8 марта и 23 февраля были учреждены воинствующими безбожниками, как издевательство над верой и историей русского народа
Российская общественность просит Дмитрия Медведева перенести празднование Дня защитника Отечества и благодарения женщинам
Под документом также подписались: историк, научный сотрудник Российского института стратегических исследований П.В. Мультатули, главный редактор ПИА «Русская линия» С.М. Григорьев, главный редактор информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Л.Е. Болотин, адвокат А.А. Аверьянов, генеральный директор ОАО «Русское молоко» Г. А. Белозеров, генеральный директор ОАО «ЦНИТИ» М.В. Пшеничный, генеральный директор ОАО «АРЕМЗ-1», подполковник милиции в запасе В.Г. Бурлаченко, исполнительный директор ОАО «НИИЦемент», гвардии полковник в запасе В.Г.Северов, генеральный директор ОАО «Торговый Центр «Электроника на Пресне», полковник в запасе В.Ю. Михайлов, генеральный директор ОАО «АРЗ-3» И.В. Винников, генеральный директор ОАО «Вашъ Финансовый Попечитель» Г. В. Мешин, генеральный директор ЗАО «Вашъ Финансовый Попечитель» И.А. Аверьянов и другие.
«День защитника Отечества является самым замечательным праздником миролюбивой России. Все мы приносим низкий поклон и бывшим, и нынешним защитникам нашего Отечества. Российская армия и флот, по словам Императора Александра III, являются главными союзниками России. Это помнит каждый русский человек, — говорится в обращении. — Нашу боль и скорбь вызывает то, что этот славный праздник отмечается в совершенно неподходящий для него день — 23 февраля. Это раскалывает российское общество и служит одним из препятствий к возрождению России».
«Русские люди не забыли, что именно 23 февраля 1918 года — день скорби: день полной и безоговорочной капитуляции Советской России перед кайзеровской Германией в Первой Мировой войне, — отмечают авторы документа. — В той войне, которую под руководством Святого Царя-мученика Николая русский народ почти выиграл и стоял, по мнению всех глав государств-участников, на пороге Великой победы. Когда русские войска должны были войти в Константинополь и занять проливы Босфор и Дарданеллы, когда русские воины уже отвоевали Западную Украину, Галицию, Карпаты и Закарпатье, и весь русский народ должен был объединиться в единой стране; тогда, когда Российская армия была самой сильной армией в мире».
«Никаких побед Красная армия 23 февраля 1918 г. не совершала, а позорно бежала и сдала Псков и Ревель немецким агрессорам, — подчёркивается в обращении. — Именно принятие 23 февраля 1918 г. этого пораженческого ультиматума ЦК РСДРП (б) послужило не только трагическим финалом для России после февральского переворота 1917 г., но и стало спусковым крючком самой страшной гражданской войны, потому что подавляющее большинство россиян, в том числе и кадровые российские офицеры, увидели предательство большевиками интересов России, и даже их союзники левые эсеры не могли смириться с этим позорным Брестским «миром».
Среди государств СНГ лишь в одной Белоруссии этот день остается выходным, пишут авторы обращения. «Этот день не объединяет народы СССР, народы Российской Империи, а разъединяет нас. Есть замечательные даты, которыми российский народ и все народы стран СНГ могут гордиться: день Победы над фашистской Германией — 9 мая, день изгнания из России армии двунадесяти языков (армии Наполеона) — 7 января, день Полтавской битвы — 27 июня. Есть и много других замечательных и памятных дат, в которые можно было бы праздновать День Защитника Отечества (как это было до революции): 6 мая — день памяти Святого Георгия Победоносца, образ которого уже шесть веков присутствует на Государственном гербе России, день перенесения мощей Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Санкт-Петербург — 12 сентября (имя Александра Невского признано недавно именем России). Именно эти праздники могут служить и служат объединяющими праздниками для всех россиян верующих и неверующих, для большинства граждан стран СНГ».
Таким же неудачным, с исторической точки зрения, днем государственного праздника является 8 марта, считают представители православной общественности. «День 8 марта, именуемый Международным женским днем, не празднуется в подавляющем числе стран мира, и поэтому не может считаться международным. Своими корнями он уходит к экстремистскому призыву развязать мировую социалистическую революцию, которая, как известно, несет гибель десяткам миллионов людей, в том числе и женщин», — говорится в документе.
«Есть все основания считать, что 8 марта, также как и 23 февраля, выбраны в 1922 г. кровавым убийцей и палачом Троцким в качестве государственных праздников не случайно, дабы праздновались (пусть и не явным образом) все те же скорбные события — февральский переворот в России и отступничество от Государя Помазанника Божиего, потому что 8 марта 1917 г. он был незаконно арестован предателями-генералами во главе с генералом-адъютантом М.В. Алексеевым в Ставке Верховного Главнокомандующего в Могилеве и 8 марта это то же 23 февраля, только по «новому» стилю», — авторы обращения.
