Митрополит Екатеринбургский Кирилл: «Царская идея не должна оставлять равнодушным ни одного человека»
94 годовщину со дня Октябрьской революции в Екатеринбургской митрополии встретили сугубой молитвой Царственным Страстотерпцам
Богослужение состоялось в нижнем приделе храма — там, где устроен алтарь на месте убиения Святых Царственных Страстотерпцев и их верных слуг. Сугубые молитвы звучали в этот день обо всех православных христианах, в лютую годину гонений от богоборческой власти убиенных.
В проповеди после Божественной Литургии митрополит Кирилл напомнил о страшном событии, происшедшем в России 7 ноября 1917 года, положившем начало кровопролитной братоубийственной войне и жесточайшим гонениям на Церковь:
«Сегодняшний день — трагический день. Помню то время, когда для многих православных христиан этот день являлся сугубо постным в память о тех страшных событиях, которые перевернули жизнь нашей страны, нашего народа. Будем всегда помнить о тех, кто ценой своих жизней и крови дали нам возможность сегодня жить и молиться, исповедовать Бога нашего, говорить на своей земле русским языком. Эти миллионы жертв были принесены ради того, чтобы мы сегодня исповедовали Христа Распятого и Воскресшего.
Можно только представить себе, сколько крови было пролито из-за того, что случилось в сегодняшний день 94 года назад. Первыми страдальцами этого времени являются те, кто и сегодня для многих людей остаются камнем преткновения; те, кто здесь, на этом самом месте, жизни свои положили за свой народ — Святые Царственные Страстотерпцы. Как же должны мы, здесь живущие, помнить об этом. Царская идея не должна оставлять равнодушным ни одного человека, живущего в Екатеринбурге. Место убиения Царственных Страстотерпцев должно быть местом паломничества каждого, кто живет в этом городе. Если не раз в день — хотя бы раз в неделю каждый православный человек должен быть здесь.
Сегодня на этом священном для каждого верующего человека месте мы приносим и личное покаяние, и молитвы за тех, кто пролил свою кровь за жизнь на Русской Земле и за Святое Православие. Будем всегда помнить тех, кто пострадал, потому что благодаря им держится сегодня наша Русская Земля и стоит наша Церковь. На этом всероссийском алтаре с благоговением, смирением, с тихостью душевной помолимся каждый сам за себя, за тех, кто живет вместе с нами, кто составляет нашу Церковь, кто живет на нашей Родине. Потому что это святое место, и та благодатная сила, которая исходит от него, вместе с нашим смирением, кротостью и покаянием может исцелить душу нашего народа и помочь нам в это страшное, смутное, лукавое, запутанное время.
Помогай всем Господь. Пусть утешит нас в сегодняшний день благодатная память о святых Царственных Страстотерпцах и молитва на месте их убиения».
Русская линия
Протоиерей Борис Михайлов: Кризис советского периода русской истории до сих пор не преодолён
Священнослужители РПЦ говорят о необходимости более внятного идейного обоснования новых государственных праздников
Хорошо известно, что праздник становится праздником тогда, когда его принимает народ, когда возникают связанные с праздничным днем традиции. Так на Новый год, Рождество и 8 марта принято дарить подарки, на День Победы люди посещают места, связанные с памятью о войне. У праздников есть узнаваемая символика — украшенные елки, открытки, георгиевские ленточки и так далее.
Однако государственный праздник может «уйти в народ» только при одном условии: если государство наполнит соответствующую дату внятным социально-политическим содержанием. В советское время государственным праздникам придавалось огромное значение, они превращались в своеобразные отчеты руководства страны перед гражданами. Сейчас ни День России, ни День Конституции, ни День Государственного флага России, ни День народного единства не имеют внятной идеологической «начинки». Место этих праздников в государственной политике не вполне ясно даже руководству страны.
«Как вы оцениваете ситуацию с государственными праздниками в России? Что надо сделать, чтобы эти праздники стали по-настоящему народными?» — с такими портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.
Главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский объясняет, что за каждым любимым народом праздником стоит личное серьезное переживание празднуемого события. Именно поэтому тот же День Победы поистине любим всенародно. «Людей может сплотить лишь тот праздник, который каждый проецирует на себя и находит в нем отражение своей истории: это и семейный праздник — Новый год, традицией которого является сбор всех близких люде за одним столом, и День Победы как величайший день спасения не только нашей страны, и в семье каждого русского человека найдется участник или очевидец тех событий», — объясняет священник. «К примеру, День народного единства не может восприниматься иначе как некая дата, связанная с событиями давней старины, о которых и знают-то немногие, не говоря уже о настоящем понимании. И пока эту дату не наполнят богатым историческим содержанием, не донесут до народа всю полноту ее ценности, надеяться на то, что праздник станет действительно всенародным — нельзя», — подытожил отец Максим.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил необходимость более внятного идейного обоснования праздников. «Если День народного единства соотнесен с победой над Смутой, то надо больше популяризировать именно эту дату. Одним отснятым фильмом „1612“ тут не отделаешься: возвращением исторической памяти необходимо заниматься на государственном уровне. События 1612 года действительно имели судьбоносный характер для нашей страны, и людям надо про это напоминать — тем более сейчас, когда мы стоим перед задачей укрепления и возрождения России, — напоминает отец Андрей. — Абсолютно разное восприятие современных праздников народом происходит из-за того, что до сих пор нет целостной картины русской истории. Весь советский период идеологически не осужден, правильные акценты не расставлены. И люди до сих пор попросту не знают, как объяснить себе появление нового праздника на фоне отмены прежних».
