Станислав Говорухин: «Правильней было бы, конечно, Невзорова сегодня освободить от этой обязанности»
Глава предвыборного штаба Путина признал ошибкой назначение скандально известного кощунника доверенным лицом премьера
«Доверенных лиц очень много, почти пятьсот человек. За каждым, к сожалению, не уследишь. Особенно за тем, как изменилось отношение каждого к миропорядку, Церкви и Богу: еще вчера Невзоров был истово верующим и крестился на каждом углу, а сегодня он вдруг стал агрессивным воинствующим атеистом. Что тут можно сказать? Мели, Емеля, — твоя неделя. Тем более что доверенным лицом ему осталось быть всего дней десять», — сообщил Говорухин.
«Ни в коем случае нельзя ассоциировать любое высказывание доверенного лица с позицией самого Путина. Ведь отношение Путина к Церкви, к религии, к религиям вообще общеизвестно, и оно совсем иное, чем у Невзорова. И сам Путин — человек, который находится в ладу с Господом Богом. Достаточно вспомнить историю с оловянным крестиком, который на него в детстве надела бабушка. Он пронес его через всю жизнь. Однажды сгорела его недостроенная дача. В пожаре сгорело все, уцелел только один оловянный крестик, который, по идее, должен был бы в огне расплавиться. И он никогда не снимает его на протяжении всей его жизни, и сейчас с ним ходит. Так что позиция Невзорова и позиция Путина — вещи совершенно разные».
«Я бы вообще на все это не обращал внимания, но, к сожалению, приходится, поскольку я тоже в какой-то степени несу за это ответственность. Наверно, я был обязан внимательно просмотреть весь список доверенных лиц и попросить в результате кого-то и отвести. Но я, во-первых, не всех знал. Во-вторых, каждому ведь в душу не заглянешь, биографию его досконально не изучишь. Но, конечно, все равно признаю, что отчасти это и моя вина».
«Правильней было бы, конечно, Невзорова сегодня освободить от этой обязанности. Но, может быть, лучше сейчас с этим не связываться, потому что времени осталось совсем немного, да и всякий разумный верующий человек и так поймет, что устами Невзорова говорит не Путин», — заключил режиссер.
Русская линияМитрополит Волоколамский Иларион: «У российской государственной власти есть вина перед старообрядчеством»
Глава ОВЦС уверен в том, что в отношениях РПЦ со старообрядцами существует почва для диалога и сближения
По окончании выступления архипастырь ответил на вопросы присутствовавших. В частности, председатель ОВЦС рассказал о современном состоянии диалога Русской Православной Церкви со старообрядчеством.
Архипастырь засвидетельствовал, что диалог со старообрядчеством является одним из очень важных направлений внешней деятельности Русской Православной Церкви. «Я не думаю, что от этого диалога нужно ожидать скорых видимых результатов, но мы должны планомерно обсуждать с нашими братьями-старообрядцами те разногласия, которые возникли в ходе истории», — считает митрополит Иларион.
«Если обратиться к событиям истории, то мы должны прямо признать, что появление старообрядчества было связано не только и не столько с какими-то фанатичными настроениями в среде русского Православия, сколько с неуклюжими действиями некоторых людей, которые пытались реформировать литургическую традицию Православной Церкви. И мы должны признать, что было сделано немало ошибок, было наломано немало дров. У российской государственной власти есть вина перед старообрядчеством, потому что в течение длительного периода старообрядцы подвергались гонениям, притеснениям и преследованиям».
Однако, уверен иерарх, новая эпоха по-новому расставляет акценты: «Сегодня история раскола, а также история преследования старообрядцев со стороны гражданской власти Российской империи — это уже достояние прошлого, а мы должны думать о настоящем и о будущем. Мы должны понимать, что между православными и старообрядцами, по крайней мере, старообрядцами поповского согласия, нет вероучительных расхождений. Есть расхождения, связанные с обрядом, с литургической традицией, но не те, которые относились бы к вероучению. А это означает, что существует почва для диалога и сближения», — заключил владыка.