«В то же время, — отмечают они, — в подавляющем большинстве христианских стран Европы и Америки, отмечаются как праздники дни особой благодарности женщинам. Так нашим матерям, женам, дочерям выражают признательность и любовь в неделю жен Мироносиц, третью неделю по Пасхи — Святого Воскресения Господня, тех жен Мироносиц, которые пришли помазать миром тело Господа нашего Иисуса Христа, находящегося во Гробе, не побоявшись ни стражников, ни слуг синедриона, искавшим убить учеников Христа».
«Кроме этого, 8 марта, как правило, приходится на дни строгого Великого Поста, когда всем православным (а их в России по данным переписи более 70%) не подобают увеселения, таким образом, 8 марта был учрежден воинствующими безбожниками как издевательство над верой и традициями русского народа. Просим Вас перенести празднование замечательных праздников: Дня Защитника Отечества и праздника благодарения женщинам на другие дни года. Такое Ваше решение будет способствовать уврачеванию кровоточащих ран на теле российского народа и преодолению раскола в обществе», — подчеркивается в документе.
Русская линия
Завтра — Прощеное Воскресение
Редакция «Русской линии» просит прощения у своих читателей и коллег в преддверии Великого поста
Эта давняя традиция родилась в монастырях Палестины, где монахи весь Великий пост проводили в пустыне в полном одиночестве и возвращались в свои обители только на Пасху. Они хорошо понимали, что за долгое время уединения может произойти всякое, и прежде чем удалиться, не желая уносить с собой ни вину перед близкими, ни чувство обиды, собирались вместе и просили друг у друга прощения.
Со временем эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России существовал даже обычай — самому Царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью Государь объезжал войска (с XVIII века — расположения расквартированных в столице полков), просил прощения у офицеров и солдат, посещал монастыри, где испрашивал прощения и благословения у братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
«Если не будете прощать людям согрешения их, — возвещает ныне чтенное Евангельское учение, — то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6,14−15). Таким известием встречает нас святая Церковь во вратах поста! Такое условие она предлагает нам на самом пороге в духовный чертог покаяния. Мы намереваемся доказать наше раскаяние в различных греховных увлечениях различными лишениями и удручениями телесными: Евангелие требует от нас милости прежде жертвы, чтобы жертва была благоприятна Богу. Все, желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий, — и отпустите, простите ближним согрешения их пред вами", — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
«Слава Тебе, Боже, что сподобились мы дожить до святого поста! Еще дается нам время опомниться. Еще изъявляется Господом готовность принять нас в родительские объятия помилования. Три недели молитвенно взывали мы: „Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче!“. И вот, приблизилось сие спасительное покаянное время. Мы стоим у входа во святый пост — поприще покаяния и милосердия к нам Божия. Приступим же с дерзновением и внидем с желанием!», — призывал своих чад известный российский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
«В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель», — увещевал отец Иоанн.
В преддверии Великого поста и накануне Прощеного Воскресенья редакция «Русской линии» также испрашивает прощения у всех своих читателей и коллег, работающих на ниве просвещения. Простите нас, братия и сестры, кого мы ненароком обидели или оскорбили!
Русская линия
Патриарх Кирилл: Восстанавливая порушенные святыни, мы восстанавливаем историческую память
Президент России и Предстоятель Русской Церкви возглавили заседание Попечительского совета по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря
В заседании, работу которого возглавили Президент РФ Д.А. Медведев и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, приняли участие: первый заместитель председателя Правительства РФ, председатель правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В. Зубков; помощник Президента РФ по кадровым вопросам О. Марков; министр культуры РФ А. Авдеев; министр связи и массовых коммуникаций РФ И. Щеголев; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. Полтавченко; губернатор Московской области Б. Громов; генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» С. Чемезов; председатель правления Банка ВТБ А. Костин; председатель правления ОАО «Газпрома» А. Миллер; президент ОАО «РЖД» В. Якунин; исполнительный директор Благотворительного фонда В. Коченов; наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников).
Президент России выразил благодарность всем, кто внес свой вклад в восстановление монастыря, и подчеркнул, что все средства, направляемые на возвращение обители исторического облика, в том числе пожертвования частных лиц, должны жестко контролироваться. Затем к участникам собрания обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Когда мы восстанавливаем порушенные ценности, замечательные памятники истории и архитектуры, мы восстанавливаем историческую память, мы помогаем людям сфокусировать свое внимание на такого рода проектах, а ведь это всегда сопровождается внутренними размышлениями людей, — заявил Святейший Патриарх. — Многие проезжали и пролетали мимо Ново-Иерусалимского монастыря, обезображенного, разрушенного, и никому даже в голову не приходило подумать о значении этого места. И вдруг государство вместе с Церковью начинает широкомасштабную реставрацию этого памятника».