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает почти полное отсутствие общенародных праздников следствием отсутствия единства в самом народе. «Это следствие трагической истории ХХ века — тех событий, которые явились итогом предыдущего развития России и тех великих грехов ее элиты по отношению к простому народу, который до середины XIX века оставался в рабском крепостном состоянии. В этом одна из главных причин революции 17-го года, о чем убедительно пишет проф. А.Б. Зубов. И вот в народе нет единства, нет согласия. Мы в бедственном состоянии, мы чувствуем себя потерянными в историческом времени. Преодолеть это состояние можно только правильной и с христианской, и с патриотической точки зрения, покаянной оценкой нашей истории ХХ века. Никто, кроме нас, нашего народа во всей его полноте сделать этого не может. Да, многое уже сделано. Но все равно еще очень многие пребывают в заблуждении и неведении, в апатии, не желая ничего оценивать и понимать. Это свидетельствует о не преодоленном до сих пор кризисе советского периода русской истории», — заключил протоиерей.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, отметил, что главный государственный праздник действительно должен объединять всех граждан независимо от их национальности и вероисповедания, и это объединяющее начало должно жить в памяти хотя бы нескольких поколений. «Но это объединяющее начало должно реально присутствовать и в официальной четко сформулированной государственной идеологии. К сожалению, День национального единства таким всех объединяющим и народным праздником пока не стал. В популярности он все-таки многократно проигрывает Дню Победы. Видимо, одного желания перенести праздничную дату с годовщины октябрьского переворота недостаточно», — добавил он.
Иерей Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, отметил, что первую очередь нужно думать о народе, тогда и праздники будут народными. «Учреждая праздник, государственная власть должна принять во внимание ряд факторов. Надо учитывать разницу между праздниками религиозными и светскими. Не всегда их смешение приводит к положительному результату и росту популярности. И, безусловно, надо учитывать в первую очередь интересы простых людей. Вот, например, далеко не все могут себе позволить на новогодние праздники уехать в теплые края на целых десять дней, но очень многим хотелось бы уделить больше внимания своим огородам в весенние дни», — добавил священник.
Протоиерей Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, уверен, что День национального единства — один из немногих праздников, который связан с таким событием русской истории, мимо которого нельзя пройти, и очень правильно, что этот день отмечен как выходной и праздничный. «Очень важно, что он связан и с церковным праздником. Перенести выходной с 7-го на 4 ноября было напрашивающимся шагом, потому что отмечать день переворота, за которым последовали реки крови, недопустимо. Равнодушие к новому празднику объясняется непониманием значения того события, с которым он связан, что, в свою очередь, вызвано элементарным незнанием истории. Детям нужно прививать любовь к отечественной истории. И поэтому, в частности, школьные учебники должны писать, рецензировать и выпускать люди, которые дорожат русской историей», — заключил священнослужитель
Протоиерей Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), считает, что для верующих людей День народного единства подходит как нельзя лучше. «Во-первых, это день Казанской иконы Божьей Матери, и с добавлением государственной составляющей 4 ноября приобретает еще более серьезный масштаб как великий день избавления от смуты. Вообще праздники должны быть с духовным содержанием. Когда они не имеют глубины, то и народ их не воспринимает. К сожалению, люди не очень хорошо знают историю, чтобы правильно понимать и принимать День народного единства, — убежден священник. — У нас прекрасно сохранилась память о Великой Отечественной войне, даже о войне 1812 года народ сможет хоть что-то рассказать, а вот XVII век незаслуженно забыт. Надо вести больше разъяснительной работы, объяснять, что именно мощное народное движение спасло нашу страну от гибели».
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает 7 ноября скорее поводом для скорби, чем для праздника. «Ничего праздничного в нем нет. „Праздник“, в основании которого лежит государственный переворот — продукт мистификации советских идеологов, и что люди начинают постепенно это понимать, — это, безусловно, хорошо. Замена 7-го на 4 ноября представляется очень уместной и логичной. Нашествие польско-литовских захватчиков поставило под угрозу само существования России, и освобождение от интервенции объединило всех жителей России. Я думаю, со временем понимание значения этого события будет укрепляться и постепенно День национального единства войдет в число действительно народных праздников», — добавил отец Тихон.