Русская линия«Это прекрасный пример взаимодействия между Церковью и культурой»
В Москве прошла пресс-конференция, посвященная XI Московскому Пасхальному фестивалю
Во встрече с представителями массовой информации приняли участие художественный руководитель Московского Пасхального фестиваля В.А. Гергиев, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, директор Департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества А.А. Шалашов, глава Департамента культуры Правительства Москвы С.А. Капков, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, вице-президент Bombardier Business Aircraft по России, СНГ и странам Центральной и Восточной Европы Кристоф Дегумуа и другие.
Пресс-конференцию открыл художественный руководитель Пасхального фестиваля В.А. Гергиев. Он с благодарностью отметил труды организаторов, партнеров фестиваля и меценатов, а также обратил внимание присутствовавших на благотворительную направленность музыкального форума. В числе московских благотворительных событий программы — ежегодный концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением В.А. Гергиева для студентов и преподавателей Московского государственного университета и общедоступный концерт в День Победы на Поклонной горе. По словам В.А. Гергиева, особенно важно, что концепция Пасхального фестиваля лишена какой-либо коммерческой или политической составляющей.
В начале выступления митрополит Волоколамский Иларион передал присутствующим приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Говоря о значении Московского Пасхального фестиваля, председатель ОВЦС отметил, что с момента основания форум получил благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, принимавшего деятельное участие в формировании концепции и программы первых фестивалей. Последние три года форум проходит при участии Святейшего Патриарха Кирилла, который уделяет большое внимание взаимодействию между Церковью и культурой.
Митрополит Волоколамский Иларион напомнил присутствующим, что несколько дней назад состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре, по итогам которого было принято обращение к будущему Президенту Российской Федерации. В обращении подняты очень важные и насущные проблемы культуры в связи ситуацией в сфере нравственности, воспитания и образования молодого поколения в России. Председатель ОВЦС считает, что такое тесное взаимодействие между Церковью и культурой является «велением времени»: «Московский Пасхальный фестиваль, который уже в одиннадцатый раз будет проводиться не только в городах России, но и в Украине, Казахстане, Беларуси, Армении, Литве, — это прекрасный пример взаимодействия между Церковью и культурой, пример доброго соработничества всех здоровых сил нашего общества».
По свидетельству владыки Илариона, фестиваль такого масштаба — явление выдающееся, не имеющее себе равных. «Если говорить о людях, которые придут на концерты фестиваля, то они исчисляются десятками тысяч. Если говорить о тех, кто приобщится к звучащей на фестивале музыке через СМИ, то эта аудитория исчисляется многими миллионами», — напомнил митрополит Волоколамский Иларион. Архипастырь выразил особую благодарность телеканалу «Культура» за внимание к Пасхальному фестивалю и за просветительскую работу, которую он проводит через различные музыкальные и образовательные программы.
Очень важно, подчеркнул владыка Иларион, что Пасхальный фестиваль имеет разные направления: в его рамках представлены хоровая программа, нацеленная преимущественно на исполнение духовной музыки, симфоническая программа, в которой звучат произведения отечественных и зарубежных композиторов, камерная программа, а также звонильная программа, возрождающая традицию звонов, присущую исключительно Русской Православной Церкви. «Эта уникальная концепция определяет резонанс, который имеет каждый из фестивалей, и общественное звучание, которое приобретают его концерты», — сказал митрополит Иларион.
Архипастырь особо отметил, что фестивальная программа не ограничивается Россией, но проходит также в странах ближнего зарубежья: «Сегодня наши страны являются независимыми государствами, и на политическом уровне каждая из стран постсоветского пространства созидает свою национальную и культурную идентичность. Однако связи, которые сложились не только на протяжении XX столетия, но и на протяжении многих веков, имеют самый разнообразный характер — это связи духовные, культурные, родственные». По свидетельству митрополита Илариона, Пасхальный фестиваль помогает людям не только вспомнить о своем общем прошлом, но и осознать, что, несмотря на политические границы и разделения, мы являемся представителями одной цивилизации, одной культурной традиции.
