Митрополит Иларион: У Русской Церкви нет никакой необходимости менять существующий календарь
Глава ОВЦС МП подчеркнул, что вопрос отказа от юлианского календаря не стоит на повестке дня, и «не нужно поднимать этот вопрос и обсуждать его»
«Я думаю, что такая ситуация будет сохраняться еще довольно долго, потому что ни у Русской Церкви, ни у Иерусалимской Церкви, ни у Афона нет никакого желания, никакой необходимости или потребности менять существующий календарь. Хотя если бы такая потребность возникла, Церковь, повторю, была бы вправе вносить изменения в существующий календарь», — заявил владыка.
«Вопрос о новом календаре был поставлен в 20-е годы прошлого века на Межправославном совещании в Константинополе, и некоторые поместные Церкви согласились перейти на новый стиль, а другие — приняли решение по-прежнему придерживаться старого стиля. В их числе: Церкви Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, а также Афон, который находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата», — напомнил архипастырь.
При этом митрополит Иларион подчеркнул, что «календарь не является некоей „священной коровой“, которую нельзя трогать». «Он не является чем-то священным сам по себе, потому что юлианский календарь, по которому мы живем, — это светский календарь Римской империи, который не христианами был придуман, а унаследован ими от Древнего Рима. Григорианский календарь придуман Католической Церковью в Средние века, и католики сейчас по нему живут. Тот календарь, который сейчас используется некоторыми Поместными Православными Церквами и именуется новым стилем, — это не григорианский, а так называемый новоюлианский календарь. Он сегодня совпадает с григорианским и будет совпадать еще несколько веков, а потом между ними будет расхождение в один день».
«Все это связано с тем, что человечество в ходе своей истории постоянно уточняет астрономические данные, и юлианский календарь, которым сегодня мы с вами пользуемся, является неточным по отношению к астрономическому году. Григорианский календарь тоже неточен по отношению к астрономическому году, но эта неточность меньше, чем у юлианского календаря. Таким образом, сам по себе календарь не является чем-то священным и незыблемым. Церковь вправе менять его, если сочтет нужным», — заявил глава ОВЦС МП.
«Если бы было желание, согласие церковного народа, если бы была реальная потребность в этом, то Церковь вполне могла бы принять решение о переходе на новый стиль или о создании еще какого-то календаря — все это находится во власти Церкви. Но поскольку такой потребности у Церкви нет, поскольку церковный народ удовлетворен календарем, который у нас сейчас имеется, то не нужно поднимать этот вопрос и обсуждать его», — подчеркнул владыка Иларион.
Русская линия
Патриарх Кирилл: «Красота не дается человеку без труда»
В праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи Предстоятель РПЦ совершил Божественную литургию в Щелковском Троицком соборе
Его Святейшеству сослужили: Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископ Ярославский и Ростовский Пантелеимон; архиепископ Можайский Григорий; архиепископ Самарский и Сызранский Сергий; архиепископ Истринский Арсений; епископ Илиан (Востряков); епископ Видновский Тихон; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий; епископ Серпуховской Роман; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков; секретарь Московского епархиального управления протоиерей Александр Ганаба; благочинный церквей Щелковского округа Московской епархии, настоятель Троицкого собора г. Щелково протоиерей Андрей Ковальчук; духовенство Московской областной, Самарской и Волгодонской епархий.
На богослужении присутствовали губернатор Московской области Б.В. Громов, глава Щелковского муниципального района Московской области А.М. Ганяев, глава администрации городского поселения Щелково Т.Б. Ершова, генеральный директор ЗАО «Щелковохлеб» И.В. Ларин, мэр города Волгодонска В.А. Фирсов.
За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского и Сальского. На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел архиепископа Ярославского и Ростовского Пантелеимона в сан митрополита в связи с 70-летием со дня рождения.
По окончании богослужения Святейший Патриарх напутствовал новохиротонисанного владыку Корнилия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции епископ Корнилий преподал богомольцам первое архипастырское благословение.
От лица духовенства и мирян Московской областной епархии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который преподнес Его Святейшеству список Тихвинской иконы Божией Матери. Затем Предстоятель обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«С радостным чувством я совершил сегодня Божественную литургию в величественном Свято-Троицком храме в городе Щелкове. Замечательное пение, прекрасное душевное состояние людей, слаженная служба — все это действительно являло собой красоту Православия, красоту нашей веры. Но мы знаем, что эта красота не дается человеку без труда. Не было бы огромных усилий вашего архипастыря — Высокопреосвященного митрополита Ювеналия, благочинных, духовенства и всех вас, мои дорогие, — ничего бы этого не было. Но сегодня Московская область, как ни один другой регион России, украшена почти полутора тысячами храмов, многие из которых являются либо архитектурными памятниками, либо шедеврами современной храмовой архитектуры. И за всем этим — годы упорного труда, и не только по изысканию средств, подбору архитекторов и строителей, получению различного рода разрешений. Самое главное, что было в минувшие годы, — это поиск человеческих сердец. И только потому, что в сердце народа нашего присутствует горячая православная вера как некое чудо, как некий действительно Божественный дар, сохранившийся в самых невыносимых, ни с чем не сравнимых условиях, только потому и создаются сегодня храмы Божии по лицу всей Святой Руси: с одной стороны, как знак милости Божией к нам, к нашему народу, с другой — как рукотворные памятники тем, кто жизнь свою отдает ради духовного возрождения народа.