Русская линия
Сайентологи зарвались
Сектанты подали в суд на Архангельскую епархию
Напомним, что в сентябре директор «Праксис-Карьеры», член Международной ассоциации сайентологов и Всемирного института сайентологических предприятий (WISE) Райля Фофанова направила на имя епископа Архангельского и Холмогорского Даниила претензию с требованием в десятидневный срок удалить с епархиального сайта все критические материалы о деятельности сайентологов в Архангельске.
Причиной выдвинутого ультиматума стало размещение на сайте епархии статьи корреспондента информационного агентства «Православие на Северной земле» Александра Иванова «Праксис-Карьера» на службе саентологии". В связи с отказом Архангельской епархии удалить статью, сайентологи решили добиться этого через суд.
По словам епископа Архангельского и Холмогорского Даниила, поданный иск является очередной попыткой сайентологов запугать и заставить молчать своих критиков.
«Саейнтологи очень плотно обосновались в Архангельской области, проникли во многие бизнес-структуры, активно сотрудничали с госучреждениями и даже с правительством области. Секта позиционирует себя как респектабельное образовательное агентство, но это всего лишь маска, под которой проступает страшный лик. Страшный — потому что цель этой организации состоит в разрушении традиционных ценностей и самосознания людей, превращении их в рабов сектантской идеологии. А это уже удар по нашей государственности, которое базируется на традиционной культуре. Сайентологи люто ненавидят Россию, русских людей, считая их неполноценными. Я не могу с этим согласиться и призываю общество объединиться и дать этим деструктивным силам отпор», — заявил епископ Даниил в сообщении размещённом на сайте епархии.
«Праксис-Карьера» требует удалить с сайта всю критику о деятельности сайентологов. Они этого не дождутся! Не только не уберем, но и дальше будем публиковать информацию об этой секте и тех, кто за ней стоит", — подчеркнул владыка.
Примечательно, что с одновременно подачей иска против епархии «Праксис-Карьера» объявила месячник сайентологических семинаров. Так, 27−28 октября в Архангельске прошли два семинара члена Всемирного интститута сайентологических предприятий (WISE) Андрея Владимировича Круглова. 11 и 17−18 ноября Поморскую столицу с лекциями посетит прихожанин московской «Церкви саентологии» Вадим Мальчиков. 30 ноября в «Праксис-Карьере» выступит еще один консультант WISE Андрей Гуреев. 8−9 декабря своим визитом Архангельск порадует видный российский сайентолог Александр Байдюшев. Отметим, что несмотря даже на внесение трудов Рона Хаббарда в федеральный список экстремистских материалов, визиты его последователей в Поморье заметно участились.
Как уже сообщала РЛ, 6 июня 2011 года независимое информационное агентство «Православие на Северной земле» опубликовало расследование о деятельности международной тоталитарной секты «Церковь сайентологии» в Архангельской области. Как пишут журналисты издания, «саентологи действуют под вывесками образовательного центра „Праксис-Карьера“ и центра прикладного образования ESL — Архангельск».
«Директора архангельских компаний, тратящие десятки и сотни тысяч рублей на обучение своих сотрудников на саентологических семинарах в „Праксисе“, и не предполагают, что учение Лафайета Рона Хаббарда (ЛРХ — так принято называть в секте „отца-основателя“) делит всех людей в мире на две группы: саентологов и „вогов“. „Вог“ — это английское бранное слово, обозначающее „восточного человека“ и близкое по смыслу к английскому „ниггер“ или русскому „чурка“. „Вог“ — это каждый представитель архангельского бизнеса, отдавший деньги в „Праксис-Карьеру“. И у него есть уникальный шанс стать „клиром“ (чистым) — саентологом-суперменом с „очищенными мозгами“. Для этого нужны деньги и безграничная преданность делу саентологии. Вот почему на каждом семинаре и тренинге „Праксиса“ аудитории предлагают покупать книги Хаббарда и внушают, что без них успех в бизнесе невозможен.
Сотрудники Архангельского центра занятости, направляющие в „Праксис-Карьеру“ людей, которые ищут работу, знать не знают, что на языке секты такие люди называются „сырым мясом“ — расходным рабочим материалом. Бывшие сотрудники „Праксиса“ рассказывают, что им приходилось отправлять по 30 факсов в день и делать сотни звонков с приглашением на „бизнес-учебу“. За это руководство платило 5 тысяч рублей в месяц и жестко требовало все новых и новых „рекордов“. Психологический износ наступал очень быстро, но текучка кадров в „Праксисе“ никого не смущала — центр занятости продолжал поставлять „новое мясо“», — отмечается в публикации.
В расследовании подчеркивается, что «в „белом“ списке „Праксис-Карьеры“ значатся важнейшие стратегические предприятия региона, включая секретные оборонные заводы. Каждый разговор сотрудника образовательного центра с представителем любой организации строго фиксируется. В специальные базы данных заносятся имена, должности, контактные телефоны, e-mail, информация о бизнесе, отношении и опыте участия в саентологических семинарах.
