК) по Северо-Кавказскому федеральному округу Игорь Горьков, депутаты Думы Ставропольского края.

Епископ Феофилакт передал центру икону Божией Матери «Взыграние Младенца». Архипастырь отметил, что в этом образе особо подчеркивается эмоциональное единение, неразрывная связь Богомладенца со Своей Матерью, что напоминает об особой ответственности матерей за своих детей, а сотрудников центра — за своих пациентов.

Русская линия

В Москве при храме Святого Николая на Трех горах открылся центр современного искусства

В Москве при храме Святого Николая на Трех горах открылся центр современного искусства. Инициаторами открытия стали настоятель храма протоиерей Всеволод Чаплин и клуб «АртЭриа». Музыканты, среди которых были фолк-группа «Ивол», группа «Небослов», камерный оркестр «Октавио», Басем Аль-Ашкар, выступили в поддержку певицы Инны Бондарь, попавшей в автокатастрофу в прошлом декабре. Об этом сообщает Седмица.Ru.

Концерт собрал десятки слушателей, в большинстве — молодежь, некоторые из них пришли с маленькими детьми. Среди них были как прихожане храма, так и завсегдатаи клуба «АртЭрия», осенью прошлого года вынужденно покинувшего Каминный зал Центрального дома работников искусств на Пушечной улице по инициативе его руководства. Клуб, лишившийся постоянного места обитания, пришел в храм святителя Николая по приглашению его настоятеля — главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.

«Отец Всеволод вышел на нас сам, первый разговор состоялся в октябре или ноябре, когда в этом помещении не было даже пола. Он сказал, что готов предоставить нам место, чтобы мы проводили концерты, какие-то выставки и сделали здесь культурный центр», — рассказал РИА Новости директор «АртЭрия» Дмитрий Захаров.

Русская линия

На Кипре состоялась встреча Предстоятелей Православных Церквей Ближнего Востока

27 марта 2012 года под председательством Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора в Никосии состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей Ближнего Востока, посвященная проблеме гонений на христиан в регионе, сообщает служба коммуникации ОВЦС.

Во встрече также приняли участие Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил и Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом.

По итогам ассамблеи было принято коммюнике, в котором дана оценка политической и общественно-экономической ситуации в странах Ближнего Востока и предложен ряд мер по защите христианского населения в Сирии и Ливане. Предстоятели выступили за дальнейшее укрепление отношений между Православными Церквами на Ближнем Востоке, более тесное сотрудничество со всеми христианами региона и за развитие гармоничных и дружественных отношений между авраамическими религиями.

Участники встречи подчеркнули необходимость мирного разрешения всех конфликтов на основе конструктивного диалога и приняли решение создать Миссию Предстоятелей, которая бы информировала мировую политическую общественность о положении христиан на Ближнем Востоке.

Было подчеркнуто, что Сирия является местом, где христианские церкви существуют с самого начала христианства. Они веками сосуществуют с мусульманскими общинами во взаимном уважении. Предстоятели подтвердили свою готовность прилагать все возможные усилия для восстановления мира и для поддержки жителей Сирии.

На заседании обсуждались пути взаимодействия в реализации ряда молодежных церковных программ, которые планируется осуществить в ближайшее время. Предстоятели выразили соболезнования Коптской Церкви в связи с кончиной Патриарха Шенуды II.

Русская линия

<< Полная сводка новостей от 31 марта 2012 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика