Русская линия
<< Полная сводка новостей от 23 марта 2011 >>

Св. Синод РПЦ произвёл целый ряд кадровых перестановок
Члены Синода имели суждение о положении церковных дел на Северном Кавказе, в Челябинской и Ставропольской епархиях

Заседание Св.Синода 22.03.11Вчера, 22 марта 2011 года, в рабочей Патриаршей резиденции в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, в ходе которого был принят целый ряд серьёзных структурных и кадровых изменений, сообщает Патриархия.Ru.

Священный Синод принял «Положение о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви» и утвердил состав Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха. Члены Синода также рассмотрели и Концепцию дальнейшего реформирования системы духовного образования, Бакалаврскую программу духовных учебных заведений, Магистерскую программу духовных учебных заведений, Положение об итоговых и научно-квалификационных работах (диссертациях) в системе духовного образования, Положение об ученых званиях и штатных должностях.

В ходе заседания было заслушано прошение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия об освобождении его от должности председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. Члены Синода удовлетворили прошение митрополита Ювеналия и выразил ему глубокую благодарность за плодотворные труды на должности председателя Комиссии. Новым председателем Синодальной комиссии по канонизации святых назначен викарий Московской епархии, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий.

Архипастыри имели суждение о положении церковных дел на Северном Кавказе, в Челябинской и Ставропольской епархиях. По обсуждении Синод принял решение об образовании вместо одной Ставропольской епархии трёх новых епархий Русской Православной Церкви: Пятигорской и Черкесской епархии (включает приходы Минераловодского, Предгорного и Кировского районов, а также республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии), Владикавказской и Махачкалинской епархии (включает приходы республик Северной Осетии Алании, Дагестана, Ингушетии и Чечни), Ставропольской и Невинномысской (бывшая Ставропольская и Владикавказская).

Епископом Пятигорским и Черкесским определено быть епископу Смоленскому и Вяземскому Феофилакту. На Владикавказскую и Махачкалинскую кафедру назначен архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Преосвященному Ставропольскому и Владикавказскому определено впредь иметь титул Ставропольский и Невинномысский. Преосвященным Ставропольским и Невинномысским назначен епископ Павлово-Посадский Кирилл, викарий Московской епархии, с сохранением за ним должности председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

Синод выразил благодарность епископу Бакинскому и Прикаспийскому Александру за пастырское окормление приходов в Дагестане, поддержание православно-мусульманского сотрудничества и добрых отношений между представителями двух традиционных религий. Преосвященному Александру определено впредь иметь титул Бакинский и Азербайджанский. Епископом Элистинским и Калмыцким определено быть клирику Курской епархии архимандриту Зиновию (Корзинкину).

На Синоде также был рассмотрен вопрос о замещении кафедры вдовствующей Вятской и Слободской епархии в связи с кончиной митрополита Хрисанфа. Решением Синода преосвященным Вятским и Слободским определено быть архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку. На Хабаровскую и Приамурскую кафедру назначен архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий.

Епископом Петропавловским и Камчатским определено быть игумену Артемию (Снигуру), наместнику Михаило-Архангельского мужского монастыря с. Козиха Ордынского района Новосибирской области. Место наречения и архиерейской хиротонии игумена Артемия (Снигура), по возведении его в сан архимандрита, оставлено на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В связи с назначением епископа Смоленского Феофилакта на кафедру Пятигорской епархии епископом Смоленским и Вяземским определено быть епископу Орехово-Зуевскому Пантелеимону, викарию Московской епархии, с сохранением за ним должности председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Священный Синод постановил почислить на покой, по состоянию здоровья, митрополита Челябинского и Златоустовского Иова, выразив ему сердечную благодарность за многолетние архипастырские труды. Местом пребывания Преосвященного Иова определен город Москва. Преосвященным Челябинским и Златоустовским определено быть архиепископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану.

На заседании Синода был также рассмотрен вопрос об образовании Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси. Согласно Определению Архиерейского Собора в состав Комиссии входят представители Управления делами Московской Патриархии, Отдела религиозного образования и катехизации, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и иных учреждений по усмотрению Святейшего Патриарха.

Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоянии дел в Москве и постановил избрать игумена Николая (Чашина), клирика Владивостокской епархии, епископом Звенигородским, викарием Московской епархии. Епископом Воскресенским, викарием Московской епархии, определено быть архимандриту Серафиму (Глушакову), наместнику Свято-Воскресенского мужского монастыря Самары.

Члены Синода удовлетворили прошение митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора о назначении ему викарного епископа. Епископом Ейским, викарием Екатеринодарской епархии, избран игумен Герман (Камалов), клирик Свято-Николаевского ставропигиального прихода Рима. Место наречения и архиерейской хиротонии избранных клириков оставлено на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Решением Св. Синода было принято решение освободить игумена Филарета (Булекова) от обязанностей представителя Московского Патриархата и настоятеля прихода Всех святых в г. Страсбурге и назначить его на должность заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Синод назначил игумена Филиппа (Рябых) представителем Московского Патриархата и настоятелем прихода Всех святых в г. Страсбурге, освободив его от обязанностей заместителя председателя ОВЦС и поручив ему представлять позицию Московского Патриархата в Совете Европы
Русская линия


Время подвигов не ушло
4 марта 2011 года умерла 23-летняя студентка юридического факультета МГУ Алина Милан, отказавшаяся снять крест и отречься от православной веры ради срочной операции

Алина Милан4 марта 2011 года умерла Алина Милан, студентка юридического факультета МГУ. Это событие могло бы остаться незамеченным, если бы не некоторые подробности. О судьбе этой простой русской девушки рассказали её знакомые на страничке ЖЖ московского храма Всех святых на Соколе.

Алине Милан было 23 года. 3 месяца назад ей поставили диагноз — альвеококкоз печени (необходима срочная трансплантация печени, что в России не практикуется). В октябре прошлого года на благотворительных началах Алину отправили в медицинский центр «Сураски» в Тель-Авиве, Израиль. Перед отъездом врачи предупредили маму Алины, что дочке осталось жить не больше двух недель в лучшем случае.

Когда Алину готовили к перелету в Израиль перед ней и её матерью был поставлен серьезный выбор. У них была возможность сделать израильское гражданство и тогда медицинскую помощь им оказали бы бесплатно. Для этого нужно просто заполнить анкету, в одном из пунктов которой значилась графа «вероисповедание». По законам страны стать гражданином Израиля может только иудей и атеист (как пояснили в комментариях — это требуется при срочном оформлении гражданства). Алина наотрез отказалась заполнять анкету. «Я не сниму крест и не буду отрекаться, оно того не стоит».

Несмотря на то, что большую поддержку оказали друзья и многие студенты юридического факультета, необходимую помощь для трансплантации печени в виду огромных сумм (порядка 300 тыс. долларов США), к сожалению, вовремя собрать не удалось.

Теперь можно только молиться за нее, хотя человек, который отказался ради веры от жизни, скорей сам может ходатайствовать перед Господом за наши грехи.

На форуме Алина написала: «А выбор? Да, я не снимаю креста, я открыто говорю что православная, крещусь. Да, у меня есть лист бумаги из мин. Внутр. Дел. Израиля где нет вариантов: есть строка „я принимаю гражданство\законы\религию данной страны“ только галочка подпись. Ну скажите, разве это выбор? Главное, что не на бумаге, а в душе..а там упование на Бога сильнее бумаг, сильнее законов, стран, страшных диагнозов или времени! И в самые тяжелые моменты меня не покидает ощущение, что Господь держит меня за руку. Любые врачи любой страны несут риски операций, и здесь любой день может быть последним. Единственный выбор который я сделала уже давно и он не связан с гражданством — мой выбор Вера в Бога в то что бы слепо благодарить за то, что мне суждено. А такой выбор он стоит перед каждым человеком.