Каждому клиенту „Праксиса“ предлагается заполнить подробнейший тест о ведении бизнеса, включая информацию о текущих проблемах и финансовом состоянии. На каждом семинаре выдаются все новые и новые анкеты и опросы. Таким образом, формируется уникальное досье, которое, несомненно, будет интересно как конкурентам, так и западным спецслужбам, интересующимся ситуацией в российском бизнесе».
«Цель Международной ассоциации саентологов — покорить весь мир и установить в нем единственную религию, придуманную писателем-фантастом Л.Р.Хаббардом для заработка денег. Именно эту цель преследует и деятельность архангельского образовательного центра „Праксиса-Карьеры“. ..Который год саентологи пытаются проникнуть и в ведущие образовательные учреждения области. Одна из целей — Северный (Арктический) федеральный университет. Это неудивительно, если учесть ту борьбу, которая разгорелась в мире за доминирование в Арктике», — пишут журналисты ИА «Православие на Северной земле».
Русская линия
Пан Ги Мун: В Косово наблюдается рост насилия
Генеральный секретарь ООН констатировал факт резкого увеличения числа нападений на сербов за последние три месяца
По мнению секретаря ООН, отправной точкой для новой волны насилия стала провалившаяся акция албанского спецподразделения «РОСА» по захвату административных переездов Брняк и Яринье на границе края и Сербии. Как писала РЛ, она произошла 25 июля этого года без координации с международными организациями. Именно после этого события наблюдается резкий рост числа нападений на сербов и других неалбанцев на всей территории Косово и Метохии.
Пан Ги Мун выразил надежду, что Совет безопасности будет способствовать тому, чтобы конфликтующие стороны ответственно отнеслись к предотвращению эскалации насилия на территории Косово и Метохии.
Отметим, что четвертый месяц продолжается баррикадное противостояние на севере Косово. За последнее время представители международных сил предприняли несколько попыток разрушить баррикады, возведенные сербами с целью недопущения захвата КПП на административной границе с Сербией таможенной службой и полицией албанских властей из Приштины.
4 ноября сербы построили новую большую баррикаду около административного переезда Брняк на пути Зубин Поток — Рибаричи. Ее предшественница была накануне демонтирована совместными усилиями немецких и французский воннослужащих KFOR. Операция по устранению баррикады началась 3 ноября. Однако в то время как французы и немцы уничтожали одну баррикаду, сербы экскаватором насыпали рядом другую высотой 5 метров. При защите старой баррикады дошло до физического контакта между сербами и солдатами KFOR. Последние при этом использовали слезоточивый газ.
Возведение баррикад и блокирование путей осуществляется с целью не допустить того, чтобы таможенная служба подконтрольная албанским властям в Приштине взяла под контроль пункты Брняк и Яринье на административной границе с Сербией.
Русская линия
Протоиерей Всеволод Чаплин: «В экономике возможна и важна христианская этика»
В Храме Христа Спасителя прошел международный симпозиум «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков»
Организаторами мероприятия выступили Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Совет «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси, Клуб православных предпринимателей, банковская группа «UBI Banca», Фонд кардинала Поля Пупара (Римско-Католическая Церковь), Общественная палата Российской Федерации, Российская академия наук, Торгово-промышленная палата России, Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков России, Институт экономических стратегий РАН, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России».
В начале заседания участников симпозиума приветствовал президент Клуба православных предпринимателей доктор экономических наук А.И. Агеев.
Приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла огласил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Богатство должно быть результатом созидательного труда, благословленного Господом и способствующего исполнению Его замысла о мире», — подчеркивается в послании. «Хозяйствование только тогда может быть устойчивым, когда капитал является эквивалентом реальных ценностей, создаваемых человеком, — напоминает Святейший Патриарх. — Важнейшим залогом успешности трудов бизнес-сословия, поддержания его доброй репутации является также формирование нравственно здорового климата в деловых отношениях, в трудовых коллективах, что невозможно представить без утверждения высоких стандартов профессиональной этики».
В продолжение поднятой темы протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул, что в экономике возможна и важна христианская этика. По его мнению, современный кризис показывает, что деньги, оторванные от труда, не могут быть стабильными. Таким образом, безнравственная экономика обречена на поражение, убежден председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.
Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на тему «Духовно-нравственные аспекты современного экономического кризиса». Председатель ОВЦС напомнил, что экономические кризисы — далеко не новое явление в жизни человека. Но современная ситуация в мире, по его мнению, кардинально отличается от ситуации первой трети ХХ века. «Взаимопроникновение национальных экономик, взрывное развитие информационных технологий и транспортного сообщения, бурный рост „виртуальной экономики“, преобладание финансового сектора над реальным, поистине эпические миграционные потоки (достаточно вспомнить массовых исход из стран Северной Африки в результате революций „арабской весны“ в Тунисе, Египте, Йемене и Ливии) сделали мир таким, каким мы видим его сегодня. Череда проблем, потрясающих тот или иной регион мира или даже отдельную страну, не остается без последствий для всех остальных участников международных экономических отношений», — считает архипастырь.