Подмосковная церковная жизнь очень богата и разнообразна. Здесь не только самое большое на всем каноническом пространстве Русской Церкви количество храмов. Здесь активно осуществляется работа по различным направлениям, столь необходимым сегодня для того, чтобы весть о Христе достигла сердец современных людей. И я хотел бы особенно поблагодарить и Вас, владыка митрополит, и уважаемого Бориса Всеволодовича за большую работу, которая осуществляется в сфере образования, в сфере диалога Церкви с институтами гражданского общества, в области молодежного служения, социальной и благотворительной деятельности. Все это не слова, не параграфы годового отчета — это реальная жизнь людей, которая, несомненно, становится духовно все более богатой», — заключил Патриарх Кирилл.
Русская линия
Протоиерей Димитрий Смирнов: «У партии „Яблоко“ есть хозяева, недружественные к русскому народу»
Глава Синодального отдела призвал россиян отказаться от поддержки политической партии «Яблоко», одним из главных пунктов которой является поддержка абортов
«Все мы знаем, что теперь появилась такая брезжащая возможность даже таким карликовым партиям, как „Яблоко“, пройти в Государственную Думу. Интересно то, что одним из постулатов этой партии, которая опять сейчас обретает голос, является борьба за право женщины сделать аборт. Это говорит о том, что люди, которые объединились в эту партию, несмотря на то, что они очень много говорят, например, о борьбе с коррупцией, просто делают демагогический ход. На самом деле они являются рупором так сказать „незнамо кого“. Во всяком случае, не людей, которые дружественно относятся к нашему народу» — заявил отец Димитрий.
Он отметил, что, согласно данным разных опросов, уже почти половина населения России выступают против абортов. А партия «Яблоко» продолжает оставаться «на тех старых, уже сгнивших заживо либеральных позициях в этом отношении». И это печально, так как «они позиционируют себя как партия интеллигенции» с одной стороны, а с другой «показывают свою демагогическую сущность, и это указывает на то, что у партии есть хозяева, не дружественные к нашему народу».
«Это всё равно, что накануне выборов говорить: „Мы ненавидим русский народ!“ — отметил глава Синодального отдела. — Раз они осмеливаются это делать и для них этот либеральный постулат важнее существования нашего народа — это говорит о том, что у них есть заказчик».
В завершение своего обращения отец Димитрий обратил особое внимание на то, что голосуя за «Яблоко», мы фактически голосуем за аборты, а «такие вещи для нашего народа совершенно неприемлемы».
Русская линия
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Демонстрация торжества порока противоречит справедливым требованиям морали»
Глава Синодального отдела ответил многочисленным «обращенцам» из «ЛГТБ» организаций
В связи с поступлением многочисленных обращений в адрес Русской Православной Церкви по вопросам пропаганды гомосексуализма и деятельности «ЛГБТ-организаций» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин направил ряду авторов упомянутых обращений ответ, текст которого приводится на сайте Синодального Отдела по взаимоотношению Церкви и общества:
«В ответ на обращения, направленные на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, хотел бы пояснить следующее.
Мужеложство, скотоложство, педофилия, кровосмешение и многие другие грехи, связанные с половой разнузданностью, долгое время сопровождают человеческое общество. Как и любой грех, при отсутствии покаяния они лишают человека будущности в жизни вечной. В Священном Писании недвусмысленно говорится: „Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют“ (1 Кор. 6:9−10).
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (ХII.9) говорится: „Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма не половым извращением, но лишь одной из „сексуальных ориентаций“, имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека. Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку“.
Позицию Русской Православной Церкви по данному вопросу разделяют все традиционные религиозные общины России. В документе, принятом на заседании Межрелигиозного совета России 13 апреля 2011 года, говорится: „К сожалению, есть группы людей, пусть небольшие, которые считают эти греховные явления нормальными, дозволительными, подлежащими публичной манифестации и навязчивой рекламе, которая вызывает протесты во многих европейских и иных государствах. Однако мы выступаем в защиту прав того абсолютного большинства, которое считает гомосексуализм грехом или пороком и не желает, чтобы людям навязывали противоположную точку зрения через публичные акции, СМИ, образование, „правовые“ или политические решения. Просим государственную власть Российской Федерации защищать не только интересы различных меньшинств, но и права большинства населения страны, и не позволять проводить акции, заведомо оскорбляющие нравственные чувства граждан России, которые понимают, что только союз мужчины и женщины образует полноценную семью“.
Уже и в земной жизни мнимое удовольствие, которое получают грешники, в скором времени оборачивается разочарованием, страданиями, дальнейшим нравственным падением. Наконец, оно ведет человека к полной утрате перспективы быть счастливым. Пастырский опыт показывает, насколько опустошенную, полную отчаяния душу имеют те, кто пережил грех однополых сексуальных связей. Именно внутренняя неуверенность в обретенном на миг ложном удовольствии заставляет толпы духовно нездоровых людей проводить шествия и другие шумные мероприятия. У них создается иллюзия коллективного счастья, они пытаются скрыть за громкими словами свои проблемы, свое одиночество. Поэтому Церковь, как и многие века назад, продолжает протягивать этим людям многократно отвергаемую руку помощи в борьбе с губительной страстью.