Большое счастье для меня, наконец, увидеть множество людей: родственников друзей, знакомых и не знакомых, которые переживают как за родную. Геройство- это отложить все свои дела и заботится о ближнем!»

А вот что рассказывает духовник Алины:

«думал, стоит ли писать об этом и говорить вслух. решил, что стоит.

.. хочу рассказать о своей новой знакомой. О человеке, который исповедовался у меня всего 2 раза, но с которым сложились добрые духовные отношения.

Раба Божия Елена — так зовут этого юного человека. Наверное, она самая обычная девушка, студентка МГУ со своими взглядами на жизнь и мечтами, именно такой она была при 1 нашей встрече. Сегодня мы виделись второй раз.

Она исповедовалась и Причастилась перед дорогой. Завтра улетает на спец. медицинском самолете в Израиль с надеждой, что опыт тех хирургов и врачей поможет ей спасти жизнь.

Денег на лечение почти нет, есть знакомые и добрые люди, а ещё есть возможность принять гражданство Израиля и лечиться бесплатно и быстро, ведь времени оч. мало..Для того, чтобы получить гражданство ей остается только заполнить анкету и обращение в посольство, все остальное уже уладили. Но в анкете есть графа „вероисповедание“. По закону стать гражданином Израиля может только иудей или атеист. Для того чтобы получить быструю медицинскую помощь и шанс на жизнь, в этой графе нужно написать только 1 слово :"атеистка» или «иудейка».. Вот с этим вопросом она и обратилась ко мне по телефону. Что делать? Врачи говорят, что времени оч. мало 2−3 недели, у нас не проводят подобного рода лечение.

Выбор прост — слукавить или отречься и получить надежду на исцеление или полностью положиться на Бога.

Со смешанным чувством ехал сегодня к ней в больницу, рядом сидела её мать с уставшим, но не подавленным видом, а там, в реанимационной палате меня ждал человек желающий получить ответ, возможно, на самый главный вопрос в её жизни.

Я не вершитель судеб и не знал что сказать. точнее знал, но.

Ещё по дороге в больницу мать девушки сказала, что они с дочерью приняли решение. я перевел разговор в другое русло, боясь услышать самое страшное для себя, как священника и христианина.

Войдя в палату увидел совершенно худое, желтоватое, едва ли похожее на девушку 22 лет, существо. Но с ясными глазами и какой-то удивительной твердостью и решимостью в глазах.

«Мы все решили с мамой, — с порога встретила меня Елена.- Я не сниму крест и не буду отрекаться, оно того не стоит».

«Вы молодцы», — ответил я.

Елена Причастилась и заулыбалась.

А потом я спросил у матери, как они будут дальше действовать. «Не знаю, — ответила она, — Бог не оставит, будем искать спонсоров, продавать что-то из личного имущества».

«Но у вас нет времени».

«Впереди вечность..», — ответила она.

Я прошу молитв за Елену и её мать.

Нам есть чему учиться друг у друга..время подвигов не ушло."
Русская линия


Князь Александр Трубецкой: Выбор этого проекта был с удивлением воспринят русской общиной во Франции
Член Международного жюри рассказал о том, как проходило обсуждение и выборы проекта духовно-культурного центра России в Париже

Проект “Arch group” российского духовного православного центра на набережной Бранли в Париже
Проект «Arch group» российского духовного православного центра на набережной Бранли в Париже
18 марта 2011 года Международное жюри выбрало лучший проект будущего духовно- культурного центра России в столице Франции. Победителем была признана заявка смешанной креативной команды в лице Общества архитекторов и девелоперов Мануэля Яновского (Франция) и «Арх груп» (Россия). «Мы в деталях изучили обширную техническую документацию, которую представили участники заключительного второго тура, — сказал председатель жюри, управляющий делами президента РФ Владимир Кожин. — Россия впервые построит во Франции такой комплекс. Поэтому требования были высоки».

В состав жюри входили архиепископ Егорьевский Марк, президент Союза архитекторов России Андрей Боков, российский посол во Франции Александр Орлов, представитель парижской русской общины князь Александр Трубецкой, руководители министерств культур двух стран, мэрий Парижа и 7-го столичного округа. Лучший проект международное жюри определило в результате голосования.

Рассказать о том, как проходило обсуждение проектов, мы попросили члена Международного жюри, представителя парижской русской общины князя Александра Трубецкого:

Проект коллектива под руководством Вадима Ленока (Россия) российского духовного православного центра на набережной Бранли в Париже
Проект коллектива под руководством Вадима Ленока (Россия) российского духовного православного центра на набережной Бранли в Париже
«Обсуждение длилось два дня. Первый день был посвящен процедурной части, то есть обсуждению регламента голосования. В день голосования каждый из десяти финалистов имел возможность представить перед нами свой проект, а мы имели возможность задать ему вопросы. Все десять финалистов представили свои проекты, а потом, согласно регламенту, мы приступили к голосованию в два тура. Сначала надо было выбрать трех первых, а во второй раз голосовали уже за того, кто выиграет.

На первом туре первым прошёл тот проект, который в результате и был избран, а на втором месте очень близко находился другой проект архитектора Фредерика Бореля (Франция). Так получилось, что российская сторона защищала проект Общества Мануэля Яновского (Франция) и „Арх груп“ (Россия), а французская сторона
Проект Бореля (Франция) российского духовного православного центра на набережной Бранли в Париже
Проект Бореля (Франция) российского духовного православного центра на набережной Бранли в Париже
проект Бореля в виде свёрнутой салфетки. На втором туре проект, который защищали французы, занял третье место, на второе место поднялся проект архитектора Вильмота, ну, а первое место занял тот проект, о котором мы говорили.

Мне лично больше понравились другие проекты. Самое большое впечатление на меня произвёл проект Филиппова и Митрофанова. Это был мой личный выбор, но он не прошёл. Этот проект был выполнен в стиле неоклассицизма XIX века, некоторые назвали его петербургским стилем, что не совсем правильно. Мне понравился также проект архитектора Вадима Ленока, но он тоже не прошёл, потому что показался членам жюри перенесением Кремлевского собора в Париж. И мне очень понравился проект, который в итоге занял второе место — работа Архитектурного бюро „Вильмот и партнеры“ (Франция) и „Моспроект-2“. В первом туре он был не очень хорош, но ко второму туру его авторы многое в нём поменяли, и он стал одним из вполне приемлемых проектов.

Проект Михаила Филиппова (Россия) и Владимира Митрофанова (Франция) российского духовного православного центра на набережной Бранли в Париже
Проект Михаила Филиппова (Россия) и Владимира Митрофанова (Франция) российского духовного православного центра на набережной Бранли в Париже
Официальных споров внутри комиссии не было, всё проходило очень мирно, но по вопросам, которые задавали участникам, можно было почувствовать, кто что защищает. Голосование было тайное, но владыка Марк, по-видимому, защищал проект, который и был выбран.

Что касается победившего проекта, то меня коробит эта стеклянная волна, которая прячет и угнетает сам храм. Я осмелюсь даже сказать, что если её целиком посмотреть, она напоминает форму очковой змеи.

Не случайно, во Франции русская православная община была удивлена таким выбором. Я чувствовал, что округу Парижа, в котором этот проект реализуют, этот выбор не понравился, а главный представитель Парижа явно поддерживал проект Бореля. Поживём, увидим, что получится в будущем. Единственное, что лично меня утешает — это то, что под этой волной сам храм неплохой — совершенно классический русский православный храм.

Что говорит в пользу этого проекта, так это то, что все подсобные помещения в нём очень хорошо продуманы — культурная и офисная часть, сады на крыше, небольшой прудик на территории, это, конечно, сыграло свою роль. По моему мнению, было бы очень хорошо (раз уж выбрали именно этот проект) сделать его, убрав эту стеклянную змею».
Русская линия


Епископ Лонгин (Корчагин): «Снам не нужно придавать значения, следует стараться забывать их сразу после пробуждения»
По словам владыки, верить сновидениям не стоит даже тогда, когда в реальности происходит именно то, что мы видели во сне

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин«Святой преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» очень точно сказал: «Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить её», — заявил епископ Саратовский и Вольский Лонгин, отвечая на вопрос одной из читательниц епархиального сайта «Православие и современность»: как поступать если «в своих снах я часто вижу события, которые иногда потом случаются наяву» и «опасно ли это для меня, для моей семьи»?