Председатель ОВЦС напомнил, что даты проведения Московского Пасхального фестиваля выбираются неслучайно: «В пасхальные дни сердца людей по-особому настроены и по особому способны воспринимать музыкальные звуки». По свидетельству владыки Илариона, Пасхальный фестиваль представляет собой масштабный культурный и миссионерский проект, поскольку духовные ценности могут передаваться не только через проповедь, церковные мероприятия и акции, но и через культуру: «Наша отечественная культура на протяжении веков была и продолжает являться носительницей не только высоких духовно-нравственных ценностей, но и носительницей Евангельского благовестия. Не случайно в трудные советские годы, когда доступ к сокровищам духовной культуры был для многих закрыт, именно русская культура давала многим возможность открыть для себя дорогу к храму. Люди не могли найти в книжных магазинах Библию, но они читали произведения Ф.М. Достоевского, они могли услышать „Пасхальную увертюру“ Н.А. Римского-Корсакова и другие музыкальные произведения, в которых звучат религиозные мотивы».
Завершая свое выступление, председатель ОВЦС выразил радость в связи с тем, что этот духовно-музыкальный форум будет проводиться уже в одиннадцатый раз. От имени Русской Православной Церкви он поблагодарил В.А. Гергиева «за подвижнический труд, благодаря которому такие события становятся возможны», пожелав успеха и благословения Божия всем участникам и гостям Московского Пасхального фестиваля.
Русская линия
Владимир Путин: Под видом борьбы с распространением ядерного оружия в Иране пытаются сменить режим
Премьер-министр считает, что российская политика в отношении Тегерана вполне самостоятельна и независима
Как подчеркнул премьер, «такие подозрения у нас есть». «И мы занимаем в значительной степени позицию, отличную от той, которую нам пытаются предъявить в качестве генерального пути развития иранской проблемы», — сказал Путин. «В чем-то наши (с другими странами, вовлеченными в урегулирование иранской проблемы) позиции совпадают: мы не заинтересованы в том, чтобы Иран стал ядерной державой», — цитирует премьера РИА Новости.
Он не согласился с замечанием президента Центра политических исследований России Владимира Орлова, который высказал мнение, что Россия занимает недостаточно самостоятельную позицию по проблеме Ирана. Эксперт задался вопросом, «не пора ли России перестать поддакивать во всем американцам и подумать, может быть, о возобновлении ВТС с Ираном, о совместной работе по иранской проблематике с такими государствами, как Турция, Индонезия, Египет, Китай, Бразилия».
«Что касается самостоятельности нашей позиции, то она проявилась, в частности, в том, что мы довели до логического конца нашу работу по Бушеру. Несмотря ни на какие давления со стороны мы это сделали и намерены и дальше работать в таком же плане, так же независимо», — заявил Путин.
При этом, по его словам, Россия будет действовать «не агрессивно». «Мы будем действовать кооперабельно с нашими партнерами на международной арене. Нужно всегда чувствовать, кто разделяет наши позиции, и на каждом отрезке, по каждой проблеме искать и находить союзников», — сказал Путин.
В заключении премьер-министр заявил, что пока российская армия не вооружится высокоточным оружием, показывающим результаты аналогичные ядерному, отказываться от ядерного оружия не планируется. При этом Путин посетовал на то, что в создании высокоточного оружия зарубежные партнеры России опережают, как и в развитии некоторых других современных технологий.
Сейчас комплексы высокоточного оружия становятся по мощности заряда и точности и времени достижения цели сопоставимы с оружием массового уничтожения. В будущем, по словам главы Правительства, различия и вовсе сотрутся. Именно тогда, получив на вооружение более современные орудия, Россия сможет отказаться от ядерного оружия.