«Теперь каждый, кто видит сам процесс реставрации, имеет замечательную возможность поразмышлять и о нашей истории, и о значении духовного фактора в жизни человека — того самого фактора, который подвигал наших благочестивых предков на созидание великой Руси, на созидание ее духовной и материальной мощи. Все это имеет непосредственное отношение к воспитанию нашей молодежи, к формированию устойчивого национального и духовного самосознания, которое так необходимо людям в эпоху глобализации», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.
Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель была призвана стать центром православного мира.
В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены.
Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден.
Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960−80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная деятельность.
23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 20 октября 2008 года в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда.
6 марта 2009 года Президентом РФ Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.
Сопредседателями Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря являются глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви.
Русская линия
Митрополит Иларион: Решение демографической проблемы возможно только благодаря объединению усилий всех здоровых сил общества
В Марфо-Мариинской обители прошла рабочая встреча руководителей трех Синодальных отделов
Председатель ОВЦС митрополит Иларион подчеркнул, что решение демографической проблемы возможно только благодаря объединению усилий всех здоровых сил общества. «В первую очередь, к разрешению демографического кризиса должны подключиться государство, включая Министерство здравоохранения и социального развития, Русская Православная Церковь и другие традиционные конфессии, система среднего и высшего образования и СМИ», — отметил митрополит Иларион. Председатель ОВЦС предложил разработать общецерковную программу действий, задачей которой была бы реализация предложений Святейшего Патриарха Кирилла по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве, направленных государственному руководству Российской Федерации в январе 2011 года.
В ходе обсуждения протоиерей Димитрий Смирнов предложил ввести в медицинских вузах специальный предмет «Биомедицинская этика», который должен будет дополнить государственную учебную программу подготовки врачей. Также прозвучало предложение о выплате многодетным матерям (с четырьмя и более детьми) ежемесячного пособия, сопоставимого по размерам со средней заработной платой. Кроме того, участники подчеркнули, что одно из важнейших направлений работы — взаимодействие со СМИ по созданию положительного образа семьи.
Значительную роль в утверждении семейных ценностей призвана сыграть Русская Православная Церковь. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон отметил, что чрезвычайно важной является пастырская работа: только через церковную жизнь, с помощью духовников, возможно возрождение в душах людей понимания истинных семейных ценностей. Кроме того, в каждой епархии необходимо создание центров помощи семье.
Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев подчеркнул, что никакие меры контрацепции не благословляются Церковью и священнослужители должны напоминать об этом пастве. В каждом приходе должна быть активизирована работа с многодетными семьями, что предполагает создание православных гимназий и школ, фонда материальной помощи. Отец Владимир отметил также, что Церковь должна активизировать работу со студенчеством, прежде всего в целях воспитания и проповеди семейных ценностей. Этой деятельности должно способствовать открытие в государственных вузах кафедр теологии, которые уже есть в ряде российских университетов и доказали свою эффективность. Ректор ПСТГУ привел в пример ряд вузов, где за короткое время после создания таких кафедр в студенческой среде менялась атмосфера, а сами кафедры становились притягательным центром для молодежи, искренне стремящейся построить свою жизнь на твердом основании.
Русская линия
Граждане Финляндии, похитившие Антона Салонена, признаны невиновными
Финский юрист считает, что это вопиющий случай самого грубого нарушения международного права и конвенций по защите ребенка
«Сегодня мы получили решение генеральной прокуратуры, согласно которому снята всяческая вина с мужа Риммы Пааво Салонена, его товарища Эркки Койвонена и дипломата Симо Пиетиляйнена, похитивших в 2009 году в городе Балахна Нижегородской области у матери тогда еще пятилетнего Антона», — сказал он «Интерфаксу» в пятницу.
По его словам, в решении прокуратуры говорится: «вывоз ребенка из России был якобы совершен в соответствии с разрешением местных властей города Балахна». Не нашла финская прокуратура и вины сотрудника генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Пиетиляйнена, вывезшего ребенка в багажнике дипломатической машины.
«По мнению прокуратуры, это было «незначительное нарушение, не заслуживающего уголовного преследования», а вся операция с похищением ребенка была якобы проведена «исходя из гуманитарных соображений, поскольку ситуация была в тупике и иным способом ее решить было невозможно», — отметил защитник Р.Салонен.