«Даже если в Вашей жизни и случались такие совпадения (в реальности происходило то, что Вы видели во сне) — я рекомендую Вам действовать согласно святоотеческому правилу: снам не нужно придавать значения, следует стараться забывать их сразу после пробуждения, — подчеркнул владыка Лонгин. — Если у Вас есть навязчивое желание сопоставить то, что Вы видели во сне, с тем, что происходит в жизни, нужно усилием воли стараться отогнать от себя это желание. Если Вы будете поступать таким образом, никакой опасности ни для Вас, ни для вашей семьи это представлять не будет».

Отвечая на вопрос другой читательницы, архипастырь особо отметил, что «каждый верующий человек должен постараться приобрести добродетель рассудительности». «Святые отцы называют её царицей всех добродетелей. Недаром наличие рассудительности в духовнике порой ценится гораздо больше других какие-то его добрых качеств. Нужно приучать себя относиться ко всему с рассуждением, но эта рассудительность ни в коем случае не должна переходить у человека в постоянное колебание и сомнение абсолютно во всем».

«В отношении любого действия, которое нам предстоит совершить, существуют доводы и «за», и «против». И если человек будет постоянно прислушиваться к ним, он придет в такое психологическое состояние, когда у него вообще ни в чем не будет твердости. Поэтому порядок действий должен быть таким: прежде, чем принять решение, нужно его хорошо обдумать, согласно пословице: «семь раз отмерь, один раз отрежь», — но, приняв решение, нужно его исполнять и уже не колебаться в его исполнении. Иначе мы вообще ничего не сможем совершить в своей жизни».

«Понятно, что все мы, люди, иногда ошибаемся, и эти ошибки бывают болезненными. Но даже в самих этих ошибках есть смысл, потому что, совершая их, мы учимся и приобретаем необходимый опыт на будущее. Порой это бывает необходимо, потому что никакие чужие слова так не действуют на человека, как его собственными усилиями набитые шишки», — подчеркнул владыка.
Русская линия


Протоиерей Максим Козлов: Порнография — это род отравы, как алкоголь или наркотики
Священнослужители РПЦ считают, что для борьбы с непотребством в интернете необходима мобилизация всех благих сил общества

Владимир ЛегойдаНедавно глава синодального информационного Отдела Московского патриархата Владимир Легойда заявил, что Русская Православная Церковь будет культивировать «моду на отказ от порнографии». «Вот как сегодня для части молодежи стало уже немодно курить — так же должно быть немодно смотреть порносайты. Значимую роль тут могла бы сыграть специальная социальная реклама», — заявил Легойда.

«Как вы думаете, насколько достижима эта цель? Как ее следует решать?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.

протоиерей Владимир ВигилянскийПротоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата, отметил, что изо всех СМИ интернет наименее защищен от порнографии. «Я считаю, что Владимир Легойда абсолютно прав. Свобода выбора не значит, что нами можно манипулировать и навязывать то, что нам не нравится — извращенные вкусы и пристрастия, греховные намерения и т. д. Неприятие этого и должно стать своеобразной модой. Мы должны быть нетерпимы к этому, чтобы людям, которые пытаются навязывать нам свои греховные страсти, было бы стыдно за них», — сказал он. «В распоряжении любого пользователя должны быть, конечно, все необходимые средства — фильтры, не позволяющие этому злу появляться на наших мониторах. И в первую очередь нужно защитить детей», — добавил отец Владимир.

Протоиерей Максим КозловПротоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает, что порнография в интернете — это род отравы, которая вызывает такую же зависимость, как алкоголь или наркотики. «Для борьбы с этим злом необходима мобилизация всех благих сил общества. Вот создается, например, ассоциация „За чистый интернет“, которая намерена вести такую борьбу. Да одно только объединение крупных провайдеров, сайтов и порталов, не допускающих у себя рекламы порнографии, уже стало бы очень значимым», — сказал он. «И социальная реклама могла бы сыграть положительную роль. Лишь бы она создавалась людьми талантливыми, которые не ставили бы первоочередной своей целью освоить фонды и гранты, которые на это будут выделены», — добавил отец Максим.

Иерей Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, считает, что с порнографией в интернете, безусловно, нужно бороться. «В обществе должно формироваться отрицательное отношение к этому явлению, и не последняя роль в этом должна принадлежать Церкви», — сказал он. «Мне, правда, кажется, что не дело Церкви заниматься формированием какой-либо „моды“. Здесь, по-моему, этот термин неуместен: он все-таки не из церковного лексикона. Церковь борется с грехом и пытается помочь каждому человеку, зараженному им», — отметил отец Александр. «Что распространение порнографии — это зло и грех, Церковь должна донести и до сознания тех, кто этим занимается. И нужно, конечно, сделать все, чтобы голос Церкви был услышан», — заключил священнослужитель.
Русская линия


«Вы почти четверть века трудитесь в Винограднике Христовом»
Во внимание к архипастырским трудам и в связи с 60-летием архиепископ Константин (Горянов) удостоен ордена преп. Серафима Саровского II степени

Архиепископ Курганский и Шадринский КонстантинСегодня, 23 марта 2011 года, бывшему ректору Санкт-Петербургских духовных школ, ныне правящему архиерею Курганской и Шадринской епархии Русской Православной Церкви архиепископу Константину (Горянову) исполняется 60 лет. В этот день Высокопреосвященного владыку, запомнившегося и полюбившегося петербургской общественности за свою принципиальную и всегда патриотическую позицию по многим вопросам церковной и общественной жизни, поздравил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«В день Вашего 60-летия шлю Вам поздравления вкупе с пожеланиями крепости сил, терпения и помощи Божией в служении Святой Церкви, — говорится в Патриаршем послании, текст которого приводит Патриархия.Ru. — Получив богословское образование в Московских духовных школах и приняв священный сан, Вы почти четверть века трудитесь в Винограднике Христовом. За минувшие годы Вам суждено было исполнять различные послушания, возлагаемые на Вас Священноначалием».

«Ныне Вам надлежит проявлять архипастырскую заботу об устроении и развитии приходской жизни во вверенной Вашему попечению Курганско-Шадринской епархии. Надеюсь, что с чувством ответственности Вы будете совершать это нелегкое, но весьма важное дело. Во внимание к архипастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения полагаю справедливым удостоить Вас ордена преподобного Серафима Саровского II степени», — отметил Патриарх Кирилл.

«Дорогой Владыко! Мы искренне рады появившейся возможности высказать Вам еще раз нашу любовь и уважение, используя для этого Вашу юбилейную дату, 60-летие со дня Вашего рождения, — говорится, в свою очередь, в поздравительном адресате петербургского „Собора православной интеллигенции“. — Мы счастливы тем, что под Вашим покровом в течение многих лет „Собор православной интеллигенции“, как общественная православная организация, успешно решал миссионерскую задачу по православному образованию и просвещению, внося достойный вклад в дело духовного православного возрождения нашего Отечества».

«Ваши заслуги по развитию православного общественного движения в Санкт-Петербурге велики и бесспорны, — подчёркивают представители православной общественности. — Вы всемерно укрепили связь православной общественности и Православной Церкви, что принесло благодатные плоды. По Вашей инициативе и Вашими трудами были созданы не только наш „Собор“, но и Межвузовская ассоциация „Покров“, Народный православный университет в Санкт-Петербурге, которые действуют и поныне».