Особую опасность пропаганда гомосексуализма представляет для детей и юношей, подчас особо подверженных внушению. Небезызвестно, что именно на молодежь и подростков эта пропаганда подчас направлена, прежде всего. Агрессивность продвижения гомосексуальных взглядов, в том числе под прикрытием защиты прав человека, носит явно провокационный характер. Менее всего активисты упомянутого движения принимают во внимание права других лиц, даже не задумываясь о том, что их поведение может быть оскорбительным для окружающих. В то же время международное право признает допустимым ограничение прав человека в интересах защиты прав других лиц, подчеркивая, что каждый человек имеет право на защиту его моральных интересов. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться тем ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, стт. 9, 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Подчеркиваю, что демонстрация торжества порока, олицетворением которой является деятельность ЛГБТ-организаций, противоречит справедливым требованиям морали, многие века определяющим жизнь нашего общества. В связи с этим поддерживаю здоровые силы общества, намеренные оказать мирное и законное противодействие людям, пытающимся заставить нас жить вопреки истинным представлениям о добре и зле», — говорится в заявлении протоиерея Всеволода Чаплина.
Русская линия
Престольный праздник в Иоанно-Предтеченском монастыре
По благословлению Святейшего Патриарха Кирилла праздничную службу возглавил епископ Белоцерковский Серафим.
«Достоит нам в той день
сетованием унылым быти, а
не чревоугождение имети,
ради воздержательного жития святаго,
и скверноубественного кровопролития
его от Ирода».
Вчера в день усекновения главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Московском женском Иоанно-Предтеченском монастыре отмечали свой престольный праздник. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла службу возглавил епископ Белоцерковский Серафим. На праздничной службе молились благочинный Богоявленского округа г. Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин) с большим количеством пришедших разделить радость праздника священнослужителей. Традиционно на все службы посвящённые святому пророку Предтече и Крестителю Иоанну приходит огромное количество богомольцев, центральный собор с трудом вместил всех прихожан. На службе молилось более тысячи верующих. После чтения Евангелия от Матфея ко всем присутствующим с проникновенной проповедью обратился епископ Серафим. Коротко рассказав о житии Святого Крестителя Иоанна и о событиях связанных с усекновением его честной главы, владыка обратил внимание всех на плачевное духовно-нравственных состояние нашего современного общества в целом, а в частности подчеркнул, что и в семьях как в частичках общества не всё благополучно — об этом говорит большое количество разводов. Материальный достаток и богатство выводится на первый план, оставляя в стороне духовное воспитание и христианское самосовершенствование. Примером не только высокой нравственности и аскетизма был нам святой Иоанн Креститель, но он так же и обличал безнравственное поведение и призывал к очищению, покаянию и исправлению грешной жизни.
По окончанию службы настоятельница монастыря игуменья Афанасия от лица всех сестер поблагодарила владыку Серафима передала ему в дар список с чудотворной храмовой иконой Святого Пророка Иоанна и огромный букет белых роз.
Необходимо отметить, что монастырь полностью преобразился, покрашены внешние стены, заканчивается ремонт возвращенного сестринского корпуса (с кельями для насельниц), полностью завершены реставрационные и художественно-оформительские работы интерьеров центрального храма. Так же полностью завершены работы по изготовлению и росписи всех трех иконостасов, закончены работы по оформлению трех алтарей. Центральный собор полностью восстановлен и готов к великому освящению.
Редакция РЛ поздравляет матушку Афанасию и сестёр с престольным праздником и желает всем многая и благая лета.
Русская линия
Протоиерей Сергий Шастин: «Нехорошо бросать своих»
Священнослужители РПЦ считают ошибочным решение Мосгордумы о прекращении финансирования Черноморского флота России
Напомним, что в рамках программы на 2010−2012 годы фонду «Москва-Севастополь» из бюджета мэрии на 2011 год было выделено 70,6 млн рублей. Для бюджета Москвы это совсем небольшие деньги, особенно на фоне выделенных для замены асфальта на тротуарную плитку 4 млрд руб., а следом еще 3 млн руб. уже на проверку того, как в Москве уложили тротуарную плитку.
«Прекращение финансирования Черноморского флота России является предательством со стороны Москвы», — так расценил решение властей Москвы дал член Комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин. Нынешнее решение, уверен парламентарий, «совершенно точно нанесет ущерб долгосрочным интересам и положению Черноморского флота». При этом он отметил, что сэкономленные московскими властями деньги «никакого улучшения в жизнь москвичей не привнесут. Это слишком незначительная сумма в масштабе Москвы», — уверен член думского комитета. Затулин напомнил, что Москва, прежде всего, поддерживала военнослужащих, ветеранов и членов их семей.
Источник газеты «Коммерсант» в центральном аппарате Минобороны считает, что «так поступать нельзя»: «Поддержка была. Ее отсутствие будет доставлять военным больше забот». Собеседник «Ъ» в штабе Черноморского флота ВМФ РФ сожалеет об аннулировании бюджета, поясняя, что, хотя «помощь оказывалась и не такая уж огромная, ее будет не хватать — прежде всего, ветеранам и семьям военнослужащих».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин подтверждает, что для Юрия Лужкова фонд помощи флоту был «абсолютно политическим активом», от которого господин Собянин пытается отмежеваться. Однако Мухин предупреждает, что эта инициатива мэра «вряд ли встретит понимание» у премьера Владимира Путина. «Работу с соотечественниками за рубежом недавно назвали одной из приоритетных для России, а эта мера идет наперекор госполитике, — поясняет эксперт.- Поэтому через некоторое время будет отыгрыш назад, а Сергею Собянину могут порекомендовать впредь не разбрасываться столь статусными проектами», пишет «Коммерсант».