Он подчеркнул, что прекрасно знает всю историю с похищением и что «нет никаких документов, якобы подтверждающих разрешение властей города Балахны вывезти ребенка». «Мало того, в России против похитителей возбуждено уголовное дело и это прекрасно известно финской стороне, которой были предъявлены соответствующие документы», — напомнил представитель Риммы Салонен.
Бекман отметил, что «все последующее время ребенок был лишен права жить с матерью, в результате чего он сейчас уже почти совсем не говорит на родном, русском языке». По его словам, «в истории финляндско-российских отношений это вопиющий случай самого грубого нарушения международного права и конвенций по защите ребенка».
Напомним, что Римма познакомилась с Пааво Салоненом в середине 90-х годов. В то время она работала косметологом и жила в Таллине вместе с сыном Никитой от первого брака. Затем она потеряла работу. В 1995 году Римма и Пааво Салонен поженились. Пааво старше жены на 17 лет, он оставил свою прежнюю супругу и двух сыновей.
В браке финн и русская прожили семь лет. На развод подала Римма, которая призналась, что так и не смогла полюбить мужа. О том, что Римма беременна, Пааво узнал уже после развода и сначала не признал ребенка. Родившийся ребенок получил российское гражданство по матери. После развода судом было установлено совместное опекунство родителей над Антоном.
Затем, по словам Риммы, Пааво уговорил ее оформить отцовство. «Говорил, что поможет дать ребенку образование», — рассказала она. Тогда Антон получил двойное гражданство.
Согласно рассказу Риммы, бывший муж следил за ней, дважды подавал в суд, чтобы отсудить ребенка. В частности, Пааво Салонен подавал в российский суд, заявив, что Римма оформила сыну российское гражданство незаконно, то есть без разрешения отца.
Римма бежала в Санкт-Петербург, а затем к подруге в Нижегородскую область. Пааво, узнав о побеге, выступил с обвинительной речью на финском телевидении. Финская общественность встала на его сторону. После побега Риммы с Антоном в Россию финский суд передал все права опекунства единолично Пааво.
12 апреля 2009 года несколько человек, в том числе отец мальчика, похитили ребенка у Риммы. При содействии сотрудника генконсульства Финляндии в Петербурге Симо Пиетиляйнена Пааво Салонен в дипломатическом автомобиле, не подлежащем досмотру, тайно вывез сына из России.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 14 мая 2009 года в телефонном разговоре с финским коллегой заявил протест, назвав вывоз ребенка из страны вопреки воле матери «грубым нарушением российского законодательства».
Позднее Салонен позвали в Финляндию под предлогом встречи с Антоном и задержали по обвинению в похищении человека и лишении его свободы. 13 октября 2009 суд Тампере приговорил Римму Салонен к 1,5 года условного заключения и штрафу в 25 тысяч евро. При этом суд разрешил Римме Салонен видеться с сыном два раза в месяц в сопровождении представителей полиции и социальных работников.
Однако органы социальной опеки запретили матери и сыну разговаривать во время встреч на родном для них языке. Эйи Куокка, руководительница социальной службы города Кокемяки, где живет Антон Салонен, в пояснительном письме административному суду заявила, что запретила разговаривать Антону на русском языке, потому что это «противоречит интересам ребенка».
Как сообщил ранее Бекман, по мнению Салонен, процесс является показательным. По ее словам, это попытка «прикрыть преступления финских властей в похищении и контрабанде ее сына». Отметим, впрочем, что многие моменты этой непростой семейной истории, как и нескольких похожих на нее, пресса узнает лишь со слов самого Бекмана, которого многие упрекают в необъективности.
Русская линия
На Ставрополье начались судебные слушания по очередному «чеченскому» делу
Не исключено, что на скамье подсудимых могут оказаться и пострадавшие казаки
«1 марта состоялось первое судебное заседание. На скамье подсудимых три брата — Магомед Гафуров, Исса Гафуров и Аюп Гафуров. Им инкриминируется „умышленное причинение тяжкого вреда здоровья из хулиганских побуждений“. 3 марта суд допрашивал одного потерпевшего. Сегодня рассмотрение уголовного дела продолжается», — сообщили в пятницу «Интерфаксу» в пресс-службе районного суда.
Собеседница агентства отметила, что всего по делу братьев Гафуровых проходит восемь потерпевших и десятки свидетелей, поэтому в настоящее время «сложно делать какие-то выводы по времени окончания судебных слушаний».
«Допрошены только трое потерпевших по делу, свидетелей суд не допрашивал. Подсудимые будут давать показания после допроса всех потерпевших и свидетелей по делу», — уточнила представитель суда.
Ранее сообщалось, что двое из троих братьев Аюп и Магомед Гафаровы проходят по делу как свидетели, а третий — 23-летний Магомед вообще фигурирует в материалах дела как потерпевший.