«Мы высоко ценим Ваши духовные и нравственные качества как церковного иерарха, таланты публициста и лектора. В своих публикациях на духовные темы Вы ставите актуальные вопросы современного духовного возрождения, высказываете интересные идеи и положения. Мы многому научились у Вас и очень благодарны Вам за это. Позвольте, дорогой Владыко, от лица всей православной общественности Санкт-Петербурга, в глазах и умах которой Ваш авторитет остался высоки и непоколебимым, сердечно поздравить Вас с 60-летним Юбилеем, пожелать Вам доброго здоровья, крепости духа и новых творческих успехов на ниве православного служения», — говорится в документе.

Редакция «Русской линии» присоединяется ко всем поздравлениям, которые звучат в эти дни в адрес дорогого владыки. Желаем Вам, Ваше Высокопреосвященство, здравия телесных и душевных сил и помощи Божией в Вашем высоком служении на Курганской земле. Многая и благая Вам лета!
Русская линия


Архиепископ Самарский Сергий: «Поминайте наставников ваших..» — эти слова сопровождают путь каждого пастыря
По словам владыки, ныне здравствующий митрополит Владимир (Сабодан) и почившие владыки Мануил (Лемешевский) и Иоанн (Снычёв) глубоко почитаемы в народе

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин)«Поминайте наставников ваших..» — эти слова сопровождают путь каждого семинариста, каждого пастыря. Ежегодно в актовый день мы служим заупокойную литию перед Поклонным крестом во внутреннем дворе семинарии и вспоминаем всех наших учителей наставников, и, конечно, святителей, моих предшественников на кафедре", — заявил в интервью газете «Татьянин день» архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, говоря о своих учителях и предшественниках по кафедре в Самаре.

«Галерея портретов всех самарских архиереев украшает стены семинарии. Труды владыки Иоанна (Снычёва) большими тиражами выходили в местных издательствах. В нашем епархиальном музее есть памятная келья владыки Мануила (Лемешевского). Оба они глубоко почитаемы в народе», — отметил архиерей.

«23 февраля 1993 года Священноначалием я был направлен на Самарскую кафедру. Конечно, мне было тяжело расставаться с местами, к которым уже привык, где я начал свое пастырское, а затем и архипастырское служение. Оно начиналось на Ростовской кафедре: помощником правящего митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (ныне глава Украинской Православной Церкви), а спустя 5 лет я стал викарным епископом Азовским», — рассказал владыка Сергий.

«Находясь под внимательным и чутким руководством владыки Владимира, который был всеми любим на Ростовской земле, я многому научился. Мой духовный наставник известен всему Православному миру не только своими яркими проповедями, но и активной общественной деятельностью. В сложное атеистическое время митрополит Владимир сумел возродить духовную жизнь, наладить активное пастырское служение на юге России, весьма пострадавшем в эпоху безбожия», — подчеркнул архипастырь.

По его словам, «Владыка сумел своим авторитетом противостоять разрушению храмов и удержать бразды духовного правления кафедрой». «Он пользовался авторитетом в общественных кругах и за границей, долгое время возглавлял Московские духовные школы. Владыка-митрополит поражал окружающих эрудицией, образованностью. Его проповеди доходили до сердца всех слушающих. Он участвовал в работе Фонда мира, который являлся тогда единственной общественной трибуной, где могли выступать иерархи и наши священнослужители и иерархи, чтобы свидетельствовать о позиции Церкви, Ее видении окружающего мира».

«Вспоминается его первое выступление на форуме, который проходил в Ростовской епархии, — отметил архиепископ Сергий. — К участию в нем были привлечены известные общественные деятели, руководители области и республики. Владыка покорил всех своим выступлением. И тогда первый секретарь обкома заметил, что нельзя больше приглашать таких ярких ораторов из церковной среды, способных увлекать людей за собой. Но Владыку все равно знали во всем мире».

«Тогда такие люди были нужны нашему строю, чтобы с выгодной стороны показывать режим за границей, вот якобы какая у нас в Союзе свобода совести. Естественно, при любой возможности Владыка выступал с проповедью. Мы пытались уже в то советское время наладить издание православной газеты, потом журнала, и Владыка сумел создать хороший, работоспособный коллектив. Он заложил главные основы, построил фундамент для дальнейшего возрастания и процветания епархии. Я, конечно, все это видел, и многому учился. Прежде всего, умению выстраивать отношения с людьми, дипломатичности, что потом очень пригодилось в моем новом служении», — заключил архиерей.
Русская линия


И волки сыты и овцы целы
Депутат Госдумы Анатолий Локоть заявил, что позицию России по Ливии можно охарактеризовать как «искусство усидеть на двух стульях».

Госдума РоссииНа четвертый день после начала военной операции международных сил в Ливии с реакцией выступила Госдума России. Она призвала Совет Безопасности ООН немедленно объявить в этой стране прекращение огня, остановить насилие и нападения на гражданское население, а ливийское руководство и государства коалиции — неукоснительно следовать соответствующим резолюциям.

Призывы содержатся в проекте постановления палаты «О ситуации в Ливии», которое депутаты обсудили в среду и приняли за основу. Как передает РИА «Новости», «за» проголосовал 341 депутат, один воздержался, голосов «против» не было. Затем депутаты обсудили поправки (все они в итоге были отклонены), попутно поспорив о диаметрально противоположных позициях президента и премьера по резолюции ООН. Голосование по документу в целом назначено на 17 часов.

В тексте заявления также выражена озабоченность в связи с масштабами и формами применения военной силы против Ливии. Российские парламентарии призывают коллег во Франции, Великобритании, США, Италии, Канаде и других государствах-участниках коалиции «содействовать незамедлительному прекращению боевых действий, наносящих ущерб объектам мирной инфраструктуры Ливии, а главное, ведущих к новым жертвам среди мирного населения». Депутаты также заявляют об отсутствии избирательности при применении военной силы против Ливии, что может отодвинуть перспективы нормализации обстановки в этой стране.

Представляя проект заявления, его автор, глава думского комитета по международным делам единоросс Константин Косачев, отметил, что «оно отражает те эмоции и внимание к ситуации в Ливии, которое характерно для состояния умов во всей России», сообщает РБК.

«Методы Каддафи отличаются особой жестокостью и неизбирательностью, привели к многочисленным жертвам среди населения и противоречат нормам гуманитарного права», — отметил он. В то же время невозможно согласиться с тем, «как пытаются наводить порядок в кавычках в Ливии силы коалиции», продолжил глава комитета.

В частности, по мнению Косачева, целью принятой СБ ООН резолюцией 1973 является защита гражданского населения. «И именно в таком прочтении она должна выполняться, но, по сути, происходит что-то еще», — сказал депутат, указав, что силы западной коалиции наносят удары по объектам, которые не имеют отношения к созданию над Ливией бесполетной зоны. «Общий смысл этого документа — наша глубокая убежденность, что только народ Ливии может определять судьбу своей страны и что внешнее вмешательство в ситуацию может происходить только в гуманитарном аспекте», — заключил он.

Вместе с тем депутат назвал единственно верным решение России воздержаться при голосовании по этой резолюции, «поскольку наложение вето означало было поддержку Россией действий Каддафи и противопоставление себя цивилизованному миру». И напротив, если бы Россия поддержала резолюцию, это означало бы разделение ответственности за действия коалиции и противопоставление себя арабскому миру, пояснил глава комитета.

Выражая свою личную точку зрения по этому вопросу, Косачев выразил уверенность, что позиция России по этой резолюции «еще войдет в учебники по дипломатии», поскольку «была примером дипломатического искусства».

С этим утверждением не согласились представители думской оппозиции. В частности, депутат от КПРФ Анатолий Локоть заявил, что позицию России, скорее, можно охарактеризовать как «искусство усидеть на двух стульях». «Это не дипломатия, а искусство фокусников-жонглеров», — сказал он.