С просьбой прокомментировать это решение Сергея Собянина портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, отметил, что ненужными можно объявить почти любые бюджетные траты. «Почему, например, тратятся деньги на городские праздники? Не лучше ли их потратить на решение социальных проблем, на голодных и бездомных? Конечно, городское хозяйство — сфера очень важная и серьезная и требует больших капиталовложений. И здесь, конечно, нужно определиться с приоритетами. Ведь по существу и Черноморский флот, тоже наш. Ведь он и нас защищает. Если министерство обороны не может обеспечить достойный уровень жизни военнослужащих, а у других структур есть возможность помочь морякам материально, то почему бы и не помочь? Ведь речь не идет о финансировании собственно военных программ, а о поддержке в первую очередь моральной тех, кто служит за пределами Родины. А если эти деньги, на самом деле смешные, даже если сравнивать с укладкой тротуарной плитки, чем-то помогут в решении жилищных, социальных проблем моряков, то будет поддержан и их воинский дух. А вот так неожиданно лишать их и этой, не такой уж и значительной, материальной помощи просто некрасиво», — заключил отец Александр.
Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, также считает, что нехорошо бросать своих, — тех, кто служит и трудится на передовой. «По существу именно им мы обязаны своим спокойствием. Конечно, московские власти вовсе не обязаны поддерживать семьи моряков, и я совсем не разбираюсь во всей этой „кухне“ распределения средств и в МО, и в мэрии. Но если отказ от этой поддержки отрицательно скажется на уровне жизни военнослужащих, это неизбежно отразится и на уровне боеготовности. В этом случае все-таки должна быть предусмотрена какая-то солидная компенсация. Люди, которые обеспечивают защиту нашего Отечества, достойны нормальной жизни, не связанной с материальными лишениями и социальными проблемами. Особенно если мы говорим о моряках — это совершенно особый род войск, требующий и особого отношения. Но это относится и к тем, кто служит на границе и в горячих точках. Вообще это вопрос уважительного отношения ко всем защитникам Отечества. Так что решение Мосгордумы вызывает сожаление», — заявил священнослужитель.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, напомнил, что Юрий Михайлович Лужков сделал много хорошего: «В том числе и для наших моряков делал то, чего не делало наше правительство. Честь и хвала ему за это. В условиях нашего безвременья Лужков перекрыл своей инициативой некоторые финансовые дыры. Конечно, отменить эту инициативу Собянин имеет полное право, и логично, что город не должен тратиться на такие вот международные проекты. Но именно этот Фонд спасал гордость России. И раз мэрия отказалась от финансирования, то надо было ходатайствовать, чтобы эта функция теперь осуществлялась федеральной властью. А просто закрыть — нелепо и некрасиво. Не думать об интересах державы — это серьезный минус Собянину как политическому деятелю», — подытожил отец Александр.
Русская линия
Грузинский ответ голубому лобби
Местные жители горной грузинской деревушки остудили в реке двух разгоряченных извращенцев из Германии
6 сентября 2011 года местные жители одной из горных деревень в районе Омало в Грузии силой урезонили двух распоясавшихся немецких извращенцев. Как сообщает Кахетинский и информационный центр со ссылкой на представителя одной из туристической компании, двое представителей Германии «нетрадиционной сексуальной ориентации» были приглашены на грузинское застолье.
Однако изрядно подвыпившие гости не смогли скрыть своих «чувств» и после тоста «за любовь» начали прилюдно целоваться. Увидев подобное, грузины пришли в крайнее негодование, посчитав себя оскорбленными, передаёт Грузия-Online.
Горе-туристов побили, а потом связали им руки и ноги и бросили в реку. Однако, другие жители села Омало сжалились над содомитами и вытащили их из реки. После этого немцы сочли за благо побыстрее уехать из Грузии, не пожаловавшись ни в местную полицию, ни представителям властей.
Не удивительно поэтому, что краевая администрация Кахети ничего не знает об этом инциденте. Опасаясь оттока иностранных туристов, грузинские чиновники поспешили распространить специальное заявление, в котором говорится о том, что «подобный факт не имел места».
«Именно по той причине, что жизнь, передвижение и отдых в Мта-Тушети абсолютно безопасны, в нынешнем году количество туристов увеличилось в несколько раз, — рапортовали чиновники. — Краевая администрация Кахети просит всех воздержаться от распространения непроверенных и несоответствующих действительности информаций».
Впрочем, не исключено, что инцидент всё же имел место.
Русская линияНовое правительство Ливии будет сформировано в течение недели
Отсутствие власти, однако, не помешало начать в стране добычу нефти
Как известно, Ливия располагает самыми крупными в Африке запасами нефти-сырца. До начала беспорядков в Европу шло около 85% экспорта страны.
Джибриль также сказал, что в ближайшие 7−10 дней Ливия собирается сформировать новое временное правительство. «Новое переходное правительство будет сформировано из представителей всех регионов Ливии, включая те местности, которые еще в блокаде», — сообщил временный премьер.
В выходные бойцы ПНС атаковали один из последних оплотов Муаммара Каддафи — город Бани-Валид, но все еще не взяли родной город полковника Сирт. Временное правительство отправило дополнительные силы к Бани-Валиду, но некоторые военные говорят, что причина неудач в местных жителях, которые не подчиняются приказам командования ПНС. «Они [местные жители] делают, что хотят. Они хотят, чтобы их считали освободителями города», — сказал военный Эсам Херебиш.