Напомним, что вооруженный конфликт в Зеленокумске между чеченцами и казаками произошел в ночь на 27 ноября 2010 года. Группа молодых жителей Зеленокумска решила заступиться за несовершеннолетнюю девушку, пожаловавшуюся им на местных жителей-чеченцев, которые, по словам девушки, 21 ноября попытались силой усадить ее в свою машину.
Однако заступники получили отпор — из салона автомобиля их обстреляли из травматического и огнестрельного оружия. В результате семь представителей казачества и один чеченец получили ранения и травмы различной степени тяжести.
По версии следствия, в ходе конфликта применили оружие братья Гафуровы. У одного из братьев был карабин, а у двоих травматические пистолеты.
В то же время в отношении представителей казачества, которые участвовали в этом вооруженном конфликте, возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство», которое пока находится на стадии расследования.
Русская линия
Война в Ливии идет с переменным успехом
«Антикаддафисты» взяли штурмом город Рас-Лануфа, но потеряли Эз-Завию
О том, в чьих руках находится Рас-Лануф, пока точной информации нет, однако на подконтрольном повстанцам сайте сообщается, что он тоже взят. По некоторым данным, успеху атаки на Рас-Лануф послужило то обстоятельство, что в рядах его защитников произошел раскол: часть лояльных Каддафи войск перешла на сторону повстанцев.
Количество погибших в результате боя за населенный пункт не известно: пока найдены четыре тела. Однако число жертв может существенно возрасти, поскольку во время сражения применялось не только стрелковое оружие, но и артиллерия. Взятие Рас-Лануфа открывает повстанцам дорогу на Сирт — родной город полковника Каддафи, в котором его позиции все еще очень сильны.
Между тем войска Муаммара Каддафи вернули контроль над ближайшим к Триполи городом Эз-Завия, который находится в 50 км к западу от столицы. Как сообщило гостелевидение Джамахирии, «главарь террористов Хусейн Дарбук» и его заместитель были убиты во время столкновений, другие лидеры повстанцев взяты в плен. Как утверждается в распространенном по государственному телевидению заявлении, правительственные войска захватили 31 танк, 19 БТРов и 45 зениток, передает ИТАР-ТАСС.
Агентство Reuters со ссылкой на представителя оппозиции Юсефа Шагана также подтвердило, что лидер восстания в Эз-Завии убит наемниками Каддафи. В телефонном интервью он рассказал, что оппозиции все еще удается контролировать центральную площадь города, но правительственные войска уже в 4−5 км от нее.
По его словам, военные Каддафи открывают огонь по мирным жителям. В небольшом городе Харша, расположенном недалеко от Эз-Завии и захваченном теперь правительственными войсками, было убито множество людей, заявил Юсеф Шаган. По его словам, там силы Каддафи убили лидера оппозиционной армии. Теперь на его место назначен новый человек.
Между тем представитель правительства Каддафи заявил, что силы ливийского лидера рассчитывают полностью восстановить контроль над городом еще до конца пятницы. По данным жителей Эз-Завии, во время атаки правительственных сил на город были убиты, как минимум, 30 мирных жителей.
Пока в Ливии идёт настоящая война, членам Интерпола разослано предупреждение, касающееся ливийского лидера Муаммара Каддафи и 15 его соратников. Документ принят для того, чтобы предупредить членов организации об опасности, которую представляют передвижения этих людей и их авуаров. Еще одна его задача — помочь претворить в жизнь санкции СБ ООН.
Кроме того, в Интерполе выражают готовность предоставить помощь Международному уголовному суду в расследовании сообщений о преступлениях против человечности в Ливии. В документе указывается, что Интерпол считает Каддафи и его соратников ответственными за планирование нападений на мирных жителей. В частности, речь идет о нанесении авиаударов по населенным пунктам.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти святого благоверного Великого Князя Ярослава Мудрого, полярного исследователя Г. Я.Седова и поэтессы А.А.Ахматовой
Ярослав, во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном св. равноапостольного великого князя Владимира и Рогнеды. Он был посажен отцом в Новгород, где его застало известие о смерти отца и об убийстве Святополком Окаянным братьев Бориса и Глеба. Ярослав пошел войной на Святополка и после нескольких лет борьбы победил и сел на великокняжеский престол. Ярослав провел ряд успешных военных кампаний: он нанес сокрушительное поражение печенегам, которые с тех пор прекратили свои набеги на Русь, подчинил ятвягов, литву, ямь, вернул захваченные поляками Червенские города, его дружина ходила походом на Царьград (поход завершился неудачно). Однако его правление памятно не столько воинскими победами, сколько благоустроением земли Русской, за что он и был прозван Мудрым. Он основал в Суздальской земле город Ярославль, в Псковской — город Юрьев. На месте своей победы над печенегами в 1037 г. Ярослав заложил величественный Софийский собор по образу Софии Цареградской, а в 1045 г. по его повелению его сын Владимир воздвиг Софийский собор в Новгороде. Он соорудил знаменитые Золотые ворота в Киеве, построил монастырь Св. Георгия и другие храмы. Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси — «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Много сил уделял св. князь Ярослав христианскому просвещению народа.