В рамках программы симпозиума своими мнениями поделились кардинал Поль Пупар, председатель Совета директоров «UBI Banca» К. Файссола, президент Ассоциации российских банков России Г. А. Тосунян, представители государственной власти, российских и зарубежных деловых кругов, ученые. В числе присутствовавших на мероприятии был секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев.
Среди тем, которые были предложены к обсуждению в рамках симпозиума, проходящего по инициативе российских и итальянских представителей бизнес-сообщества под эгидой и при участии Русской Православной и Римско-Католической Церквей, — экономические, политические и правовые методы нравственного оздоровления общества; ценности профессиональной деловой этики как залог успешного развития экономики; этические основы банковского дела; социальная роль предпринимателя и ответственность его перед обществом; нравственные критерии устойчивого развития международной финансовой системы и перспективы построения «социального капитализма». В ходе мероприятия был представлен ряд деловых инициатив, направленных на решение социальных проблем.
Русская линия
Что делать, если в доме завёлся домовой?
Совет от протоиерея Димитрия Смирнова
«Батюшка, поясните, пожалуйста, кто такие домовые и как к ним относиться в православном понимании? У меня в квартире живёт один такой, и вреда от него нет, даже, наоборот, он проявляет себя как защитник жилища», — задал вопрос Сергей из Серпухова.
«Ну, привет ему, но всё-таки на всякий случай к психиатру обратитесь. По крайней мере, надо это исключить, потому что дух не может жить в доме. Для духа нет пространства, ограниченного стенами, он легко перемещается, и у него нет нужды в жилище. Это совершенно какая-то ну что ли другая вера.
Появление домового — это какое-то явление, а явление может быть двух порядков: либо это болезнь ума или души (как кому нравится), либо это просто дьявольское нападение. Если психиатр скажет, что „по моей части тут всё нормально“, надо пойти к приходскому священнику, он знает, что в таких случаях делать».
Русская линия
Фурсенко засобирался в отставку
При этом глава Министерства образования пообещал, что пока он на посту министра, ОПК в школах вводить не будут
Информация о том, что это произойдет после выборов при формировании нового правительства, ранее появлялась в прессе. Теперь сам Фурсенко публично признал, что ведомство может возглавить другой человек. В интервью «Эхо Москвы» он пояснил, что последнее слово — за руководителями страны. Ранее в прессе также появлялись сообщения о том, что Минобрнауки могут разделить на две отдельных структуры, отмечает радиостанция.
Свою позицию Фурсенко тем, что руководству возглавляемого им ведомства необходимо некое обновление. «В зависимости от того, какое решение будет принято премьером, президентом, я буду принимать решение, откликаться. Хотя я сказал, что, наверное, на их месте я бы учел первое соображение, а именно, что необходима определенная рокировка, и попробовал бы поставить каких-то новых людей. Но это их решение должно быть», — сказал Фурсенко в онлайн-интервью «Газете.Ru» в понедельник.
По его словам, он остается «долгожителем» среди министров образования и науки разных стран — и западных, и восточных, и южных, и что «на таких постах так долго не живут», и «это объяснимо многими обстоятельствами». «Я могу сказать, что за время моего пребывания в министерстве я уже дважды сменил команду. Хотя каждый из людей, который уходил из министерства, практически уходил вверх. Это тоже надо иметь в виду», — отметил Фурсенко.
Он сообщил также, что Минобрнауки не будет подвергнут каким-либо изменениям до мая будущего года. Отвечая на вопросы читателей портала, министр пообещал жестко контролировать выплату зарплат учителям в регионах и не вводить основы религии во всех школах до конца этого учебного года.
Русская линия
Блаженнейший митрополит Владимир чувствует себя нормально
По словам протоиерея Георгия Коваленко, в состоянии здоровья владыки начала прослеживаться положительная динамика
«Да», — сказал он, отвечая на вопрос, улучшилось ли состояние митрополита Владимира. При этом отец Георгий подчеркнул, что Блаженнейший владыка чувствует себя нормально, и это состояние стабильно. По его словам, 6 ноября митрополит Владимир причащался Святых Христовых Таин.
Как сообщает официальный сайт УПЦ МП, после причастия в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», Блаженнейший митрополит Владимир поблагодарил за молитвы всех, кто вспоминал его во время домашнего правила или за богослужением в храме.
Напомним, что Предстоятель Украинской Православной Церкви был госпитализирован 30 октября. Врачи оценивали состояние здоровья владыки как тяжелое.
Русская линия
Конец «транзитному волюнтаризму»
Дмитрий Медведев и Ангела Меркель откроют сегодня самый протяженный в мире морской газопровод — «Северный поток»
В церемонии также примут участие еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, премьер-министры Франции Франсуа Фийон и Нидерландов Марк Рютте. Всего на церемонию в Любмин на северо-востоке Германии, где магистраль выходит на берег, приглашены 420 гостей. Мощность первой нитки газопровода — 27,5 млрд кубометров в год.