Официальной реакции Госдумы на последние события в Ливии ждали с особым интересом, учитывая, что ранее Президент и премьер России выступили с прямо противоположными точками зрения по этому вопросу. Дмитрий Медведев с оговорками, но поддержал военное вмешательство, в то время как Владимир Путин напрямую процитировал Каддафи, сравнив действия западной коалиции с «крестовым походом».

Как сообщила накануне вечером «Газета.Ru», ссылаясь на первого зампреда комитета по международным делам, члена КПРФ Леонида Калашникова, из-за расхождений в тандеме уже составленное заявление Госдумы по Ливии якобы пришлось срочно переделывать, чтобы текст не содержал косвенной поддержки ни президента, ни премьера.

По словам Калашникова, формулировки документа в итоге должны были быть предельно дипломатичными, хотя изначально текст содержал осуждение гибели мирных жителей от воздушных ударов союзников и призывал коалицию не выходить за рамки положений резолюции Совбеза ООН — то есть был ближе к позиции Путина. Теперь, судя по обнародованным выдержкам из принятого заявления, становится понятно, что такой расклад и остался, никаких изменений внесено не было.

Впрочем, депутаты при обсуждении документа в среду еще пытались скорректировать некоторые положения. Как сообщает «Интерфакс», всего было подано 10 поправок. Их авторами выступили три депутата — тот самый Леонид Калашников (КПРФ), Константин Затулин («Единая Россия») и Олег Шеин («Справедливая Россия»).

Первые двое предлагали исключить из текста заявления слова о том, что «решение Российской Федерации воздержаться при голосовании в Совбезе ООН за принятие резолюции 1973 по Ливии было «адекватным ситуации выбором». Единоросс Затулин, в частности, прямо подчеркнул: «Мужество проявил наш премьер, охарактеризовав эту резолюцию».

Однако его однопартиец Константин Косачев, отвечая на это, отметил, что решение воздержаться было принято главой государства. «Это решение Президента, который по Конституции определяет внешнюю политику страны», — цитирует его агентство.
Русская линия


«Призрак Шнеерсона» опять навис над русскими иконами
Попытка российских властей договориться с хозяином частного музея в США о досрочном вывозе бесценной коллекции из музея им. Андрея Рублева ни к чему не привела

Экспозиция иконПопытка российских властей договориться с хозяином частного музея в Клинтоне (штат Массачусетс) Гордоном Лэнктоном о досрочном возвращении на родину 37 икон из собрания московского Музея им. Андрея Рублева не увенчалась успехом, сообщает ИТАР-ТАСС. На состоявшихся 21 марта переговорах Лэнктон отказался признать «форс-мажорные обстоятельства», на основании которых Министерство культуры России ранее решило прервать показ этой выставки в США, который изначально планировалось провести до июля нынешнего года.

Вернуть домой свое достояние Россия пытается из-за угрозы посягательств на него в США. Они могут возникнуть в свете прошлогоднего постановления американского суда о «возвращении» иудейской секте «ХАБАД Любавич» исторических книг и документов, известных как «коллекция Шнеерсона». Это собрание никогда не принадлежало данной организации и вообще не покидало территорию России; российские власти считают решение федерального суда в Вашингтоне по этому поводу незаконным. Тем не менее, хасиды сразу предупредили, что по истечении «разумного срока» будут добиваться выполнения этого решения любыми доступными им способами.

Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, 6-ой глава ХабадаНапомним, что 30 июля 2010 года вашингтонский федеральный судья Ройс Ламберт постановил, что Россия должна выдать «библиотеку Шнеерсона», хранящуюся в Российской государственной библиотеке и Российском государственном военном архиве, хасидам из организации «Хабад-Любавич» (Бруклин). Российский МИД осудил это решение как противоречащее международному праву, но больше никаких мер предпринимать не стал. Другие российские официальные лица отказались ранее принять участие в слушаниях на том основании, что вопрос о судьбе «библиотеки Шнеерсона» не относится к юрисдикции американского суда.

Как известно, основатель хасидизма из местечка Любавичи раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон начал собирать свою библиотеку еще в 1772 году (сейчас она насчитывает 12 тыс. книг и 50 тыс. редких документов, в том числе 381 манускрипт). В 1915 году его наследник, шестой раввин Иосиф Шнеерсон, эмигрировав из России, часть библиотеки оставил в Москве. Со временем эти книги оказались в Центральной библиотеке им. Ленина. Остальная часть коллекции была в 1945 году в качестве трофея отбита у гитлеровцев советскими войсками.

В Клинтоне выставка российских икон, включающая, по словам специалистов, бесценные экспонаты, открылась осенью прошлого года. Трудно понять, почему ее вообще привезли в США уже после судебного вердикта по «собранию Шнеерсона».

Вопрос о сохранности российских музейных ценностей в США не раз в последнее время поднимался в двустороннем диалоге на высоком государственном уровне. Американцы при этом всегда заверяли, что у них никогда ничего не пропадало, поскольку действует специальный закон об иммунитете художественных выставок.
Русская линия


Сергей Караганов: «Вокруг Персидского залива существовал вакуум безопасности»
Известный политолог прогнозирует дальнейшее ухудшение ситуации на Ближнем Востоке

Сергей КарагановСитуация в охваченных беспорядками странах Ближнего Востока будет развиваться крайне неблагоприятно, прогнозирует декан факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ) Сергей Караганов.

В последние месяцы многие страны Ближнего Востока и Северной Африки охвачены массовыми народными протестами, которые уже привели к падению правящих режимов в Египте и Тунисе. В настоящее время беспорядки продолжаются, в частности, в Йемене. Антиправительственные выступления ранее прошли также в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко, Омане. В ситуацию в Ливии вмешались международные силы.

«Вокруг Персидского залива существовал вакуум безопасности, сейчас ситуация на Ближнем Востоке резко усугубляется. Я не вижу никаких признаков того, что ситуация будет лучше, надо готовиться к еще большему усугублению (ситуации) на еще более широкой территории», — заявил Караганов на презентации доклада российских экспертов Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Отношения Россия — США после „перезагрузки“: на пути к новой повестке дня. Взгляд из России».

При этом он отметил, что «Россия и США являются единственными двумя государствами, которые, в принципе, могут играть конструктивную стабилизирующую роль на расширенном Ближнем Востоке», цитирует политолога РИА Новости. При этом он не исключил, что перспективы урегулирования ситуации на Ближнем Востоке будут обсуждаться и во время визита в Россию министра обороны США Роберта Гейтса.

Говоря о позиции России при принятии резолюции 1973 Совета Безопасности ООН (Россия воздержалась при голосовании) Караганов отметил, что «позиция России целиком оправдана». «У нее был вариант блокировать голосование, при том, что даже Китай отказался блокировать, (это означало бы) портить отношения с европейцами и поддержать Муамара Каддафи. Второй вариант — поддержать операцию и стать ее соучастником. Россия выбрала третий вариант — мы поддержали наших друзей, которые находятся в трудном положении», — отметил Караганов, который является также председателем редакционного совета журнала «Россия в глобальной политике» и председателем президиума Совета по внешней и оборонной политике.

Напомним, что клуб «Валдай» создан в 2004 году и организуется Российским агентством международной информации «РИА Новости и Советом по внешней и оборонной политике совместно с журналами Russia Profile и «Россия в глобальной политике» и газетой The Moscow News. Своим названием Клуб обязан месту проведения первой конференции. Цель Клуба — укрепление и развитие диалога между российскими и иностранными учеными, политиками и журналистами, предоставление экспертному сообществу и широкой общественности независимого, объективного и научного анализа политических, экономических и социальных процессов в России и в мире. Конференции клуба, проходящие как в России, так и за рубежом, собирают десятки политологов из разных стран. За семь лет существования Клуба в его работе приняли участие более 400 представителей международного научного сообщества из 35 стран мира.
Русская линия


К операции в Ливии присоединяются новые страны
Барак Обама считает, что США должны передать контроль над военной операцией в Ливии в руки международной коалиции

Хиллари КлинтонМеждународная коалиция, с воскресенья проводящая в Ливии операцию «Одиссея Рассвет», в ночь на среду продолжила обстреливать территорию этой страны. В столице Ливии Триполи прогремели несколько взрывов. По данным командования союзников, с начала операции общее число крылатых ракет Tomahawk, выпущенных по военным объектам режима Каддафи, превысило 162.