Он поставил на широкую ногу перевод с греческого языка и перепись богослужебных и иных книг. Летописец говорит: «Подобно тому, как если б кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а их теперь пожинают, принимая книжное учение. Велика бывает польза от него; из книг мы учимся путем покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание; это реки, напоевающие Вселенную». Перед блаженной кончиной составил завещание сыновьям, которое начиналось словами: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно. А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую достали они трудом великим».
Сегодня мы также вспоминаем русского путешественника и полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова, скончавшегося в 1914 году.
Он родился в 1877 году в многодетной семье азовского рыбака. С раннего возраста Георгий рыбачил, ходил на поденщину в поле, чтобы помочь отцу прокормить семью. За два года окончив трехклассную церковно-приходскую школу, мальчик убежал из дома, чтобы получить дальнейшее образование и стать настоящим моряком.
В 1898 г. он окончил мореходное училище в Ростове-на-Дону, в 1901 экстерном сдал экзамены за курс Морского кадетского корпуса, откуда был выпущен поручиком по Адмиралтейству. В 1902 — 1904 по заданию Главного гидрографического управления Седов проводил гидрографические исследования в Баренцевом и Карском морях. В году Русско-японской войны Седов командовал миноноской, неся сторожевую службу в Амурском заливе.
В 1908 г. Седов возглавил экспедицию в устье р. Колымы. В 1910 г. обследовал Крестовую губу на Новой Земле. В 1912 г. Седов предложил проект экспедиции к Северному полюсу, которая была организована на частные средства. «Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг..», — писал Седов докладной записке начальнику Главного гидрографического управления.
Инициатива Седова была поддержана морским министром И.К.Григоровичем и Государем, пожертвовавшим на экспедицию 10 тысяч рублей. Значительную помощь в подготовке экспедиции Седова оказала партия русских националистов и лично Михаил Алексеевич Суворин — редактор газеты «Новое время», сын известного консервативного издателя и публициста А.С.Суворина. В августе 1912 г. экспедиция во главе со старшим лейтенантом Седовым на судне «Св. Фока» (позже переименованного в «Михаила Суворина») вышла из Архангельска, взяв курс к Земле Франца-Иосифа. Однако у берегов Новой Земли вынуждена была зазимовать. Во время зимовки Седов обследовал и описал северо-западное побережье Новой Земли. В 1913 г. экспедиция достигла Земли Франца-Иосифа, где корабль был затерт льдами. Во время второй зимовки Седов и большая часть команды заболели цингой. Несмотря на это, 15 февраля 1914 г. Седов с двумя спутниками на собаках двинулся к Северному полюсу. В пути, недалеко от о. Рудольфа, самого северного острова самого северного нашего архипелага, Седов скончался. Спутники похоронили его на этом острове, поставив в изголовье крест, сделанный из лыж, а в могилу отважному путешественнику положили Русский флаг, который Седов мечтал водрузить на Северном полюсе.
В Арктике экспедиция собрала большой материал по океанографии, метеорологии, земному магнетизму, а также сведения о геологическом строении посещенных островов. Именем Седова названы архипелаг и остров, мыс и пик, пролив, два залива, две бухты, поселок, где он родился, улицы имени Седова есть в Москве и Санкт-Петербурге и во многих других городах и поселках.
В этот день мы вспоминаем великую русскую поэтессу Анну Андреевну Ахматову, скончавшуюся в 1966 году.
Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 июня (23 н.с.) 1889 года под Одессой в семье отставного инженера-механика флота. Первое стихотворение, по ее признанию, написала в 11 лет. Ее первый поэтический сборник «Вечер» вышел в 1912 году. Далее были «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922), «Бег времени» (1965) и другие. Замуж вышла в 1910 году за известного поэта-акмеиста Н.Г. Гумилева, а в 1912 родила сына Льва. 1921 год прошел тяжелой поступью по жизни поэтессы. В августе арестовывают и расстреливают Гумилева. Советские власти налагают запрет на публикацию ее стихов и Ахматова лишается средств к существованию. В 1935 г. арестован сын поэтессы Лев Гумилев. После ее письменного обращения к Сталину его освободили, но в 1938 году снова арестовали и приговорили к казни. Только последующее репрессирование самих палачей спасло его от исполнения приговора. Переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием». В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения. По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. В первые послевоенные годы Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И.Берлина. Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» за 1946 г. было направлено против Ахматовой и Зощенко. Снова возник запрет на публикации. Исключение было сделано в 1950 г., когда Ахматова написала стихи к юбилею Сталина в отчаянной попытке помочь сыну, арестованному в очередной раз.