Русская линияНачало конца
Начав процесс частичного признания некоторых структур «албанского правительства» Косова, Белград уже не сможет его остановить
Соглашение было заключено после двух дней переговоров при посредничестве ЕС, передает Lenta.ru. Это первый договор, к которому стороны смогли прийти с 2008 года, когда Косово в одностороннем порядке заявило об отделении от Сербии.
Напомним, что 16 февраля завершился референдум о признании приштинских властей на севере Косово. По данным избирательной комиссии, явка избирателей составила 64,2%. Всего на севере Косово зарегистрировано 35 тыс. человек, имеющих право голоса. Подавляющее большинство граждан ответили на вопрос «Признаете ли вы властные институты так называемой Республики Косово?» отрицательно.
Однако, как мы видим, дипломаты решили иначе. Очевидно, что начав процесс частичного признания некоторых структур Косова, Белград уже не сможет его остановить. Так что очень скоро на карте Европы, появится ещё одно новое государство.
Албанские власти Косово при поддержке США и ведущих стран Евросоюза провозгласили независимость от Сербии в 2008 году. Косовские сербы, составляющие прядка 10% от двухмиллионного населения края, в последнее время высказывают категорическое недовольство диалогом между Белградом и Приштиной.
Двусторонние переговоры начались в марте 2011 года при посредничестве европейского дипломата Роберта Купера и были нацелены на решение повседневных проблем граждан и сближение региона с ЕС.
Русская линияЭтот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем генералиссимуса А.С.Шеина и математика Н.И.Лобачевского
Он родился в Москве в 1662 г. и происходил из старинного боярского рода, был правнуком воеводы Михаила Борисовича Шеина, прославившегося героической обороной Смоленска от поляков в Смутное время. В 1680 — 1681 гг. Шеин служил воеводой в Тобольске, принимал активное участие в коронации малолетних Царей Петра I и Ивана V Алексеевичей. При царевне Софье Алексеевне в 1682 г. он был пожалован в бояре, а в следующем 1683 г. его назначили курским воеводой. В 1687 и 1689 гг. Шеин участвовал в неудачных Крымских походах князя Василия Голицына и в Азовском походе 1695 г. А в 1696 г. находясь во главе сухопутного Русского войска во 2-м Азовском походе Петра Великого, проведя «правильную осаду» крепости, в ходе которой Азов был взят, Шеин был первым в России пожалован званием генералиссимуса. Когда Государь отправился за границу с «Великим посольством» (1697 — 1698), генералиссимус Шеин успешно оборонял Азов от крымцев, турок, калмыков, а также строил г. Таганрог. Назначенный главнокомандующим Русской армией, Шеин также возглавлял Пушкарский, Иноземный и Рейтарский приказы. Когда Петр I вернулся в Россию и собственноручно принялся состригать вельможам бороды, первым под царские ножницы попал именно Шеин, оказавшийся в опале за то, что хотя он и энергично подавил вспыхнувший стрелецкий мятеж, но не раскрыл связь восставших стрельцов с царевной Софьей. Однако вскоре генералиссимус был прощен Государем.
Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского математика Николая Ивановича Лобачевского, скончавшегося в Казани в 1856 году. Он родился 20 ноября 1792 г. в Нижнем Новгороде в семье губернского регистратора межевой конторы. Отец Лобачевского умер, когда сыну исполнилось 7 лет, и мать вместе с тремя сыновьями переехала в Казань. Образование Лобачевский получил в Казанском университете, в котором затем последовательно являлся адъюнктом (1814), экстраординарным (1816) и ординарным (1822) профессором. С 1827 г. — ректор Казанского университета. Лобачевский сумел доказать, что существует более чем одна «истинная» геометрия. Его гениальная теория (неевклидова геометрия) была представлена научной общественности Казани в 1826 г., но не была в то время понята и не получила поддержки. Европейские ученые узнали о работах Лобачевского лишь в 1840 г., и в 1842 г. он был избран членом-корреспондентом Геттингенского научного общества. Лобачевскому также принадлежит целый ряд работ по математическому анализу.