Между тем союзники продолжают решать вопрос о руководстве операцией. Заместитель помощника президента по национальной безопасности Бен Родс сообщил, что США, Великобритания и Франция сошлись во мнении о передаче командования НАТО. Ранее предполагалось отдать руководство тандему Франция — Великобритания. Официально об этом решении пока не объявлено.

Ливийского лидера Муаммара Каддафи не пугает размах международной операции на территории его страны. Ночью в среду он появился на публике с очередной пламенной речью, в которой призвал своих сторонников «воевать до конца» и «в конечном итоге победить» всех врагов — как оппозицию, так и войска международной коалиции, сообщает ИТАР-ТАСС.

«Мы не сдадимся. Мы победим их любой ценой. Мы готовы к войне, независимо от того, будет ли она короткой или длинной», — заявил Каддафи перед толпой своих сторонников в Триполи, охраняющих его резиденцию. «Я остаюсь здесь, в своем доме, в своем шатре вместе с вами», — заверил глава Джамахирии.

Как стало известно, власти Ливии предпринимают шаги к налаживанию диалога с оппозицией. В частности, как сообщил заместитель министра иностранных дел Ливии Халед Каим, правительство обратилось за помощью в этом к лидерам проживающих в стране крупных племен. Ливийские повстанцы, в свою очередь, объявили о намерении создать совместное военное командование, которое возглавит вооруженную борьбу за свержение режима Каддафи.

Участники международной операции в Ливии продолжают решать, кто из них возглавит военные действия. Как стало известно, интересы США в Ливии будет временно представлять Турция. Накануне представитель госдепартамента Марк Тонер рассказал, что действительно, Анкара согласилась представлять интересы Вашингтона в Ливии, за что американская администрация ей очень признательна.

На вопрос, считают ли США целесообразным передать руководство операцией в Ливии НАТО, дипломат ответил, что Вашингтон видят в альянсе ту структуру, которая будет способна добиться успеха, сообщает «Комсомольская правда». По словам Тонера, обсуждение вопроса о руководстве операцией продолжается, и оно носит конфиденциальный характер.

Президент Обама, находящийся с официальным визитом в Сальвадоре, накануне на пресс-конференции выразил уверенность в том, что в ближайшие дни США смогут передать контроль над военной операцией в Ливии в руки международной коалиции.

КаддафиПо словам Обамы, когда это произойдет, не американские самолеты будут обеспечивать выполнение решения о бесполетной зоне над Ливией, и, возможно, не американские, а корабли других стран, будут следить за реализацией запрета на поставки оружия в эту страну. Как добавил Обама, у него нет никаких сомнений, что соответствующая договоренность с союзниками скоро будет достигнута.

Американский президент также подчеркнул, что если Каддафи останется у власти, он будет представлять угрозу для своего народа. В интервью телекомпании CNN президент высказал мнение, что полковник Каддафи может переждать в укрытии военную операцию коалиции, «несмотря на то, что его войска значительно ослаблены».

В свою очередь, госсекретарь США Хиллари Клинтон во вторник заявила, что США передадут командование операцией в Ливии союзникам в течение нескольких дней, а ключевую роль в ней будет играть НАТО, так как в операции задействованы множество членов блока. Клинтон напомнила позицию Барака Обамы, согласно которой главной целью операции войск коалиции является не свержение Каддафи, а предотвращение жертв среди гражданского населения. По словам Клинтон, США хотят видеть стабильную и демократическую Ливию, и маловероятно, что этого можно достигнуть, если Каддафи останется у власти.

В настоящее время в военных действиях в Ливии принимают участие США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Испания, Бельгия, Дания, но к международной коалиции присоединяются всё новые участники. К концу этой недели четыре самолета предоставит Катар. Со стороны Нидерландов в операции будут участвовать порядка 200 военных, 6 истребителей F-16, минный тральщик и самолет-заправщик KDC-10. Как объявил голландский министр обороны, они будут использоваться для контроля над исполнением эмбарго на поставку оружия в Ливию. Эту же цель будет преследовать направленный к берегам Джамахирии румынский фрегат «Король Фердинанд».

Эксперты отмечают, что обеспечение бесполетной зоны над Ливией может обойтись союзникам в 1 млрд долларов, если эта операция продлится более двух месяцев. Только крылатых ракет Tomahawk было выпущено на общую сумму около 200 млн долларов. Особенно остро вопрос стоимости ливийской операции стоит для Великобритании, правительство которой проводит радикальную программу по сокращению бюджетных расходов.

В среду утром в ливийской столице Триполи прогремели два сильных взрыва, информации о пострадавших нет, передает. Агентство не сообщает, что стало причиной новых взрывов и, если это была бомбардировка, — какие объекты стали ее целью, передает РИА «Новости». По данным ливийских властей, за все время операции союзников погибли более 60 мирных жителей. Западные страны эти данные не подтверждают.

Самолеты ВВС стран, участвующих в международной операции в Ливии, совершили за минувшие сутки 336 боевых вылетов, сообщает в среду британская телерадиокорпорация ВВС. По данным Пентагона, американские самолеты выполнили 212 вылетов, еще 124 вылета совершили ВВС других стран. В общей сложности во вторник по военным объектам Ливии было нанесено 108 авиаударов, передает «Интерфакс».

Несмотря на то, что атаки западной авиации вынудили войска и танки Каддафи отодвинуться от цитадели оппозиции Бенгази, мятежники не смогли воспользоваться ситуацией в свою пользу и перейти в наступление. Повстанцам также не удалось взять под контроль город Адждабию на востоке страны, сообщает Reuters.

Как считают в США, судьба Муаммара Каддафи предрешена и его уход с поста лидера Ливии неизбежен. Как заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон в интервью телекомпании ABC, Каддафи в настоящее время ищет пути бегства из страны. По словам Клинтон, США стало известно, что приближенные Каддафи по его поручению изучают возможности для ухода ливийского лидера с поста и, возможно, выезда из страны, передает РИА «Новости».

«Отчасти это — игра и театр, попытка послать ложный сигнал. Вы помните, как после резолюции СБ ООН Каддафи объявил о перемирии, а затем его силы еще быстрее пошли на Бенгази? Многие из заявлений — именно манера себя вести непредсказуемо. Но отчасти, мы думаем, это делается. И мы бы это приветствовали», — сказала Клинтон, напомнив, что США после начала столкновений в Ливии настаивали на прекращении насилия и уходе Каддафи в отставку.

Госсекретарь не смогла подтвердить сообщения о гибели одного из сыновей Каддафи — Хамиса. По ее совам, американское правительство также получало сообщения об этом, однако подтвердить их пока не удалось. Ранее сообщалось, что Хамис Каддафи погиб при обстреле военных объектов силами союзников. «Доказательства пока недостаточны», — отметила госсекретарь.
Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем крупных государственных деятелей К.П.Победоносцева и графа П.А.Шувалова

Константин Петрович ПобедоносцевСегодня мы вспоминаем выдающего русского мыслителя и государственного деятеля Константина Петровича Победоносцева. Он родился 21 мая 1827 г. в день Владимирской иконы Божией Матери — празднества установленного в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г., и в день памяти равноапостольного царя Константина и благоверного князя Константина, Муромского чудотворца в семье профессора Московского университета. Дед Победоносцева был священником. Образование он получил в элитном Императорском Училище правоведения, которое закончил в 1846 г., служил чиновником в московских департаментах Сената. Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке «тихого, скромного нрава, благочестивом, с разносторонним образованием и тонким умом». В 1860−65 гг. был профессором кафедры гражданского права в Московском университете. Выпустил курс «Гражданского права», выдержавший пять изданий, учебное пособие стало настольной книгой юристов того времени.