Главная интрига проекта — сколько газа по нему будут получать Чехия и Словакия в обход Украины, которая сегодня является монополистом в доставке российского газа на эти рынки. Источник на газовом рынке сообщил, что поставки газа в эти страны по газопроводу «Северный поток» могут составить до 26 млн кубометров в сутки, или 9,5 млрд кубометров в годовом исчислении. Это значит, до 2/3 потребления газа в этих странах будет застраховано от транзитного волюнтаризма Киева. Кроме того, снизится и транзит газа через Украину в ФРГ.
Международное рейтинговое агентство Fitch уже посчитало, что запуск нового газопровода может иметь негативные последствия для «Нафтогаза Украины», рейтинг которого сейчас — «CCC» — всего на одну ступень выше дефолта. По мнению экспертов Fitch, объем транспортировки газа и выручка этой компании снизятся примерно на 20%.
Газопровод «Северный поток» пройдет через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая (район Выборга) до побережья Германии. Протяженность газопровода составляет свыше 1224 км. Мощность первой нитки — 27,5 млрд кубометров в год. Строительство второй нитки газопровода увеличит его пропускную способность до 55 млрд кубометров.
Проект реализует совместное предприятие Nord Stream AG. «Газпрому» принадлежит 51% в компании, Wintershall и E. ON Ruhrgas — по 15,5%, Gasunie и GDF Suez — по 9%.
После торжественной церемонии запуска «Северного потока» руководители стран, а также еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер пообщаются за рабочим завтраком.
Во второй половине дня Медведев вернется в Берлин, где встретится с представителями германских деловых кругов, также будут обсуждаться различные аспекты культурно-гуманитарного сотрудничества.
Как сообщил помощник президента Сергей Приходько, «лидеры России и Германии традиционно не обойдут стороной вопросы, связанные с трудными страницами новейшей истории двух стран». «Уже осуществляется предварительная проработка — в том числе по линии совместной российско-германской комиссии по изучению новейшей истории двусторонних отношений — возможных акций, приуроченных к 70-летию Победы», — пояснил он.
Обсуждение экономической тематики, прежде всего взаимодействия в газовой сфере, Медведев продолжит с Меркель в ходе мероприятий в Любмине. Приходько не исключил, что с канцлером Германии «как с нашим ближайшим партнером в Европе традиционно состоится обмен мнениями по ситуации вокруг ЕвроПРО» и, возможно, и движения к безвизовому режиму между Россией и ЕС.
На встречу с Президентом России приглашены 16 представителей германского бизнеса — это верхушка компаний, которые уже активно работают на российском рынке. Среди них, в частности, будут руководители Siemens, Deutsche Bank, E. ON Ruhrgas, Knauf, RWE, Меtrо. Президент ответит на вопросы предпринимателей.
Русская линия
Ошибочка вышла
Президент Эстонии заявил, что он пошутил, сказав об отсутствии ресторанов в Эстонии в советское время
От имени попавшего в крайне неудобное положение главы Эстонии с прессой объяснился его начальник пресс-службы Тоомас Силдам. В частности, он процитировал последнее интервью Ильвеса газете Helsingin Sanomat, в котором президент Эстонии сказал: «многое из моего юмора основано на языке, и люди часто не понимают моих шуток», передает Delfi.
Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес в интервью The Guardian заявил о том, что в республике «так же, как и в остальной Восточной Европе, в коммунистическое время не было никакого обслуживающего сектора. Здесь не было ресторанов. Не было выбора. Это все должно было измениться».
В эстонских СМИ эти слова вызвали весьма бурную реакцию, как среди русскоязычных, так и среди эстонских читателей. В комментариях на газетных сайтах главе государства напомнили, что он ничего не мог знать о жизни в советской Эстонии, так как родился в Швеции, а жил в США, откуда впервые попал в Эстонию уже после восстановления независимости республики.
Комментаторы отмечают, что рестораны в Эстонии не только были, но и качество обслуживания в них, питание были на высоком уровне.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день взятия столицы Сибирского ханства русскими казаками, мы вспоминаем царского дворцового коменданта В.А.Дедюлина и русского писателя И.А.Бунина
Во второй половине XVI в. Ермак в течение 20 лет возглавлял казачью станицу, между Волгой и Доном, участвовал в Ливонской войне, совершил набег на ногайцев. Современники характеризовали Ермака как мужественного человека и мудрого предводителя: в Ремезовской летописи сказано, что Ермак был «весьма мужествен и разумен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, возраст средний, и плоск и плечист». Уральские купцы и солепромышленники Строгановы пригласили Ермака и его казаков для охраны собственных владений от нападений сибирских татар. Ермак дал согласие, и отряд казаков в 540 человек 1 сентября 1582 г. отправился в Западную Сибирь для борьбы с ханом Кучумом. Казаки одержали ряд побед над сибирскими татарами, разгромили на берегу Иртыша главное войско хана Кучума и заняли столицу Сибирского ханства Кашлык. После этого Сибирское ханство распалось, а Кучум ушел в степи. Узнав об успехах Ермака, русское правительство направило ему помощь. Однако борьба с Кучумом не была завершена. В 1585 г. Ермак с небольшим отрядом казаков попал в засаду, подстроенную сибирским ханом. Будучи раненным, он попытался переплыть приток Иртыша р. Вагай, но тяжелая кольчуга — дар Царя Ивана IV Грозного — потянула его ко дну, и он утонул.