Между тем один из сыновей Каддафи — Саади — прибыл в Нигер. По словам министра юстиции этой страны Мару Адаму, Саади Каддафи был в составе колонны, которая направлялась в Агадес. Нигерские военные задержали его на том основании, что сын полковника не уведомил власти о переходе границы.
О статусе Саади Каддафи министр юстиции Нигера говорить отказался, но отметил, что его страна будет «выполнять гуманитарные обязательства». США и другие страны требуют от соседей Ливии не укрывать Каддафи или его сторонников, разыскиваемых за преступления.
Два других сына Каддафи (Мохаммед и Ганнибал), а также дочь Аиша находятся в Алжире. Еще двое — Муатассим и Хамис — руководят элитными военными подразделениями в Ливии. Руководство ПНС уже трижды заявляло, что Хамис Каддафи убит. Саиф аль-Ислам, как и его отец, объявлен в международный розыск за военные преступления. Саиф аль-Араб считается убитым.
Ранее Интерпол выдал ордер на арест Муаммара Каддафи, его сына Саифа аль-Ислама и бывшего главы разведки Ливии Абдуллы ас-Сенусси. Международный уголовный суд заочно предъявил им обвинения в преступлениях против человечности, в том числе в убийстве мирных граждан во время февральский протестов в стране.
Также на днях жители Бенгази провели акцию протеста против правящего в Ливии Переходного национального совета. Протестующих возмущает то, что в Переходном совете присутствуют бывшие сторонники Каддафи, в том числе руководитель исполнительного комитета ПНС Махмуд Джибриль.
Русская линия
Стали известны имена лауреатов премии «Александр Невский»
На соискание премии в этом году было подано 240 книг и 80 выставочных проектов
Лауреатами 1-й премии в конкурсе исторических литературных произведений стали Владимир Захаров, Виктор Молчанов и Борис Тихомиров, авторы исследования «Евангелие Достоевского» (издательство «Русскiй Мiръ»).
Двухтомник, изданный к 190-летию со дня рождения писателя, представляет собой факсимильное издание личного экземпляра Евангелия Достоевского, а также сборник статей, материалов и комментариев. Благодаря методике оптико-электронной текстологии, разработанной в Российской государственной библиотеке, удалось открыть 700 малоразличимых помет (всего описано 1423 пометы). Впервые подробно описаны отражения евангельского Слова в текстах русского классика, раскрыто значение Евангелия в его жизни и творчестве.
Церковный историк, член Синодальной комиссии по канонизации игумен Дамаскин (Орловский) стал лауреатом 2-й премии за книгу «Епископ Гермоген (Долганев)» — (издательство «Кучково поле»). В монографии рассматривается жизнь и деятельность одной из ключевых фигур в истории Русской Церкви начала ХХ столетия.
Журналист, литературный критик, писатель Лев Данилкин удостоен 3-й премии за книгу «Юрий Гагарин» (издательство «Молодая гвардия»), ставшую наиболее полной хроникой жизни первого космонавта планеты.
Лауреаты 1-й премии в музейном конкурсе — творческая группа проекта «Военная галерея Бородинского поля» (Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник). «Галерея» — результат формирования коллекции художественных произведений Х1Х века, археологических находок и систематизации большого объема информации в единую электронную память.
Лауреаты 2-й премии — творческая группа проекта «Возвращение Олега Трубачева на родную землю» (Музей истории русской письменности имени О.Н.Трубачева лицея номер 8 «Олимпия» Волгограда). Проект посвящен слависту с мировым именем, этимологу, создателю многотомного словаря славянских языков, академику РАН Олегу Николаевичу Трубачеву.
Лауреаты 3-й премии — автор проекта «Создание музея-усадьбы Г. И.Чорос-Гуркина в селе Анос Чемальского района Республики Алтай» Римма Еркинова (Национальный музей Республики Алтай, Горно-Алтайск). Значимость проекта — в популяризации регионального художественного наследия и включении села в систему всероссийских туристических маршрутов.
Победителем специальной премии для журналистов «Собратья» за вклад в освещение событий отечественной истории в СМИ стала художественный руководитель исторических проектов телеканала «Россия — Санкт-Петербург» Ирина Холмова.
Церемонию вручения премии предварит пресс-конференция с участием генерального директора ОАО «Талион» Александра Ебралидзе, председателя Союза писателей России Валерия Ганичева, член-корреспондента РАН, советника РАН Николая Скатова, директора Всероссийского музея А.С.Пушкина Сергея Некрасова, председателя Геральдического совета при Президенте России, заместителя директора Государственного Эрмитажа Георгия Вилинбахова, а также лауреатов премии.
Русская линия
По данным ООН жертвами беспорядков в Сирии стало уже 2600 человек
Представители Асада оспаривают эти цифры, и называют число убитых в Ливии: более 50 тыс. человек
Верховный комиссар ООН в своей речи на открытии 18-й сессии Совета по правам человека коснулась и ситуации в Ливии, упомянув о поступающих оттуда сообщениях о грубых нарушениях прав человека, «включая массовые казни и исчезновение людей», передает ИТАР-ТАСС. «Большое беспокойство вызывает безопасность мигрантов в Ливии, особенно выходцев из других африканских стран», — добавила главный правозащитник ООН.
Упоминание Ливии и Сирии во вступительной речи Пиллэй не случайно. Как ожидается, на начавшейся в понедельник очередной сессии Совета рассмотрение ситуации в этих двух странах займет основное место.