В этот же день в 1901 г. состоялось первое заседание старейшей национально-патриотической организации Русское Собрание, на котором был избран Совет РС, состоящий из 18 человек. В него вошли такие представители русской национальной элиты как: известный писатель, впоследствии член Государственного Совета князь Д.П.Голицын (литературный псевдоним Муравлин) (председатель Совета); писатель, публицист С.Н.Сыромятников (товарищ председателя); публицист А.А.Суворин (товарищ председателя); публицист, специалист по финляндскому вопросу, генерал-майор Военно-окружного суда М.М.Бородкин; известный славянофил, генерал-контролер А.В.Васильев; поэт В.Л.Величко; сын известного русского военачальника, последний староста Казанского собора генерал-майор граф Н.Ф.Гейден; статс-секретарь Государственного Совета барон Р.А.Дистерло; профессор Академии Генерального Штаба генерал-майор А.М.Золотарев; видный славянский деятель, публицист, издатель В.В.Комаров; будущий министр земледелия А.В.Кривошеин; будущий статс-секретарь Государственного Совета В.А.Лыщинский; правовед и церковный писатель А.А.Папков; публицист, цензор Н.М.Соколов; известный издатель и меценат А.С.Суворин; будущий товарищ министра внутренних дел А.Н.Харузин; писатель Н.А.Энгельгардт; музыковед, библиотекарь Государственной канцелярии С.В.Юферов.
Русская линияПатриарх Кирилл является «активным читателем социальных сетей»
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в курсе основных общественно значимых тем, обсуждаемых в социальных сетях, однако на ведение личного аккаунта у него пока просто нет времени, сообщил РИА Новости замглавы патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков.
Вопрос о присутствии Патриарха в социальных сетях возник у журналистов после того, как представители Ватикана сообщили об открытии в ближайшее время twitter-канал Папы Римского Бенедикта Шестнадцатого.
«В настоящее время у Патриарха Кирилла нет своего личного аккаунта ни в твиттере, ни в других социальных сетях. Вместе с этим патриарх имеет возможность получать актуальную информацию изо всех социальных сетей в том контексте, который его интересует. Патриарх в курсе всех тех основных общественно значимых тем, которые затрагиваются в социальных сетях», — сообщил РИА Новости отец Александр Волков.
Святейший не имеет возможности активно пользоваться социальным сетями в силу своей занятости и невозможности отвлекаться на какие-то технические вопросы. Но, как отметил отец Александр, Патриарха можно назвать «активным читателем социальных сетей».
Русская линияПравославные в Украине собирают подписи за запрет абортов
Текст обращения гласит: «Основываясь на гарантированном Конституцией Украины праве на жизнь, и признавая внутриутробрый период жизни необходимым этапом развития человека, учитывая опыт европейских государств мы требуем признать право на жизнь нерожденного ребёнка, придать эмбриону правовой статус человека, гарантировать защиту этого права на законодательном уровне, для чего внести соответствующие изменения и дополнения в Конституцию Украины, Законы Украины и подзаконные акты».
Проголосовать можно на сайте движения «Спаси и сохрани» .
Православное движение «Спаси и сохрани» создано каноничной Украинской Православной Церковью Московского Патриархата в 2003 году. Возглавляет организацию священник Владислав Софийчук из Киева.
Русская линияНа тихоокеанских островах Тонга открыта миссия РПЦЗ
Целью поездки было открытие Православной миссии в этом государстве. Для этого было снято помещение, где предполагается разместить часовню, административный центр и жилье для паломников, сообщает Патриархия.ру со ссылкой на официальный сайт РПЦЗ.
Также состоялись переговоры с представителями правительства королевства и лидерами основных религиозных общин страны.
5 февраля отец Михаил совершил первую в стране Божественную литургию.
Как отмечает сайт Московской патриархии, по вероисповеданию все население Тонга относится к различным направлениям христианства. По официальной статистике, ведущее положение занимают методисты (48%), довольно много католиков (16%) и мормонов (30%), имеются также группы англикан, адвентистов и пятидесятников.
Русская линия