Сегодня также день памяти Санкт-Петербургского градоначальника, дворцового коменданта генерала В.А.Дедюлина, скончавшегося в 1913 году.
Владимир Александрович Дедюлин родился 12 июля 1858 г. в старинной дворянской семье. Получив образование в Пажеском корпусе, Дедюлин прямо со школьной скамьи, попал на фронт Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. Состоя ординарцем легендарного генерала И.В.Гурко, 19-летний корнет участвовал в сражениях, зарекомендовав себя храбрым и исполнительным офицером. По окончании войны, Дедюлин поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, по окончании которой по первому разряду, был призведен в капитаны и определен на службу офицером для особых поручений в штаб Харьковского военного округа. К 1901 г. Дедюлин выслужил генеральское звание и в 1903 г. был назначен начальником штаба Отдельного корпуса жандармов, а через полтора года занял должность С.-Петербургского градоначальника (17 янв. 1905). Оказавшись на этой должности в период начавшейся революционной смуты, Дедюлин оказался первым и почти единственным человеком, который смело выступил в защиту монархистов. Он не побоялся принять под свое покровительство нарождавшийся Союз Русского Народа и совместно с генерал-губернатором С.-Петербурга Д.Ф.Треповым принялся за прекращение в столице революционных беспорядков.
31 декабря 1905 г. Дедюлин был назначен командиром Отдельного корпуса жандармов, а его место на посту градоначальника, занял другой видный монархист В.Ф.фон-дер Лауниц. В следующем 1906 г. Дедюлин был назначен на должность дворцового коменданта, в которой состоял вплоть до своей кончины, входя в ближайшее окружение Императора Николая II. В 1909 г. он был произведен в генерал-адъютанты, а в 1912 г. — генералы от кавалерии. Являясь дворцовым комендантом, Дедюлин покровительствовал монархическому движению, особо симпатизируя Русскому Народному Союзу им. Михаила Архангела и лично его лидеру В.М.Пуришкевичу.
Сегодня мы также вспоминаем известного русского писателя, почетного академика Петербургской Академии наук И.А.Бунина, скончавшегося в 1953 г.
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 г. в Воронеже в семье мелкопоместного, но принадлежащего к старинному роду дворянина. Его детство протекало на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Поступив в 1881 г. в гимназию в Ельце, Иван проучился там всего пять лет, так как семья не имела на это средств, завершать гимназический курс пришлось дома. С 1889 г. Бунин начал публиковаться как в провинциальной, так и в столичной периодике. А в 1891 г. вышел первый сборник стихов Бунина. Но переломным в судьбе писателя оказался 1895 г. В это время Бунин переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства с Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, М.Горьким.
Публикация в 1900 г. рассказа Бунина «Антоновские яблоки», стало его восхождением на литературный Олимп. В этот период к писателю и поэту приходит широкая литературная известность: за стихотворный сборник «Листопад» (1901), а также за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1896), Бунину была присуждена Российской академией наук Пушкинская премия, а позже, в 1909 г. он был избран почетным членом Академии.
Впрочем, реалиста Бунина часто критиковали за «беспощадную правду» его письма. В 1915—1916 гг. выходят его сборники рассказов «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско». В прозе этих лет ширится представление писателя о трагизме жизни мира, об обреченности и братоубийственном характере современной цивилизации.
Февральскую революцию Бунин воспринял с болью, предчувствуя предстоящие испытания. Октябрьский переворот только укрепил его уверенность в приближающейся катастрофе. Дневником событий жизни страны и размышлений писателя в это время стала книга публицистики «Окаянные дни» (1918). Бунин уезжает из Москвы в Одессу (1918), а затем — за границу, во Францию (1920).
Творчество эмигрантского периода Бунина пронизано мыслью о России, о трагедии русской истории ХХ века, об одиночестве современного человека. В 1933 г. он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину и указ советского правительства 1946 г. «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи..» назвал «великодушной мерой». Но вернутся на родину, он так и не решился. Похоронен Иван Алексеевич на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Русская линия
В Москве построят храм памяти жертв «Норд-Оста»
Белая шатровая церковь будет высотой в 32 метра, увенчанная девятью золотыми куполами будет вмещать 570 человек.