В понедельник на пресс-конференции в Министерстве иностранных дел России один из журналистов, ссылаясь якобы на данные ООН, попросил советника президента Сирии Бусейну Шаабан подтвердить или опровергнуть информацию о том, что в этой стране в результате беспорядков погибли около десяти тысяч человек. «Эти данные неверны. По нашим данным, число погибших составляет по 700 человек с каждой стороны», — ответила Шаабан.
«У ООН нет такой информации, и там никак не могли ее получить. У нас есть полный поименный список жертв, и мы можем его предоставить», — подчеркнула советник. Кроме того, Бусейна Шаабан сообщила, что в ходе беспорядков погибли сотни военных и полицейских: «600 человек было убито из числа офицеров армии, Министерства внутренних дел», — передает «Интерфакс».
«Что касается вопроса о том, может ли в Сирии повториться ливийский сценарий, то думаем, что это невозможно. Люди уже получили урок», — заявила Бусейна Шаабан.
Она обратила внимание, что «до вторжения НАТО в Ливию там числилось около двадцати человек убитыми, а сейчас — 50 тысяч убитых, раненых — 100 тысяч, без крова остались более 100 тысяч человек». «И никто на Западе не говорит сейчас о правах человека, о беженцах, а ведь цифры огромны», — подчеркнула Шаабан.
Русская линия
Главного приз венецианского кинофестиваля достался русскому режиссёру
«Фауст» Александра Сокурова стал четвёртым отечественным фильмом, получившим «Золотого льва»
Получив статуэтку льва из рук председателя жюри кинофестиваля Даррена Аронофски, Сокуров признался, что для него это волнующий момент. «Этот лев такой маленький и такой длинной дорогой пришлось идти, чтобы он оказался в моих руках. Должен сказать, что я счастлив, что живу в кинематографе и что мы все любим и можем понять друг друга», — приводит слова кинорежиссера агентство РИА Новости.
Сокуров стал четвертым российским режиссером, получившим главный приз на Венецианском кинофестивале. До него «Золотого льва» получали Андрей Тарковский за «Иваново детство» в 1962 году, Никита Михалков за фильм «Урга. Территория любви» в 1991 году и Андрей Звягинцев за фильм «Возвращение» в 2003 году. «Фауст» Александра Сокурова трудно назвать легким или развлекательным фильмом, но он с самого начала был в числе фаворитов Венецианского фестиваля.
Что касается других призов этого года, то «Серебряного льва» как лучший режиссер получил китайский кинематографист Цай Шанцзюн за фильм «Люди горы — люди море», включение которого в программу фестиваля стало в этом году сюрпризом.
Майкл Фассбендер победил в номинации «лучший актер» за роль в фильме Стива Маккуина «Стыд». «Лучшей актрисой» стала Дини Ип, сыгравшая в фильме гонконгского режиссера Энн Хуэй «Простая жизнь».
Сокуров поставил своеобразный рекорд среди российских кинематографистов по кассовым сборам за пределами страны: его «Русский ковчег», уникально снятый в петербургском «Эрмитаже» одним дублем длиной в полтора часа, собрал 7 млн долларов.
Подобная репутация сделала Сокурова заметной фигурой в ряду защитников архитектурного наследия его родного Санкт-Петербурга от новых строительных проектов. В частности, он неоднократно публично выступал против строительства небоскреба, в котором «Газпром» хочет разместить свою новую штаб-квартиру.
В конце прошлого года тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко объявила о переносе башни под рабочим названием «Охта-центр» дальше от центра города на берег Финского залива.
Сокуров выступал также оппонентом кинорежиссера Никиты Михалкова как главы Союза кинематографистов России и в прошлом году вошел в альтернативное объединение КиноСоюз.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем перенесение в Петербург мощей благоверного Великого князя Александра Невского, обретение мощей благоверного князя Даниила Московского и чтим память преподобного Александра Свирского
День памяти святого Александра Невского имеет особое значение для Петербурга и всей России как праздник, консолидирующий ее светскую и духовную историю. Задолго до возникновения северной столицы невские земли являлись местом воинской доблести и славы русского народа. В 1724 году в этот день в честь побед и укрепления российской государственности Император Петр Великий основал в Петербурге монастырь — Александро-Hевскую лавру, названую в честь своего великого соотечественника и повелел перевезти туда святые мощи князя. А в 1725 году Императрица Екатерина I учредила орден Св. Александра Hевского, как одну из высших наград России. Этот орден существовал до 1917 года, а во время Великой Отечественной войны в 1942 году был возрожден как советская воинская награда. По указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был восстановлен почетный знак Александра Hевского «За труды и Отечество».
Сегодня мы также чтим память преподобного Александра Свирского. Он родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса и при Крещении был назван в честь него. Всю жизнь пребывая вдали от исторических событий, преподобный Александр, светоч монашества, в глубине лесов Русского Севера творил иную, духовную историю, удостоившись необычайных даров Святого Духа.
С юных лет преподобный Александр изнурял свое тело бдением и постами, только в этом испрашивая свободу от родительской воли. Когда он достиг совершеннолетия, юноша встретил иноков, прибывших с Валаама в его родное селение по монастырским делам. Одному из них — уже старцу — поведал он о своем желании достичь Валаама и получил совет не медлить с исполнением духовной потребности.