В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно пришли к новому читателю. В 1965 г. издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина в 1964 г. и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). В марте 1966 года в Домодедово Анна Андреевна Ахматова скончалась. Ее отпевали в Морском соборе.
Бог даровал Анне Андреевне мирную кончину. Знаменательно, что последняя запись, которую она сделала в своем дневнике в день кончины, была посвящена почитаемым ею мученикам и исповедникам Христовым: «Мы так много и подробно знаем о поведении первых христиан. Римские матроны еще носили свои обычные одеяния и драгоценности, так что палач не знал, как отрубать голову, чтобы не повредить жемчуга и изумруды на шее мучениц».
Русская линия
Выставка «Пробуждение» — пробуждение человечества от духовной спячки
Иконописец Александр Соколов представил свои работы в Санкт-Петербурге
«Для меня большая честь — выставлять работы в этом музее. Название выставки „Пробуждение“ связано с его темой, ведь Рерих посвятил жизнь пробуждению человечества от духовной спячки. Мне хотелось бы в меру сил помочь в этом людям. В этом смысле разницы между живописью и иконописью нет. И то и другое предлагает путь, практику. Но иконопись подобна молитве», — отметил автор выставки.
Работы Александра Соколова хранятся во многих храмах России, Японии, Америки, Польши и других стран. Многим известна написанная им в 1992 году для Серпуховского Высоцкого монастыря икона «Неупиваемая Чаша», которая почитается как чудотворная.
Вместе с мужем свои работы представляет художница Мария Вишняк — ученица Ильи Глазунова, одна из наиболее интересных представителей русской классической школы. Ее живопись — это мир, увиденный в свете православного мировоззрения.
Мария и Александр знают друг друга с детства и счастливы, у них четверо детей. По их словам, видеть красоту в каждом мгновении научила их встреча с митрополитом Антонием Сурожским.
Продлится выставка 40 дней — весь Великий пост.
Русская линия
Патриарх Кирилл освятил кресты и колокола для строящегося храма в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского
На богослужении присутствовали схиархимандрит Илий (Ноздрин), глава ЗАО «Балтийская строительная компания» И.А.Найвальт, клирики столичных и подмосковных храмов, участники строительства.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с кратким словом, а также вручил церковные награды руководителям ряда строительных организаций, осуществляющих возведение храма.
«Радуюсь тому, что в этом районе Москвы, где есть живая потребность в храме Божием, усилиями „Балтийской строительной компании“ созидается этот прекрасный величественный храм, — сказал, в частности, Святейший Владыка. — Сегодня Церковь наша приступает к великому и значительному этапу храмоздательства. Многое уже сделано, построены тысячи храмов, но этого еще не достаточно, если принять во внимание количество православных людей, особенно тех, кто, приняв Крещение и став членами Церкви, еще не в полной мере живут церковной жизнью».
Затем Святейший Патриарх Кирилл и И.А.Найвальт совершили первый звон и осмотрели строящийся храм.
Идея строительства большой церкви рядом с Патриаршей резиденцией принадлежит приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II. В 2005 году он указал место и благословил начало строительства храма, которое осуществляет ЗАО «Балтийская строительная компания». Председатель совета директоров компании И.А.Найвальт лично обсуждал со Святейшим Патриархом Алексием II детали строительства, в частности эскизный проект храма. Патриарх Алексий II утвердил проект и одобрил решение освятить храм в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского.
Строящаяся церковь расчитана на 1200 человек. Архитектор храма — А.И.Шипков. Подобно кафедральному соборному Храму Христа Спасителя, церковь будет иметь цокольную и стилобатную части.
20 января 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма.
Русская линия
Архиепископ Феофан: «Опыт показал, что данный курс является очень полезным»
Опыт внедрения Основ религиозных культур на Ставрополье проходит весьма успешно
«Опыт показал, что одной четверти недостаточно для полного понимания курса учениками, и было решено, что в четвертых классах этот предмет будет преподаваться не только в четвертой четверти, но и в третьей. А в пятых классах курсы основ традиционных религиозных культур будут проводить в первой и второй четвертях», — сообщил журналистам архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.
По его словам, за время эксперимента в епархии не зафиксировано ни одного случая «столкновения на основе введения курса традиционных религий в рамки учебного процесса», так же как и по стране в целом.
«Опыт показал, что курс данный является полезным и плодотворно действует на учеников, — заявил владыка. — Учебники до идеала пока не доведены, так как предмет новый, но сейчас уже разработали неплохие и легкие для понимания учебные пособия».