Напомним, что трагедия в театральном центре на Дубровке произошла осенью 2002 года. В здание, где шло представление мюзикла по патриотическому роману Вениамина Каверина «Два капитана», ворвалась вооруженная группа из 40 бандитов и взяла в заложники 912 человек, в том числе женщин и детей. Спустя почти трое суток произошел штурм здания, в результате которого террористы были уничтожены, а оставшиеся в живых заложники освобождены. В результате теракта погибли 130 заложников.
Русская линия
В Екатеринбурге состоялось первое заседание Архиерейского совета Екатеринбургской митрополии
На Архиерейском совете были рассмотрены вопросы координации деятельности епархий, составляющих Екатеринбургскую митрополию. Обсуждались насущные проблемы, которые требуют первоочередного решения в новообразованных епархиях.
В частности, рассматривались планы взаимодействия со светскими образовательными учреждениями.
Также на заседании Архиерейского совета митрополии были определены кафедральные соборы епархий. Ими стали Свято-Троицкие храмы городов Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского.
Русская линия
В Риге восстановили купол Христорождественского собора
В рамках акции, инициированной в 2004 году меценатом Гунтисом Рависом, купол звонницы возродился в первозданном облике. Воссоздан купольный крест, поверхность купола полностью позолочена.
Восстановление купола длилось 10 месяцев. Работа была разделена на несколько этапов, что позволило максимально точно воссоздать исторический облик купола в соответствии с видением создателя храма, балтийско-немецкого архитектора Роберта Пфлюга.
На первом этапе акции в 2005 году был обновлен фасад собора, а в конце 2010 года были завершены работы по внутреннему убранству. Также воссоздан купольный крест, причем его детали вырезались лазером из нержавеющей стали, затем шлифовались и сваривались между собой.
Русская линия
Администрация Обамы: с инопланетянами не общаемся
«Тем не менее, это не означает, что проблема существования жизни на других планетах не обсуждается и не исследуется. Существует несколько проектов, работающих над тем, чтобы определить, есть ли жизнь вне Земли», — говорится в сообщении Белого дома.
В качестве примеров подобных проектов приводится SETI — Агентство по поиску инопланетян, созданное при помощи NASA, однако затем перешедшее под крыло частных компаний. Оно выступает в качестве «гигантского уха» Земли, фиксируя сигналы из космоса, принимаемые телескопами.
Космический аппарат Nasa «Кеплер», выведенный на орбиту, занимается поиском планет, подобных Земле, в разных уголках космоса. Такие небесные тела могут находиться в так называемой зоне Златовласки — не слишком жарком и не слишком холодном для обитания живых организнов пространстве звездной системы.
Кроме того, в ближайшее время NASA планирует запустить проект марсианской научной лаборатории Curiosity. Лаборатория будет представлять собой марсоход величиной с автомобиль. Она будет исследовать горные породы, почвы и другие геологические образования Красной планеты в поисках форм жизни, которые существуют или когда-то существовали на Марсе.
Заявление Белого дома стало ответом на петицию, которую подписали около 17 тыс. американцев.
Русская линия
В России появились бэби-боксы
У брошенных новорождённых детей есть теперь шанс выжить
Родителям обещают полную анонимность, видеокамера направлена в другую сторону, возле бэби-боксов никто не дежурит. Родителям дается возможность передумать: в течение 30 секунд можно забрать ребенка обратно, но если этого не произойдет, дверь блокируется изнутри.
Многие признают: бэби-бокс — порой единственный шанс спасти жизнь брошенным младенцам, которые, как известно, часто оказываются в помойках и сугробах. За первым в России экспериментом будут наблюдать коллеги из других регионов. Результаты по Краснодарскому краю организаторы проекта обещают объявить в ближайшие месяцы.
Русская линия
Умер знаменитый советский футболист и тренер Валентин Иванов
Иванов всю свою жизнь посвятил только одной команде — «Торпедо». С 15 лет пошёл работать на завод слесарем и стал играть в заводской команде, где его и заметил Георгий Жарков. В 1952 году его пригласили в команду «Торпедо», где уже через год он стал входить в основной состав, несмотря на большую конкуренцию и свой молодой возраст. Вместе с ним в «Торпедо» играли Эдуард Стрельцов, Валерий Воронин, Слава Метревели, Геннадий Гусаров, Виктор Шустиков и многие другие. Самым звёздным сезоном и для команды, и самого Валентина Козмича стал 1960 год, когда «Торпедо» сделало дубль, выиграв чемпионат и Кубок СССР, а сборная команда стала чемпионом Европы.
За время его руководства клубом, команда стала чемпионом СССР в 1976 году, выигрывала Кубок СССР. В 80-е у Иванова была самая стабильная команда, два подряд выхода в финал Кубка СССР, В 1992 году Валентин Козьмич уехал в Марокко, где тренировал клуб «Раджа». В 1993 году Иванов вернулся в Россию и некоторое время тренировал московский «Асмарал». В 1994 году Валентин Козьмич снова возглавил «Торпедо» и работал с ним до 1998 года. В 2003 Иванов был назначен главным тренером «Торпедо-Металлург».
Русская линия