После усердной молитвы, в 26 лет он тайно оставил родительский дом. Первую ночь путник провел на берегу небольшого красивого озера, окруженного вековыми деревьями. В тонком сне услышал он таинственный голос, который благословил его в дальнейший путь и провозвестил сооружение обители на этом чудном месте. Возблагодарив Бога, юноша собрался идти дальше, но дороги в обитель он не знал, и Господь послал ему ангела в образе случайного путника до самых монастырских ворот. Приняв постриг с именем Александр, он провел здесь 13 лет в посте и молитве.
Преподобный Александр решился избрать безмолвное жительство и просил о том настоятеля. В 1487 г. святой Александр пришел на озеро Рощинское и поселился в пустыне, в 6-ти верстах от реки Свири. В глубине непроходимого бора он поставил небольшую хижину и предался уединенным подвигам.
Вскоре молва о пустыннике распространилась в окрестностях и дошла до брата Александра — Иоанна. С радостью прибег он в пустынь, чтобы разделить тяготы отшельничества. Смирившись, блаженный принял родного гостя, вспомнив, что при начале его пустынножительства было ему внушение свыше: не чуждаться жаждущих спасения и руководить ими. Иоанн же смирения не усвоил и много огорчений доставлял брату, то дерзко поучая, то отказываясь строить келии для приходящих.
Слезными ночными молитвами побеждал Александр в себе раздражение и досаду и стяжал, наконец, всепобеждающую любовь к ближнему и великий мир в душе. В скором времени Иоанн скончался, и брат похоронил его в пустыни, к Александру же начали собираться жаждущие обитать под сенью его молитвы.
Духи нечистые воздвигли множество искушений преподобному, окружая его целыми полчищами, и страшными угрозами заставляли отступиться от сего места. Он же крестным знамением рассеивал все тьмы. Явился тогда преп. Александру ангел Господень в глубине пустыни и осиял небесным светом, укрепляя его дух, чтобы исполнил он поведенное и построил церковь во имя Святой Троицы. Прожив 25 лет в свирской пустыни, святой Александр был утешен божественным явлением такой силы, что нельзя было сравнить его ни с какими другими восхищениями его духа: для него повторилось видение, бывшее некогда Аврааму: светлые ангелы с посохами в руках изображали собой Святую Троицу, и голос небесный сказал ему: «..Дух Святый благоволил избрать тебя жилищем ради сердечной твоей чистоты. ты же сооруди здесь храм Святой Троицы и собери братию, да спасешь души их. «Когда же преподобный стал помышлять, где заложить храм, явился ангел с простертыми крылами, в куколе и иноческой мантии и указал место для храма.
По просьбе преподобного, великий князь Василий Иванович прислал искусных каменщиков и обильную милостыню, так что Александр мог воздвигнуть церковь там, где указал ангел. В последние годы жизни преп. Александр соорудил еще одну каменную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, опять же не без царского участия и помощи Небесной. А вскоре удостоился божественного явления: прочитав в келье акафист Божией Матери, он сказал ученику Афанасию: «Трезвись и бодрствуй, ибо будет нам чудное посещение». Внезапно великий свет осиял весь монастырь, и старец увидел над алтарем основанной им церкви Матерь Божию, как бы сидящую на престоле с Младенцем в руках, в предстоянии ангельских ликов. Пал пред Нею ниц преподобный и услышал утешительное обещание, что не оскудеет покров Ее над созданной обителью и после его преставления. Ученик Афанасий лежал при этом как мертвый от чудного видения.
В глубокой старости, когда уже приблизился Александр ко Господу по духовной лестнице своих добродетелей, преподобный собрал братию, поручил их предстательству Божией Матери и назначил четырех иеромонахов, чтобы святитель Макарий выбрал из них игумена. До самой минуты своего отшествия он непрестанно поучал братию хранить смиренномудрие и нищелюбие.
Погребли его близ церкви Преображения, недалеко от обители, в общей братской усыпальнице. Произошло это 30 августа 1533 года, а 17 апреля 1641 года мощи его были обретены нетленными. Повсеместное празднование памяти преп. Александра было установлено уже в 1547 г. на день кончины.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято — Даниловом монастыре
По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви молитвенно поклонился перед ковчегами с частицами мощей блгвв. кнн. Даниила Московского и Александра Невского.
За Литургией Святейшему Патриарху Кириллу сослужили: архиепископ Истринский Арсений; архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Свято-Данилова монастыря; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; игумен Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; насельники монастыря в священном сане.
В храме присутствовали префект Южного административного округа г. Москвы Г.В. Смолиевский, заместитель председателя Правительства Рязанской области Т.Н. Панфилова, благотворители Свято-Данилова монастыря.
Секретарь службы делопроизводства Московской Патриархии диакон Савва Гаглоев был рукоположен Его Святейшеством во пресвитера.
По окончании Литургии наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес в дар Священноархимандриту обители икону св. блгв. кн. Даниила Московского.
Затем Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, после чего совершил славление перед мощами свв. блгвв. кнн. Даниила Московского и Александра Невского.
Русская линия
В Москве возрождают благотворительный праздник — день «Белого цветка»
День «Белого цветка» — событие со столетней историей. В 1911 году в Петербурге был проведен первый день «Белого цветка», когда средства, собранные с продажи букетов ромашек были отправлены на борьбу с туберкулезом. «Белый цветок» быстро стал популярен и распространился по всей России. Традиция прервалась после революции и возрождается в наше время.
Всех желающих ждут в Марфо-Мариинской обители, историческом символе милосердия в Москве. Все собранные в этот день средства пойдут на открытие детского хосписа в Марфо-Мариинской обители — новый проект службы «Милосердие».