«Религиозные представители не только православия, но и ислама, и иудаизма, и буддизма, все-таки специалисты все приходят к выводу, что этот курс должен быть сплошным, на протяжении всего срока обучения, и по мере продвижения будет более сложная компонента о религиозных истинах», — сказал архиепископ.
Русская линия
В Смоленске возродят Борисоглебский монастырь
Крупный духовный центр впоследствии был полностью разрушен, и до наших дней сохранились только фрагменты фундаментов монастырских сооружений, в чем смогли убедиться губернатор Сергей Антуфьев и епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт в ходе совместного визита на это памятное место. Они договорились, что к 1150-летию Смоленска здесь будет построен временный храм, а к 2015 году, когда РПЦ намерена отметить 1000-летие мученической кончины святых Бориса и Глеба — и постоянный. Вообще, речь идет о воссоздании монастырского комплекса.
Всероссийский паломнический центр создается в Смоленской области в рамках подготовки к 1150-летию города. В ходе этой работы предполагается оборудовать и построить общежития или гостиницы для размещения паломников при Герасимо-Болдинском монастыре в Дорогобужском районе и женском монастыре в самом Дорогобуже, а также в селе Новоспасском Ельнинского района, где епархии передано здание бывшей лечебницы. Кроме того, места для размещения паломников будут созданы в Гагарине, Вязьме и Рославле, являющихся крупными православными центрами. В Смоленске гостиница для паломников будет создана на Соборном холме, в непосредственной близости от Успенского кафедрального собора. Стоит отметить, что в концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» развитие паломнического туризма рассматривается именно на примере Смоленской области.
Русская линия
Сестры Ново-Тихвинской обители собрали архивные сведения об Александро-Невской часовне, возведенной в память Царя Освободителя Александра II
Таков, к примеру, большой Александро-Невский собор на Миусской площади в Москве, снесенный в годы большевизма. Да и в других городах из храмов и часовен, заложенных в то время, после богоборческих лет сохранились единицы. Тем большую ценность они представляют.
Сохраненные святыни, посвященные великому событию, есть и на Урале. Одна из них — часовня во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского, которая находится в самом центре Екатеринбурга, на территории дендрологического парка (ранее здесь находилась Хлебная площадь, в центре которой часовня и стояла). Мимо каждый день проезжают тысячи машин, проходит огромное количество горожан.
Однокупольное краснокирпичное молитвенное здание с золотой главкой давным-давно стало привычным атрибутом городского пространства. Однако о значении этого исторического и духовного памятника многие не только не задумываются, но и не догадываются. А ведь часовня уникальна.
Сведения о малом храме собирают сестры церковно-исторического кабинета Ново-Тихвинской женской обители.
Во-первых, она является едва ли не единственным сохранившимся представителем так называемого «неорусского» стиля в церковной архитектуре уральской столицы. Во-вторых, сам факт того, что, находясь в таком месте, ей удалось уцелеть и почти полностью сохранить свой облик — удивителен.
Согласно имеющимся архивным данным, Александро-Невская часовня была закрыта для богослужений в 1927 году, использовалась как сторожка, или склад для садового инвентаря. Утратила маковку с крестом, но зато в нишах ее появились мозаики с изображением трав и цветов, которые украшают ее и теперь.
Этот малый храм, возвращенный верующим в 1996-м — настоящий островок света и спокойствия в городской суете. Внутреннее убранство его символично. Портреты императора Александра II, императора Николая II, напротив — образы их небесных покровителей, Святителя Николая Чудотворца и святого благоверного князя Александра Невского.
Все иконы написаны нашим современником, иконописцем из Одессы Игорем Стояновым. Самая большая — икона Божией Матери «Державная».
Небольшая часовня напоминает не только об отмене крепостного права и о Царе Освободителе, об императорском доме в целом, но еще и о великой, непобедимой святой Руси, которая потеряла многие свои святыни, многие памятники, но сохранила память.
Русская линия
Протоиерей Максим Козлов будет выступать по воскресеньям в эфире «Эха Москвы»
Передача «Вглядываясь в традиции» будет выходить еженедельно. Первые выпуски будут посвящены Прощеному воскресенью и первым неделям Великого поста.
Аудиозаписи также будут доступны на сайте радиостанции.
Протоиерей Максим Козлов является настоятелем храма святой мученицы Татианы с момента передачи здания Русской Православной Церкви. Профессор Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии. Является автором нескольких публикаций, из которых наиболее известны книги публицистического содержания: «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни», «200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни», «Клир и мир: книга о жизни современного прихода». Автор учебного издания «Западное христианство: взгляд с Востока».
Русская линия