В 1865 г. Победоносцев был назначен воспитателем и преподавателем истории права к Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу (скончался в молодом возрасте) и его брату Великому Князю Александру Александровичу (будущий Император Александр III), a позже — к Цесаревичу Николаю Александровичу (будущий Император Николай II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований. С 1868 г. стал сенатором, с 1872 г. — членом Государственного Совета. После убийства Императора Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М.Т.Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860−70 гг. Победоносцев составил по поручению Государя Александра III черновик Манифеста 29 апреля 1881 г. «О незыблемости самодержавия», положившего конец политике уступок власти так называемому общественному мнению. Ранее в 1880 г. был назначен обер-прокурором Св. Синода, пребывал на этом посту 26 лет. За это время многое сделал для обустройства церковной жизни. Проводил политику преследования раскольников и сектантов. Главной заботой Победоносцева было активное насаждение церковной школы взамен земской, которая, по его справедливому убеждению, развращала юношество, отвращая его от веры.

Победоносцев был выдающимся полемистом, его речи, произнесенные в Сенате и Госсовете, неизменно производили сильное впечатление, поражали своей безукоризненной логикой и ясностью аргументации. Его трудоспособность удивляла современников, при своих многообразных заботах он находил время для занятий научной и публицистической деятельностью. Победоносцев был автором ряда книг и статей на разные темы. Главным его трудом, не утратившим значения до сих пор, стал «Московский сборник» (1896). В этой книге он подверг беспощадной критике основные устои западноевропейской культуры и государственного строя сравнительно с главными чертами национально-русских идеалов. Главными пороками западноевропейской культуры, по мнению Победоносцева, являются рационализм и вера в добрую природу человека. Он доказывал, что понятие закона неотделимо от понятия заповеди, нравственной правды закона, хранителем которой является власть, регулирующая его применение в конкретных случаях и не позволяющая гражданам запутаться в сетях массы частных постановлений права. Победоносцев убедительно критиковал материализм и позитивизм с позиций православного вероучения. Он последовательно отстаивал идеал монархического государственного устройства, метко назвав западную демократию «великой ложью нашего времени».

В начале XX в. влияние Победоносцева на политику правительства стало ослабевать. После принятого под давлением либералов и революционеров Манифеста 17 октября 1905 г. вышел в отставку. На момент отставки дослужился до чина действительного тайного советника и статс-секретаря.

Петр Андреевич ШуваловСегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля и дипломата генерал-адъютанта графа Петра Андреевича Шувалова, скончавшегося в 1889 году.

Он родился в Петербурге 15 июля 1827 г. в семье обер-гофмаршала и члена Государственного Совета. Получив образование в пажеском корпусе, Шувалов в 1845 г. начал военную службу в конной гвардии. В 1857−60 граф был петербургским обер-полицеймейстером, а затем, последовательно занимал должности в директора департамента общих дел МВД (1860−61), генерал-губернатора Прибалтийского края и командующего войсками округа (1864−66).

В 1866 г. ввиду усиления революционного движения, граф Шувалов, пользовавшийся репутацией «сильного человека», и принадлежавший по своим политическим убеждениям к консервативной группе сановников, был назначен шефом жандармов и главным начальником III-го Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. На этом посту Шувалов, будучи ближайшим советником Императора Александра II, проводил твердую охранительную линию, оказывая большое влияние на всю внутреннюю политику правительства, стараясь оказывать противодействие проводимым либеральным реформам. Влиянию Шувалова придавалось такое значение, что его часто именовали «вице-императором» и «Петром IV». В 1874 г. граф Шувалов был назначен послом в Лондон для урегулирования обострившихся англо-русских отношений в связи с разрешением балканского вопроса. После окончания Русско-турецкой войны 1877−1878 гг. Шувалов был вторым представителем России на Берлинском конгрессе. В 1879 г. граф был уволен от должности посла, назначен членом Государственного совета, после чего устранился от политической деятельности.

Скончался граф Шувалов в Петербурге на 62 году жизни.
Русская линия


Патриарх Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин заложат камень в основание храма памяти жертв теракта на Дубровке

23 марта 2011 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял мэра Москвы С.С. Собянина, сообщает Патриархия.Ru.

Приветствуя Святейшего Патриарха Кирилла, мэр Москвы с удовлетворением отметил, что регулярно встречается с Предстоятелем Русской Церкви. «Сегодня есть целый ряд вопросов, которые требуют совместного обсуждения и решения», — подчеркнул С.С. Собянин.

«По Вашей просьбе мы подбираем участки для строительства новых храмов, и, думаю, в течение месяца будет подготовлена документация по 60 участкам, — сообщил Его Святейшеству столичный градоначальник. — Поэтому я предлагаю вместе заложить камень на месте строительства одного из храмов, чтобы обозначить начало этой большой программы».

Святейший Патриарх Кирилл предложил, чтобы первый храм был заложен на месте террористического акта на Дубровке — «в память о погибших и в память о тех, кто героически спасал людей».

По словам Сергея Собянина, закладка храма может состояться уже в апреле. «Я думаю, это будет хорошее дело и для города, и для горожан, и в память о тех, кто пострадал во время этой ужасной трагедии, и во имя тех людей, которые оказали всемерное содействие в спасении людей и участвовали в этой операции», — подчеркнул мэр Москвы.

В октябре 2002 года группа вооруженных боевиков захватила в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник» на Дубровке. Жертвами террористов стали 129 человек.
Русская линия


Музей истории религии покажет выставку детских работ на тему: «Есть ли жизнь на небе?»

Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге открывает выставку под называнием «Есть ли жизнь на небе?». В течение года дети размышляли на эту тему и свои мысли воплощали в творчестве, сообщает Балтийское информационное агентство.

Уже четвертый год Государственный музей истории религии реализует Долгосрочную музейно-педагогическую программу «Мир религии глазами детей» (2008−2012 гг.). Программа включает Всероссийские конкурсы и выставки детских художественных работ, подготовку методических пособий и проведение специальных занятий. В 2008 г. открылась первая выставка — «Мир семьи и религии», в 2008—2009 гг. прошел всероссийский конкурс, завершившийся выставкой «Начало начал — Мировое древо», в 2009—2010 гг. — третий конкурс на тему «Что наша жизнь? Вода!». Тема нынешнего конкурса и открывшейся 23 марта выставки — «Есть ли жизнь на небе?».

Конкурс «Есть ли жизнь на небе?» — масштабный проект по работе с детскими творческими коллективами в течение всего учебного года. Одной из важнейших задач программы является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями с помощью приемов и методов арт-терапии. Поэтому среди участников конкурса и выставки важное место занимают воспитанники социальных учреждений — коррекционных школ-интернатов, детских домов и т. д. Кроме того, в конкурсе приняли участие воспитанники воскресных школ христианских конфессий и еврейских школ; воспитанники подростково-молодежных и семейных клубов, центров социально-трудовой адаптации и профориентации, а также ученики общеобразовательных и художественных школ Санкт-Петербурга.

По условиям конкурса, в этом году принимались только коллективные работы. На суд жюри было представлено более 200 работ, в создании которых участвовало более 1000 человек.

Все работы, поступившие на конкурс, были разделены на шесть тематических номинаций: «Небожители», «Ангелы над городом», «Космос», «Библейские сюжеты», «Небесная романтика», «Мифы, легенды, сказки». Впервые в этом году была выделена семейная номинация «Отцы и дети».

Благодаря детской фантазии небо оказывается то плетеным куполом, то светящимся шаром, где обитают многочисленные ангелы, соседствующие с другими небожителями, героями сказок, мифов и легенд. Оно становится Эдемским садом, необычно скрученным из бумаги. Для других небесный купол открывается благодаря покорителям космоса, и мы видим Окно в другие миры, видим, как Ракетоноситель уже далеко отлетает от Земли и движется к Красной планете с веселыми человечками или к Планете Счастья, Планете Стрекоз.