День начнется с Божественной Литургиии в 9.00, которую возглавит председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. В 11.00 откроется благотворительная ярмарка, где де за пожертвования можно будет перекусить, а также приобрести детские поделки, изделия архитектурных мастерских, картины московских художников и памятные сувениры. Как и сто лет назад за пожертвования будет раздаваться белый цветок- эмблема праздника.
В саду обители гостей ждет выступление известных хоровых коллективов. Концерт классической музыки исполнит струнный квартет Большого театра. Для детей будут организованы занимательные мастер-классы и игры.
В память об истоках традиций благотворительности московские историки проведут экскурсию в покоях основательницы обители. Почувствовать дух столетнего праздника гостям поможет выставка фотографий дореволюционной Москвы.
Русская линия
На подворье Православной Церкви в Америке состоялась панихида по жертвам теракта 11 сентября 2001 года
Панихиду по жертвам терактов совершили заведующий внешними и межцерковными связями Православной Церкви в Америке протоиерей Леонид Кишковский и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филарет (Булеков).
На богослужении, которое совершалось на церковнославянском и английском языках, присутствовали посол США в РФ Джон Байерли c супругой, дипломаты других стран, аккредитованные в Москве, прихожане Екатерининского храма и верующие, пришедшие в этот день на подворье ПЦА для участия в заупокойной молитве.
Обращаясь после панихиды к собравшимся, протоиерей Леонид Кишковский указал на важность молитвы за усопших как действенного проявления любви, к которой призваны все православные христиане.
В свою очередь Дж. Байерли отметил, что ежегодное поминовение жертв атаки 11 сентября уже стало традицией московского подворья ПЦА, и поблагодарил всех, кто сегодня выражает американскому народу слова соболезнования и сочувствия. Дипломат подчеркнул, что в США также чтут память жертв террористических актов в Москве, Беслане и других российских городах, и выразил надежду, что совместные усилия двух стран в борьбе с терроризмом увенчаются успехом.
По окончании богослужения в память о погибших прозвучали 10 ударов колокола — по числу лет, прошедших со дня трагедии.
Русская линия
На Ржевском полигоне помянули жертв «красного террора»
Узников большевистского режима, расстрелянных у реки Лубьи, традиционно поминают в первое воскресенье после 5 сентября. В этот день 1918 года был издан декрет Совета народных комиссаров «О красном терроре». Результатом стали массовые аресты и расстрелы. На Ржевском артиллерийском полигоне покоятся останки тысяч невинно убиенных с 1918-го по 1920-й год.
В этом году скорбная дата совпала с праздником усекновения главы Иоанна Предтечи.
Президент России Дмитрий Медведев два года назад поддержал инициативу создания под Санкт-Петербургом мемориала памяти жертв большевистских репрессий и исследовательского центра, посвященного этому историческому периоду. Но как рассказал отец Александр, проект не продвигается. «В Министерстве культуры сказали, что федеральных музеев в стране больше создаваться не будет, все необходимые уже созданы. Значит, проект переведут на местный уровень. А местный уровень — это Ленобласть, которая не располагает финансированием. Если, в конце концов, выяснится, что, кроме Церкви, эта тема по-настоящему никому не нужна, у нас останется только один путь, как в Бутове — просить выделить небольшой участок земли Церкви, чтобы построить здесь храм и, если удастся найти средства, организовать церковный исследовательский центр», — посетовал отец Александр.
Русская линия
Пожар чудесным образом обошёл православный монастырь в Америке
В ночь с 7 на 8 сентября лесной пожар чуть было не уничтожил греческий женский монастырь св. Иоанна Предтечи. Накануне сестры как обычно, работали в пекарне, когда вдруг увидели, что огонь перекинулся через шоссе. Вооружившись ведрами с водой, сестры бросились тушить, пока пожарные спешили на их вызов. «Поначалу это был невысокий огонь, примерно в один фут, но дело стало хуже, когда он перекинулся на сосны. Мы могли только молиться и ждать», — говорит одна из них. Когда верховой пожар охватил лес, сестрам велели эвакуироваться.
Они и понятия не имели о том, что же они увидят, когда утром в четверг сестрам разрешили вернуться в монастырь. Их взорам предстали обугленные деревья, дымящаяся земля — и монастырь, оставшийся в целости и сохранности. Огонь дошел и до небольшого кладбища, но не повредил ни могил, ни деревянных крестов.
Русская линия
В Государственном историческом музее в Москве пройдет выставка «Русская Флоренция»
Предоставленная выставка — это фотомаршрут по тем местам Флоренции, которые напоминают о вековых связях русской культуры с городом на Арно. Фотографии Массимо Агуса, сделанные им на маршруте, специально составленном Лючией Тонини и Михаилом Талалай, воскрешают в памяти эпизоды из жизни исторических персонажей от Максима Грека до Демидова; от Достоевского и Чайковского до наших современников — Иосифа Бродского и Андрея Тарковского.
Виды Флоренции, представленные на выставке, позволяют составить представление о многогранных отношениях между Флоренцией и Россией. Возникнув в эпоху Возрождения, эти связи крепли и расширялись: от дипломатических и деловых контактов до визитов художников и поэтов, сообщается на сайте «Новости музеев».
Флоренция стала новым домом и для советских эмигрантов: поэтов, художников, музыкантов, хореографов, балерин — в разной степени сблизившихся с городом и повлиявших на его жизнь.
Русская линия