Для каждого ребенка небо становится источником вдохновения, настоящим сокровищем, которое открывает маленькому мастеру свои тайны. Украшением выставки являются скульптурные композиции, работы в технике батик, лоскутной технике, бумагокручения, тестопластики, бисероплетения, фриволите.
Русская линия


Церковь Святого Михаила Архангела в Каннах нуждается в срочной реставрации

Жемчужина французской Ривьеры — православная церковь Святого Михаила Архангела в Каннах — нуждается в срочной реставрации. Грунтовые воды разрушают фундамент храма, а сезонные дожди наносят непоправимый ущерб его внутреннему убранству. Столетие назад в создании этого центра православной культуры активное участие принимала императорская семья Романовых. Кто же теперь поможет с его возрождением. Цена вопроса — полмиллиона евро, сообщают «Новости культуры».

Для любого русского в Каннах бульвар Александра — место особое. Здесь в самом центре улицы в тени деревьев находится единственная на всем Лазурном берегу русская православная церковь. Ее освятили в ноябре 1894 года. На церемонии тогда присутствовал даже Великий князь Михаил Михайлович.

В память о том действительно знаменательном для всего юга Франции событии, при входе в храм до сих пор висит табличка. В потемневших от времени буквах сегодня с трудом угадываются имена тех, кто пожертвовал на строительство. Князья Голицын и Урусов, знаменитый ученый Фёдор Чихачев и, конечно, члены Императорской фамилии. Деньги собирали буквально всем миром. Большая часть убранства церкви — тоже дары. И самый ценный из них, этот список Тихвинской иконы Божьей Матери. Чудотворный образ долгие годы пылился в антикварной лавке, пока в начале ХХ столетия его не выкупил один из русских офицеров.

«Будучи офицером, он был вынужден работать чернорабочим, и отдавал последние гроши на выкуп этой иконы на протяжении нескольких месяцев, пока антиквар не узнал о том, для чего он это делает. Тогда он простил ему половину суммы. И они вместе отнесли эту икону к нам в храм, оставшись инкогнито», — рассказывает Максим Массалитин, настоятель церкви Святого Михаила Архангела.

Первая и последняя реставрация была в 80-х годах прошлого века. Но тогда денег хватило только на косметический ремонт. Краска облупилась и обнажила внушительного вида трещины — прямо под куполом. Кровля прохудилась, и теперь, когда за окном дождь, внутри храма тоже капает.

«Удивительно, что когда храм нужно было построить в 19-ом веке, средства собрали за два месяца, храм построили за полгода. Сейчас уже несколько лет идет разговор о реставрации, и до сих пор мы находимся в стадии организации этого процесса», — говорит Максим Массалитин.

Год от года храм разрушается все больше. Крипта — подземная часть храма — и вовсе — в плачевном состоянии. Стены и потолок склепа, где похоронен первый настоятель церкви протоиерей Григорий Остроумов, буквально изъедены влагой.

Если дренажную систему срочно не привести в порядок, грунтовые воды затопят и соседний склеп. Здесь погребены два Великих князя — Николай Николаевич-младший и Петр Николаевич Романовы. Где взять столь необходимые деньги на реставрацию. Ждать помощи от нынешних прихожан церкви, увы, не приходится. Кроме фундамента, ремонтировать нужно кровлю, купола, фасад. Иконам тоже нужна реставрация. Цена вопроса — полмиллиона евро. Если не найти эти деньги, уже через пару лет церковь святого Михаила Архангела вряд ли можно будет назвать жемчужиной французской Ривьеры.
Русская линия


Патриарх Сербский Ириней принял участие в презентации сборника архивных документов о русско-сербских связях

Патриарх Сербский Ириней посетил презентацию 2-го тома сборника архивных документов о русско-сербских связях (в том числе и церковных) «Москва — Сербия, Белград — Россия», которая состоялась 21 марта в Государственном архиве Сербии. Сборник имеет название «Общественно-политические связи, 1804−1878» и содержит публикации 325 документов на русском языке и 94 на сербском из русских и сербских архивов, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на официальный сайт Сербской Православной Церкви.

В составлении сборника принимали участие как сербские и российские исследователи: Мирослав Перишич (руководитель проекта), Владимир Маныкин (председатель редакции), Сергей Мироненко, Татьяна Суботин-Голубовичи и другие.

На презентации издания, которое было осуществлено в рамках совместного проекта Государственного архива Сербии и Главного архивного управления Москвы, также присутствовали посол РФ в Белграде Александр Конузин, министр культуры Сербии Предраг Маркович, советник президента Сербии Триво Инджич и другие гости.

В своем слове к собравшимся Патриарх Ириней поблагодарил составителей сборника и подчеркнул исключительное значение этого проекта и для науки и культуры, и для Сербской Православной Церкви, так как в нем публикован ряд документов и о русско-сербских церковных связях.

«Книга — большое дело, которое делает для нас доступным то, что иллюстрирует нашу историю и наше прошлое. Перед нами здесь документы, которые являются основой нашей истории и культуры. Два народа, один большой, а второй малый, связывает, прежде всего, история, но и многие другие связи, которые и сегодня играют значительную роль», — сказал Патриарх Ириней.
Русская линия


Израиль передал России часть Иерусалима

Сергиевское подворье в Иерусалиме передано в полное распоряжение России, сообщают KURSOR.co.il и российские СМИ.

Сергиевское подворье в Иерусалиме Церемония передачи символических ключей послу России Петру Стегнию состоялась в МИД Израиля. Как сообщил российский посол после церемонии, подворье будет отреставрировано, и в нем будут соседствовать культурный центр и представительство Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), а также там будут останавливаться российские паломники.

Со своей стороны заместитель генерального директора МИД Израиля Пинхас Авиви отметил, что он «счастлив, что передача состоялась за 2 дня до визита премьер-министра Биньямина Нетаниягу в Москву».

Напомним, в ноябре Нетаниягу заверил премьер-министра России Владимира Путина, что арендаторы освободят Сергиевское подворье в Иерусалиме, переданное российской стороне, в ближайшее время.

Сергиевское подворье расположено в центре Иерусалима, по соседству с Русской духовной миссией и Троицким собором Русской православной церкви. Участок площадью 4,252 тыс. квадратных метров был приобретен в мае 1886 года на имя секретаря Императорского православного палестинского общества полковника Степанова. Торжественная закладка подворья состоялась в октябре того же года, здание строилось по проекту иерусалимского архитектора Георгия Франгиа. Подворье предназначалось для размещения и обслуживания паломников и использовалось до 1917 года.

В советское время Сергиевское подворье не признавалось российской собственностью. Пересмотр позиции наступил после переговоров России и Израиля в 2005 году во время визита в Израиль Владимира Путина, который тогда занимал пост президента России. Два года назад Россия юридически и фактически получила подворье в собственность — 28 декабря 2008 года израильские власти официально перерегистрировали Сергиевское подворье в Иерусалиме, символ российского присутствия в Святой Земле, в собственность Российской Федерации.
Русская линия


В Кургане открылась выставка «Православное Зауралье»

В Кургане в областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная истории православия в Зауралье, «Православное Зауралье». Она приурочена к 60-летию архиепископа Курганского и Шадринского Константина, об этом сообщает Regnum.Ru со ссылкой на пресс-службу администрации Кургана.

На выставке представлены материалы архивов, старинные фотографии и исторические документы, древние христианские реликвии, тесно связанные с историей зауральского православия.

«Православное Зауралье» освещает темы, тесно связанные с историей и культурой Зауралья. Среди тематических разделов представлены: «Русская колонизация и распространение православия в Зауралье», «Распространение православной культуры в Зауралье», «Церковь и социальные потрясения ХХ века».
Русская линия


<< Полная сводка новостей от 23 марта 2011 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика